Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие бывают компоновки автомобилей? Что все таки лучше?

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Очень часто, оценивая конструкцию привлекшего наше внимание автомобиля, мы говорим, что он «ладно сложен». Его сложение определяется компоновкой, которую можно охарактеризовать как сочетание взаимосвязанного размещения агрегатов и узлов машины. Задача конструктора — так «сложить» изо всех обязательных элементов автомобиль, чтобы выкроить наибольшее пространство для пассажиров, удобно их поместить, сделать легкими вход и выход, оставить достаточный объем для багажа и обеспечить эффективное функционирование всех узлов и систем. При этом конструктор стремится получить наименьшие габарит и массу и избежать, несмотря на плотность «упаковки» всех компонентов, неудобств при обслуживании и ремонте. Решение столь сложной и многосторонней задачи может быть найдено только на основе тонко рассчитанных компромиссов.
Компоновочная схема прежде всего должна обеспечивать нагрузку на ведущие колеса, достаточную для получения нужных тяговых параметров и проходимости автомобиля. Ее оптимальное значение 53—55% от общей массы. Второе условие — пассажирское помещение должно находиться в зоне наибольшего комфорта, в пределах колесной базы. Еще одно важное соображение — минимальная длина. Она больше всех размеров сказывается на массе, которой пропорциональны не только расход материалов, но и себестоимость, а с ней и цена. Длина в современных условиях — это экономия или, наоборот, неразумный расход площади городов, уже перенасыщенных автомобилями.
Каким образом сложен современный автомобиль, как учитываются в нем названные выше соображения и какие плюсы и минусы дают применяемые сегодня три основные компоновочные схемы. Прежде всего обратимся к статистике. В традиционном ежегодном каталоге легковых машин, выпущенном в 1979 году к открытию женевской международной автомобильной выставки, приведены данные по 408 базовым моделям. Одни из них выпускаются сотнями тысяч в год, другие — десятками единиц. Среди этого многообразия львиная доля приходится на автомобили классической компоновки, впервые осуществленной почти 90 лет назад Л. Панаром и Э. Левассором.

Двигатель и коробка передач — впереди, ведущие колеса — задние. По такой схеме выполнены 270 моделей (77% от 408), на которые приходится около 70% годового выпуска легковых автомобилей во всех странах мира. Она широко используется для всех классов, но чаще всего в среднем, большом и высшем (ФИАТ-132, ГАЗ—24, «Тойота-краун», «Волво-264», ЗИЛ—117). В малом же классе эта компоновочная схема сегодня уже сдает позиции.
Классическая схема не позволяет сместить далеко вперед салон и вместе с ним двигатель, поскольку в этом случае задние ведущие колеса окажутся недостаточно загруженными. Из-за специфики взаимного расположения агрегатов машина в целом получается довольно длинной и тяжелой — свойство, наиболее неудобное для моделей малого и особо малого классов. У машин более высокого класса на первый план выступают достоинства подобной схемы. Так, багажник, размещенный между кожухами задних колес, получается вместительным и в то же время коротким и широким. Двигатель, сцепление и коробка передач объединены в общий блок и по отдельности легко демонтируются при необходимости ремонта.
Чтобы в пределах классической компоновки сохранить желаемую загрузку задних ведущих колес и все-таки продвинуть вперед двигатель, а с ним и пассажирское помещение, на некоторых легковых, а также спортивных моделях малого класса («Альфа-ромео-альфетта», «Волво-343», «Порше-924», «Порше-928») коробку передач сблокировали с главной передачей. Таким образом, у ведущих колес сконцентрирована вся масса трансмиссии, чем и компенсируется уменьшение нагрузки на них. Эта схема (с «разнесенными агрегатами») дает выигрыш и пространства для ног водителя и переднего пассажира — на полу нет «горба», охватывающего коробку передач. Но длинные (около полутора метров) тяги в приводе управления коробкой передач пружинят, не обеспечивают четкого переключения; более жесткие и массивные тяги — это уже некоторое увеличение металлоемкости и себестоимости.
Конструкторы, продолжая искать альтернативу классической компоновочной схеме и ее разновидности с «разнесенными» двигателем и трансмиссией, пошли по пути создания компактного силового агрегата. Они исходили из того, что блок из двух или нескольких узлов всегда легче и дешевле, чем те же узлы, монтируемые порознь. Поэтому силовой агрегат, объединявший двигатель, сцепление, коробку передач и главную передачу, привлек внимание в первую очередь создателей малолитражных и спортивных машин.
Еще лет двадцать назад компоновка с двигателем сзади и задними ведущими колесами представлялась очень привлекательной. Она воплощена в таких известных моделях, как «Фольксваген-жук», «Рено-дофин», ФИАТ-126, ЗАЗ—965. Компактный силовой агрегат, отсутствие карданного вала, продвинутый вперед салон обеспечивают заметную экономию в длине, массе и себестоимости. Однако получить благоприятное распределение полной нагрузки между передними и задними колесами можно только у моделей с малогабаритными и, следовательно, легкими двигателями. На задние колеса у отдельных заднемоторных автомобилей малого класса приходилась чрезмерная (60—62%) доля массы, характеристика управляемости («врожденная» избыточная поворачиваемость) оставляла желать лучшего. Это обстоятельство предопределило резкое сокращение числа заднемоторных автомобилей — их оказалось около 6% общего числа, причем, конечно, главным образом это машины особо малого и малого классов (СЕАТ-133, «Субару-рекс-550», ЗАЗ—968М). Среди автомобилей среднего класса такая компоновка встречается как исключение («Татра-613»).
Для спортивных и гоночных автомобилей, довольно легких и имеющих сравнительно большой запас мощности, необходимость значительной (55—65%) загрузки ведущих колес особенно важна. В противном случае частая пробуксовка не позволила бы использовать тяговые возможности мощных двигателей. Но заднемоторная компоновка с вынесенным назад двигателем создает довольно большой момент инерции относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести. В результате машина плохо входит в повороты и плохо из них выходит. Поэтому на заднемоторных спортивных («Лотос-эспри-С2», «Феррари-512ББ», «Порше-917» и др.) и гоночных (например, «Эстония—18», «Лотос-81», «Рено-РE20») автомобилях силовой агрегат развернут на 180, так, чтобы двигатель оказался внутри базы (рис. 5), — это компоновка с центральным расположением двигателя. Чтобы еще больше сократить длину, массу и момент инерции относительно вертикальной оси, на некоторых спортивных моделях («Лянча-стратос», «ФИАТ-Икс-1/9», «Матра-багира») применена разновидность центральной компоновки, где двигатель установлен поперек кузова между пассажирским отсеком и задними ведущими колесами.
В общей сложности доля моделей с задним и центральным расположением двигателя составила 11%, а в общем количестве легковых машин, выпущенных за год во всех странах, на них приходится 6%.
Самые первые автомобили К. Бенца, Г. Даймлера 1886 года, Е. Яковлева и П. Фрезе 1896 года имели заднемоторную компоновку. Если же говорить о паровых дилижансах, то годом рождения ее надо считать 1801-й, когда Р. Тревисик построил свою паровую карету, которая также имела заднемоторную компоновку.
Автомобили с передними ведущими колесами — их называют также переднеприводными — считаются продуктом последних десятилетий. Но они тоже появились давно — машина «Лятиль» с передними ведущими колесами увидела свет в 1899 году. Если же отвлечься от карбюраторного двигателя и заглянуть поглубже в биографию автомобиля, то найдем, что Н. Кюньо построил свою паровую телегу с передним ведущим колесом еще в 1769 году!
Вернемся, однако, к современности. Компоновки, обеспечивающие переднее расположение силового агрегата и привод на передние колеса, в настоящее время пользуются все возрастающей популярностью и составляют 21 %. Если же говорить о годовом выпуске легковых автомобилей в мире, то переднеприводные машины составляют в нем 24%. Одно из главных преимуществ, которые они обеспечивают, — малые длина и масса, ровный пол салона.
Поскольку эти автомобили имеют управляемыми передние колеса, то расстояние между их кожухами заметно (на 350—400 мм) меньше, чем между кожухами задних. Следовательно, багажник предпочтительней размещать в зоне задних колес, чтобы для получения нужного объема не увеличивать чрезмерно его длину, а следовательно длину и массу автомобиля. И в этом отношении компоновка с передними ведущими колесами оказывается наиболее рациональной. Она применяется не только в особо малом и малом классах, но и в среднем («Ситроен-ЦИкс», «Ауди-100», «Лянча-Гамма) и даже большом («Олдсмобиль-торонадо», «Бюик-ривьера»).
При передних ведущих колесах двигатель может быть размещен в пределах колесной базы («Ситроен-ДС19», «Рено-16») или вынесен вперед («Рено-12», «Ауди-100»). Первый вариант (рис. 7) применяется главным образом при довольно больших по рабочему объему и массе двигателях, вынос которых вперед за передние колеса создал бы чрезмерную их перегрузку. Кстати, у «Ситроена-ДС21», несмотря на все ухищрения, при полной нагрузке на передние колеса приходилось 59,5% общей массы, а без нагрузки — 66%. Неудивительно, что в соответствии с таким распределением на его колесах были установлены шины с разной шириной профиля: впереди — 180 мм, сзади — 155 мм.
Для укорочения силового агрегата, расположенного вдоль машины, конструкторы нашли несколько интересных решений. Так, у СААБов коробка передач и главная передача помещены под картером двигателя. Компактность агрегата, однако, была достигнута ценой усложнения конструкции (в трансмиссии введены три дополнительные шестерни). Сходное решение видим и в последней модели «Тойота-терсель». Здесь установленные вдоль автомобиля двигатель, сцепление и коробка передач расположены «цепочкой», а главная передача — под коробкой передач и связана с ней набором цилиндрических шестерен. Это компромиссное решение, продиктованное желанием максимально сохранить неизменными конструкцию картера двигателя, сцепления, а также коробки передач, которые по чисто производственным соображениям заимствованы от модели с классической компоновкой.
У автомобилей с двигателем очень большого рабочего объема («Олдсмобиль-торонадо», «Кадиллак-эльдорадо») коробка передач и главная передача находятся рядом с двигателем, а он установлен вдоль моторного отсека и смещен немного вбок. Для передачи от него на трансмиссию крутящего момента служит многорядная пластинчатая цепь.
При продольном расположении силового агрегата главная передача всегда представляет собой пару конических шестерен, чаще всего с гипоидным зацеплением. Их производство, налаженное во многих странах, требует сложных и дорогих специальных станков. И конструкторов соблазнила идея удешевить переднемоторные автомобили отказом от конических шестерен главной передачи в пользу более дешевых цилиндрических косозубых, что возможно только при поперечном расположении силового агрегата. Кроме того, как показал опыт последних десятилетий, именно в этом случае удается наиболее компактно разместить силовой агрегат в узком пространстве между кожухами передних колес и без увеличения длины машины. Такая схема более двадцати лет назад была осуществлена на моделях «Остин-мини», «Трабант-П50» и приобрела многочисленных последователей. Ее достоинства в том, что она позволяет получить желаемую загрузку передних ведущих колес, обеспечивает компактность моторного отсека, дает возможность продвинуть пассажирское помещение далеко вперед, в зону кожухов передних колес.
У ранних переднеприводных машин с поперечной установкой двигателя ценой конструктивных усложнений трансмиссии полуоси были сделаны одинаковой длины. Однако для новейших представителей этой компоновочной схемы («Опель-Кадет», «Форд-Фиеста», «Лянча-Дельта») характерна неодинаковая длина полуосей. На долговечность их шарниров это обстоятельство решающего влияния не оказывает, но позволяет свести к минимуму число шестерен в главной передаче.
Поперечно расположенный двигатель мы можем встретить как на машинах особо малого класса (например, «ФИАТ-Панда», «Трабант-601»), так и на моделях малого («Фольксваген-Гольф», «Рено-14ТЛ»), среднего («Ситроен-ЦИкс») и даже большого («Шевроле-Ситейшн») классов.
Мы познакомились с тремя основными компоновками и их разновидностями. Здесь не было речи о существующих только теоретически схемах, например с передними ведущими колесами при расположенном сзади двигателе. Нашедшие практическое применение компоновочные схемы постоянно используются конструкторами. Эти схемы родились еще в прошлом веке и живут поныне, причем каждая в силу своих особенностей находит свою сферу.

Источник

Типы расположения двигателей автомобилей | Интересные факты

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Поперечный тип установки авто-моторов в автомобилях доминирует в современном автоконструировании, однако по мнению некоторых специалистов именно такое продольное расположение двигателей обеспечивает максимальную производительность легковому автотранспорту. Каково же соотношение у этих двух видов расположения силовых агрегатов по отношению к друг другу? Давайте вместе с вами разберемся.

Стоит сразу же отметить, что помимо технических характеристик и показателей эффективности работы, способность ориентации двигателя в подкапотном пространстве автомобиля оказывает немалое влияние и на сам дизайн автомашины. Разрабатывая автомобильный двигатель инженеры должны одновременно для себя отметить и на несколько вопросов, а именно: как устанавливать такой мотор, если модель автомобиля будет заднеприводной? А также,- Каким образом организовать свободное пространство для остальных узлов и агрегатов размещающихся под капотом автомобиля? И еще,- Какую нагрузку окажет масса мотора на сам кузов автомашины?

Другим и весьма существенным моментом будет также вопрос агрегатирования разрабатываемого двигателя с уже существующими трансмиссиями. Ведь от этого будет зависеть общее и конкретное впечатление способности автомобиля в целом.

Рассматривая переднеприводные автомобили с любой из возможных ориентаций установленных в них двигателей (поперечной или продольной) можно сказать, что у каждого из них имеются свои определенные преимущества и недостатки, которые влияют как на управление автомобилем, так и на его технические характеристики. Оценка совокупности всех его особенностей и является основой для дальнейшего выбора разработчиками той или иной модели автомобиля.

Двигатели с поперечным типом расположения

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Двигатели обладающие поперечным типом расположения в подкапотном пространстве, устанавливают перпендикулярно и относительно самого направления движения. Такие моторы обладают преимущественно горизонтальным расположением в моторном отсеке. Поперечная установка двигателей применяется как правило, в конструкциях переднеприводных автомобилей и с передним расположением силовых агрегатов.

Началом эры с поперечным типом расположения агрегата принято считать период конструирования первых автомоделей Mini. Конструкторы британского авто-бренда одними из первых при помощи тяг обеспечили передачу крутящего момента от двигателя непосредственно к колесам. Таким революционным решением была решена задача, максимально эффективно использовать крошечное по меркам того времени подкапотное пространство автомобиля наделив его довольно мощным мотором.

При помощи поперечной компоновки мотора инженерам компании «Мини» удалось втиснуть двигатель с относительно большим рабочим объемом в моторный отсек компактной городской машины. Впрочем надо сказать, что на полноценных суперкарах такая поперечная компоновка двигателя использовалась довольно редко. Одной из немногих моделей класса суперкаров с двигателем установленным поперечно, является автомобиль Lamborgini Miura.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Одной из главных особенностей у «поперечных» моторов называют разную длину валов привода, которые передают моторную тягу от двигателя к колесам. Дело в следующем. Конструкторам пришлось устанавливать коробку передач с одной стороны от самого двигателя, который расположен по центру моторного отсека, в связи с чем валы привода, установленные через ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей), должны быть разной длины, что сказывается на равномерности износа этих элементов. В отличие от поперечно устанавливаемых силовых агрегатов при продольном расположении двигателя, валы привода имеют одинаковую длину, ведь здесь двигатель и коробка передач устанавливаются «друг за другом» по одной осевой линии.

Поперечная компоновка силового агрегата быстро стала нормой при конструировании компактных городских автомобилей многих массовых авто-брендов. Обычно поперечно устанавливаемые двигатели имеют у себя относительно небольшой рабочий объем и не более четырех цилиндров. Впрочем некоторые автопроизводители используют такую поперечную компоновку для шести- и даже для восьмицилиндровых моторов. В этом случае и как правило, в них применяется V-образное расположение.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Главная причина широкого распространения поперечного расположения двигателей – это максимальная эффективность использования моторного отсека при небольшом шасси и общих габаритах автомобиля. Установив двигатель в подкапотном пространстве поперечно, разработчик получает значительно больше свободного пространства для компоновки и оформления салона при одинаковых внешних габаритах с автомобилем, где мотор устанавливается вдоль. Особенно ценно такое качество машины в условиях городской эксплуатации с минимальным количеством свободного пространства для парковки.

Сюда же стоит добавить и переднеприводный тип трансмиссии исключающий организацию центрального тоннеля в салоне автомобиля для карданного вала. Плоский пол и максимально просторный салон являются одним из ключевых элементов комфорта и эргономики современных компактных автомобилей для города.

Установленный поперечно спереди двигатель оказывает определенное влияние и на характеристики динамики движения машины. На автомобилях с подобной компоновкой основная часть массы всего автомобиля приходится на переднюю колесную ось и на переднюю подвеску. Таким образом инженеры решают одну из главных задач заключающуюся, в обеспечении тяги на ведущие колеса с минимальными потерями.

Кроме того, такие автомобили более прогнозируемы и послушны в управлении на скользком покрытии. А отсутствие дополнительных компонентов трансмиссии не только позволяет уменьшить общую массу самого автомобиля, но и снижает себестоимость производства такой модели в целом.

К нашему сожалению, у образцов моделей с поперечным расположением силового агрегата есть вполне конкретные недостатки. Так, например, для моторов такого типа противопоказано увеличение показателя крутящего момента. Это обусловлено все той же разницей размеров тяг. Углы падения для двух разновеликих валов будут различными, и, чем длиннее вал, тем будет меньше его показатель жесткости на кручение. В свою очередь это провоцирует падение эффективности передачи тяги от самого двигателя к колесам вызывая тем самым необходимость подруливания.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

В борьбе с такой особенностью разработчикам пришлось прибегнуть к определенным инженерным уловкам. Так, например, одним из способов уравновешивания показателями «крутильной жесткости» является изготовление одного из валов полым, а другого – сплошным. Подобное решение призвано сбалансировать передачу крутящего момента разновеликим валами. Первыми, кто воплотил такую инженерную задумку в реальность, стали инженеры концерна «Ford» при разработке одного из первых поколений хэтбека Fiesta.

Помимо указанного инженерного недостатка, такое поперечное расположение автомобильного двигателя имеет и более банальные минусы. Такие моторы жестко ограничены с точки зрения возможности перемещения их в моторном отсеке, поскольку они занимают максимально возможное пространство с обеих сторон от внутренних поверхностей передних крыльев машины. Да и возможность увеличения мощности поперечно ориентированного мотора совсем невелика. Именно по этой причине некоторые производители спорткаров выбравших подобный тип расположения мотора у своего автомобиля, предпочитают среднемоторный вариант установки силового агрегата.

Двигатели с продольным типом расположения

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Продольная компоновка силовых агрегатов в настоящее время используется (как правило) для заднеприводных автомобилей. Смонтированные точно по осевой линии автомобиля «продольные» моторы обеспечивают прямой путь вырабатываемой тяги от коленчатого вала непосредственно к коробке передач.

Еще одним плюсом «продольных» моторов является меньший в сравнении с поперечно ориентированными аналогами уровень вибраций, вызываемых работой мотора. Однако, несмотря на казалось бы максимально эффектную передачу мощности мотора, с инженерной точки зрения, с продольно ориентированными моторами тоже не все так просто. В первую очередь выяснилось, трудности возникают именно с реализацией эффективности тяги. Ведь энергия вращения от «продольного» мотора должна поменять направление на 90 градусов, а для этого приходится применять дифференциальный колесный привод. Для такого двигателя продольной компоновки требуется заметно больше места в моторном отсеке, ввиду чего нередко страдает сама эргономика и удобство салона машины.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

На современных автомобилях продольное расположение мотора обычно используется при конструировании спорткаров с приводом на заднюю ось (для таких машин, как правило, используется заднемоторная или среднемоторная компоновка). Нередко продольно установленный двигатель можно встретить и под капотом большого полноприводного внедорожника. Это объясняется более широкими возможностями, которые предоставляет продольно ориентированный двигатель для реализации полноприводного функционала при помощи вязкостной муфты и дифференциала Торсен.

Подводя итог необходимо сказать, что безусловного противопоставления двух представленных типов расположения двигателя быть не может. Ведь помимо типа установки агрегата в моторном отсеке на саму эффективность автомобиля в целом влияют такие к примеру, факторы как: тип привода, передне- задне- или среднемоторное расположение двигателя. Очевидно, что наличие карданного вала в совокупности с тем или иным типом привода обеспечивает совершенно разное «поведение» автомобиля на дороге.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Другой немаловажный фактор для оценки эффективности типа расположения мотора – это габариты автомобиля. Так, например, для компактных городских машин поперечная установка мотора будет наиболее оптимальной.

Источник

Зачем мы массово пересели с заднего привода на передний и почему в будущем все будет совсем по-другому?

Фото автора и из открытых источников

Фото автора и из открытых источников

Классическая, переднеприводная, заднемоторная, среднемоторная… Почему применяются столь разные компоновки, почему только некоторые из них стали массовыми и что изменится с переходом на электротягу?

На заре автомобильной истории компоновочные решения были самыми разными, тот же двигатель часто располагался не только в передней части автомобиля, но и по центру, и сзади. Что, впрочем, неудивительно: конструкторы находились в творческом поиске, причем касалось это не только взаимного расположения агрегатов, но и их конструкции.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Классическая компоновка

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Двигатель с коробкой передач расположен спереди, а привод посредством карданного вала осуществляется на задние колеса. С технологической точки зрения это едва ли не самое простое решение, посему на протяжении десятков лет его массово применяли практически все производители во всех классах легковых автомобилей, начиная с малолитражек и заканчивая представительскими лимузинами.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Лишь с 1970-х начался массовый переход на передний привод, да и то сначала лишь для компактных моделей. Более крупные автомобили среднего и бизнес-класса стали переводить на него ближе к 1990-м, но ряд производителей (например, BMW и Mercedes) остался верен классической компоновке.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Причины массового ухода от «классики» и сохранения ей верности отдельными марками кроются в плюсах и минусах этой компоновочной схемы. Коробка передач состыкована с продольно расположенным мотором и во многих моделях уже находится на уровне салона, что уменьшает его внутреннее пространство. Наличие карданного вала означает высокий трансмиссионный тоннель, что также сказывается на внутреннем пространстве. Добавим к этому дополнительную массу, избыточную поворачиваемость и худшую проходимость в зимних условиях.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Разумеется, не забудем сказать пару слов про схему Transaxle со сдвинутой к задней оси коробкой передач, совмещенной с главной передачей. Опять же все ради лучшей развесовки. Такая компоновка была применена, например, на довоенной Skoda Popular (на фото), а в 1980-х ее использовали и на Alfa Romeo 75.

Несмотря на свои преимущества, есть у Transaxle и недостатки. Во-первых, коробку как-то надо «подружить» с кузовом, чтобы не пострадала практичность. Во-вторых, при такой схеме карданный вал вращается со скоростью коленвала двигателя, что означает повышенные требования к подшипникам и увеличивает стоимость всего узла. В-третьих, усложняется конструкция механизма переключения передач, а ведь у «классических» машин рычаг КП обычно «растет» прямо из коробки.

Переднеприводная компоновка

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Но даже на современных автомобилях принципиальные недостатки и особенности переднего привода никуда не исчезли. К ним можно отнести прежде всего неравномерную нагрузку по осям (обычно она составляет от 60:40 до 65:35 в пользу передней), разгрузку передних колес при интенсивном разгоне, а также действие паразитных сил в этой же ситуации, что приводит к боковому уводу, «рысканью». Также ШРУСы ограничивают выворот колес, что на некоторых моделях приводит к увеличенному радиусу разворота. Тем не менее основные преимущества (меньшая стоимость, масса и габариты) обеспечивают данному типу компоновки лидерство в массовом секторе. Но тем интереснее для «петролхэдов» возможные альтернативы.

Заднемоторная компоновка

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Как и в случае с передним приводом, здесь обходится без лишних деталей в виде карданного вала и вынесенного отдельно редуктора, что позволяет экономить на размерах и массе автомобиля. Плюс это достаточно недорогое и простое решение, так что неудивительно, что часто оно применялось как раз на маленьких дешевых машинках.

Тем не менее для малолитражек более актуальным оказался передний привод, предпочтительный с точки зрения технологий (не надо «заморачиваться» по поводу управления отнесенной назад коробкой, мудрить с системами охлаждения и климат-контроля), практичности (с расположенным сзади мотором размеры и функциональность багажного отделения падают), наконец, безопасности.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Ведь у заднемоторных машин характер «капризный». В первую очередь из-за характерной развесовки, где большая часть массы приходится на заднюю ось, а передние колеса оказываются недогруженными. И на скользких покрытиях это оборачивается проблемой недостаточной поворачиваемости и даже тормозных качеств. Но здесь мы повторимся: современные системы активной безопасности частично решают эту проблему.

Стоп, а как же Porsche 911? Там тоже проблемы с управляемостью и торможением? Эти вопросы решаются за счет различных технических решений (шин, аэродинамики, компоновки узлов), применение которых оправдано на дорогой эксклюзивной технике, но для массового использования на дешевых машинах просто нецелесообразно.

Центральномоторная компоновка

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Впрочем, из любого правила есть исключения. Достаточно вспомнить минивэн Toyota Previa первого поколения, у которого двигатель был расположен практически по центру, но это не помешало обеспечить достаточно вместительный салон. Однако обслуживание и ремонт такого автомобиля были куда сложнее, чем при традиционной компоновке.

А как же полный привод?

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

«Электрички» все изменят

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Более дорогие и мощные модели имеют два мотора, по одному на каждую ось. А есть еще различные концептуальные разработки, где имеется три, а то и четыре двигателя. Не будем забывать и про эксперименты с мотор-колесами…

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Впрочем, куда важнее не число и расположение моторов (хотя это позволяет отказаться от полноприводных трансмиссий в их привычном понимании и обеспечивать управление тягой в очень широких диапазонах). Куда более принципиально, что сами электродвигатели намного компактнее и легче традиционных ДВС, что позволяет реализовывать самые смелые компоновочные решения.

Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Смотреть картинку Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Картинка про Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют. Фото Какие компоновки автомобиля по расположению двигателя и кабины существуют

Определились с компоновкой? Теперь найдите свой вариант в базе объявлений Автобизнеса

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *