Какими колодками тормозит машина

Почему задние тормозные колодки изнашиваются быстрее передних?

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Пожалуй, этот вопрос автомобилисты задают чаще всего. Рассмотрим основные причины неравномерного износа колодок.

Кажется логичным, что передние колодки должны изнашиваться быстрее задних. Во многом это зависит от конструктивных особенностей автомобиля, но в основном это действительно так – задние колодки должны изнашиваться меньше передних. В том числе и на заднеприводных автомобилях. Не забывайте, что автомобиль тормозит еще и мотором, а значит, при заднем приводе задние колодки должны изнашиваться еще меньше. На новых моделях автомобилей распределением тормозных нагрузок управляет электроника, поэтому проблемы с неравномерным износом тут наблюдаются не так часто. В любом случае, ускоренный износ колодок связан с той или иной неисправностью. Давайте выясним, с какой.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Основные причины ускоренного износа колодок

Прежде всего, это стиль вождения, при котором водитель часто нажимает на тормоз и входит в резкие повороты. Колодки слишком часто срабатывают и постоянно требуется работа системы динамической стабилизации – принудительного подторможивания колес, чтобы автомобиль не потерял устойчивость на дороге. В усиленном режиме эта система срабатывает в тяжелых погодных условиях, в дождь или снег. Также при торможении в повороте колеса (одно или несколько) могут автоматически подтормаживаться больше остальных, чтобы не дать машине потерять траекторию и увеличить эффективность торможения в повороте.

Второй важный момент – когда колодки после торможения не отходят от диска и продолжают тереться. Причин тут может быть несколько.

Например, недостаточная подвижность тормозного суппорта. Если колодка суппорта не отходит нормально, то даже без торможения колодка изнашивается. Во многих суппортах колодка двигается по пазам, в них может попасть грязь и песок или появиться сильная коррозия, как следствие, начинается подклинивание. Еще распространенный вариант – когда направляющие пальцы суппорта теряют подвижность из-за потери смазки. К этому приводит разрыв пыльников или использование неспециализированных смазочных материалов. В частности, смазок на минеральной основе: из-за них пыльники расбухают и под них проникает грязь и влага.

Другая возможная причина – неисправность пружин, которые отводят колодки от диска. Эти пружины могут потерять упругость и перестать выполняют свою функцию. Как правило, водители их никогда не меняют. К тому же проверить упругость пружин довольно проблематично даже в условиях автосервиса. Поэтому в идеале менять эти пружины следует при каждой замене тормозных колодок. Кстати, в некоторые комплекты колодок Nisshinbo стали добавлять пружины. Это кажется мелочью, однако это важный элемент тормозной системы.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Неравномерный износ колодок возможен и при установке контрафактного изделия. Если размер поддельной колодки отличается от норматива даже на несколько десятых долей миллиметра, её начинает подклинивать. К тому материал таких колодок может быстрее «убивать» тормозной диск. Эта проблема лечится только полной заменой колодок.

Исходя из практики, часто проблема чрезмерного износа колодок возникает после их установки в гаражных сервисах – из-за неправильного подбора запчасти. Бывает, что внешне колодки очень похожи, однако артикулы у них разные, а значит, и состав их может несколько отличаться. Даже на одну и ту же модель автомобиля (но с разными по мощностью двигателями) могут устанавливаться тормозные колодки с отличающимися фрикционными свойствами. Как правило, на более мощную модификацию ставятся колодки с составом, обеспечивающим торможение при более высоких скоростях. И если на такой автомобиль поставить колодку с неправильным составом, она износится быстрее. В этом случае задние колодки могут раньше потребовать замены. Так вот, гаражный мастер зачастую на глазок определяет, подходит ли колодка для машины. И если она «не лезет», подгоняет её на наждаке. В результате – колодку начинает заклинивать.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Чтобы вовремя «поймать» износ тормозных колодок, необходимо регулярно их проверять. Когда вы услышите скрежет и поймете, что металл колодок начал разрушать тормозной диск, будет уже поздно. На многих современных автомобилях стоят сигнализаторы (об их работе мы поговорим отдельно). Однако визуальный осмотр ничто не заменит. Старайтесь проводить его каждые полгода.

Источник

Что кроме колодок и дисков влияет на качество торможения

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Ответ «Очень многое!» будет правильным. Давайте разбираться, что именно и как влияет на торможение и что делать, чтобы поддерживать тормоза в оптимальной форме.

Тормозные колодки и диски

Про диски и колодки мы уже говорили, но для полноты картины повторим еще раз. Во время торможения колодки прижимаются к тормозному диску. Именно трение колодок о диск превращает кинетическую энергию движущегося автомобиля в тепловую, вследствие чего он замедляется. Вот, признаки хороших колодок:

— сделаны из материала, который обладает высоким коэффициентом трения в паре с тормозным диском;
— могут сохранять высокий коэффициент в разных условиях — на разных скоростях, с разной нагрузкой, в неблагоприятных дорожных условиях;
— медленно изнашиваются сами и щадят тормозной диск.

Замасливание поверхности колодок, их подгорание, остекленение поверхности снижают коэффициент трения — машина тормозит хуже. Неплотное прилегание (перекос колодки в суппорте или когда новые колодки еще не приработались) тоже ухудшает торможение.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Характерные признаки перегрева колодок. Фото: Nisshinbo

Тормозные диски — второй компонент системы, непосредственно участвующий в упомянутом выше превращении кинетической энергии в тепло. Перегрев, искривление диска, замасливание, увлажнение, неравномерный износ — причин, ухудшающих трение в паре «колодка — диск» много.

Что делать для поддержания тормозов в оптимальном состоянии:

— использовать колодки и диски, предусмотренные автопроизводителем (имеется в виду, во-первых, правильный подбор артикула, а во-вторых, соответствие конструкции, геометрии и материала диска оригинальной спецификации);
— регулярно контролировать состояние дисков и колодок, менять их по регламенту;
— при появлении посторонних шумов во время торможения, вибраций руля или педали тормоза, изменений в поведении машины проверить диски и колодки и при необходимости заменить.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Один из многочисленных примеров несоответствия оригинальной конструкции. В этом случае (диск слева) гарантирован худший теплоотвод и высока вероятность отрыва фрикционного кольца. Фото: Nisshinbo

Суппорты и тормозные механизмы

Суппорт обеспечивает передачу тормозного усилия от педали на колодки. В гидравлических тормозах это давление передается с помощью жидкости через тормозные цилиндры.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Суппорт может иметь сложное устройство, поэтому список возможных неисправностей тоже длинный. Фото: pixabay.com

Если с суппортом все хорошо, машина быстро реагирует на нажатие педали тормоза: замедление легко дозировать, машину не уводит в сторону, расход топлива — в норме.

Вот как неисправности суппорта влияют на торможение:

— заклинивший тормозной цилиндр теряет подвижность и не передает давление жидкости на колодку в полной мере;
— искривление пальцев не позволяет колодке прилегать к поверхности тормозного диска строго параллельно — торможение ухудшается;
— из-за коррозии элементы плавающего суппорта теряют подвижность, колодки или плохо прижимаются к диску, или, наоборот, плохо отходят, при этом перегреваются и быстро изнашиваются;
— то же самое может происходить из-за загрязнения или коррозии направляющих пазов скобы суппорта;
— скоба может треснуть (и такое бывает) — в момент торможения она раздвигается, усилие тормозных цилиндров уходит в пустоту.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Направляющий палец суппорта, вызывающий вопросы. Фото: Gogreen /DRIVE2

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Коррозия поршня тормозного цилиндра. Фото: CarreraRS /DRIVE2

Если суппорт подклинивает, то колодки полностью не растормаживаются. Из-за этого они перегреваются и подгорают. А как мы уже знаем, в таком состоянии колодки тормозить эффективно не будут.

Хитрость еще и в том, что неисправности суппорта, как правило, несимметричны. Из-за этого торможение колес с левой и с правой стороны сильно отличается, и машину при торможении начинает уводить в сторону.

Что делать для поддержания тормозов в оптимальном состоянии:

— регулярно проверять состояние суппорта — подвижность колодок, целостность пыльников и т. д.;
— следить за чистотой суппорта, например, очищать его после езды по размытым грунтовым дорогам;
— не откладывать ремонт при появлении признаков неисправности.

Тормозная жидкость передает и распределяет усилие от педали тормоза на тормозные цилиндры. Она же обеспечивает и «обратную связь», в том числе, передает нюансы геометрии тормозного диска на педаль. Вот признаки качественной тормозной жидкости:

— сохраняет работоспособность в эксплуатационном диапазоне температур;
— медленно испаряется;
— не вызывает коррозию деталей тормозной системы, с которыми соприкасается;
— смазывает движущиеся части цилиндров, перепускных клапанов и т. д.

Тормозная жидкость — довольно прихотливая штука. Ее главные свойства — не замерзать в эксплуатационном диапазоне автомобиля при низких температурах и не кипеть при нагреве. При этом она чрезвычайно гигроскопична и поглощает из воздуха водяные пары. По мере насыщения тормозной жидкости водой ее температура кипения снижается. В результате, когда машина энергично тормозит, колодки разогреваются, тепло передается на тормозные цилиндры, от них — на жидкость, и она закипает. Пар — это газ, а он, в отличие от почти несжимаемых жидкостей, сжимается во много раз по объему. Водитель бешено давит на педаль, а давления в тормозной системе нет — паровая пробка оставила машину практически без тормозов.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Контроль насыщения тормозной жидкости влагой. Фото: Nisshinbo

Еще один нюанс, связанный с тормозной жидкостью: во время торможения жидкость в некотором количестве закачивается из бачка в систему, а затем возвращается. При этом в бачок через вентиляционное отверстие в пробке засасывается вместе с воздухом мелкая пыль. Большая ее часть оседает на дне бачка, но постепенно попадает в систему и работает как абразив — износ цилиндров и поршней ускоряется.

Для поддержания тормозов в оптимальном состоянии необходимо менять тормозную жидкость в предусмотренные автопроизводителем сроки.

Исполнительные тормозные устройства установлены на элементах подвески, которые при движении автомобиля перемещаются относительно кузова. Тормозные шланги соединяют части тормозной системы, которые все время перемещаются друг относительно друга, поэтому они должны быть гибкими, но при этом сохранять рабочий объем тормозной системы.

Старые тормозные шланги дают примерно такой же эффект, как паровая пробка в тормозной жидкости: водитель давит на педаль — расслоившийся шланг раздувается, из-за чего давление в системе ниже необходимого для эффективного торможения.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Расслоение оболочки шланга: велика вероятность разрыва. Фото: LuckyGleb /DRIVE2

Лопнувший от повреждения или от старости шланг работает еще фатальнее — жидкость просто вытекает из системы, разгерметизированный контур перестает работать, и эффективность тормозов разом уменьшается вдвое.

Вот что надо делать для поддержания тормозов в оптимальном состоянии:

— периодически проверять состояние тормозных шлангов, поврежденные и потрескавшиеся заменять;
— отслужившие положенный срок шланги обязательно заменять;
— подвешивать суппорт при замене колодок на подходящий крюк, а не оставлять его висеть на шланге.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Снятый суппорт не должен висеть на шланге и нагружать его своим весом — удобнее всего использовать металлический крюк. Фото: aegoroff /DRIVE2

Это полезное устройство увеличивает силу, прикладываемую водителем к педали тормоза. То есть в норме для эффективного торможения напрягаться водителю не нужно.

Если же педаль вдруг стала «каменной», а тормоза не то чтобы исчезли совсем, но стали в разы слабее, виновником подобной проблемы, скорее всего, является вакуумный усилитель.

Вакуумник устанавливается в подкапотном пространстве непосредственно перед главным тормозным цилиндром. Его практически невозможно случайно повредить; в эксплуатации он не требует обслуживания. Как показывает опыт, проблемы могут возникнуть из-за повреждения шланга, подводящего к вакуумнику разрежение от двигателя или вакуумного насоса.

Иногда неравномерная работа двигателя на холостом ходу может быть признаком повреждения или неплотного соединения шланга, из-за которого во впускной коллектор попадает лишний воздух, обедняющий топливную смесь.

Для поддержания тормозов в оптимальном состоянии необходимо обращать внимание на работу вакуумного усилителя, а при появлении симптомов неисправности — искать и устранять. Кроме того, ремонт вакуумного усилителя следует проводить в специализированной мастерской или заменять его в сборе.

В норме ручник не влияет на работу основной тормозной системы. Кроме использования по прямому назначению, стояночный тормоз применяют как аварийный вариант в случае отказа основных тормозов. Разумеется, он проигрывает им по эффективности, но лучше так, чем никак.

При некоторых неисправностях ручной тормоз не до конца растормаживается, и вот тогда он может очень сильно влиять на работу колодок и дисков/барабанов. Езда с недорасторможенным или заклинившим ручником приводит к перегреву или подгоранию поверхности задних колодок и дисков, что снижает эффективность торможения или приводит к деформации или разрушению.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Вот к чему приводит езда с «поджатым» ручником. Фото: Nisshinbo

Для поддержания тормозов в оптимальном состоянии необходимо:

— регулярно пользоваться ручником, чтобы поддерживать механизм в рабочем состоянии;
— периодически проверять работу стояночного тормоза;
— проводить профилактику, регулировку и замену комплектующих согласно рекомендациям изготовителя автомобиля.

Антиблокировочная система — ABS, не позволяет колесам заблокироваться на скользком покрытии или во время экстренного торможения.

Машина с заблокированными колесами движется по инерции, чаще всего по прямой. Задача ABS сохранить управляемость автомобилем, для чего она следит за вращением колес и не да ет им заблокироваться, уменьшая давление в рабочих цилиндрах. В результате тормозной путь может увеличиваться, зато машина движется предсказуемо.

Неисправности в системе ABS могут вызвать ее ложное срабатывание и привести к блокировке одного или нескольких кол ес во время торможения, а это грозит заносом и потерей управляемости.

Одно из уязвимых мест системы — датчики скорости вращения, расположенные возле колесной ступицы. На их работу может повлиять, например, грязь с металлической стружкой или сильно изношенные ступичные подшипники.

За работой ABS следит электроника: при возникновении неисправности на приборной панели загорается лампочка. Если она загорелась — ищите и устраняйте неисправность.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Датчики ABS. Фото: Nisshinbo

Состояние шин к торможению имеет отношение самое непосредственное, ведь именно шины отвечают за сцепление колес с дорогой. Хорошее сцепление шин с дорогой — залог хорошего торможения, проскальзывание шины по любой причине увеличивает тормозной путь. Сцепление колес ухудшают:

— изношенный протектор — при торможении колесам легче заблокироваться;
— неправильное давление в шинах приводит к тому, что протектор изнашивается неравномерно; кроме того, давление влияет на сопротивление шины качению: повышенное — его снижает, из-за чего тормозной путь увеличивается;
— дисбаланс колеса: сцепление вибрирующего колеса с дорогой ухудшается, что увеличивает тормозной путь.

Для поддержания тормозов в оптимальном состоянии необходимо:

— выбирать шины по сезону;
— следить за износом протектора, не ездить на изношенной резине;
— регулярно проверять и поддерживать в шинах нормативное давление;
— своевременно устранять дисбаланс колес.

Состояние подвески тоже влияет на величину тормозного пути. Некоторые в это не верят, а зря.

Неисправные или несоответствующие конструкции автомобиля амортизаторы не обеспечивают точное следование колес рельефу дороги. В какие-то моменты колесо может вовсе отрываться от дорожного полотна и терять с ним контакт.

К такому же результату могут приводить другие неисправности подвески, например, деформированные рычаги, разбитые или изношенные сайлентблоки, люфтящие ступичные подшипники и шаровые опоры и т. п.

Неправильные углы установки колес быстро изнашивают шины (результат — смотри выше). Кроме того, неправильная геометрия приводит к тому, что колесо все время катится с проскальзыванием, избыточно нагреваясь. Отсюда — увеличение тормозного пути.

Смазка, выходящая из неисправного ступичного подшипника может попасть на поверхность колодок и привести к их замасливанию.

Для поддержания тормозов в оптимальном состоянии необходимо проводить ТО подвески так, как предписывает производитель автомобиля. Кроме этого, надо обращать внимание на симптомы неисправности подвески (посторонние шумы, увод в сторону, ухудшение наката, возросший расход топлива и т. п.) и устранять их, не дожидаясь экстренных ситуаций.

На эффективность торможения помимо колодок и тормозных дисков влияет состояние очень многих узлов и деталей автомобиля, некоторые из которых к тормозной системе непосредственно не относятся. Хорошая новость: чтобы автомобиль в любых ситуациях максимально эффективно тормозил не нужны какие-то особые меры. Весь комплекс мероприятий по сути сводится к трем пунктам.

1. Следить за состояние всех узлов и систем, влияющих на торможение.
2. Вовремя устранять неисправности.
3. Выполнять предписания производителя по профилактике.

За чем именно следить — мы уже написали. Если в процессе эксплуатации своего автомобиля вы сталкивались с ситуациями, когда на качество торможения влияли другие узлы и механизмы, расскажите в комментариях.

Источник

Тормозные колодки: зачем нужны, как правильно подбирать и когда менять

И как не ошибиться при их замене

От колодок сильно зависит безопасность автомобиля: они помогают его остановить.

С другой стороны, это расходный материал и деталь, которую на любом автомобиле приходится регулярно менять.

В этой статье вы узнаете

Как работают тормозные колодки

Тормоза бывают дисковыми и барабанными.

С практической точки зрения дисковые тормоза работают так: на оси колеса есть тормозной диск — он вращается с той же скоростью, что и колесо. Тормозные колодки — это накладки, которые во время торможения с силой прижимаются к диску — за счет трения колодок о диск машина тормозит.

Колодки расположены парами — с внутренней и внешней стороны диска, к диску во время торможения их прижимает специальный механизм — суппорт.

Сила трения колодок о диск или барабан зависит от силы, с которой они прижимаются к поверхности тормозного диска или барабана. В зависимости от того, как сильно водитель жмет на педаль тормоза, меняется интенсивность торможения. Тормозная система через тормозную жидкость пропорционально передает это давление на колодки, а машина замедляется медленно или быстро.

Как устроены сами тормозные колодки

Тормозная колодка — это металлическая пластина, на которой зафиксирована фрикционная накладка — та часть, которая прижимается к диску. Размеры и форма пластины для разных автомобилей отличаются, хотя в некоторых случаях колодки могут подходить на разные марки автомобилей. Так бывает, если марки принадлежат одному концерну. Например, колодки от Пежо Тревеллера 2021 года можно поставить в Опель Зафиру 2021 года, потому что технически это один и тот же автомобиль.

Фрикционную накладку крепят к металлической пластине специальным термо- и водостойким клеем. Накладки на колодках для барабанных тормозов вместо клея могут фиксировать заклепками.

Кроме металлической основы и фрикционной накладки в составе колодки могут быть и другие элементы:

Из чего делают фрикционные накладки

Фрикционная накладка — это часть колодки, которая контактирует с тормозным диском. Она состоит из фрикционной смеси, которая определяет свойства колодки. От нее зависит, насколько колодка будет долговечна, насколько эффективно она будет работать и как сильно будет вредить окружающей среде.

В состав фрикционной смеси колодок для легковых автомобилей входят десятки компонентов: различные волокна, металлы, каучук, смолы, керамика и так далее. У каждого производителя своя рецептура смеси, а ее состав и технология производства — коммерческая тайна.

Полуметаллические колодки примерно на 50% состоят из тончайших волокон стали. Они довольно хорошо противостоят перегреву, хорошо работают при намокании, но плохо на морозе и относительно быстро изнашивают тормозной диск. На колесах будет черный налет из-за оксида железа — это нормально для полуметаллических колодок. Такие колодки дают оптимальный баланс качества и эффективности торможения в стандартных условиях эксплуатации.

Керамические колодки — самые современные и дорогие. Их разрабатывали для спортивных автомобилей. У них превосходная эффективность под большими нагрузками, они долговечны и слабо изнашивают тормозной диск.

Также керамические колодки при работе не будут оставлять на дисках оксид железа — если сталь в составе и будет, то очень мало, — а значит, на колесах не будет черного налета. При намокании диска работают немного хуже полуметаллических и низкометаллических, но это тоже некритично. За такие колодки есть смысл переплатить, если раздражает черный налет на тормозных дисках, но особенно эффективны они будут на горячих хэтчбеках и на тяжелых кроссоверах.

Органические колодки. В составе фрикционной смеси органические компоненты, смолы, волокна, а доля металлов ниже, чем в низкометаллических. Они относительно быстро изнашиваются, щадят тормозной диск и пылят. Их используют в странах с жесткими экологическими нормами, по которым в колодках недопустимы даже 20% стали.

Деление по составу фрикционной смеси — очень условное и говорит только об особенностях состава фрикционной смеси. Идеальных колодок, которые были бы одновременно недорогими, долговечными и одинаково эффективными на любых машинах и в любых условиях эксплуатации, не существует.

Иногда на колодках пишут, что они безасбестовые или в них нет меди. Асбест вреден для человека и запрещен в 67 странах, поэтому колодки с ним найти почти невозможно. Медь токсична для беспозвоночных, рыб и растений, и есть колодки без нее, но избавиться от нее полностью получается не всегда. В составе многих полуметаллических и низкометаллических фрикционных смесей от 0,5 до 5% меди.

Источник

От педали до колеса: что влияет на эффективность тормозов?

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Если задать такой вопрос, большинство ответит: колодки. Да, с этим трудно не согласиться. Но ведь тормоза – это целая система со множеством деталей и компонентов, и в её работе важна каждая мелочь. Давайте пройдём весь путь от педали тормоза до колодки с диском и посмотрим, что тут может работать не так, как положено.

Чтобы разобраться в тонкостях работы тормозов, мы обратились за профессиональным мнением к специалистам немецкого бренда Textar (принадлежит TMD Friction), который совершенно справедливо считается одним из реальных экспертов-практиков в этой области. Компания поставляет тормозные колодки и накладки Textar на конвейеры большинства автомобильных заводов мира и сама разрабатывает фрикционные материалы — таких поставщиков на европейском рынке всего четыре компании. Уверены, что в Textar знают о тормозах всё. Итак, поехали!

Взгляд изнутри

Театр, как известно, начинается с вешалки, а тормоза, как ни смешно это звучит, с педали. Казалось бы: что с ней может быть не так? В принципе педаль ломается редко. Очень редко. Но некоторые проблемы принести может.

Например, не забываем, что скоро наступит зима. У тех, кто не любит отряхивать ноги, утром в холодной машине на педали тормоза образуется наледь. И в ответственный момент нога с педали может соскользнуть. А это чревато последствиями. Кому-то покажется, что это не очень серьёзно, но смеем вас уверить: всё, что может случиться, когда-нибудь случается. Так что на всякий случай, садясь утром в холодную машину, убедитесь, что педали не скользкие. И не злоупотребляйте накладками «под алюминий», которые не всегда удобнее стандартной резинки.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Ну а теперь перейдём к более серьёзным факторам, влияющим на эффективность торможения.

В салоне таких не слишком много, но они есть. Причём иногда они кажутся незначительными, но в тормозной системе ничего незначительного просто нет.

Итак, следующая деталь интерьера – это рычаг стояночного тормоза. Или педаль (а иногда ещё и кнопка). Теоретически рабочая и стояночная – это немного разные системы, но по факту машина так устроена, что несвязанных между собой систем у неё практически нет. И исправность стояночного тормоза заметно влияет на то, как ведёт себя рабочий тормоз. Всё дело в зазоре колодок задних тормозов, которые обычно приводятся в действие стояночным тормозом (хотя есть автомобили, у которых стояночный тормоз имеет привод на переднюю ось или он вообще трансмиссионный). Особенно критично к работе задних колодок относятся барабанные тормоза, у которой система самоподвода не так эффективна, как у дисковых тормозов.

Тут ситуация простая: если привод стояночного тормоза (который обычно тросовый) неисправен, задние колодки могут клинить и слишком быстро изнашиваться. Кроме того, при этом будет перегреваться тормозной барабан (или диск – в зависимости от конструкции), что приведёт к его короблению, а в запущенном случае будет постоянно перегреваться и ступица с подшипником, что сильно снижает его ресурс.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Трос со временем перестать свободно ходить в кожухе. За этим надо следить. Кроме того, он может ржаветь, а зимой – и замерзать, если в его кожухе копится влага. У некоторых автомобилей это вообще типичная неисправность (например, у Опеля Мокка, трос ручника которого около колеса имеет неприятный изгиб, в котором всегда собирается вода). В этом случае тоже возможен клин колодок и быстрый их износ.

В общем, не стоит недооценивать роль стояночного тормоза. Ему тоже нужны и забота, и периодическая профилактика.

В салоне больше ничего из тормозной системы мы не увидим, поэтому откроем капот.

От ГТЦ до ABS

Были такие времена, когда каждый уважающий себя автолюбитель знал, что такое главный тормозной цилиндр (он же ГТЦ). Это такое устройство, которое преобразует движение педали в давление тормозной жидкости. Раньше, было дело, ГТЦ довольно часто выходили из строя. Причины были разными: и тормозные жидкости были не лучшего качества, и само изготовление ГТЦ для Жигулей и Москвичей хромало, и резинотехнические изделия (читай – манжеты, сальники) были не такими долговечными. Сейчас ГТЦ подводит заметно реже, но иногда он всё же способен подкинуть неприятностей. Обычно протекают как раз резинки. А ещё он может страдать от коррозии. Симптомы поломки могут быть разными, но чаще всего при неисправности ГТЦ проваливается педаль тормоза.

Продлить жизнь главному тормозному цилиндру достаточно просто – нужно следить за состоянием тормозной жидкости.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Дело в том, что тормозная жидкость очень гигроскопична: легко впитывает в себя влагу из воздуха. И от этой воды коррозия элементов тормозной системы ускоряется.

Кроме того, меняются характеристики самой жидкости. В первую очередь, температура её кипения. И вот тут последствия могут быть прямо-таки катастрофическими. Наверняка вы знаете, как всё происходит, но всё-таки повторим. Как известно, в момент торможения колодки и диск очень сильно нагреваются и нагревают суппорт и тормозную жидкость. Свежая тормозная жидкость этот нагрев переживает легко. А вот если в ней есть вода, то произойдёт следующее: вода стремительно закипает и в жидкости образуется паровая (газовая) пробка. В этом случае жидкость теряет необходимую для работы особенность – несжимаемость. Педаль проваливается в пол, а колодки диск не держат… То есть тормоза просто пропадают. Надо ли говорить, что это может быть смертельно опасно? Поэтому состояние тормозной жидкости – это важнейший фактор надёжной работы тормозов. Нужно не только следить за уровнем тормозной жидкости (падение которого может говорить об её утечках), но и за возрастом. Менять жидкость нужно раз в два года. Тогда и тормоза не пропадут, и детали тормозной магистрали не будут страдать от ускоренной коррозии.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Следующая важная деталь системы под капотом – вакуумный усилитель. Как ни странно, но первый признак его неисправности на эффективность торможения почти не влияет, а проявляется следующим образом: при торможении на холостых оборотах мотор либо глохнет, либо пытается это сделать. Причина простая: принцип работы усилителя построен на разрежении во впускном коллекторе, и если вакуумник теряет герметичность (начинает пропускать диафрагма между атмосферным и вакуумным отделами), во впуск попадает избыток воздуха, отчего мотор может глохнуть. Ну а дальше становится заметным рост усилия на педали тормоза. Рост настолько заметный, что на педаль хочется давить обеими ногами, а остановочного пути всё равно не хватает.

Диагностикой вакуумного усилителя должны заниматься специалисты. Если при нажатии на тормоз чувствуете, что меняются обороты коленвала, а педаль тормоза теряет свою отзывчивость – срочно в сервис. И скорее всего, будет виноват не сам усилитель, а вакуумный патрубок, который где-то подсасывает воздух.

Последняя заметная под капотом деталь тормозной системы – блок ABS. Правильно его будет назвать гидроблоком, это всё-таки исполнительный элемент системы: в нём стоят электромагнитные клапаны, гидроаккумуляторы и насос. А управляет им электронный блок. Главное, помните: если вдруг на панели приборов загорается и не гаснет лампочка ABS, систему нужно проверять в сервисе. К чести блока отметим, что сам он из строя выходит редко, и причина поломки антиблокировочной системы обычно кроется в датчиках ABS, которые стоят на колёсах (на ступицах) и в их проводке. Но разбираться в этом должен специалист. А вот посмотреть автомобиль снизу и что-то там разглядеть можно и самому.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

С помощью портативного тестера Textar можно быстро определить неисправные сегменты датчика ABS, не прибегая к сложной процедуре комплексной диагностики узлов антиблокировочной системы – достаточно наложить тестер на тормозной диск

Взгляд снизу

Чаще всего под днищем автомобиля в тормозной системе подводят магистрали –тормозные трубки и шланги. Неполадки у них довольно однообразные – они могут только протекать. Трубки текут из-за коррозии и по завальцовке, шланги могут лопаться. Как за ними следить?

Тут правило простое: при каждом ТО нужно их внимательно осматривать. Они не должны «потеть» тормозной жидкостью по соединениям и тем более – по всей длине. Если из-за коррозии на возрастной машине тормозные трубки выглядят несвежими, их нужно срочно менять.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Шланги не должны иметь вздутий и не должны быть «задубевшими». Если кажется, что на шланге растёт «грыжа», его придётся срочно заменить.

На машинах без ABS есть регулятор тормозных усилий. На жаргоне его довольно часто называют «колдуном». По сути, это клапан, который изменяет подачу тормозной жидкости в задние рабочие тормозные цилиндры, что снижает вероятность блокировки задних тормозов. Сейчас эти функции выполняет именно ABS, но если машина далеко не новая и этой системы не имеет, то «колдун» в ней есть обязательно.

Теоретически регулятор нужно проверять каждое ТО. Но кто это делает? Иногда его просто удаляют. А зря. Без него передняя и задняя оси тормозят одновременно и с одинаковым усилием, что провоцирует занос. То же самое происходит и при неисправном регуляторе. Кроме того, он может при торможении тянуть автомобиль в сторону или слишком рано блокировать колесо.

Как я уже говорил, «колдун» иногда требует регулировки. Способы регулировки этого устройства на автомобилях отличаются, поэтому лучше поискать инструкцию для конкретной машины. Большинству читателей это уже не так интересно – почти на всех автомобилях вместо «колдуна» стоит ABS. Поэтому просто напоминаем, что такая деталь есть и она очень важна.

Неисправности тормозных суппортов встречаются, к сожалению, довольно часто. Типичная их неисправность – закисание.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Да, есть автомобили, в которых суппорты закисают чаще, чем на других, но всё-таки основная причина закисания – отсутствие должного обслуживания. Грустно, но колодки у нас обычно меняют самым простым способом: вытащил старые – поставил новые. А как при этом работает суппорт, интересует не всех (хотя при этом для установки новой колодки иногда приходится помучиться, чтобы вернуть прикипевший поршень в исходную позицию). Нужно усвоить простое правило: любая замена колодок должна сопровождаться проверкой и обслуживанием суппортов. Сейчас в продаже доступны качественные смазки, а также все необходимые ремкомплекты для восстановления суппортов.

Клин суппорта – вещь неприятная. Вечно перегретые колодки, поведённый и бьющий в руль диск, неравномерное торможение, неадекватное поведение антиблокировочной системы и связанной с ней системы курсовой (динамической) стабилизации, перегрев и кипение тормозной жидкости, разрушение ступичного подшипника – это целый букет неприятностей, который может быть вызван заклинившим суппортом.

Глазами его увидеть сложно, но можно заметить по износу колодок или диска. Правда, для этого нужен хотя бы минимальный опыт. Гораздо проще после поездки потрогать рукой диск колеса: если он ненормально горячий, то суппорт, скорее всего, заклинил. Кроме того, не отходящие от тормозного диска колодки издают скрежет (в ряде случае на раннем этапе особенно заметный при движении задним ходом). Ещё можно заметить рост расхода топлива, который спровоцирован постоянно заторможенным колесом.

Тут совет простой: нельзя экономить на обслуживании суппорта. Сейчас в продаже есть все необходимые для этого расходные материалы и запчасти, так что всё зависит только от вас.

Ну и, конечно же, очень важно состояние самих дисков и колодок. Причём они могут не только изнашиваться. Диск может «повести», колодки – замаслиться или подгореть, и всё это сильно снижает их фрикционные свойства. А значит, и безопасность при вождении.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Износ дисков и колодок нужно контролировать при каждом ТО. И ни в коем случае нельзя ставить то, что подходит «на глаз» или «после обработки напильником». Тормозные системы рассчитывают специалисты, поэтому любое вмешательство может привести к очень неприятным последствиям. При этом совсем не обязательно использовать оригинальные компоненты: есть очень качественные аналоги, которые стоят дешевле, а тормозят иногда даже лучше. Главное, уметь пользоваться каталогами и выбирать именно то, что подходит вашей машине.

Что ещё влияет на эффективность тормозов?

Все компоненты автомобиля тесно связаны друг с другом, поэтому нормальная работа тормозной системы невозможна с неисправной ходовой частью.

Вытекшие амортизаторы позволяют колесу в буквальном смысле скакать по дороге. Отсюда недостаточное сцепление с дорогой и рост тормозного пути. Не зря в хороших сервисах перед проверкой на стенде тормозных сил ставят машину на вибростенд и проверяют амортизаторы.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Очень сильно на торможение влияет угол развала. Если он не выставляется из-за износа сайлентблоков или самих рычагов, шина не сможет работать в полную силу из-за неправильного пятна контакта. Люфты в ходовой части также влияют на торможение.

И, наконец, шины. Тут всё просто: если они не обеспечивают нужного сцепления с дорогой, никакие колодки уже не помогут. В лучшем случае будет постоянно срабатывать ABS. Кстати, напомню: у шин есть не только износ, но и возраст. Российский ГОСТ 4754-97 указывает предельный срок эксплуатации легковых шин в пять лет, хотя некоторые производители настаивают на более длительном сроке службы своей продукции. Тем не менее старые шины в любом случае теряют свои свойства и нормально работать не могут, даже если хорошо выглядят.

Какими колодками тормозит машина. Смотреть фото Какими колодками тормозит машина. Смотреть картинку Какими колодками тормозит машина. Картинка про Какими колодками тормозит машина. Фото Какими колодками тормозит машина

Что делать?

Любое вождение в первую очередь должно быть безопасным. Для этого все основные системы автомобиля должны быть исправны. Важно, что на эффективность тормозов влияют и другие системы машины, и забывать об этом нельзя. Но самое существенное – это детали и расходные материалы, необходимые для поддержки тормозов в рабочем состоянии. На них экономить нельзя, нужно выбирать лучшее. И что не менее важно – подходящее именно вашему автомобилю. Сделать это не так уж сложно: можно воспользоваться каталогом или задать вопрос непосредственно продавцу или производителю необходимых компонентов и расходников. Возможность быстро остановиться спасает жизнь чаще, чем возможность быстро разогнаться, так что экономить на тормозах не стоит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *