Какое масло 5w40 лучше для автомобиля
Рейтинг моторных масел 5w40
Класс вязкости 5w40 моторного масла является одним из самых ходовых на отечественном рынке, и множество брендов сегодня выпускает все больше продуктов каждый новый сезон. Но при одном взгляде на полки магазинов начинают опускаться руки – и как среди этого обилия брендов выбрать лучший?
Мы составили рейтинг моторных масел класса 5w40, он станет вашей точкой опоры при выборе хорошей смазочной жидкости.
5w40 на этикетке – что это?
Любое хорошее масло смазывает все подвижные элементы механизма и обеспечивает легкий и эффективный ход, таким образом продлевая эксплуатационный период. Для того, чтобы добраться до самых укромных уголков мотора оно должно сохранять текучесть в любой ситуации и при любой температуре. Класс 5w40 как раз помогает определить уровень вязкости на холоде и при крайних температурах разогретого двигателя. Это общепринятая маркировка американской автомобильной индустрии, или SAE.
Беглый взгляд на эти три символа и с легкостью можно определить, что оно, как и большинство масел на российском рынке, принадлежит к всесезонному виду. О его морозостойкости говорит символ W (или winter, «зима»). Цифры справа и слева от него отвечают за эффективность в условиях пониженных и повышенных температур.
В нашем случае цифра 5 устанавливает предел работы в мороз – масло не густеет при температуре до 30оС. Чем выше эта цифра, тем выше порог загустения; соответственно, чем ниже, тем более стойким к холодам является состав. Самым «зимним» из всесезонных масел является класс вязкости 0W40.
Цифра 40 устанавливает порог горячей работы при разогретом двигателе (100-150оС), смазочная жидкость сохраняет текучесть на жаре до +40оС.
Преимущества масла 5w40
Главным достоинством состава под маркером 5w40, которая и сделала его крайне популярным у потребителя, является его универсальность в регионах с умеренном климатом. Низкая вязкость и отличные смазочные свойства сохраняются в сильные морозы и во время активной езды по трассам в жаркий день.
Еще несколько преимуществ масла 5w40:
• Оптимальная вязкость в мороз;
• Выносливость на жаре;
• Эффективная смазка элементов мотора;
• Качественная очистка двигателя от грязи;
• Образование защитной пленки и защита от коррозии и других окислительных процессов.
Нет особого смысла пускаться в поиске самого морозостойкого состава, если вы не живете в регионе, где температура опускается до –40 оС. Только зря потратите средства на лишние показатели. Масло 5w40 не подведет ни в пробке на жаре, ни после ночи на холоде. Оно идеально для легковых автомобилей, внедорожников и легкогрузовых автомобилей.
Рейтинг лучших моторных масел 5w40
Перейдем к списку самых эффективных и стойких синтетических масел, носящих маркировку вязкости 5w40. Мы расставили участников по местам на основе результатов независимых тестов, топов, рейтингов и отзывов пользователей. Если у вас есть свое мнение по поводу того, какой из участников достоин подняться повыше, или вы вовсе не увидели своего фаворита, не расстраивайтесь, а лучше расскажите, какому составу вы бы отдали предпочтение. На рынке существует много производителей отличных составов, а методы определения качества их работы разные, так что не удивительно, то результаты многих испытаний разнятся.
10 место. Nissan Motor Oil
На десятом месте рейтинга обосновалось масло, разработанное для автомобилей бренда Nissan. Универсальный состав типа Synthetic подходит под нужды большинства автомобилей с дизельным и бензиновым двигателем. Он проходил испытания под нагрузкой и по итогу его свойства защиты от коррозии оказались на очень высоком уровне. Тесты показали, что даже во время активной работы в мороз и при пуске на холоде уже при –30оС сохраняется оптимальная вязкость масла. Недостатком стал небольшой ресурс, из-за чего проблематично эксплуатировать мотор дольше 5-7 тыс. км. Еще один недостаток, который не дал смазочной жидкости подняться выше десятой позиции, – это слишком много продуктов окисления.
Достоинства:
• Хорошие смазочные свойства;
• Защита от коррозии;
• Вязкость на морозе;
• Универсальность.
Недостатки:
• Повышенное количество продуктов окисления;
• Небольшой ресурс;
• Подделки.
9 место. Shell Helix Taxi
Под брендом Shell выходит масло особой выносливости и ресурса, способное обеспечивать нужды двигателя на протяжении 10 тыс. км пробега. Именно поэтому оно получило название Taxi, так как идеально подходит для городской эксплуатации в любую погоду. Двигатель работает стабильно даже во время частой эксплуатации в режиме «старт-стоп», что типично в больших городах из-за пробок. Моющие свойства позволяют держать полости мотора в чистоте, а низкая вязкость не подведет даже в тридцатиградусный мороз. Проблемой масла является интенсивный расход и популярность у изготовителей подделок. Смазочная жидкость подойдет для множества автомобилей с двигателями бензинового и дизельного класса.
Достоинства:
• Защита двигателя даже во время интенсивных нагрузок в режиме «старт-стоп»;
• Низкая вязкость в холод;
• Повышенный ресурс;
• Низкая цена.
Недостатки:
• Сильный расход;
• Встречается много подделок.
8 место. Лукоил Люкс
Российский производитель не отстает от своих зарубежных конкурентов и выпускает высококачественную линейку масляных составов, которые демонстрируют выдающиеся качества промывки и защиты двигателя при работе в условиях города, где двигатель испытывает серьезные нагрузки, особенно в режиме «старт-стоп». Тесты показали, что текучесть и оптимальная вязкость не подведет даже на морозе вплоть до –40оС. Защитные свойства сохраняются даже в условиях крайне высоких температур, когда двигатель работает на пределе. Дополнительным плюсом отечественного состава является его отличные промывочные свойства и достойная защита от коррозии. Проблемы этого масла: небольшой ресурс, когда масло теряет свои свойства после 5 тыс. км, и довольно большой расход. Также на рынке встречается много подделок.
Достоинства:
• Низкий уровень вязкости в мороз и достойная защищенность полостей мотора от износа и коррозии;
• Универсальность для бензиновых и дизельных двигателей;
• Хорошие моющие свойства;
• Низкая цена.
Недостатки:
• Маленький ресурс;
• Большой расход;
• Много подделок на рынке.
7 место. Shell Helix Ultra
Брендовое масло Shell разработано с применением технологии Shell PurePlus. На выходе оно получило отличные моющие качества, а также высокий уровень смазки и защитные свойства. Двигатель, защищенный этим маслом, не испытывает проблему засилья шлама, повышенного износа, коррозийных изменений и иных окислительных процессов, что увеличивает срок эксплуатации мотора практически любого типа – дизельного, бензинового и газового. Зимой в тридцатиградусный мороз вязкость остается на оптимальном уровне, чтобы обеспечить легкий ход и тихую работу. У этого масла есть и свои недостатки – прежде всего это большой расход и вероятность угара.
Достоинства:
• Защита деталей двигателя в сильные морозы;
• Оптимальная вязкость в любую погоду;
• Хорошая сопротивляемость износу, кислотам и коррозии;
• Качественная промывка двигателя от шлама;
• Подходит для бензиновых, дизельных и газовых моторов.
Недостатки:
• Большой расход;
• Высокий риск угара.
6 место. Mobil Super 3000 X1
Синтетика Mobil держит марку знаменитого бренда и успешно помогает мотору справляться с нагрузками в самых тяжелых условиях – бездорожье, скоростные трассы и узкие городские улицы. Смазочной жидкости по плечу и главная проблема городского жителя и его мотора – режим работы «старт стоп», который сильно подтачивает срок работы двигателя. Мотор, смазанный этим составом, демонстрирует возросшую мощность, качественную очистку от продуктов работы двигателя и прекрасную вязкость. Из недостатков сразу заметен очень сильный расход и высокая вероятность наткнуться на поддельный продукт. Синтетика подойдет для бензиновых и дизельных двигателей без дизельных сажевых фильтров, а также для моторов, снабженных турбонаддувом и прямым впрыском горючего.
Достоинства:
• Защищенность от износа, коррозии и прочих окислительных процессов;
• Легкая работа в мороз и во время холодного пуска;
• Вязкость оптимальная для работы при максимальном разогреве мотора;
• Универсальность.
Недостатки:
• Большой расход;
• Много подделок.
5 место. Elf Evolution 900 NF
Бренд Elf – это всегда высокий уровень качества, который гарантирует бережное отношение к элементам мотора. Даже на высоких оборотах смазка дарует двигателю очень легкую работу и хорошую вязкость, в том числе и в условиях холодного пуска и при максимальных температурах работы двигателя. Защита от износа распространяется и на систему распределения, повышая срок службы двигателя. Моющие свойства сохраняют мощность и качество работы в любой ситуации. С маслом от Elf двигатель можно с успехом эксплуатировать не только на протяженных трассах, но и в условиях города, в том числе и в режиме «старт-стоп», традиционно вредном для работы двигателя. Это универсальный состав, который хорошо подойдет и бензиновым двигателям, и дизельным. Недостатками может служить расход на угар и большое количество подделок у ненадежных продавцов.
Достоинства:
• Защита от коррозии и износа;
• Отличная смазка элементов двигателя и оптимальная вязкость;
• Текучесть состава в мороз и при максимальном разогреве;
• Универсальность;
• Высокий ресурс;
• Низкая цена.
Недостатки:
• Угар;
• Много подделок на рынке.
4 место. Motul 8100 X-cess
Все ближе к вершинам рейтинга и на четвертой строчке расположилась синтетика бренда Motul, которая разрабатывалась для обслуживания особо производительных авто, которым не обойтись без качественной смазочной жидкости с прекрасной текучестью и без просадок вязкости в условиях холодного пуска на морозе. Защитная пленка оберегает двигатель от износа, воздействия кислот, коррозии и других негативных воздействий, которые снижают период качественной работы. Высокие свойства промывки избавят мотор от шлама и прочих загрязнителей, обеспечивая ему легкую, стабильную работу. Универсальность позволяет использовать масло на дизельных, бензиновых и газовых типах моторов.
Достоинства:
• Впечатляющие защитные свойства при критических температурах;
• Износостойкость и противодействие коррозии;
• Большой ресурс;
• Хорошие моющие свойства и оптимальная вязкость;
• Универсальность на бензиновых, дизельных и газовых моторах.
Недостатки:
• Угар;
• Высокая цена.
3 место. Shell Helix Eco
Третье место в списке за составом бренда Shell. Он заслужил его благодаря своей выдающейся текучести, которая практически не меняется даже при очень низкой температуре до –48оС – это лучший результат вязкости в морозы за весь рейтинг. По результатам теста эта смазочная жидкость оставляет иных участников далеко позади, демонстрируя качественную защиту от коррозии, кислот и замечательную износостойкость. Синтетика обеспечивает легкую и тихую работу в условиях городского режима «старт-стоп», который особенно сильно нагружает мотор. Высокие характеристики этого масла доступны для дизельных и бензиновых автомобилей. Недостатком может быть сильный расход из-за вероятности угара и большое число подделок.
Достоинства:
• Самые высокие характеристики вязкости в мороз;
• Великолепная сопротивляемость коррозии, окислению, износу;
• Хорошие моющие свойства;
• Большой ресурс;
• Низкая цена.
Недостатки:
• Расход на угар;
• Много подделок.
2 место. Total Quartz 9000
Синтетика бренда Total почти добралась до лидирующих позиций рейтинга, но была удостоена лишь второго места в списке. Она показывает высочайшие защитные качества против износа и выносливость перед крайними температурами: в мороз и во время максимального нагрева. Вязкость позволяет двигателю не терять мощности и летом, и зимой, а великолепный ресурс обеспечивает бесперебойную работу мотора на протяжении 10 тыс. км. Моющие свойства не дают загрязняться шламом и продуктами сгорания топлива. При езде по бездорожью, на высоких скоростях по трассе или в городском режиме «старт-стоп» двигатель сохраняет стабильность и надежность. Моторное масло Total допускается к использованию в дизельных и бензиновых авто.
Достоинства:
• Надежная защита от износа, загрязнения, ржавчины и продуктов сгорания топлива;
• Вязкость остается стабильной при сильных морозах и сильном нагреве мотора;
• Универсальность для дизельных и бензиновых двигателей;
• Огромный ресурс;
• Низкая цена.
Недостатки:
• Расход на угар;
• Много подделок.
1 место. Mobil 1 FS X1
На первом месте списка Mobil 1, что очень символично. Вопросам к его качеству у экспертов не оказалось. Глядя на спокойную, тихую, но всегда эффективную работу в самых сложных условиях холодного пуска или во время сильного нагрева, не возникло проблем с эксплуатацией и у водителей. Защитная пленка надежно защищает полости от коррозии, износа и воздействия кислот, что существенно продлевает срок эксплуатации двигателя – на протяжении 10-15 тыс. км система будет работать как отлаженные часы, даже если пробег самого автомобиля уже перевалил за 100 тыс. км. Нареканий к работе нет и при движении по скоростным трассам, и на бездорожье, и в городе в режиме «старт-стоп» вне зависимости от того, топливо какого качества вы используете. Это масло подойдет большинству двигателей с бензинового или дизельного типа.
Достоинства:
• Двигатель надежно защищен от износа, коррозии и иных окислительных процессов;
• Одно из лучших масел по своим смазочным свойствам;
• Крайне выносливо в сильный минус и при максимальном разогреве;
• Оптимальная вязкость и моющие качества высшего класса;
• Можно без проблем использовать на авто с пробегом;
• Огромный ресурс;
• Универсальность.
Недостатки:
• Высокая цена.
Стоит заметить, что главным критерием для выбора подходящего продукта должны оставаться рекомендации производителя, которые указаны в инструкции по эксплуатации машины. О том, как правильно выбирать масло, читайте в нашей прошлой статье. Еще больше отличных масел с различной вязкостью ищите в каталоге интернет-магазина BlackTyres. К вашим услугам только качественная синтетика по выгодным ценам, которая поможет вашему двигателю раскрыть весь свой потенциал.
Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. И поделитесь в комментариях своим опытом эксплуатации моторных масел, которым вы доверяете больше всего.
Выбираем масло 5W40: элита в цилиндрах
Восемь премиум-синтетик класса 5W-40 отправили на ресурсный тест сотрудники редакции и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета.
Как долго может ходить двигатель без смены моторного масла? В сервисных книжках современных автомобилей указан интервал ТО с заменой масла 15 000–20 000 км. А производители синтетик часто увеличивают заявленный ресурс еще на десяток тысяч километров. Насколько обоснованны такие цифры? Не навредит ли «долгожитель» мотору? Проверим на практике.
Вот это — отложения, которые оцениваются в 0,5 балла по нашей шкале
А это — полтора балла высокотемпературных отложений
ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ И АЗИЮ
15 000 км — это очень далеко! Примерно как от Лиссабона до Владивостока. Брать в такой пробег канистру масла на замену или достаточно литра на доливку? Вместо красот Европы и просторов Азии будем лицезреть стены испытательного бокса: там свои прелести… А «поедут» сразу два одинаковых движка — впрысковые вазовские восьмиклапанники. Только так обеспечим проверяемым маслам идентичные условия работы в течение всего «пробега». Чтобы приблизить вазовские «восьмерки» к моторам посовременнее, повысили на единичку степень сжатия и добавили систему масляного охлаждения поршней.
На испытания взяли так называемые полные синтетики класса вязкости 5W-40, причем самых раскрученных брендов: Castrol («Кастрол»), Shell («Шелл»), Mobil («Мобил»), Esso («Эссо»), BP («Би-Пи»), elf («Эльф»), Total («Тоталь») и ZIC («Зик»). Такой набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейской классификации все выбранные масла относятся к высокой группе качества — А3/В3/В4. По классам качества API распределение такое: большинство масел — SM/CF, «Кастрол» — SN/CF, остальные — SL/CF. На фото и в таблицах исследуемые масла расставлены по алфавиту.
Как обычно, масла закупили в профильных магазинах двух столиц. Нас ждал длинный «забег» продолжительностью почти в полгода. Такого мы еще не делали.
И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
…свой закончили поход. Остатки всех масел слиты в канистры, моторы разобраны, обмеры и снимки сделаны.
1. (Схема слева) сравнение энергосберегающего эффекта испытуемых масел и способности повышать мощность двигателя. Все масла свежие, только что из канистры, а в качестве базы, то есть исходной планки отсчета, — простенькая минералка 10W-40 класса API SJ
2. (Схема справа) а вот так ухудшились показатели экономичности и мощности моторов, когда масла «постарели». Тут база для каждого масла — такое же, только свежее. Скажете, 4,5% роста расхода топлива — немного? Но учтите цены на топливо в Сибири и на Дальнем Востоке.
Пришло время отвечать на поставленные вопросы. Интересно, что обошлось без промежуточных доливок масла — четырех литров начальной заправки хватило каждому из восьми участников. Но расход масла оказался разным. Меньше всего — у масел «Зик» и «Кастрол»: моторы съели их всего по 0,6–0,7 л. Другие же масла дали результаты от 1,2 до 1,5 л, то есть, с учетом грубости метода измерения (на слив), практически одинаковые.
Все образцы после слива были черненькие и страшненькие — еще бы, столько отпахать! А вот насколько изменились их основные физико-химические параметры? Общеизвестные тенденции подтвердились: вязкость всех масел сначала падает, потом растет, щелочное число уменьшается, а кислотное — повышается. По изменению щелочного числа и содержания активных элементов все масла отработали хорошо: браковочных показателей не дало ни одно. Это значит, что все производители используют высококачественные пакеты присадок. Впрочем, это неудивительно: производителей присадок можно по пальцам перечесть, это серьезные специализированные фирмы.
А вот по вязкости картина другая. Сравните: у корейского масла «Зик» изменение вязкости за «15 000 км пробега» практически не вышло за пределы погрешности измерений. А вот «Эссо» под конец «пробега», где-то уже «в Сибири», вылезло за допускаемые классом SAE пределы изменения вязкости. Мотор это, конечно, не убило, но заметно увеличило его прожорливость. Из других масел ближе всех к запретной границе подошло масло «Би-Пи». И изменение поведения мотора на контрольных замерах это подтвердило.
ПОЛЕ ДОПУСКА
С ресурсом разобрались. А что по остальным параметрам, особенно по тем, которые анализируют автопроизводители при выдаче допусков? Основные показатели работы масел в моторах — уровень отложений, степень энергосбережения и защиты от износа — приведены в диаграммах.
Все масла, как и подобает полным синтетикам высоких классов качества, проявили свои энергосберегающие функции. Большой разницы между ними мы не обнаружили, но опять проявилась некая зависимость расхода топлива от высокотемпературной вязкости. Снова получается, что мотору больше нравится какая-то оптимальная вязкость, любой отход от нее в меньшую или большую сторону приводит к ухудшению характеристик. И ближе прочих к этому оптимуму оказались масла «Кастрол» и «Зик».
Зато мощность мотора просит большей вязкости, и это понятно. В режимах максимальных нагрузок узлы трения находятся в наиболее жестких условиях, и тут масла с большой высокотемпературной вязкостью обеспечивают им лучшее смазывание. Поэтому хоть малый, но все-таки заметный бонус получили моторы, работающие на маслах «Тоталь», «Эльф» и «Би-Пи».
Столько масла мы потеряли «на пути от Лиссабона до Владивостока».
Защита двигателя от износа определяется как вязкостно-температурной характеристикой масла (его вязкостью при высоких температурах), так и качеством противоизносных компонентов. Чтобы оценить масло по этому показателю, исследуем степень изношенности двигателя после идентичных циклов испытаний. Минимальная потеря массы вкладышей подшипников коленчатого вала и поршневых колец, с учетом погрешности метода, оказалась у двигателей, работавших на маслах «Шелл», «Зик» и «Кастрол». Косвенно эти параметры подтверждаются анализом данных о содержании продуктов износа в образцах масел, отобранных по окончании испытаний. И здесь лидеры те же, причем у «корейца» «Зик» металла нашлось существенно меньше, чем в других маслах.
Высокотемпературные отложения масел исследовали по налету на боковых поверхностях поршней. Баллы выставляли эксперты, сравнивая полученные отложения со специальной шкалой. Принцип простой. Черные отложения по всей поверхности — самый высокий балл, шестерка по общепринятой шкале. Чистый поршень без отложений — ноль баллов. Обычно синтетики по уровню отложений не поднимаются выше 1,0–1,5 балла. Смотрим результаты — всё так и есть. Чуть лучше других выглядят «Зик», «Шелл» и оба «француза»: «Эльф» и «Тоталь».
Высокотемпературные отложения оценивались баллами аналогично старому и известному методу ПЗВ — по цвету и количеству отложений. Чем красная полоска меньше, тем чище был поршень.
СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД
Итак, о чем же подумалось «на берегу Тихого океана»? Правильно ли мы сделали, не взяв «в дорогу» масло на смену? И насколько можно верить производителям масел, которые заявляют длинные сроки службы своей продукции? Возвращаемся к исходному вопросу: всякая ли синтетика способна пройти межсервисный интервал? Потребители на форумах ратуют за более частую замену — тысяч через восемь-десять. Масленщики, напротив, говорят о 30 000 км. Что ж, наши испытания показали: в подобных режимах «не все масла одинаково полезны». То же «Эссо» после финишной ленточки фактически свалилось без сил, а вот «Зик» выдержал бы и обратную дорогу.
Рекомендации ЗР таковы. Для свежих машин, эксплуатирующихся в теплое время года, можно смело руководствоваться полученными результатами. А вот по мере износа мотора, как и при активной зимней эксплуатации, масло нужно менять чаще. То же касается случаев, когда пробеги измеряются не столько километрами, сколько многочасовыми пробками. Об этом мы писали в предыдущие разы
Клапанную крышку вскрыли «на берегу залива Петра Великого» — практически та же картина, что и «в Лиссабоне». Это и есть современные синтетики.
НЕ ВСЯКАЯ СИНТЕТИКА СПОСОБНА ПРОЙТИ МЕЖСЕРВИСНЫЙ ИНТЕРВАЛ
ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ
Моторное масло — это канистра и нечто жидкое внутри, состоящее из базового масла и пакета присадок. От последних как раз и зависят ресурсные характеристики масла.
В процессе работы в двигателе масло контактирует с нагретыми поверхностями деталей. Его пленка, оставляемая поршневыми кольцами на стенке цилиндра, греется от газов и подвергается большим контактным давлениям. Масло не любит контакта с картерными газами: оно насыщается продуктами неполного сгорания топлива, окисляясь и вбирая продукты износа и прочую грязь, образующуюся при работе двигателя.
Главный показатель масла — вязкость. От нее напрямую зависит если не всё, то многое: качество смазывания узлов трения, скорость изнашивания, потери на трение. А еще, косвенно, его расход на угар, токсичность отработавших газов и даже температуры деталей двигателя.
Рабочая вязкость масла формируется как свойствами базового масла, так и количеством и параметрами специальных присадок — так называемых загустителей. Это полимеры, которые под циклическим воздействием температур меняют свои свойства. Классическая картина изменения вязкости такова: сначала она падает, потом начинает расти. Чрезмерное снижение вязкости резко увеличивает скорость износа, а ее рост заметно ухудшает экономичность двигателя и его пусковые свойства, повышает токсичность отработавших газов и угар масла.
Диапазон допустимых вязкостей масла для нашего класса по SAE — от 12,5 до 16,3 сСт. Поэтому первый критерий клинической смерти масла — выход его вязкости на какой-то стадии испытаний за пределы допустимого диапазона.
Важная функция масла — мыть двигатель и не пачкать его. За качество помывки отвечают соответствующие присадки, а способность не пачкать определяется стабильностью и качеством базового масла. Принято разделять высокотемпературные и низкотемпературные отложения. Первые образуются на боковых поверхностях поршней. Они наиболее опасны, поскольку мешают работать поршневым кольцам и могут привести к полной потере их подвижности, то есть к залеганию. А неподвижное кольцо уже не работает. Итог — компрессия падает. И дыма на выхлопе — как на футбольном стадионе после забитого гола. Расход масла начинает резко приближаться к расходу топлива.
А низкотемпературные отложения? Они образуются и в масляном поддоне, и на стенках картера двигателя, и в зоне работы распределительных валов. Но самое худшее — это скопление отложений в масляных каналах: они могут закупориться.
Моющая способность масла по мере его работы падает — срабатываются моющие присадки. Отчасти это контролируется величиной щелочного числа масла, а напрямую — уровнем сформированных отложений после длительного цикла испытаний.
Масло, вбирая в себя в процессе работы продукты сгорания топлива, содержащие серу, оксиды азота и прочие «приятности», накапливает кислоты. Они нейтрализуются щелочными моющими присадками лишь частично. А «кислое» масло становится агрессивным по отношению к мотору. Поэтому величина кислотного числа масла также является его браковочным показателем.
В совсем запущенном случае может произойти расслоение масла — так называемое выпадение пакета присадок. Они остаются в осадке, а по системе смазывания двигателя начинает гулять уже изрядно постаревшее базовое масло. Естественно, никакими функциональными свойствами, необходимыми мотору, оно не обладает. Это тоже признак смерти масла.
Все вышеизложенное делает понятными принятые нами критерии окончания срока службы масла.
1. Выход вязкости за пределы границ, определяемых классом SAE.
2. Резкое (более чем в два раза) падение щелочного числа и резкое же возрастание кислотного.
3. Выпадение пакета присадок, индуцируемое резким изменением содержания в масле активных компонентов — фосфора, цинка, кальция.
Кроме того, оцениваем энергосберегающие функции масла, характеризующие уровень потерь на трение в двигателе, а также защитные функции, оцениваемые скоростями износа основных деталей. В принципе, это основные параметры качества, которые анализируются при допуске масла к использованию в конкретных типах двигателей.
1. BP Visco 5000
Классификация: SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B3, A3/B4
Допуски: VW 50200/50500, MB 229.1/229.3, BMW LL-98, Porsche
Самая дешевая из всех испытанных синтетик. Цену свою оправдывает, пробег выдержала. Но подошла достаточно близко к пределу ресурса. Большая высокотемпературная вязкость обеспечила место в группе лидеров по мощности двигателя. Хороший баланс цены и качества. Довольно высокий темп старения. Уровень отложений немного выше, чем у лидеров по этому показателю.
2. Castrol Magnatec C3
Классификация: SAE 5W-40, API SN/CF, ACEA A3/B3, A3/B4, C3
Допуски: VW 50200/50500, BMW LL-04, MB 229.31, RN 0700/0710
Это масло — самой высокой группы качества по API, что подтвердилось испытаниями: и по защите, и по энергосберегающим функциям оно на первых строчках рейтингов. Старение его мы заметили, но до браковочных показателей еще очень далеко. Так что 15 000 км пробега для него не предел. Малый расход на угар, хорошие защитные и энергосберегающие свойства. Невысокий результат по уровню отложений.
3. elf Excellium NF
Классификация: SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B4
Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40
Одно из двух масел сравнительно скромной группы качества по API — всего лишь SL. Однако принципиального ухудшения его свойств по сравнению с маслами классом выше (по API) мы не обнаружили. Более того, по ресурсным показателям elf явно переиграл большинство из них. Хорошие ресурсные показатели, высокие моющие свойства. Логично ожидать лучшей защиты от износа. Да и дороговато.
4. Mobil Super 3000
Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF
Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025, RN 0710
Самая дорогая синтетика из закупленных. Масло оказалось в группе лидеров по всем основным показателям. И угорает мало, и моет хорошо, и с защитой мотора все в порядке. Ресурсные показатели на уровне. Малый расход на угар, хорошие моющие свойства, неплохие ресурсные показатели. Цена на фоне других масел слишком высока.
5. Esso Ultron
Классификация: SAE 5W-40, API SM, ACEA A3/B3, A3/B4
Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025, RN 0710
Недорогая синтетика высокой группы качества. Но это единственное масло, которое попросило замены под конец пробега, его вязкость вывалилась за пределы класса по SAE. Однако мотор это не убило. По остальным браковочным параметрам большие запасы. Цена. Хороший вариант для сезонной эксплуатации с заменой масла при переходе из зимы в лето и обратно. Неплохие моющие свойства и низкая склонность к отложениям. Ресурс на фоне других синтетик оказался маловат.
6. Shell Helix HX8
Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3/B4
Допуски: BMW LL-01, MB 229.5, VW 50200/50500, RN 0700/0710
Еще один представитель группы лидеров, в которую попал по совокупности показанных результатов: хорошая моющая способность, замечательные защитные свойства, высокий ресурс. Масло за 15 000 км пахоты ни на градус не изменило своей температуры застывания. Это признак очень хорошей базы. Высокий ресурс, отличные защитные характеристики. По расходу масла показатели не самые высокие.
7. Total Quartz 9000
Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B4
Допуски: Peugеot Citroen B71 2296, VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025
У этого «француза» один из лучших показателей по ресурсу. Высокий показатель высокотемпературной вязкости вытащил его на первое место по мощностным показателям двигателя. Моет хорошо, но вот с угаром не все в порядке. И это тоже следствие значительной вязкости в зоне работы поршневых колец. Хорошие мощностные показатели, низкий уровень отложений, высокий ресурс. Большой расход на угар.
8. ZIC XQ
Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3/B4
Допуски: MB 229.5, VW 50200/50500, VW 50301, BMW LL-01, Porsche
На этом масле можно было бы развернуться во Владивостоке и безо всяких доливок ехать обратно в Лиссабон. По всем параметрам оно существенно отличается от остальных. Температура замерзания на 10–15 градусов ниже, чем у других. Металла в масле значительно, в некоторых случаях в разы, меньше. А это бесспорное подтверждение защитных свойств. И вязкость масла «во Владивостоке» оказалась практически такой же, как «в Португалии». Лидер по большинству позиций, при этом цена очень умеренная. Как быть, если заливать в мотор надо не четыре, а три литра? Непрозрачная металлическая канистра заставит делать это наугад.
ВОПРОС-ОТВЕТ
О чем говорит необходимость долива в межсервисный период — о несовершенстве двигателя, неверно подобранном масле или о технической неисправности мотора?
Смотря какое масло и сколько доливаете. Расход масла неизбежен. Масляная пленка, оставляемая поршнем в цилиндре, греется от газов и испаряется (угар). Сколько масла улетит в трубу, зависит от его свойств, режимов работы, температуры за бортом, степени изношенности двигателя. В инструкции к автомобилю чаще всего приводят данные о штатном расходе масла, но они ориентировочные. Для большинства современных моторов вполне нормален расход до литра на 3000–4000 км спокойной городской езды. У некоторых машин штатный расход — до литра на 1000 км. Тут важен предлог «до». Вот если больше, добро пожаловать на сервис.