Кевларовые шины для авто
Шины Goodyear Wrangler MT/R Kevlar спустя 21000 пробега
в некотором сравнении с конкурентами и шинами Goodyear Wrangler DuraTrac.
Исходные данные:
Шины 315/75R16
Диски OFF-ROAD Wheels 8,5xR16 d110 ET-15
И так, пришло время подвести промежуточные итоги. Оговорюсь сразу, компания Goodyear не является спонсором Волока и никак меня финансово не стимулирует. У нас договоренность о полной объективности и непредвзятости, от того, что я напишу в своих материалах совершенно не зависит мое благополучие, партнерство стратегическое, на мне компания обкатывает свои новинки на российском рынке, я же получаю испытуемые образцы. На тех же условиях я сотрудничаю с любыми иными партнерами, и никто не сможет обвинить меня в умалчивании «косяков» если они мной выявляются. За примерами далеко ходить не нужно, многие помнят несколько весьма жестких публикаций по лебедкам Superwinch, после которых производитель внес ряд изменений в конструкцию, и я теперь с удовольствием пользуюсь моделью Talon, потому что косвенно приложил руку к доработке. Но это так, лирическое отступление. Перейдем к основному вопросу моей заметки и ответим на вопрос, как же ведет себя Goodyear Wrangler MT/R Kevlar под Nissan Patrol.
Экспедиция Волок известна как путешествие из зимы в лето, и на первых этапах у нас всегда бывает на дорогах снег. А если учесть, что на «Кевларе» я прошел еще и разведку, то снега успел потоптать изрядное количество, особенно в Тверской, Ивановской, Нижегородской областях и в Повольжье. Шина идет по целине очень хорошо, точно лучше всех известных мне моделей категории M/T.
По укатанным, скользким, обледеневшим зимним дорогам и гололеду MT/R Kevlar заметно уступает собрату Goodyear Wrangler DuraTrac, на котором я отъездил всю зиму на Pajero Sport. В глубоком снегу их сравнить вплотную возможности не представилось, но примерно сопоставимо, я бы лидера не выявил. А вот в грязи MT/R Kevlar ведет себя увереннее чем DuraTrac, хотя тоже разница в ньюансах. По ощущениям, «Кевлар» чуть лучше самоочищается в глине и получше лезет из колеи. И не так зависим от давления. Если DuraTrac приходится травить до 0,5-0,7 для уверенного движения по распутице, то Kevlar позволяет не опускаться ниже 0,9, что вдали от дома, в путешествии, однозначное преимущество. За разведку Волока и сам Волок у меня не произошло ни одной разбортировки.
Ни одной боковины за год я не порвал ни на Kevlar ни на DuraTrac, но первый гораздо прочнее, толще и тяжелее, так что если вы ездите преимущественно в городском и загородном режиме, то выбор однозначно должен падать на DuraTrac. А вот если машина частенько живет вне асфальта, на пути много коряг, камней и прочих острых предметов, то я бы рекомендовал Hardcore. Оговорился… простите. Хотел сказать Kevlar. Первые несколько тысяч километров я никак не мог подобрать оптимальное давление для него на своем Патруле.
В итоге таблица вышла такая:
2,5 атм — асфальтированные дороги Прибалтики и трасса М4
1,6 атм — прочие асфальтированные дороги европейской части России и укатанные степи Калмыкии
1,4 атм — ровные грейдеры и разбитый асфальт Тверской и Новгородской областей + серпантины горного Дагестана
0,9 — 1,2 — распутица, грунтовки, снег.
Как резина ведет себя на более низких давлениях — не знаю, но обязательно попробую в будущем.
Шумность у MT/R Kevlar я бы охарактеризовал как среднюю, на уровне BF Goodrich KM2 или Cooper STT New, но едет по грязи Кевлар точно лучше. Много раз обращал внимание на то, как вели себя машины, двигающиеся рядом, и Goodyear ни разу не выглядел бледно. Это особенно приятно после предыдущего поколения MT/R, на котором я ездил и зимой и летом на LR Discovery III G4 Challenge, и нигде они не блистали, а уж боковина была как из бумаги.
Нет претензий к Кевлару и по поведению на мокром асфальте. Машина отлично тормозит, именно отлично, даже на мокром асфальте. Обычно в этой дисциплине грязевые покрышки «сливают» в одни ворота. У меня же за все время не было ни одной критической ситуации. Даже в горах, на серпантинах, получается «вваливать» на все деньги, не боясь раннего соскальзывания. Именно потому боковины шин у меня «запилены» как на трековых машинах)))
Износоустойчивость также очень достойная. Почитав несколько тестов шин, пришел к выводу что мерить надо глубину протектора на всех колесах, она может заметно отличаться. И правда, картина вышла следующая:
Запасное колесо (пробег 500 км) — глубина по центральной дорожке 16,8 мм
Переднее левое колесо (пробег 21000 км) — глубина по центру — 14,2 мм
Заднее левое колесо (пробег 21000 км) — глубина по центру — 13,5 мм
Заднее правое колесо (пробег 21000 км) — глубина по центру — 13,3 мм
Переднее правое колесо (пробег 20500 км) — глубина по центру — 15,1 мм
Таким образом, максимальный износ был выявлен на заднем правом колесе и он составил примерно 22%. С учетом того, что большая часть из этих 21000 км была пройдена на пониженном давлении и по грейдерам, я бы сказал что это очень хороший показатель. Так что будем «тереть» MT/R Kevlar дальше, и, думаю к осени, станет ясно сколько он выхаживает в режиме экспедиций.
На Волоке было еще две машины на Кевларе: TLC105 и Lexus LX470. У обоих владельцев отзывы крайне положительные, может мы услышим и их реплику в комментариях…
Кевларовые технологии на примере внедорожных моделей колёс Goodyear
У ж е с ам о по себе слово «кевлар» непрозрачно намекает на заложенную в изделии прочность. И это действительно так: шины с кевларовым кордом демонстрируют чудеса живучести, но начнём мы не с описания их особенностей, а с вопроса о том, что такое кевлар, чем он так хорош и зачем вообще нужен?
Это синтетическое волокно химики называют полипарафенилен-терефталамид (некоторые компании используют термин «арамид»), и придумано оно было фирмой DuPont ещё в 1965 году. Начиная с 1970-го кевлар для армирования колёс производится в промышленных масштабах. Кроме того, он используется в лёгких бронежилетах, специальных сверхпрочных канатах, внешней оплётке оптоволоконных кабелей и даже тормозных колодках. Его главный плюс — необыкновенная прочность на разрыв (от 280 до 550 кг/мм) при малом весе и незаурядной эластичности. При равных условиях кевлар прочнее стали в пять раз. Как видите, для постройки каркаса шин этот материал почти идеален!
Можно долго говорить о положительных и отрицательных сторонах покрышек, но гораздо ценнее услышать мнение эксперта, лично проверившего их характеристики и заявленную универсальность. В нашем случае в этом качестве выступит давний поклонник моделей Goodyear Wrangler, основатель тверского клуба «Лебёдушка» Евгений Павлов, впечатления которого в значительной степени и легли в основу материала.
Для начала уточним позиции, которые занимают модели Goodyear Wrangler MT/R и All-Terrain Adventure с кевларом на нашем рынке. Важно отметить, что в модельной линейке компании нет точного соответствия привычным в нашей стране стандартам А/Т и M/T. Стандарты Goodyear как бы немного расширены. И, например, Wrangler Аll-Тerrain — по сути, хорошая дорожная резина с характерными признаками А/Т, а не менее универсальная Wrangler Duratrac занимает позицию между А/Т и М/Т.
ПРЕИМУЩЕСТВО НА БЕЗДОРОЖЬЕ, КОМФОРТ НА ДОРОГЕ
Используют кевлар и при постройке грязевых шин. Но, конечно, первое, что бросается в глаза при знакомстве с Wrangler MT/R, — уникальный асимметричный рисунок протектора, в котором нет привычной «ёлки», точнее, от неё осталась только половина. Другая часть протектора сформирована более мелкими шашками, непрерывная череда которых не только снижает шум, но и очень хорошо работает при выезде из колеи. И когда сторона шины с косыми ламелями работает так же, как у стандартной «ёлки», выступ за выступом цепляясь за кромку колеи, другая часть с менее развитым поперечным, но лучшим продольным зацепом не даёт колесу сползти обратно в канаву. В сумме это даёт уникальные свойства по выползанию из колеи, чему есть подтверждения и от водителей, обувших внедорожники в эти покрышки, и от нашего эксперта, который дополнительно отметил удачную форму боковины, препятствующую повреждению диска.
Разгрызая неподатливый край препятствия, шина, особенно спущенная до низкого давления, норовит лечь боковиной на грунт, отчего возрастает опасность бокового прокола. Но конструкторы Wrangler MT/R предусмотрели такую опасность и защитили боковину кевларом. Шина, получившая кевларовый пояс, имеет на 35 % большую стойкость к проколам. С такими колёсами можно даже говорить о ненужности запаски: боковые порезы у кевларовых колёс — чрезвычайная редкость. Этот тезис подтверждают и поклонники тяжёлого бездорожья, использующие модель MT/R и имеющие опыт многомесячных рискованных поездок вообще без запасок.
Надо заметить, что, помимо достижений в области каркаса, у шин есть ноу-хау и по части материала и формы протектора. В отличие от своего предшественника, MT/R c кевларом более эффективно выводит грязь из канавок протектора. Особенно хорошо покрышка самоочищается на повышенных оборотах, если дать газ. Кроме того, они лучше переносят длительную эксплуатацию при низком давлении и запредельных отрицательных температурах, что очень важно, например, на Крайнем Севере при пересечении торосов. Даже после длительной стоянки на морозе при низком давлении колесо не становится квадратным, оставаясь эластичным и готовым встречать удары судьбы в виде острых ледяных кромок.
БАЛАНС КАЧЕСТВ
Плюсы кевларового каркаса можно рассмотреть и на примере модели Wrangler All-Terrain Adventure. В стандартном исполнении шины имеют брекерный пояс из кевлара компании DuPont (а размеры с индексом LT — двойной кевларовый пояс). Эти покрышки обеспечивают баланс качеств на большинстве существующих покрытий. Открытые канавки и выступающие блоки плечевой зоны протектора All-Terrain Adventure помогают выводить воду и грязь из пятна контакта. Результат очевиден — это безопасное движение и по дороге в любую погоду, и по самому неблагоприятному бездорожью. Выступы на плечевой зоне протектора формируют дополнительные кромки зацепления, благодаря чему при движении в глубокой грязи и снегу сцепление сохраняется на высоком уровне. Многочисленные ламели и специальный состав резиновой смеси обеспечивают высокий уровень характеристик шины в зимнее время. Значок «снежинка» (3PSF) на моделях с индексом LT подтверждает успешное испытание в условиях низких температур. Разумеется, нельзя говорить об этой покрышке как о настоящей зимней. Но при аккуратном вождении сцепления в большинстве случаев хватит.
Шина All-Terrain Adventure выпускается во всех популярных размерностях, к моделям американских, европейских и японских автомобильных брендов. Линейка включает 32 стандартных и предназначенных для тюнинга размера в диапазоне посадочных диаметров от 15 до 20 дюймов.
Кевларовые керзачи — Goodyear Wrangler MT/R Kevlar
Ездил на Дюратреках 3.5 года не снимая — всё супер, резина отличная и универсальная! Но есть один недостаток — тонкая боковина, даже в версии LT. Пару раз я её порезал несильно, и это сподвигло меня на поиски более крепкой резины, пусть и не такой универсальной.
Выбор однозначно пал на Кевлары, и тоже в версии LT, с усиленной боковиной.
Хорошие отчеты по Кевларам есть у Еликова Goodyear Wrangler MT/R Kevlar. Испытание Арктикой и Мочалова Шины Goodyear Wrangler MT/R Kevlar спустя 21000 пробега, рекомендую почитать.
Ещё нашёл неплохой обзорчик кевларов на ютубе:
Итак, мой новый выбор: Goodyear MT/R with KEVLAR 255/75 R17 111Q C WRL BSL LT
Размер неходовой, резина made in USA выпуска конца 15го года, залежалась на складах в Москве и сейчас распродают остатки. Для меня на лето самое то! Берём 5 штук и сразу надеваем, пока ещё можно покатать её по снегу и холоду. 255.75.17 это ровно 32″, с моим лифтом должны влезть. А с учетом дисков 8″ шириной реальный размер колеса в сборе будет чуть меньше. Так что самое то!
Расшифровка обозначений Goodyear MT/R with KEVLAR 255/75 R17 111Q C WRL BSL LT:
Индекс нагрузки: 111 — 1090 кг на шину
Индекс скорости: Q — до 160 км/час
С (Commercial) – норма слойности для микроавтобусов и легких грузовиков;
BSL – шины с черными зубчатыми знаками;
LT (Light Truck) – шины для легких грузовиков;
Уже поездил немного по зиме — резина мягкая! Шумит не очень громко, тормозит предсказуемо, но не как зимняя конечно — это ведь МТ, без ламелей. Мягкость достигается за счет состава резины:
Оптимизация рабочих характеристик шин стала возможной благодаря инновационному прорыву — использованию в протекторной смеси вещества Silica.
Silica — это современный наполнитель, осажденная кремниевая кислота, в виде белого порошка. Говоря проще, мельчайший углерод (сажа) замешается мельчайшим песком.
Наполнитель Silica в шинах обеспечивают значительное снижение сопротивления качения (до 20%), что приводит к меньшему расходу топлива (до 5%), а, следовательно, и выбросам CO2 в атмосферу. При этом резко улучшаются рабочие характеристики шины по мокрым и зимним дорожным поверхностям.
В общем я доволен! Впереди ещё неделя зимы, потом месяц мокрого снега, которого ОЧЕНЬ много, и затем распутица! Так что будем тестировать. А в начале лета поездка на Кавказ, в горы, собственно ради этого и искал прочную резину — неохота встать где-нибудь в горах без связи и с дырявыми колесами.
Прочные кевларовые шины для внедорожников Wrangler MT/R позволят навсегда забыть о повреждениях боковины.
Где Бы Такие Купить. И Не Сильно Дорого?
Когда обычная эволюция исчерпывает свои возможности и замирает, дальнейшее движение возможно только революционным путём. Наверное, вы подумали, что это цитата из шестого тома полного собрания сочинений Владимира Ильича Ленина. Вовсе нет! Так, или примерно так, рассуждали создатели шин Goodyear, когда усиливали боковину своей покрышки кевларом. Что поделать, для выхода на новый уровень шинной промышленности тоже требуются радикальные решения и приёмы. Тем более что эта лёгкая и непробиваемая броня сегодня применяется везде, где нужно получить максимум прочности при минимуме веса. Есть у кевлара и ещё одно положительное свойство — его эластичность…
Дальше просто — засунули в боковину несколько слоёв кевларового полотна, добавили силики к резиновой смеси для большей пластичности и рецепт вездеходных шин Wrangler MT/R готов. Так что же получили в результате? Очень выносливую шину, способную спокойно переносить езду даже при давлении 0,3 Атм и не боящуюся наездов спущенной боковиной на острые камни. Разуть такое колесо практически невозможно! Кроме того, при низком давлении начинает полноценно работать часть протектора, расположенная на боковой поверхности, добавляя ему вездеходности. А в накачанном состоянии на асфальте шины остаются достаточно тихими, не мешая слушать радио или разговаривать между собой.
Хотя шины позиционируются как летние, они, по причине всё той же мягкости, неплохо справляются
со снегом. Крупно нарезанный протектор отлично отводит грязь, плотный снег и снежную кашу и уверенно цепляется за твёрдую поверхность. Аккуратность надо проявлять лишь на льду, где скорее пригодятся не свойства боковины, а обычные шипы. Эластичность положительно повлияла и на ресурс — колёса изнашиваются примерно вдвое медленнее предшественников даже при агрессивном движении по бездорожью. Одним словом, кевлар в составе шины — решение, полезное со всех точек зрения, особенно для тех, кто регулярно и много ездит по плохим покрытиям, включая тяжёлое бездорожье.
Арамид крепче стали! Где и как он применяется в шинах
Из таких высокофункциональных химических волокон, применяемых не только в шинах, изготавливаются материалы с различными названиями: арамид, кевлар, тварон и другие. Разберем, чем же они уникальны, где применяются, и в каких автошинах уже используются.
Арамид – это сокращение от «ароматический полиамид». Первое применение такой полиамид получил в начале 1960-х годов, после его изобретения американской химической компанией «DuPont».
Арамиды обладают уникальными свойствами, дающими им огромные преимущества по сравнению с другими материалами и даже сталью:
— Высокая прочность. Арамидные ткани в 5 раз прочнее стали при аналогичной массе!
— Огромная устойчивость к истиранию и механическому воздействию. Ткань способна защитить от пуль!
— Отсутствие точки плавления и низкая воспламеняемость. При высоких температурах материал сохраняет защитные качества, а при минусовых значениях эти способности усиливаются!
— Отсутствие электропроводимости, устойчивость к воздействию органических растворителей и микробов.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ АРАМИДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Первый продукт из волокон арамида в 1964 году сделал сам разработчик – компания «DuPont». Ткань назвали KEVLAR. Компания изготовила несколько образцов для шинных производителей в расчете, что прочный материал будет востребован при изготовлении каркасов радиальных шин.
Отзывы шинников были многообещающими, и «DuPont» вложила огромные средства в запуск производства. Однако чуть позже производители шин все же сделали ставку на сталь, которая была значительно дешевле и доступнее. Чтобы избежать финансового провала, «DuPont» грамотно предложила новый материал армии, полиции и другим силовым структурам США.
В ходе испытаний кевлар смог остановить пулю 38-го калибра. Волокна начали массово использовать при производстве бронежилетов, касок и обмундирования. Из кевлара шили очень прочные рабочие перчатки, которые повредить было невозможно.
Аналогичная кевлару по качеству ткань, которую производит компания «Teijin Aramid» в Японии и Нидерландах. Легкий вес, суперпрочность и упругость, инертность к химическим реагентам, диэлектрическая и термическая устойчивость делают тварон уникальным.
В 1970 году в СССР был произведен синтетический высокопрочный материал, который так и назвали – «СВМ». Чуть позже в Белорусской ССР запустили производство арселона – отечественного аналога номекса, мета-арамидной ткани от «DuPont», которая более эластична чем кевлар и выдерживает большие термические нагрузки.
Сейчас в России и Белоруссии эти легкие материалы применяют для изготовления спецодежды военным, пожарным, металлургам, сварщикам. Арселон используют для обивки салонов самолетов и железнодорожных вагонов.
ПРИМЕНЕНИЕ В ШИНАХ
Сегодня арамид применяется везде, но в шинной индустрии он до сих пор внедряется медленными темпами. Скорее всего, новым толчком к его использованию послужили рост производства высокотехнологичных автомобилей, большие скорости и возросшие требования к шинам.
Технология Nokian Tyres – «Aramid Sidewalls»
Финские концерн стал пионером и пока удерживает лидерство в использовании арамидных волокон для производства шин. Усиление боковин покрышек арамидом, обеспечивающее надежную защиту от боковых порезов и повреждений, с каждым годом охватывает все больше моделей Nokian Tyres.
Сегодня их запатентованная технология «Aramid Sidewalls» применяется пока только в шинах для внедорожников и легкогрузовых автомобилей. Она используется в модельных линейках: Hakkapeliitta, Rotiiva, Hakka, Rockproof и WR. Возможно, в ближайшем будущем это коснется и легковых моделей шин.
Nokian Tyres имеет все основания гордиться своим ноу-хау. В сети и на сайте производителя выложено много видеороликов, доказывающих эффективность усиления шинных боковин арамидными волокнами, что подтверждают и сами владельцы автомобилей SUV-класса.
Красноречивым доказательством может служить и мировой рекорд скорости на двух колесах автомобиля, обутого в шины Nokian с технологией «Aramid Sidewalls». Рекорд в 186,27 км/ч был установлен в Финляндии гонщиком-экстремалом Весой Кивимяки в 2016 году.
Goodyear применяет кевлар
Американцы начали применять арамидные волокна KEVLAR в шине для бездорожья Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure. Для этой модели инженеры разработали из кевлара сверхпрочный двойной брекерный пояс для усиления протектора, предотвращая его проколы и порезы. А вот боковины шины укреплены вторым каркасным слоем по технологии Durawall.
Michelin использует тварон
Французские шинники взяли на вооружение арамидный материал TWARON, который внедрили в производство высокоскоростных шин Michelin Pilot Super Sport. За счет стойкости к растяжению материал используют для дополнительного брекерного слоя под протектором. Благодаря этому профиль шины остается полностью управляем, и площадь пятна контакта не изменяется даже на высоких скоростях.
Технология «Aralon350™» от Continental
Немецкий шинный концерн решил покорять скорость с помощью собственной технологии «Aralon350» – адаптивного гибридного слоя в брекере, состоящего из волокон арамида с добавлением нейлона. Он применяется в каркасе премиальной спортивной модели Continental Sport Contact 6.
Hankook не отстает
Корейские шинники в прошлом году представили миру свою новую шину UHP-класса Hankook Ventus S1 evo 3 для легковых и SUV-автомобилей. Эта шина, так же как и предыдущие аналоги от «Мишлен» и «Континенталь», имеет под протектором экранирующий слой из композитного материала на основе арамидного волокна. Технология усиливает протектор, особенно при ускорении и торможении, и снижает увеличение окружности качения на скоростях свыше 300 км/ч.
В истории с арамидом парадокс заключается в том, что материал, разработанный более полувека назад для шинной индустрии, стал востребован везде, но только не у шинников.
Хоть этот материал и дороже стали, но все его преимущества налицо. Без арамида сейчас не обходится ни армия, ни авиационная промышленность. В производстве спецодежды и спортивной экипировки также давно применяются арамидные ткани.
Остается надеяться, что мировые лидеры шинного производства в скором времени будут чаще практиковать применение арамидных волокон не только в премиальных моделях, но и во всех своих шинах. Чему многие автовладельцы будут благодарны!