Картинг как называются машины
Картинг. История возникновения и виды Преимущества и особенности
Картинг сегодня является один из самых интересных и доступных видов автомобильного спорта. Его главное преимущество заключается в том, что к занятиям допускаются лица любого пола и возраста. А, как известно, ездить на легковом автомобиле можно только с 18 лет. В данный вид спорта очень часто приходят дети, поскольку управление маленьким гоночным автомобилем позволяет натренировать навыки, которые пригодятся в дальнейшем, а также дисциплинирует, формирует чувство ответственности. «Билеты на картинг со скидкой на МегаКупон».
Немного истории
Картинг зародился в 1930-х гг. в Соединенных Штатах, где дети наперегонки съезжали с горок в тележках. С английского само слово «cart» переводится как «тележка». Однако спортом он еще не являлся — это было всего лишь детской забавой.
Следующим этапом развития стала 2-я Мировая война, когда американские пилоты начали использовать тележки для транспортировки боеприпасов, а в свободное время проводили любительские соревнования. В 1956 г. был сконструирован первый карт — автомобиль для картинга. Его автором стал Арт Инглс, бывший военный летчик, который в то время трудился на производстве гоночных машин. Спустя год был налажен массовый выпуск этого изобретения, а также разработан первый регламент проведения гонок. Вскоре новые гоночные автомобили распространились по Европе. В разных уголках планеты открывались картодромы — специально оборудованные площадки для занятий и соревнований, станции технического обслуживания картов и магазины, торгующие специализированными товарами.
В 1962 г. была сформирована Международная комиссия по картингу, а спустя еще пару лет впервые прошел Чемпионат мира.
И все же картинг был популярен весьма недолго. Увлекаться им стали все меньше, и этому послужило удорожание гоночных машин. Со временем их конструкция усложнялась, мощность росла, производители уделяли больше внимания безопасности, и, как следствие, увеличивалась стоимость. Кроме того, более совершенные машины требовали и более совершенных навыков управления ими, а потому картинг из любительского довольно быстро перерос в профессиональный спорт. Сегодня существуют карты с реактивными двигателями, способные двигаться со скоростью 260-407 км/ч.
В СССР картинг пришел в 1961 г. Первая публичная гонка прошла на Центральном стадионе г. Москва. В ней приняли участие всего 2 автомобиля, сконструированные и построенные группой изобретателей во главе с Ю. Мелиховым.
В настоящее время этот спорт пользуется мировым признанием. Заниматься им могут и профессионалы, и любители. Для многих спортсменов он становится первым этапом на пути к «Формуле-1″. Неудивительно, что многие известные гонщики, такие как Шумахер или Алонсо, начинали свою карьеру именно с этой спортивной дисциплины.
Современный картинг и его виды
Состязания по картингу представляют собой гонки на небольших машинах — картах. Это автомобили, не имеющие кузова, с маленькими колесами, конструкция которых включает в себя только раму, мотор и сиденье для пилота.
Современный картинг подразделяется на 2 направления:
Прокатный
Выступает видом активного отдыха и доступен для всех желающих, независимо от пола и возраста. Детям разрешено управлять картом с 6 лет. Площадки для любительских занятий еще более безопасны, чем профессиональные, а для управления гоночным автомобилем не требуется обладать специальными умениями. Прокатные карты не имеют КПП, соответственно, у них отсутствуют педали сцепления и рычаг переключения передач. Их рама очень крепкая, а мотор менее мощный, чем у спортивных.
Кроме того, на площадке постоянно присутствует инструктор, готовый прийти на помощь в любой затруднительной ситуации. Главное, дождаться его и не спешить покинуть карт.
Чтобы заниматься любительским картингом, не потребуется больших капиталовложений, поскольку нет нужды покупать собственное авто, дополнительное снаряжение и экипировку — на картодромах это все предоставляется в аренду.
Сеанс рассчитан на 15 мин., при этом карт предоставляется напрокат вместе с защитным обмундированием, которое включает в себя:
Спортивный
Предназначен для профессионалов и подразумевает участие в соревнованиях на специально оборудованных трассах. Он признается спортом высоких достижений, а потому требует совершенно другого подхода к водителю, площадке для занятий и, конечно же, автомобилю.
Требования к пилоту
Цель каждого профессионального пилота — выиграть гонку. А для этого необходимы не только особые умения, но и природные задатки, в том числе:
В картинге, как и в других видах автомобильного спорта, могут принимать участие разные машины, отличающиеся настройками и техническими характеристиками. А потому гонщику необходимо разбираться в устройстве карта, его особенностях, а также правильно давать оценку дорожным условиям и состоянию трассы.
Виды трасс
Площадки для картинга могут быть открытыми и закрытыми. Закрытые оборудуются в картинг-клубах или развлекательных центрах. Занятия на них могут проходить в любое время года, вне зависимости от погодных условий — здесь всегда будет сухо и сцепление с покрытием не ухудшится.
Открытые трассы могут иметь большую протяженность, а покрытием могут выступать бетон, дерево, резина или асфальт. Их главный недостаток — в большой зависимости от погоды. Так, при снегопаде эксплуатировать открытые трассы невозможно, а при дожде — весьма затруднительно. Карт на мокрой поверхности плохо управляем, а потому большая вероятность аварии. Поэтому при неблагоприятных климатических явлениях спортсменам ни в коем случае не следует пренебрегать защитной экипировкой.
Особенности авто
Спортивный карт относится к гоночным одноместным машинам и по своей конструкции почти не отличается от других гоночных авто. Две его основные особенности заключаются в отсутствии дифференциала и элементов подвески (пружин и амортизаторов), что определяет специфику управления картом. Мотор в спортивном карте находится справа от водителя, в то время как в прокатном он расположен сзади. Вес спортивного карта с полным снаряжением составляет 70—80 кг.
Классы участников
Состязания по профессиональному картингу проходят с разделением участников на классы. В каждом из них выявляется свой победитель. Классы по-разному формируются в разных странах, в России их выделяется 4:
Какие качества формирует картинг
Управление гоночной машиной предполагает маневрирование на высокой скорости, в условиях сильных физических и психологических перегрузок. Благодаря систематическим тренировкам картинг помогает выработать следующие навыки и личностные качества:
О профессионализме в управлении картом следует сказать отдельно. Пилоту необходимо мастерски владеть техникой движения на большой скорости в условиях постоянного изменения трассы. Помимо наличия стратегического и тактического мышления, ему требуется природная способность «чувствовать» свой автомобиль и дорожную ситуацию. Если стратегию и тактику можно освоить, то «шестое чувство» дается человеку от природы.
Воля к победе — обязательная личностная составляющая картингиста. В процессе тренировок и состязаний спортсмены учатся преодолевать неудачи, формируется стремление к спортивной борьбе.
Профессиональный картинг – основа основ.
Ни для кого не секрет, что автоспорт в нашей стране пережил второе рождение после падения режима Советского Союза, и сейчас он вынужден подниматься вновь на прежний уровень с самого нуля. И это в то время, как Европа, Япония, Австралия и Америка непрерывно развивались в этой стихии с появлением первых автомобилей. Еще 6 лет тому назад в нашей стране был всего лишь один трек, способный принимать на себе соревнования – это реконструированный АДМ в Мячково. Сейчас появляется множество новых трасс, всё больше и больше людей вовлекается в автоспорт, кто-то начинает заниматься этим профессионально. Каждый год нам приносит весомое пополнение из новых пилотов.
Однако, путь к высоким результатам и быстрым временам круга пролегает не через большие профессиональные треки и мощные автомобили. Самый эффективный способ познать все нюансы быстрого пилотирования — окунуться в мир маленьких, но невероятно быстрых автомобильчиков. Да, речь пойдет о профессиональном картинге.
Именно с него начинают свой путь практически все профессиональные пилоты топовых гоночных серий. В современном мире автоспорта тяжело претендовать на высокие результаты минуя эту школу. Я с радостью вспоминаю те потрясающие 7 лет, проведенные в картинге. Это была настоящая и яркая жизнь, проведенная в борьбе над собственными страхами, над самосовершенствованием, над формированием харизмы и уверенности в собственных силах. И всё это в погоне за сладостной победой, за право стать сильнейшим спортсменом.
С 8-ми лет я был погружен в гонки моей семьей. Отец – мастер спорта СССР и Чемпион СССР по ралли. Поэтому любовь к автоспорту мне была привита с рождения. Чтобы купить мне мой первый карт, был продан семейный автомобиль. Так и началось мое шествие по захватывающему миру автоспорта.
Забавно наблюдать уже взрослыми глазами за маленькими картингистами, которые уже в свои 8 лет точно знают, чего хотят добиться, и готовы за это трудиться без какого-либо отдыха. Это настоящие взрослые мужички с понятным и трезвым мышлением, крепким характером и сильной волей к победе. Такое боевое детство, с большой вероятностью, положительно отразится на будущем молодого человека. Навыки, полученные в битве за победу, хорошо помогают и в дальнейшей жизни. Этого заряда хватит надолго.
Но картинг – это не только детское занятие. Вовсе нет! Этим видом автоспорта может заниматься любой желающий при наличии крепкого здоровья. Это невероятно эмоциональное хобби, которое очень полезно сказывается на общих навыках пилотирования и чувстве автомобиля. Если душа лежит больше к полноразмерным автомобилям и широким трекам – не беда. Картинг станет прекрасным и более бюджетным помощником в вашем совершенствовании как пилота. Просто важно понять, что все пути к совершенствованию в автомобильном спорте проходят через универсальную и могущественную школу картинга. Будь вы любитель кольцевых гонок или заядлый раллист.
Чему именно учит картинг?
Прежде всего учит работать со взглядом, так как именно правильная и своевременная привязка глазами к определенной точке трассы и является для нас путеводной нитью, которая ведет нас по треку, заставляя вовремя тормозить, нажимать на газ и прописывать идеальную траекторию. Большинство наших учеников, которые только пришли в этот спорт, страдают именно этой проблемой – взгляд перед капотом. Мы должны смотреть максимально далеко вперед, указывая взглядом все точки, по которым мы проедем через несколько десятков метров впереди. Ведь чем дальше мы смотрим, тем меньше чувствуем скорость (меньше ее боимся), и тем больше мы видим и понимаем, куда ехать. Ведь самый страшный дестабилизатор для психологического равновесия человека – это неизвестность. Правильный взгляд с поворотом головы в сторону поворота уберет раз и на всегда скованность и нерешительность при прохождении круга. Главное — не забыть про него в момент какой-либо критической ситуации.
Помимо этого профессиональный картинг полезен для постановки правильных навыков управления автомобилем на высокой скорости. Он сразу дает понимание о том, что занос — это сильная ошибка, и что самое быстрое прохождение круга таится на грани ухода автомобиля в занос. Это учит работать с жесткой спортивной техникой деликатно и мягко, избегая любых резких провокационных движений, несмотря на постоянную тряску, высоченную скорость и литры адреналина. После таких тренировок, управление даже мощным автомобилем на гоночном треке вряд ли сильно впечатлит или напугает до слез, скорее всего, вы быстро и хладнокровно поймете, как приручить этого буйного зверя.
А на закусочку у нас для Вас приготовлено самое горячее блюдо – видео быстрого круга на 28-сильном профессиональном карте с тренировки на недавно открывшемся картодроме Atron International Circuit. Подписывайтесь на наш канал в Youtube и следите за обновлениями:
P.S.: Не путайте профессиональный картинг с прокатным, ведь между ними лежит большая разница в стиле пилотирования. Наиболее правильным и полезным, конечно же, является профессиональный.
Скоро готовится обзор теста на треке Mercedes-AMG GT S и BMW M4. Увидимся на треке, Друзья! =)
Что такое карт
Что такое карт
Картинг немыслим без картов – специальных автомобилей для этого вида спорта и досуга. Рассмотрим, что же такое карт, какие они бывают и чем отличаются от спортивных автомобилей.
Что такое карт для картинга
Карт относится по классу к гоночным автомобилям. Правда, простейшим, без кузова. Заезды и гонки на картах — картинг. Самые мощные карты можно разогнать до 250-260 км/ч.
Чем карт отличается от спортивной машины
Основное отличие карта от спортивного автомобиля – отсутствие кузова. Это не дает карту развивать такие большие скорости, на которые способны мощные спортивные авто. Однако конструкция позволяет ловить адреналин и чувствовать скорость по полной программе.
Внешне карт очень похож на профессиональные болиды Формулы 1. И действительно, многие спортсмены и чемпионы Формулы начинали свой гоночный путь именно на картинге.
Если вы уже знаете, на каком карте хотите покататься, выбирайте удобный клуб на Карте картингов и бронируйте заезд с помощью нашей удобной системы!
История изобретения карта
Через год 3 человека — Билл Роулс, Даффи Ливингстон и Рой Десброу – создают первую в мире компанию по производству спортивных картов. Она называлась Go Kart. Дела фирмы шли настолько успешно, что вскоре совладельцы построили первый картодром на стадионе.
Интерес к этому виду спорта стремительно рос, через 3-4 года только в Англии было около 100 фирм, которые занимались производством картов и запчастей. Начали издавать и специализированный журнал Karting. А в 1964 году первый карт произвели и в СССР, на Рижском авторемонтном заводе. На подобных образцах советские спортсмены стали принимать участие в соревнованиях.
Картинг во всех ракурсах: от теории до практики
Картинг — вид спорта, который в благодарность выдает море адреналина. Ни с чем не сравнимые эмоции, почти физическое ощущение близости асфальта, скорость, испытание, стремление быть первым. В Москве этот вид спорта стал трендом: начиная от корпоративных «покатушек» на картодроме в честь юбилея фирмы и заканчивая серьезными тренировками с профессиональными гонщиками.
Карт — это микролитражный автомобиль на маленьких колесиках, без кузова, дифференциала и упругой подвески. Фактически он состоит из сиденья, рамы и маленького двигателя. Различают два вида картинга: прокатный и спортивный. Прокатный популярен как вид развлечения и доступен любому. Машины, используемые в прокатном картинге, не имеют коробки передач, управлять ими легко даже без водительских навыков. Все начинают с прокатного, многие потом переходят на ступеньку выше. Это спортивный картинг, который ориентирован на более подготовленных гонщиков, машины здесь более мощные и оснащены коробкой передач.
На профессиональных треках спортивный карт может сдаваться в прокат, но стоимость заезда на нем будет в разы выше — 10—15 тыс. руб. за шесть заездов, каждый по 15 минут. Те, кто уже жить не может без рыка мотора, обзаводятся собственными гоночными болидами — их цена колеблется от 5 тыс. до 8 тыс. евро. Резину приходится менять каждый день, комплект стоит в районе 200 евро. Удовольствие не из самых дешевых, но те, кому не по карману, всегда могут взять в прокат за 800 руб. машинку попроще и получить свою порцию кайфа. В Москве несколько десятков картодромов, обычно это целые комплексы с барами и ресторанами. Закрытые треки, где выдают даже обувь с комбинезоном, больше подходят для начинающих, тогда как под открытым небом уже гоняют профессионалы.
«Мы с друзьями катаемся года четыре, у нас свой турнир, призы, группа в социальной сети, сделали свои сайт и приложение, перед каждой гонкой SMS-рассылка со временем и местом заезда», — рассказывает 36-летний топ-менеджер Максим Кисловский. Его команда из 15 человек собирается раз в неделю в картинг-клубах, а в конце года подсчитывает очки, и победитель получает переходящий кубок и подарок — два авиабилета в любую точку мира. Спонсором выступает строительная компания одного из участников.
Таких частных турниров в Москве каждую неделю проводятся тысячи. Но картинг как вид спорта появился не вчера, и занимаются им не только обеспеченные люди. «Перед законами физики все равны независимо от социального статуса, амбиций и числа машин в гараже. Стоит облачиться в комбинезон, опустить забрало шлема — и определить, кто есть кто на трассе, можно лишь по технике езды, — считает Кисловский. — И тут никогда не бывает скучно, даже когда ждешь своей очереди, ведь только в картинге можно следить за гонками с расстояния вытянутой руки».
Алексей Карачев, вице-чемпион Германии «Формулы-3»,
шеф-инструктор гоночной академии Mercedes AMG
Это основа гоночного спорта. Несмотря на размеры, машины мощные, доходят до 50 л.с. Если ты ставишь лучшее время круга на карте, то даже на автодроме для «Формулы» ты сможешь проехать хорошо. Все, кто научился водить карт, справятся с любой машиной.
Какие трассы больше подходят для новичков — открытые или закрытые?
На закрытых площадках вы не зависите от погоды, зато на трассах под открытым небом ощущения скорости сильно меняются. Я бы для новичков и людей, которые просто хотят хорошо провести время, больше рекомендовал крытые картодромы по нескольким причинам. Во-первых, на открытых трассах нет такой развитой инфраструктуры. Они все-таки больше ориентированы на спортсменов. В крытых картодромах есть уютные кафе, где можно посидеть, перекусить и посмотреть на заезды других пилотов.
Как правильно подобрать машину?
Надо посмотреть распечатку с лучшим временем за день и выбрать машину, которая показывала самое быстрое время круга.
Как научиться быстро и правильно управлять картом?
Я бы порекомендовал для начала взять уроки у профессиональных гонщиков. Это позволит вам сэкономить время и деньги и начать как можно раньше получать максимальное удовольствие от пилотирования карта и даже выигрывать в соревнованиях.
Когда появился картинг, доподлинно неизвестно. Русская «Википедия» утверждает, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны, которые гоняли по летному полю на тележках для подвоза авиабомб. Но первый моторный карт построил американский инженер Арт Ингелс, работавший на производителя гоночных моторов Kurtis Kraft. Ингелс установил на обычную тележку моторчик от газонокосилки, который приводил в движение задние колеса через велосипедную цепь. Маленькие, но юркие автомобильчики быстро стали популярными, американская молодежь стала устраивать гонки на парковках возле супермаркетов, а в 1959 году первые карты показали на Парижском автосалоне. До СССР слава дошла так же быстро.
«Наподобие азиатского гриппа накатила на Европу волна нового спортивного увлечения. Она идет из Америки, захватив сначала Англию, и спорадически сейчас распространяется на континенте, достигнув Скандинавии», — писал в 1960 году советский журнал «За рулем», описывая новые гонки «на так называемых го-картах, то есть карликовых автомобилях без кузова и какой-либо подвески колес».
Первые советские мини-болиды поехали из дворцов пионеров — в одном из таких полезных в то время заведений в Харькове и открылась в начале 1960-х первая секция картинга. Но картинг со временем стал увлечением избранных. В основном в такие секции можно было попасть только «по блату». На Западе же картинг получил массовое распространение, там стали выпускать в конце 1960-х первые советские болиды. В те годы выходил журнал «Техника молодежи», где размещались чертежи картов, многие своими руками в гаражах собирали машины из подручных материалов — в ход шли даже вертолетные колеса. К моменту распада СССР в 5 тыс. секций при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников занимались 130 тыс. человек. Ежегодно проводились соревнования союзных республик. С распадом империи картинг пришел в упадок, как и весь спорт в те годы.
Старт после финиша
Карты на крытых трассах могут развивать скорость до 90 км/ч, а на открытых — до 200 км/ч, но разбиться на карте маловероятно. «Боковые короба, передний и задний бамперы защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Тормозная тяга дублируется тросиком. В картах с тормозами на все четыре колеса передний и задний контуры действуют независимо, и при отказе одного можно затормозить вторым. Снизу рамы расположена пластина, на которую опираются ноги. Да и чтобы перевернуться, нужно уж очень постараться. Обычно даже у сорвиголов не получается это сделать», — успокаивает менеджер картинг-клуба.
Картинг для детей: история, основы, правила гонок
Картинг для ребенка — это первая ступень на пути к профессиональному автоспорту. Многие известные спортсмены Формулы-1 начинали именно в картинге.
История картинга
Существует как минимум две версии возникновения картинга. Первая гласит, что в 1930-х годах XX века военные летчики в Америке от скуки развлекались тем, что катались по взлетной полосе на грузовых тележках. Конечно, каждый стремился обогнать соперников, и усовершенствовать свое транспортное средство — так появились первые карты.
Вторая версия — что картинг придумали тоже в США, но уже моряки, служившие на авианосцах.
Что такое картинг? Это разновидность гонок на микролитражных машинках. Идея создания картинга витала в воздухе. Сначала каждый собирал машину как хотел, из подручных материалов, из кусков ржавых труб. Только через 25 лет появились первые карты.
История картинга началась благодаря Арту Ингельсу в начале 1950-х. Он был бывшим гонщиком и работал механиком в гараже Кертис Крафт. Арт взял стальную раму, укрепил ее кусками труб, а в качестве движка установил мотор, снятый со своей газонокосилки. Опытная модель была впервые показана Ингельсом в ходе автогонок 1956 г. в Помоне, что в Калифорнии.
Название карт пришло из английского, и означает тележка, напоминая о гонках летчиков по аэродрому на тележках.
Массовое производство
Арту Ингельсу повезло встретить людей, которые вложили деньги в развитие бизнеса и впервые запустили выпуск машин для картинга. В 1957 г. Билл Роулс в компании с Даффи Ливингстоном и еще одним энтузиастом Роем Десброу открыли компанию с говорящим названием Go Kart Company. Началось массовое производство картов.
Вместе с Ингельсом они стали производить различные виды картов. Одним из самых известных стал Дрон — карт, созданный по образу беспилотного летательного аппарата. Компания купила участок земли для проведения гонок на картах в Пасадене. Бизнес по производству картов стал стремительно развиваться.
В 1958 г. англичанин Микки Флин разместил заказ на пять картов, выпуск машин приобрел массовый характер. К 1960 году в одной только Великобритании существовало свыше 100 компаний — производителей картов и запчастей. В это же время увидел свет первый профессиональный журнал «Karting».
Важное событие — признание Международной федерацией автоспорта произошло весной 1960 г. Официально установили, что картинг — это спорт. Были приняты меры по созданию Международной комиссии по картингу в составе Международной федерации автоспорта (сокращенно CIK FIA).
Картинг в СССР
Любители автоспорта в СССР не остались в стороне, первые энтузиасты картинга появились почти одновременно с Европой. Точно неизвестно, кто был пионером в деле создания картов. Полагают, что Виталий Енин, известный спортсмен, собрал первый советский карт.
Другие считают основоположником советского картинга Льва Кононова, который в Курске создал машину для детей, назвав ее «Карт». Его называют создателем первого в СССР кружка для картингистов, он спроектировал множество картов.
Повсюду открылись секции картинга для детей и юношества, один из них, например, в Харькове с помощью Енина. Появились журналы, в которых печатались схемы картов.
Картинг стал невероятно популярен в СССР, взрослые собирали опытные образцы своими руками в гараже, а дети поголовно записывались в секции по картингу. Солидное издание «Техника — молодежи» в 1961 году публиковало очерки об энтузиастах картинга со всей страны.
Первые карты поразили публику своим появлением на мотогонках на льду в центре Москвы. Шел 1960 год. Федерация автоспорта СССР создала правила и требования, предъявляемые к картам. Картинг как вид спорта занял официальное место в советском автоспорте.
Первые соревнования
Приехало около 80 спортсменов из всех уголков СССР: из Ленинграда, Москвы, прибалтийских стран и даже из солнечного Узбекистана. Был снят фильм, посвященный состязаниям. Любопытное зрелище представляют собой первые карты.
Начиная с 1963 года в Советском Союзе проводились соревнования дважды в год. Первый летний этап прошел в Москве, зимний был в Ленинграде. Принцип гонки был аналогичен первому чемпионату. Позднее гонки по велотреку пришлось отменить по соображениям безопасности. Классы картов, участвующих в соревновании, оставались такими же: до 125 см3 и до 175 см3.
Вскоре в 1964 году советские картингисты смогли в первый раз принять участие в соревнованиях международного уровня, в которых состязались спортсмены из соцстран. Чемпионату дали название «Хрустальный кубок», он состоял из трех этапов, проходящих в столицах этих стран.
Соревнования множились, через два года учредили Кубок мира и дружбы. Советский Союз достойно представляли разные гонщики, так, в 1967 году чемпионом признали Александра Сафонова. Чемпионат просуществовал до 1989 года. На западноевропейской арене картингисты из СССР начали выступать с 1978 г. и тоже показывали отличные результаты.
В СССР картинг был очень популярен и доступен всем. Массовый выпуск картов существовал в Таллине, а также на заводах КамАЗ. Большую лепту в массовый выпуск машин внесли заводы ДОСААФ в Ленинграде, Одессе и нескольких других городах.
Международные соревнования проходили нерегулярно. СССР провел в 1990 г. международные гонки по зимнему картингу, куда были приглашены спортсмены из Швеции и Финляндии. Идея понравилась всем, скандинавская сторона выступила с предложением создать новый чемпионат — Кубок северных стран, но по очевидным причинам советские гонщики смогли принять в нем участие всего однажды.
Соревнования среди молодежи
Множество молодежи увлекалось картингом, и им, конечно, хотелось показать себя в соревнованиях. Профессиональный молодежный чемпионат был впервые проведен в Курске, родине молодежного картинга, в 1963 году. Гонки проводились прямо в центре города на Привокзальной площади.
Начинающие картингисты не могли наравне со взрослыми принимать участие в состязаниях международного уровня. Знаменитая в советские времена газета «Пионерская правда» проводила кубок по юношескому картингу на кубок своего имени. Он считался самым престижным.
Были и дружеские встречи, в 1989 году Зеленоград принимал заезд молодых американских и советских спортсменов. В начале 90-х насчитывалось около тысячи секций и кружков по занятиям картингом, в них занималось около 130 тысяч детей и подростков. После 1991 года этот вид спорта, как и многое, почти перестал существовать, но сейчас снова обрел популярность.
Виды картинга
Каким же бывает картинг? Это род автоспорта, его смысл — в проведении в гонках на особо сконструированных малолитражных автомобилях, собственно, картах. Их конструкция предусматривает наличие движка, рулевой системы и сиденья. Разумеется, должны быть еще и колеса, но нет в наличии подвески, дифференциала и кузова.
С прокатным картингом все просто. Любой может проехать с ветерком по гоночной трассе, даже дети.
Спортивный картинг
Карты для профессионалов значительно мощнее, на них ставят усиленную коробку переключения передач. Двигатель устанавливается справа от водителя, а в любительских он расположен сзади, это безопаснее. В свою очередь, профессиональный картинг делится на летний и зимний.
Спортивный картинг, как и любой профессиональный спорт, предъявляет высокие требования и к гонщикам, и к автомобилям. Гонки проводятся на специально оборудованных картинговых трассах.
Спортивный картинг является, пожалуй, самым востребованным видом автоспорта. Сильная конкуренция между пилотами предъявляет высокие требования к профессиональным качествам пилота и качеству самого карта. Уже не подойдет карт, собранный из подручного металлолома в гараже, его конструкция стала существенно сложнее. Двигатель современных картов настолько мощен, что гонщик без труда может разогнаться до 260 км/ч.
Любителю небезопасно участвовать в таких гонках, только профессионал, который постоянно тренируется, может принимать участие в соревнованиях и добиваться высоких результатов.
Гонки проводятся на трассах, называемых картодром. Это специально оборудованный участок местности для проведения гонок на картах, может быть открытым и закрытым. Для спортивного картинга используют открытые трассы длиной от 1100 до 1300 м и шириной от 7 до 12 м.
Виды классов
Спортивный картинг включает в себя следующие классы:
В нашей стране проходят соревнования в нескольких национальных классах. Пол участников гонок не имеет значения.
Участие в национальных спортивных классах очень важно для карьеры гонщика. Многие известные спортсмены начинали именно в картинге, перейдя оттуда в «Формулу-1». Среди них можно вспомнить Айртона Сенну, Мику Хаккинена, братьев Шумахеров и восходящую звезду гоночного спорта из России — Даниил Квят.
Международные классы
Проводятся различные соревнования международного класса по картингу. Множество компаний из разных стран, выпускающие карты, проводят этапы чемпионатов.
С 2007 года к участию допускаются и любители, главное, чтобы их карт соответствовал требованиям соревнований, и были соблюдены правила картинга.
В 2007 году было установлено, что чемпионат мира по картингу организуется с учетом новой системы классов вместо прежних Intercontinental:
По-прежнему планируется проведение международных соревнований в старой системе классов, например, Sodi World Series, у которых насчитывается порядка 170 картодромов в мире, или Rotax MAX Сhallenge.
Международная гоночная серия Easykart
В 2003 года две ведущие компании, выпускающие карты мирового уровня — Birel и IAME объединились для создания гоночной серии международного уровня EASYKART. Это моносерия, в которой все гонщики находятся в равных условиях, у них одинаковые машины с минимумом настроек. Победа в гонке полностью зависит от мастерства пилота.
Чемпионаты моносерии EASYKART организованы в следующих классах:
Сейчас в серии EASYKART принимают участие спортсмены всех возрастов из множества европейских стран, из Америки и Азии. Ежегодно организуются турниры на «Гранд Финал» европейского и мирового уровня. Начиная с 2005 года и в России стали проводить этот турнир, сразу получивший заслуженное признание как среди профессиональных гонщиков, так и среди любителей.
Национальные классы в России
Национальные классы в картинге проводятся на территории каждого государства силами национальных организаций. Главное, чтобы машины обладали одинаковыми техническими параметрами. Например, требуется, чтобы двигатели устанавливались только отечественного производства. Отмечается, что участие в таких классах на данный момент не очень популярно.
Национальные федерации автоспорта должны учитывать локальные условия для проведения национальных классов. В этом им помогают российские производители двигателей для картов. В нашей стране совсем немного предприятий, которые выпускают карты, из новеньких можно вспомнить петербургский «Петрокарт». Есть определенные недоработки, но они не мешают проведению ежегодных состязаний.
Градации национальных классов в России
Название класса | Возраст гонщика | Коробка передач, штук | Двигатель, объем |
Пионер | 8-12 лет | 2-5 | до 62 см 3 |
Кадет | 10-15 лет | 2-5 | до 62 см 3 |
Национальный-Юниор | 13-18 лет | 4-6 | 125 см 3 |
Национальный | от 16 лет | 4-6 | 125 см 3 |
Пионер устарел и не включен отечественной федерацией автоспорта РАФ в Календарь официальных соревнований по картингу.
В настоящее время гонки в национальных классах проводятся:
Детские классы
Юные гонщики могут показать свои достижения, выступая в различных классах:
Микро
Участники 6-9 лет. Карты могут быть оснащены любой рамой, мотор с одним цилиндром и воздушным охлаждением итальянской марки PARILLA 60 SWIFT/RUS. Строгих технических требований нет, предусмотрены состязания в этом классе.
Супер Мини
OK Junior
Также юниорский класс, для юношей 13-16 лет. В этом классе на карты устанавливаются движки Vortex или TM вместо PARILLA, обязательный к использованию. Шасси карта весит больше, и управлять им сложнее, а скорости во время гонок могут достигать 120 км/ч. Проводятся состязания: Первенство России, Осенний и Весенний Трофеи РАФ.
Ротакс Макс-Юниор
Заводские классы
Производители картов двигателей и прочих комплектующих устраивают свои соревнования — заводские классы. Некоторые из них признаны национальными федерациями автоспорта, большинство же — любительские. Важно отметить, что классы Микро, Мини, также как и Ракет, Ротакс-макс признаны РАФ.
Основное требования для участия в этих классах — не вносить никаких изменений в конструкцию карта. Комплектующие и сборка должны быть оригинальными.
Благодаря заводским классам организаторы международных соревнований могут облегчить гонщикам участие. Необязательно везти свой карт к месту проведения соревнований, можно взять его напрокат. Если соревнования проходят далеко от гоночной базы, это может стать выходом, хотя очевидно, что профессиональный гонщик предпочтет собственную машину.
Любительские и прокатные классы
Многие не прочь испытать себя в соревнованиях по картингу, но не хотят тратить время на профессиональную подготовку. Тут пригодится любительский, или прокатный картинг. Принять участие в турнире по картингу может любой желающий. Достаточно собрать команду единомышленников и прийти на картодром. Некоторые из них сами проводят свои любительские турниры.
Участникам выдается экипировка, проводится инструктаж по технике безопасности. Сначала совершается тренировочный заезд, чтобы гонщики могли почувствовать особенности управления картом, а дальше, как в настоящих гонках, идет квалификация, два или три основных заезда и финальный заезд.
Каждая гонка длится приблизительно 15 минут, скорость карта может достигать 80-90 км/ч. Трассы на картинге безопасные, но вероятность получить травму существует, поэтому за ходом гонки внимательно наблюдает судья. Карты для любительских классов оснащаются особой укрепленной рамой, на них ставят мощный четырехтактный движок. Победитель турнира может получить приз или памятный подарок, но никакого спортивного разряда не присуждается.
Машина для картинга
Напомним, как называется машина, которую используют для гонок по картингу — карт. Принята следующая терминология: это — микролитражный автомобиль для гонок, на нем нет кузова, может развить скорость до 260 км/ч в классе Суперкарт.
Основой для карта служит стальная рама. На нее крепятся: сиденье для водителя, мотор, и система управления. Она включает в себя: руль, рычаг управления и переключения скоростей, педали газа и тормоза, ручку выжимания скоростей и топливный бак. Объем топливного бака зависит от целей использования карта.
Устройство спортивного и прокатного карта отличается расположением двигателя: в спортивном справа от водителя, в прокатном сзади. Профессиональный картингист должен обязательно иметь теплоизоляционную накладку на рукаве комбинезона, чтобы не обжечься о раскаленный двигатель. Любителю это не требуется.
Скорость в картинге зависит от веса машины, поэтому спортивная модель обычно весит не более 70-90 кг, а вот сколько будет весить прокатный карт, зависит от изготовителя. Некоторые из них собираются на коленке в гараже, поэтому их характеристики варьируются.
У спортивных картов есть четкие требования по виду и техническим параметрам, если им не соответствовать, гонщика не допустят к соревнованиям. Но каждый спортсмен старается придать своей машине уникальность, ведь карт для гонщика — это часть его души.
Силовая установка
Сердцем карта является мотор, по-другому именуемый силовой установкой.
Трансмиссия
На любые модели может быть установлен один из трех вариантов трансмиссии:
Колеса
Колеса карта имеют свою специфику. Задние больше передних, они массивные и широкие, ведь на них приходится основной вес гонщика и карта. Упругой подвески нет, на большинстве моделей на передних колесах не установлены тормоза. Задние колеса отвечают за разгон и торможение.
Шины для колес различаются:
Гоночные шины для карта изготавливают из особой резины, состав в прямом смысле прилипает к трассе. Это дает возможность очень быстро проходить повороты.
Отсутствие дифференциала приводит к тому, что при повороте заднее колесо с внутренней стороны карта может оторваться от поверхности трассы. Чтобы выдержать такую нагрузку, следует верно рассчитать упругость рамы.
Трасса для картинга должна быть идеально ровной, ведь карты не оборудуются подвеской. Из-за этого гонщик почувствует сильную тряску на малейших неровностях.
Система управления
При взгляде на систему управления картом становится ясно, что она проста, в ней нет ничего лишнего. Ее элементы:
Рулевое управление тоже максимально упрощено: тяги соединяют рулевую колонку с управляемыми колесами. Другие варианты использовать запрещено. Ощущения от руля, что он жесткий, можно повернуть в каждую сторону примерно до 45°.
Тормоза варьируются по классам. Вариант механических тормозов на заднюю ось пригоден для прокатных картов, иногда их ставят на детские карты. Гидравлические тормоза пригодны для спортивных моделей, ставятся на заднюю ось, если нет коробки передач или на все колеса, если она есть. Важно, что тормозные диски из карбона не разрешены.
Звездочка
Скорость карта обусловлена количеством оборотов и мощностью движка. Чем мощнее мотор, тем скорее разгоняется карт. Есть еще одна важная деталь, от которой зависят гоночные качества машины — звездочка. Их всегда две, одна стоит в моторе, и у нее 10 зубцов, а другие — на задней оси, у них может быть 80-83 зубца.
Звездочка в моторе — ведущая, на задней оси — ведомые. Цепная передача соединяет мотор и заднюю ось с колесами.
От количества зубцов на ведомой звездочке зависит разгон карта с места, а также набор скорости от небольшой до средней. Если уменьшить количество зубцов, то максимальная скорость станет выше.
Пилот решает, какую ведомую звездочку поставить, учитывая сложность трассы и свой вес:
Основы картинга
В профессиональном картинге нужно уметь видеть трассу вдаль, чувствовать скорость и свою машину.
Основные цели пилота:
Обычно упоминают два вида соревнований в картинге — это гонки по кольцевой трассе и трековые гонки зимой на льду.
Кольцевые гонки
Трековые гонки зимой по льду
Флаги в картинге
РАФ установила следующие правила по применению флагов в картинге.
Финишный флаг — в черно-белую клетку, они перемежаются в шахматном порядке. Клетки должны быть 10×10 см. Судья, взмахнув флагом, оповещает гонщиков, что достигнут финиш.
Красный флаг — для остановки гонки. При виде флага спортсмены сразу же должны перестать двигаться. Нужно поднять руку, посмотреть, что остальные водители поступают так же, затем полностью остановиться.
Зеленый флаг и желтый шеврон на нем означает фальстарт.
Черно-белый флаг. По диагонали его полотнище поделено на одинаковые части черного и белого цвета. На жаргоне автогонщиков называется «пингвин». Сигнализирует гонщику о том, что тот ведет себя неспортивно. Еще одно нарушение — и последует дисквалификация.
Черный флаг на том же сленге «черная метка».Картингист должен на следующем круге подъехать в место, указанное регламентом, и подойти к председателю гонки.
Черный флаг, на котором виден оранжевый круг — знак технической неисправности карта. Гонщик следует в ремонтную зону для устранения поломки. После этого можно продолжать гонку.
Желтый флаг символизирует опасность. Все снижают скорость в ожидании объявления остановки. Активные размахивания желтым флагом сообщают о серьезной опасности. Обгонять нельзя.
Голубой флаг, пересеченный двумя красными диагоналями — оповещает, что гонщик обязан сразу же завершить гонку и направиться в закрытый парк.
Желтый флаг, на котором красные полосы — скользкая дорога. Применяется, если на трассе разлито масло или есть лужи.
Зеленый флаг — опасности больше нет. Гонщики должны быть внимательны: флаг неподвижен — это означает конец опасной зоны, обгон разрешен. Взмахи флагом значат старт тренировочного или прогревочного круга. Судья размахивает зеленым флагом, пока все карты не выедут из зоны старта.
Белый флаг значит, что на трассе карт, который медленно движется. Если он остановится, то вместо белого флага будет подан сигнал желтым.
Голубой флаг. Сигнал гонщику, отстающему на круг, что другие карты готовятся к обгону. Следует уступить им дорогу.
Подготовка карта к гонке
Предстартовая подготовка
Спортивному карту тоже требуется предстартовая подготовка. Вот неполный список того, что следует проверить:
Правила вождения
Торможение
Торможение происходит очень резко, а после него тратится много времени на разгон. Педаль тормоза следует использовать только для остановки или прохождения поворотов, чтобы не терять скорость. Следует как можно дальше удерживать педаль газа, а в последний момент слегка нажать на тормоз с усилием, необходимым для виража.
Повороты
Техника прохождения поворота включает в себя 3 этапа:
Профессиональный гонщик точно знает, где войти в поворот, и с какой скоростью. Такие знания приходят только с опытом. Теоретически, сначала гонщик следует по внешней стороне трассы. Притормозив в последний момент, гонщик должен резко войти в дугу, чтобы пересечь трассу и оказаться на ее внутренней стороне трассы Это называется апекс. Потом надо плавно выйти из дуги и вернуться на внешнюю сторону трассы.
Важно помнить, что тормозить надо совсем легко, чтобы не потерять обороты двигателя. При вхождении в поворот не вертеть рулем, а плавно подруливать.
Точка апекса на внутренней стороне трассы должна находиться как как можно дальше так, чтобы дуга выхода из поворота получалась практически прямой. В апексе необходимо плавно нажать на газ.
Описанная теория подходит для любых поворотов, но на практике приходится учитывать помехи в виде других гонщиков. Главное, совершать все повороты плавно.
Траектория
Опытный пилот видит трассу вдаль, и держит в голове все ее особенности. Первостепенной задачей будет двигаться по выпрямленной траектории, затрачивая минимум времени на повороты. Иначе теряется время и скорость.
Умение двигаться по максимально прямому пути приходит только после долгой практики, когда мозг гонщика автоматически выбирает траекторию движения.
Разгон
Важно не бояться развить высокую скорость. Карты — очень скоростные машинки, разгоняются до 100 км/ч за секунды. Преимущество получает тот пилот, кто на старте сумел взять самый лучший разгон, и сохраняет высокую скорость на протяжении всей гонки. Легкие мощные карты сохраняют скорость 200-260 км/ч благодаря небольшой массе.
Детский картинг
Большинство мальчиков и многие девочки любят играть в машинки. Подрастая, они интересуются взрослыми автомобилями, просят порулить, понажимать кнопки на панели управления. Сейчас почти все люди водят машину, поэтому такой интерес нужно обязательно поощрять.
Прекрасным подарком на день рождения может стать поход в картинг с друзьями. Талантливый ребенок сразу проявит способности к вождению на картодроме.
Спортивная секция, в которой учат быть смелым, разбираться в машинах, преодолевать препятствия — вот что такое картинг для детей.
Вся семья может увлечься картингом, это прекрасный повод для совместного досуга, выезда на соревнования, и просто отличный отдых.
Картинг для детей совершенно безопасен при условии соблюдения указаний инструктора. По статистике, он менее травматичен по сравнению с футболом, лыжами, гимнастикой и хоккеем.
Выбирая секцию, обратите внимание на тренера, его отношение к ученикам. Клуб должен иметь необходимые лицензии и сертификаты на осуществление тренировочной деятельности, а тренерский состав — необходимые дипломы.
Обычно для начинающих маленьких гонщиков составляется индивидуальный план обучения. На первых занятиях изучается техника безопасности. Без твердых знаний по этому предмету ребенка не могут допустить к тренировкам.
Потом изучается устройство карта, принципы вождения, теория прохождения трассы. Продолжительность стандартного занятия полтора часа, обязательно выполняется несколько десятиминутных заездов. После заезда тренер проводит разбор ошибок и объясняет, как правильно совершать тот или иной маневр. Занятия проходят один или два раза в неделю.
Более старшие ребята, которые готовятся к участию в соревнованиях, изучают правила их проведения, значения флагов и команд судей.
Отдавая ребенка в детский картинг, нужно отдавать себе отчет, что это дорогой вид спорта. Необходимо оплачивать карты, бензин и дорогостоящее снаряжение. Расходы только на одежду и защиту могут составлять 20-30 тысяч рублей и выше.
Возраст для занятий картингом
В клуб принимают детей с 5 лет, а к участию в соревнованиях допускают шестилеток. Главное, чтобы ребенок был хорошо развит физически, и полностью доставал ногами до педалей. Ребенок также должен уметь соблюдать дисциплину, слушать указания тренера и не конфликтовать со сверстниками.
Обучение продолжается до 17 лет, но успешные гонщики уже с 16 лет могут участвовать во взрослых соревнованиях. Важно нарабатывать опыт и совершенствовать теорию, это возможно только при постоянных тренировках.
Детский спортивный автомобиль
Карт для ребенка устройством почти не отличается от взрослого спортивного карта. Он меньше по размеру и менее мощный, но управлять им нужно по такому же принципу, как и полноразмерной моделью.
Часто для детей выбирают модель с двигателем Honda GX 120 на 4 л. с. Она маломощная, поэтому безопасна в использовании. На карт ставят спортивную резину, например, Bridgestone и гидравлические тормоза.
Сиденья и педали на картах для детей можно регулировать, чтобы подогнать по размеру под любой рост и вес ребенка. Маленькому гонщику будет комфортно сидеть за рулем.
Главное — это безопасность ребенка, поэтому детские карты дополнительно оборудованы усиленными пластиковыми обвесами с демпферными подушками. Это смягчит столкновение, и не даст пострадать малышу.
На сиденье карта ставят дополнительный вкладыш, это помогает правильно сидеть и может послужить дополнительной защитой при ударах и столкновениях.
Учебные трассы планируются плавными, без извилистых поворотов, и обнесены мягкими ограждениями.
Экипировка
Записавшись в секцию, необходимо уточнить у тренера требования по экипировке ребенка.
Стандартный набор включает:
Важно не гнаться за низкой ценой, а выбирать проверенные качественные товары, ведь они гарантируют комфорт и безопасность юного гонщика.
Экипировка не потребуется, если заняться любительским картингом. При аренде карта выдадут все что нужно включая шлем и комбинезон. По желанию можно арендовать дополнительную защиту или обувь.
Первые соревнования. Советы родителям
Итак, счастливые родители дождались радостного события — их ребенка пригласили на первые соревнования по картингу.
Какие качества тренирует картинг
Картингисты приучены к высоким скоростям, они должны уметь концентрироваться и молниеносно реагировать на изменения обстановки. Любой маневр на трассе требует полной сосредоточенности и умения стремительно реагировать.
Вождение связано со значительными физическими и психологически нагрузками. Пилот должен не только проводить время на гоночном треке, но и поддерживать отличную физическую форму, бегать, отжиматься, плавать.
Выполняя все эти условия, профессиональный водитель карта разовьет в себе силу, волю и выносливость. Можно еще отметить такие полезные качества как упорство в достижении цели, несгибаемость, воля к победе.
Настоящий гонщик обязательно обладает такими чертами характера как профессионализм, хладнокровие, бесконфликтность, умение прислушаться к чужому мнению. Картингист блестяще разбирается в технике и в механике, это послужит огромным преимуществом в обыденной жизни.
Стремление стать лидером, достичь победы, но не любой ценой, а соблюдая правила — вот натура истинного автогонщика. Добавим к этому идеальное зрение и крепкое здоровье, уравновешенность, доброжелательность, гармоничную нервную систему — вот портрет лучшего в своем деле.
Официальные документы
Национальные спортивные правила по картингу
Настоящие «Национальные спортивные правила по картингу» составлены на основе Международного спортивного кодекса ФИА, Международного спортивного регламента по картингу СИК-ФИА, Спортивного кодекса РАФ. Вступают в силу с 1 апреля 2006 года на всей территории Российской Федерации.
Правила поведения водителей на трассе
Только трасса и только в отведенное расписанием соревнований время может быть использована для тренировок и заездов. При любых обстоятельствах. Водитель, выезжающий на трассу, должен быть одет в соответствии с действующими требованиями к экипировке.
Экипировка пилотов в соревнованиях по картингу
В соревнованиях и во время тренировок по картингу пилоты должны быть экипированы в соответствии с требованиями СИК-ФИА и/или Комитета картинга РАФ.