Какие хомуты использовать для системы охлаждения авто
Пружинные хомуты в систему охлаждения №199
Всем привет.
И так, начнем. После аварии многие патрубки системы охлаждения потрескались и я решил заменить все сразу. Но перед заменой пришла идея заменить червячные хомуты на самозажимные, т.к. они резали шланг и еще их приходилось сажать на герметик. В общем ненадежные они! Еще много существует бортовиков, где люди заказываю хомуты VAG, GM… Они очень дорогие. Есть вариант дешевле. Хомуты я заказывал в EMEX. Поиск очень прост, набираем FBS и далее размер хомута. Например: FBS 4012, где 40 диаметр, а 12 ширина.
Рассмотрим систему охлаждения ВАЗ 2112 16кл и какие хомуты куда будут ставиться. На схеме оранжевым маркером отмечены места куда идет хомут и его номер по порядку.
1) FBS 4012 — 6шт
2) FBS 1412 — 4шт
3) FBS 2712 — 4шт
4) FBS 2612 — 2шт
5) FBS 1612 — 4шт
Ну и конечно, обязательным условием для использования таких хомутов — это новые патрубки системы охлаждения и клещи для самозажимных хомутов (821003 код в EMEX).
Также был куплен дюритовый шланг (2м) на пароотвод от основного радиатора и радиатора отопителя салона.
Ниже фото проделанной работы…
Самозажимные хомуты на ваз
Привет! Запись о том, как решил я хомуты сменить, а так же патрубки, и ещё кой чего по мелочи. Начитавшись всяческих записей, с разных БЖ тазоводов, о самозажимных хомутах, решил и свои поменять, тем более часть патрубков были сильно пережаты, на подогрев дросселя так и вообще надорвал я его. Стал покупать всё необходимое, что-то на Емексе, что-то так в магазинах Тамбова и парочку хомутиков на Юлсане.
Шланги все БРТ, силикон дорого, сменил их не все, нижний отводящий шланг радиатора остался, и пароотвод с радиатора отопителя, лень было снимать жабо, но когда очередной раз отвалились крепления снять всё же пришлось, но система была уже заполнена и сливать было впадлу, хотелось быстрее закончить, потому как растянулась вся эта байда на 2 дня.
Пользовался я в основном этой схемкой
Хомуты на емексе можно найти набрав к примеру тупо 4012, пролистав вы увидите что-то типа
«Norma 4012 Хомут пружинный 40х12 норма от 69 ₽ от 3 дн.»
Ещё эти хомуты идут под названием FBS.
То что в скнире, там артикулы VAGа, так же купил клещи, но где-то ими удобно, а где-то нет, так же использовал из набора Г-образные, не знаю как они называются, их ещё можно переставлять под разные размеры.
Но, так как у меня стоит термостат гранта, с пароотводом, который выполняет роль подогрева, я не учёл, что нужно ещё смотреть и схемы калино/грантоводов. Отверстие термоса которое уходит на верхний шланг радиатора больше чем у 6-ти дырого и хомут на 40, я насупонить не смог.
Как обычно для начала сливаем антифриз из блока, с наличием кранов, потеря минимальная грамм 10-15, а может и того меньше, так же я слил его и из радиатора.
(он же подогрев) подтекал, патрубок радиатора пережат. Фотки ещё весенней давности, подкапотку потом я мыл)))»>
Установка пружинных хомутов на смену старым червячным. Перечень размеров хомутов на Ваз 2108-99.
Здравствуйте уважаемые подписчики и просто гости!
Установил на авто пружинные хомуты, вместо старых червячных. Данный переход считаю очень полезным, так как пружинные хомуты во многом превосходят более распространенные — червячные.
(в конце записи размещу перечень размеров хомутов которые следует приобрести для подобного тюнинга — для автомобилей Ваз 2108-99)
1-ое — самое основное это то, что пружинный хомут в сравнении с червячным (или другим каким) — всегда держит патрубок в напряжении, он является самозатягивающимся. Тогда как другой хомут, после многих циклов нагрева и охлаждения, а в результате — проседания патрубка — дает течь;
2-ое — конструкция пружинного хомута равномерно распределяет усилие зажима и имеет для этого оптимально правильную круглую форму;
3-е — закругленные кромки хомута являются защитой шланга от порезов (при затягивании червячного хомута иногда можно перестараться);
4-ое — ну и последнее это то, что хомут намного проще и быстрее в установке (конечно при наличии специальных установочных клещей);
Из недостатков (если только можно назвать их таковыми) следует отметить только 2-а момента. Первый нюанс в том, что пружинным хомутом Вы никогда не сможете вжать патрубок, если он больше посадочного места (тогда как червячным хомутом проделать данную операцию часто удавалось возможным). Для пружинного хомута патрубок должен идеально подходить под посадку. И 2-ое это то, что подбор самого пруж. хомута намного сложнее чем выбор червячного (допустимая погрешность от правильного размера хомута составляет — 1 мм. и то в сторону уменьшения, в противном случае хомут может не создавать должного усилия).
Пружинные хомуты в системе охлаждения (ABK 2.0).
Зимой, в очередной раз, столкнулся с понижением уровня антифриза в расширительном бачке. Это мне порядком надоело и поэтому решил заменить все оставшиеся червячные хомуты на пружинные.
При последнем ремонте системы охлаждения поменял сломанные пластиковые фланцы на оригинальные и поставил на некоторые патрубки ваговские пружинные хомуты. Надо отдать должное, в тех местах где установил пружинные хомуты, протечки прекратились.
ВИНТОВЫЕ ХОМУТЫ.
Плюсы винтовых хомутов:
— для того чтобы одеть хомут не нужно снимать патрубок, и сливать охлаждающую жидкость
— для установки хомута не нужен специальный инструмент
— продаются везде
— может герметично обжать отвод фланца не круглой (овальной) формы
— недорогие
Возник вопрос почему с завода на наших машинах устанавливали винтовые хомуты, а не пружинные?
Рассмотрим физику процесса компенсации теплового расширения.
Имеем систему с тремя детали с разной степенью теплового расширения: пластиковый фланец, резиновый патрубок и металлический хомут. Минимальное расширение у металла, максимальное у резины. Рабочая температура от — 40 до + 100 градусов. При таких рабочих температурах необходимо чем то компенсировать разные степени расширения.
В системе с винтовыми хомутами, роль компенсатора разности теплового расширения выполняет упругая оболочка резинового патрубка. Толщина оболочки патрубка 3,5 — 5 мм. Новый патрубок упругий и эластичный. За счет такой толщины и упругости и происходит компенсация разности теплового расширения.
Со временем эта система перестает нормально работать. На это есть две причины.
Во первых, упругость резины снижается из-за старения и загрязнения, резина становится более дубовой и она перестает расширяться в нужном диапазоне.
Но в большей степени влияет то, что резина под хомутом, в месте сжатия уплотняется и становится тоньше.
Из-за этих двух факторов, появляется утечка антифриза в этом узле.
В Германии, при такой проблеме, на сервисе поменяли бы патрубок, хомут и фланец на новые. И эти узлы не беспокоили бы еще много лет владельца автомобиля.
У нас большинство поступает по другому. Для устранения протечки винтовой хомут затягивается сильнее. Протечка прекращается на некоторое время.
Продолжая время от времени затягивать хомут до тех пор, пока он не прорезает патрубок или не лопается отвод пластикового фланца.
Правильное решение проблемы — замена резинового патрубка на новый. В этом случае для фиксации патрубка можно использовать любые хомуты, винтовые, винтовые с пружинной вставкой или пружинные.
ПРУЖИННЫЕ ХОМУТЫ.
В системе с пружинным хомутом роль компенсатора разности теплового расширения выполняет сам хомут. При понижении температуры он сжимается, при повышении разжимается, обеспечивая необходимую герметичность.
Плюсы пружинных хомутов:
— компенсирует в достаточных пределах тепловое расширение
— форма примыкания к патрубку почти правильная окружность
— давит на патрубок с постоянным давлением (пережать патрубок сверх нормы невозможно)
— долговечные
Минусы пружинных хомутов:
— дорогие
— для того чтобы одеть хомут нужно снять патрубок, а значит слить охлаждающую жидкость
— для установки хомута нужен специальный инструмент
— продаются, обычно только под заказ
Установка пружинных хомутов.
Есть мнение, что устанавливать пружинные хомуты можно только на новые патрубки (в прочем, это справедливо и для винтовых хомутов).
К сожалению новые оригинальные патрубки стоят очень дорого. Но проблема даже не в этом. Многие патрубки уже нельзя купить. Оригинальные сняты с производства, а аналоги не выпускаются.
Поэтому я ставил пружинные хомуты на старые патрубки. Но ставил хомут не там где был винтовой хомут, а рядом справа или слева от продавленного места.
Перед установкой пружинных хомутов нужно проверить, чтобы окружность отвода фланца или трубопровода, на который надевается резиновый патрубок, была круглой формы. Если она будет овалом, пружинный хомут не сможет герметично обжать патрубок.
Надевать пружинный хомут можно двумя способами.
1. Снять патрубок с фланца, сжимаем клещи с хомутом (хомут разжимается, увеличивается в диаметре), просунуть хомут на патрубок, одеть патрубок на фланец, установить хомут в нужном месте и разжать клещи (хомут сжимается).
2. Снять патрубок с фланца, сжимаем клещи с хомутом, просунуть хомут на отвод фланца, одеть патрубок на фланец, установить хомут в нужном месте и разжать клещи. Этот способ используем тогда когда D2 меньше чем Dmax, но больше Dmin.
Если не удалось установить хомут даже вторым способом, то следует заменить хомут на больший ближайший типоразмер.
Пружинные хомуты можно охарактеризавать тремя внутренними диаметрами.
D1 — диаметр в спокойном состоянии (сжатое состояние)
D2 — максимальный диаметр (диаметр до которого можно максимально разжать хомут)
D3 — рабочий диаметр (обычно равен диаметру патрубка на который надевается хомут), находится в диапазоне между D1 и D2.
Схема охлаждения двигателя 2.0 ABK с пружинными хомутами.
Диаметры фланцев и трубопроводов для двигателя 2.0 ABK.
Первый диаметр — диаметр трубки или фланца, в скобках — диаметр утолщения.
Металлические трубопроводы:
1. 048 121 065 B Трубопровод системы охлаждения — Ø19 мм
2. 4A0 121 075 Трубопровод системы охлаждения для а/м с антиблокировочной системой тормозов ABS — Ø16,5(17,5) мм
Пластиковые фланцы:
3. VAG 037 121 132 G Фланец с уплотн. кольцом ABK, ADW, AAE — Ø32,5(35) мм / Ø25(28) мм
4. VAG 026 121 144 E Фланец с уплотн. кольцом ABK, ADW, AAE — Ø32,5(35) мм
5. VAG 048 121 121 B Фланец водяной (патрубок термостата) — Ø32,5(35) мм
6. VAG 4A0 819 497 Tройник Т-образной формы — Ø20(22) мм
7. Расширительный бачок — Ø20(22) мм / Ø10(12) мм
8. Радиатор основной — Ø32,5(35) мм — два отвода / Ø20(22) мм — один отвод
9. Радиатор печки — Ø20(22) мм
10. Помпа — Ø25(28) мм — два отвода.
11. Радиатор масляный — Ø16 мм — два отвода.
Резиновые патрубки (наружный диаметр).
42 мм — диаметр отвода фланца 32,5 мм, подходит пружинный хомут 40х12 мм
33-34 мм — диаметр отвода фланца 25 мм, подходит пружинный хомут 32х12 мм
27-28 мм — диаметр отвода фланца или трубопровода 20 мм, подходит пружинный хомут 27х12 мм
23-24 мм — диаметр отвода фланца или трубопровода 16 мм, подходит пружинный хомут 23х12 мм
17 мм — диаметр отвода фланца или трубопровода 10 мм, подходит пружинный хомут 17х12 мм
Толщина патрубков от 3,5 до 5 мм.
* — внутренний диаметр хомута в спокойном состоянии.
Половину нужных хомутов, а это размер 23 мм и 27 мм приобрел на разборке за символическую плату.
На разборке смотрел не из за того, что хотел сэкономить, изначально хотел купить только новые. Но просто не был уверен в размерах. На наш двигатель не устанавливались пружинные хомуты, поэтому все проверялось на практике и по некоторым схемам, отчетам из Инета.
Недостающие хомуты купил новые Norma FBS. Качество так себе. Геометрия маленьких хомутов не окружность, а многоугольник.
VAG-говские хомуты, которые покупались ранее были с маркировкой MU, так что вероятнее всего это хомуты фирмы MUBEA.
Если ставить хомуты на б/у патрубки лучше использовать узкие хомуты шириной 12 мм, так проще найти не продавленное место.
Если, все таки, вынуждены ставить пружинный хомут на продавленное место, тогда нужно подобрать хомут с меньшим диаметром. Например вместо хомута 27X12 ставится хомут 25X12.
Переход на пружинные хомуты с заменой всех патрубков системы охлаждения. Часть 3.Финал + список хомутов
После разбора всех и вся пришло время собирать обратно. С вместе с радиатором печки был приобретен и новый кронштейн и новая уплотнительная резинка.
Кронштейн сразу же был подвергнут тюнингу, а именно:
1. Обрезан верхний левый уголок для облегчения закручивания верхней правой гайки педали газа
2. Для облегчения установки была укорочена шпилька кронштейна.
Шпильку кронштейна я чересчур укоротил и были проблемы с накручиванием гайки, буквально нужно было лишних 2 мм оставить. Но это решаемо если у вас есть напарник — он просто прижимает кронштейн и сжимается резинка и все накручивается. У меня же напарника не было и эта проблема была решена засовыванием ручки трещетки 3/8″ между корпусом отопителя и кронштейном для того чтобы поджать его.
Поскольку оригинального уплотнителя печки мне не удалось прикупить (Прокладка радиатора 21230-8101074-00), то в ближайшем триппер гипермаркете был приобретен уплотнитель шириной 50 мм и толщиной 4 мм на оклейку радиатора ушло около 680 мм
Далее радиатор был установлен на место, вырез проклеен алюминиевым армированным скотчем который завалялся дома.
При установке верхнего патрубка печки оказалось что хомут в 27 мм невозможно натянуть на шланг. Потому дальнейшая сборка отложилась на 4 дня пока приехали нужные запчасти. Наученный горьким опытом я заказал сразу 28 мм хомута 2 шт, один 29 мм и один 27 мм на всякий случай. Натянуть я смог только 29 мм.
Очень много матюков было произнесено в процессе установки этого всего. При снятых остальных патрубках системы охлаждения оно конечно проще, но не намного.
Кстати вот для сравнения хомут Norma 27 мм(слева) и хомут ВАЗ 27 мм 21901300087(справа, производитель Mubea)
Mubea имеет металл в 2 мм против 1.5 мм у Norma да и покрытие посолиднее, но оба не пригодились.
Хозяйке на заметку: если вы сняли старые патрубки и не запомнили каким образом они стояли раньше, то это можно легко определить по старым патрубкам: там где патрубок внутри рыжий от ржавчины — он стоял на трубе от помпы («саксофоне»), где белый — на термостат, где чистый — на радиаторе печки т.к. штуцера пластиковые.
Вот таким образом стоят патрубки на печку на калине (слева перед авто)
Следующим препятствием был нижний патрубок основного радиатора. Мои клещи для пружинных хомутов не пролазили по длине между коробкой и радиатором ни снизу ни сверху(мешает опора коробки) и после почти часа секаса было принято волевое решение снять левый брызговик двигателя и все более менее быстро установилось.
Далее были установлен шланги подогрева дросселя 2112-1148035-10 один становится как есть (длина 480 мм), второй нужно обрезать до 315 мм.
Залит антифриз Sintec Lux G12 и продут немного по системе с одним снятым шлангом обогрева дросселя.
Далее все остальное что было снято установлено на место.
Запуск двигателя и обороты скачут до 1500-1800, я в панике давай смотреть что не так подсоединил — оказалось нужно было подрегулировать тросик газа т.к. он не давал полностью закрыться дросселю.
Потом пришлось домкратить левую часть авто и газовать т.к. не получалось никак выгнать воздушную пробку.
В итоге все пришло в норму, двигатель после выключения вентилятора на холостых держит около 95-96 градусов, при включении печки на максимум остывает до 93.
Итак какие хомуты поставил:
1. Шланг обратки расширительного бачка 14х12 11191300085 2 шт. (Много в каких каталогах ошибка и этот хомут обозначен как 44х12, но по факту он 14х12)
Если используете прямой шланг 1118-1303095, то подходит идеально, а если такой как я 1119-1303095 (с изгибами), то налазят с трудом и лучше взять 15 мм.
2. Нижний патрубок радиатора печки 25х12 General Motors 94530064 2 шт.
3. Верхний патрубок радиатора печки(со стороны двигателя), нижний патрубок расширительного бачка 28×12 Norma 2 шт.
4. Верхний патрубок радиатора печки(со стороны радиатора) 29х12 Norma 1 шт. возможно у кого то получится натянуть 28 мм, но у меня не вышло.
5. Шланги обогрева дросселя 16×12 Hyundai/Kia 14720 16006B 4 шт. Все вроде держит, но лучше все таки поставить 15 мм.
6. Патрубки радиатора, соединение «саксофона» и термостата 41х12 11190130008600 5 шт.
7. Патрубок от расширительного бачка к термостату (тройник) 44х12 11190130008900 1 шт.
Внимание: Пружинные хомуты ставить только на новые патрубки!
Список всех патрубков для 8 клапанного двигателя.
Патрубки ставил без герметика, посадочные места очищал от остатков засохшего тосола и антифриза, посмотрю как поведут себя дальше.
У меня пока все, надеюсь кому то данная информация будет полезна.