Карикатура на машину бмв
BMW ART CARS: там, где встретились автомобиль и художник
Дизайн автомобилей — очень интересная тема. Если обратить внимание на ключевые тенденции в автодизайне на протяжении всего ХХ века, то можно видеть, как удивительно отражаются изменения в обществе на настроении, характере и каких-то общих линиях автомобильного дизайна.
Но недавно я наткнулась на интересные материалы. В них как раз описан обратный продукт — автомобили, которые стали холстом для признанных мастеров живописи того времени.
Итак, предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них:
Все подписи под фото — цитаты авторов работ
_______________________________________
Идея создания арт-автомобилей BMW возникла в 1975 году, когда французский аукционист и гонщик Эрве Пулен впервые принял участие в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Чтобы изменить внешность своего автомобиля он обратился к своему другу, скульптору Александру Калдеру. Калдер раскрасил гоночный автомобиль BMW, заложив тем самым основу целой коллекции. Результат был встречен с таким энтузиазмом, что на BMW решили продолжить эксперимент. К началу 80-х годов коллекция арт-каров стала приобретать более разносторонний, интернациональный характер. А уже к концу 80-х началу 90-х в дело включились выдающиеся художники из 9 стран на всех пяти континентах, работающие в различных стилях. Расширился и спектр избранных моделей. Наряду с гоночными автомобилями художники начали работать с серийными машинами. Вместе они сформировали уникальное отражение современной культуры.
Alexander Calder — 1975
Созданный в 1975 году и положивший начало серии арт-каров BMW, стал одной из последних работ Калдера. Расписывая настоящую гоночную машину, у Александра появилась возможность поработать с реальным объектом, который бросал своеобразный вызов скульптору, привыкшему создавать свои собственные формы. Теперь он должен был найти компромисс между существующей технологией и собственным неповторимым художественным стилем. Как и в случае со скульптурами, Калдер вернулся к мощным цветам и привлекательным изгибам, которыми щедро украсил кузов BMW 3.0 CSL.
В 1975 году автомобиль принял участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане (Le Mans) под управлением американца Сэма Посей (Sam Posey) и французов Жана Гише (Jean Guichet) и Эрве Пулена (Herve Poulain). Спустя семь часов машину пришлось снять с дистанции из-за поломки карданного вала. С тех пор она не принимала участие в гонках и является выставочным экспонатом.
Frank Stella — 1976
Франк Стелла родился в 1936 году в Молдене, штат Массачусетс. Уже в возрасте 14 лет Стелла начал изучать изобразительное искусство в академии Филлипс в Андовере, а позже продолжил обучение в Принстоне. В 1958 году художник переезжает в Нью-Йорк, где основывает свою студию. В ней он создал большинство картин из серий «Черная живопись», «Алюминиевая живопись» и «Медная живопись», которые вошли в историю мирового искусства.
Стелла так же является страстным поклонником автогонок, поэтому его неизбежно ожидал успех, когда в 1976 году он взялся разрабатывать индивидуальный дизайн BMW CSL. Работая над черновой версией, Франк черпал вдохновение в технической ауре автомобиля. В результате машина была окрашена равномерной черно-белой сеткой похожей на миллиметровку, по которой узором проведена линия.
В 1976 году BMW CSL, расписанный Стелой, принял участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане, но не занял призовых мест. После дебюта автомобиль зарегистрировали для участия в международных соревнованиях во французском городе Дижон. Машину должен был вести один из друзей Стеллы, известный гонщик Ронни Петерсон (Ronnie Peterson). Но Петерсон погиб при несчастном случае, произошедшем во время гран-при Италии в 1978 году. В память о своем друге Стелла создал серию работ под названием «Полярная система координат для Ронни Петерсона».
Roy Lichtenstein — 1977
Рой Лихтенштейн родился в 1923 году в Нью-Йорке. Его принято считать одним из родоначальников американского поп-арта. После окончания школы Лихтенштейн уезжает в Огайо для обучения в местном университете, на курсах, проводимых студенческой лигой искусств. В конце 50-х Лихтенштейн начал работать в области массовой культуры, делая комиксы и рекламные объявления.
В 1961 году Рой сделал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов и технологии пришедшие из промышленной печати. В дальнейшем он создавал карикатуры на «Американский стиль жизни» полные иронии и сарказма, экспериментируя с известными произведениями искусства, скульптурами и фильмами. В 1987 году музей современного искусства в Нью-Йорке провел полную ретроспективу его работ. Рой Лихтенштейн умер в Нью-Йорке в 1997 году.
Когда арт-кар Лихтенштейна был закончен, он пережил сразу две премьеры: как произведение искусства в парижском Центре Помпиду и как гоночный автомобиль на 24-часовых гонках в Ле-Мане, под управлением французов Эрве Пулена (Herve Poulain) и Марселя Мигно (Marcel Mignot). Машина финишировала 9-й в общем заезде и первой в своем классе.
Andy Warhol — 1979
Имя Энди Уорхола в наши дни уже почти синонимично понятию поп-арта.
Согласно взглядам Энди Уорхола, автомобиль как «произведение искусства на колесах» – это скорее типично, чем необычно. Человек, провозгласивший суповые консервы «Кэмпбелл» произведением искусства и предложивший закрыть целый универмаг, чтобы сохранить его как музей для потомства, просто не может ощущать никакого конфликта между функциональной технологией и свободным художественным творением.
Энди как всегда храбро принялся за работу, как только его попросили на свой вкус переделать BMW M1. Все предыдущие художники, до того расписывавшие гоночные машины BMW, сначала рисовали черновую версию на уменьшенной модели, а после ассистенты под их руководством переносили рисунок на настоящую машину. Уорхол был первым, кто проделал всю работу самостоятельно. Перенося идеи на автомобиль в спонтанной и прямолинейной манере, ему удалось запечатлеть на нем свой характер. «Я хотел проиллюстрировать скорость. Когда машина действительно быстро едет, все линии и цвета смазаны» — так он объяснял выбранные им широкие мазки.
Первый и единственный раз это «произведение искусства на колесах» приняло участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане в 1979 году. Под управлением Манфреда Винкельхока (Manfred Winkelhock) из ФРГ и французов Эрве Пулена (Herve Poulain) и Марселя Мигно (Marcel Mignot), автомобиль финишировал шестым в общем зачете и вторым в своем классе.
Ernst Fuchs — 1982
Эрнст Фукс создал свой арт-кар BMW в 1982 году, став первым художником-европейцем, принявшим участие в проекте. Машина послужила поверхностью, на которую он спроецировал свое воображение без формальных ограничений.
Сам художник так отозвался о своей работе: «Расписывая BMW 635 CSi, я показал разный опыт, страхи, желания, мечты, а также свободное эстетическое творчество художника. Я называю эту машину «огненная лисица на заячьей охоте». Изображены заячьи гонки по автотрассе в ночи, зайцы перепрыгивают через пылающий автомобиль – первозданный страх и смелая мечта преодолеть то измерение, в котором мы живем. Сам сюжет подсказал мне выбор цветов, я прочел их в линиях и формах, я слышу стремительный сигнал машины и уже вижу красивого зайца, прыгающего и летящего в огненных языках любви, разгоняющего все страхи. Желание выйти за пределы времени и пространства – все это и многие другие ощущения двигали мной, когда я расписывал BMW».
Арт-кар созданный Эрнстом Фуксом, был расписан по случаю выставки «Изобразительное искусство как иллюстрация – иллюстрация как изобразительное искусство» и демонстрировался в галерее BMW в Мюнхене. Эта машина является статичным выставочным экспонатом, никогда не выезжала на дорогу и не участвовала в гонках.
Robert Rauschenberg — 1986
Есть одно серьезное отличие между BMW 635 СSi, расписанным Робертом Раушенбергом в 1986 году и предыдущими BMW Art Cars 70-х: это не гоночный автомобиль, а просто серийная машина.
Его работа необычна по нескольким причинам. Раушенберг был первым, кто в своем дизайне использовал настоящие картины, включая некоторые очень известные, модифицировав их с помощью фотографических приемов и воссоздав на автомобиле. На левой стороне машины изображен «Человек мира» Бронзино, а правая является, так сказать, местом его встреч – там одалиска, нарисованная Жаном Ингресом (Jean Auguste Dominique Ingres). Несколько фотографий деревьев и болотной травы призваны обратить внимание на проблемы окружающей среды, ассоциирующиеся с автомобилями. Колпаки и ступицы украшены фотографиями античных тарелок.
В 1988 году Раушенберг снова использовал темы своего арт-кара, только на этот раз уже без автомобиля. Вместо этого рисунки в виде прозрачных пленок были растянуты на эмалированном алюминии и выделялись при помощи техники коллажа. Серия из шести частей «Beamer» представляла образец полностью нового синтеза изобразительного искусства с автомобилем: средство передвижения – это источник вдохновения для художественного заявления, освободившегося от своих корней.
Арт-кар Роберта Раушенберга был впервые представлен публике в 1986 году на выставке в галерее BMW в Нью-Йорке. Эта машина завершила серию автомобилей BMW в стиле американского поп-арта. Европейская премьера состоялась в конце 1988 года и с тех пор 635 CSi выставляется в музеях по всему миру.
Michael Jagamara Nelson — 1989
Майкл Джагамара Нельсон родился в 1949 году в Пикили, Австралия. Принадлежа к племени Варлпири, он рос и воспитывался в традиционном стиле аборигенов Австралии. Майкл бросил школу в 13 лет и стал зарабатывать на жизнь разведением скота, охотой на бизонов и вождением грузовика. Он обучился у своего дедушки технике древнего рисунка, принадлежавшей его предкам в Папунии, и она дала ему возможность создать новый, узнаваемый стиль в живописи.
Когда представители BMW спросили Теренса Мишэма (Terence Measham), директора музея Пауэрхаус в Австралии, кого из местных художников он может порекомендовать для росписи гоночного автомобиля, он без колебаний ответил — Майкла Джагамару Нельсона. Исходной машиной была черная спортивная М3, которую Нельсон трансформировал в изостудию BMW. Спустя семь дней неустанной работы появился шедевр искусства Папунии. Геометрические формы и узоры обманчиво кажутся абстрактными, но те кто знаком с мифологией Австралии, смогут узнать в росписи кенгуру, эму, муравьев и опоссума.
Папунийские рисунки – это как бы взгляд с высоты на землю и пейзажи. Им свойственны различные формы, символизирующие воду, пещеры, людей и различных животных. Они объединяют в себе все религиозные мифы, передававшиеся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. Мифы отражают культурные корни этой австралийской расы, управляют их образом жизни, верованиями и дают источник вдохновения для будущих поколений.
Арт-кар Майкла Джагамары Нельсона был передан в отделение Motor Sport Division BMW Australia. До этого им управлял знаменитый австралийский гонщик Франк Гарднер (Frank Gardner). В 1987 году Тони Лонгхёрст (Tony Longhurst) победил на этой машине в чемпионате AMSCAR для команды JPS-BMW. А в гоночном сезоне 1988 года на M3 Джагамары выступала команда гонщиков Mobil 1 – неоднократный австралийский чемпион Питер Брок (Peter Brock) и телевизионный комментатор, ставший гонщиком, Нил Кромптон (Neil Crompton).
Ken Done — 1989
Кен Доун родился в Сиднее в 1940 году. В 14 лет он бросил учебу и начал изучать искусство в Национальной школе изобразительных искусств в Сиднее. Проработав 20 лет графическим дизайнером рекламы в Сиднее, Нью-Йорке и Лондоне, он оставил свою профессию, чтобы посвятить больше времени живописи.
После того, как Кен Доун оценил серию работ, созданных его предшественниками, он решил, что задача расписать гоночную машину BMW – это серьезный вызов и «огромный комплимент». Он сравнил это с игрой в гольф против Джека Никлауса (Jack Nicklaus) или участием в гонках вместе с Нельсоном Пике (Nelson Piquet). В течение всего творческого процесса он уделял особенное внимание тому, чтобы его арт-кар сочетал в себе художественный и технический образ мыслей.
У Доуна с первых мгновений была четкая идея, как украсить машину. С одной стороны надо было выразить некую притягательность, которая таилась для него в быстрой и высокотехнологичной M3, с другой, дизайн должен был оставаться типично австралийский. Жизнеспособность и оптимизм его родного континента должны были бросаться в глаза, поскольку именно эти качества особенно нравились Кену в Австралии. Арт-кар Кена Доуна был взят в отделение спортивных автомобилей BMW в Австралии.
Этим М3 управлял знаменитый австралийский гонщик Франк Гарднер. Машина вышла на трассы в 1987 году с командой JPS-BMW и принесла победу Джиму Ричардсу в австралийских гонках группы «А». В сезоне 1988 года автомобиль участвовал только в одной гонке, после чего был снят с соревнований и стал демонстрироваться как произведение искусства.
Matazo Kayama — 1990
Матазо Каяма родился в Киото в 1927 году. Изучал живопись и традиционное японское искусство. Впервые его работы были выставлены в 1949 году. На протяжении нескольких лет он экспериментировал с животными мотивами, а в 1965-м занялся рисунками «byobu» — художественное украшение специальных ширм.
Привнося модернизм в область традиционного изобразительного искусства, Каяма участвовал в создании новых форм художественного выражения в Японии. Каяма выполнял различные проекты – от дизайна ювелирных украшений и работ по металлу, до разработки дизайна интерьера самолета Боинг 747, что еще раз доказывает широту его творческих способностей.
Как и многие другие художники, расписывавшие арт-кары, Матазо Каяма видел в BMW прекрасные возможности для дизайна и вызов своим творческим способностям. Идея его дизайна возникла практически сразу. С одной стороны ему хотелось выразить свое восхищение технологиями BMW, а с другой пробудить яркие ассоциации с современной Японией.
Хотя Каяма обратился к своей ранней теме «Снег, Луна и цветы», техника его рисунка была принципиально новой. Сначала он использовал аэрограф, нанеся легкие голубые тона на серебряный кузов BMW 5 Серии, чтобы подчеркнуть контраст и элегантность машины. После этого, применив классические японские техники «Киригане» (Kirigane — резьба по металлу) и «Араре» (Arare — оттиски на фольге), он покрыл машину маленькими кусочками серебряной, золотой и алюминиевой фольги. По окончании проекта художник признался, что особую сложность в работе представляла трудность визуализации его произведения как цельного из-за трехмерной природы поверхности автомобиля.
Каяма не предполагал что его арт-кар будет участвовать в гонках или ездить по дорогам, прежде всего он создавал машину как художественный экспонат. Такой подход дал ему возможность использовать эффектный, но хрупкий материал — японскую фольгу.
Cesar Manrique — 1990
Цезарь Манрике родился в 1919 году на одном из Канарских островов – Ланцароте. Некоторые знают его как архитектора, другие как скульптора, остальные как дизайнера, художника и живописца. Манрике был наделен универсальным талантом, он увлеченно занимался экологией, ландшафтным дизайном и охраной окружающей среды, умудряясь в равной степени распределять свою креативность на все сферы.
Поскольку Цезарь Манрике был и художником, и архитектором, он имел четкое представление об автомобиле. Необходимый предмет повседневной жизни, он участвует в формировании внешнего вида наших городов и оказывает сильное влияние на мир вокруг нас. Придумывая дизайн арт-кара, Манрике был вдохновлен концепцией движения. Он попытался объединить понятия скорости и аэродинамики с эстетической привлекательностью в одном объекте. Яркие, светящиеся цвета и широкие мазки кистью, смешивающиеся с контурами автомобиля, показывают непринужденное скольжение машины сквозь пространство, не встречающее никакого сопротивления.
A.R. Penck — 1991
А. Р. Пенк (настоящее имя Ральф Винклер) родился в Дрездене в 1939 году. Там же в 1956 году были впервые выставлены работы этого художника-самоучки. Затем Пенк был сильно увлечен работами Пикассо, Рембрандта и доисторическими пещерными рисунками, влияние которых привело к появлению в начале 60-х его знаменитых «stick men». Интерес к математике, кибернетике и теоретической физике расширил его изобразительный язык до «картин мира».
«Мне также интересно исследовать технический дизайн» — так прокомментировал Пенк автомобиль BMW Z1. При росписи своего арт-кара он черпал вдохновение из самого продукта, который, по его мнению, является показателем креативности тех инженеров и дизайнеров, которые смогли вложить в развитие этой машины особую свободу творческого выражения.
Работы Пенка бросают вызов зрителям. Чтобы понять его вселенную и язык знаков, необходимо тщательно изучить всю композицию характеров и цифр. Кажущиеся однозначными, символы усложнены абстракцией и фактически являются шифрами, которые надо декодировать.
Esther Mahlangu — 1991
Эстер Малангу родилась в районе Мидделбург, южноафриканской провинции Трансвааль в 1936 году. Она обучилась традиционной живописи Ндебеле у своей матери. Это одна из многих племенных форм искусства в Южной Африке. Используемая для росписи стен хижин, Ндебеле выполняется только женщинами племени. Каждый узор имеет свое значение и смысл, которые во многом растворились в тумане времени. Малангу считается ведущим мастером этого искусства в Южной Африке.
BMW 525i, расписанная Малангу, — это традиция её племени, переведенная на язык высоких технологий. Эстер посчитала, что этот переход был абсолютно естественным, хотя и непростым. Осознавая всю мощь компании, к которой она присоединилась, когда ее пригласили поучаствовать в коллекции Art Cars, она особенно гордилась тем, что является первой женщиной-художником в этом проекте.
«Мое искусство выросло из традиций племени украшать свои дома. Узоры, которые я использовала, соединяют наши традиции с современностью автомобилей BMW». Попробовав свои силы на поверхности двери машины, чтобы прочувствовать материал совершенно не похожий на все с чем она работала раньше, Эстер Малангу превратила белый BMW чуть больше чем за неделю в произведение искусства.
____________________________________
А согласитесь, было бы очень круто покрасить свой автомобиль, взяв в основу одно из этих произведений?
Просто потрясающе!
И, конечно, вот вам ссылочка на оригинал статьи, где чуть больше фотографий и информации о самих художниках.
Карикатура на машину бмв
Сколько раз я спрашивал — «Бодя, где такую аватару взял?»
Сколько раз Бодя выкручивался со словами «в интернете, уже не помню где».
Доходило до прямых угроз отверткой, звонков в 3 часа ночи.
Нет. Он так и не ответил.
Но сегодня тот день, когда справедливость восторжествует. Случайно наткнулся на сайт, где собрана большая коллекция авто и мото в карикатрурном жанре. Как я понял картинки продаются в большом формате, но их бесплатные миниатюры отлично подойдут для нарядной и несерьезной аватары.
WSBK → Карикатура Луки Руджери на тему Рубена Ксауса из команды BMW
Мотоновости → Карикатуры Тодда Шелби о жизни Джеймса Стюарта
Nike наняли Тодда Шелби, чтобы тот описал атлетов, спонсируемых компанией, включая Джеймса Стюарта. Джеймс живет на ранчо площадью 202 га, там столько места, что у него есть даже свой трек, где Джеймс тренируется круглый год. Также он любит коллекционировать мотоциклы и автомобили, а также имеет двух собачек. Все это было учтено:)
Карикатура на машину бмв
Сколько раз я спрашивал — «Бодя, где такую аватару взял?»
Сколько раз Бодя выкручивался со словами «в интернете, уже не помню где».
Доходило до прямых угроз отверткой, звонков в 3 часа ночи.
Нет. Он так и не ответил.
Но сегодня тот день, когда справедливость восторжествует. Случайно наткнулся на сайт, где собрана большая коллекция авто и мото в карикатрурном жанре. Как я понял картинки продаются в большом формате, но их бесплатные миниатюры отлично подойдут для нарядной и несерьезной аватары.
WSBK → Карикатура Луки Руджери на тему Рубена Ксауса из команды BMW
Мотоновости → Карикатуры Тодда Шелби о жизни Джеймса Стюарта
Nike наняли Тодда Шелби, чтобы тот описал атлетов, спонсируемых компанией, включая Джеймса Стюарта. Джеймс живет на ранчо площадью 202 га, там столько места, что у него есть даже свой трек, где Джеймс тренируется круглый год. Также он любит коллекционировать мотоциклы и автомобили, а также имеет двух собачек. Все это было учтено:)