Какое усилие должно быть на органе управления у грузовых автомобилей в кгс
Какое усилие должно быть на органе управления у грузовых автомобилей в кгс
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ
Motor vehicles and their trailers. Safety requirements for technical conditions and methods of inspection
ОКС 03.220.20
ОКП 45 0000
Дата введения 2002-01-01
1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД России)
ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств» и ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
4 ИЗДАНИЕ (март 2006 г.) с Изменением N 1, утвержденным в августе 2005 г. (ИУС 11-2005), Поправкой (ИУС 9-2002)
Переиздание (по состоянию на апрель 2008 г.)
Внесены поправки, опубликованные в ИУС N 4-2007, N 11-2007.
Поправки внесены изготовителем базы данных.
1 Область применения
— требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
— предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
— методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
Классификация АТС по категориям приведена в приложении А.
Раздел 1 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования
ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
ГОСТ Р 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения
Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. N 1; Поправка).
3 Определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автопоезд: Комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(ами).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1а автоматический корректор фар: Устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.
3.1б автоматическое (аварийное) торможение: Торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.
3.1а, 3.1б (Введены дополнительно, Изм. N 1).
3.2 антиблокировочная тормозная система (АВС): Тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2а блокирование колеса: Прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.
3.2б негабаритные АТС: Автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.
3.2в внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации.
3.2а-3.2в (Введены дополнительно, Изм. N 1).
3.3 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено в приложении Б), либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4 время запаздывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено в приложении Б.
3.5 время нарастания замедления: Интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено в приложении Б.
3.6 вспомогательная (бесконтактная или износостойкая) тормозная система: Тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.8 запасная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.
3.9 исправное состояние АТС: Состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.
3.10 изменение конструкции АТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.
3.10а каплепадение: Падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.11 категория АТС: (См. приложение А).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.12 (Исключен, Изм. N 1).
3.13 колесные тормозные механизмы: Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.14 конец торможения: Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой в приложении Б.
3.15 контурная маркировка АТС: Ряд полос из светоотражающего материала, нанесенных на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.15а контурные огни: Источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.16 коридор движения: Часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.
3.16а коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью: Отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.17 место крепления ремней безопасности: Часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.
Какое усилие должно быть на органе управления у грузовых автомобилей в кгс
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Общие технические требования
Trucks. General technical requirements
Дата введения 1991-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
О.И.Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); А.П.Кожеуров; М.М.Сусель; Ю.Л.Зеленин, канд. техн. наук; Б.В.Кисуленко, канд. техн. наук; И.И.Малашков, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 21.12.89 N 3922
3. СРОК ПРОВЕРКИ 1995 г. Периодичность проверки 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 21398-75
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
6. Снято ограничение срока действия по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 1995 г.
На основе требований настоящего стандарта следует разрабатывать технические задания на проектирование этих изделий, а также оценивать выпускаемую продукцию.
Требования разд.2, 3, пп.4.3 (в части регламентации пропускной способности наливной горловины), 4.4, 4.5, 4.7, 4.8, 6.2, 8.4, 15.13, 16.1 (в части комплектования огнетушителями, знаком аварийной остановки, футляром медицинской аптечки и противооткатными упорами) не распространяются на выпускаемые автомобили, технические задания на которые были утверждены до 25.12.75 г., а также на автомобили, разработанные и выпускаемые в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей.
Требования разд.2.3; пп.4.2-4.5, 12.1, 13.2, 13.3 настоящего стандарта не распространяются на автомобили, двигатели которых приспособлены для работы на сжиженных углеводородных газах и сжатом природном газе.
Требования пп.4.12, 8.7, 9.12, 9.13, 12.9, 14.1, 14.2 распространяются только на автомобили, технические задания на которые будут утверждаться после введения настоящего стандарта.
В пунктах, где требования устанавливаются в зависимости от грузоподъемности, грузоподъемность шасси условно принимается равной грузоподъемности автомобиля с бортовой платформой.
1. ПАРАМЕТРЫ МАСС И ГАБАРИТОВ
2. СКОРОСТНЫЕ И ТЯГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Максимальная скорость на горизонтальном участке с сухим, твердым и ровным покрытием должна быть не менее:
1. Для одиночных автомобилей с полной массой не более 3,5 т, одиночных автомобилей полной массой 3,5 т и более, а также автомобилей в составе автопоезда, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), значения максимальной скорости должны составлять не менее 100, 80 и 80 км/ч соответственно.
2.2. Максимальный подъем, преодолеваемый одиночным автомобилем или автомобилем в составе автопоезда с полной массой при движении по сухому, твердому и ровному покрытию на низшей передаче, должен составлять не менее:
2.3. Одиночные автомобили и автомобили в составе автопоезда должны обеспечивать трогание с места на подъеме, имеющем сухое, твердое и ровное покрытие, с уклоном не менее:
2.4. Автомобили в составе автопоезда с полной массой при движении по сухому, твердому и ровному покрытию должны преодолевать подъем 3% протяженностью не менее 3 км при установившейся скорости движения не менее 35 км/ч.
2.5. Допускается проверка выполнения требований пп.2.2-2.4 путем имитации указанных в них условий на дорогах другого уклона или на стендах.
2.6. Автомобили должны быть рассчитаны на эксплуатацию при скорости ветра до 20 м/с, высоте до 4650 м с изменением тягово-динамических качеств, а также при запыленности воздуха 1 г/м с изменением сроков периодичности обслуживания.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАПАСУ ХОДА
3.1. Автомобили должны иметь запас хода не менее:
Автомобили в составе автопоезда, специально предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны иметь запас хода не менее 1000 км.
1. Запас хода определяется контрольным расходом топлива при скорости 60 км/ч, определяемого по ГОСТ 20306, и номинальной вместимостью топливного бака.
2. Автомобили грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) менее 49 кН (5000 кгс), технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобили, разработанные и выпускаемые в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей) в случае, если их основной топливный бак (баки) не обеспечивает запас хода в 650 км, должны иметь места под установку дополнительных баков или других заправочных объемов для обеспечения указанного запаса хода.
3. Автомобили грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) 49 кН (5000 кгс) и более, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), должны иметь запас хода не менее 650 км.
4. Для обеспечения более высокого запаса хода по требованию заказчика могут быть установлены дополнительные баки.
5. Для обеспечения выполнения требования по запасу хода на автомобилях в составе автопоезда, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок, допускается установка дополнительных заправочных объемов на прицепе (полуприцепе), при этом должна быть обеспечена механизированная перекачка топлива в бак тягача.
6. Запас хода шасси принимается по результатам испытаний автомобилей с бортовой платформой.
Какое усилие должно быть на органе управления у грузовых автомобилей в кгс
ПРИВОДЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Общие технические требования
Air drive lines for brake sistems of vehicles. Specifications.
General technical requirements
МКС 43.040.50
ОКП 45 3000
Дата введения 1982-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.12.81 N 5729
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 10.07.91 N 1237
6. ИЗДАНИЕ (июль 2006 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в августе 1984 г., январе 1986 г., марте 1988 г. (ИУС 11-84, 5-86, 6-88)
1. Настоящий стандарт распространяется на пневматические приводы и пневматическую часть смешанного (например, пневмогидравлического) привода тормозных систем по ГОСТ 22895* автотранспортных средств, а также других транспортных средств для безрельсовых дорог.
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 41.13-99 и ГОСТ Р 41.13-Н-99 (здесь и далее).
Стандарт не распространяется на пневматические тормозные приводы и пневматическую часть смешанного тормозного привода автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Требования пп.3 и 5 не распространяются на внедорожные автотранспортные средства и тяжеловозы.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2. Общие требования
2.1. Пневматический привод тормозных систем должен обеспечивать торможение автотранспортного средства с эффективностью, усилием на органе управления и распределением тормозных усилий по осям, установленным в ГОСТ 22895 или в другой нормативно-технической документации на конкретное автотранспортное средство. При этом пневматический привод рабочей и запасной тормозных систем должен обеспечивать регулируемое торможение автотранспортного средства.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
Примечание. Требование не распространяется на седельные тягачи, у которых привод рабочей тормозной системы полуприцепов является независимым от привода рабочей тормозной системы тягача, а также на прицепы-роспуски и полуприцепы с числом осей менее трех.
2.2.1. Если для выполнения требований п.2.2 должно обеспечиваться продолжение питания той части привода, которая не вышла из строя, оно должно быть осуществлено при помощи автоматических устройств или устройств, которые легко можно привести в действие, когда автотранспортное средство остановлено.
2.3. Пневматический тормозной привод прицепных автотранспортных средств, кроме одноосных прицепов полной массой менее 2,5 т, должен быть устроен таким образом, чтобы обеспечивалось автоматическое торможение прицепного средства в случае его отрыва от автотранспортного средства в процессе движения.
2.3.1. Требования пп.2.2, 2.2.1 и 2.3 должны выполняться без использования автоматического устройства, неисправность которого может остаться незамеченной в связи с тем, что его детали, находящиеся обычно в нерабочем положении, начинают функционировать только в случае выхода из строя тормозного привода.
2.4. Автотранспортные средства с двигателем, предназначенным для работы с прицепными автотранспортными средствами, а также прицепные автотранспортные средства должны быть снабжены комбинированным тормозным приводом, обеспечивающим возможность присоединения тормозных систем автотранспортных средств, имеющих однопроводный и двухпроводный тормозные приводы. На прицепных автотранспортных средствах допускается применение двухпроводного привода при наличии в комплекте их ЗИПа соединительной головки однопроводного привода. Автотранспортные средства, не предназначенные для соединения и работы с автотранспортными средствами, имеющими однопроводный тормозной привод, могут не иметь однопроводный тормозной привод.
Автотранспортные средства, максимальная скорость которых менее 40 км/ч, по согласованию с основным потребителем (заказчиком) допускается изготовлять с однопроводным тормозным приводом.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
2.5. Давление сжатого воздуха в ресиверах тормозного привода автотранспортных средств с двигателем, ограниченное регулятором давления, должно быть в МПа (кгс/см ):
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.6. Давление сжатого воздуха, измеряемое на уровне соединительной головки однопроводного тормозного привода автотранспортных средств с двигателем, должно быть не менее 0,49 МПа (5,0 кг/см ).
2.7. Давление сжатого воздуха, измеряемое на уровне соединительной головки питающей магистрали двухпроводного тормозного привода автотранспортных средств с двигателем, должно быть не менее МПа (кгс/см ):
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.8. Давление сжатого воздуха, измеряемое на уровне соединительной головки управляющей магистрали двухпроводного тормозного привода автотранспортных средств с двигателем, при полном приведении в действие органа управления должно быть не менее МПа (кгс/см ):
Примечание. Для автотранспортных средств, в которых сжатый воздух не используется в приводе их тормозных систем, но используется для управления тормозами прицепа, значения параметров по п.2.4, 2.5, 2.7, 2.8, 2.14 устанавливают в технических условиях на автомобиль.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
2.9. Давление сжатого воздуха в ресиверах тормозного привода автотранспортных средств с двигателем, ограниченное предохранительным устройством, должно быть от 0,84 до 1,32 МПа (от 8,5 до 13,5 кгс/см ).
2.10. Давление сжатого воздуха в ресиверах тормозного привода прицепных автотранспортных средств должно быть не менее МПа (кгс/см ):
при подсоединении к тягачу по двухпроводному приводу прицепных автотранспортных средств, производство которых начато после 01.01.82:
2.11. При оборудовании тормозных пневмоприводов прицепных автотранспортных средств устройствами, позволяющими вручную производить пневматическое растормаживание тормозных механизмов, конструкция этих устройств должна быть такой, чтобы она обеспечивала автоматическое приведение их в исходное положение при подаче воздуха в питающую магистраль пневмопривода.
Примечание. Требование п.2.11 не распространяется на прицепные автотранспортные средства, подготовка к производству которых начата до 01.01.88.
2.10, 2.11. (Измененная редакция, Изм. N 3).
2.12, 2.13. (Исключены, Изм. N 3).
2.14. Герметичность пневматического тормозного привода автотранспортных средств должна удовлетворять следующим требованиям.
Падение давления сжатого воздуха в ресиверах при неработающем компрессоре не должно быть более 0,05 МПа (0,5 кгс/см ) значения нижнего предела, определяемого регулятором давления, в течение:
Примечание. При проверке соответствия требованиям данного пункта на технологических линиях допускается использование эквивалентных режимов проверки.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
2.15. В пневматическом тормозном приводе автотранспортных средств должны быть обеспечены очистка воздуха от пыли, влаги и масла, удаление конденсата из ресиверсов, а также должны быть обеспечены условия, предотвращающие замерзание конденсата в тормозном приводе в местах, влияющих на его работоспособность.
2.16. По требованию заказчика на автотранспортных средствах с двигателем следует устанавливать буксирный клапан.
2.17. (Исключен, Изм. N 2).
2.18. Пневматический тормозной привод и его элементы должны сохранять работоспособность при эксплуатации в условиях умеренного, сухого и влажного тропического климата при воздействии факторов внешней среды в соответствии с ГОСТ 15150.
Применение пневматического тормозного привода и его элементов на автотранспортных средствах в климатических условиях ХЛ по ГОСТ 15150 должно быть согласовано с предприятием-изготовителем данного тормозного привода и его элементов.
2.19. Пневматический тормозной привод должен обеспечивать надежность работы тормозной системы автотранспортного средства в течение его срока службы.
3. Требования ко времени наполнения сжатым воздухом ресиверов пневматического тормозного привода автотранспортных средств с двигателем
3.1. При нарастании давления от 0 до 65% значения нижнего предела регулирования давления в ресивере тормозных систем, находящемся в наименее благоприятных условиях, время наполнения должно быть не более:
3.2. При нарастании давления от 0 до 100% значения нижнего предела регулирования давления в ресивере тормозных систем, находящемся в наименее благоприятных условиях, время наполнения должно быть не более:
3.3. При нарастании давления от 0 до 100% значения нижнего предела регулирования давления в ресивере тормозных систем, находящемся в наименее благоприятных условиях, при наличии ресивера, не входящего в тормозную систему и имеющего объем, превышающий 20% суммарного объема ресиверов тормозных систем, время наполнения должно составлять не более:
Какое усилие должно быть на органе управления у грузовых автомобилей в кгс
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общие технические требования
Trucks.
General technical requirements
Дата введения 2005-07-01
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным научным центром Российской Федерации, Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»), Федеральным государственным унитарным предприятием 21 научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации (ФГУП 21 НИИИ AT МО РФ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 107-ст
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2006 N 266-ст с 01.01.2007
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 2, 2007 год
1 Область применения
Стандарт не распространяется на автомобили многоцелевого назначения, специальные автомобили (пожарные, коммунальные, автокраны и т.п.), а также автомобили, предназначенные для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: