Каковы перспективы развития тракторов и автомобилей
Основные направления развития тракторного производства
С того момента как на поля вышли первые тракторы, прошло много десятилетий, а эти машины по-прежнему широко используются в разных отраслях сельского хозяйства и промышленности.
Так же как и любая другая сельскохозяйственная техника, тракторы периодически переживают очередной виток эволюции, получая от разработчиков новые функции и возможности, становясь более мощными и безопасными для окружающей среды.
Потребность в определенных видах сельхозтехники напрямую зависит от процессов, проходящих в экономике страны, от требований, выдвигаемых природоохранным законодательством, от развития или угасания определенных технологий растениеводства и животноводства.
Поскольку для России характерна низкая несущая способность почв, их переувлажнение и повышенное уплотнение, то имеет смысл осваивать новые конструкции двигателей тракторов и резинотросовых гусениц. Уже появляются новые модели отечественных производителей класса 2 т, 3 т: колесный трактор К-3000 (Петербург); РТМ-160 (Нижний Тагил), ВК-3 (Волгоград), ЛТЗ-155 и ЛТЗ-120Б (Липецк), ВТЗ-2032 (Владимир).
Ведутся разработки новых моделей и на таких известных зарубежных предприятиях, как John Deere, Massey Fergusson, New Holland, Yaltra, Минский тракторный завод, Харьковский тракторный завод. Больше всего выпускается полноприводных колесных машин классической компоновки, среди которых самые востребованные – тракторы мощностью 80-100 кВт. Направление развития здесь – расширение использования электроники и гидравлики.
Современные трактора оснащаются электронными системами, которые управляют подачей топлива, положением колес тракторов с независимой подвеской. Электроника уже способна выравнивать кабину на склоне и переключать передачи под нагрузкой, а также регулировать навесные системы.
Подача топлива, управляемая электронной системой, осуществляется за счет оборудования Fendt, John Deere, New Holland. Оно соответствует новым стандартам по выхлопным газам.
Экономию топлива дают двигатели с многоклапанными системами газораспределения, которые установлены на тракторах Case 1H, Fendt, John Deere. Независимая подвеска передних ведущих мостов смягчает толчки и удары во время движения трактора, улучшает тягово-сцепные качества, уменьшает шум и вибрации на рабочем месте.
Одним нажатием кнопки можно теперь выполнять заглубление и выглубление плуга, включение механизма блокировки дифференциала, передач переднего и заднего хода. Все эти функции программируются в тракторах John Deere.
В целях повышения безопасности труда операторов, тракторы получили такие функции, как «парковка», «передача разворота», автоматическое отключение привода ВОМ при выходе механизатора из кабины. Вся необходимая информация, поступающая от электронной системы, отражается на дисплее в кабине. Некоторые модели тракторов оснащаются TMS (тракторная менеджмент-система).
Поэтому, как и во многих отраслях производства, в тракторостроении электронное управление становится необходимым для полноценной работы в современных условиях. Электроника быстрее и эффективнее справляется с такими операциями, как диагностика и контроль, существенно облегчая условия труда и доводя до совершенства выполнение всех агротехнических манипуляций.
Тракторная зависимость: перспективы развития российской отрасли сельхозтехники
Текст: М. Варшавская, ООО «ЮИКЦ» (печатается с сокращениями)
РОССИЯ — СТРАНА С САМЫМИ БОЛЬШИМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ УГОДЬЯМИ В МИРЕ. ОДНАКО СЕГОДНЯ УРОВЕНЬ МЕХАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА ОСТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ НИЗКИХ СРЕДИ РАЗВИТЫХ СТРАН. В ЧЕМ ПРИЧИНА ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ, И КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ?
Сейчас в США и Канаде на одну тысячу гектаров приходится 16 тракторов, в Российской Федерации — 3,5. При этом отечественный аграрный сектор отличают засилье старой техники и практически полное отсутствие производства ее отдельных компонентов: мостов, трансмиссий и других. Учитывая сложные внешнеэкономические отношения, складывающиеся в последние два года, для дальнейшего полноценного развития АПК необходимо ориентироваться на собственное производство.
По мнению аналитиков, спасти ситуацию можно разными путями, но наиболее действенные из них — оказание государственной поддержки отечественным машиностроителям, а также создание благоприятных условий для увеличения степени локализации иностранных производств в РФ. Это позволит получить не только положительный количественный, но и качественный результат. Для многих сельхозпроизводителей неважно, где был сделан трактор, обрабатывающий его поля. Для них главное, чтобы машина работала эффективно, не ломалась и была доступна по цене.
Вопрос импортозамещения в области аграрной техники стоит сегодня остро. Значительный недостаток заключается в том, что пока отрасль сельхозмашиностроения не выделена в отдельный сектор, и единственной мерой поддержки является программа субсидирования отечественных производителей сельхозтехники в рамках Постановления Правительства РФ № 1432. Поэтому доля импортной продукции в структуре рынка России достаточно высока — в секторе тракторов этот показатель составляет более 90 процентов. Частичное замещение происходит за счет организации сборочных производств иностранных торговых марок на территории страны. Полное замещение импорта невозможно из-за отсутствия соответствующих мощностей.
Для полноценной работы российскому АПК необходимо иметь не менее 850 тыс. тракторов, но пока в наличии около 250 тыс. штук. При этом количество машин в сельхозорганизациях в 2010–2015 годах постоянно уменьшалось. В среднем ежегодное сокращение составляло 5–6 процентов. Однако сейчас оптимизм внушает замедление темпов выбытия — до 4,8 процента, что говорит о возможном начале стабилизации. Количество тракторов, как и скорость их обновления, различаются в регионах, а территориальная структура парка зависит от специализации области. Порядка 80,6 процента машин находится в четырех районах РФ. Основной аграрный регион — Приволжский ФО — сосредоточил чуть более 27 процентов, второе место занимает Центральный ФО — 22,1 процента, что связано с развитием овощеводства и более высокой потребностью в технике. Третье место принадлежит Южному ФО — 15,5 процента, а четвертое досталось Сибирскому ФО — 15,3 процента.
Обновление техники происходит невысокими темпами: этот показатель не превышает трех процентов. При скорости выбытия в 4–5 процентов отрасли уже не удастся поддерживать стабильность тракторного парка. Например, в 2014 году было приобретено всего 7 744 машины. Обновление парка напрямую зависит от благосостояния страны. Наибольший объем новой техники за последние семь лет был приобретен в 2008 году — почти 14 тыс. тракторов. По итогам 2014 года с учетом роста рынка закупили всего 7,4 тыс. единиц. К такому результату привело влияние негативных факторов — начиная с последствий неблагоприятных погодных условий 2012 года и заканчивая общим торможением российской экономики. Территориальная структура закупок новой техники в целом повторяет распределение парка. Наибольшее количество тракторов приобретается традиционно в Центральном ФО — почти треть, а на втором месте Приволжский ФО с 26,8 процента. На долю Южного ФО приходится порядка 13 процентов, что мало для региона, стратегически важного с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны.
Сельское хозяйство РФ обладает особой спецификой — при колоссальных земельных ресурсах страна не в состоянии удовлетворить потребность в технике. При объеме внутреннего производства в 1,3 млрд евро российский рынок сельхозтехники оценивается специалистами в 2,8 млрд евро, что говорит о высокой зависимости от импорта. В результате сложной экономической ситуации в последние два года Россия — колоссальный рынок сбыта дешевого оборудования сомнительного качества преимущественно из стран СНГ и Азии.
Согласно правительственному антикризисному плану, а также госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, было решено выделить два миллиарда рублей производителям отечественной техники. Решение утверждено премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Субсидии помогут дополнительно приобрести почти три тысячи агрегатов и поспособствуют увеличению объема изготовления и продаж российских тракторов. Однако создание этих машин в России зачастую становится более дорогим, нежели закупка техники за рубежом. Проблема заключается в подходе к субсидированию компаний. Например, сегодня сократилось производство качественной техники иностранных марок, собираемой в России, но возросло число машин российских предприятий. Это обусловлено участием некоторых фирм в программе поддержки, известной как «1432». Компании, которые не подпадают под ее технические требования по степени локализации производства, автоматически теряют конкурентоспособность по цене, хотя в большинстве случаев превосходят субсидируемые аналоги.
Сегодня отечественные марки не могут обеспечить мировой уровень качества тракторов с точки зрения как технологического оснащения, так и комфорта. Поэтому российским аграриям остается ждать, пока иностранные организации повысят степень локализации в РФ, чтобы иметь возможность участвовать в программах господдержки, либо платить более высокую цену за качественный товар. Однако существует третий способ выхода из положения — покупать доступную технику из Азии. Структура импорта в 2014 году без учета Республики Беларусь наглядно демонстрирует укрепление внешнеэкономических связей в области сельского хозяйства со странами этого региона. Более 63 процентов ввоза приходится на технику китайского производства и еще около 20 — японского. Китайские тракторы обладают одним важным конкурентным преимуществом — доступной ценой. Подобное предложение становится для аграриев реальным выходом на фоне их снижающейся платежеспособности и растущей потребности в технике.
За последний год в России, как и во всем мире, объем выпуска сельхозтехники снизился. Темп роста по всем позициям ниже 100 процентов. Производство тракторов уменьшилось достаточно серьезно — 83,7 процента к предыдущему году. За 2014 год в России было изготовлено 7 734 единицы, что на 20,8 процента ниже по сравнению с показателями 2013 года. Тракторов сельскохозяйственного назначения было создано 6 394 штуки, что меньше на 16,3 процента. В значительной степени сократилось локальное производство иностранной техники — более чем на четверть, что объясняется усиленными мерами поддержки отечественных компаний.
Ситуация с оптовыми продажами сельхозтехники складывается немного по-другому, чем в производстве. По итогам прошлого года на рынке был отмечен прирост продаж тракторов — на 4,4 процента. Объем изготовления этих агрегатов превышает размеры отгрузки, что говорит о наличии переходящих остатков и их реализации в отчетном году. В денежном выражении сильного спада рынка не произошло в связи с увеличением стоимости продукции, а также из-за более доступного импорта из Азии. Продажи тракторов, как и в целом сегмент сельхозтехники, подвержены сезонности. Пик покупок приходится на начало весеннего периода, когда идет подготовка к полевым работам, а рост отмечается после летне-осеннего спада — в декабре. Обычно это связано с появлением у аграриев дополнительных средств после реализации урожая, которые они могут направить на модернизацию технического парка. Если рассматривать динамику за несколько лет, то наглядно прослеживается снижение объемов как изготовления, так и отгрузок с сохранением сезонных особенностей. Продажи сокращаются у большинства производителей, кроме завода «Ростсельмаш» и ряда других российских фирм.
Несмотря на общее снижение рынка тракторов, увеличение отгрузки и объемов изготовления отдельных российских предприятий говорит о том, что реализуемые меры государственной поддержки дают положительные результаты. Однако не стоит забывать о том, что количество не всегда означает качество, и дешевое не есть самое лучшее. Эффективность сельского хозяйства и издержки напрямую зависят от продуктивности возделывания земель, обработки посадок и сбора урожая, а также затрат производителя на приобретение и ремонт техники. В итоге все эти факторы формируют закупочную цену на товар, которая суммируется в доход аграриев и конечную цену на полке для покупателя. Таким образом, при разработке мер госсубсидий для товаропроизводителей и машиностроителей следует принимать во внимание не только количественные показатели, но и качественные. Ведь использование эффективной техники позволяет повысить продуктивность и самой отрасли, способствуя снижению издержек фермеров.
Доля импорта в секторе тракторов в нашей стране по-прежнему высока, и отрасль будет испытывать острый дефицит материально-технического обеспечения без дополнительных приобретений продукции у иностранных производителей. Также можно констатировать, что отечественная техника без мероприятий правительства оказывается недостаточно конкурентоспособной на внутреннем рынке. Фактически при сохранении текущих отраслевых тенденций продовольственная безопасность страны может оказаться в прямой зависимости от ввоза техники.
Тенденции развития конструкций тракторов
Т ракторы являются основой механизации сельского хозяйства. Большинство средств в сельскохозяйственном производстве приходятся на закупку именно тракторов и эта тенденция сохраняется на протяжении не одного десятилетия. На тракторы тратят в два раза больше, чем на зерноуборочные комбайны и в 4-5 раз больше, чем на отдельно взятую посевную, почвообрабатывающую или корнеуборочную технику.
Основным типом тракторов в наиболее распространенном диапазоне мощностей 100-250 л.с. остается колесный трактор традиционной компоновочной схемы, усовершенствование которого ведется с учетом последних достижений науки и техники. За последние годы практически все ведущие фирмы обновили гамму выпускаемых тракторов, расширив диапазон мощностей их двигателей и сместив тем самым пределы использования тракторов с шарнирно-сочлененной схемой в сторону более высоких тяговых классов.
При приобретении зарубежных с.-х. тракторов украинские покупатели, в основном, ориентируются на популярность брендов фирм – производителей тракторов.
В результате самыми востребованными не случайно оказались зарубежные с.-х. тракторы ведущих производителей, таких как «Саse», «John Deere», «New Holland», «JCB», «Claas», «AGCO». Наибольший спрос имеют колесные полноприводные тракторы с двумя ведущими мостами классической компоновки в диапазонах средней (до 250 л.с.) и высокой мощности (250-400 л.с. и больше).
Анализ рынка мобильных энергетических средств указывает, что наиболее востребованные отечественными покупателями модели зарубежных тракторов при наименее низкой цене по технико-экономическим и эксплуатационным показателям превышают аналогичные параметры других моделей фирм-конкурентов в тех же классах мощности, имея лучшие показатели соотношения цена-качество-сервисное обслуживание. Их высокие потребительские качества ориентированы на запросы покупателей. При рациональном оснащении с широким комплексом агрегатов и их правильной эксплуатацией они обеспечивают в хозяйствах не только существенное увеличение производительности и снижение погектарного расхода топлива, но и значительное уменьшение трудоемкости технического обслуживания при эксплуатации, повышение надежности, долговечности и безотказности тракторного парка в целом.
Рассмотрим особенности некоторых тракторов ведущих мировых производителей.
Тракторы «John Deere» серии 8030 и серии 9030 являются колесными сельскохозяйственными полноприводными тракторами с задними колесами большего размера и передними управляемыми колесами. Машины предназначены для компоновки с навесными, полуприцепными и прицепными широкозахватными сельскохозяйственными механизмами для разных с.-х. операций, а также для сборки с прицепами для транспортных работ.
Эти модели имеют безрамную конструкцию и оборудованы рядными шестицилиндровыми турбодизелями с максимальной мощностью двигателя от 220 л.с. (162 кВт) до 325 л.с. (241 кВт).
Тракторы «John Deere» серий 8020, 9030 и 8020Т, 9030Т оборудуются гидромеханическими коробками передач, которые совмещают преимущества гидравлических бесступенчатых и классических механических трансмиссий с оптимальным распределением мощности. Желаемая скорость движения задается оператором без использования муфты сцепления и тормозов, в т.ч. и реверсирование. Кабина трактора оснащена автоматизированной с помощью бортового компьютера низкочастотной системой амортизации с поддержанием горизонтального положения кабины при работе на склонах, а уровень шума в кабине снижен до 72 дБ.
Система автоматизированного управления с бортовым компьютером на тракторах «John Deere» обеспечивает совершенное силовое и позиционное регулирование положения навесных орудий и машин, стабилизирует глубину хода рабочих органов и оптимизирует режимы движения по критерию допустимого буксования, которое в целом способствует повышению производительности и уменьшению удельных затрат энергии (по оценкам до 10-15%). К тому же тракторы оборудуются системой управления Green Star, которая обеспечивает автоматическое ведение тракторного агрегата по полю с перекрытием смежного прохода ±10 см.
Новая модель 9620RX мощностью до 620 л.с. оборудована двигателем 15-литровым Cummins QSX Stage IV, трансмиссией е18 с системой Efficiency Manager, которая максимально увеличивает эффективность машины и плавность переключения передач. Она, за счет автоматического регулирования оборотов двигателя, осуществляет контроль и управление двигателем.
Трактор оснащен системой рулевого управления с шарнирной рамой и опцией Active Command Steering (ACS), которая повышает его маневренность в поле и курсовую стойкость даже при скорости до 40 км/час, а также системой автоматического вождения AutoTrac и телематической системой JDLink.
Фирма «Case» предлагает серию тракторов серии «Puma».
Эти машины, имея максимальную унификацию, представлены несколькими моделями. Они имеют общую конструкцию 6-цилиндрового двигателя с объемом цилиндров 6,7 л, но благодаря разным дополнительным элементам мощность тракторов находится в пределах от 125 до 210 л.с. Двигатели оборудованы электронной системой управления, которая регулирует максимальную мощность в зависимости от тягового сопротивления машины, поддерживая заданную скорость движения.
Немецкая фирма «Deutz-Fahr» производит высококлассные тракторы разных мощностей.
Тракторы обеспечиваются пневматической подвеской кабины, которая дает возможность достичь транспортных скоростей в пределах 50 км/час, передней навесной системой (например, «Agrotron 265» имеет грузоподъемность 5 т с приводом ВОМа 1000 об/мин) и задней (рассчитанная на грузоподъемность 10,5 т и 540/1000 об/мин ВОМа), дополнительный топливный бак, 40 передач вперед и 40 назад, оптимальное распределение веса централизованным постом управления, большую (до 120 л/мин) подачу масла на выносные гидравлические системы и пр.
Финские тракторы компании «Valtra Inc» известны на мировом рынке и поставляются более чем в 100 стран. Выпускаются серии А, С, М, S, Т и N. Каждая из них имеет свой типоразмерный мощностной ряд.
На всех тракторах устанавливают двигатели финского производства. На тракторах серии А используют трех – или четырехцилиндровые двигатели, а в сериях S и Т – шестицилиндровые, которые имеют электронное управление. Тракторы «Valtra» имеют высокие эксплуатационно-технологические показатели для любого потребителя за счет комбинирования ручного и автоматического переключения передач; ручной или автоматической блокировки колес; наличия передней и задней навесных систем высокой грузоподъемности; наличия эргономичной кабины с ручным пультом управления и хорошей обзорностью; возможности реверсирования поста управления; универсальности, позволяющей навешивать фронтальные погрузчики; использование пневматической подвески, что позволяет комфортно двигаться на скорости до 50 км/час даже по дорогам с неровной поверхностью.
Мощные модели «Т 190 Sigma Power» серии Т имеют двигатель мощностью 174, 190 или 210 л.с., который управляется электронным процессором. Так, например, при движении на низкой передаче, когда тяга трактора является достаточной для данного агрегата, используется меньшая мощность двигателя. Однако, когда возникает необходимость передать дополнительную мощность через ВОМ, автоматически осуществляется увеличение мощности двигателя.
Тракторная программа «Fendt» охватывает 7 разных серий из более чем 40 разными моделями в диапазонах мощности от 65 л.с. до 310 л.с.
Независимые тракторные испытания и результаты комиссии «Немецкой сельскохозяйственной Организации» (DLG) уже неоднократно подтверждали продуманность концепции «Vario», особенно в таком важном экономическом показателе, как расход топлива. Тракторы «Vario» имеют высокий КПД от двигателя к осям, что обеспечивает эффективную работу при тяжелых тяговых работах и значительной нагрузке на ВОМе при эффективном расходовании топлива.
На тракторы «ARES 500» фирмы «CLAAS» устанавливают силовой агрегат с максимальной полезной мощностью от 96 л.с. (71 кВт) до 114 л.с. (84 кВт). Этот трактор полностью отвечает потребностям сельского хозяйства. В «ARES 500» применяются современные высокоэффективные и одновременно экономические четырехцилиндровые турбодизели объемом 4,5 литра с электронным управлением впрыскивания топлива.
На «ARES 500» может устанавливаться широкая гамма коробок передач: двухступенчатая гидравлическая TWINSHIFT, что обеспечивает переключение под нагрузкой; четырехступенчатая гидравлическая QUADRASHIFT ІІ, что обеспечивает переключение под нагрузкой или автоматическая четырехступенчатая QUADRACTIV либо REVERS-HIFT – реверсивная коробка передач.
В целом система амортизации трактора включает в себя независимую подвеску колес передней оси, антивибрационную кабину, комфортное кресло и устройство для гашения колебаний на заднем навесном механизме, который гарантирует максимальное удобство и безопасность как в поле, так и на дорогах.
Корпорация «JСВ» предлагает тракторы «Fastrac» серий 2000, 3000, 7000 и 8000 нового поколения. Тракторы серий 2000 и 3000 имеют традиционную для марки «Fastrac» компоновку с одинаковыми колесами и кабиной, размещенной по центру трактора. А в сериях 7000 и 8000 тракторы имеют уже классическую компоновку с передними колесами меньшего размера и смещенной кабиной. Модели комплектуются 24-скоростными коробками передач, что обеспечивает возможность выбора необходимого режима движения в диапазоне до 60 км/час, а на тракторах серии 3000 – и до 80 км/час.
Для обеспечения плавности хода и комфортных условий для водителя на больших скоростях движения тракторы имеют рамную конструкцию с гидропневматической подвеской всех колес.
Анализируя особенности конструкции можно прогнозировать следующие тенденции развития конструкции тракторов перспективного тракторостроения:
Николай Макаренко,
доцент кафедры «Тракторы и автомобили», Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства им. Петра Василенко
Анализ рынка сельскохозяйственной техники в условиях кризиса 2020 года: все зависит от уровня государственной поддержки
Сельскохозяйственное машиностроение — это одна из ключевых отраслей российской экономики. Она выполняет очень важную задачу обеспечения агропромышленных предприятий необходимой для работы техникой, но при этом вынуждена существовать в условиях низкого уровня платежеспособности своих потребителей. Поэтому основной проблемой для предприятий этого сегмента является высокая зависимость от целевых государственных программ, стимулирующих спрос со стороны сельхозорганизаций. Естественно, в условиях кризиса влияние этих мер будет определяющим
По предварительным данным, в первом квартале 2020 года продажи сельскохозяйственной техники в России заметно выросли, но эксперты говорят, что потенциальный спрос в отрасли в основном удовлетворен и в дальнейшем ее ждет ощутимое падение.
Реальную поддержку производителям может оказать признание их системообразующими предприятиями и возобновление механизма предоставления прямых скидок покупателям техники, определенное хорошо известным постановлением Правительства РФ №1432 от 27.12.2012.
Влияние кризисов на рынок сельскохозяйственной техники
Два предыдущих кризисных периода XXI века отрасль пережила относительно спокойно именно благодаря мерам государственной поддержки:
· В 2009 г. объем выпуска тракторов упал в 2 раза, зерноуборочных комбайнов — на 15% (в 2010 году — еще на 38%), а производство сельскохозяйственной техники в целом в России показало более высокий спад, чем в других странах с развитой машиностроительной индустрией. Но уже в 2010-2011 гг. показатели практически восстановились. Помощь государства в эти годы состояла в субсидировании процентных ставок по кредитам и установке заградительных пошлин на импорт зерноуборочных и силосоуборочных комбайнов для стимулирования покупки российской продукции;
· В 2014-2015 гг. на фоне двукратного падения курса рубля отечественные предприятия смогли заместить часть импортной техники, поэтому снижение производства было не таким значительным (18% по тракторам и 20% по комбайнам в 2015 году). Большую роль сыграло уже упомянутое постановление №1432. В рамках этой программы российские производители продавали сельскохозяйственные машины со скидкой (сначала в 15% от полной стоимости техники, потом скидку увеличили до 25–30% в зависимости от региона), а государство затем компенсировало им недополученную прибыль прямыми переводами из специально выделенного бюджета.
Несложно предположить, что в новых экономических условиях 2020 года динамика рынка сельскохозяйственной техники будет также зависеть от уровня государственной поддержки. В конце 2019 года было объявлено о прекращении действия постановления 1432 и переходе на субсидирования отрасли через механизм льготного лизинга.
Однако это решение, вызывавшее и раньше неоднозначную реакцию специалистов и участников рынка, в условиях кризиса, видимо, было признано несвоевременным. На встрече с фракцией КПРФ в Госдуме, которая состоялась 06.04.2020, председатель Правительства РФ М. В. Мишустин пообещал, что решение о продлении действия постановления будет принято до конца апреля, а на его реализацию будет выделено 18 млрд руб.
Текущая ситуация в России и ожидания участников рынка
По предварительной информации, в первом квартале 2020 года продажи российской сельскохозяйственной техники показали положительную динамику, но к концу года ожидается спад активности из-за отсутствия средств у предприятий агропромышленного комплекса. Ведущие игроки рынка комментируют ситуацию следующим образом:
· Ассоциация «Росспецмаш»: рост продаж в январе-марте составил 30%. Высокий уровень локализации сгладил влияние падения рубля и подорожания импортной продукции, поэтому производители сохранили цепочки поставок и в максимально возможной степени используют отечественные комплектующие. Потребители постарались ускорить реализацию своих планов по закупке новой техники, опасаясь грядущего подорожания, поэтому спрос на нее существенно вырос. Однако в дальнейшем ожидается падение объемов реализации, т. к. все текущие потребности уже удовлетворены, а новые не формируются из-за снижения платежеспособности сельхозпроизводителей;
· Ассоциация дилеров сельхозтехники (АСХОД): ожидается снижение объемов поставок импортной техники из-за роста цен и сокращения предложения в связи с закрытием иностранных заводов на карантин;
· ПК «Агромастер»: на текущий момент предприятие работает в одну смену (ранее, до пандемии, загрузка требовала непрерывного производства в 4 смены) и испытывает трудности с поставкой импортных комплектующих. Повышения цен не ожидается, т. к. в основном компания работает в рамках госзаказа;
· Группа компаний «Ростсельмаш»: производственные предприятия работают, несмотря на объявленные выходные, стоимость сельскохозяйственной техники на предстоящий период снижена — до 30 июня клиенты Росагролизинга могут получить скидку до 1 млн рублей при покупке трактора и комбайна одновременно.
По информации Минпромторга России, предприятия сельскохозяйственного машиностроения в ближайшее время будут внесены в список системообразующих компаний. Соответственно, на них распространятся все принятые меры государственной поддержки таких компаний, что будет способствовать стабилизации ситуации в отрасли.
Прогноз развития рынка на 2020–2022 гг
С учетом основных тенденций, существующих в настоящее время на рынке сельскохозяйственного машиностроения, аналитики предлагают три сценария его дальнейшего развития.
Прогнозы построены отдельно по каждому из двух основных видов техники, поскольку их динамика заметно отличалась в предшествующий период:
1. Пессимистичный сценарий. Предполагает падение производства в обеих категориях. По комбайнам оно составит около 20%, однако нужно учитывать, что их производство в 2019 г. и так показало практически двукратное снижение относительно уровня 2016 г. В 2020 году будет пройден локальный минимум, затем начнется рост и к 2022 г. рынок стабилизируется. Количество выпущенных тракторов снизится более значительно — на 40% к началу 2022 года, а затем начнет восстанавливаться.
2. Оптимистичный сценарий. В сегменте комбайнов практически повторяет предыдущий, но масштабы падения предполагаются несколько меньшими — на уровне 10%. Производство тракторов начнет расти уже с 2021 года, а к 2022 г. превысит докризисный уровень.
3. Базовый сценарий. Прогнозные показатели находятся между крайними значениями, указанными в двух предыдущих пунктах, но по абсолютной величине они ближе к оптимистичному варианту.
Эксперты отмечают, что одним из определяющих факторов развития рынка будет объем средств, выделяемых на поддержку и стимулирование потребления. Кроме постановления 1432, продление которого уже анонсировано на высшем уровне, предлагается вернуться к практике возмещения затрат на гарантирование обратного выкупа сельскохозяйственной техники экспортерами, которая была введена постановлением Правительства РФ № 1269 от 24.10.2018.