Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

Каким был и как ездит самый первый послевоенный мотоцикл КМЗ К1Б «Киевлянин»

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

Сегодня мой рассказ будет о самом первом послевоенном мотоцикле КМЗ — К1Б «Киевлянин». Совсем недавно завершилась реставрация данного экземпляра и у меня появилась возможность показать не только как выглядел «Киевлянин» в 1949 году, но и как он ездил. Полностью «оживить» мотоцикл авторы проекта решили к 75-летию Киевского мотозавода (КМЗ), которое отмечается в этом году.

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

Процесс реставрации занял долгих 9 месяцев, так как необходимо было найти недостающие оригинальные детали. Мастерской AC Heritage удалось воссоздать этот мотоцикл на 95% из комплектующих того времени. Самое удивительное, что данный экземпляр до сих пор числится на учете и может ездить по дорогам. А любители ретро мототехники теперь смогут услышать звук работы этого мотоцикла, либо посмотреть на видео.

Давайте сразу определимся с терминами. Почему, К1Б я называю мотоциклом, а не мопедом? Формально, да, он имеет двойной привод: педальный велосипедного типа на заднее колесо и второй от двигателя и корректнее его называть «мотовелосипедом». Однако в те годы, такого термина не существовало и в заводской инструкции и книгах издательства Машгиза К1Б называют именно как «мотоцикл». Да и кубатура у него далеко не мопедная — почти 100-кубов.

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

Легкий мотоцикл КМЗ К1Б «Киевлянин» является почти полной копией немецкого мотоцикла Wanderer Sp1 образца 1936 года и выпускался на КМЗ с 1945 по 1951 год. В первые три года он комплектовался 98-кубовым двигателем фирмы Sachs мощностью 2,3 л.с. с 2-скоростной коробкой передач, производство которого к 1949 году было полностью освоено в Киеве. Данный экземпляр был выпущен уже полностью на советских агрегатах.

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

К1Б стал самым первым мотоциклом, выпуск которого освоили в СССР после окончания войны. Первые 10 экземпляров (предположительно еще К1А) Киевский мотозавод изготовил в декабре 1945 года. Для этого на территорию бывшего бронетанкового завода №8 было перевезено оборудование, инструмент, чертежи и комплекты немецкого предприятия Wanderer Werke (г. Хемниц). Всего 295 вагонов. Комплектующие также поставляли из Германии еще целых 3 года в счет репараций за ущерб нанесенный во время войны.

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

Всего одиночных мотоциклов К1Б было выпущено 30 тыс. шт. Последний сошел с конвейера КМЗ в декабре 1951 года, после чего завод был переведен на выпуск тяжелых мотоциклов с боковой коляской М-72.

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

Помимо одиночных мотоциклов, КМЗ на агрегатах семейства К1Б еще выпустил около 18 тыс. 3-колесных мотоколясок для инвалидов К1В, спортивные версии К1Б-С и К1Б-К, а также грузовые трициклы К1Г. Не смотря на скромные объемы выпуска «Киевлянины» периодически попадаются от Владивостока до Львова и от Мурманска до Ташкента. Не смотря на довольно надежную конструкцию, К1Б имел очень небольшой ресурс. Например, вместо резиновых сальников в двигателе использовались еще фетровые уплотнения. Поршень здесь вообще уникальной формы с дефлектором для петлевой продувки. Система зажигания — маховичное магдино. Все это от других советских мотоциклов на «Киевлянин» не подходило и поэтому до наших дней дожили лишь считанные единицы таких.

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

По предварительным оценкам, на территории Украины комплектных экземпляров осталось не более полутора десятка, а на ходу из них лишь 5-6 штук. И один такой мотоцикл теперь вернулся обратно в Киев.

Источник

Музей мопедов Владимира Гордеева

Двигатели «Sachs» и «КМЗ»

В качестве прототипа будущего киевского мотоцикла выбрали «Wanderer-SP1». Его техническую и технологическую документацию переработали в Серпухове специалисты ВКБ, двигатели же в первые три года выпуска поставлял по репарациям германский завод «Sachs». В декабре радостного для нашей Родины 1945 г. изготовили головные 10 машин, с которых, собственно и началось киевское мотоциклостроение. Их назвали «Киевлянин», а в технических документах обозначали К1Б — киевский, первая модель, второй (т.е. «Б») вариант. Рама трубчатая, бензобак крепился на ней, мотор располагался внутри нее и запускался посредством вращения педалей. В нем, благодаря выступу на поршне, осуществлялась петлевая продувка. На расположенном справа маховичном магдино находились две запараллеленные обмотки, питавшие приборы освещения, и катушка магнето, в цепь первичной обмотки которой включался прерыватель, а вторичной — свеча зажигания. Ось заднего колеса жестко соединялась с рамой, а переднее же — крепилось на параллелограммной вилке, имевшей одну пружину и два фрикционных гасителя колебаний. Торможение задним колесом осуществлялось по велосипедному, вращением педалей назад. Инструментальная сумка крепилась к багажнику, а на руле расположили пневматический сигнал, манетку декомпрессора, переключатель света, спидометр, ручку управления карбюратором и рычаги — сцепления и переднего тормоза. Крылья близко прилегали к колесам и хорошо защищали водителя от брызг и пыли. К концу 1950 г. оснащение КМЗ и квалификация его рабочих достигли такого уровня, что позволяли начать производство более сложных мотоциклов. Здесь же отметим, что К1Б оставил глубокий след в отечественном мотоциклостроении. Вообще-то, его следовало бы называть мопедом, однако тогда такого термина еще не существовало. По удивительному стечению обстоятельств он появился в 1951-м — именно в тот год, когда «Киевлян» сняли с производства. Всего их выпустили около 40 тыс. экземпляров.

Техническая характеристика:

Длина, мм — 2010; ширина, мм — 655; высота, мм — 980; база, мм — 1275. Рабочий объем двигателя, куб.см. — 98; число тактов — 2; количество цилиндров — 1; диаметр цилиндра, мм — 48; ход поршня, мм — 54; степень сжатия — 5, 9; максимальная мощность, л.с. — 2, 3; Частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин — 4000. Коробка передач несоосная, с поперечными валами, 2-скоростная, реверсивная, с шестернями постоянного зацепления, с ручным переключением на бензобаке. Система зажигания — маховичное магдино. Сцепление полусухое двухдисковое; передача от мотора к коробке скоростей — цепная; количество передач — 2; привод заднего колеса — цепной. Системы торможения: переднего колеса — колодочный тормоз; заднего колеса — втулка свободного хода. Размеры шин, дюймы — 26-2,5. Дорожный просвет, мм — 135. Емкость бензобака, л. — 8. Запас хода по шоссе со скоростью 30 км/ч, км — 325. Максимальная скорость, км/ч — 50. Масса заправленного мотоцикла, кг — 65.

Литература:

Пресса:

Новый мотозавод
Заметка о начале работы Киевского мотозавода
«Сталинское знамя», 12/1946

Моторный самокат
Описание самодельного мотороллера с мотором от К1Б
«Техника — молодежи», 06/1950

От единиц до сотен тысяч
Очерк об истории мотостроения в СССР и планируемых моделях
«За рулем», 11/1957

«Мопед СР-2»
Заметка о мопеде «Simson» SR-2 из ГДР
«Голос Риги», 12/1957

Велороллер «Чиж»
Описание самодельного роллера с двигателем Д4
«Техника — молодежи», 05/1960

Стрекоза с моторчиком
История создания мотовелосипеда К1Б «Киевлянин»
«Мото», 05/1993

Легкий послевоенный
История создания мотовелосипеда К1Б «Киевлянин»
«Техника — молодежи», 01/1999

Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мотовелосипед К1Б «Киевлянин», запчасти и документы от него.

Комментарии

3 thoughts on “Мотовелосипед К1Б «Киевлянин» (1945-1951)”

несоосная, с поперечными валами, 2-скоростная, реверсивная, с шестернями постоянного зацепления, с ручным переключением на бензобаке.

Спасибо, добавил. С уважением, Владимир.

Не могу понять, а почему мотоцикл? По характеристикам — типичный 100 проц. мопед! Но, если даже по кубатуре брать, более подходяще звучит — мотопед, педацикл. А вообще, не отказался бы от такого. Но, проблема в том, что, хоть это и мопед — всё равно нужно его регистрировать, как мотоцикл, и открывать категорию А.

Добавить комментарий Отменить ответ

Обсуждение на форуме

А вот и Виталий Кличко за рулем КМЗ К1-Б «Киевлянин»

Первый легкий мотоцикл КМЗ К1-Б Киевлянин

Работа двигателя КМЗ К1-Б «Киевлянин»

Попался мне как-то вот такой КМЗ К1Б Киевлянин 1949 года — копия Wanderer Sp1, но уже локализованный. То есть двигатель здесь уже имел клейма КМЗ. Как это все выглядит — вот видео

Обсудить на форуме

Другие модели

Если вы заметили ошибки, неточности или можете дополнить информацию на сайте, пожалуйста, пишите в комментариях.

Источник

amonov

Россия у нас одна и любить ее надо всякой.

Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Смотреть картинку Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Картинка про Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл. Фото Киевлянин к1б инвалидный мотоцикл

Тут надо сделать небольшое лирическое отступление. Отдельные граждане нашей страны, имеющие определенную политическую ориентацию, любят плакаться о том как страшно разграбил СССР несчастную Германию под видом репарации. Вероятно СССР понесший огромные потери не имел права на компенсацию от стороны нанесшей эти потери. В плане репарации СССР был сильно не одинок. Союзные страны, Англия, США, Франция, тоже не мало поимели с Германии. Если не больше. В частности если взять для примера мотопром, то американцы и англичане выпускали копии DKW RT125 и не копейки немцам не заплатили. Конструкцию двигателя Sachs не копировал только ленивый. Было еще множество примеров безвозмездного заимствования немецких технологий. Особо в этом преуспели британцы. СССР в плане заимствования интеллектуальной собственности нанес немецким фирмам минимальный урон, так как немцы от копирования технологии финансовых потерь не несли. Товары, изготовленные с помощью немецких технологии, СССР не экспортировал. Немецкие фирмы свои товары в СССР не продавались, и с местными копиями своей продукции им конкурировать не приходилось. В отличии от Британии например. Тяжко было экспортировать в Туманный Альбион DKW RT125, когда там уже имелись копии от BSA.

Первые К-1Б собрали осенью 1945 года из деталей присланных из Германии. По конструкции это мопед, хотя это слово тогда еще не использовали, был идентичен Wanderer-SP1. Конструкция у немецкого прототипа была для своего времени продвинутая. Легкая рама из труб переменного сечения. Задняя подвеска жесткая, передняя вилка параллелограмная. Двигатель двухтактный, одноцилиндровый. Рабочий объем 98 куб.см. Мощность 2,3 л.с. Передач две. Двигатель с возвратно-петлевой схемой продувки. Запускался двигатель от вращения педалей. Емкость бензобака 8 литров. С полным бензобаком мотоцикл мог пройти 320 км при скорости в 30 км/ч. Максимальная скорость 50 км/ч. Весил мотоцикл 65 кг.

На базе Киевлянина выпускалась первая в СССР инвалидная мотоколяска К-1В. Сам же мотоцикл выпускался с 1945 по 51 год. Далее КМЗ перевели на выпуск тяжелых мотоциклов. Всего было выпущено 40 тысяч экземпляров. Можно сказать, что Киевлянин был самым доступным транспортным средством с ДВС в СССР и вполне востребованным, учитывая специфические условия эксплуатации, спроса и пр. К-1Б был не первой попыткой наладить в СССР выпуск малокубатурной мототехники. Однако ранние эксперименты в этом направлении успеха не имели. Моторизация страны только начиналась. Во время войны большое количество людей получило навыки владения автомобилем, мотоциклом и другими транспортными средствами. И это сыграло свою роль. Мототехника стала более востребована.

И хотелось бы сказать несколько слов о фильме Зеркало для героя. Сугубо на мой взгляд, это один из лучших фильмов Владимира Хотиненко. Эта кинокартина не потеряла своей актуальности и сейчас. Зеркало для героя вышло на киноэкраны в 1987 году, на заре Перестройки. Как раз борьба и очернение своего прошлого начало достигать своего невиданного масштаба. Ну а фильм поставил простой вопрос — Вот ты, такой умный и современный, окажись на месте своего отца или деда, как бы ты жил и поступал во времена не столь далеки, но более жесткие? Бороться с культом личности во времена Перестройки дело безопасное. А совсем другое делать тоже самое в 37 году. Ну и вообще фильм дает богатую пищу для размышлений для думающего человека.

Источник

Первый киевский мотоцикл К-1 «Киевлянин»

С этих мотоциклов началась история КМЗ, Киевского мотоциклетного завода. Лёгкий мотоцикл К-1Б был больше похож на мопед. Фактически, он представлял собой копию довоенного немецкого мотоцикла «Wanderer-1Sp», и в этом нет ничего странного – оборудование было перевезено в Киев с завода Wanderer в городе Schönau.

Первые мотоциклы серии К-1 появились в 1946 году. Одноцилиндровый мотор объемом 98 см3 развивал мощность чуть более 2 л.с. Магнето было источником энергии как для фары, так и для зажигания, головка блока и картер мотора с корпусом коробкой передач выполнены из алюминия. Всё это было копией немецкого двухтактного агрегата «Закс». Примечательно, что между цилиндром и его головкой не было прокладки, зато был клапан декомпрессора, устройства, облегчавшего пуск мотора.

Коробка передач – двухскоростная. Выбор передач осуществлялся рычагом на правой стороне бензобака сбоку. Привод на заднее колесо цепью, закрытой кожухом. Мотоцикл оснащался педалями велосипедного типа, которые служили для пуска мотора и в качестве вспомогательного привода.

Поршень двигателя интересной конструкции

Барабанный тормоз был только на переднем колесе. Несмотря на предельно простую конструкцию мотоцикла, он оборудовался спидометром со счетчиком пройденного пути.

В 1947 году на базе мотоцикла К-1Б сделали трёхколёсную версию для людей с ограниченными физическими возможностями, примитивную мотоколяску КМЗ К-1В. Она стала первым транспортным средством подобного рода в СССР.

Изменилась в первую очередь рама. Двигатель остался прежним, добавили только принудительное воздушное охлаждение цилиндра. Его мощности для такой конструкции уже было недостаточно.

Несмотря на то, что сзади было 2 колеса, привод осуществлялся всего на одно из них, левое. На подъемах, там, где двигатель не справлялся со своей задачей, ему надо было помогать всё теми же педалями, которые на трёхколёсной модификации были перед сидением диваном. Крутить их надо было вручную.

В 1951 году производство трёхколёсной версии мотоцикла «Киевлянин» прекратилось, не в последнюю очередь из-за множества нареканий в его адрес, а обычный К-1Б выпускали до 1955 года.

Возможно, вам так же будет интересно почитать про мини мокик РИГА-26 и мотороллер «Вятка»

Источник

Восстановлен первый послевоенный мотоцикл СССР

Мотоцикл, выпущенный в 1949 году, не только вернули к первозданному виду, но и «оживили» – теперь он ездит. Это редкость для столь древнего экземпляра – по словам OlegAC1, на территории Украины на сегодняшний день насчитывается около 5-6 мотоциклов «Киевлянин» тех лет, которые по-прежнему на ходу. По сути, «Киевлянин» является мотовелосипедом и имеет двойной привод: педальный велосипедного типа на заднее колесо и второй от двигателя. Однако в послевоенные годы в заводской инструкции его называли именно мотоциклом.

Реставрация заняла девять месяцев. За это время удалось собрать мотоцикл, в котором практически нет современных деталей: он на 95 процентов состоит из комплектующих того времени. Более того, восстановленный экземпляр поставлен на учёт и может легально ездить по дорогам общего пользования.

К1Б «Киевлянин» выпускался на Киевском мотозаводе в период с 1945 по 1951 год и представлял собой копию немецкого Wanderer Sp1 образца 1936 года. Первые несколько лет он комплектовался 98-кубовым мотором Sachs мощностью 2,3 лошадиных сил, который сочетался с двухскоростной коробкой передач.

Видео: Oleg AC

Позже производство агрегата освоили в Киеве, и с того момента мотоцикл выпускался с двигателем советской сборки. За шесть лет Киевский мотозавод выпустил 30 тысячи одиночных мотоциклов К1Б, после чего предприятие переключилось на производство тяжёлых мотоциклов с боковой коляской М-72.

На базе К1Б также были созданы трёхколесные инвалидные мотоколяски К1В, спортивные К1Б-С и К1Б-К и грузовые трициклы К1Г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *