Какие овалы лучше ставить в машину без усилителя
Готовый рецепт. Очень доступная аудиосистема без отдельных усилителей, но с замахом на SQ
На этот раз будет не тест, а, скорее, некий рецепт получения хорошего звука в минимальном бюджете. В первую очередь материал будет интересен тем, у кого в машине нет штатного аудио, а есть простая аудиоподготовка и пустое «гнездо» под головное устройство. Такой расклад не означает, что нужно довольствоваться примитивной схемой «ГУ и четыре динамика», при желании можно получить и более продвинутую систему. Причём, не затратив ни одного лишнего рубля.
Идея этой небольшой познавательной статьи зрела давно. На неё натолкнул дурацкий стереотип о том, что нормальная аудиосистема стоит дорого, и если в ней нет отдельных усилителей, то к ней можно относиться с пренебрежением, мол, ждать от неё всё равно нечего. В итоге даже если человек и любит послушать музыку, но не имеет достаточного бюджета и времени на развитую аудиосистему, идёт в магазин, покупает простенькое головное устройство, две пары динамиков и довольствуется звуком по принципу «ну ладно хоть так играет». А меж тем, сегодня немало доступных головных устройств со встроенным процессором, которые позволяют получить неплохие результаты за какие-то совсем смешные деньги.
ВЫБИРАЕМ ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО И СХЕМУ ПОДКЛЮЧЕНИЯ
В качестве примера я взял головное устройство JVC KD-X272BT. В последних поколениях JVC и Kenwood все модели с Bluetooth имеют собственный процессор, и для наглядности я намеренно выбрал одну из младших моделей с такими возможностями – её цена на сегодня что-то около 5500 рублей.
Это медиаресивер без дискового привода и с укороченным корпусом, основными источниками для него являются USB-флешки и подключенные по Bluetooth смартфоны. По этой части расписывать возможности не стану, отмечу лишь, что аппарат читает с флешек файлы FLAC, причём в разрешении вплоть до 96 кГц / 24 бит, а при передаче аудио по Bluetooth использует кодирование ААС (Advanced Audio Codec) – это даёт более высокое качество звука, нежели со стандартным кодеком SBC (Subband Codec).
Плюс в JVC лично меня привлекают фирменные фичи вроде технологии обработки сигнала K2, функций Space Enhancement, Sound Response и т. д. На мой взгляд, в данном ценовом сегменте «улучшайзеры» у JVC реализованы наиболее грамотно и корректно – сказывается большой опыт разработки техники для студий звукозаписи.
Но основное внимание в нашем случае нужно уделить особенностям подключения и возможностям настроек. Модель JVC KD-X272BT имеет всего одну пару линейных выходов, и нам этого вполне достаточно – к ней можно подключить усилитель сабвуфера или сразу активный сабвуфер. Акустика же подключается непосредственно к головному устройству, причём в нашем случае это можно сделать не совсем так, как это принято. В этом, собственно, и есть главная хитрость и основная тема этой статьи.
Коротко поясню. Стандартно выходы головных устройств имеют обозначения – Front и Rear, т. е. на передние и задние динамики.
Мы же будем строить систему иначе – по поканальной схеме. В такой системе все четыре выхода целиком работают на фронтальную акустику, причём твитеры и мидбасовые динамики в дверях подключаются к головному устройству напрямую, без кроссоверов. Тыловых динамиков в нашей системе не будет вовсе.
Для этого нам нужно переключить головное устройство из режима 2-Way в режим 3-Way. В JVC это делается прямо из меню звуковых настроек, нужно найти пункт «Тип кроссовера». Это важный момент, про него многие забывают и палят твитеры.
Второй этап – нужно перекоммутировать провода в самой ISO-фишке. В разных головных устройствах это делается по-разному, но в JVC и Kenwood переход на «поканалку» требует меньше всего усилий. Выходы Front становятся выходами на мидбасовые динамики, а выходы Rear становятся выходами на твитеры.
При таком раскладе всё, что нужно – это отсоединить выходы на тыловые динамики от ISO-фишки (ведь в нашей системе тыловых динамиков не будет) и подключить вместо них провода на твитеры. В стандартной ISO-фишке это будет зелёная пара проводов (в штатной проводке она шла на задний левый динамик, теперь же к этим выходам цепляем левый твитер) и фиолетовая пара проводов (был выход на задний правый динамик, стал выходом на правый твитер). Всё остальное, включая проводку к мидбасовым динамикам в передних дверях, остаётся без изменений, так что больше ничего трогать не нужно.
КОРОТКО О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПОКАНАЛЬНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ АКУСТИКИ
Для начинающих коротко поясню насчёт преимуществ поканальной системы. Эдакий лёгкий ликбез. В обычных системах кроссоверы «делят» звуковой сигнал, отправляя верхние частоты на твитеры, а нижние и средние – на мидбасовые динамики. Это необходимо, чтобы динамики в дверях не «мешались» твитерам на верхних частотах, а твитеры не сгорели от того, что на них идёт широкополосный сигнал. В итоге твитеры и дверные динамики воспроизводят только те частотные диапазоны, которые им положены, а не всё подряд.
В поканальных системах привычные кроссоверы не используются, мидбасовые динамики и твитеры подключаются каждый к своему выходу напрямую. При этом задачу «разделения» звукового сигнала по соответствующим диапазонам берёт на себя головное устройство. В мидбасовых каналах задействуется ФНЧ (фильтр нижних частот) – он пропускает то, что ниже указанной частоты, а в каналах твитеров – ФВЧ (фильтр верхних частот) – он пропускает на твитеры только те частоты, которые выше установленного в меню значения.
Всё это дело гибко настраивается в меню – вы можете сами указывать, до какой частоты будет подаваться сигнал на мидбасовые динамики, и выше какой – на твитеры. Можно задавать крутизну фильтров, т. е. насколько сильно будет ослабляться сигнал за пределами полосы пропускания. Такая гибкость позволяет точнее согласовать звучание мидбасовых динамиков и твитеров в зависимости от того, как они установлены друг относительно друга – в каждом автомобиле оптимальная настройка будет своя.
Трактат о тонкостях настройки, полагаю, нет смысла писать, главное сейчас понять сам принцип – что и для чего настраивается. Единственное, отмечу – в качестве отправной точки можно указывать для фильтров частоту 4 кГц и крутизну 12 дБ/октава, и дальше уже отталкиваться от этих значений.
НЕМНОГО О ТОМ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ФУНКЦИЕЙ ЗАДЕРЖЕК
Другое преимущество систем с поканальным подключением (по крайней мере, конкретно в нашем случае с JVC KD-X272BT и другими процессорными головными устройствами) – это наличие функции задержек. В англоязычных меню подобных аппаратов она называется Time Alignment, дословно – «выравнивание по времени».
Эта функция позволяет на доли секунды задерживать сигнал на выходах и тем самым как бы виртуально «отодвигать» подключенные к ним динамики. По времени прихода звуковой волны до правого и левого ушей (в случае аудиосистемы – от правых и левых динамиков) наш мозг определяет направление на источник звука. Задерживая сигнал от ближайших динамиков, можно получить в автомобиле правильную и равномерную звуковую сцену и избавиться от эффекта «прилипания» звука к динамикам.
Принцип настройки сводится к выставлению задержек таким образом, чтобы виртуально как бы выровнять расстояние до всех динамиков от точки прослушивания (например, с водительского сиденья). Отсюда, кстати, и англоязычное название этой функции – Time Alignment.
Приятное удобство последних поколений JVC (в том числе и модели KD-X272BT) – это возможность не выставлять все задержки вручную с нуля, а выбрать в меню «Позиция» точку прослушивания (например, впереди слева, т. е. для места водителя), и задержки уже будут выставлены с учётом среднестатистического расположения динамиков – потом при желании их можно будет «подвигать» в меню «Дистанция». Принцип, думаю, уже понятен – смотрим, какой у нас динамик расположен дальше всего, и «отодвигаем» остальные, чтобы сравнять расстояния.
ДВА СЛОВА ПРО ЭКВАЛАЙЗЕР
На остальных настройках особо делать акцент не стану, все они, в том числе и эквализация сигнала (усиление или ослабление отдельных частот), остаются уже за рамками сегодняшней темы. Разве что отмечу, что в современных процессорных ГУ стало нормой иметь развитый 13-полосный эквалайзер – с таким количеством полос можно не только корректировать характер звука, но и в какой-то степени нивелировать акустические особенности салона.
Впрочем, это уже дебри тонких настроек, которые для новичка не всегда востребованы, но само наличие такого инструмента в любом случае можно считать плюсом.
Эта статья не предназначена для опытных инсталляторов, работающих с дорогими серьёзными системами. Она для тех, кто хочет получить звук пусть и без аудиофильского фанатизма, но приличный, а не то, что обычно предлагается в минимальном бюджете. Её задача – показать, что имея головное устройство с нужным набором функций, можно построить приличную поканальную систему, которая будет уж точно на два порядка лучше обычных бюджетных систем. И, кстати, раз уж мы говорим об автомобилях младшего ценового сегмента, то и штатные аудиосистемы тоже легко обойдёт.
Причём всё это, как видите, без единого дополнительно затраченного рубля – только головное устройство, фронтальная акустика и, при желании, сабвуферное звено. А деньги, сэкономленные на тыловых динамиках, лучше пустить на фронтальную акустику поприличнее. Получается готовый рецепт крайне доступной аудиосистемы с очень жирным намёком на SQ.
Рейтинг лучших динамиков в авто с хорошим качеством звука
Далеко не в каждой машине есть встроенная акустическая система, особенно если речь идет об авто базовых комплектаций. Но даже наличие штатных колонок еще не означает, что они качественно звучат. Поэтому автолюбители задаются логичным вопросом: «какие колонки поставить в машину для хорошего звука?».
В этой статье о том, как правильно выбрать акустику для автомобиля, и какие колонки стоит взять в 2021 году.
Виды автомобильных колонок
По способу исполнения автомобильные колонки делятся на 3 вида:
Как правильно выбрать динамики в машину: критерии выбора
Чтобы правильно выбрать хорошие колонки в машину, профессионалы рекомендуют учесть эти критерии:
Лучшие бренды акустики для авто
Есть десятки фирм, выпускающих акустику для автомобилей. Среди них выделяется эта пятерка лидеров:
Компании выпускают как усилковые, так и стандартные динамики.
ТОП-12: Лучших колонок в машину с хорошим звуком и басом – (Рейтинг 2021)
№ | МОДЕЛЬ | ОПИСАНИЕ | ЦЕНА |
1 | Урал AS-M165 MOLOT | Топовый автодинамик от российского производителя; | Узнать цену |
2 | JBL Stage3 527F | Автоколонка 13 см, лучшая по соотношению цены и качества; | Узнать цену |
3 | Pioneer TS-G1330F | Одна из лучших автоколонок в сравнении с остальными по цене и качеству; | Узнать цену |
4 | Morel Tempo 6 | Акустическая система с широким диапазоном частот и износостойким корпусом; | Узнать цену |
5 | Focal JMLab Auditor RSE-130 | Двухполоснйая акустика с технологией обратного купола. Устанавливается в штатное место 13 см; | Узнать цену |
6 | DD Audio RL-CS 6.5 | Качественная и мощная автоколонка, стоимость которой составляет 5000 рублей; | Узнать цену |
7 | Pioneer TS-1339R | Коаксильная акустика со сбалансированным звучанием; | Узнать цену |
8 | Ural AS-W130MB | Среднечастотная автоколонка, проигрывает четкий вокал, неплохой мидбас; | Узнать цену |
9 | Phantom PS30-13 | Крутая автоколонка с размером в 1 дюйм; | Узнать цену |
10 | Pioneer TS-R1350S | Колонка со стильным дизайном и четким звуком; | Узнать цену |
11 | SoundMAX SM-CF602 | Дешевые автомобильные колонки с диаметром 16 см; | Узнать цену |
12 | Pioneer TS-G1730F | Доступная модель трехполосного формата от японской фирмы. | Узнать цену |
12. Pioneer TS–G1730F
Открывает обзор недорогая трехполосная автоакустика с расширенным динамическим диапазоном. Pioneer TS-G1730F воспроизводит любые частоты в заявленном диапазоне – от насыщенных басов до высоких нот. Диффузоры аудиосистема выполнены из прочного полипропилена. Его повышенная жесткость поможет НЧ-динамикам сохранить чистоту звука при воспроизведении ударной музыки. А высокочастотные динамики с купольными излучателями проигрывают классическую и оркестровую музыку чисто и детализовано.
К другим преимуществам колонки относится ее продуманная система крепления. Это делает Pioneer TS-G1730F совместимым с салонами большинства машин.
Мощный овальный бас: 5 моделей тыловой акустики
Если возник вопрос, куда лучше поставить тыловую акустику — в двери или полку, — то ответ предельно прост: «Конечно, в полку». Во-первых, 6-дюймовые дверные динамики всегда будут уступать по уровню громкости и глубине баса овалам 6х9, поскольку чем больше площадь диффузора, тем ниже и громче может играть динамик. Во-вторых, динамики, установленные в заднюю полку, меньше теряют средних и высоких частот, поскольку направлены на отражение от заднего стекла, что также положительно влияет на уровень звукового давления в салоне. В этом материале мы расскажем о 5 самых интересных тыловых овальных динамиках.
Технические характеристики всех моделей из обзора можно сравнить в таблице. Самостоятельный выбор лучших акустических систем для вашего автомобиля, мотоцикла или даже яхты можно осуществить в каталоге автоакустики.
|
У Pioneer TS-6939R три диффузора и столько же полос излучения, которые находятся на одной оси, поэтому их и называют коаксиальными. Диффузор пластиковый, но это отнюдь не значит, что и звук будет пластмассовым. Нет, звук очень живой. В то же время пластик долговечный и влагоустойчивый, что весьма актуально для автомобильных условий. По центру диффузора на стойке возвышается большой фольгированный твитер. В 3-полосной акустике его называют среднечастотником, потому что он играет чуть ниже по частоте чем обычный твитер. Сверху маленькая «пищалка» прикрыта фазовыравнивающим диском улучшающим угол направленности звука. Диапазон воспроизводимых частот самый широкий среди всех моделей этого обзора — от 27 Гц до 27 кГц. Нельзя сказать, что Pioneer обманывает, говоря о подобных частотах. Просто этот параметр можно измерять по-разному. Впрочем, пользователи в сети отмечают, что на слух диапазон воспринимается, естественно, как более узкий. Низкие частоты эта модель может отыгрывать мощно и динамично, в зависимости от качества установки, конструкции задней полки, величины и формы салона автомобиля. Главное преимущество модели в высокой чувствительности — 92 дБ. Пользователи отмечают в отзывах, что они реально на слух очень громкие. В этом только плюс, т.к. усилитель мощности с такими чувствительными динамиками будет давать меньше искажения. Номинальная мощность у Pioneer TS-6939R составляет 90 Вт, а вот значение пиковой мощности указано в 500 Вт, т.е. порвать их вряд ли удастся, но лучше не пробовать. Рекомендуемый номинал усилителя — от 10 до 150 Вт. В комплекте идут два отрезка тонкого акустического провода по 5 метров, для мощности магнитолы их хватит, а при озвучивании внешним усилителем нужны будут более толстые кабели с сечением 1,5 или 2,5 мм/2. Комплектная защитная сетка больше выполняет функцию дизайна, чем защиты. |
|
Ещё одна З-полосная акустика, в этот раз от уважаемой итальянской фирмы Hertz. Название фирмы имеет прямое отношение к акустическому звуку, как известно «герц» — величина измерения акустической частоты. DCX 710.3 принадлежит к серии начального уровня Dieci. Но фирма, которая умеет делать качественные дорогие динамики, как ожидается, не способна сделать некачественную акустику даже в своих упрощённых бюджетных сериях. Первым делом обратим внимание на один из главных минусов модели — увеличенный размер динамиков. 7х10-дюймов, их попросту нельзя установить в некоторые штатные места без доработки. При врезке в заднюю полку размер не имеет значения, но для установки в уже подготовленное место с завода понадобиться переделка штатного места. В то же время подобный минус в итоге может превратиться в плюс, т.к. диффузор большего размера может похвастаться более высокой чувствительностью (93 дБ), может играть ниже по частоте и воспроизводить глубже бас. Бумага (целлюлоза) — это материал, обладающий отличными акустическими свойствами, влияющими на импульсные характеристики динамика и другие параметры. Чтобы защитить от влаги и погодных перепадов температуры используются специальные влагостойкие пропитки, придающие жёсткость бумажному диффузору. В модели DCX 710.3 пропитка обладает ещё и демпфирующими свойствами. Два твитера расположенные по центру овального диффузора. Если задача большого бумажного твитера диаметром 60 мм ясна и, прямо говоря, слышна на слух (он воспроизводит верхний частотный диапазон), то работа маленького 15-мм супертвитера практически не слышна, как утверждают пользователи в сети. Вполне возможно, что он выполняет маркетинговые задачи. Так принято в бюджетных сериях овалов. Диапазон воспроизводимых частот начинается с 40 Гц и теоретически возможен для таких больших «лапухов», но акустика Hertz славится не глубиной баса, а качеством и чистотой низких частот. Верхний край диапазона — 21 кГц, он вполне под силу маленькому купольному супертвитеру, но насколько громко он это сможет сделать? Несмотря на то что, модель принадлежит к младшей серии Hertz Dieci, всё же рекомендуется озвучивать её дополнительным усилителем мощности номиналом 100-200 Вт. В комплекте защитная сетка закрывает полностью весь динамик. Отверстия у сетки не самые маленькие, это сделано итальянцами специально, т.к. любая сетка немного ухудшает качество звука. |
Самая дорогая и продвинутая модель в этом обзоре и в то же время обладающая наименьшим количеством полос. У Alpine SPG-69C2 всего две полосы частот, но их вполне хватает, чтобы воспроизвести необходимый диапазон для приятного восприятия музыки. В этой модели заявленный диапазон частот самый близкий к слышному — от 65 Гц до 18 кГц. Да, он более узкий в сравнении с другими, более дешёвыми моделями в этом обзоре, но это только по паспортным данным. На самом деле SPG-69C2 на слух воспринимается как самая басовая в этой пятёрке! Принадлежит к серии «G», промежуточной серии между бюджетной линейкой «Е» и продвинутой «R», своеобразная золотая середина в сочетания цены и качества звука. Отличительной чертой модели является пластиковая корзина диффузородержателя (обычно она металлическая). Преимущество в том, что, во-первых, она абсолютно не звонкая (что положительно для качества звука), а во-вторых — пластиковая корзина легче, что важно при установке динамиков в хлипкую заднюю полку. Очень важно случайно не уронить их с такой корзиной, т.к. склеить потом как было, скорее всего, не удастся. Перед диффузором по центру находится компактное тело высокочастотника. Сам шёлковый твитер не самый маленький — 27 мм в диаметре. Более маленький корпус твитера — это плюс, т.к. он меньше затеняет излучение овального диффузора, а вот большое тело твитера создаёт обратную отражённую звуковую волну и искажает звук. Чувствительность в данной модели чуть выше среднего показателя как для овалов, но в своём ценовом диапазоне они одни из самых громких. Номинальная мощность в 75 Вт говорит об универсальности Alpine SPG-69C2. Их можно использовать как с магнитольным усилителем, так и с дополнительным, более мощным усилителем до 150 Вт номиналом.
|