Картина женщина за рулем автомобиля автор
Выставка Юрия Пименова в Новой Третьяковке
Уже довольно давно, наверное, в одном из журналов (а журналов раньше выписывали много) я увидела репродукцию картины «Новая Москва»: солнечная, умытая дождем Москва и женщина, со спины, за рулем автомобиля. Помню, что эта картина поразила меня какой-то чистотой и светом. Потом, уже через много лет, будучи проездом в Москве и посетив Третьяковскую галерею на Крымском Валу, я вновь увидела теперь уже картину. Она мне нравилась. Художник — Юрий Пименов (1903–1977). А сейчас в Третьяковской галерее до 9 января 2022 года проходит выставка его работ. Мы с подругой сходили. Увидели много нового, о чем даже и не знали: графику, плакаты, эскизы декораций. Ну и конечно, картины. Очень понравились его картины с дождем — как в песне — «художник, что рисует дождь».
Если коротко: Юрий Пименов родился в семье помощника адвоката и дочери купца. Семья поддерживала его наклонности в рисовании. Мальчика в 12 лет устроили в воскресную школу живописи в Замоскворечье. Пименовы жили неподалёку от Третьяковской галереи, и Юрий часто ходил посмотреть на картины мастеров. Любимым пейзажем мальчика была картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
В 1921 году переходит на полиграфический факультет Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские).
В 1923 году участвует в оформлении павильона Всероссийской с/х выставки.
В 1924 году начинает работать как театральный художник.
1925—1928 гг. — входит в группу и становится членом правления Общества художников-станковистов (ОСТ). За картину «Даешь тяжелую индустрию!» к 10-летию революции получает премию жюри.
Далее — участие в различных выставках, премии. В 1931 году женится на Наталье Бернадской. Она стала его музой и моделью.
Во время Великой Отечественной войны Юрий Пименов создавал агитационные плакаты в Окнах ТАСС: он изображал героев передовой и тыла. Во время эвакуации художник остался в родном городе, писал жанровые картины, отражающие военные будни Москвы.
В 1945 году начинает преподавать на художественном факультете ВГИК (до 1972 г.).
В 1950 году присуждается Сталинская премия за оформление спектакля «Степь широкая» в ЦТКА.
В 1954 году избирается членом-корреспондентом Академии Художеств СССР.
В 1957 году присваивается звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1962 году — народного художника РСФСР и он избирается действительным членом Академии художеств СССР, через год награждается орденом Трудового Красного Знамени.
В 1967 году присуждается Ленинская премия за серию работ «Новые кварталы».
В 1970 году присваивается звание народного художника СССР, многочисленные поездки, персональные выставки, награды (орден Ленина в 1973 г.).
В экспозицию вошли около 170 произведений из 22 музейных и частных собраний России, Беларуси и Латвии. Пименов очень точно попал в настроение времени. Работы распределены по нескольким разделам: «Новый реализм.1920-е», «Физкультурный парад», «Импрессионизм 30-х годов», «Война», «Москва и москвичи. Конец 1940-х — 1950-е», «Новые кварталы. 1960−1970-е», «Путешествия», «Таинственный мир зрелищ». В данном фотоальбоме я не придерживаюсь этого разделения.
«Новая Москва» Юрия Пименова. Почему это шедевр
«Новую Москву» несколько месяцев никак не могли показать публике. Место на выставке было выделено. Но вот только выставка все время откладывалась. Потому что ее организаторов одного за другим арестовывали и даже расстреливали…
Но в результате все же выставка состоялась. А посвящена она была индустриальным достижениям Советского Союза. И стала “Новая Москва” ее главным открытием!
Как же так вышло, что работа, написанная в стиле импрессионизма, вдруг стала одной из лучших картин советской эпохи?
Пименов и немецкий экспрессионизм
До импрессионизма Пименов работал в другом стиле. Он был восхищён немецким экспрессионизмом. Поэтому в ранних работах мы видим искажение формы: упрощенные черты лица, неестественные повороты головы, слипание объектов. Так, мячик и руки девушек словно являются единым целым.
Юрий Пименов. Две девушки с мячом. 1929. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
Только герои Пименова – это не дамы легкого поведения с богачами, как у Кирхнера. А скромные молодые, сильные девушки и парни Советской Страны.
Справа: Эрнст Людвиг Кирхнер. Уличная сцена в Берлине. 1914. Новая галерея в Берлине. Wikiart.org.
Но в этом все равно усмотрели чуждое, западное, слишком авангардное. В общем, приговор: формализм. В 1932 году подобные работы были запрещены.
И тогда Пименов обратился к импрессионизму.
Пименов и французский импрессионизм
В 1930-х годах Юрий Пименов становится истинным импрессионистом. И дело не только в том, что он использует нужные приёмы и техники…
Но сначала — история из жизни одного из самых ярких импрессионистов Франции.
Однажды Ренуара чуть не расстреляли.
Во время Парижской Коммуны революционеры строили на улицах баррикады. И ловили шпионов правительства.
И вот однажды Ренуар работал на пленэре на набережной Сены. Восставшим показалось, что он шпион и рисует планы баррикад. Схватили и повели к стене расстреливать!
Но тут один из восставших его узнал, и его отпустили. И что Вы думаете? Отразилось ли это на работах Ренуара? Написал ли он реальные баррикады и расстрелянных людей?
Вот одна из его работ того времени.
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, собирающая цветы. 1872. Кларк Арт Институт, Массачусетс, США. Regnum.ru.
Нет! Вы никогда не узнаете по работам импрессионистов, какие страшные вещи происходили на улицах Парижа. Даже если их самих ставили к стене на расстрел. На их полотнах все равно были цветы и дамы. Красота жизни. Невероятный свет, который меняет цвет в зависимости от времени суток.
Импрессионисты не рассказывают истории, не философствуют и не рассуждают о несправедливости. Они пишут мгновения жизни, игру света в волосах и листьях.
И таким же был наш импрессионист Пименов. Каждый день расстреливали тысячи людей. А сколько арестовывали! Но на его картинах мы видим самую лучшую сторону жизни. Тем более, что они с женой ждали первенца. Его жизнь и правда была наполнена светом и радостью.
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.
И такой подход оказался подходящим под требования к живописи того времени. Чтобы показывали светлое настоящее, ведущее к светлому будущему. И поэтому закрыли глаза на импрессионизм, который власть не очень любила.
Конечно, в стиле соц. реализма картина бы выглядела немного по-другому. Как минимум, детали были бы более проработаны. Пименов же намеренно размывает силуэты зданий, а толпу прохожих лишь набрасывает яркими мазками. Как же в этом он похож на Клода Моне!
Слева: Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки XIX-XX вв.), Москва. Wikimedia Commons.
И ещё один интересный момент. Мы ведь не видим лица главной героини! Мы не можем ей посмотреть в глаза. В этом тоже так много от импрессионизма! Ведь выхвачен момент из жизни. Как будто это Вы сидите на заднем сиденье автомобиля и смотрите вместе с героиней на дорогу.
Согласитесь, в этом есть та самая «случайность композиции» Эдгара Дега.
Немного искусствоведения
У картины очень удачная композиция. Голова девушка находится на линии золотого сечения. То есть немного правее центральной вертикали. А такое расположение очень комфортно для наших глаз. О важности золотого сечения в Живописи мы подробно говорим на курсе «Дневник Искусствоведа».
При этом дорога уходит не четко в центр, а в сторону влево. То есть получается небольшая диагональ. Это создаёт иллюзию движения.
Фигуры прохожих и силуэты домов размыты. Мы не видим линий. Словно мы и правда едем и все вокруг теряет четкость.
Серый цвет асфальта и бежевые оттенки домов НЕ кажутся унылыми. У прохожих довольно пёстрые одежды, на дальнем плане снуют красные и голубые автобусы. А на волосы девушки нанесены яркие мазки желтой и красной краски, имитирующие блики от солнца.
Также сбоку к стеклу привязана гвоздичка. Все это делает картину достаточно яркой и радостной по настроению.
Исторический контекст
Каждый из нас наверняка удивился, впервые увидев эту картину. В 1937 году женщина за рулём? Это невероятно, конечно.
Что ж, такова была директива: девушкам давали зелёный свет и в пилотировании самолетов, и в строительстве, и в вождении легкового автомобиля.
Юрий Пименов. Золотые ворота (левая часть триптиха «Строительницы»). 1947. Национальный музей Республики Беларусь. Фото из личного архива.
Удивительно, что легковые автомобили только начали появляться в Москве в начале 30-х годов. А уже в 1937 году около тысячи женщин ездили за рулём!
Такой образ, конечно, пришёлся по вкусу всем. Ведь это об уникальности советского общества, в котором каждый и каждАЯ могут активно прокладывать дорогу в светлое будущее!
Понятно, что это оттягивало внимание от происходящего геноцида. Ведь на самом деле далеко не каждый мог участвовать в строительстве новой Москвы и новой страны. Не с теми взглядами, не с тем происхождением — и нет человека на следующий день. И не факт, что родные найдут его тело.
К слову, Пименов был одним из тех, кто подписал письмо с просьбой НЕ реабилитировать Сталина в 60-х годах…
Продолжение «Новой Москвы»
Образ нравился самому Пименову. Тем более, что позировала ему супруга Наталья. Он вообще любил ее писать.
Юрий Пименов. Портрет Н.К. Пименовой. 1943. Собрание Т.Г. Пименовой, Москва. Фото из личного архива.
Что уж там, она была единственной его моделью. И со слов художника, именно ее мы должны благодарить за такие образы: «…она была моделью, особенно мне необходимой тогда, когда я старался отойти от старых схем своей юности и выразить то живое и светлое, что мне открывалось вокруг…»
Образ девушки за рулём потом художник повторял ещё не раз. Даже как будто показал нам ее судьбу. Ведь спустя семь лет он написал ее же, но не на фоне светлых улиц Москвы. А на войне, среди руин Ленинграда.
Юрий Пименов. На фронтовой дороге. 1944. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.
Здесь она уже не одна в машине. Рядом сидит мужчина, который явно доверяет ей: настолько она уверенно чувствует себя за рулём.
И после войны художник возвращался к образу активной и сильной женщины, которой не страшно сидеть в кузове грузовика и ехать на стройку нового дома.
Юрий Пименов. В Москву. Дорога на новостройку (центральная часть триптиха «Строительницы»). 1947. Национальный музей Республики Беларусь. Фото из личного архива.
Картина «Новая Москва» для Пименова не просто про Новую Страну. Хотя именно такое прочтение устраивало руководство этой самой страны.
Это про Новую Женщину. Красивую и уверенную в себе. Которая и в самолёт, и в самосвал не побоится сесть. Но которая сама этого хочет, сама рвётся в бой. С улыбкой. С аккуратной прической. С задором в сердце.
Юрий Пименов. Вечером в кино пойдём? 1954. Бумага, чёрная акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из альбома «История одного шедевра», 2017.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова
Вторая половина 1930-х. Москва бурлит: с одной стороны, — закручивание гаек, репрессии и ужасы застенок, с другой, — обновление, бурное строительство, прогресс. Идеологически, конечно, все это шло под одним лозунгом созидания светлого будущего. Это нашло отражение в одном из самых известных полотен советских художников — «Новая Москва» кисти Юрия Пименова. Как создавалась картина и что хотел сказать автор, рассказывает Снежана Петрова.
Ю.Пименов. Новая Москва. 1937
Москва. Лето. Утро. Молодая девушка едет по своим делам. Это сегодня мы спокойно воспринимаем женщин за рулем. Но в середине 1930-х — это был вызов, бунтарство и символ не только новой Москвы, но и новой жизни.
Героиня — за рулем первого легкового советского автомобиля Газ-А. Его выпускали с 1932-го по 1936-й, пока на смену не пришла новая модель — Газ-М, модернизированная машина собственной конструкции, созданная на базе лицензионного «Форда» типа «фаэтон».
Девушка едет в сторону Манежной площади, откуда в 1935-м началась сталинская реконструкция Москвы. Масштабная перестройка охватила центр города: улицы расширялись, дома передвигались, на месте ветхих зданий вырастали могучие исполины.
Найденное Пименовым композиционное решение, когда изображение похоже на кадр, было своего рода новаторством. Художник как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город глазами девушки. Быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства — картина источает оптимизм и надежду на светлое будущее.
Символическое искусствоведение однозначно связывает линию горизонта с темой будущего. В «Новой Москве» такой, вынесенной вдаль, линии горизонта нет. Будущее сконцентрировано на близком плане. Это — комплекс ближайших задач, которые призвано решить общество. А монументальность, высота новых зданий соответствует монументальности и высоте этих задач.
Интересно, что в советском искусствоведении картина Пименова рассматривалась как эталон социалистического реализма, хотя сам художник тяготел скорее к импрессионистам.
Кстати, в середине 1940-х художник вновь использует это композиционное решение, но уже с иным посылом — на картине «Фронтовая дорога» (1944).
Ю.Пименов. Фронтовая дорога. 1944
К моменту написания картину уже вовсю шла сталинская реконструкция Москвы. Работа над концепцией города будущего, столицы первого социалистического государства, велась с конца 1920-х.
Вот как описывал Лазарь Каганович город до реконструкции: «Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы. Идёт улица как улица, и неожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело на ум взгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать у улицы по крайней мере добрых 5−10 метров на выступы своего особняка. С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади».
В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский. К 1935-му был подготовлен и утвержден генеральный план реконструкции города, на реализацию которого отвели 10 лет. Документ предусматривал строительство новых транспортных магистралей и расширение имеющихся, обновление мостов, строительство метрополитена, создание новых парков и пространств для отдыха уровня парка Горького и ВДНХ.
Расширение улицы Горького (сейчас Тверская), середина 1930-х
Практически все культовые сооружения в районе новостроек были уничтожены, невзирая на их историко-культурную ценность. Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. Сталинская реконструкция Москвы, которую еще называют «градостроительной мясорубкой» должна была сделать столицу витриной коммунистических идеалов и социалистического образа жизни.
Параллельно с этим в СССР шла кампания массовых репрессий и политических преследований. Активно искали и, конечно, находили «врагов народа», которых затем уничтожали или изолировали от достойных представителей пролетариата. Количество жертв за 1937−1938 годы составило около 1 млн человек.
Кем был Юрий Пименов? Достойным творческим работником Отечества. Закончив ВХУТЕМАС (за этой аббревиатурой, которыми так славился Союз 1920-х, скрывается Высшие художественно-технические мастерские), он вместе с единомышленниками учредил Общество станковистов. Эта организация объединила художников, которые транслировали в своем творчестве идеи социализма и коммунизма, а также связанного с ними грядущего, обязательно светлого, оптимистичного. Прославление трудовых подвигов рабочих и крестьян, бесспорно правильная линия партии, счастливые, сильные, сытые люди — вот это все.
ОСТ не бралось за революционные темы Гражданской войны, предпочитая «приметы XX столетия»: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом. При этом использовались приемы современного европейского экспрессионизма и импрессионизма, несмотря на то, что они были объявлены формальным искусством буржуазного общества.
Юрий Пименов в мастерской
Пименов в ОСТ был одним из тех, кто призывал пропагандировать в искусстве идеи борьбы за задачи рабочего класса. После распада ОСТ тематика большинства произведений художника связана с повседневной жизнью Москвы, за что в 1960-х он получил Ленинскую премию.
2 апреля в рамках проекта «Смотритель» состоится онлайн-экскурсия с выставки «Россия в пути», которая проходит в Институте русского реалистического искусства. Именно там сейчас находится картина Пименова, и, безусловно, мы не обойдем её вниманием.
Новая Москва Юрия Пименова
Символом нового уклада Символом нового уклада социалистической жизни в СССР стала картина «Новая Москва» советского художника Юрия Пименова, написанная в 1937 году. Многие из искусствоведов считают эту работу самой популярной из всех, написанных художником.
Картина «Новая Москва» создавалась для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и окончанию II пятилетки. Идея выставки отвечала духу времени. Организаторы поставили перед участниками задачу: продемонстрировать триумф социалистического строя и успехи индустриализации.
Художникам предоставили список тем, из которых следовало выбрать понравившуюся. После выбора темы и утверждения её худсоветом, необходимо было представить эскиз будущего полотна. Его должен был утвердить комитет по подготовке выставки. И только после этого автор получал аванс и мог приступить к работе. Среди других была тема под названием «Новые города, новые люди», именно в её рамках и была создана «Новая Москва».
Открытие выставки затянулось
В случае необходимости художники выезжали на место изображаемого события. Кстати, на всё это также выделялись средства. Следует отметить, что срок окончания работы был строго оговорен. Нередко случалось, что в целом комиссия принимала картину, однако указывала на недостатки и предписывала сделать исправления.
В результате из-за всех установок, а также из-за того, что добрая половина комитета по организации выставки была репрессирована по делу «право-троцкистского блока» экспозиция открылась с полугодовым опозданием.
Картина Юрия Пименова «Новая Москва», хотя многие искусствоведы и обвинили его в формализме за дробность мазка, характерную для импрессионистов, сразу привлекла к себе внимание и получила широкую известность.
Что же до самого мастера, то он не отрицал — испытывает сильное влияние импрессионизма и находится под влиянием творчества Жана-Франсуа Милле, Пьера Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Валентина Серова.
Картина часто экспонировалась
Но как бы там не было, картина «Новая Москва» была замечена. В 1945 году она поступила в Третьяковскую галерею и с тех представлена в постоянной экспозиции. В настоящее время экспонируется в зале 15 в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.
Кроме того, это полотно довольно часто демонстрировалось на крупных международных выставках. В 1956 году её можно было увидеть на XXVIII биеннале в Венеции. Затем она экспонировалась на выставках «Коммунизм — фабрика мечты. Визуальная культура сталинского времени», проходившей во Франкфурте-на-Майне, «Россия» в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и «Warszawa — Moskwa / Москва — Варшава. 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств — России и Польши.
Жена художника служила ему моделью
Сюжет картины, которая чем-то напоминает кадр из фильма, довольно прост. Всё действие происходит утром рабочего дня. На полотне после сильного дождя, который также становится участником действа, нарисована площадь в центре столицы и широкий проспект. Машины на мостовой и толпы пешеходов придают городскому пейзажу движение. На первом плане картины за рулём легкового автомобиля спиной к зрителю сидит молодая женщина, которую следует считать символом новой Москвы и новой жизни.
Её легко узнать — это жена художника Наталья Константиновна Бернадская, которая довольно часто служила художнику моделью.
Интересный факт, когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Так что не удивительно, что в этой работе Пименова чувствуется столько счастья и радости.
Позже Юрий Пименов напишет в своей книге «Земное искусство»: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки…».
Тем самым он поставил точку над спорами по поводу того, кто находится за рулём автомобиля. Кого только не называли: любовницу Владимира Маяковского Лилю Брик, балерину Ольгу Лепешинскую, актрису Любовь Орлову, певицу Антонину Нежданову…. На самом же деле это муза художника — Наталья.
Сегодня эту картину смело можно назвать исторической. Благодаря ей мы видим, как выглядела довоенная Москва и, в частности, улица Охотный ряд после реконструкции 1930-х годов, к которой с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль.
Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь», открытая в 1887 году и снесённая в конце 1960-х — начале 1970-х. В 1931 году там работал кинотеатр «Востоккино».
Угол дома справа, на котором виднеется большая белая буква «М»— наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора Дмитрия Чечулина старом доме. За вестибюлем метро — фасад здания бывшего Благородного собрания, перестроенного впоследствии архитектором Матвеем Казаковым. После революции это строение стали называть Домом Союзов и проводить там различные государственные мероприятия: съезды Советов, профсоюзов, траурные церемонии, судебные процессы, шахматные турниры, детские новогодние ёлки и пр.
На заднем плане высятся новые здания: слева — гостиница «Москва», в глубине в центре — Дом Совнаркома СССР.
«Руководящая и направляющая»…
К слову, в «Новой Москве» не прописана линия горизонта. Но тем не менее ясно — город стремится по прямой и открытой дороге в светлое будущее. Однако прежде общество должно решить целый комплекс задач.
Советские искусствоведы договорились до того, что улица, по которой несётся автомобиль, говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. А «размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным… Мы же воспринимаем эту картину совершенно иначе — для нас она светлый, умытый дождём городской пейзаж…
Продолжение темы «женщина за рулём»
Впоследствии к теме «женщина за рулём» художник возвращался неоднократно. В 1944 году он запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога», которая хранится в Государственном Русском музее.
Вместе летнего городского пейзажа на полотне написана зимняя дорога. Машина, которую ведёт героиня, едет за грузовиком в сторону передовой. Рядом с водителем пассажир. Впереди — окраины городка с развалинами костёла.
В последний раз к этой теме Юрий Пименов возвратился в 1960 году. Тогда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Картина получила название «Москва 1960 года» и находится в национальном музее Таджикистана.
Мэтр советского импрессионизма
Юрий Пименов, которого справедливо считают мэтром советского импрессионизма, родился в 1903 году в Москве. Его отец был юристом и увлекался живописью. Нет ничего удивительного в том, что сын решил связать свою жизнь с искусством. Гимназический учитель рисования отметил одарённого ученика и оказал ему протекцию при поступлении в Замоскворецкую школу рисования.
Семья жила рядом с Третьяковской галерей и маленький Юра там довольно часто бывал. Особенно ему нравились пейзажи передвижников, но больше всего он полюбил картину «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Позже его захватили пейзажи Александра Бенуа, Константина Сомова, Исаака Левитана.
В 1920–1925 годах Пименов учился в одном из лучших художественных заведений страны — во ВХУТЕМАСе. Его педагогами были график-иллюстратор Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин.
В 30-е пришлось нелегко
Надо сказать, что Пименов был довольно увлекающейся натурой и желал попробовать себя в различных техниках и темах. То его волновали немецкие экспрессионисты, то звали за собой французские импрессионисты… Интересовали темы спорта, кино и достижений науки… Например, в 1927 году он создает картину «Даёшь тяжёлую индустрию!», которую критики тогда высоко оценили. Вообще, они его до поры любили и жаловали вниманием.
А потом вдруг всё резко изменилось. Впрочем, в начале 30-х всем и прежде всего людям искусства пришлось нелегко. Дело в том, что после постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» работу всех художественных объединений запретили. В результате закрылось общество художников-станковистов, учредителем которого он был.
Самого Пименова стали критиковать, обвинять в формализме. Одну книжку, которую он иллюстрировал, за рисунки признали формалистической и не заплатили. Потом и вовсе перестали давать работу в журналах. В довершении всех бед его покусала бешеная собака, что сильно отразилось на здоровье. В результате тяжело заболел, стал нервничать, впал в депрессию и совсем не мог работать.
Однако он всё-таки нашёл силы вернуться к живописи, начав рисовать жизнь столицы. Художник целыми днями гулял по отдалённым местам Москвы, ездил в Подмосковье, бродил по окрестным лесам. В результате создавал городские пейзажи, изображал кварталы и новостройки столицы, улицы и дома… Труды не прошли даром. «Новая Москва» получила признание.
В 1939 году новый успех. Пименов с бригадой художников создаёт панно «Физкультурный парад в Москве», которое экспонировалось на Международной выставке в Нью-Йорке и стало фоном для шестиметровой архитектурной модели Дворца Советов.
Но дальнейшие грандиозные планы рушит война…
В годы Великой Отечественной войны художник возвращается к экспрессионизму. По его мнению, именно данная техника наиболее созвучна страшной трагедии, которая обрушилась на страну. Вместе с художником Владимиром Васильевым работает над Окнами ТАСС. В 1943 году его командируют на Северо-Западный фронт, а затем в Ленинград. Именно тогда он пишет полотна «Ночная улица», «Следы шин», «Фронтовая дорога» и другие.
Мастер рисует Москву
Сразу после войны Пименова приглашают на преподавательскую работу во ВГИК на художественный факультет. Он стал ещё ближе к кино, которое очень любил. В 1950 году принимает участие в работе над одним из самых известных послевоенных фильмов — «Кубанские казаки».
Но чем бы мастер не занимался, он по-прежнему увлеченно рисует Москву и москвичей, которые восстанавливают город после разрухи. Художник создает живописные циклы «Вещи каждого дня» и «Новые кварталы», за который его удостоят Ленинской премии.
В 1962 году он создает одно из своих лучших произведений «Свадьба на завтрашней улице».
Благодаря красочным и ярким мотивам Пименов сумел привнести в советскую театральную сценографию середины ХХ века живые, феерические решения.
Интересными открытием стали постановки, сделанные художником для Малого театра — «Волки и овцы» Александра Островского, «За тех, кто в море!» Бориса Лавренёва, оформление спектакля «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана в постановке Ленкома.
Как вспоминала режиссёр Мария Кнебель, «…он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля… Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссёрский замысел».
За театральные работы Юрий Пименов дважды был удостоен Сталинской премии — в 1947 и 1950 годах.
Подобны эстрадной песне
Юрию Пименову повезло в жизни. Он успешно пережил страшные годы репрессий, обвинения в формализме и критику. Его считали совершенно «советским», да и власть к нему относилась с любовью, удостаивала государственных наград.
С середины 1950-х годов он регулярно выезжал за границу и написал ряд очерков, посвящённых своим путешествиям в Италию, Францию, Англию, Индию.
Когда готовила материал, прочитала такую фразу: «Его картины подобны советской эстрадной песне — они легки и жизненны, они запоминаются, они нравятся и понятны всем без исключения». Посмотрела работы и согласилась, верно сказано!
Юрий Пименов скончался 6 сентября 1977 года в Москве.