Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

ЛИКБЕЗ \\ Руль

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Держать руль нужно надежно – если его не дай бог выбьет из рук при ударе, например, о камень, «поймать» машину, потерявшую управление, будет чрезвычайно сложно. И вместе с тем, судорожно сжимать «баранку» тоже нельзя ни в коем случае – это сковывает движения и мешает точности руления. Отчасти решить эту проблему позволяют замшевые рули, столь любимые раллистами. Как правило, на раллийных перчатках также нашиты полоски замши. При соприкосновении замши с замшей возникает надежное «сцепление» руки с рулевым колесом за счет повышенной силы трения – по пластику или коже перчатка скользит, а к замше – «прилипает». Для этого же, кстати, полоска нашивается и на тыльную сторону перчатки – когда руль приходится вращать одной рукой на большой угол (например, при «ловле» ритмического заноса с одновременным переключением передач, или когда передачи выбивает и рычаг приходится держать рукой), раллисты используют прием «перекат через тыльную сторону ладони», чтобы ни на секунду не терять контакт с рулевым колесом – и вот тут руль фактически держится только на этой «замшевой липучке».

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Раллийным рулям далеко до их высокотехнологичных формульных собратьев, больше похожих на пульт управления ядерной подводной лодкой и стоящих десятки тысяч евро. В раллийной машине очень сильно трясет и если на руле будет множество мелких кнопок, есть большой риск не вовремя включить или выключить совсем не то, что нужно. Поэтому управление электронными настройками, например, дифференциала или «мозгов» (на тех машинах, где эти функции вообще есть – например, на автомобилях WRC), вынесены на отдельную панель, как правило на туннель между сиденьями или на центральную консоль. Причем располагают «пульт управления» так, чтобы дотянуться мог и пилот, и штурман – это позволяет «рулевому» меньше отвлекаться от дороги, если в процессе езды надо что-то подправить в электронике. Максимум «излишеств», присутствующих на раллийном руле – это кнопки обычного гудка, антилага, иногда – омывателя стекла и «дворников», ну и на WRC еще рядом расположены подрулевые лепестки «секвенталки».

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Быстросъемные рулевые ступицы, обязательные в тесных Формулах, в ралли тоже не в почете – излишне сложная конструкция в условиях жестокой тряски может проявить себя ненадежной, и тогда – «прощай, молодость». То есть фактически вы можете прийти в любой магазин автоспортивных товаров и за 6-10 тысяч рублей купить себе точно такой же руль, как у Себастьяна Леба или Дмитрия Соколова. Кстати, для повседневного использования замшевый брать не рекомендуем – это очень нежный материал, и если хвататься за такой руль голыми руками, а не в чистых перчатках, он очень быстро пропитается потом и жирами, потеряет товарный вид, а в конце концов – «облысеет» и перестанет выполнять возложенные на него функции по сцеплению с перчатками. Если машина используется и как повседневная, и для «покатушек», лучшим вариантом будет кожаный компромисс – он более скользкий, зато и более износостойкий.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Еще важный нюанс. Раллийные рули различаются по диаметру обода и «вылету» «баранки» — расстоянию собственно рулевого колеса от ступицы, оно задается углом спиц (кстати, их количество тоже может быть разным – как правило, 2 или 3). И тут все устроено очень рационально, подобрать необходимые параметры можно исходя из технических характеристик автомобиля и собственных «габаритов». Никаких «понтово-беспонтово» и «круто-некруто» — только голая физика! Вылет должен обеспечивать правильное положение рук на руле. Если руки у вас короткие, то вылет нужен больше (до 120 мм), если длинные – меньше (вполть до нулевого). В известных пределах «отрегулировать» это расстояние можно переходником между рулем и рулевым валом и всевозможными проставками, но они не должны быть слишком длинными, иначе теряется надежность и повышается травмоопасность при ДТП. С диаметром – та же история. Если у вас автомобиль с хорошим гидро- или электроусилителем, не очень широкими и большими в диаметре колесами и достаточно длинной рулевой рейкой – смело ставьте маленький «бублик» (300-330 мм), это сократит количество движений руками и повысит чувствительность рулевого управления, хотя и потребует от вас более точных движений руками. На ралли используются как правило средние рули диаметром 330-350 мм – шины здесь довольно большие и тяжелые, за дорогу цепляются хорошо, и нельзя перенапрягать ни руки пилота, ни гидроусилитель. Наконец, самые большие рули (380 мм и более) предназначены для ралли-рейдовых машин и грузовиков с их огромными колесами, микроскопической «баранкой» такую махину на дороге попросту не удержишь…

Источник

Как водитель рулит, так автомобиль и едет.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Правильное и быстрое руление — это половина успеха выхода из критической ситуации. Мы поговорим о том как это сделать правильно, безопасно и быстро.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Расположение рук на руле

В современном автомобиле с усилителем руля для безопасного вождения руки должны держать руль в положении 9-3, ориентируясь на воображаемый циферблат. Очень часто в литературе можно встретить положение рук 10-2, что было правильно в свое время, но сейчас автомобили и рули обычно устроены исходя из расположения рук на 9-3. Вплоть до того, что из положения 9-3 удобнее пользоваться переключателем поворотов и доп. кнопками на руле. Нужно запомнить и приучить себя, что почти всегда на руле должны быть обе руки. Исключения, когда нужно рулить одной рукой есть, о которых я скажу позже. Но в большинстве ситуаций на руле должны быть обе руки, чтобы в любой момент обеспечить максимально быстрое вращение рулевого колеса. Наплывы или уплотнения на руле это упоры для больших пальцев, а не место для хвата руля. К сожалению это на мой взгляд это глобальное заблуждение.

Руль необходимо держать закрытым хватом. Для этого опустите руки вниз и расслабьтесь. Обратите внимание на ладони. Не меняя положения пальцев поднимите руки и возьмитесь за руль закрытым хватом, то есть обхватив обод и большими пальцами тоже, а не оставив их снаружи, вместе с остальными.

Руль нужно держать с небольшим усилием, но без лишнего напряжения. У вас может быть напряжена спина, но плечи и руки должны быть расслаблены. Это положение дает физическую и психологическую готовность к действию. Руль не нужно сжимать. Недопустимо использовать его как дополнительную точку опоры, если это происходит, значит у вас неправильная посадка. Руки должны слегка опираться на руль. Рулем нужно уметь работать так, чтобы в любой момент времени знать какое положение у передних колес и насколько нужно повернуть руль, чтобы вернуть их в прямое положение. Приучайте себя всегда действовать правильно и тогда в критической ситуации ваши руки сделают это автоматически.
Руление без отрыва рук от руля

Руки в положении 9-3. Из этого положения можно повернуть руль максимально до 180 градусов (оборота руля) допуская скрещивание рук.

В плавном повороте или на скорости больше 40 км/ч лучше повернуть руль без отрыва рук от руля и сделать это максимально плавно. Руки можно перекрещивать! Если вы уверены и знаете, что руки перекрещивать нельзя, забудьте об этом. В прошлом учили именно так, но с того момента прошло много времени.
Руление перехватом

Если вы понимаете, что поворот имеет большой угол и вращения руля на 180 градусов уже не хватит, то в силу вступает руление перехватом. Рука которая ушла вниз, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается. Так как одна из рук всегда остается на руле, вам легко будет вернуть колеса в прямое положение. Насколько я знаю, у большинства автомобилей в каждую сторону руль поворачивается на полтора оборота. Одним перехватом руля можно повернуть до упора руль в любую из сторон и так же вернуть обратно.

Преимущество руления перехватом в том, что можно максимально быстро повернуть колеса от упора до упора.

Конечно, большинство может со мной поспорить, что рулить правильным перехватом на парковке или стоянке не обязательно. Но ведь если вы привыкните делать это ладонью, то и в экстренной ситуации вы на рефлексах повторите это действие. И наоборот, если приучать себя всегда рулить правильно, то в критический момент руки отработают сами, без участия сознания.
Предварительный захват

Есть такой тип поворотов, когда поворот рулевого колеса на 180 градусов не отрывая рук мало, а метод перехвата излишен. Это повороты средние, нужно повернуть где-то на три четверти оборота руля. В таких случаях мы выполняем предварительных захват.

При повороте налево опускаем правую руку в 6 часов на руле, и правой рукой из нижнего положения делаем левый поворот.

Так же делаем для поворота направо. Используем левую руку, которую также опускаем вниз в район 6 часов и просто толкаем ею руль.

Вторая рука страхует и только пропускает руль через себя.

Возврат руля обязательно осуществляется той рукой, которой вы поворачивали. Ни в коем случае нельзя руль отпускать. Отпускание руля на выходе из поворота, когда руль начинает сам резко крутиться это грубая ошибка.
Вращение руля одной рукой

Руление одной рукой допустимо в двух случаях: при движении вперед в момент переключения скоростей или управлением электроникой и при движении задним ходом, когда водитель смотрит назад в полуобороте.

Основное в этом методе это перекат руки в нижней зоне. Это позволяет сохранять контакт с рулем при вращении. Выполнить перекат идеально очень сложно и поэтому возможно проскальзывание руки. Это конечно лучше полной потери контакта с рулем. Рывковый способ руления позволяет облегчить и сократить время выполнения вращения одной рукой.
Тянуть или толкать

Очень важный момент знать как поворачивать руль. Тянуть его вниз или толкать вверх. Рекомендую распределять силу почти поровну между руками за исключением вращения руля одной рукой. Так же помните что при левом повороте правая рука, толкает руль вверх, а левая рука — тянет его вниз. Правая рука при повороте налево (при повороте направо все наоборот) более чувствительная и может точно повернуть руль планируя траекторию автомобиля, а левая более сильная потому что в ее движении задействованы мощные мышцы-сгибатели.

Чтобы лучше чувствовать автомобиль и точнее вращать руль рекомендую толкать руль вверх. При повороте влево — правой рукой, при этом левая рука помогает. При повороте вправо — левой, а правая помогает.
Общие моменты

Не рекомендую использовать разнообразные оплетки руля так как они могут провернуться. За исключением вращения руля во дворах, парковке или при езде задним ходом руль должен находиться в постоянном движении. Не допускайте когда руль повернут, и вы его держите в данном положении, а машина едет. Если нужно сделать поворот — крутите руль на всем его протяжении.

Скорость руления в управлении машиной позволяет исправить ошибки при вождении. Приучите себя во время вождения не смотреть на руль!
Водительские перчатки

Одно и на мой взгляд самое важное свойство водительских перчаток это лучшее сцепление рук и руля. Перчатки имеет фактуру, в разы увеличивающую сцепление с пластиком, резиной, лакированным деревом. В исключения можно записать только кожанный руль. Так же при длительном вождении руки в перчатках устают меньше и управление становится более комфортным.

Далеко не в каждом руле есть функция подогрева, а значит зимой управлять в первые десяток минут в перчатках гораздо комфортнее. Летом в перчатках гораздо сложнее допустить проскальзывание рук особенно при вращении руля одной руком.
Тренировка

Во время тренировки следите за положением рук во время поворотов. Ваша задача — добиться, чтобы руки выполняли правильные движения автоматически. Каждый из вышеописанных методов руления нужно довести до полного автоматизма начиная с медленного вращения заканчивая прогрессивным (плавным но быстрым). Для тренировки я рекомендую использовать диски «Здоровье» или «Грация». Эти диски хоть и не предназначены для этого, но спокойно выдерживают не только людей но и большую нагрузку. Поэтому, если вы наедете передними колесами на эти диски, то обеспечите себе очень легкое вращение рулевого колеса для тренировки. Норма времени для упражнения 10 циклов вращений (от упора до упора) для обычных людей — 28 секунд, для водителей которые прошли тренировку — 24 секунды.
Для тех кто осилил тренировку

Тут нужны часы, дни, месяцы и годы практики. Опасность заключается в том, что многие после таких тренировок ставят галочку напротив пункта «гонщик».

Вы сделали отличный шаг на длинном пути к безопасному вождению, главное — не останавливаться.

Источник

Серьезный разговор о рулях

Если хоть раз, играя на компьютере в гонки, у вас мелькала мысль о покупке руля, то эта статья для вас.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Все, что вы хотели знать, но боялись спрость ) Доступным языком, подробно и наглядно. Трафик.

На самом деле, в начале должно быть небольшое введение про разновидности игр, в которых может понадобиться указанные выше манипуляторы. Я не являюсь матерым игроком (не знаю, к счастью или к сожалению… просто нет на это времени, хотя поиграть иногда хочется), но думаю, не ошибусь, если назову две разновидности гонок – аркады и симуляторы.
Первые – поэффектней, но попроще в плане управления. Разработчики не прикладывают огромных усилий для создания реалистичной физической модели поведения игрового автомобиля, а просто дают возможность вдоволь погонять. Ввиду своей зрелищности и геймплея, как правило, такие игры пользуются большим спросом у многих категорий игроков. Типичный пример — серия NFS, Race Driver: Grid.

Симуляторы – дело посерьезней, потому и менее распространенное. Главный козырь в таких играх – реалистичное управление и множество настроек, которые действительно так или иначе влияют на игровой процесс. Примеры — NFS Shift, Colin McRae Rally, Live For Speed, GTR и GTR2, rFactor, Richard Burns Rally.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Даже если моя классификация не верна, сути это особо не меняет – очевидно, что руль в гонках позволяет добиться большего погружения в игру, нежели пара кнопок на клавиатуре.

Как известно, основная задача руля – точно измерять угол отклонения оси от «начала координат», после чего передавать эти значения в игру. Т.е. если физически баранка была повернута на 15 градусов, это же значение (ни больше, ни меньше!) должно передаться в игру, чтобы авто повернул в нужную сторону.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

То же и с педалями – чем больше тапка в пол, тем быстрей взлетим 😉 Но вот тут-то и начинается самое интересное…

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Думаю, ни для кого не секрет, что каждый производитель игровой периферии старается выдумать что-то свое – тогда есть вероятность, что товар купят. Поэтому, на данный момент, существует несколько технологий, которые применяются в подобных устройства. Если быть точным, решения проблемы три (если кто-то еще что-то знает на этот счет – добавляйте!) – механическое, оптическое и магнитное. Давайте разберемся, что к чему и где какие подводные камни.

Переменный резистор (потенциометр)

Самое простое и дешевое решение – вы могли многократно видеть его в огромном количестве устройств, даже в бородатые года.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Принцип действия прост — на оси руля (под корпусом, мы этого не видим) крепится небольшая шестеренка, которая своими зубцами соединена с другой шестеренкой, установленной на оси потенциометра. Поворачивая руль, механизм приходит в действие – контакты потенциометра передают значения угла поворота руля к контроллеру, а тот – в игру. Бывает и такое, что оси педалей связаны с потенциометрами напрямую, но это не делает погоды – эти «часы» устроены таким образом, что в любом случае будут люфты.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Они в свою очередь являются причиной «мертвых зон» руля, когда игра не видит незначительных поворотов руля. А механический износ деталей этому только поспособствует.

Но не люфтами едиными сыт обладатель подобного устройства. Основной проблемой является разрушение движков и стирание резистивной дорожки потенциометра. Один движок скользит по ротору, второй – по резистивной дорожке. Ничто не вечно — все эти элементы стираются. Для более наглядного представления, внизу приведен рисунок.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

В итоге через некоторое время потенциометр начинает давать не правильные данные (те, кто застал советские телевизоры и радиоприемники, на которых громкость регулировалась как раз потенциометрами, должны помнить, как при вращении регулятора звук начинал «хрипеть» – именно так и проявляется внутреннее разрушение потенциометра). Именно поэтому потенциометр не может проработать очень долго — против законов природы не попрешь… и все, что трется, рано или поздно выйдет из строя. И чем энергичнее трешь – тем быстрее это случится.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Результат — дорогое устройство через непродолжительное время станет всего лишь «визуальным» дополнением к игре, но никак не средством для получения удовольствия 😉

Плюсы
— Простота и дешевизна изготовления.
Минусы
— Недолговечность к механическому износу;
— «Мертвые зоны» руля и педалей.

Оптический датчик (энкодер)

Другим, более надежным вариантом решения проблемы, является использование оптического датчика.
Принцип действия так же может быть многим знаком еще из школьного курса физики. На специальной подставке закреплен вращающийся диск с прорезями, показания поворота с которого считывает закрепленный фотоэлемент. Благодаря тому, что нет механического контакта между «колесом» и фотоэлементом, механический износ сведен к минимуму. НО… из-за того, что этот диск не имеет «центра» (начала отсчета), его приходится калибровать при каждом включении.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Именно поэтому, некоторые рули, при включении компьютера или его перезагрузке, встроенным приводом сперва поворачивают руль до конца в одну сторону, потом в другую. Деля полученное значения пополам, устройство узнает, от какого положения диска с прорезями надо производить отчеты.

Несмотря на то, что дешевизна самого датчика имеет место быть, рули на оптике стоят значительно больше рулей на потенциометрах. Именно из-за необходимости калибровки разработчик руля на оптике и попадает в засаду. Датчик-то дешевый, но как при включении узнать, в центральном ли положении находится баранка? Повсеместно применяемое решение – поставить электромотор, который будет крутить баранку, чтобы найти центр. Но чтобы электромотор мог крутить баранку, надо ставить редуктор, который переведет скоростное вращение вала мотора в плавное движение баранки. В итоге дешевый датчик влечет за собой дорогую механику – электромотор и редуктор.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Мертвых зон, как правило, нет, но они могут возникнут по мере износа шестерен редуктора, которые с помощью мощной обратной связи (Force Feedback) могут убиться еще быстрее.
Далее по списку – достаточно большие размеры датчика и редуктора, благодаря чему оптику вставляют только в рули. Поэтому все рули, работающие на оптических датчиках, комплектуются педалями на… переменных резисторах, о которых говорилось выше )

Результат – похожая песня, но за бОльшие тысячи. «Подсластить» эмоции от дополнительных затрат может Force Feedback (силовая обратная связь), которую реализуют за счет упомянутого выше двигателя. Не простаивать же ему просто так ) Но проблемы с педалями-то это не решает.

Плюсы
— Бесконтактный, нет трения;
— Дешевизна самого энкодера;

Минусы
— Требуется принудительная калибровка;
— Большие габариты редуктора, сложно установить в педали;
— Дороговизна изготовления редуктора и электропривода для калибровки.

Сейчас самое время сделать небольшое лирическое отступление, ведь постепенно мы подкрались к самому интересному 😉 Если рассмотреть более глобальную сферу деятельности, хотя бы такую, как автомобилестроение, то можно обратить внимание на то, что все ведущие компании в большинстве случаев давно отказались от переменных резисторов и оптических датчиков в своих автомобилях. Повсеместно используется магнитные датчики, крупнейшим поставщиком которых является небезызвестная компания Philips, точнее ее дочерняя компания Philips NXP Semiconductors.
Такие датчики могут применяться где угодно – в отклоняющихся спинках автокресел, напичканных электроникой; в педалях и в руле, в дворниках, в элементах двигателя… да много где!

Вряд ли производители выбирали бы ненадежные решения… так почему бы не применить эту технологию в геймерских продуктах? Ведь в таком случае руль будет как в хороших иномарках 😉

Магнитный датчик

Принцип работы в следующем – берется диаметрально намагниченный магнит, который надежно устанавливается в подвижной части корпуса, в нашем случае это сама баранка.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

В неподвижном корпусе крепят непосредственно сам датчик, который обрабатывает значения углов поворота магнита.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Благодаря тому, что вумная электроника способна работать с магнитом на некотором расстоянии от него, то механического износа нет как такового. Ломаться тоже нечему – мелкие хрупкие детали просто отсутствуют.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Второй бочкой меда в ложке дегтя является высочайшая точность, которая получается при таком подходе – электроника способна регистрировать повороты в сотые доли градуса!
Ну и третий не менее приятный бонус – небольшие размеры магнита и датчика, что делает возможным их установку хоть в руль, хоть в педали. Собственно, так и делают.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Плюсы
— Бесконтактная работа, отсутствует трение и механический износ;
— Высокая точность и регистрация малейших отклонений руля или педалей;
— Небольшие размеры.

Минусы
— Дороже чем резисторы и оптические энкодеры.

Дописывая текст про третий вид датчиков, невольно возникает чувство гордости за «наших» — пока такие решения применяются только в руле Viper от малоизвестной российской компании Gametrix. По крайней мере никто, кроме них эту технологию в игровых устройствах на данный момент не применяет.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

В данном случае датчики имеют имя MaRS (Magnetic Resistive Sensor, Магнитный Резистивный Сенсор).

Теория vs практика

Народная пословица намекает, что лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать 😉 Что же, давайте подкрепим сказанное практическим испытанием.

Для эксперимента понадобится:

— Три руля (на трех видах датчиков – резисторный, оптический и магнитный)
— Программа JoyTester (для наглядно отображения данных, полученных от контроллера руля и педалей)
— Чемпион мира 2006-ого года по игре в NFS — Алан Енилеев 🙂

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Итак, сначала были взяты три руля, которые были последовательно подключены к компьютеру. Играть пока не будем – просто небольшие полевые испытания в программе JoyTester. Эта программа в координатной плоскости рисует линии, соответствующие углам поворота руля или степени нажатия педалей.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Датчик на потенциометре

Начнем с того, что руль совершенно не обрабатывает небольшие отклонения руля вправо и влево, которые совершаются непосредственно вблизи «центра координат». Те самые мертвые зоны, о которых я говорил. Т.е. если вы несетесь в игре по прямой, то можно не делать вид матерого водилы, который небольшими поворотами держит полный контроль над дорогой ) Говоря проще, игра не заметит ваших стараний ) Мало того, без внимания остаются движения, которые совершаются в максимальных углах поворота. Из-за этого у многих людей складывается впечатление, что все рули и игры с рулями – фигня. Мол крутишь баранку, а машине хоть бы хны. Это сильно бьет по самолюбию действительно опытных автомобилистов 😉
Производитель гордится углом поворота руля в 270 градусов (а бывает и 900!), мол можно крутеть-вертеть-неперевертеть. Что же… учитывая, что почти везде используется 8-битный контроллер, который выдает 256 отсчетов, минимальный угол восприятия — 270/256 = 1,056 градуса. Этот самый градус, точнее «лестницу», которую получает игра, мы можем видеть в программе, значительно отклоняя руль.
Еще один всплывший недостаток – нелинейность. Т.е. разница между реальным углом отклонения игрового устройства и данными, переданными игре.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Педали – это тоже что-то. Все начинается с того, что педали не обрабатывают мертвую зону в самом начале, а она составляет ни много, ни мало – примерно 30% от всего диапазона (15-30 градусов). Те же 30% составляет мертвая зона в конце того диапазона, который предлагает комплект. Итого в нашем распоряжении есть всего 40 процентов от полного хода педалей.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Результат – мы жмем тапку в пол, а игра смотрит на это и откровенно ржот ) Соответственно, вы не сможете точно «дозировать» газ и тормоз – нажимая педаль на 70%, игра будет принимать их за все 100. Куда это годится? )

Оптический датчик

Тут уже все лучше. Во-первых, нет мертвых зон, во-вторых, точность намного выше. Данные поступают плавно, «ступенек» нет. Немного напрягают ясно ощущающиеся при вращении руля зубчики шестеренок редуктора, но к ним быстро привыкаешь.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Но… рули на оптических датчиках комплектуются педалями на резисторах )
Педали из комплекта:

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Данные поступают рывками (явно видны ступеньки), в начале и в конце большие мертвые зоны. Что, впрочем, не удивительно.

Магнитный датчик

В Gametrix Viper три магнитных датчика – один в руле и два в каждой педали (позволяют обрабатывать повороты и нажатия от 0.06 градуса).

Для более очевидной разницы поведения, был собран макет, в котором для одной баранки применяются сразу два датчика – магнитный и резисторный.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Запускаем программу и… думаю, комментарии излишни.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Но если вы ничего не поняли – магнитный датчик регистрирует даже самые незначительные отклонения руля от центра, полностью отрабатывает весь диапазон, который предоставляет руль… и то же самое касается педалей. Думаю, это именно то, на что рассчитывают разработчики игр, выпуская свои шедевры.

3… 2… 1… GO!

Ну и самая, пожалуй, интересная часть теста. Алану Енилееву, лучшему виртуальному автогонщику мира 2006-ого года, было предложено прокатиться в игре под наблюдением программ, таких как JoyLogger и WheelTester.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Так же выяснилось, что в среднем игрок совершает одно движение рулем в секунду. А учитывая, что ресурс бюджетного потенциометра всего 800 000 циклов (800 000 секунд), то игровое время, на которое рассчитан руль – всего 250 игровых часов! Ну или чуть больше 10 суток непрерывной игры… мда.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Если играть 2-4 часа в день, то удовольствие будет длиться всего 4-6 месяцев (собственно, тут можно обратить внимание на срок гарантии, которую предоставляют большинство производители). Даже если по истечении этого времени руль останется жив, то показания, передаваемые им в игру, будут далеки от настоящих.
А ведь это всего лишь кроха внутри устройства, которую мы даже не видим… про остальные артефакты, которые вылезут на дешевых устройствах, я даже не говорю.

Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Смотреть картинку Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Картинка про Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах. Фото Какой угол поворота руля у автомобиля в градусах

Какие-то доводы еще нужны? )

Итого

Если Вы действительно неравнодушны к автомобильным симуляторам на компьютере, то без руля и педалей «радость будет неполной». Ассортимент игровых устройств на рынке сейчас очень широк, но по сути, все они одинаковые – меняется лишь «кожура». Поэтому первый совет – не введитесь на россыпи кнопок, кучи педалей, всякие рюшечки и прочие закосы под знаменитых брендов типа Ferrari (ой, случайно возникла ассоциация с черкизовскими мажорами в куртках «Харли Дэвидсон»). Да, все эти модные отделочки могут быть красивыми, но… 15 килобайт текста выше подтверждены практикой и многочисленными темами форумов.
Ничто не вечно – любой продукт, а тем более, подверженный активному механическому воздействию, рано или поздно выйдет из строя. Но сроки жизни у этих устройств сильно разнятся. Поэтому, я считаю, лучше не иметь отдельную статью расходов, покупая раз в год новый комплект рулей и педалей, а купить один раз, но долговечный и более функциональный продукт. Так что если встретили два одинаковых по внешнему виду руля, но цена одного выше всего на 1000 рублей, считайте, вам повезло – перед Вами скорее всего долгоиграющий Gametrix Viper 😉 В отличие от других рулей, на этот дают аж 5 лет гарантии.
После покупки в долгу останутся разработчики игр – действительно качественные автосимуляторы сейчас можно посчитать по пальцам.

* UPD: Программы JoyLogger и JoyTester. Можете скачать и попробовать запустить ) Если что-нибудь получится — сравните с вышеописанным 😉

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *