Какую подсветку выбрать для машины

10 интересных идей светодиодного освещения для автомобиля с АлиЭкспресс

Практически каждый владелец автомобиля задумывался над тем, как придать своему «железному коню» индивидуальности и выделить его из общей серой массы. Достигнуть этой цели поможет светодиодная подсветка в авто, которую можно приобрести на АлиЭкспресс. Установка такой подсветки не занимает много времени, смотрится все это очень эффектно и обеспечивает отличную видимость на дороге, да и покупка не существенно ударит по семейному бюджету. Поэтому очередная подборка посвящена именно светодиодному освещению, которое поможет существенно изменить внешний вид вашего «железного коня».

1. Подсветка для салона с пультом управления

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Яркая светодиодная подсветка в салон автомобиля поможет создать свой неповторимый дизайн. Это не просто подсветка, а с разными режимами и цветами свечения (от салатового до белого). В отличие от аналогов имеет высокую плотность расположения светодиодов. Свет мягкий и приятный. Потребляет минимум энергии. Управление дистанционное. Основа ленты самоклеящаяся, не требует специальных навыков и знаний в монтаже. Продавец отзывчивый, доставка быстрая.

2. Подсветка для фар

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Как правило, светодиодами комплектуются только престижные модели авто, но что делать если вы владелец обычной бюджетной модели автомобиля, внешний вид которого оставляет желать лучшего. В этом случае можно приобрести специальную гибкую светодиодную ленту для фар, которая будет выполнять функцию дневных ходовых огней, а также динамического сигнала указателя поворота. Установка не требует значительных усилий. Есть несколько вариантов цветов свечения: белый переходящий в желтый, голубой в желтый, синий в желтый и красный в желтый. Лента имеет неплохое качество, днём её практически не заметно, а ночью смотрится просто потрясающе.

3. Подсветка днища

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Такой световой тюнинг смотрится очень эффектно в темное время суток, его точно оценят как водители, так и пешеходы. Подсветка выполнена из высококачественных и износостойких материалов. Подключается к любой точке в проводке вашего автомобиля. Её главная фишка в том, что помимо большого количества режимов, подсветка способна мерцать в такт музыке, которая играет в салоне. Управление дистанционное через приложение на вашем смартфоне. Установка не занимает много времени.

Источник

Световой тюнинг салона: функциональность и красота

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Еще совсем недавно освещение салона автомобиля сводилось к единственному потолочному плафону. Но уровень комфорта постепенно повышался. И вот уже автопроизводители дополняют комплектации штурманскими направленными светильниками, лампочками в бардачке, подсветкой косметического зеркальца, освещением порогов, внутренних ручек двери и даже пространства для ног.

Но любителям тюнинга этого показалось мало. Они начали подсвечивать ниши, кресла, элементы управления и интерьера. Салоны автомобилей начали мерцать, пульсировать и менять цвета по желанию владельца.

Сегодня мы поговорим о том, как доработать освещение интерьера самостоятельно.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

ПДД очень жестко регламентируют цвет, яркость, тип и расположение внешних световых приборов. А вот за световой тюнинг интерьера вас не оштрафуют. Но стоит учитывать, что ночью включенный свет в салоне снижает остроту зрения. Даже обычная лампа над водителем ухудшает чувствительность сетчатки, глаза хуже различают темные предметы.

Мы рекомендуем отключать освещение салона во время движения.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Пионеры отечественного светового тюнинга попросту заменяли обычные лампы в потолочных светильниках своих «девяток» на голубые или зеленые. Выглядело это эффектно, но приходилось жертвовать функциональностью. Разглядеть что-то при тусклом синем свете становилось невозможно.

Сегодня лучшим функциональным тюнингом потолочного светильника стоит признать установку в него светодиодных ламп белого света. Они горят ярко и потребляют гораздо меньше электроэнергии, чем обычные. Это оценят рассеянные водители, забывающие свет в салоне на ночь. С LED-лампами аккумулятор, конечно, разрядится не так быстро.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

А еще можно доработать щиток приборов. Например, изменить цвет подсветки или сделать ее ярче. Для этого придется повозиться с демонтажом панели и заменой ламп на диоды. Зато можно подобрать лампы так, чтобы щиток стал многоцветным, главное купить диоды с нужным цоколем и не перестараться с яркостью.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Пространство для ног

Первыми подсвечивать ноги пассажиров придумали конструкторы дорогих автомобилей представительского класса. Выглядит красиво, создает атмосферу уюта в салоне и облегчает ориентирование в темноте. Постепенно эта опция появилась и у машин подешевле.

Можно смонтировать подсветку для ног самостоятельно. Вам помогут специальные светодиодные ленты, которые крепятся на двусторонний скотч в незаметном месте и подключаются к прикуривателю. Главное, как следует спрятать провода, чтобы не испортить весь вид.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Если у вас много свободного времени и огромное желание превратить салон своего автомобиля в рубку космического звездолета, попробуйте свои силы в установке контурной подсветки. Предупреждаем сразу, придется повозиться, чтобы правильно и скрытно смонтировать световод в места соединений деталей панели приборов или обшивки. Зато такой тюнинг кардинально преобразит дизайн интерьера.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

А хотите создать неповторимую атмосферу в салоне и иметь возможность полностью трансформировать подсветку в зависимости от своего настроения? Для этого у OSRAM есть гибкие светодиодные ленты LEDambient TUNING LIGHTS. Самоклеящаяся основа позволит легко и быстро закрепить ленты на любой поверхности. А нужный цветовой режим (16 вариантов), яркость и пульсацию можно изменять при помощи пульта дистанционного управления.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Для самых смелых экспериментов OSRAM предлагает набор LEDambient TUNING LIGHTS CONNECT. Эти светодиодные RGB-ленты управляются по Bluetooth со смартфона. При этом можно выбрать абсолютно любой оттенок из богатой цветовой гаммы. А еще бесплатное мобильное приложение способно синхронизировать подсветку с вашей музыкой!

Источник

Светить всегда, светить везде: как выбрать светодиодные лампы

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Вот раньше-то романтика была! Зажёг карбидный фонарь и поехал. Лучше, конечно, в ясную лунную ночь – светили такие фонари не очень хорошо. Зато они достаточно быстро уступили место электрическим фарам. Довольно долго лампочки в них были обычными, с нитью накаливания. Потом появились галогенные лампы, а ещё чуть позже – ксеноновые и светодиодные. И на каждом этапе этой световой эволюции фары автомобиля светили всё лучше и лучше. Правда, не всем, а только тем, кто мог себе позволить машину со светодиодами и ксеноном. Разве это справедливо? Столбы-то и ямы ночью одинаковые для всех. Как побороть такое неравенство?

Безумству храбрых…​

Нам придётся сделать небольшое, но немного грустное вступление. К счастью или сожалению, но на любые переделки световых приборов ГИБДД смотрит как военком на призывника. И если на вашей машине стоят галогеновые фары, ксенон в них ставить никак нельзя – можно нарваться на лишение и даже аннулирование регистрации транспортного средства. Со светодиодными лампами ситуация немного проще: сейчас просто нет никаких конкретных требований, которые могли бы регламентировать использование таких ламп в фарах головного света. С одной стороны, это неплохо – можно обойтись штрафом в 500 рублей, но с другой стороны – нет выработанных стандартов, позволяющих пройти сертификацию ECE. Поэтому любые незаводские светодиодные лампы автоматически становятся запрещенными к использованию на дорогах общего пользования. Так что выбор остаётся за вами: либо хорошо видеть ночью, но получать штрафы, либо видеть хуже, но не злить инспекторов ГИБДД. Если запаса храбрости хватает на первый вариант развития событий, то давайте немного поговорим о том, что такое светодиодные лампы, чем они лучше галогенных и как выбрать хорошую лампу. Последнее особенно важно, потому что безопасность должна быть превыше всего.

Почему светодиод?

Преимуществ у светодиодных ламп перед галогенными достаточно. Проще сказать, чем лучше галогенные – они дешевле. А вот по остальным пунктам они здорово отстают от светодиодных.

Во-первых, срок службы галогенной лампы намного ниже. Как ни крути, а галогенка – это всё-таки обычная лампа накаливания, пусть даже и накачанная смесью азота, аргона и какого-нибудь галогена. И со временем нить лампы выгорает. Да, технология предусматривает небольшое восстановление нити: оторвавшиеся атомы вольфрама соединяются с галогенами, образуются молекулы галоидов, которые вблизи нити распадаются. Атомы вольфрама частично возвращаются в нить. Это так называемый галогенный цикл. Однако его первая задача – не давать атомам вольфрама оседать на колбе, делая её со временем менее прозрачной. А вот восстановление нити – это процесс приятный, но не очень предсказуемый и эффективный. Броуновское движение, знаете ли – оно вмешивается и делает это восстановление хаотичным и не очень прогнозируемым. Вольфрамовой нити не остаётся ничего другого, как перегореть в неподходящий момент.

Второй недостаток галогеновой лампы – это потребляемая мощность. Самая распространённая галогенка в фаре – это 55 ватт. И фар две, так что потребляемая мощность составит уже 110 Вт. А потребление двух светодиодных ламп может уложиться в 10 Вт. Генератор, само собой, будет этому очень рад. Да и проводка тоже.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Кстати, о генераторе. Галогенные лампы очень чувствительны к скачкам напряжения. Особенно к его завышению. Все галогенки рассчитаны на одно идеальное напряжение в бортовой сети – 13,2 вольт. Для такого условного напряжения и озвучивают срок жизни лампы. К сожалению, ничего идеального в этом мире нет, и в бортсети могут быть заметные скачки. Либо напряжение может быть стабильным, но не 13,2 В. Если оно ниже, ничего страшного не будет – просто лампы будут светить хуже (намного хуже). А вот если оно завышено, то срок службы галогенки падает катастрофически быстро. Например, при напряжении 13,9 В лампа перегорит почти вдвое быстрее. Ладно, если её можно быстро заменить, но мы-то знаем, что иногда это не так просто. То бампер нужно снять, то руку в четырёх местах сломать. Ну и деньги, опять же. Светодиодные лампы могут служить до пяти раз дольше галогенных.

Ещё одно преимущество светодиодных ламп – это яркость и температура цвета. Яркость у них может быть в два раза выше, чем у галогенных, в температура достигать 6 000 К – это абсолютно дневной свет без желтизны.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Мы специально не погружается в дебри физики и не говорим о люменах, кельвинах, эффективности, освещённости, силе света и прочих КПД. Тут уже и без нас сказано много. И вряд ли кто-то будет менять галогенки на светодиоды, не разобравшись во всех преимуществах последних. Поэтому короткого напоминания выше будет достаточно. Наша задача сегодня – понять, не почему, а как выбрать светодиодные лампы. Вот этим и займёмся.

Напряжение, температура и точность

Самая распространённая ошибка с выбором галогенок – это попытка вставить в фару лампу помощнее. Мол, светить будет лучше. Сильно лучше она светить не будет, а вот проблем добавит. Можно и проводку спалить, и саму фару поплавить (не только разъём, но даже и пластик). Выбор светодиодных фар заметно сложнее. Но если подойти к этому вопросу ответственно, то результат будет очень радовать.

Начнём с простого – с урока геометрии. И немного оптики.

Наверное, многие помнят, сколько было жалоб на первые китайские светодиоды. И основная жалоба – очень странный пучок света, который освещал посадочные глиссады самолётов в аэропортах, норы сусликов на обочинах, медведя в кустах и всё прочее интересно, но никак не дорогу. Собственно, и пучка как такового часто не было – было размытое пятно света. Иногда даже яркого и белого, но не освещающего дорогу. Почему так получалось? Потому что любая фара сконструирована так, чтобы правильно фокусировать световой поток – создавать правильно светораспределение. Наверное, помните, как слепят «праворукие» автомобили, у которых светораспределение рассчитано на левостороннее движение? Дело в том, что фары светят несимметрично: больше на обочину, меньше – на встречную полосу. Правда, ещё есть американские автомобили, которые по своему стандарту долго имели именно симметричный свет, но и это уже в прошлом. Так вот: чтобы пучок формировался правильно, очень важна позиция источника света в фаре. У галогенной лампы – позиция нити, у светодиодной – самого светодиода.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Когда мы меняем перегоревшие галогенки, мы вместо отработавшей своё лампы ставим точно такую же – с такой же позицией нити. И лампа светит правильно. А вот дешёвые светодиодные лампы часто сделаны абы как – диод может стоять где угодно, но не там, где он должен быть у галогенки. И в итоге при установке такой лампы вместо старой галогенной светораспределение нарушается. Фары слепят встречных водителей, плохо освещают обочину и делают вождение просто опасным. Поэтому очень важно убедиться, что светодиоды стоят точно в той же позиции, что и нить в старой галогенной лампе. К сожалению, на глаз оценить это параметр не выйдет – там важны десятые доли миллиметра, а людей со встроенными в зрачки штангенциркулями я пока ещё не видел. Выход один – выбирать проверенных производителей. Желательно тех, кто делает не только светодиодные лампы, но и обычные галогенные. Чем больше съедено собак в этом деле, тем лучше. Вот, например, лампы Osram – тут есть не только точное соответствие галогенке, но и гарантия. И это приятно. Дают её не все, потому что на срок жизни лампы влияет ещё одна её система, о качестве которой задумываются немногие. Это охлаждение.

Почему-то многие уверены, что светодиоды не греются. Колбы-то нет, чему там греться? А они греются. Бесспорно, КПД светодиодной лампы высокое, но всё-таки около половины потребляемой мощности пропадает даром, нагревая лампу достаточно сильно. И чем мощнее лампа, тем больше тепла. Большинство ламп мощностью до 25 Вт обходятся пассивным охлаждением в виде радиатора около цоколя, на более мощных бывает и активное. И опять же: о решении этой проблемы думают производители. Но не все, а ответственные. И если покупать лампу у такого производителя, он всегда даст гарантию на свою продукцию. Само собой, температурный режим такой лампы всегда оптимальный.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

И есть ещё один момент, о котором часто забывают, – блок управления лампой. Светодиоды к колебаниям напряжения не менее чувствительны, чем галогенные лампы. Но галогенкам деваться некуда: никаких блоков у них нет, и они светят на все дошедшие до них вольты. А вот у светодиодной лампы обязательно есть токоограничитель. И ещё сам блок управления, схема которого определяет работу лампы (она зависит не только от самого светодиода). На дешёвых ноунейм-лампах могут стоять не самые качественные блоки, что не только может испортить свет, но и значительно сократит срок службы лампы. А стоит она, как я уже говорил, заметно дороже галогенки.

Наконец, остались пустяки: выбрать температуру цвета. Кому-то очень нравится синий. Что поделать, это дело вкуса. Но я бы сильно гоняться за ним не стал: с синим очень плохо видно в снег, туман и дождь. Так что если приходится ездить тёмными ночами и под осадками, лучше не брать лампы с температурой выше 6 000 К. Тут, скорее, подойдёт более жёлтый цвет – как у галогенных фар. Это где-то 3 500-4 000 К. Ну и ещё один фактор: слишком белый (даже не синий) цвет очень похож на цвет ксенона (он около 4 200 К), а это – лишний повод для остановки инспектором ДПС. Особенно если вы едете на ржавом BMW E36. Вроде 500 рублей для водителя такого шикарного автомобиля – копейки, но и их лучше поберечь (пригодятся на ремонт).

Источник

Подсветка автомобиля.

Имея свой автомобиль, всегда хочется сделать его комфортным и симпатичным для глаз, но изменение чего-либо – это уже тюнинг.

Уже никто не обращает внимания, на такие изменения как тонировка стекол, замена автомобильных дисков на литые или кованые, замена лампочек на светодиоды, установка спойлера, аэрографию или автовинил. И чтобы выделится из большого количества других автомобилей в современном мире используют автомобильную подсветку. Её использование ограничено лишь желанием и фантазией владельца.

Подсветка салона автомобиля.

В первую очередь хочется создать комфорт в салоне автомобиля, ведь для мужчин это второй дом. Здесь имеется огромное поле для фантазии. Можно изменить подсветку панели управления, приборов регулировки и часов. Также можно добавить подсветку ручек на двери, ног водителя и пассажира, не говоря уже о дополнительном потолочном освещении всего салона. У некоторых установлена подсветка в двери, которая при отрывании хорошо освещает асфальт в ночное время суток. Также устанавливают в багажнике и под капотом. Подсветка салона дает дополнительный комфорт владельцу автомобиля.

Внешняя подсветка автомобиля.

Комфорт комфортом, но главное удовольствие тюнинга – это внешняя красота вашего автомобиля. Для этого устанавливают подсветку на решетку радиатора, на воздухозаборники бампера, дворники лобового стекла, колесные арки и диски, дополнительный стоп-сигнал и подсветку номерного знака. Но наиболее эффектное решение – это подсветка днища автомобиля, она создаёт красивый эффект летящего над дорогой авто.

Подсветить можно что угодно и с каким угодно оттенком, но не нужно забывать о ГИБДД. В их обязанность входит следить за безопасностью дорожного движения. Главное чтобы установленный свет не мешал другим водителям следить за дорогой и не привел к аварийным ситуациям. Устанавливать подсветку необходимо так, чтобы не видеть источник света, а видеть лишь само свечение.

Какую подсветку автомобиля выбрать, неоновую или светодиодную?

Раньше для стандартных подсветок автомобиля (подсветка панели управления, освещения салона, фары, подсветка номерного знака и стоп-сигнал) использовали лампы накаливания или люминесцентные лампы. У них очень слабый свет, и без плафона или защитного стекла не поставишь.

Они опасны, не выдерживают длительной вибрационной нагрузки, достаточно хрупкий цоколь, что требует частой замены. Изменить дизайн, и создать безопасность автомобилю можно с помощью яркого света светодиодами или неоновой подсветкой.

Светодиодная подсветка.

Светодиоды могут быть как отдельные элементы, так и светодиодная лента. А самый современный их вид smd-светодиоды в силиконовой оболочке. Достоинства светодиодов – это низкая потребляемая мощность и их долговечность. Они могут работать беспрерывно около 10-12 лет. Так же они достаточно яркие и имеют разнообразные цвета свечения. Имеют большую устойчивость к температурам как низким, так и высоким. В автосалонах и на авторынках есть разные комплекты светодиодной автомобильной подсветки. В них входят линзы, кронштейны и они имеют клейкую основу для упрощения установки. Это дает возможность установить их своими руками.

Неоновая подсветка.

Одним из последних разработок подсветок для тюнинга является неоновая подсветка, она еще более яркая и дорогостоящая. Это трубчатые лампы в защитной оболочке, наполнены газом – неоном. Неон обладает довольно ярким желтым светом, а для того чтобы сделать другой цвет, его смешивают с ксеноном, аргоном, криптоном, или используют их разнообразные смеси. Эти варианты света имеют общее название – неоновая подсветка. Сейчас в продаже существуют достаточно разнообразные комплекты неоновых ламп для разного предназначения. Газосветящиеся неоновые трубки можно сгибать, для придания разной формы свечения. Единственными их недостатками являются: малый срок эксплуатации и слабая прочность.

Источник

Цвет подсветки салона и кнопок: продолжение

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

В прошлой записи я рассказал о психологии цветовосприятия и физических основах работы зрительной системы человека. Так, есть вполне определенные особенности, которые налагают ограничения на выбор цвета подсветки кнопок, шкал и салона вообще. В частности, остановился я на двух полярных вариантах подсветки: красном и синем. Яркие примеры из нулевых и 90-х — Ауди и Фольскваген соответственно. И Ауди, и Фольксваген — не единственные автопроизводители, кто экспериментировал с цветами, однако это самые характерные примеры. Поэтому я часто буду апеллировать к их опыту.

Итак, если красный цвет Ауди более-менее терпимый для водителя, то синий VAG-овский — откровенное зло. Почему?
Сходу, еще до углубления в физику процесса: в пользу того, что синий неудобен, красноречиво говорит прямой пользовательский опыт.

Особенно интересен и нагляден с точки зрения считывания информации прекрасный практический опыт драйвовчанина с разными цветами и их инверсией на ЖК-панели.

Опять же современный тренд с заменой красного и синего белым или бело-оранжевым позволяет утверждать, что моя «конспирологическая» теория про маркетологов, победивших инженеров, как минимум имеет право на жизнь 🙂 Но с красным и оранжевым мы более-менее разобрались в прошлой записи. А почему синий?

Помню, будучи студентом, я разглядывал рекламный буклет о новом Volkswagen Bora. И вот именно эта синяя подсветка запомнилась на десятилетия. Почему? Да все просто: это был цвет, радикально отличающийся от привычных! Тогда индустрия еще не могла массово предложить рынку чистый синий или белый свет. Лампы накаливания отдавали желтизной, особенно если это были лампы подсветки панели приборов: чем ярче светила лампа, тем сильнее она нагревалась сама и нагревала пространство вокруг себя, то есть плавила окружающий пластик. Приходилось снижать напряжение, а чем ниже напряжение — тем «желтее» спектр лампы. Да и ресурс на пониженном напряжении больше. Даже светофильтры из силикона или цапонлака не способны были дать чистый синий цвет, получался довольно грязный сине-зеленый.

Неспроста первым моим подростковым экспериментом в отцовском 41-м Москвиче были фиолетовые фантики от конфет в качестве светофильтра для салонных плафонов: нудную вездесущую желтизну ламп накаливания хотелось разбавить яркими красками 🙂 Несколькими годами позже, когда я уже студентом устроился подрабатывать в сервис полировки автомобилей, к нам приезжал РАВ4 с подобным стайлингом: лампы в салоне были выкрашены синей краской. А уж сколько радиолюбителей старшего поколения экспериментировали с цапонлаком…

Так почему синий или фиолетовый не дают покоя многим начинающим поклонникам стайлинга? Первую причину я назвал: это резко отличается от традиционных, наскучивших цветов освещения, используемых автопроизводителем. Чаще всего именно этот и подобные эпитеты встречаются в записях о пересвете приборок или салонов: скучно, тоскливо, серость, тошнотворный и так далее.

Вторая причина прямо следует из первой и кроется в психологии цвета, о которой писал в предыдущей записи. Голубой, синий и фиолетовый — это цвета, ассоциирующиеся с высокими технологиями и футуризмом. Недостижимая птица счастья — синяя, а мечта — голубая. Архитектура будущего традиционно изображается в нежных голубых тонах, а цвета киберпанка — красный, голубой, синий и фиолетовый с явным акцентом на последний.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Цвета голосовых помощников Алисы, Маруси и siri — фиолетовый и оттенки синего. Веб-страница шоу для айтишников IT Nights выполнена как раз в гамме киберпанка.
Вспомните фильмы конца прошлого века про будущее: всевозможные интерфейсы космических кораблей и прочего транспорта это обычно яркий синий или голубой на черном фоне. Фиолетово-синяя гамма создает атмосферу таинственности, магии.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Именно поэтому синюю подсветку чего-либо, включая салон автомобиля, так любит молодежь: это свежо, модно и современно. Если кто помнит, «писалки» и габариты на передних крыльях были повально синими: круто! Но так было не всегда и в одной из следующих записей я расскажу об истории этого явления.

Если ради интереса вы пройдетесь по бортовикам здесь же на Драйве, то социальный срез будет довольно очевидным: синяя подсветка встречается на отечественных или недорогих иностранных автомобилях, то есть в силу стоимости, простоты и дешевизны ремонта доступных в первую очередь именно молодежи.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Да, мне и самому нравится. Но в автомобиле никогда синюю подсветку не сделаю, хотя и пробовал временно, в качестве эксперимента на паре кнопок. Убедился на практике, что режет глаз и не читается.

Так почему в случае с BMW и Audi я больше верю в маркетинговый ход, нежели эргономику? Все сказанное ранее про особенности нашего зрения и световую адаптацию довольно очевидно и логично за одним небольшим исключением: экипаж самолета или вертолета во время ночного боевого вылета находится в полной темноте, а водителю автомобиля дорогу освещают фары либо фонари уличного освещения. Настолько ли принципиально важен цвет подсветки для максимального сокращения времени адаптации зрения в бытовых, а не военных условиях? Возможно это имело определенный практический эффект на неосвещенных загородных дорогах с плохой головной оптикой, что в 70-х годах прошлого века было вполне реальным.

Однако гораздо большее значение на мой взгляд все же имеет яркость света, а не его цвет (но только если это не синий). Неслучайно автомобили в большинстве своем оснащаются автоматической и/или ручной регулировкой яркости панели приборов, ведь как раз избыточная яркость приборов независимо от цвета и приводит к ослеплению водителя в темное время суток, а недостаточная днем усложняет считывание информации.

Все написанное в прошлой записи — это результат исследования Рунета и мои собственные выводы на основе физико-технического образования, а также дизайнерского опыта. Источник на английском языке, к сожалению, нашелся быстрее русскоязычного, с первого же поискового запроса. Причем, как это наиболее заметно по научной и научно-популярной литературе, еще и содержит намного более полную информацию. Такова селяви… Autoblog только дополнил все мои умозаключения про красный цвет, поскольку там информация про BMW подтверждается.
Но он ценен еще и тем, что одновременно содержит доводы инженеров Тойоты. А вот это уже что-то интересное, потому что утверждают они ровно то же, что и я: зеленый свет эмоционально нейтрален и лучше всех воспринимается глазом.

Почему мнение их инженеров я считаю важным? Тойота широко известна своим стремлением охватить как можно большую часть потенциальных покупателей. Настолько, что у отечественных покупателей в 90-х и нулевых, когда на наш рынок хлынул поток подержанных «японцев», это вызывало определенное недоумение и открытую зависть. Многие из нас с детства привыкли к тому, что массовый автомобиль это ЗАЗ, ВАЗ, АЗЛК, чуть реже ГАЗ с небольшим набором слабо отличающихся моделей.
Тойота предложила рынку заднеприводные бизнес-седаны Chaser, Cresta, Mark II, Brevis, Progres, Verossa, Сrown/Majesta на любой вкус и цвет, многие из которых пережили не одну смену поколений!
Ниссан, второй после Тойоты автопроизводитель Японии, в это время предлагал линейку всего из четырех массовых заднеприводных моделей: Gloria/Cedric, Leopard, Laurel, Skyline!

Очевидно, чем больше разнообразных клиентов ты хочешь привлечь — тем более универсальным должен быть продукт. А зеленая подсветка — это как раз тот самый унисекс для всех. Безусловно, и Тойота предлагает оранжевый на многих моделях. Но мы рассуждаем о ранних предпосылках выбора цвета, поэтому я и делаю такой акцент именно на Тойоте. По крайней мере, за неимением других источников приходится ссылаться на их опыт 🙂 Однако он не только не противоречит прямым наблюдениям или научной основе, но и прямо их подтверждает.

*sarcasm* Может, поэтому Тойот в мире продается в 5 раз больше, чем БМВ? *sarcasm*

Шутки шутками, но мы уже можем сделать предварительные выводы:

1. Зеленый — до недавних пор самый массовый и универсальный цвет подсветки. Имеет простую подоплеку: лучше всех считывается зрением, нейтрален для психики. С другой стороны, каждый автопроизводитель стремится создать определенную атмосферу в автомобиле, отражающую его собственные ценности или позиционирование автомобиля в рыночной нише. Особенно актуально это в 21 веке, когда массовый потребитель стал капризным и разборчивым.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

2. Поэтому оранжевый и его оттенки — второй по распространенности цвет. Создает теплую атмосферу, чуть хуже зеленого с точки зрения визуального восприятия, но все еще неплохо распознается. Я бы даже сказал, что сейчас есть заметный тренд по вытеснению зеленого оранжевым.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

3. Часто в кнопках стал встречаться и белый. Например, на некоторых корейских автомобилях. А уж в приборных панелях — и подавно.
Как я уже писал выше, чистый белый до изобретения соответствующего светодиода было крайне трудно получить. Чем ближе спектр лампы накаливания к белому, тем больше она нагревается. Соответственно, меньше срок ее службы, а пластик панелей приборов и кнопок охотно плавится. Газоразрядные лампы белого спектра громоздки и требуют применения пускорегулирующей аппаратуры. В автомобиле их применение было ограничено оптитронными панелями. О них я расскажу в третьей, заключительной части.

А с изобретением белых светодиодов получить четкие белые изображения теперь можно запросто: диоды компактны, надежны, экономичны.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

4. И красный, и синий это две крайности, элементы маркетинга с позиции «не как у всех». Красный плоховато читается, синий еще хуже. В длительной перспективе это нежизнеспособные варианты, постепенно отмирают.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

5. Фиолетовый с завода я не встречал ни разу, на ум ничего не приходит. Поделитесь в комментариях, если это не так. Видел только самостоятельные переделки.
Задача фокусировки для глаза такая же нетривиальная, что и в случае с синим. Вот эта приборка от Lexus IS200 в стоке светит мягким желто-оранжевым светом.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

А теперь давайте наглядно сравним разные цвета подсветки на примере кнопки стеклоподъемника. Полагаю, будет достаточно девяти градаций яркости, основных цветов светодиодов, доступных на массовом рынке, и трех температур белого: холодный, нейтральный и теплый.
Фон — 100% черного (первый рисунок, полная темнота на ночной загородной трассе) и 95% черного (второй рисунок, глубокие сумерки).
Яркий фоновый свет брать в расчет бессмысленно: в таком случае кнопки видны и без подсветки, контур их выполняется из белого пластика, контрастного к основному цвету салона или кнопок.

Исключение — шкалы приборов на подложке белого или кремового цвета. Но об этом опять же в следующей записи.
Итак, 100% черного и 95% черного соответственно.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Достаточная иллюстрация всего, что я описал выше?
Как, например, ездит с полностью синей приборкой вот этот товарищ, я совершенно не представляю. Мало того, что шкалы ядрено-синие, так еще и цветовая мнемоника контрольных ламп, о которой я подробно писал в прошлой записи, полностью искажена.

Вернемся к рисункам. Обратите внимание на столбец 8: красная, синяя и фиолетовая (индиго) пиктограммы распознаются с большим трудом. А в столбце 9 совершенно нечитаемы. Тогда как кнопки всех оттенков желтого и зеленого еще можно разобрать.
Желтый с точки зрения зрительного восприятия был бы отличным выбором, если бы не психологический андеграунд: традиционно яркий желтый в сочетании с черным это цвет опасности. Знак радиационной или биологической опасности, обозначение опасных зон. В природе яркий окрас также служит предостерегающим сигналом. Нет, это именно сигнальная окраска. Она хороша своей яркостью и контрастностью в строго определенных случаях.

Как можно количественно оценить визуальные наблюдения? Например, воспользоваться инструментом веб-дизайнеров для оценки контраста того или иного цвета.
Здесь подробно рассказано о формуле для измерения контраста. Методология вполне допустимая: и монитор, и светодиод излучают свет, физические основы их работы одинаковые, а значит и восприятие цвета будет идентичным.

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Как мы видим, максимальный контраст (21) дает сочетание белого и черного.
Что совершенно логично, если вспомнить, что такое белый свет: это полный спектральный диапазон видимого света. Вычитание из спектра одного или нескольких цветов дает снижение общей энергии излучения и, следовательно, итоговой яркости на сетчатке. Причем нейтральный белый лучше теплого, а теплый лучше холодного.

Следующий — сигнальный желтый, но почему его не используют — я выше подробно писал.
Затем идут оттенки зеленого, а за ними — оранжевый.
Что опять же подтверждает мои выводы: зеленый удобен, но кажется скучным, поэтому подсвечивают оранжевым.

Красный и синий, как я говорил, две крайности. Спектральная чувствительность красных колбочек вытягивает немного ситуацию, но на красных кнопках фокусироваться все же не так просто: разница в контрастности даже с зеленым — налицо.
А самые худшие варианты для подсветки — синий и фиолетовый.

Диаграмма (желтая линия) наглядно подтверждает визуальную оценку контрастности и яркости.
На самом деле Америку я не открыл и этот график известен, например, дизайнерам, работающим с цветовой моделью HSB.

Теперь подробно именно про синий и фиолетовый. Начиная с 5-6 столбцов считывание графического символа ухудшается, приходится вглядываться. Это тот самый практический опыт владельцев VAG с синей подсветкой, жалующихся на усталость глаз после ночной поездки. Да, при определенном напряжении зрения и достаточном времени можно считать показания приборов или распознать кнопку. Но я выше писал про задачи эргономики в автомобиле: чем меньше водитель отвлекается от дорожной обстановки, тем лучше с точки зрения безопасности. Синий в этом плане наоборот создает дополнительные проблемы водителю, о чем и пишут владельцы.

Еще раз покажу вам график спектральной чувствительности глаз:

Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть фото Какую подсветку выбрать для машины. Смотреть картинку Какую подсветку выбрать для машины. Картинка про Какую подсветку выбрать для машины. Фото Какую подсветку выбрать для машины

Яркий синий цвет ухудшает ночное зрение, потому что именно на сине-зеленую область спектра приходится чувствительность палочек. По сути, синяя приборка ослепляет.

Читаемость синей подсветки (мы же помним из прошлой записи, что синий благодаря дисперсии значительно отклоняется линзой и на сетчатке не фокусируется?) можно улучшить установкой сверхъярких светодиодов (теперь вспоминаем про явление метамерии), что и делают многие, особенно молодые водители. Однако тогда страдает не только ночное зрение, но и дневное. А за ним — и здоровье в целом. Почему?

Из курса физики известно, что чем меньше длина волны излучения, тем больше его энергия. В видимой части спектра самую высокую энергию несет именно синяя область. Собственно, этот диапазон сейчас и принято называть HEV light или HEV-излучение: high-energy visible light или высокоэнергетический видимый свет.

Отдельное название ему дали из-за проблем со здоровьем, которые он вызывает по аналогии с ультрафиолетом. Именно в этом диапазоне излучают синие и фиолетовые светодиоды. На эту же область приходится один из пиков излучения белых светодиодов: сам кристалл излучает в синей области спектра, а белый свет это переизлучение поглощенного света люминофором. От состава и количества люминофора и зависит температура цвета. Это к слову о том, почему я предпочитаю «теплые» белые светодиоды: и атмосферу более уютную создают, и для глаз не так вредны.

Неприхотливые в большинстве своем мужики обычно не парятся, а вот любая женщина, по определению заботящаяся о своей красоте и здоровье, на пляж без защитного крема не пойдет: о вредном влиянии УФ-излучения ей прекрасно известно чуть ли не с детства. Вот только о не меньшем влиянии синего цвета заговорили лишь в последние годы: гаджеты, равно как и белые или синие светодиоды появились сравнительно недавно, а наблюдения об их влиянии на организм — тем более.

Офтальмологи говорят, что заболевания глаз сильно «помолодели» за последние годы. Дело в том, что хрусталик с возрастом пропускает все меньше синего света (любой, кто перенес операцию по замене хрусталика, утверждает, что окружающая действительность больше «не желтит», в окружении появилось больше синего), а вот в молодом возрасте сетчатка наиболее подвержена влиянию синего и ультрафиолета.
Ну, а с гаджетами больше всего времени проводит именно молодежь. Избыток синего цвета вызывает негативные фотохимические реакции в сетчатке, а с учетом накопительного эффекта это и приводит к более ранней дистрофии зрения. Про влияние синего цвета на выработку мелатонина я даже рассказывать не буду: это уж точно на слуху.

Мне жаль молодых да горячих, пихающих в свои приборки модные сверхъяркие синие светодиоды: эффект накопительный и когда в зрелом возрасте начнутся проблемы со зрением — будет уже поздно, сетчатка деградирует. А особенно жалко их детей: именно в детском возрасте глаза наиболее подвержены губительному влиянию HEV и ультрафиолета.

Итак, общие выводы по подсветке чего-либо в салоне, в том числе приборных панелей:

1. Зеленый — универсальный и удобный цвет с точки зрения эргономики. Но для многих водителей кажется слишком скучным, и это на самом деле так. Но нельзя забывать, что производитель делает массовый автомобиль и вынужден исходить из «средней температуры по больнице». Премиальные бренды и тюнинг-ателье могут учесть индивидуальные пожелания или реализовать RGB-подсветку.

2. Оттенки оранжевого и красного отличаются контрастностью (от зеленого) в худшую сторону, но это второй (а может уже и первый) по распространенности цвет, потому что легко и непринужденно создает атмосферу тепла и уюта в салоне. Что немаловажно как для премиум-брендов, так и для массового сегмента с заявкой на «аристократичность». Немаловажный плюс: он щадящий к ночному зрению. Чистый красный — спорное решение.

3. И зеленый, и желтый, и красный со всеми их оттенками — наследие времен, когда для массового применения белый и синий светодиоды в силу дороговизны и невысокой светоотдачи были фантастикой, но при этом они же — незыблемая классика.

4. Поэтому современный тренд — использование белых светодиодов и/или легких оттенков основных цветов: голубой вместо синего, бело-оранжевый вместо красного и оранжевого.

5. Тусклая синяя подсветка в Фольксвагенах 90-х и нулевых — крайне неудачный эксперимент, «тупиковая ветвь эволюции», а любительские попытки улучшить информативность установкой сверхъярких светодиодов опасны для зрения.

6. Таким образом, синие и фиолетовые сверхъяркие светодиоды в подсветке это дешевый китч с неблагоприятными последствиями. Исключений нет, просто эффект накопительный и проявляется через годы.

7. Дизайнерские возможности весьма значительно расширило применение вместо стрелочных приборных панелей ЖК-дисплеев, а для подсветки салона и кнопок — RGB-светодиодов. Как, например, делают премиальные бренды вроде тех же BMW или Mercedes.

Но о приборках поговорим уже в следующей записи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *