Какие размеры аккумуляторов бывают для авто
Типоразмеры легковых аккумуляторных батарей
В мире АКБ стандартизация пока не достигла абсолютных значений. Три главных региональных стандарта еще не заменены единым глобальным. Сегодня на рынке можно найти аккумуляторы с одинаковой емкостью и током, но при этом они будут кардинально отличаться внешне. Разными могут быть клеммы, размеры, типы креплений батарей. Сегодня одновременно действуют три типа стандартов исполнения АКБ — европейский ETN, японский (азиатский) JIS и американский SAE.
На физический размер аккумулятора напрямую влияет его потребная емкость — свинцово-кислотную батарею большой емкости просто физически невозможно сделать меньше определенного размера. По наружным габаритам батареи часто делят на два типа: европейские/американские и азиатские. Последние, как правило, имеют меньшую ширину и длину, но большую высоту. Это исторически продиктовано тем, что в японском автопроме ранних лет, когда основную массу машин составляли кей-кары, была принята плотная компоновка моторного отделения и аккумуляторы были узкими, но высокими. Европейские и американские типы аккумуляторов, наоборот, более приземистые, но широкие и длинные.
Азиатские аккумуляторы всех производителей обычно имеют индекс габаритов, соответствующий японскому индустриальному стандарту JIS. Для легковых автомобильных АКБ 12 В — это буквы от A до H (обозначающие ширину и высоту) с двумя цифрами, означающими длину батареи в сантиметрах (например, D26, B24).
Европейские аккумуляторы всегда имеют ширину 175 мм, высота батареи кодируется буквой L (высота 190 мм) или LB (высота 175 мм), цифра от 0 до 6 после L/LB означает длину АКБ от 20 до 41 см (округленно).
Второе различие между типами аккумуляторов зависит от конструкции клемм батареи. Здесь разделение также региональное — европейские плюсовые клеммы стандартной толщины 19,5 мм, некоторые азиатские (типоразмеры B19 и B24) имеют узкие клеммы — плюсовая клемма 12,7 мм. Наглядно можно посмотреть тут.
АКБ американского стандарта может иметь резьбовые клеммы, иногда в виде отверстий с резьбой, иногда под гайку. Клеммы на европейских аккумуляторах, как правило, утоплены в корпус АКБ, тогда как азиатские клеммы торчат над уровнем батареи, за что в народе такие аккумуляторы получили прозвище «рогатые».
Третье, не менее важное конструктивное различие, — полярность батареи, или, проще говоря, расположение клемм. Стандартная полярность подразумевает установку минусовой клеммы справа (маркировка R по стандарту JIS, «0» по стандарту EN), если повернуть аккумулятор стороной с клеммами к смотрящему. Обратная полярность, чаще встречающаяся на азиатских АКБ, подразумевает минусовую клемму слева (маркировка L по стандарту JIS, «1» по стандарту EN). Грузовые, а также американские легковые аккумуляторы имеют клеммы сбоку, однако их полярность также может отличаться. Наглядная иллюстрация здесь.
Последнее различие — в типах площадок для крепления батареи на автомобиле. Здесь тоже достаточно вариаций, в зависимости от варианта нижнего крепления АКБ. Смотрите картинку по ссылке.
Что может пойти не так?
Как мы видим, существует множество типоразмеров аккумуляторных батарей для легкового автомобиля. Выбор АКБ на замену следует начать именно с определения подходящей вам по размерам — будет немного обидно купить аккумулятор, банально не входящий на свою площадку, не так ли? Полярность играет не меньшую роль — длины проводов может просто не хватить, и вы не сможете подключить батарею, если ошибетесь с правильным расположением клемм. С типом самих клемм чуть проще — сейчас в продаже есть всевозможные переходники (с тонких на толстые, с резьбовых на цельные и т. д.), однако стоит помнить, что такой переходник — нештатное устройство, способное изменить сопротивление, вызвать нагрев поверхностей и т. д. Их установка не приветствуется производителем.
Как не ошибиться в подборе батареи?
Безотказных способов два. Первый — внимательно осмотреть, измерить, прочитать маркировку на старом аккумуляторе и приобрести идентичный. Второй — воспользоваться интерактивным сервисом подбора аккумуляторов к конкретной модели и марке машины, который существует практически в каждом интернет-магазине аккумуляторов, а также на сайтах производителей батарей. Наш электронный каталог вы можете найти по ссылке.
Габариты аккумуляторов для авто — как подобрать подходящий размер
Аккумуляторная батарея для авто – вспомогательный источник электроэнергии для бортовой сети, используемый также для запуска двигателя. Этот элемент может выйти из строя, а без него поехать куда-либо не получится. Зайдя в магазин, водитель видит большое разнообразие АКБ, которые отличаются брендом, используемой технологией, ценой и т.д. Размер аккумулятора – не менее важный параметр, так как от него зависит возможность установки батареи на штатное место со штатным креплением. Габариты приведены к единым стандартам, но самих размеров немало.
Нужно знать размеры автомобильного аккумулятора, чтоб не возникло проблем при его установке.
Почему важно выбирать правильные габариты аккумулятора
Подбирая новую АКБ, смотрят на ее эксплуатационные параметры: напряжение, емкость, мощность, полярность и т.д. Но размерам также уделяют внимание. Бывает, по характеристикам аккумулятор подходит, но владелец автомобиля открывает капот и понимает, что батарея туда не влезает. Ситуация неприятная, и некоторые идут на крайние меры, «подгоняя» размеры АКБ под место установки.
Но делать так не стоит – это может закончиться не лучшим образом. А заранее измерить габариты – простая задача.
Размеры АКБ
На рынке аккумуляторных батарей распространено немало стандартных габаритов. Размеры в каждой части света различаются: в Европе – одни, в странах Азии – другие, в Америке – третьи. Исключение разве что Южная Америка, где выпускаемые батареи допускается ставить на машины, произведенные в Европе и СНГ.
Современные типоразмеры
Есть общепринятые стандарты качества, по которым подбирают габариты аккумуляторов. Основные:
На габариты аккумулятора влияет не только стандарт, по которому он изготовлен, но и страна, где он был выпущен.
Первое, что делают в поисках замены – смотрят на штатное место установки под капотом. Если вокруг находятся детали и узлы – крупная АКБ не встанет. Иногда свободное пространство ограничивается по бокам и сверху.
Высота аккумулятора с клеммами и без
Еще один момент при выборе батареи – принцип размещения и размеры ее контактов. Стандарты разные, соответственно, и клеммы располагаются по-особому:
Определить полярность несложно – аккумулятор поворачивают к себе стороной, где есть наклейка от производителя. Многие водители по ошибке берут батареи с не той полярностью, которая требуется. Можно выйти из ситуации путем наращивания провода, но так делать не рекомендуется – безопаснее отыскать цельный провод нужной длины.
Иногда встречаются автомобильные аккумуляторы, где клеммы расположены по диагонали или в центре корпуса. Такие батареи подходят практически для всех машин.
Сами контакты различаются по форме и размерам. Обычно клеммы выглядят как конусы, и подходят к автомобильным наконечникам кабелей. При этом «минус» имеет чуть меньший диаметр, чем «плюс». Маленькие клеммы конусообразного вида встречаются в АКБ для автомобилей, выпущенных в Азии. Но есть и другие варианты:
Покупая АКБ, смотрят ее высоту с контактами и без них. На многих моделях крышки от банок находятся даже выше клемм, поэтому последние не соприкасаются с капотом. Есть также батареи с плоской «верхушкой», а не сделанной как ступенька. В такой ситуации предварительно замеряют высоту клемм «родного» аккумулятора, иначе они замкнут через капот.
Еще один момент – крепление аккумулятора к посадочному месту. Некоторые водители и вовсе не фиксируют его, и это плохо, вот почему:
Беря новый аккумулятор, смотрят, как он крепится. Обычно это делается через верх. Но есть продукция, фиксируемая посредством особого выступа снизу, и такой принцип установки подходит не для каждой АКБ.
Таблицы габаритов
Размеры автомобильных аккумуляторов зависят от их емкости. Это первый признак, по которому их различают. Варианты разные, что зависит от континента эксплуатации.
Европейское производство
АКБ этого стандарта устанавливают в машины, произведенные в Европе и СНГ. Но есть визуальное отличие – вид и размещение токовыводов на крышке.
Стандартный европейский корпус АКБ.
Азиатское производство
АКБ средней емкости, производимые в Корее, Японии, Китае и Таиланде, характерны такими типоразмерами:
АКБ с объемом энергии 90 – 120 А/ч, выпущенные компаниями из Азии, имеют длину – 306 мм, ширину – 173 мм и высоту – 225 мм (фиксированные размеры).
Американский стандарт
В Америке изготавливают аккумуляторы по тому же типоразмеру, что и в Европе, поэтому можно ориентироваться на таблицу выше.
Как выбрать батарею
Выбирая аккумуляторную батарею, также отталкиваются от класса автомобиля, его оснащенности опциями и климатических условий эксплуатации.
Для корректного определения стандарта аккумулятора для машины, отталкиваются от габаритов установленной ранее батареи. Бывает, такой возможности нет, тогда замеряют длину, ширину и высоту установочного гнезда. И уже зная эти параметры, подобрать типоразмер и объем не сложно, благо, в сети полно таблиц.
Размеры автомобильных аккумуляторов
Товары из статьи:
Важность выбора правильных габаритов аккумуляторных батарей
Размеры аккумуляторных батарей стандартизированы. Однако количество стандартных размеров достаточно велико. Выбрать правильный размер АКБ важно, от этого зависит возможность правильного закрепления батареи штатным креплением и установки на штатном месте.
При выборе АКБ для автомобиля необходимо учитывать:
В этой статье мы постараемся систематизировать информацию о размерах автомобильных аккумуляторов, производимых по различным стандартам. Надеемся, что собранная нами информация будет полезна при осуществлении подбора необходимого АКБ.
Размеры аккумуляторов европейского производства ёмкостью от 40 до 70 Ач
Аккумуляторные батареи небольшой ёмкости, выпускаемые европейскими производителями, имеют следующие габариты:
Фото небольших аккумуляторов европейского стандарта
Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Европа» ёмкостью от 40 до 70 Ач
№ | Тип аккумуляторной батареи | Размер аккумулятора длина/ширина/высота (мм) |
1 | Европа 42 6СТ-42 | 175/175/190 |
2 | Европа 44 6СТ-44 | 207/175/175 |
3 | Европа 52 6СТ-52 | 207/175/190 |
4 | Европа 60 6СТ-60 | 242/175/190 |
5 | Европа 61 6СТ-61 | 242/175/175 |
6 | Европа 62 6СТ-62 | 242/175/190 |
7 | Европа 63 6СТ-63 | 242/175/190 |
Размеры аккумуляторов европейского производства ёмкостью от 70 до 225 Ач
Аккумуляторные батареи большой ёмкости, выпускаемые европейскими компаниями, имеют следующие габариты:
Фото больших аккумуляторов европейского стандарта
Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Европа» ёмкостью от 70 до 225 Ач
№ | Тип аккумуляторной батареи | Размер аккумулятора длина/ширина/высота (мм) |
1 | Европа 72 6СТ-72 | 278/175/175 |
2 | Европа 74 6СТ-74 | 278/175/190 |
3 | Европа 77 6СТ-77 | 278/175/190 |
4 | Европа 80 6СТ-80 | 315/175/175 |
5 | Европа 95 6СТ-95 | 353/175/190 |
6 | Европа 100 6СТ-100 | 353/175/190 |
7 | Европа 110 6СТ-110 | 390/175/190 |
8 | Европа 140 6СТ-140 | 513/189/223 |
9 | Европа 180 6СТ-180 | 518/240/242 |
10 | Европа 200 6СТ-200 | 518/240/242 |
11 | Европа 225 6СТ-225 | 518/240/242 |
Размеры аккумуляторов азиатского производства ёмкостью от 35 до 70 Ач
Аккумуляторные батареи небольшой ёмкости, выпускаемые азиатскими компаниями, имеют следующие габаритные размеры:
Фото небольших аккумуляторов азиатского стандарта
Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Азия» ёмкостью от 35 до 70 Ач
№ | Тип аккумуляторной батареи | Размер аккумулятора длина/ширина/высота (мм) |
1 | Азия 35 NS40Z | 187/127/227 |
2 | Азия 40 NS40Z | 187/127/227 |
3 | Азия 45 NX100-S6S | 238/129/227 |
4 | Азия 60 55D23R | 232/173/225 |
5 | Азия 65 75D23R | 232/173/190 |
6 | Азия 70 NX110-5 | 261/175/220 |
Размеры аккумуляторов азиатского производства ёмкостью от 90 до 120 Ач
Аккумуляторы большой ёмкости, производимые азиатскими изготовителями, имеют следующие размеры:
Фото больших аккумуляторов азиатского стандарта
Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Азия» емкостью от 90 до 120 Ач
№ | Тип аккумуляторной батареи | Размер аккумулятора длина/ширина/высота (мм) |
7 | Азия 90 NX120-7 | 306/173/225 |
8 | Азия 95 NX120-7 | 306/173/225 |
Габаритные размеры аккумуляторов различных стандартов и таблица заменяемости батарей
В качестве дополнительной информации приведём таблицу размеров АКБ некоторых марок, выполненных по различным стандартам.
Таблица габаритов аккумуляторных батарей известных производителей
Таблица габаритов аккумуляторных батарей по стандарту DIN с указанием типа батареи
Дополнительную информацию о правилах подбора автомобильного аккумулятора смотрите в следующем видеоролике.
Размеры автомобильного аккумулятора
Отправляясь в магазин за АКБ, многие автовладельцы в первую очередь смотрят на такие параметры, как ёмкость (А/ч), ток пуска, дату изготовления. И это правильно. Но нельзя забывать и о мелочи, а именно габаритных размерах автомобильного аккумулятора. Попытайтесь поставить АКБ, используемую в японских машинах, на авто, произведённое в Европейском Союзе: у вас ничего не выйдет. И всё дело не только в типе клемм или полярности. Неудача будет обусловлена именно габаритами изделия. Так какие же размеры аккумулятора наиболее ходовые в мире и как они связаны с иными параметрами?
Размеры АКБ
Число штатных габаритов, предлагаемых рынком, достаточно велико. При этом в разных частях света требования к типоразмерам автомобильных аккумуляторов совсем не похожи. В Европе свои стандарты, в Азии свои, и североамериканский континент использует совсем другие варианты конструкции. А вот в Южной Америке выпускают аккумуляторы, которые можно смело устанавливать как на европейские, так и на отечественные автомобили.
Современные типоразмеры аккумуляторов
Что касается автомобилей из Азии, здесь всё связано со стремлением производителей к выпуску машин, где подкапотное пространство максимально уплотнено. Это вынудило конструкторов комплектовать технику высокими, но узкими и короткими батареями. Поэтому, покупая авто из Кореи либо Японии, имейте в виду, что после окончания срока эксплуатации родной АКБ на замену придётся подыскивать только фирменное изделие.
У североамериканских батарей свои заморочки. Дело в том, что клеммы находятся не вдоль наиболее длинной стороны, а на боку. Помимо этого они ещё и могут быть снабжены внутренней резьбой. И если вы стали владельцем машины, произведённой на североамериканском континенте, то аккумуляторы, реализуемые на территории РФ, вряд ли подойдут к данному авто. В таких случаях не рекомендуется заниматься самодеятельностью: целесообразнее заказать оригинальную АКБ. Попытки слепить что-то своё зачастую заканчиваются печально: плохой контакт между клеммой и проводом может привести к искрообразованию, что чревато возникновением пожара.
Высота аккумулятора с клеммами и без
Контакты батареи тоже важный момент. Здесь большую роль играет их расположение, размеры. Если брать в расчёт европейские, российские и южноамериканские модели изделий, то клеммы могут быть расположены разными способами:
Чтобы правильно выяснить полярность, достаточно батарею повернуть к себе фирменной наклейкой. Если не посчастливилось и в вашем распоряжении оказалась батарея с не таким, как надо, расположением клемм, можно (но не рекомендуется) нарастить провод. В подобном случае целесообразнее подыскать на авторынке или в магазине цельный кабель нужной длины.
Интересно: изредка в продаже попадаются АКБ с клеммами по диагонали или по центру корпуса. Их можно ставить почти на все машины. Форма, размер аккумуляторных контактов тоже бывают разными. Чаще всего они имеют вид конуса. Автомобильные наконечники проводов соответствуют такой конструкции. При этом верхний диаметр «минуса» по размеру чуть уступает «плюсу». Кроме этого конусные клеммы могут быть маленькими, что характерно для продукции японского автопрома. Существуют и более экзотические варианты:
При покупке АКБ стоит обращать внимание на высоту аккумулятора с клеммами или без. На большинстве батарей пробки или крышки банок расположены на более высокой части, которая выше контактов. Поэтому их соприкосновение с капотом невозможно. Однако есть модели, где верхняя часть корпуса не в виде ступеньки, а совершенно плоская. В этом случае тщательно измерьте высоту контактов на родной АКБ, чтобы не допустить их замыкания через капот автомобиля.
Ещё один важный нюанс: речь идёт о креплении батареи к кузову машины. Многие совершают ошибку, никак не закрепляя батарею. А это чревато:
Поэтому, приобретая батарею, обратите внимание на возможность её фиксации. Если АКБ крепится через верх, то причин для волнений нет, можно покупать любую. Но некоторые (например, на ВАЗ2108-2105) крепятся посредством специального выступа снизу, который есть не на каждой батарее.
Габаритные таблицы
Габаритные размеры автомобильных аккумуляторов напрямую связаны с ёмкостью. По этому признаку их и разделяют в первую очередь. Далее рассмотрены размеры изделий в зависимости от континента, где они выпускаются.
Европа
АКБ, выпущенные в государствах Евросоюза, имеющие ёмкость 40–70 А/ч, обладают следующими габаритами:
В последнем случае имеется в виду расстояние от дна изделия до основания клемм и до наивысшей плоскости, где расположены пробки либо крышка банок.
Таблица габаритов аккумулятора для авто
Ёмкость (А/ч) | Размеры (мм): длина, ширина и высота |
---|---|
42 | 175х175х190 |
44 | 207х175х175 |
52 | 207х175190 |
60 | 242х175х190 |
61 | 242х175х175 |
62 | 242х175х190 |
63 | 242х175х190 |
Европейские батареи, имеющие ёмкость 70–225 А/ч, имеют следующие габариты:
Таблица размеров аккумуляторов для авто
Ёмкость (А/ч) | Размеры (мм): длина, ширина и высота |
---|---|
72 | 272х175х175 |
74 | 278х175х190 |
77 | 278х175х190 |
80 | 315х175х175 |
95 | 353х175х190 |
100 | 353х175х190 |
110 | 390х175х190 |
140 | 513х189х223 |
180, 200 и 225 | 518х240х242 |
Батареи малой ёмкости, выпускаемые в Корее, Японии, Китае, Таиланде, имеют следующие типоразмеры:
Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторов
Ёмкость (А/ч) | Размеры (мм): длина, ширина и высота |
---|---|
35 и 40 | 187х127х227 |
45 | 238х129х227 |
60 | 232х173х225 |
65 | 232х173х190 |
70 | 261х175х220 |
АКБ, выпускаемые азиатскими компаниями и обладающие ёмкостью 90–120 А/ч, имеют фиксированную длину, ширину и высоту: 306, 173, 225 мм соответственно. В ряде случаев возможна замена азиатской батареи на европейскую и наоборот. Но тогда необходимо вооружиться рулеткой и тщательно измерить не только габариты самого корпуса, но и высоту клемм.
Самый лучший вариант при покупке батареи – купить точно такую же. Если нет возможности, принесите свою как образец или попросите продавца, чтобы он разрешил примерить изделие к вашей машине. Кроме того, можно воспользоваться приведёнными выше таблицами.
Как выбрать автомобильный аккумулятор? От А до Я по всем параметрам
Автомобильная аккумуляторная батарея (АКБ) должна быть надежной – это аксиома. Тех, кто пренебрегает данной истиной, легко вычислить: они толкают автомобили, просят «прикурить» у других водителей или обреченно ждут эвакуатора. Особенно риск того, что старый или некачественный аккумулятор станет «узким местом» возрастает зимой, когда даже у качественных АКБ показатели работы снижаются.
Найти новую батарею взамен отработавшей свое несложно. В каждом специализированном магазине неизменно присутствует широкий ассортимент АКБ. С яркими корпусами и наклейками, с броскими рекламными слоганами, естественно, обещающими долгосрочную безотказную работу. На какие из них стоит обратить внимание, а какие лучше обойти стороной? Чтобы знать ответ на этот вопрос, стоит знать нехитрые правила выбора аккумуляторов от Allzap!
Еще в девятнадцатом веке любопытные умы заметили, что если взять две пластины и погрузить их в токопроводящий раствор, между ними возникает разность потенциалов, который обыватели привыкли именовать напряжением.
Путем многочисленных экспериментов, установили, что наибольшей эффективностью и долговечностью отличаются свинцовые пластины. Несмотря на то, что аккумуляторы были изобретены намного ранее массового выпуска авто, изначально они в них не использовались. Для того, чтобы завести машину, применяли «кривой стартер» — вручную делали первые, для зажигания, обороты двигателя.
Аккумуляторы совершенствовались, становились менее габаритными, но с большим ресурсом, получили возможность подзаряжаться при эксплуатации.
Устройство классической АКБ
Визуально автомобильный аккумулятор выглядит как «шлакоблок» с клеммами. Материал корпуса выполняется из специальных материалов (чаще всего – полипропилена): стойким к воздействию агрессивных сред, повышенных и низких температур, а также вибраций. Внутри корпуса скомпонованы и надежно зафиксированы остальные, рабочие, элементы АКБ.
Первое, что увидит человек, если демонтирует крышку (на практике этого не стоит делать ни в коем случае) – шесть отдельных элементов, называемых «банками». Каждый из них выдает порядка 2В. Объединяясь в общую цепь с остальными, обеспечивает необходимые для большинства легковых автомобилей 12В.
В каждой из шести ячеек содержится пакет пластин. Соседние из них имеют различные полярности и разделены изолирующими электролитически проводящими пластиковыми сепараторами. Сетчатая структура пластин позволяет свободно циркулировать электролиту. Не вдаваясь в нюансы физических процессов, можно отметить, что емкость АКБ зависит от площади контактирующей поверхности пластин. Иными словами, чтобы получить большую емкость, нужно иметь или большее число пластин, или их большие габариты. Что, понятно, отразится на общих размерах и весе батареи.
На поверхность пластин наносится так называемая активная масса, а весь пакет стянут специальным бандажом, предотвращающим смещение элементов. Выводы пластин соединены с токосборниками, которые, в свою очередь, ведут к выводным борнам.
Когда нужно менять АКБ
Средний срок службы аккумуляторных батарей составляет 3-5 лет. Ресурс зависит как от конструктивных особенной АКБ, так и от условий и правильности его эксплуатации. Замена аккумулятора необходима, если:
• батарея перестает держать заряд;
• АКБ не заряжается – во время коротких поездок он не успевает получить энергию от генератора и поэтому из-за постоянной разрядки со временем теряет свою емкость;
• имеются повреждения корпуса.
Сурьмянистые кислотные аккумуляторы
Альтернативой сурьме в качестве легирующего элемента стал кальций. Существует батареи в которых все пластины легированы кальцием. Они маркируются Са/Са. Есть те, в которых кальцием легированы только аноды, а катоды остались малосурьмянистыми.
Полностью кальциевые АКБ считаются наиболее эффективными. Они имеют:
• низкое значение саморазряда;
• повышенное напряжение начала электролиза;
• стойкость к перезарядам;
• меньшие габариты и массу при заданной емкости.
Кальциевые аккумуляторы по праву называют необслуживаемыми: потери воды в них настолько ничтожны, что доливка просто не требуется.
Среди недостатков можно назвать:
• высокую стоимость;
• чувствительность к разрядам свыше 50% — снижение емкости после 3-4 таких потерь заряда.
Основным недостатком сурьмянистых и кальциевых батарей является наличие в них жидкого электролита, представляющего собой водяной раствор серной кислоты. При неправильной эксплуатации есть риск ее вытекания (в том числе при существенном отклонении от вертикали или при повреждениях корпуса).
Решить проблему помогло использование в качестве электролита специальных гелей помогло решить проблему. Такие АКБ считаются наиболее надежными и поэтому имеют достаточно высокую цену.
Категории обслуживаемости АКБ
По необходимости выполнять обслуживающие операции все АКБ подразделяются на:
• обслуживаемые;
• малообслуживаемые;
• необслуживаемые.
Первые (с содержанием сурьмы выше 5%) можно «вычислить» по откручивающимся крышечкам. Большие потери воды вынуждают пользователя постоянно контролировать уровень электролита и, при необходимости, пополнять его. Срок службы таких АКБ редко превышает 3 года, а стоимость их – относительно невысока.
Малообслуживаемые аккумуляторы с низким содержанием сурьмы в доливке электролита нуждаются намного реже.
Третью группу составляют свинцово-кальциевые аккумуляторы. В них доступа к банкам нет: жидкость попросту не теряется. Если следить за уровнем заряда, батарея может прослужить 5 и более лет. К необслуживаемым относятся и современные гелевые модели. За надежность и долговечность придется расплачиваться высокой стоимостью.
Основные параметры АКБ
Кошелек и советы бывалых помогли определиться с типом АКБ. Перед походом в магазин желательно также вооружиться знаниями об основных параметрах батарей.
Безусловно, основное значение имеет напряжение, которое, как уже отмечалось выше, равняется 12В. Второй показатель – емкость, которая исчисляется в ампер-часах (Ач). Иными словами, если на батарее написано 55 Ач, это значит, что она будет работать 1 час с током разряда 55 А. При этом нужно помнить, что ан корпусах пишут емкость при 25 градусах Цельсия при двадцатичасовом разряде (для предыдущего примера –с током 2,75 А).
Какую емкость выбирать
Для любых автомобилей не стоит покупать АКБ с емкостью менее 50Ач. Такие батареи:
• сложно запускают двигатель;
• быстро изнашиваются из-за глубокой степени разряда;
• некорректно перезаряжаются от генератора.
Многие стремятся приобретать батареи с максимальной емкостью. Другие считают, что, если поставить чрезвычайно «емкую» батарею, она будет постоянно недозаряженной. Второе утверждение – распространенный миф. Генератор полностью возвращает то количество энергии, которое потратилось на пуск независимо от емкости АКБ. При одном «но»: при разряде АКБ более 50% его зарядка генератором будет невозможна: для любой емкости!
Опытные автомобилисты советуют приобретать батареи с емкостью «на ступень» выше, чем та, которая указана в руководстве по эксплуатации. Например, вместо 55 Ач ставить 60Ач, что позволит сделать пуск более уверенным.
Ток холодной прокрутки
Ток, который батарея способна отдать при старте авто в условиях температуры в «минус» 18 градусов называют током холодной прокрутки. Чем выше его значение, тем проще запуск. Величина прямо пропорционально зависит от емкости, но даже при одинаковой последней может разниться в зависимости от внутреннего сопротивления батареи.
Помимо технических характеристик нужно обращать внимание на:
• Расположение клемм: «+» и «-» могут располагаться как слева, так и справа. Перед покупкой достаточно посмотреть, какую ориентацию имеет старая батарея. Если приобрести не ту АКБ, длины штатных проводов может попросту не хватить для коммутации. При этом стоит посмотреть, какое предусмотрено расположение батареи: клеммами вперед или наоборот.
• Габариты аккумулятора – по длине, ширине и высоте АКБ должна подходить под предусмотренное посадочное место и крепеж.
• Дату выпуска. Некоторые ошибочно считают, что точкой отсчета срока службы считается дата его установки на авто. На самом деле (из-за саморазряда и других процессов) старение АКБ начинается с момента заливки электролита на заводе. Чем изделие старше, тем меньше оно будет служить.
Проверка АКБ при покупке
Аккумуляторные батареи – достаточно дорогостоящие изделия, которые приобретаются не на один день. О том, насколько важна их надежность в дороге и говорить не приходится. Поэтому в автомагазине нужно отбросить ненужную скромность и внимательно осмотреть товар. В первую очередь — не целостность конструкции. О технических характеристиках поведает информация на корпусе. Те характеристики, которые не указаны, при желании можно вычислить по указанному отечественному или зарубежному стандарту (он указывается обязательно), если знать, какие величины ими регламентированы.
Аргумент в пользу покупки АКБ в серьезным торговых точках – здесь дается реальная гарантия на изделие, которая позволяет вернуть товар, если что-то не досмотрели. Впрочем, какие-то «бумажки» дают дальше на рынках, но, как показывает практика, там вернуть товар часто затруднительно.
В хороших автомагазинах новые батареи проверяют не простой лампочкой в 12 вольт, а специальной нагрузочной вилкой. Ее, кстати можно принести с собой, а если продавец откажет ее применить – магазин не единственный в округе. После подключения вилки в течение 5 минут напряжение не должно опускаться ниже 9 вольт. Иначе с таким АКБ могут быть проблемы при эксплуатации.
Какой производитель лучше
Вооружившись теоретической базой, даже неопытный пользователь может понять, какой автомобильный аккумулятор ему выбрать. Обслуживаемые АКБ нечувствительны к перепадам напряжения бортовой сети и идеально подойдут для владельцев стареньких авто. Необслуживаемые в этом плане более капризны, но долговечны и нетребовательны в эксплуатации. Итак, тип АКБ, его емкость и значение тока холодной разрядки определены. Перед глазами – десятки подходящих по параметрам вариантов. Какой их них выбрать?
Для многих других деталей рекомендуется приобретать оригинальные детали – те, которые поставлялись для сборки новых авто. Безусловно, можно выбрать того производителя и модель АКБ, которыми комплектовались машины при продаже. Их характеристики стопроцентно будут отвечать требованиям автомобильного концерна. Однако, с каждым годом появляются новые, более совершенные, модели АКБ. Да и фирм, отличающихся высочайшим качеством продукции немало. В их числе чаще всего называют:
• Bosch — немецкая компания с полуторавековой историей. Ее АКБ отличаются высоким пусковым током, простотой обслуживания и надежностью.
• Varta – еще один германский бренд при высоком качестве отличается более демократической ценой, чем именитый соотечественник. Сборка АКБ ведется в различных странах.
• ISTA – украинские батареи часто называют доступным аналогом германцев.
• Mutlu – турецкие аккумуляторы в первую очередь отличаются высокой надежностью в морозы. Долговечность и хорошие технические показатели отлично дополняются достаточно низкой стоимостью.
Рекомендуется также обратить внимание на обслуживаемые модели украинского Titan и российского Тюмень. Недорогие, они востребованы водителями ВАЗ и других неприхотливых машин, однако хорошо приспособлены и для более современных авто.
Безусловно, существуют еще десятки ответственных производителей, каждый из которых имеет своих почитателей. Главное правило – покупать исключительно сертифицированную продукцию. «Мелочная» экономия в дальнейшем может обернуться серьезными проблемами и лишними затратами.
Некоторые соотечественники «по старинке» боятся приобретать АКБ в интернет магазинах. Дескать, «ни посмотреть, ни пощупать». Ответственные онлайн магазины отличаются именно тем, что их товар обязательно сопровождается сертификатами, его, можно вернуть согласно действующему законодательству. Благодаря объемам продаж и связям с поставщиками, удается максимально расширить ассортимент, и гарантировать качество. А цена (даже с учетом доставки) более интересная, чем в розничных точках.