Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Какую опасность несут в себе беспилотные автомобили

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Уже в этом году в России начнется тестирование беспилотных автомобилей без инженера-испытателя в салоне, сообщил Минтранс. Правительство утвердило план поэтапного ввода таких транспортных средств в эксплуатацию на дорогах общего пользования.

Комплекс мероприятий предусматривает опытную коммерческую эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств в отдельных субъектах РФ. Реализация мероприятий позволит в период с 2021 по 2024 год создать необходимые правовые условия для внедрения ВАТС в транспортный комплекс. Обязательным условием является обеспечение безопасности участников дорожного движения и соблюдение установленных норм и правил, — говорится в сообщении ведомства.

Москва vs Россия

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Реально беспилотные автомобили вовсе не диковинка: в США и Китае уже есть территории, где они катаются без водителя, правда, в тестовых зонах, но в абсолютно автономном режиме, отмечает лидер всероссийского движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. И эти транспортные средства подчиняются специальному регулированию, добавляет он.

В России ряд компаний (в частности, «Яндекс») тоже имеют опытно-конструкторские разработки таких машин, и для беспилотников уже наработан опыт, который позволяет им ездить по дорогам общего пользования без водителя. Так что в Москве (и, возможно, Санкт-Петербурге) полностью автономные беспилотники могут появиться довольно-таки быстро (даже в ближайшие месяцы), потому что для этого все готово — и автомобили, и вся инфраструктура, прогнозирует эксперт.

Но вот до других уголков России эти технологии доберутся еще очень нескоро. По одной простой причине: для этого необходимо, чтобы на беспилотные автомобили был соответствующий спрос.

На текущий момент они имеют смысл на высоконагруженных направлениях. Это означает, что, например, в Москве беспилотник высадил пассажира и тут же посадил другого. В этом случае его эксплуатация дает гораздо больше шансов на то, что он окупится и начнет приносить прибыль, нежели в какой-нибудь деревне, — пояснил эксперт «Ридусу».

Много нерешенных вопросов

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Теоретически беспилотные машины на российских дорогах можно будет увидеть в перспективе ближайших трех-пяти лет. Или даже быстрее, но в виде единичных исключений. Для того чтобы эта техника действительно ездила, занималась перевозкой пассажиров или грузов, была органично вплетена в законодательство и в социум во всех смыслах, потребуется больше времени, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Пока с беспилотными автомобилями связано много нерешенных правовых, социальных и этических вопросов, напоминает он. Да и в целом, согласно женевской международной конвенции, до сих пор в машине должен находиться водитель, который отвечает за все, что с ней происходит. Россия участвует в этой конвенции и даже состоит в рабочей группе ООН, которая как раз занимается разработкой законодательства по беспилотникам.

Россия, безусловно, отстает от общего прогресса в беспилотных технологиях, но насколько — трудно сказать, добавляет он. По его словам, помимо Москвы, такие авто пока ездят (со скоростью не больше 20-30 километров в час) только в наукограде Иннополис (возле Казани), где живет всего несколько сотен человек. И рассчитывать, что уже завтра или послезавтра по российским дорогам в большом количестве поедут беспилотники, все же вряд ли стоит. Хотя это не означает, что такого вообще никогда не будет.

Как дороги делить будем?

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

У беспилотников есть свои определенные технические возможности и ограничения, напоминает Максим Кадаков. Так, для них дорога с более или менее нормальной разметкой и дорога, заметенная снегом, — это две разные дороги. Точнее, вторая — уже не совсем дорога. И, в принципе, выпустить беспилотники на столичные магистрали действительно можно, но вопрос в том, не помешает ли это остальному движению?

Во-первых, искусственный интеллект очень часто перестраховывается, и в целом беспилотники передвигаются медленнее тех же столичных водителей. В некоторых местах заметно медленнее. Например, автопилот дольше тормозит перед пешеходными переходами и разгоняется.

Во-вторых, они иначе реагируют на нестандартные ситуации. Вот, допустим, встала неудачно посреди дороги какая-то машина — так, что ее не объехать. Что делают московские водители? Объезжают через «сплошную», потому что понимают, что в ближайшие полчаса эта машина не поедет. Что будет делать беспилотник? Видимо, стоять до бесконечности. И таких примеров может быть много.

Эти машины пока еще не все понимают. И очень легко беспилотники научить выполнять 95-98% стандартных функций, маневров и так далее. Но всегда остаются вот эти самые сложные 2-3%, особенно на наших дорогах с нашими странностями, с упавшими дорожными знаками, неработающими светофорами и другими катаклизмами, с которыми искусственному интеллекту пока очень тяжело справиться, — рассуждает эксперт.

Пока количество таких транспортных средств не будет превышать нескольких сотен, может быть, тысяч, особых помех остальному движению они не создадут, полагает Петр Шкуматов. Но вот когда подобных машин станет десяток тысяч, могут начаться такие необычные эффекты. Как именно это будет выглядеть, сейчас никто не сможет предсказать, но для улиц Москвы это не столь уж отдаленная перспектива — порядка пяти лет, считает эксперт.

Неизбежный минус

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Первые кандидаты на массовую коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей — службы такси. Собственно, «Яндекс» тому наглядный пример. Выгода здесь очевидна: беспилотник может ездить по городу почти 24 часа в сутки (без перерыва на обед и сон).

Возможно, будут оборудованы частично беспилотными технологиями автомобили каршеринга, допускает Петр Шкуматов. Например, человеку лень идти километр до ближайшей свободной машины, он нажимает на кнопку в приложении, и этот километр она сама к нему едет в беспилотном режиме, а потом уже водитель берет управление на себя.

Перспективны эти технологии и в магистральных грузоперевозках с отлаженными бизнес-процессами (там, где логистика строится по принципу «доедешь до ворот гаража, тебя встретят и проводят», внедрить беспилотники будет явно сложнее).

Все это порождает одну важную проблему: что делать с водителями, услуги которых станут не нужны? Сейчас в России на этой позиции работают почти семь миллионов человек, а всего в стране 72 миллиона рабочих мест. То есть примерно каждый десятый — водитель, рассказывает Максим Кадаков. И как кормить этих людей, если лет через 10-15 их вытеснят беспилотники?

Сегодня ответа на этот вопрос никто не знает, говорит Петр Шкуматов. Но научно-технический прогресс нельзя остановить, и рано или поздно мы все равно к этому придем, единодушно признают эксперты.

Источник

Чем опасен робомобиль?

Начало эры робомобилей может означать исчезновение личного автомобильного транспорта. Рассказываем, как это произойдет.

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Вообще-то слово «автомобиль» дословно означает «движущийся сам». И в течение всей своей более чем столетней истории автомобили эволюционировали именно в сторону максимального отстранения человека от процесса управления. Когда-то ведь даже заводить мотор нужно было заводной рукояткой, позднее появились автоматическая коробка передач, круиз-контроль, автоматическое торможение…

И вот теперь в нашу жизнь стремительно входят автомобили, которые ездят полностью сами, вообще без участия водителя. С аппаратной точки зрения, кстати, ничего сложного и суперсовременного в них нет. Те же колеса, моторы, рулевое управление и тормоза, а также сервоприводы для управления всем, чем можно управлять, давно присутствуют и в обычных машинах.

Камеры, следящие за разметкой и за другими машинами вокруг, тоже не то чтобы новинка. Системы распознавания дорожных знаков и навигаторы с подробными картами уже встречаются даже в бюджетных моделях. И неровности дороги обычные машины давно научились распознавать: на основе этих данных некоторые «Мерседесы» регулируют подвеску так, чтобы в момент проезда неровности как бы приподнимать колесо, и в итоге машина практически летит над асфальтом.

Остается, казалось бы, всего ничего: сделать программную часть, которая будет управлять всеми системами, заменяя водителя. И вот тут возникает много вопросов далеко не технического толка. Первая жертва «робомобиля» уже есть: в США Tesla из-за ошибки системы распознавания не заметила приближающийся к ней грузовик, в то время как ее владелец спокойно сидел, уткнувшись в свой смартфон. Кого в данном случае считать виновным в трагедии? Владельца? Но он не управлял автомобилем. Производителя? Но он вроде как тоже не управлял автомобилем.

Или, скажем, другая ситуация: допустим, ДТП неизбежно, и компьютер это понимает — на дорогу из-за угла внезапно выбежал двухлетний малыш. Правила дорожного движения в аварийной ситуации требуют применить экстренное торможение, не меняя направление движения. То есть следующий формальным правилам робомобиль собьет малыша. При этом большинство людей предпочли бы нарушить ПДД — и резко свернуть в столб, потому что шансов выжить у водителя и пассажиров машины с подушками безопасности больше, чем у пешехода. А саму машину потом восстановят по страховке.

Или возьмем другую ситуацию: выбегающий неожиданно на дорогу лось. Если следовать ПДД, это приведет к неминуемому столкновению с лосем и серьезным травмам пассажиров. Живой водитель попробовал бы на практике «лосиный тест» с резким перестроением и возвратом обратно: в идеале поехал бы дальше, при менее удачном стечении обстоятельств машина опрокинулась бы или съехала в кювет, но без серьезных последствий.

Хорошо, можно сделать систему более интеллектуальной и научить ее распознавать образы, сопоставлять множество разных условий и в конечном итоге решить часть проблем. То есть если выбегает животное лось, а на встречке никого нет, то анализируем траекторию и скорость животного лось — и маневрируем. Если выбегает ребенок, а вокруг не видно других пешеходов, но есть столб, едем в столб и втыкаемся в него максимально безопасно для пассажиров. Казалось бы, проблема решена: продумать все алгоритмы, и можно ездить. Но все не так однозначно…

Рассмотрим, например, результаты опроса, проведенного компанией Cognitive Technologies, которая как раз и занимается разработкой автоматизированных систем управления для автомобилей. Что особенно характерно, это не какие-то абстрактные люди, а 80 тысяч человек из 47 регионов России, то есть это те, кого мы видим вокруг каждый день.

Так вот, в случае если на дорогу выбегает пешеход, а по встречке движется другой автомобиль, лишь 59% опрошенных предлагают съезжать в кювет, чтобы не сбить пешехода. 38% считают, что лучше сбить пешехода, видимо, потому, что «ну а че он»! Около 3% предпочтут лобовое столкновение — вероятно, в расчете на то, что встречный автомобиль испугается и сам уедет в кювет или на пешехода.

Если пешеходов несколько, то в кювет бы съехали 71% опрошенных, а 26% все равно считают, что нужно ехать прямо и всех сбивать. Интересно, что был вариант, когда на дорогу выбегает собака, а не пешеход: в этом случае ее бы сбили 55% участников опроса. Более того, в вопросе с собакой можно было выбрать экстренное торможение, при котором вас догонит движущийся сзади автомобиль. Несмотря на то что формально виновен в ДТП будет в этом случае именно он, а не беспилотник, такой алгоритм выбрали бы только 40% человек.

People want other people’s self-driving cars to keep pedestrians safe https://t.co/RgAlgEup7r by @RoheeniSax

Другой опрос, проведенный американскими исследователями, показал еще более интересную картину. По его результатам люди в целом склонны считать правильным такое поведение робомобиля, когда он спасает пешехода или тем более группу пешеходов ценой жизни пассажира. И чем больше в группе пешеходов — тем большее количество опрошенных давало положительный ответ. Например, если в группе 10 пешеходов, то 76% участников опроса, или подавляющее большинство, считают, что спасать нужно их.

Чуваки, хакнувшие Jeep Cherokee ровно год назад, взломали его еще разок, посерьезнее: https://t.co/MlEgj0CPcn pic.twitter.com/X6sWGU45pZ

То есть абстрактно люди согласны, что иногда автомобилю следует пожертвовать чьей-то жизнью для спасения других людей, но явно предпочитают, чтобы это были жизни каких-то незнакомцев.

Что делать в такой ситуации производителю? Не все будут согласны с решением, заложенным в автомобиль на заводе, что наверняка приведет к шквалу судебных исков после аварий, адресованных разработчикам. Если же дать возможность владельцу автомобиля самому программировать алгоритмы, то с большой вероятностью он что-нибудь сделает не так и автомобиль натворит бед. Да и для хакеров такая система станет куда уязвимее.

Поэтому, скорее всего, робомобили будущего (а за ними, безусловно, будущее) вообще сделают существование личного автомобиля бессмысленным. Беспилотники будут принадлежать таксомоторным компаниям, а вызвать ближайший свободный можно будет через мобильное приложение вроде Uber.

Это, в свою очередь, существенно снизит количество автомобилей, требующихся для перемещения того же количества населения, по сравнению с личным транспортом и решит множество проблем, в первую очередь с парковками и пробками, а во вторую очередь — с таксистами и их «дорогу покажешь?», шансоном и стойким запахом дешевых папирос в салоне.

Пешеходов же можно будет оснастить датчиками-маячками (как сейчас, например, в Европе все обязаны носить светоотражающие значки в темное время суток), и тогда автомобиль будет знать обо всех пешеходах в округе заблаговременно, и сбивать в большинстве экстренных случаев будет просто некого. И летающий «ДеЛореан» изобретать не придется.

Источник

Беспилотные автомобили: перспективы и угрозы

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Беспилотные автомобили еще не стали частью нашей повседневной жизни, но это время все ближе. В беспилотный транспорт инвестируют не только автомобильные концерны, но и крупные IT-компании, производители цифровой техники и каршеринговые фирмы. Серийное производство и использование машин без водителей изменит дорожную ситуацию, устройство городов и глобальную экономику.

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Массовая механизация технически сложного производства началась с автомобильного конвейера Генри Форда в начале двадцатого века. Первый автомобиль, собранный на конвейере, стал отправной точкой для двух процессов, изменивших мир: автоматизации и автомобилизации. Сейчас в мире насчитывают около 1,5 млрд. автомобилей, 80% из которых в личном пользовании, а процент роботизации производства в развитых странах уже достиг 5% и растет с каждым годом.

В бытовых вопросах автоматической техникой тоже никого не удивить: кофемашины, мультиварки, роботы-пылесосы, навигаторы. Все активнее дроны используются для доставки грузов на небольшие расстояния — к 2020 году доля беспилотных летательных аппаратов в грузоперевозках приблизится к 10%. Cейчас два процесса, запущенные Фордом, снова меняют мир: беспилотные автомобили выведут эффективность и безопасность транспорта на принципиально новый уровень.

Cуществует несколько уровней автоматизации транспорта, которые зависят от вовлеченности человека в процесс управления. Первый уровень — это круиз-контроль или автоматическая парковка, то есть большую часть времени машиной управляет человек, но некоторые функции берет на себя робот. Максимальный пятый уровень — это полностью автономное транспортное средство, которое может двигаться по маршруту вообще без человека.

Сейчас под беспилотными автомобилями подразумевают именно пятый уровень автоматизации. Он включает в себя новейшие технологии: техническое зрение, лазерные дальномеры, LTE-интернет, GPS, машинное обучение, искусственный интеллект. Развитие этих технологий подогревается конкуренцией между участниками рынка беспилотных машин, а это: Tesla, Apple, Samsung, BMW, Volvo, Audi, Ford, Toyota, Google, Yandex, Uber. Компании с громкими именами и внушительными бюджетами.

Перспективы беспилотников

Несмотря на быстрый прогресс, беспилотники пока не готовы массово выехать на улицы городов. Это связано не только с несовершенством технологий, но и с другими факторами.

Инфографика рейтинг готовности стран

Инфраструктура большинства городов не готова к массовому использованию беспилотных машин. Нужны автоматические заправки и парковки, нужна специальная разметка и знаки, которые будет видно в дождь, снег и туман. Регулирование беспилотных машин законом тоже не везде продумано — в правилах дорожного движения просто нет такого вида транспорта, как автономные машины. Еще один вопрос — страхование, которое придется оптимизировать под машины без водителей. Потребительское неприятие — это сопротивление любым новым технологиям. Чтобы довериться беспилотным машинам людям потребуется время.

В томской ОЭЗ разрабатывается беспилотный автомобиль для суровой сибирской зимы. Он будет ездить по снегу, без разметки и в условиях плохой видимости.

Хотя все эти проблемы только предстоит решить, беспилотники уже активно ездят по дорогам. Пока это не серийные машины, а единичные тестовые экземпляры, на которых отрабатываются технологии. Например, беспилотники Google Waymo наездили по Техасу и Вашингтону уже более 6,5 млн. километров, а беспилотный автомобиль Яндекса недавно проехал от Москвы до Казани.

Массовое производство беспилотных машин изменит мировую экономику и отношение к транспорту. Но из-за высокой стоимости первых моделей производителям беспилотников придется специально готовить рынок и выходить на него постепенно:

Каршеринг. Очевидный способ использования дорогих беспилотных машин — это аренда на определенное время. Уже сейчас каршеринги набирают популярность в больших городах. В Москве в 2018 году 13 тысяч «арендных» автомобилей совершили 18 млн. поездок. В 2017 году поездок было втрое меньше. С появлением беспилотных автомобилей эта услуга станет еще популярнее, а востребованность личного транспорта будет падать.

Каршеринг снижает продажи новых автомобилей на 1,5 млн. штук в год.

Автономное такси. Компании, работающие по принципу Uber, тоже готовят рынок к отказу от водителей. Сейчас через приложение Uber можно вызвать свободного водителя, который ждет заказа неподалеку. А в будущем можно будет вызвать автономную машину. Стоимость, кстати, не сильно изменится, потому что около 50% цены поездки в такси — это доход водителя.

Междугородние грузоперевозки. Движение по трассе для беспилотных машин проще, чем движение по городу: меньше светофоров, ниже интенсивность потока, меньше развязок и пешеходных переходов. А эффективность беспилотной машины значительно выше, чем у живого водителя.

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Автономный транспорт изменит многие сферы жизни в лучшую сторону:

Безопасность

По статистике 98% аварий с участием беспилотников происходят не по их вине. Машина не отвлекается на телефон, не пишет СМС, не курит за рулем и не превышает скорость. Чем больше автономных машин будет на дорогах, тем ниже будет аварийность. По прогнозу аналитического агентства McKinsey, количество аварий сократится на 90% с внедрением беспилотного транспорта.

Скорость и цена

Беспилотной машине не нужно спать и отдыхать в дороге, за счет этого скорость перевозок возрастет. А вот стоимость, наоборот, снизится — машина не требует зарплаты, пособий и отпускных.

Эффективность

В среднем автовладелец использует свою машину только 4% времени в сутки. Из каждых семи личных автомобилей в городе только один находится в движении. Остальные стоят на парковках у магазинов, офисов или жилых домов. Не слишком высокий КПД. Переход к каршеринговой схеме использования автономных автомобилей увеличит эффективность использования транспорта.

Разгрузка дорог и городов

Еще одна польза автономного каршеринга — уменьшение количества машин в городах, а значит разгрузка дорог, улучшение экологии и оптимизация городского пространства. Площади, занимаемые парковками, развязками и гаражами превратятся в городские пространства, жилые дома или торговые центры.

Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Смотреть картинку Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Картинка про Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов. Фото Какие риски появляются для человека и общества при использовании беспилотных автомобилей и дронов

Мобильность населения

Перечисленные выше факторы увеличат трудовую мобильность населения, а значит ускорят экономический рост. По оценкам компании Intel, внедрение беспилотных машин даст мировой экономике дополнительные 7 трлн. долларов — сюда входят инвестиции в развитие технологий, повышение скорости и эффективности грузоперевозок, мобильность трудовых ресурсов.

Угрозы от беспилотных машин

Есть несколько проблем, которые связывают с появлением беспилотных машин:

Потеря рабочих мест

Главное опасение многих людей — это сокращение миллионов рабочих мест, связанных с перевозками. Напрямую это касается дальнобойщиков и таксистов, а снижение аварийности оставит без работы автомастерские и страховые компании. Новые технологии всегда взывают в обществе подобные страхи — некоторые профессии действительно исчезли, например, лифтеры, трубочисты или фонарщики. Зато появилось еще больше новых профессий.

Конфиденциальность

Беспилотный автомобиль фиксирует всю информацию о перемещениях: маршрут, время поездки, места остановок, и это вызывает тревогу за конфиденциальность. Но открытость личных данных — это реалии современного мира. Телефоны, навигаторы, сигнализации, трекеры — все это «следит» за нами, и беспилотные автомобили ничего радикально не изменят.

Взаимодействие с живыми водителями

Живым водителям, привыкшим к неформальным правилам вождения, придется приспосабливаться под стиль роботов — то есть идеально соблюдать правила. Этот процесс займет какое-то время, но в конце концов, пойдет на пользу всем участникам движения.

Беспилотные машины — это еще один шаг к роботизации жизни, который станет важным этапом четвертой промышленной революции. По степени влияния на общество беспилотники можно сравнить с 3D-печатью, робототехникой, нейронными сетями или расшифровкой генома человека — потенциал этих достижений настолько велик, что его пока сложно представить.

Источник

Где можно летать беспилотнику и что нельзя снимать

И как потом использовать результаты видеосъемки по закону

По данным на 2020 год, в России поставили на учет почти 19 000 беспилотных летательных аппаратов.

Сколько их на самом деле на руках у граждан — сказать очень сложно. Многие покупают их, но не регистрируют в Росавиации, даже если беспилотник подходит под требования. Например, если дрон весит больше 250 граммов.

Беспилотные летательные аппараты привыкли использовать для фото- и видеосъемки. И если с порядком регистрации законодатели уже определились, то с тем, что можно с них снимать, а что нельзя — разобраться не так просто. И закон там нарушить довольно легко, можно даже стать фигурантом уголовного дела.

Расскажу, как это работает и как правильно снимать, чтобы не привлекли к ответственности.

Что вы узнаете

Что такое БПЛА

Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».

В законах таких терминов нет — в Воздушном кодексе РФ упоминаются беспилотные воздушные суда — то есть управляемые и контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.

Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.

Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников

Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:

Как происходит регистрация БПЛА

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

С 27 сентября 2019 года ставить на учет нужно все БПЛА, масса которых превышает 250 граммов. Учетом занимается Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация. БПЛА массой более 30 кг тоже регистрируют — но по отдельным правилам. Такие беспилотники в частных руках пока редкость.

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Срок постановки на учет — 10 рабочих дней после покупки.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов

Владелец БПЛА должен понимать, что беспилотник — это источник повышенной опасности. Четкого определения источников повышенной опасности в законе нет, но к ним могут отнести все, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

Как это работает — проще всего объяснить на примере.

Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.

Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.

Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.

В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.

То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.

Причем владелец — это не обязательно собственник. Например, если человек взял беспилотник в аренду или попросил у друга, чтобы что-то снять — он уже считается владельцем этого аппарата и несет всю ответственность за причиненный им вред. А вот если пилот БПЛА работает по найму, он владельцем не считается. Поэтому ущерб сначала возместит владелец, а только потом сможет потребовать с работника возместить ущерб уже ему — в размере выплаченного потерпевшему возмещения.

После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.

Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.

Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».

Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.

Но форс-мажор не начинает действовать автоматически, просто по заявлению. Человеку придется доказать, что ураган действительно был — например, справкой из гидрометцентра, в которой будет указана сила ветра в этот день.

Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.

Где можно летать без разрешения

Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:

Информация о границах диспетчерских зон аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно

В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:

Разрешение понадобится в случае, если оператор не будет видеть беспилотник либо полет будет проходить в диспетчерских зонах аэродромов, вертодромов, запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых ФСО.

Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.

Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.

Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.

В полетном плане указываются опознавательный индекс беспилотника, аэродром, маршрут, аэродром назначения, время вылета и время полета, а также другая информация, необходимая органам воздушного движения.

Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.

Как летать в городе

У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.

Как летать возле границы РФ

Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

В каких местах летать нельзя

Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Допустим, владелец беспилотника снимает городские улицы. Улица — общественное место, а значит, у каждого прохожего разрешение на съемку получать не требуется. Если лица на видео невозможно разобрать — то и разрешение на использование такой видеозаписи ни у кого получать не нужно. Владелец беспилотника может использовать такую видеозапись по своему усмотрению, монтировать как угодно, выкладывать в соцсетях — отвечать ему не придется.

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

А вот отслеживать в толпе или на улице конкретного человека с помощью беспилотника нельзя. Технически дрон может следовать за конкретным человеком или автомобилем. Но такая ситуация регулируется Федеральным законом о персональных данных. Перемещения человека — это его частная жизнь. И следить за этой жизнью по собственному желанию нельзя, нужно его согласие.

То же самое — и с наблюдением за окнами квартир. Снимать их издалека, с расстояния, на котором не видно, что за окнами происходит — можно. А вот заглянуть в окно без разрешения хозяина квартиры уже нельзя. В данном случае не важно, затянуто окно шторами или нет. Даже распахнутая дверь балкона и полное отсутствие штор — это еще не приглашение для любителей подглядывать.

Если человек нарушает закон — его можно фотографировать, делать видеозаписи и выкладывать их в общем доступе без разрешения нарушителя. Раз нарушены публичные интересы или изображение необходимо для защиты правопорядка и безопасности — ФЗ «О персональных данных» на такую ситуацию не распространяется.

А понятие публичных интересов в законе трактуется широко — это, например, потребность обнаруживать и раскрывать различные угрозы: демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется. В данном случае не важно, совершает ли Петров уголовное преступление или административное правонарушение. Раз нарушены публичные интересы — и съемка, и размещение видеозаписей закон не нарушают.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление. Ответственность за взятку предусмотрена в уголовном кодексе, за такое можно лишиться свободы на срок до трех лет.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Государство имеет полное право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

Ответственность для владельцев беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут привлечь к административной ответственности.

За нарушение права на неприкосновенность частной жизни ответственность уголовная. Санкция — от штрафа в размере до 200 000 Р до лишения свободы на срок до двух лет. А еще потерпевший имеет право потребовать возместить убытки и моральный вред, если они возникли из-за распространения видео.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *