Какие показатели характеризуют скоростные свойства автомобиля
Какие показатели характеризуют скоростные свойства автомобиля
ГОСТ 22576-90
(CT СЭВ 6893-89)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. СКОРОСТНЫЕ СВОЙСТВА
Motor vehicles. Speed characteristics. Test methods
ОКП 45 1000, 45 2000
Дата введения 1992-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
О.И.Гируцкий, канд. техн. наук; А.А.Токарев, д-р техн. наук; Ю.П.Назаров; Э.И.Наркевич; А.Г.Шмидт, канд. техн. наук; В.И.Чергейко, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 20.12.90 N 3204
4. Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 6893-89 и соответствует Правилам ЕЭК ООН N 68
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС) всех типов, кроме внедорожных.
Требования настоящего стандарта являются обязательными, за исключением требований п.2.5.1.1 и п.4.3 в части определения поправочного коэффициента.
1. ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
Устанавливаются следующие показатели и характеристики скоростных свойств АТС:
Применяемость показателей и характеристик по видам испытаний и типам АТС определяется соответствующими программами.
Пояснения применяемых в настоящем стандарте терминов приведены в приложении 1.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Требования к объекту испытаний
2.1.1. АТС, предназначенное для испытаний, должно быть исправным, укомплектованным, заправленным ГСМ в соответствии с нормативно-технической документацией. Двигатель, трансмиссия и шины должны пройти надлежащую обкатку в соответствия с инструкцией предприятия-изготовителя и иметь пробег, включая обкатку, не менее 3000 км.
2.1.2. Износ шин на АТС не должен превышать 50%.
Шины не должны иметь повреждений. Давление в шинах должно отвечать требованиям предприятия-изготовителя.
Давление измеряют и регулируют на «холодных» шинах. В процессе испытаний АТС регулирование давления не допускается.
2.1.3. Окна и вентиляционные люки при проведении испытаний должны быть закрыты, мягкий откидной верх или тент должен находиться в рабочем положении.
Агрегаты и механизмы (дополнительный ведущий мост, коробка отбора мощности и др.), не применяемые во время движения по дороге с усовершенствованным покрытием, должны быть выключены; при наличии демультипликатора должна быть включена его повышающая передача.
2.1.4. Устройство для подогрева воздуха системы питания, не имеющее автоматического управления, должно быть установлено в положении «Лето». Системы отопления салона (кабины) и кондиционирования воздуха должны быть выключены. Допускается использование этих систем при сравнительных испытаниях зимой.
2.1.5. Допускается определение показателей скоростных свойств на стенде с беговыми барабанами, обеспечивающем воспроизведение сопротивлений движению АТС на дороге.
2.2.1. При испытаниях должна применяться:
2.2.2. В качестве груза применяют негигроскопичные балласт или натуральные грузы для грузовых автомобилей и манекены или балласт (мешки с сыпучим наполнителем) для легковых автомобилей и автобусов.
Допускается применять в качестве балласта гигроскопичные грузы при условии их надежной защиты от атмосферных воздействий.
Балласт (манекены) должен быть надежно закреплен. Массу водителя и контролера, а также массу оборудования и креплений включают в массу груза.
Распределение массы по осям (колесам) должно соответствовать требованиям технической документации.
2.3. Измерительные участки
2.3.1. Измерения проводят на твердом гладком чистом и сухого участке дороги с хорошим сцеплением.
2.3.2. Показатель 1.1 можно измерять на прямом участке дороги или на горизонтальной кольцевой дороге. Показатели 1.2-1.5 измеряют на прямом участке дороги.
2.3.3. Характеристика прямого участка дороги должна быть следующей:
длина измерительного участка не должна быть менее 1000 м для определения показателей 1.1 и 1.2 и менее 2000 м для определения показателя 1.3 и характеристик 1.4 и 1.5.
Подъездные дорожные участки должны иметь аналогичное покрытие и длину, достаточную для разгона и стабилизации максимальной скорости АТС.
Прямым участком дороги считают участок кольцевой дороги, если центробежная сила не превышает 20% первоначальной массы автомобиля и компенсируется поперечным уклоном пути.
2.3.4. Характеристика кольцевой дороги должна быть следующей:
кольцевая дорога должна быть расположена в горизонтальной плоскости и иметь вид выпуклой кривой, включающей криволинейные участки с радиусом кривизны не менее 200 м:
длина измерительного участка пути не должна быть менее 2000 м;
действие центробежной силы должно компенсироваться поперечным профилем поворотов так, чтобы движение АТС на повороте осуществлялось без воздействия на рулевое колесо.
2.4. Средства измерений
2.4.1. Средства измерений должны быть компактными, простыми в установке и пользовании, вибростойкими и обеспечивать необходимую точность измерений при температуре воздуха ±40 °С на всех режимах движения АТС, включая максимальную скорость; установка их на АТС не должна влиять на сопротивление движению.
2.4.2. Погрешность средств измерений не должна превышать значений, приведенных в табл.1.
Тягово-скоростные свойства автомобиля. Оценочные показатели тягово-скоростных свойств. Тяговый баланс и уравнение движения автомобиля
Страницы работы
Содержание работы
4. Тягово-скоростные свойства автомобиля
4.1. Оценочные показатели тягово-скоростных свойств
Тягово-скоростные свойства (динамичность) автомобиля характеризуют его способность перевозить грузы или пассажиров с высокой средней скоростью и производительностью в заданных дорожных условиях.
Для оценки тягово-скоростных свойств проектируемого автомобиля используют показатели:
1) максимальная скорость автомобиля Vmax;
2) динамический фактор при максимальной скорости Dv;
3) максимальный динамический фактор на высшей передаче Dв.max, соответствующие ему критическая скорость Vкр.в и величина подъема дороги iв.max, который может преодолеть автомобиль без перехода на пониженную передачу;
4) максимальный динамический фактор на низшей передаче Dн.max и соответствующая ему критическая скорость Vкр.н;
5) максимальный продольный уклон дороги imax, при равномерном движении автомобиля на подъеме;
6) предельный уклон дороги iпр, который может преодолеть автомобиль с разгона;
7) динамический фактор по сцеплению Dφ;
8) составляющие энергетического баланса автомобиля и коэффициент использования мощности двигателя при движении на высшей передаче (ступени);
9) характеристики разгона до заданной Vз или максимальной Vmax скорости движения автомобиля.
Показатели определяют в процессе дорожных и стендовых испытаний автомобиля или моделированием его движения на ЭВМ с использованием динамической характеристики. Дорожные испытания проводят на горизонтальном участке дороги с твердым и ровным (асфальто-бетонным) покрытием в сухую погоду. Продольный уклон дороги не более 0,5 % на участке длиной 50 м, поперечный уклон – не более 3 %. Температура воздуха 5-30 о С, скорость ветра не более 3 м/с, атмосферное давление не ниже 91 кПа, относительная влажность воздуха не выше 95 %. Автомобили полной массой свыше 3,5 т должны иметь полную нагрузку, а до 3,5 т – 50 % от полной, но не менее 180 кг.
Стендовые испытания проводят на специальных стендах, позволяющих имитировать «бегущую дорогу». Автомобиль при этом не подвижен, а его ведущие колеса взаимодействуют с вращающимися беговыми барабанами. Стенды позволяют упростить процесс испытаний и уменьшить затраты на их проведение.
Максимальная скорость Vmax– это наибольшая средняя скорость установившегося движения автомобиля на прямолинейном участке протяженностью 1 км. Ее значение определяют при полной подаче топлива на высшей (или предшествующей) передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения. Для грузовых автомобилей значение Vmax установлено Правилами ЕЭК ООН № 68 и ГОСТ 22576-90 и зависит от типа и назначения автомобиля: для одиночных автомобилей полной массой ma 1 2 3 4 5 6 7
Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
Номенклатуру оценочных показателей и характеристик разгонных и скоростных свойств АТС, а также методы их испытаний регламентирует ГОСТ 22576-90.
К показателям и характеристикам разгонных: свойств (приемистости) относятся: 1) время разгона на заданном пути; 2) время разгона до заданной скорости; 3) скоростная характеристика «Разгон-выбег»; 4) скоростная характеристика «Разгон на передаче, обеспечивающей максимальную скорость».
Для оценки скоростных свойств используется показатель максимальной скорости.
Все испытания проводят при следующих атмосферных условиях.
6. Плотность воздуха не должна отличаться более чем на 7,5 % от плотности воздуха при нормальных атмосферных условиях (1,189 кг/м 3 ).
Максимальная скорость движения определяется на передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения при полной подаче топлива (педаль управления подачей топлива должна быть нажата до упора). Согласно ГОСТ 21398-89 на горизонтальной дороге с сухим, твердым и ровным покрытием максимальная скорость грузовых атс должна быть не менее:
Время разгона до заданной скорости устанавливается аналогичным образом или по записанному с помощью приборов графику разгона. При этом устанавливаются следующие значения конечной скорости разгона:
Для АТС, имеющих максимальную скорость ниже заданной или выше ее не более чем на 5 км/ч, принимается ближайшая меньшая скорость, кратная десяти.
Скоростная характеристика «Разгон на передаче, обеспечивающей максимальную скорость» определяется при разгоне автомобиля с минимальной скорости на этой передаче до скорости 90% от максимальной при полной подаче топлива.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тягово-скоростные свойства
Тягово-скоростные свойства — совокупность свойств, определяющих возможные (по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой) диапазоны изменения скоростей движения АТС на тяговом режиме в различных дорожных условиях.
Под тяговым понимается такой режим работы АТС, при котором к его колесам от двигателя подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению.
Скоростными свойствами АТС называется его способность доставлять грузы с минимальной затратой времени.
Это эксплуатационное качество является одним из основных. Обычно чем выше скоростные свойства АТС, тем больше его производительность. Скорость движения автомобиля зависит от многих факторов: мощности двигателя, передаточных отношений в трансмиссии, величин сопротивления качению и сопротивления воздуха, полной массы АТС, эффективности действия тормозных механизмов, рулевого управления, устойчивости автомобиля на дороге, мягкости подвески и плавности хода при движении по неровной дороге, проходимости при движении в трудных дорожных условиях.
Тягово-скоростные свойства АТС оцениваются следующими показателями: технической скоростью, максимальной скоростью, условной максимальной скоростью, интенсивностью разгона и динамическим фактором.
Динамический фактор D позволяет оценивать тяговые качества (возможность реализации скоростей) АТС для случаев движения по дорогам с разным сопротивлением. Динамический фактор автомобилей, предназначенных для работы на дорогах той или иной технической категории, должен быть на высших передачах не ниже величины суммарных дорожных сопротивлений на подъемах, допустимых на дорогах данной категории. Наибольший преодолеваемый подъем с полной нагрузкой у автомобилей должен быть не ниже 35, а у автопоездов 18 % на низшей передаче. Чем динамичнее автомобиль, тем он способен быстрее разгоняться и двигаться с более высокой скоростью.
Тягово-скоростные свойства автомобиля повышают путем совершенствования конструкции двигателя, трансмиссии и ходовой части, уменьшения массы автомобиля и улучшения его обтекаемости. Автомобиль с относительно лучшими тягово-скоростными свойствами в реальных дорожных условиях обладает большим запасом мощности, который позволяет преодолевать сопротивление движению (силы сопротивления качению, воздуха, подъема) без снижения скорости или осуществлять разгон.
К ухудшенным дорожным условиям относятся мокрые, грязные, заснеженные, обледенелые, разбитые и размокшие дороги.
К препятствиям относятся: уклоны; барьерные препятствия, профиль которых представляет собой короткие уклоны и пороги (дорожные насыпи, каналы, придорожные кюветы, рвы); дискретные препятствия (пни, кочки, валуны и т. д.).
Проходимостью должны обладать автомобили всех типов, так как для любого из них может возникнуть необходимость съезда с благоустроенной дороги, проезда участков дорог, находящихся в неисправном состоянии, движения по грунтовым объездам ремонтируемых или строящихся участков дорог и мостов, движения в зимнее время по неровным, заснеженным дорогам.
Однако требуемая степень проходимости неодинакова для различных типов АТС в зависимости от дорожных условий, для работы в которых они предназначаются. Например, АТС, предназначенные для использования в крупных городах или на автомобильных магистралях, работают почти исключительно в хороших дорожных условиях, поэтому требования к их проходимости могут быть минимальными. Для автомобилей, которые систематически работают в трудных дорожных условиях (сельская местность, горы, тайга, пустыня, тундра, карьеры, котлованы, временные подъездные пути и т. п.), проходимость имеет первостепенное значение.
По уровню проходимости АТС подразделяют на дорожные (обычной проходимости), повышенной проходимости, высокой проходимости.
К дорожным относятся АТС, предназначенные преимущественно для работы на дорогах с твердым покрытием. Конструктивными признаками таких АТС являются: неполноприводностъ (колесная формула 4×2, 6×2, 6×4), шины с дорожным или универсальным рисунком протектора, использование в трансмиссии простых (неблокируемых) дифференциалов.
АТС повышенной проходимости используются как на дорогах с твердым покрытием, так и вне дорог. Они комплектуются шинами с грунтозацепами, широкопрофильными или арочными шинами. В некоторых конструкциях используют систему регулирования давления воздуха в шинах. В трансмиссиях АТС повышенной проходимости в большинстве случаев устанавливают блокируемые дифференциалы. Максимальный динамический фактор этих автомобилей значительно больший, чем у дорожных автомобилей. Такие автомобили, как правило, обеспечены средствами самовытаскивания и могут иметь возможность преодолеть вброд водные преграды.
АТС высокой проходимости предназначены для преимущественного использования в условиях бездорожья, преодоления естественных и искусственных препятствий, а также водных преград. Эти АТС отличаются своеобразной компоновочной схемой, наличием в трансмиссии самоблокирующихся дифференциалов, использованием специальных шин (сверхнизкого давления, пневмокатков и т. д.), а также дополнительных устройств (выдвижные катки для преодоления канав). Очень часто автомобили высокой проходимости являются плавающими и имеют специальный водяной движитель.
Проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в требуемую полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым грунтам.
Наиболее показательными факторами проходимости являются: дорожные просветы под низшими точками (клиренс); углы свеса (передний и задний); радиусы продольной и поперечной проходимости; распределение массы по осям; тип и размер шин; совпадение следов передних и задних колес; удельное давление шин на дорогу; совпадения следов передних и задних колес (коэффициент совпадения следов передних и задних колес); максимальный динамический фактор на низшей передаче; сцепление ведущих колес с дорогой; габаритные размеры АТС; наибольшая глубина преодолеваемого брода (степень защищенности механизмов АТС от воды).
Безопасность движения должна рассматриваться как одно из основных эксплуатационных качеств, так как от нее зависят жизнь и здоровье людей, сохранность транспортных средств и грузов.
Безопасность движения зависит от совершенства и надежности конструкции АТС и отдельных его узлов, состояния проезжей части дороги, интенсивности движения, наличия сигналов и знаков, устанавливаемых на дорогах для регулировки движения и предупреждения об опасности, а также от легкости управления подвижным составом и условий труда водителей.
Кроме этих показателей для характеристики тормозных свойств АТС могут использоваться:
Информативность — свойство АТС обеспечивать участников движения необходимой информацией в процессе движения от управляемого транспортного средства (внутренняя информация) и одновременно от транспортных средств, находящихся в его геометрическом поле зрения (внешняя информация).
Информация передается с помощью звуковой и световой сигнализации:
Пассивная безопасность достигается созданием безопасной конструкции автомобиля, исключающей или снижающей травматизм водителей, пассажиров и пешеходов, а также обеспечивающей возможность быстрой эвакуации людей при ДТП. Наружные поверхности АТС, должны быть сконструированы таким образом, чтобы исключить возможность нанесения людям телесных повреждений наружными островыступающими поверхностями автомобиля или отдельными деталями (фарами, зеркалами, ручками дверей и пр.). Внутри кабины или салона АТС не должно быть травмоопасных деталей. Наиболее эффективным, простым и недорогим мероприятием по повышению пассивной безопасности АТС является использование ремней безопасности. Они позволяют во многих случаях сохранить жизнь водителя и пассажиров при возникновении ДТП и примерно на 70 % уменьшают количество травм. К другим, не менее важным мероприятиям по повышению пассивной безопасности АТС, относятся: создание сидений специальной конструкции (с усиленным креплением, амортизаторами и др.), новых конструкций ветровых стекол (не дающих острых осколков при разбивании), усиление основания автомобиля, дверей и эластичная обивка салона. Конструкция АТС должна предусматривать блокировку дверных замков, устройства аварийной эвакуации, ог- нетушения, автоматического впрыска в топливный бак веществ, снижающих возгораемость, крепление электропроводки и противостояние ее коррозии, определенные материалы отделки салона, противостоящие выделению вредных газов.
Топливная экономичность
В связи с тем, что топливная экономичность АТС во многом определяется топливной экономичностью установленных на них двигателей, для ее оценки используют и такие показатели как: часовой расход топлива (масса топлива, расходуемая за один час, кг/ч) и удельный эффективный расход топлива (масса топлива, расходуемая за один час на единицу мощности двигателя, г/кВт-ч).
В соответствии ГОСТ 20306-85 оценочными показателями топливной экономичности АТС являются: контрольный расход топлива; топливная характеристика установившегося движения; топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге; расход топлива в магистральном цикле на дороге и в городском цикле на дороге и стенде.
Контрольный расход топлива определяется экспериментально при проезде автомобилем на высшей передаче прямого горизонтального измерительного участка дороги с твердым гладким покрытием длиной не менее 1 км с полной номинальной нагрузкой и заданной скоростью.
Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге определяется зависимостью расхода топлива и средней скорости от допускаемой при движении (верхнего предела скорости) автомобиля по магистрально-холмистой дороге с заданными параметрами в установленном режиме.
Расход топлива в магистральном или городском ездовом цикле на дороге определяется на прямой горизонтальной дороге при регламентированных режимах движения, имитирующих магистральные или городские эксплуатационные режимы. Расход топлива в городском цикле на стенде получают при имитации городского движения на стенде по так называемому «европейскому циклу».
Топливную экономичность различных марок и моделей АТС целесообразно сравнивать по удельному расходу топлива, т. е. минимальному расходу, по экономической характеристике, отнесенному к полной массе или номинальной грузоподъемности. Использование АТС большой грузоподъемности и особенно автопоездов при перевозках массовых грузов позволяет примерно на 15-20 % снизить их удельный расход топлива.
Надежность
Надежность — свойство АТС сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Другими словами, надежность АТС характеризуют его способность работать безотказно, без поломок и других неисправностей, вызывающих простои автомобиля. Чем выше надежность, тем больше производительность АТС и меньше затраты на его обслуживание и ремонт. Надежность является комплексным показателем, включающим в себя четыре базовых свойства: безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность.
Экологические свойства
Провозные качества
Функциональные свойства автомобиля
Скоростные и тормозные свойства, график тягового баланса автомобиля. Показатели скоростных свойств транспортных средств различных категорий. Устойчивость движения и положения автомобиля, курсовая устойчивость. Воздействие на органы управления автомобилем.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.01.2014 |
Размер файла | 709,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Среднее Тр для ТС одной категории
Среднее замедление, м/с 2
Среднее замедление, /5,7*
Максимальное замедление jmax, м/с 2
jуст на границе штатного торможения тор-
Подобные документы
Характеристика тягово-скоростных свойств автомобиля. Определение мощности двигателя, вместимости и параметров платформы. Выбор колесной формулы автомобиля и геометрических параметров колес. Тормозные свойства автомобиля и его топливная экономичность.
курсовая работа [56,8 K], добавлен 11.09.2010
Расчет и анализ тяговой, динамической характеристик и графика ускорений автомобиля УАЗ-316300 «Патриот». Анализ скоростных характеристик. Топливная экономичность автомобиля, его тормозные свойства, устойчивость и маневренность. Чертеж общего вида машины.
курсовая работа [2,3 M], добавлен 29.08.2012
Анализ способов определения значение показателей тягово-скоростных свойств заднеприводного и двухосного автомобиля. Общая характеристика графика зависимости тормозного пути. Динамический фактор автомобиля как показателем его тягово-скоростных качеств.
задача [405,3 K], добавлен 20.06.2013
Совершенствование эксплуатационных свойств автомобиля, направленное на снижение тяжести травм при ДТП. Выбор параметров автомобиля, обеспечивающих наилучшие характеристики управляемости. Влияние технического состояния автомобиля на его устойчивость.
презентация [1,4 M], добавлен 29.05.2015
Тяговая характеристика автомобиля. Построение номограммы нагрузок. Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем. Скорость движения на затяжных подъемах. Максимальная скорость движения. Показатели проходимости, устойчивости и маневренности автомобиля.
курсовая работа [315,2 K], добавлен 06.04.2015
Устойчивость движения автомобиля при бортовой неравномерности коэффициентов сцепления и различной степени блокировки дифференциала. Определение условий устойчивого движения грузового автомобиля. Поворачивающий момент для полноприводного автомобиля.
курсовая работа [620,7 K], добавлен 07.06.2011
Расчет сил тяги и сопротивления движению, тяговые характеристики, построение динамического паспорта автомобиля, графика разгона с переключением передач и максимальной скоростью движения. Тягово-скоростные свойства автомобиля. Скорость и затяжные подъёмы.
курсовая работа [941,5 K], добавлен 27.03.2012