Какие рукава используют при установки пожарного автомобиля на водоем
Установка автоцистерны на водоем
Сегодня в нашей статье мы расскажем Вам о том, как правильно устанавливается пожарный автомобиль на водоем. Как известно установить АЦ на водоем задача не из легких и требует особой подготовки и навыков. Практически ежедневно пожарные дополнительно отрабатывают нормативы чтобы совершенствовать свои профессиональные навыки одним из выполняемых нормативов является норматив по установке пожарной автоцистерны на водоем. Данный норматив и правильность его выполнения описаны в нормативах по пожарно-строевой и тактической подготовке для личного состава ФПС от 10.09.2011 документ утверждает Плат П.В.
КОНСПЕКТ по данной теме МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ по ССЫЛКЕ
Для большей доступности мы расскажем Вам об отработке вышеназванного норматива своими словами. Итак, начало норматива пожарный и водитель стоят у задней оси автомобиля, начало упражнения поданная команда, после чего пожарный из отсека берет всасывающую сетку, водитель резким рывком достает всасывающий рукав, пожарный ловит его на выходе и устанавливает на него сетку, так как упражнение выполняется в паре действия должны быть четкие и слаженные.
Соединение рукавной линии
Водитель совместно с пожарным относят рукав к водоему и готовятся доставать следующий всасывающий рукав, при этом необходимо учитывать, что длинна каждого рукава равна 4 метра. Достав необходимое оборудование наша команда из водителя и пожарного соединяют всасывающие рукава вручную между собой и подсоединяют линию к насосному патрубку и после дотягивают специальным ключом для фиксации полугаек.
Инвентарь готов к работе – пожарный опускает рукав в водоем и открывает сетку потянув за веревку, установленную на сетке и крепит ее за конструкцию (стоит помнить, что глубина погружения всасывающей сетки должна быть не менее 30 сантиметров), водитель запускает насос заполняет его водой.
Присоединение рукавной линии к насосу
Норматив считается выполненным, как только насос заполнен водой, нормативное время устанавливается для двух случаев:
Нормативное время для выполнения упражнения:
В скобках указано время отработки норматива с подачей воды.
Не стоит забывать о безопасности, при проведении развертывания сил и средств обязательно работайте в защитном обмундировании, соблюдайте требования охраны труда согласно:
Приказа №1100 н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
Для более наглядного примера по отработке данного норматива Вашему вниманию представлено 2 видео.
Отрабатывайте свои навыки и будьте настоящим профессионалом своего дела!
Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину
Установка пожарного автомобиля на водоисточник (гидрант или водоем) производится для подачи огнетушащих веществ пожарным насосом (ПН) машины.
Подавать тушащее вещество (воду) из источников на рукавные линии, доставляющие ее к месту возгорания, – основная задача пожарной техники. Правильное закрепление на точке забора является первым по важности действием.
Как установить АЦ на водоисточник
Установка автоцистерны на гидрант или открытый водоем осуществляется в рамках боевого или учебного применения. Источники по теме:
Подача ОТВ производится из емкости автоцистерны или подключением машины:
Норматив установки АЦ на гидрант
Время фиксируется по моменту окончания: КП навернута до упора, ПР всасывающего типа подключены к ПГ, в скобках – время до момента пуска забор воды из гидранта:
период в сек. для стандартной схемы
Указан диапазон значений при отработке нормативов, так как временные отрезки отличаются для разных пожарных машин (на шасси КамАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, иностранного производства).
Норматив установки АЦ на водоем
Время фиксируется по моменту – всасывающая линия проложена, веревка ВС закреплена:
время в сек. для схемы с 2 всасывающими рукавами по 4 м
Схема установки АЦ на водоисточник
Визуализация подключения автоцистерн есть в нормативах по ПСП и ТСП, для ФПС. Стандартные варианты такие:
Подключение к гидранту с 2 всасывающими ПР.
У водоема с линией из 2 всасывающих шлангов по 4 м или из 4 по 2 м.
На площадке (на пирсе), на 1 ств.
К водоему или ПГ, на 1 брандспойт от одной магистрали.
На 2 рабочие линии от 2 магистралей.
1 брандспойт от 1 магистрали в окно 3 эт.
Требования к подъезду пожарных машин к гидрантам и водоемам
В процессе организации заправки автомобилей водой из открытых водоемов или гидрантов надо соблюдать правила подъезда:
После подъезда коробку передач ставят на «нейтралку», выставляют упоры, двигатель переключают на насосный режим.
Как пожарная машина подключается к гидранту
Есть два этапа при подсоединении автоцистерны к ПГ:
Подключение оснащения АЦ стандартно производится шофером и одним из бойцов.
Подключение ПГ к помпе автоцистерны производится через рукав после насаживания колонки (КП). Порядок установки на гидрант (водитель – N 1, пожарный – N 2):
Если точка забора удалена и невозможно к ней подъехать, создают линию не только из нескольких 4-метровых всасывающих ПР, но и из напорных шлангов Ø77 мм на 20 м.
Как производится забор воды из водоема
Забор автоцистерной из открытого источника осуществляют 2 чел. (водитель – N 1 и пожарный – N 2). Пример для линии из двух ПР:
Более сложная процедура установки с гидроэлеваторами (подробнее в Методических рекомендациях по ПСП, п. 11.2.1.4), метод применяется, когда:
Применяют 1 или 2 гидроэлеватора (ГЭ). Машина в этом случае может служить промежуточным резервуаром, а также может потребоваться один шланг опустить в цистерну. Возможные схемы:
Техника безопасности при установке автоцистерны
Правила безопасности при боевом развертывании с подачей воды:
Установка пожарного автомобиля на водоисточник
Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник проводятся с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.
Установка пожарной колонки. Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при боевом развертывании или по команде «Колонку ставь».
Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта, насосом к нему. Пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту. Кладет колонку на землю, крюком подхватывает крышку гидранта и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, опускается на колено и снимает колпачок гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5-6 полуоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до отказа (18-20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать после 5-6 полуоборотов рукоятки.
Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос производится по команде «Воду дать». Пожарный берет торцовый ключ, надевает его на винт шибера и плавным вращением ключа против часовой стрелки до отказа (15-16 полуоборотов) открывает шибер колонки.
Если на напорных патрубках колонки имеются маховички, то для пуска воды их вращают против часовой стрелки до отказа 15-16 полуоборотов).
Подача воды прекращается по команде «Воду остановить». Пожарный вращает шиберный ключ или маховик напорных патрубков по часовой стрелке и тем самым закрывает шибер и напорные патрубки колонки.
По сигналу «Отбой» или по команде «Колонку убрать» пожарный поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке закрывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки колонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее. Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает колпачок стояка и крышку колодца гидранта, берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и закрывает дверцу отсека кузова автомобиля.
Не допускается освещение колодцев пожарных гидрантов открытым огнем. В случае необходимости спускаться в колодец разрешается только в изолирующих (шланговых) противогазах и со страховкой спасательной веревкой.
На два параллельных напорных рукава. В этом случае водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку и присоединяет к нему двойник, берет в отсеке кузова автомобиля четырехметровые напорные рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет головки рукавов к двойнику.Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, принимает вторые головки напорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос.
Применение напорных рукавов для работы насоса от гидранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки под давлением не менее 2 атм.
На два параллельных всасывающих рукава. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему двойник, вынимает из пеналов два всасывающих рукава и присоединяет их к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, поочередно принимает от водителя всасывающие рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонки и пускает воду в насос.
Применение всасывающих рукавов для работы насоса от гидранта допускается в случае, когда вода из колонки поступает под давлением не более 2-3 атм.
Параллельно на один всасывающий и один напорный рукав. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет двойник, берет в отсеке кузова автомобиля напорный четырехметровый рукав, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к двойнику, вынимает из пенала всасывающий рукав, присоединяет ближнюю соединительную головку к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, присоединяет напорный и всасывающий рукава и пускает воду в насос.
Одновременное применение одного напорного и одного всасывающего рукавов допускается в том случае, когда водителю не известно давление воды в водопроводной сети. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.
При установке пожарного автомобиля на два всасывающих рукава диаметром 125 мм водитель выдвигает из левого пенала всасывающий рукав (примерно 1,5 м), отсоединяет заглушку от всасывающего патрубка насоса. Пожарный берет из отсека кузова автомобиля всасывающую сетку и присоединяет ее к выдвинутому из пенала рукаву. Затем водитель и пожарный берут всасывающий рукав правого пенала и кладут его на землю, вынимают рукав из левого пенала и тоже кладут его на землю вслед за первым рукавом. Водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный соединяет рукава между собой, уплотняет соединительные головки, поднимает конец рукава со всасывающей сеткой и погружает его в воду.
После этого пожарный привязывает свободный конец веревки, идущей к рычагу обратного клапана всасывающей сетки, за какой-либо предмет или рукав.
После этого пожарный присоединяет посредине второго всасывающего рукава трос лебедки. При помощи двух рукояток лебедки водитель и моторист поднимают всасывающий рукав и сетку на необходимую высоту для забрасывания в водоем. Водитель подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдают за движением автомобиля и рукавов, а затем при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее одного метра. Водитель включает насос и забирает воду.
По команде «Отбой» выполняются действия, обратные тем, которые имели место при установке насосной станции на водоем.
Прицепную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный. Пожарный отсоединяет мотопомпу от автомобиля, присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем. Моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.
По команде «Мотопомпу убрать» моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.
Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами: «Давление четыре-дать» и т. д. Водитель, регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление на насосе.
Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде «Воду-остановить». Водитель переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с насосом (или мотопомпой) и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводится на малые обороты, а вентиль напорного патрубка насоса закрывается.
По команде «Отбой» автонасос (автоцистерна, мотопомпа) снимаются с водоисточника. При этом производятся действия, обратные тем, которые выполнялись при установке их на водоисточник.
Установка пожарного автомобиля на водоисточник
Подача огнетушащих веществ от основных пожарных автомобилей может осуществляется от емкости пожарной автоцистерны или путем установки пожарного автомобиля на водоисточник. В качестве водоисточников используют водопроводные сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на гидрант. Кроме водопроводных сетей используется безводопроводное противопожарное водоснабжение. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на водоем.
При установке пожарного автомобиля на водоисточник водитель обязан включить стояночную (запасную) тормозную систему, аварийную световую сигнализацию (при установке на проезжей части дороги), а в ночное время освещать место работы от задней фары автомобиля; на уклонах использовать противооткатные упоры. Установка пожарной автоцистерны на гидрант (см. рис. 5.37) осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде:
«Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения пожарного
насоса с гидрантом) – СТАВЬ».
Могут быть применены следующие способы соединения с гидрантом: 1. На два параллельных напорно-всасывающих рукава. Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему водосборник. В это время пожарный устанавливает колонку на пожарный гидрант. После этого расчёт совместно извлекает из пеналов поочередно два напорно-всасывающих рукава. Водитель присоединяет их к водосборнику, пожарный – к патрубкам колонки. После сборки схемы пожарный пускает воду в насос.
2. Параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом
водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет водосборник, берет в отсеке кузова пожарного автомобиля напорный четырехметровый рукав Ш77 мм, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к водосборнику. Пожарный устанавливает пожарную колонку на гидрант, извлекает совместно с водителем из пенала напорно-всасывающий рукав, после чего водитель присоединяет головку всасывающего рукава к водосборнику. Пожарный присоединяет напорный и
всасывающий рукава к колонке и пускает воду в насос. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.
В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих и напорных рукавов.
Установка пожарной автоцистерны на водоем осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде: «Автоцистерну на водоем (указывается какой водоем и количество всасывающих рукавов) – СТАВЬ». По этой команде водитель устанавливает пожарный автомобиль к водоисточнику в указанное место. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю – один рукав у насоса, второй – за первым, в сторону водоема. Водитель снимает заглушку с всасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водоему. Затем пожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой. Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет или рукав. Водитель готовит насос к забору воды.
В случае невозможности подъезда пожарного автомобиля к водоему или если высота забора воды составляет более 7 м используется гидроэлеватор. Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора производится по команде:
«Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема (указывается водоем) гидроэлеватором – МАРШ».
При заборе воды с использованием гидроэлеватора Г-600 применяются следующие способы:
А. Через емкость пожарной автоцистерны (см. рис.5.38). Выполняются следующие действия расчета: водитель и пожарный извлекают всасывающий рукав из пенала пожарного автомобиля, затем водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса, пожарный опускает другой конец рукава в горловину автоцистерны. Водитель достает из отсека пожарного автомобиля напорный рукав диаметром 66, соединяет его с напорным патрубком насоса и прокладывает другой конец в сторону
водоисточника (водоема). Далее пожарный извлекает совместно с водителем напорно-всасывающий рукав, затем достает рукав диаметром 77 мм и соединяет оба рукава25. Пожарный берет гидроэлеватор, прокладывает рукавные линии к водоему, соединяет все соединительные головки рукавов с гидроэлеватором, а гидроэлеватор погружает в воду. Водитель опускает напорно-всасывающий рукав в горловину цистерны и готовит пожарный насос к работе. Пожарный следит за работой гидроэлеватора.
Б. Через всасывающую полость насоса автоцистерны (см. рис. 5.39 и 5.40). Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает водосборник на всасывающий патрубок насоса, достает один (см. рис. 5.39) напорный рукав диаметром 77 мм
или два (см. рис.5.40) рукава диаметром 66 мм из отсека пожарного автомобиля, прокладывает его (их) в сторону водоема и присоединяет рукав (рукава) к водосборнику. Пожарный прокладывает напорный рукав диаметром 66 мм от напорного патрубка насоса к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки рукавов, опускает его в воду и следит за работой гидроэлеватора. Водитель работает на насосе. При определении длины рукавных линий необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения под уровень воды.
При установке пожарного автомобиля на водоисточник необходимо соблюдать следующие правила:
§ при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом, следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги;
§ запрещается использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов;
§ всасывающие рукава извлекать из пеналов расчетом из двух человек во избежание поломки рукавных соединений;
§ подавать воду в рукавные линии, постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник систематически проводятся в пожарных частях с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Пожарные рукава и гидравлическое оборудование
Пожарные рукава и пожарная арматура являются основными элементами комплекта пожарно-технического вооружения. Предназначаются для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Пожарные рукава и рукавная арматура являются наиболее часто используемым оборудованием. Знание их технических характеристик, устройства и способов эксплуатации позволяет повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.
Пожарные рукава
Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.
Классификация пожарных рукавов
Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля. Далее подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 1.). Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными. В случае использования открытых водоисточников (рис. 1., б) для забора воды используют всасывающие рукава 5. При заборе воды из водопроводной сети (рис. 1., в) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8. При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8. В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6.
Всасывающие рукава
Пожарные рукава, по которым вода отбирается из водоисточника с помощью пожарного насоса, называются всасывающими. Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы:
1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников;
2) напорно-всасывающие и напорные – для работы под давлением и при разрежении. Устройство всасывающих рукавов рассматривается на рис. 2.
Всасывающие рукава состоят из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1. Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность, а также исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные 7. Намотка производится отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0–2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.
На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.
Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля. Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие возможных внешних повреждений или дефектов и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и в вакууме. При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха.
При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали. При испытании рукава на герметичность при разрежении его в течение 3 мин выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.
Напорные рукава
Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использоваться для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.
Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов. При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть трех видов: исполнения «ТУ1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –30 до +40 °С, исполнения «У1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 до +50 °С, и исполнения «УХЛ1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –60 до +50 °С. На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м с условным проходом (DN) 25, 40, 50, 65, 80, 90, 150.
Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть минимальным. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.
Устройство напорного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 4. Такой рукав имеет армирующий каркас 1, выполненный из нитей синтетических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1, предварительно смазанного резиновым клеем 3, и вулканизируется паром под давлением 0,3–0,4 МПа при температуре 120–140 °С в течение 40–45 мин. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.
Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса (рис. 5). Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из нитей синтетических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционный слой 2. Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3, выполняя функцию защитного покрытия. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.
Внутреннее гидроизоляционное покрытие 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие 3 предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.
Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в ГОСТ Р 51049, некоторые из них представлены в таблице.
Пожарные напорные рукава с условным проходом 65 применяют для прокладки магистральных линий (см. рис. 3.), а с условным проходом 65 и менее – для прокладки рабочих рукавных линий. Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии. В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости его внутренней поверхности, определяющей величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления Sp, указанные в таблице.
Потери напора в магистральной рукавной линии, м, определяются по формуле
где Sp – коэффициент сопротивления одного рукава длиной 20 м; Q – расход воды в магистральной линии, л/с; Np – число рукавов в магистральной линии, шт., которое определяется по формуле
где L – расстояние от пожарного автомобиля до места подачи стволов, м. Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего, от гидравлических сопротивлений рукавов Sp и расхода Q подаваемой воды. Так, предельную длину магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле
где Zм – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) местности на предельном расстоянии, м; Zпр – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) приборов тушения, м.
Калькулятор предельного расстояния
Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр. От внутреннего диаметра зависит масса скатки рукава, рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис. 6. приведена зависимость потерь напора. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии.
Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, проходят входной контроль. После входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6–1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм используется проволока диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям при эксплуатационном давлении.
Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят формуляры.
Гидравлическое оборудование
Гидравлическое оборудование является элементом пожарного оборудования, относящегося к коммуникациям пожаротушения. Предназначается для формирования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ к месту тушения пожара. В зависимости от назначения гидравлическое оборудование можно разделить на три группы
Группу гидравлической арматуры составляют такие устройства, как:
– колонка пожарная – предназначается для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды (общие технические требования в ГОСТ 53250);
– пеносмеситель – устройство, предназначенное для получения водного раствора пенообразователя (общие технические требования в ГОСТ 53252);
– гидроэлеватор пожарный – предназначается для забора воды из водоисточников с уровнем, превышающим максимальную высоту всасывания насосов, а также для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара.
Наиболее часто из применяемой группы гидравлического оборудования используются стволы пожарные.
Стволы пожарные – устройства, устанавливаемые на концах напорных линий для формирования и направления огнетушащих струй. Пожарные стволы в зависимости от пропускной способности и размеров подразделяются на ручные и лафетные, а в зависимости от вида подаваемого огнетушащего вещества – на водяные, пенные и комбинированные.
Ручные пожарные стволы предназначается для формирования и направления сплошной или распыленной струи воды. А также (при установке пенного насадка) струй воздушно-механической пены низкой кратности. Стволы в зависимости от конструктивных особенностей и основных параметров классифицируются на стволы нормального давления и стволы высокого давления
Стволы нормального давления обеспечивают подачу воды и огнетушащих растворов при давлении перед стволом от 0,4 до 0,6 МПа, стволы высокого давления – при давлении от 2,0 до 3,0 МПа. Для стволов нормального давления определяющей характеристикой является условный проход соединительной головки. В связи с этим стволы подразделяют на типоразмеры с условным проходом (DN) 19, 25, 38, 50, 70.
В зависимости от конструктивного исполнения ручные стволы могут иметь широкие функциональные возможности (см. рис. 2.26). Так, отечественная промышленность производит ручные пожарные стволы, формирующие только водяную струю. РС-50 и РС-70, которые имеют одинаковую конструкцию и отличаются лишь геометрическими размерами. Они состоят из корпуса конической формы 1, внутри которого установлен успокоитель 2 соединительной муфтовой головки 3, предназначенной для присоединения ствола к напорному рукаву, ремня 4 для переноски ствола, сменного насадка 6. На корпус ствола насаживается оплетка красного цвета 5, обеспечивающая удобство удержания ствола в руках при работе (рис. 7)
Технические характеристики стволов, формирующих только сплошную водяную струю, представлены в таблице.
Тактико-технические характеристики ствола КУРС-8 приведены в таблице.
Для оценки тактико-технических возможностей пожарных стволов определяющими являются параметры формирующейся на стволе струи. Теория струй детально изучается в курсе гидравлики, поэтому будут рассмотрены лишь некоторые ее составляющие. Если струю пожарного ствола направить вертикально вверх, то она будет иметь два характерных участка. Sк – компактную часть струи и Sв – максимальную высоту струи. Как правило, водяные стволы на пожарах работают не вертикально вверх, а под определенным углом α. Если при одном и том же напоре у насадка постепенно изменять угол наклона ствола. Конец компактной части струи будет описывать траекторию, которая называется радиусом действия компактной струи Rк.
Для ручных стволов эта траектория будет близка к радиусу окружности
Минимальная длина компактных струй ручных стволов равняется в среднем 17 м. Для ее создания у стволов с диаметром насадка 13,16,19,22 и 25 мм требуется создавать напор 0,4–0,6 МПа. Расстояние от насадка ствола до огибающей кривой раздробленной струи Rр возрастает с уменьшением угла наклона α к горизонту:
где β – коэффициент, зависящий от угла наклона α. Наибольшая дальность полета струи по горизонтали наблюдается при угле наклона ствола α = 30°. Важным параметром для ручных пожарных стволов является реакция струи. Реакция струи – сила, возникающая при истечении жидкости из насадка ствола. Известна зависимость для определения силы реакции струи F, H:
где p = ρ g H; ω – площадь выходного сечения насадка, м2 ; ρ – плотность жидкости, кг/м3 ; g = 9,8 м2 /с; H – напор на стволе, м. Знак минус указывает, что сила реакции направлена в сторону, противоположную движению струи.
Стволы пожарные лафетные комбинированные (водопенные) предназначаются для формирования сплошной или сплошной и распыленной с изменяемым углом факела струи воды, а также струи воздушно-механической пены низкой кратности. Лафетные стволы подразделяются на стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле или промышленном оборудовании; возимые, монтируемые на прицепе, и переносные. В зависимости от вида управления стволы могут изготавливаться с дистанционным или ручным управлением.
Основные технические характеристики лафетного ствола ПЛС-П20 представлены в таблице.
Приборы и аппараты для получения воздушно-механической пены
Воздушно-механическая пена предназначается для тушения пожаров жидких (класс пожара В) и твердых (класс пожара А) горючих веществ. Пена представляет собой ячеисто-пленочную дисперсную систему. Состоящую из массы пузырьков газа или воздуха, разделенных тонкими пленками жидкости. Получают воздушно-механическую пену механическим перемешиванием пенообразующего раствора с воздухом. Основным огнетушащим свойством пены является ее способность препятствовать поступлению в зону горения горючих паров и газов. В результате чего горение прекращается. Существенную роль играет также охлаждающее действие огнетушащих пен. Которое в значительной степени присуще пенам низкой кратности, содержащим большое количество жидкости. Важной характеристикой огнетушащей пены является ее кратность. Кратность — соотношение объема пены к объему раствора пенообразователя, содержащегося в пене. Различают пены низкой (до 10), средней (от 10 до 200) и высокой (свыше 200) кратности. Пенные стволы классифицируются в зависимости от кратности получаемой пены
Ствол СВПЭ (рис. 12) состоит из корпуса (8), с одной стороны которого навернута цапковая соединительная головка (7) для присоединения ствола к рукавной напорной линии соответствующего диаметра. С другой – на винтах присоединена направляющая труба (5), изготовленная из алюминиевого сплава. Предназначается для формирования воздушно-механической пены и направления ее на очаг пожара. В корпусе ствола имеются три камеры: приемная 6, вакуумная 3 и выходная 4. На вакуумной камере расположен ниппель 2 диаметром 16 мм для присоединения шланга 1, имеющего длину 1,5 м, через который всасывается пенообразователь. При рабочем давлении воды 0,6 МПа создается разрежение в камере корпуса ствола не менее 600 мм рт. ст. (0,08 МПа).
Принцип образования пены в стволе СВП (рис. 13.) заключается в следующем. Пенообразующий раствор, проходя через отверстие 2 в корпусе ствола 1, создает в конусной камере 3 разрежение. Благодаря которому воздух подсасывается через восемь отверстий, равномерно расположенных в направляющей трубе 4 ствола. Поступающий в трубу воздух интенсивно перемешивается с пенообразующим раствором. Образует на выходе из ствола струю воздушно-механической пены.
Принцип образования пены в стволе СВПЭ отличается от СВП. В приемную камеру поступает не пенообразующий раствор, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, создает разрежение в вакуумной камере. Через ниппель в вакуумную камеру по шлангу из ранцевого бочка или другой емкости подсасывается пенообразователь. Технические характеристики пожарных стволов для получения пены низкой кратности представлены в таблице.
Для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены средней кратности используются генераторы пены средней кратности. В зависимости от производительности по пене выпускаются следующие типоразмеры генераторов: ГПС-200; ГПС-600; ГПС-2000. Их технические характеристики представлены в таблице.
Генераторы пены ГПС-200 и ГПС-600 по конструкции идентичны и отличаются только размерами распылителя и корпуса. Генератор представляет собой водоструйный эжекторный аппарат переносного типа. Состоит из следующих основных частей (рис. 14): насадка 1, пакета сеток 2, корпуса генератора 3 с направляющим устройством, коллектора 4 и распылителя центробежного 5.
К коллектору генератора при помощи трех стоек крепится корпус распылителя, в который вмонтированы распылитель 3 и муфтовая головка ГМ-70. Пакет сеток 2 представляет собой кольцо, обтянутое по торцевым плоскостям металлической сеткой (размер ячейки 0,8 мм). Распылитель центробежный 3 имеет шесть окон, расположенных под углом 12°, что вызывает закручивание потока рабочей жидкости и обеспечивает получение на выходе распыленной струи. Насадок 4 предназначается для формирования пенного потока после пакета сеток в компактную струю и увеличения дальности полета пены.
Воздушно-механическая пена получается в результате смешения в генераторе в определенной пропорции трех компонентов. Воды, пенообразователя и воздуха. Поток раствора пенообразователя под давлением подается в распылитель. В результате эжекции происходит подсос воздуха и перемешивание его с раствором. Смесь капель пенообразующего раствора и воздуха попадает на пакет сеток.
На сетках деформированные капли образуют систему растянутых пленок. Замыкаясь в ограниченных объемах, составляют сначала элементарную (отдельные пузырьки), а затем массовую пену. Энергией вновь поступающих капель и воздуха масса пены выталкивается из пеногенератора.
В качестве пенных пожарных стволов комбинированного типа рассмотрим установки комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга». Которые могут быть ручного, стационарного и мобильного исполнения. Они предназначаются для получения воздушно-механической пены низкой и средней кратности. Технические характеристики УКТП различного исполнения представлены в таблице.