Категория тяжести водителя автомобиля
Приложение N 20. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса
Приложение N 20
к Методике проведения специальной
оценки условий труда,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 24 января 2014 г. N 33н
Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса
Показатели тяжести
трудового процесса
Класс (подкласс) условий труда
При региональной нагрузке перемещаемого работником груза
(с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса работника)
при перемещении груза на расстояние до 1 м:
При общей нагрузке перемещаемого работником груза
(с участием мышц рук, корпуса, ног тела работника):
при перемещении работником груза на расстояние от 1 до 5 м:
при перемещении работником груза на расстояние более 5 м:
Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг
Показатели тяжести трудового процесса
Класс (подкласс) условий труда
Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой
Подъем и перемещение тяжести постоянно в течение рабочего дня (смены)
Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены):
с рабочей поверхности:
Стереотипные рабочие движения, количество за рабочий день (смену), единиц
Показатели тяжести трудового процесса
Класс (подкласс) условий труда
Количество стереотипных рабочих движений работника при локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук):
Количество стереотипных рабочих движений работника при региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса):
Показатели тяжести трудового процесса
Класс (подкласс) условий труда
При удержании груза одной рукой:
При удержании груза двумя руками:
При удержании груза с участием мышц корпуса и ног:
1. Статические усилия встречаются в различных случаях: 1) удержание обрабатываемого изделия (инструмента), 2) прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту), 3) перемещение органов управления (рукоятки, маховики, штурвалы) или тележек. В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. В третьем случае усилие на органах управления можно определить с помощью динамометра или по технологической (эксплуатационной) документации.
2. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений (или по фотографии рабочего дня). Отнесение условий труда на рабочем месте к классам (подклассам) условий труда по тяжести трудового процесса осуществляется с учетом определенной преимущественной нагрузки: на одну руку, две руки или с участием мышц корпуса тела и ног работника. Если при выполнении работы встречается 2 или 3 указанных выше нагрузки (нагрузки на одну, две руки и с участием мышц корпуса тела и ног работника), то их следует суммировать и суммарную величину статической нагрузки соотносить с показателем преимущественной нагрузки.
Рабочее положение тела работника в течение рабочего дня (смены)
Класс (подкласс) условий труда
Свободное удобное положение с возможностью смены рабочего положения тела (сидя, стоя).
Нахождение в положении «стоя»*(1) до 40% времени рабочего дня (смены).
Периодическое, до 25% времени смены, нахождение в неудобном*(2) и (или) фиксированном*(3) положении. Нахождение в положении «стоя» до 60% времени рабочего дня (смены).
Периодическое, до 50% времени смены, нахождение в неудобном и (или) фиксированном положении; периодическое, до 25% времени рабочего дня (смены), пребывание в вынужденном положении*(4). Нахождение в положении «стоя» до 80% времени рабочего дня (смены).
Нахождение в положении «сидя» без перерывов от 60 до 80% времени рабочего дня (смены).
Периодическое, более 50% времени рабочего дня (смены), нахождение в неудобном и (или) фиксированном положении; периодическое, более 25% времени рабочего дня (смены), пребывание в вынужденном положении. Нахождение в положении «стоя» более 80% времени рабочего дня (смены).
Нахождение в положении «сидя» без перерывов более 80% времени рабочего дня (смены).
*(1) Для целей настоящей методики работой в положении «стоя» считается работа, которая не предполагает возможности ее выполнения в положении «сидя».
*(2) Работа с наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением ног. Неудобное рабочее положение характерно для работ, при которых органы управления или рабочие поверхности оборудования расположены вне пределов максимальной досягаемости рук работника либо в поле зрения работника находятся объекты, препятствующие наблюдению за обслуживающимся объектом или процессом. Неудобное положение работника может быть также связано с необходимостью удержания работником рук на весу.
*(4) К вынужденным рабочим положениям работника относятся положения «лежа», «на коленях», «на корточках».
Наклоны корпуса тела работника более 30°, количество за рабочий день (смену)*
Категория тяжести водителя автомобиля
Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5555; 2011, N 17, ст.2310; N 45, ст.6326; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4320; 2014, N 6, ст.566, N 49, ст.6928; 2015, N 17, ст.2477; N 29, ст.4374; 2016, N 27, ст.4191) к городскому наземному пассажирскому транспорту общего пользования относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа.
Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927), от 7 сентября 2015 г. N 602н (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2015 г., регистрационный N 39785), от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539).
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366; 2015, N 29, ст.4342; 2016, N 18, ст.2512.
3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Особенностей, работодателями (объединением работодателей) может создаваться единая комиссия по проведению специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Полномочия руководителя комиссии по проведению специальной оценки условий труда делегируются представителю одного из работодателей, проводящих специальную оценку условий труда.
4. Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах водителей осуществляется во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.
Организация и порядок выполнения указанного специального рейса определяются работодателем и оформляются протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
5. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах исследованиям (испытаниям) и измерениям в обязательном порядке подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:
б) электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);
в) виброакустические факторы;
г) параметры микроклимата;
д) тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);
е) напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства); плотность сигналов и сообщений в единицу времени, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей; число объектов одновременного наблюдения, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей; нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения); активное наблюдение за ходом производственного процесса; нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров).
6. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряженности трудового процесса на рабочих местах водителей следует учитывать наличие следующих объектов одновременного наблюдения:
а) предусмотренных Правилами дорожного движения наблюдаемых водителем дорожных знаков, в том числе временных; сменных сигналов светофоров (красный, желтый, зеленый, лунный) и световых информативных устройств, дорожной разметки; издаваемых транспортными средствами при их движении, остановке или маневрах световых и звуковых сигналов (сигналы поворота, стоп-сигналы, ходовые огни, огни заднего хода), специальных сигналов регулировщика;
б) пешеходов, находящихся на проезжей части, при выполнении на перекрестках поворота налево или направо;
в) предусмотренных правилами технической эксплуатации транспортных средств путевых сигналов (спецчасти контактной сети, спецчасти рельсового пути, знаки ограничения скорости, указательные знаки, спецзнаки городского электротранспорта);
г) процесс открытия и закрытия дверей пассажирского салона для посадки и высадки пассажиров на остановках городского транспорта, а также показаний сигнализации открытия и закрытия дверей на панели приборов транспортного средства;
д) процесс высадки и посадки пассажиров в салон транспортного средства, наблюдаемый через боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства;
е) действия и поведение пассажиров в салоне транспортного средства, наблюдаемые через салонное зеркало заднего вида транспортного средства;
ж) показаний индикаторов на панели приборов транспортного средства.
7. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряженности трудового процесса в части подсчета плотности сигналов и сообщений в единицу времени принимаются следующие минимальные значения числа сигналов и сообщений, указанных в пункте 6 настоящих Особенностей, и получаемых в результате наблюдения водителем в боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства:
8. При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень.
9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.
10. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не допускается использование приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества.
Приложение 1. Характеристика отдельных категорий работ
Характеристика отдельных категорий работ
Категории работ классифицируются на основе общих энерготрат организма в соответствии с таблицей П 1.1.
Таблица П 1.1. Категории работ на основе общих энерготрат организма
Характер работ, примеры видов работ и профессий
Ряд профессий на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления и тому подобное
Работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (ряд профессий в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера в различных видах производства и тому подобное)
Работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, в прядильно-ткацком производстве и тому подобное)
Работы, связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий в механизированных литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий и тому подобное)
Работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (ряд профессий в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных и металлургических предприятий и тому подобное)
Категория тяжести водителя автомобиля
ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сорокин Ю.Г. 07.12.2001 г.
Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Пинсон А.Б. 21.12.2001 г.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (17 июля 1999 г. N 181-ФЗ, ст.14), постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99)*, требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров.
Методические рекомендации являются межотраслевыми.
Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации.
Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.
Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью:
обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда в предусмотренном законодательством порядке;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя;
ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте;
планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
сертификации работ по охране труда;
составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме N 1-Т (условия труда);
включения в трудовой договор условий труда водителей.
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда. Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.
При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ.
При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.
Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ
Требования к элементам рабочего места водителя
Наименование НД, содержащей требования охраны труда
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Об условиях труда водителей автотранспорта
Об условиях труда водителей автотранспорта
Труд водителя сопряжен с рядом профессиональных рисков, таких как физические, нервно-психические и сенсорные нагрузки, загазованность воздушной среды, шум, вибрация, неудовлетворительные параметры микроклимата на рабочем месте, поэтому осуществление контроля за условиями труда водителей автомобилей и прежде всего за соблюдением ими режима труда и отдыха, является одним из действенных средств профилактики общей и профессиональной заболеваемости, сохранения профессионального здоровья.
Режим труда и отдыха водителей устанавливается в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ.
Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха должны устанавливаться с учетом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и климато-географических условий среды движения.
Санитарными правилами рекомендуется первый перерыв устанавливать через 2-3 часа после начала работы на линии, во второй половине дня – не реже чем через каждые 2 часа продолжительностью по 10 минут. Длительность непрерывного пребывания за рулем рекомендуется ограничить 2 часами. Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с учреждением здравоохранения, обслуживающим данное автотранспортное предприятие, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения предприятия.
Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная пауза, психологическая разгрузка и др.).
Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 часов: водителям со стажем вождения автомобиля менее трех лет, в возрасте свыше 55 лет, часто и длительно болеющим.
Перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью, как правило, 45-60 мин, но не более 2 часов, желательно в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы.
В условиях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.
Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с требованиями нормативных документов, должны иметь оборудованные конечные остановочные пункты.
Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле моющие средства, щетку для мытья рук, полотенце, ветошь. Водители, имеющие контакт с различными смазочно-охлаждающими средствами, маслами, лако-красочными материалами и т.п (перевозка указанных веществ, выполнение ремонтных работ), должны обеспечиваться защитными мазями и пастами.
С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые ме6дицинские осмотры. На кабинет предрейсового медосмотра должно быть оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил.
Администрация автотранспортного предприятия и др. организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителями обязательных предварительных при приеме на работу и периодических медосмотров согласно приказу МЗ и СР РФ № 302н от 12.04.11г.