Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Укладка пожарного рукава

Укладка пожарного рукава – складывание пожарного рукава особым способом для его последующего хранения, транспортирования и применения. На практике напорные рукава укладывают в одинарную или двойную скатки, а также «гармошкой». При одинарной скатке рукав скатывается по всей длине от одного конца к другому. При двойной скатке рукав складывается вдвое и далее скатывается от середины к концам. При этом верхний конец рукава должен быть короче нижнего. При укладке рукава (рукавов) «в гармошку» рукав перегибается по размерам отсека для укладки и укладывается в отсек, при этом конец одного рукава соединяется с началом другого в непрерывную рукавную линию.

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Схемы укладки рукавов при их размещении в пожарных шкафах: а – двойная скатка; б – горизонтальная «гармошка»; в – вертикальная «гармошка».

Литература: Наставление по Пожарно-строевой подготовке (1974).

Укрепление берегов – система мероприятий по стабилизации геодинамических процессов в береговых зонах природных и искусственных водных объектов (моря, океаны, реки, озёра, водохранилища), управлению процессами транспорта и аккумуляции наносов в подводных частях береговых склонов и защиты последних от воздействий абразии, переработки, вводно-эрозионных и гравитационных процессов. Цель У.б. – улучшение свойств (эксплуатационных, рекреационных и др.) береговой зоны, обеспечение безопасности территорий, отдельных объектов и улучшение социально-экономической обстановки, в т.ч. и при обеспечении безопасности территорий и населения при наводнениях и др. гидрометеорологических процессах. В состав комплекса У.б. включаются берегоукрепительные сооружения (дамбы, молы, волноотбойные стенки, шпоры, габионы), свободные искусственные пляжи, лесомелиоративные мероприятия и пр.

Источник

Подготовка рукавов для постановки в расчет. Порядок укладки пожарных рукавов в отсеки автомобилей. Обслуживание рукавов, находящихся в эксплуатации. Продолжительность использования пожарных рукавов. Хранение пожарных рукавов. Использование рукавных зажимов (ленточный, корсетный). Порядок крепления рукавной линии при помощи рукавных задержек. Использование рукавного седла (колена), рукавных мостиков.

Постановка рукавов в расчет.

Рукава, поступающие в пожарную часть, на рукавную базу, охраняемый объект подвергаются входному контролю, который должен включать в себя:

-проверку сопроводительной документации;

-нанесение дополнительной маркировки.

Поступившие рукава должны иметь сопроводительную документацию – формуляр (приложение № 1), подготовленный в установленном порядке предприятием-изготовителем.

Ответственные за эксплуатацию рукавов должны ознакомиться с сопроводительной документацией.

Рукава подвергаются осмотру на наличие возможных внешних повреждений или дефектов. Внешняя поверхность рукава не должна иметь местных изменений цвета, масляных пятен и следов плесени.

При этом по возможности осмотром на просвет необходимо проверить отсутствие отслоения резинового слоя на внутренней поверхности всасывающих и напорно-всасывающих рукавов.

Рукава, не оборудованные рукавными пожарными соединительными головками, оборудуются ими в соответствии с пунктом 3.6 Методического руководства. Пожарные соединительные головки должны соответствовать ГОСТ 28352-89 «Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры», НПБ 1S3-2000* «Техника пожарная. Головки соединительные пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний».

Заводская маркировка рукавов должна соответствовать сопроводительной документации.

Заводская маркировка всасывающих и напорно-всасывающих рукавов должна содержать:

-товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

-класс всасывающего (напорно-всасывающего) рукава;

-группу всасывающего (напорно-всасывающего) рукава;

-дату изготовления: месяц (квартал) и год;

-штамп технического контроля.

Пример заводской маркировки напорно-всасывающего рукава: K-B-2-125-10-4000-VI-1995 ГОСТ 5398-76 «…», где

К – товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

В – класс (рабочая среда – вода техническая);

2 – группа (напорно-всасывающий);

125 – внутренний диаметр, мм;

10 – рабочее давление, кгс/см2;

ГОСТ 5398-76 – обозначение стандарта

«…»- штамп технического контроля.

Заводская маркировка напорного рукава должна находиться на расстоянии не более 0,5 м от обоих концов и содержать:

-наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

-тип напорного рукава;

-длину напорного рукава, м (для напорных рукавов РПК);

-специальное исполнение (при его наличии);

-климатическое исполнение по ГОСТ 15150;

-дату изготовления (месяц, год).

Для напорных рукавов РПМ на расстоянии не менее 4м от любого конца должна быть дополнительная маркировка следующего содержания:

-наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

-дата изготовления (месяц, год).

Пример заводской маркировки напорного рукава:

К – товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

РПМ – тип напорного рукава (для оборудования пожарных машин);

65 – условный проход;

1,6 – рабочее давление, МПа;

ИМТ – специальное исполнение (износостойкий, маслостойкий, термостойкий);

«У» – исполнение для условий эксплуатации, транспортирования и хранения в условиях умеренного климата;

В качестве дополнительной маркировки напорных рукавов без наружного защитного покрытия каркаса могут быть просновки нитей основы, отличающиеся по цвету от нитей каркаса:

РПМ – две просновки;

РПК – одна просновка.

Заводская маркировка пожарных соединительных головок должна содержать:

-наименование или товарный знак предприятия изготовителя;

Заводская маркировка на резиновых кольцах пожарных соединительных головок должна содержать:

-наименование или товарный знак предприятия изготовителя;

Резиновые напорные кольца КН-25 – КН-50 могут не иметь маркировку типа кольца.

Рукава должны подвергнуться испытаниям для проверки качества по следующим параметрам:

-возможность быстрого соединения с пожарным оборудованием;

-герметичность при испытательном давлении для напорных и напорно-всасывающих рукавов (таблица 1,2 приложения № 3);

-возможность забора воды из водоисточника (для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов).

На рукавах поступивших в пожарную часть или на рукавную базу, кроме заводской, наносится дополнительная маркировка их принадлежности к пожарной части или рукавной базе.

На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе порядковый номер рукава (рисунок 3).

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Маркировка наносится на расстоянии от 1000 до 1500 мм от каждой пожарной соединительной головки краской по трафарету. Для маркировки рукавов допускается использовать краску любого цвета, контрастно отличающуюся от цвета рукава.

По окончании входного контроля в пожарной части или на рукавной базе оформляется приложение к формуляру, в который вносят все данные входного контроля. Формуляр должен постоянно находиться у ответственного за эксплуатацию рукава. Ответственный за рукава должен регулярно и своевременно вносить записи в формуляр.

Порядок укладки пожарных рукавов в отсеки автомобилей.

Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в со¬ответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Во избежание интенсив-ного износа напорных рукавов, необходимо строго выполнять требования по их размещению и креплению в отсеках пожарного автомобиля.

Напорные рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ В РАСЧЁТ НА ПОЖАРНУЮ МАШИНУ НЕИС11РАВНЫЕ И ГРЯЗНЫЕ НАПОРНЫЕ РУКАВА.

Обслуживание рукавов, находящихся в эксплуатации. Продолжительность использования пожарных рукавов Хранение пожарных рукавов

При использовании напорных рукавов на пожарах, в книге службы отража¬ется их диаметр и номера, в случае выхода напорных рукавов из строя или полу¬чения повреждения, дополнительно указывается характер повреждения. Дата и характер повреждения в четырехдневный срок вносится ответственным за экс-плуатацию рукавов в формуляр напорного рукава.

После окончания тушения пожара при сборке напорных рукавов, зажимы снимают, а место течи отмечают.

При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо:

Перед складированием напорных рукавов, места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов, сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.

При тушении пожаров и условиях низких температур необходимо использовать рекомендации заводов-изготовителей напорных рукавов.

По истечению срока службы, указанного в формуляре, напорные рукава должны быть замены новыми. В случае, если после окончания срока службы напорные рукава сохранили свои качества и не подверглись старению (определяется при внешнем осмотре), они допускаются к эксплуатации, только после испытания на герметичность под давлением.

Хранению подлежат только чистые напорные рукава. Не допускается хранение напорных рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

Напорные рукава должны храниться, разделенными по их условным проходам, на пронумерованных стеллажах на расстоянии не менее 1 метра от отопительных приборов.

Хранить их следует в помещениях с условиями (температура, влажность), отвечающими требованиям эксплуатационной документации на них. Помещения для хранения напорных рукавов должны иметь естественную вентиляцию. Эти помещения могут иметь как искусственное, так и естественное освещение, в последнем случае стекла окон нужно зашторивать.

Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки напорных рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей. Хранение других веществ и материалов совместно с напорными рукавами не допускается.

Напорные рукава больших диаметров размешаются на нижних полках стеллажей.

Новые напорные рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.

ТО напорных рукавов, находящихся на хранении заключается в периодическом осмотре и перекатывании: полное раскатывание напорного рукава из скатки и скатывание его в скатку. Периодичность и особенности перекатывания должны быть указаны в эксплуатационной документации на конкретный напорный рукав.

Использование рукавных зажимов (ленточный, корсетный). Порядок крепления рукавной линии при помощи рукавных задержек. Использование рукавного седла (колена), рукавных мостиков.

При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы напорные рукава не имели резких перегибов. Стараться не допускать их прокладки по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клет¬ках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Про-кладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться, по воз¬можности на непроезжей части, а в местах движения автотранспорта напорные рукава должны защищаться рукавными мостиками.

При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы напорных рукавов, следует использовать рукавное колено (седло).

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Использование рукавного колена

Для закрепления рукавной линии, прокладываемой в вертикальном направлении по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета не менее одной задержки на напорный рукав (рисунок 8).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ СБРАСЫВАТЬ НА РУКАВНЫЕ ЛИНИИ ЧАСТИ РАЗБИРАЕМЫХ КОНСТРУКЦИЙ, А ТАКЖЕ СБРАСЫВАТЬ НАПОРНЫЕ РУКАВА С КРЫШ И ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ ЗДАНИЙ. Рукава должны переноситься пожарными и спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

При возникновении течи в напорном рукаве, она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера повре-ждения напорного рукава, могут использоваться следующие рукавные зажимы:

а) ленточный зажим для ликвидации течи из отверстий диамет¬ром до 2 см или разрывов длиной до 3 см

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

б) корсетный зажим для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

В качестве зажима может быть использован также отрезок напорного рукава того же диаметра длиной от 25 до 30 см, который до навязки пожарных соедини¬тельных головок одевается на напорный рукав. При появлении течи во время ра¬боты на пожаре, давление в напорном рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) пе¬ремещается на место повреждения.

Рукавные колена, задержки, зажимы, мостики и другие приспособле¬ния относятся к пожарно-технической продукции и должны изготавливаться по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

При использовании напорных рукавов на пожарах, в книге службы отража¬ется их диаметр и номера, в случае выхода напорных рукавов из строя или полу¬чения повреждения, дополнительно указывается характер повреждения. Дата и характер повреждения в четырехдневный срок вносится ответственным за экс-плуатацию рукавов в формуляр напорного рукава.

После окончания тушения пожара при сборке напорных рукавов, зажимы снимают, а место течи отмечают.

Источник

Нормы и правила прокладки рукавных линий на месте пожара

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Рукавные линии пожаротушения состоят из напорных (НПР) и всасывающих (ВПР, НВПР) шлангов. Струю можно объединить водосборниками и разъединить разветвлением.

Виды рукавных линий

Рукавный трубопровод или линия – это проложенные для целей ликвидации возгораний один или соединение нескольких пожарных шлангов, подающие (перемещающие) тушащие вещества.

По земле, дорогам, полам.

Отвесно по элементам постройки внутри (прокладка рукавов между лестничными маршами), по фасаду.

Под наклоном, например, прокладка по лестничным клеткам.

Комбинация различных положений.

Комбинации НПР, ВПР, НВПР или из одного типа (чаще всего из НПР):

Отдельно выделяют магистральные (МЛ) и рабочие (РЛ) типы трубопроводов.

Магистральные линии

Линии магистрального типа:

Задача прокладки магистральной линии – подать через разветвление воду на последующие НПР. Пример схемы с лафетным стволом (ЛС): насос – рабочая линия – магистраль – ЛС.

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Второй пример (насос – магистраль – разветвление – РЛ):

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Рабочие линии

Другие названия рабочих линий – ответвленные. Это шланг от разветвления до ствола. Разновидность – самостоятельные РЛ от помпы напрямую к брандспойту.

Способы прокладки пожарных рукавов

Развертывание ПР ручное или частично механизированное (из машин); осуществляется из скаток – двойных, одинарных (реже), гармошек.

Используются специальные рукавные автомобили. Скатки, арматура содержатся в отсеках, на задних, боковых катушках со шпульками.

В работе с пожарными рукавами используется оборудование:

Процесс прокладки отобразим вкратце. В учебниках по ПСП расписаны нюансы вплоть до положений рук и ног пожарных.

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Действие бойца при раскатке из гармошки:

Создание ответвленных трубопроводов из 4 скаток от 2-ходового РТ: от каждой головки рукав прокладывается одним пожарным. Бойцы, взяв по 2 мотка, развертывают их к позициям брандспойтов, соединяя между собой. Подобным образом производится раскатка из гармошек. Подключать головки к насосу может водитель. Магистральная линя создается подобным образом.

От места возгорания к источнику:

В учебнике по ПСП описаны нюансы для определенных ситуаций:

Последовательность действий пожарного при подъеме рукавной линии:

Подъем по автолестнице:

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Правила и требования к прокладке рукавных линий на пожаре

Необходимо учесть особенности течения воды в шлангах. Основное внимание уделяется разгрузке при вертикальном расположении, отсутствием перегибов. Также требуется правильный расчет длины.

Защита рукавов

Вертикальная прокладка пожарных рукавов осуществляется с обязательным закреплением шлангов рукавными задержками (анкерными устройствами) – шнурками с застегивающимися петлями крюком (карабином) для фиксации.

Сегмент шланга при подъеме по фасаду здания, если есть возможность, переваливается через кромку балкона и свисает в таком положении. Таким образом, создается разгрузка. Одновременно устанавливают фиксирующую задержку, а в месте перегиба – колено.

Прокладку следует располагать по непроезжей части, если же она в местах проезда транспорта, то используют защитные мостики. При заборе с пирсов применяют разгрузочные веревки.
В местах возможных перегибов обязательное применение рукавных седел (колен).

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Для оперативной ликвидации прорывов, течей используют:

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Длина прокладки

Всегда длина определяется оценкой обстановки, местности, планами зданий, расстоянием к насосам и по подобным параметрам. Есть также приблизительные фиксированные значения для протяженности рукавного трубопровода:

Расчет пожарно-рукавной линии

В сложных ситуациях потребуется исчислить количество и длину по нескольким переменным:

Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Смотреть картинку Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Картинка про Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях. Фото Какие существуют способы укладки пожарных рукавов на пожарных автомобилях

Примеры материалов с формулами расчетов:

Упрощенно формула расчета длины выглядит так:
Nрук = (1,2 х L) / 20

Запас рукавов при прокладке

Запас предусматривают для маневров брандспойтом в количестве как минимум 1 рукава. Если прокладывают от возгорания к источнику (насосу), то резерв оставляют у места пожара. Также запас шлангов для быстрой замены надо оставлять у разветвлений.

По другим нормам, в частности, по Табелям оснащенности (положеннности), утв. замминистра МЧС Р. Х. Цаликовым в 2009 г., должен быть двойной резерв от требуемого.

Нормы развертывания

По развертыванию есть Нормативы по ПСП и ТСП, утв. 10.05.2011. Временные рамки для прокладки рукавных трубопроводов такие:

Подача брандспойта РС-50 на 40 м от колонки, гидранта

Прокладка магистральной пожарной рукавной линии диаметром 77 мм (кол. рук./макс. время в сек. для удовлетворительного результата)

Работа с рукавными линиями на пожаре

Основные условия и обязательные требования при прокладке:

Источник

Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями Тема 4

Охран труда

Все виды тренировок проводятся в специальной защитной одежде, в касках с использованием средств индивидуальной защиты рук пожарного.

При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполняться следующие правила охраны труда

Пожарный рукав

Пожарный рукав – гибкий трубопровод, оборудованный рукавными соединительными головками и предназначенный для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние. По типу рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные.

Всасывающий пожарный рукав (напорно-всасывающий) – рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорный пожарный рукав – рукав, предназначенный для подачи огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.

Промышленностью выпускаются напорные рукава следующих типов:

Пожарными частями эксплуатируются рукава диаметром 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм, длиной 20 м.

Соединение пожарных рукавов между собой с пожарными стволами и другим оборудованием

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Пожарная соединительная головка – быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

Соединение пожарных рукавов производится по команде: “Рукава – соединить!”. По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.

Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.

Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.

Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.

Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рукава разъединяются по команде: “Рукава – разъединить!”. По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок – против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: “Рукав к разветвлению – присоединить!”. По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса и другим оборудованием производится так же, как описано выше.

Для соединения головок разного условного диаметра применяются переходные головки.

Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами на патрубке и наворачивает головку до отказа с помощью ключа.

Пожарный помогает водителю, взяв рукав за середину и удерживая его в горизонтальном положении. Чтобы соединить всасывающие рукава между собой, водитель с пожарным зажимают рукава между ногами у соединительных головок так, чтобы они были параллельны земле. Затем совмещают головки и соединяют их, затягивая ключами. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава; пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии

Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: “Поврежденный рукав – заменить!” один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды. Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем вместе с первым присоединяет к ней принесенный рукав. Водитель возобновляет подачу воды. С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем – дальнюю. Присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

Существуют различные виды прокладки рукавных линий:

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

Различают магистральные и рабочие рукавные линии.

Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.

Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки

Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле рядом с пожарным. По команде: “Рукав из скатки – проложить!” пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой – с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично.

При прокладке магистральной линии из рукавов, смотанных одинарной скаткой, пожарный № 2 сначала раскатывает один рукав и присоединяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет рукава, бежит к концу второго рукава и соединяет его с рукавом, проложенным пожарным № 1.

Переносить рукава, смотанные в скатки, на дальние расстояния можно на плече. Для этого рукав кладется на правое (левое) плечо соединительными головками вперед, правой (левой) рукой он удерживается сверху, а левой (правой) – сбоку или снизу.

Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле “гармошкой”, производится расчетом – один человек на один рукав. По команде: “Рукавную линию из “гармошки” на три рукава – проложить!” пожарный № 1 берет за конец верхний рукав и протягивает его в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет за соединительную головку второй рукав, пожарный № 3 – третий рукав и протягивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса линию подсоединяет водитель.

Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке

Для занятия необходимы учебные рукава в скатках, спасательные веревки, разветвление, стволы. Построить отделение в одну шеренгу фронтом к зданию на расстоянии 10-15 м от него; на тренировочных занятиях – у пожарного автомобиля лицом к зданию. Объявить упражнения и цель занятия, привести примеры применения этих действий в условиях пожаров, объяснить, что прокладывать (поднимать) рукавные линии в лестничной клетке можно между лестничными маршами и по ним.

Назначить состав расчета, построить его на исходном положении, рассказать правила подъема и прокладки рукавной линии, обращая особое внимание на то, чтобы расчеты действовали четко, без переплетения рукавных линий, заломов, правильно закрепляли рукавную линию задержками, создавали бы необходимый запас рукава для маневрирования стволом на позиции. Затем приказать выполнить упражнение.

Если междумаршевое расстояние в лестничной клетке больше размера соединительных головок рукавов, то подъем рукавной линии в лестничной клетке осуществляется с помощью спасательной веревки так же, как и снаружи здания.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный № 1 раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет в руки второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Дальнейшие действия такие же, как указано выше. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подстволыциком.

По команде “Рукав в одинарную скатку — скатать!” пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, про­двигаясь вперед, скатывает рукав.

Скатывание рукавов в двойную скатку производится 2-мя пожар­ными. По команде “Рукав в двойную скатку — скатать!” рукав склады­вается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче нижней примерно на 60-70 см. Скатывается рукав от места перегиба к соединительным головкам одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

Уборка рукавов “восьмеркой” производится одним пожарным по команде: “Рукав восьмеркой-убрать”. Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис.) и т. д. При уборке рукава “восьмеркой” пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав мокрый убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав.

Уборка рукавов восьмёркой

Укладка рукавов “гармошкой”.

Рукава укладываются “гармошкой” двумя пожарными по команде: “Рукава “гармошкой” – уложить!”. Пожарные складывают рукава “гармошкой” по длине пожарного отсека и укладывают их в него. После укладки закрепляют их ремешками.

Замена прокладок соединительных головок

Замена прокладок соединительных головок производится по команде «Прокладки заменить!» По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой – вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки. При замене прокладок типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Подъему сухой рукавной линии на высоту

Для подъема рукавной линии и шанцевого инструмента на высоты назначается расчет из двух человек.

Пожарный № 1 поднимается на указанную высоту, предупреждает находящихся внизу лиц словом «Берегись» и после ответа «Есть, берегись», бросает спасательную веревку вниз, оставляя один конец у себя.

Пожарный №2 внизу раскатывает рукава, соединяет их между собой, вяжет петлю, закрепляет рукавную линию (шанцевый инструмент) на веревке, оставляя достаточную длину конца веревки для сопровождения и удержания рукавной линии (шанцевого инструмента) от здания.

Для вязки узла взять веревку в левую руку (ладонью вверх), в правую руку (ладонью вниз) на расстоянии 25-30 см от левой руки (Рис. 1).

Сделать две петли вращательным движением кистей рук по часовой стрелке (Рис. 2), сложить их вместе, перекладывая из левой руки в правую (Рис. 3).

Надеть петли на рукав у соединительной головки и затянуть.

Сообщить Пожарному №1 «Готово». Пожарный № 1 поднимает рукавную линию (шанцевый инструмент), Пожарный № 2, находясь на безопасном расстоянии, сопровождает подъем, натягивая веревку. Ниже приведены интересные материалы по работе с веревкой, которые так же полезно знать.

Прокладка рукавной линии через препятствия (заборы, железнодорожные, трамвайные пути, канавы)

При прокладки напорных рукавов через заборы используют ручные пожарные лестницы. Переходы рукавов на заборах предохраняют рукавными седлами или подсобным материалом. Рукавные линии через шоссейную дорогу прокладываются перпендикулярно к ней и защищают их рукавными мостками, расстояние между которыми должно быть равными ширине между колесами автомобилей.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавную линию рекомендуется прокладывать поверх путей при остановке движения транспорта и под рельсами путем устройства подкопов между шпалами.

Иногда применяется комбинация обоих способов. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов и в рукава подается вода, одновременно вместе с этим готовят подкоп под рельсами, прокладывают рукав для замены того, который проложен над рельсами.

Прокладка рукавных линий с этажей способом наращивания

Для подачи стволов в верхние этажи зданий рукавные линии прокладывают внутри зданий между маршами, а также с наружной стороны зданий. В зданиях повышенной этажности, наиболее целесо­образно рукавные линии собирать из скаток, поднятых на высоту по маршевым лестницам и затем, раскатывая спус­кать их в низ, или при помощи спасательных веревок.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следую­щим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на 1 погонный метр местности; при вертикальной прокладке – 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания; при ползучей про­кладке – 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж произ­водственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определя­ется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее 1 рукава.

Прокладка рукавных линий с верхних этажей способом наращивания

Расчет из четырех пожарных построен у АЦ, находящейся в 10 м от 12-этаж­ного жилого дома.

Пожарный № 3 берет скатку рукава «А» и рукавную задержку, поднимается на незадымляемую лестничную клетку 6-го этажа, раскатав рукав, соединяет его с рукавом, проложенным с 11-го этажа. Затем опускает свой рукав вниз и закреп­ляет его задержкой за конструкцию здания.

Пожарный № 4 берет скатку рукава «А», прокладывает рукав­ную ли­нию от АЦ к рукаву проложенному с 6-го этажа.

Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этаж­но­сти, при помощи спасательной веревки.

Расчет из четырех пожарных построен у АЦ, находящейся в 10 м от 12-этаж­ного жилого дома.

Пожарные № 3 и № 4 берут по скатке рукавов «А», прокладывают рукав­ную ли­нию от АЦ к зданию, привязывают конец спас.веревки к рука­ву, помогают про­кладывать рукавную линию до 11-го этажа, по­жарный № 3 поднимается на ле­стничную клетку 6-го этажа, где через окно закреп­ляет нижний рукав за­держкой за конструкцию здания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *