Классификация авто в ссср
“677 вызывает 4104, прием!” – почему система названий советских автомобилей это гениально
Вечно живой и вечно мудрый Оби-ван Кеноби любил повторять: “Все, Люк, зависит от точки зрения…”. Гениальная фраза для джедая, на тот момент уже сраженного световым мечом. И вот вам прямое и жирное доказательство мудрости слов старого Бена.
Возьмем для примера систему названий советских автомобилей. Если налететь на нее с разбегу, не разбираясь что к чему, можно не то что ногу, но и голову сломать. В бесконечных и кажется бессмысленных цифровых индексах ВАЗов, ЗиЛов, КАвЗов и КАМАЗов можно утонуть как в гримпенской трясине – раз-два и только пузырики на поверхности.
При этом каждый раз в голову назойливо лезут неудобные вопросы. Мол, почему именно АЗЛК-2141, а скажем не АЗЛК-4598? Ну в самом деле почему нет? А многое изменится, если к индексу, допустим, КАвЗ-3270 добавить пару нулей сзади. Или пару единичек спереди? Вопросы быть может и неудобные, но ответ на них вполне однозначный – изменилось бы практически все!
Цифровые индексы советским автомобилям и автобусам присваивались не от балды. Это была целая система, лишь окунувшись в которую понимаешь ее хорошо скрытый, но безусловно светлый смысл. Вообще-то в довоенные годы (речь, конечно, о Великой Отечественной) никакого системообразующего принципа в названии советских автомобилей не было. Каждый завод, каждое предприятие самостоятельно придумывало названия для своей продукции. Ну а поскольку начинать всегда имеет смысл с начала, то в свое время в стране наблюдался переизбыток автомобилей с единичкой в индексе: ГАЗ-М1, НАМИ-1, ЯТБ-1, ЯС-1…
Было совершенно ясно – чем больше автосборочных предприятий будет появляться, тем больше “единичек”, а затем “двоек”, “троек” окажется на дорогах. С этим рано или поздно все равно пришлось бы бороться. Руки до быть может и не архиважной в масштабах страны, но все равно существенной проблемы дошли только в 1945-м.
Именно в год Великой победы был принята первая единая система классификации (ЕСК) автотранспортных средств. Система достаточно простая, но вполне логичная. Каждому автомобильному заводу страны выделили строгий цифровой диапазон. ГАЗ получил в распоряжение цифры от 1 до 99, ЗиЛу досталась следующая сотня – 100-199. Заводам масштабом поменьше отписали меньшие цифровые отрезки. Так “Москвичу” досталась всего полсотня индексов – от 400 до 449, Ярославскому автозаводу – от 200 до 249. Чем скромнее были предполагаемые объемы выпуска, тем меньше цифр резервировали за предприятием. Скажем, Ликинский автобусный завод получил всего 19 позиций (от 675-694), а Львовский автобусный (ЛАЗ) и вовсе пять – от 695 до 699.
Отныне советские заводы могли называть свои модели только в рамках отведенного числового пространства. Причем, желательно по порядку. То есть первая разработка того же ЛиАЗа – опытный, но так и не пошедший в серию автобус назывался ЛиАЗ-675. Следующий “эксперимент” получил индекс ЛиАЗ-676, а, наконец, пошедший в серию “луноход” официально окрестили ЛиАЗ-677.
С заводами, массово выпускавшими автомобили еще до введения единой системы классификации, фокус со строгой последовательностью имен не проходил. Поэтому со стороны кажется будто модели ГАЗа и ЗиЛа хаотично мечутся в отведенных цифровых рамках – ГАЗ-12 (1950 год), ГАЗ-21 (1957), ГАЗ-66 (1964), ГАЗ-93 (1948). В реальности же индексы соответствуют внутренним заводским стандартам и циркулярам, о которых непосвященным знать было необязательно.
Как и в любой системе у ЕСК были и свои вынужденные исключения. В тех случаях, когда разработка модели велась на одном предприятии, а его выпуском впоследствии занималось другое, цифровой индекс не менялся. Так производство разработанного в Ярославле грузовика ЯАЗ-200 наладили в Минске, и машину назвали МАЗ-200, а не МАЗ-500, как следовало бы.
Принятая в 1945-м система обозначения автотранспорта добавила порядка, но не информативности. Даже наизусть вызубрив цифровые диапазоны того или иного завода, вы не получали о моделях марки никакой особой информации. Чтобы повысить осведомленность граждан в 1966 году был введен новый отраслевой норматив ОН 025 270-66. Полностью ознакомиться с обстоятельным документом “Классификации и системы обозначения автомобильного подвижного состава” можно здесь. Для тех же кому лень приводим его главные моменты.
Начиная с 1966-го каждая новая модель транспортного средства получала собственный четырехзначный номер. В этих цифрах, словно в молекуле ДНК, были зашифрованы ключевые характеристики модели.
Первая цифра указывала на класс транспортного средства. Для легковых автомобилей класс рассчитывался исходя из литража. Машины с рабочим объемом двигателя до 1,2 литров обозначались единичкой, от 1,2 л до 1,8 л – “двойкой”, от 1,8 л до 3,5 л “тройкой”, от 3,5 л и выше “четверкой”. Класс автобусов при этом определялся по габаритной длине, а грузовых машин по полной разрешенной массе.
Вторая буква обозначает тип транспортного средства. Легковой автомобиль – 1, автобус – 2, грузовик – 3, тягач – 4, самосвал – 5, автоцистерна – 6, фургон – 7, спецтранспорт – 9. Восьмерку оставили в резерве. Завершался индекс двухзначным порядковым обозначением модели.
Нет, ну разве не здорово? Даже тот, кто никогда не видел живьем “копейку” “Жигулей” по одному только индексу ВАЗ-2101 может понять – речь о легковом автомобиле, с рабочим объемом мотора от 1,2 до 1,8 л, ставший первой моделью завода в Тольятти. Также становится совершенно понятной принципиальная разница между КАМАЗами моделей 5511 и 5320: один самосвал, другой – бортовой грузовик.
Четыре цифры отраслевого норматива 1966 года это необходимый минимум. Иногда их было больше. Пятая цифра могла указывать на порядковый номер варианта исполнения. Скажем, ВАЗ-21011 это первая модификация 2101 (в данном случае с мотором 1,3 л). В некоторых редких случаях к основному индексу прибавляли дополнительный – через черточку. Он указывал на особый характер модели: спецверсия, переходной вариант. Например, ВАЗ-2101-94 – “копейка” с 1,5-литровым мотором от “трешки” для нужд советской милиции. Или РАФ-2203-01 – переходная модель рижского микроавтобуса.
Советская классификация образца 1966 года — уникальный случай в истории автомобиля. Нигде, никогда и никто не использовал столь информативную систему названий. Ближе всего к нормативу ОН 025 270-66 подобралась шведская Volvo, модели которой долгое время также содержали в собственном индексе некоторую полезную информацию.
Первая цифра указывала на номер модельной серии, вторая – число цилиндров в двигателе, третья – количество дверей. Таким образом каждый мог понять, что Volvo 245 – это универсал 200-й серии с четырехцилиндровым мотором, а Volvo 262 – купе с шестью цилиндрами. К сожалению, и шведы отказались от полезных индексов в начале 80-х. Все остальные в самом лучшем случае ограничивали информативность названий собственных моделей рабочим объемом мотора (в случае с некоторыми Ferrari – объемом одного цилиндра) и количеством цилиндров.
Сложно не согласится, что автомобильная промышленность Советского Союза не была самой передовой в мире. Зато по части индексов моделей мы одно время точно были впереди планеты всей.
Почему ГАЗ-53, МАЗ-500, ЗИЛ-130 и другие автомобили получали именно такие индексы? Классификация и система обозначения автомобилей в СССР
Заранее извиняюсь за пост. Он будет без фотографий. И возможно мало кому понравится. Но очень интересная тема. Это система классификации подвижного состава в СССР
Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности а в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары. К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов определенных видов
Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи для работы с прицепами. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом
Пассажирские автомобили вместимостью до 8 чел., включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 чел. – к автобусам. На базе легковых выпускаются также грузопассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки предназначенной для размещения в кузове груза, задние сидения делаются складывающимися. По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристические
К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п
Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы по дорогам общей сети, и на внедорожный – для использования вне дорог общей сети. По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный для работы в основном по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью
Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначают формулой где первая цифра – число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных ведущих колес считается за одно колесо. Например, 4х2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью, 6х6 – трехосный автомобиль со всеми ведущими осями, 6х4 – трехосный автомобиль с двумя ведущими осями
Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона
В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава: каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов и полуприцепов). Вторые две цифры – модель
Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. 6-я цифра — вид исполнения:
1 — для холодного климата,
6 — экспортное исполнение для умеренного климата,
7 — экспортное исполнение для тропического климата,
8 и 9 — резерв для других экспортных модификаций.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Цифра 8 на первом месте означает прицеп, 9 — с полуприцеп. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя
Полная масса снаряженного автомобиля — это его собственная масса с заправкой, полезным грузом, дополнительным снаряжением, водителем и пассажирами в кабине. Тягачи классифицируются по своей полной массе плюс допустимая нагрузка на седло, причем одноосные тягачи — по собственной массе плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полной массы в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и 1 тонны для остальных. Классы от 18 до 78 являются резервными
Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 дм3, обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022; полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода для перевозки телят имеющий полную массу 9 т, обозначается ОдАЗ-9925 и т.д
Системы классификации автотранспорта в СССР и России
В СССР использовались стандартизированные системы классификации легкового автотранспорта.
Современная система была введена в 1966 году (отраслевая нормаль ОН 025270-66) и использует в качестве основания классификации рабочий объём двигателя для легковых автомобилей, полную массу для грузовых и длину для автобусов.
В настоящее время в России эта система все ещё носит официальный характер и в различном объёме используется большинством производителей автомобилей, а также используется для расчёта налогооблагаемой базы транспортного налога.
Содержание
Старая система классификации (1945—1966)
Автомобилям присваивались обозначения, которые включали буквенное обозначение завода-изготовителя и порядковый номер модели, назначенный из выделенного каждому из заводов страны диапазона.
Числа | Завод | Пример |
---|---|---|
1 — 99 | ГАЗ | ГАЗ-14 |
100 — 199 | ЗИС, впоследствии ЗИЛ | ЗИЛ-130 |
200 — 249 | ЯАЗ, впоследствии КрАЗ | ЯАЗ-200 |
250 — 299 | Новосибирский автозавод НАЗ существовал до 1949 года, после чего диапазон передан КрАЗ-у | КрАЗ-255 |
350 — 399 | УралЗИС, впоследствии УралАЗ | Урал-375 |
400 — 449 | Москвич (ЗМА, МЗМА, АЗЛК), Иж | Москвич-412 |
450 — 484 | УАЗ | УАЗ-452, УАЗ-469 |
485 — 499 | Днепропетровский автозавод — ДАЗ, существовал до 1951 года | ДАЗ-485 |
500 — 549 | МАЗ, БелАЗ, МоАЗ | МАЗ-500, БелАЗ-540 |
550 — 599 | Мытищинский машиностроительный завод — ММЗ | ЗИЛ-ММЗ-555 |
600 — 649 | КАЗ | КАЗ-608 |
650 — 674 | Горьковский завод автобусов — ГЗА позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам | ПАЗ-652 |
675 — 694 | Ликинский автобусный завод — ЛиАЗ | ЛиАЗ-677 |
695 — 699 | Львовский автобусный завод — ЛАЗ | ЛАЗ-695 |
700 — 899 | ЕрАЗ, автоприцепы | ЕрАЗ-762, ОдАЗ-885 |
940 — 949 | Тартуский авторемонтный завод — АРТ | ТА-942 |
965 — 974 | ЗАЗ, ЛуАЗ | ЗАЗ-968, ЛуАЗ-967 |
975 — 999 | РАФ | РАФ-977 |
Эта система диапазонов нередко нарушалась. Например, МАЗ-200 и МАЗ-205, КАЗ-585, имели номера не из своего диапазона. А при передаче автомобиля с одного завода на другой его цифровое обозначение нередко сохранялось, менялась только буквенная часть — например, ГАЗ-69 после передачи производства в Ульяновск стал УАЗ-69, а вариант автобуса ГЗА-651, выпускавшийся в Латвии, обозначался как РАФ-651.
Современная система классификации
Современная система, документированная отраслевой нормалью ОН 025270-66, была впервые применена в 1966 году, и до сих пор официально используется в России, хотя не все производители придерживаются её в полном объёме.
В соответствии с ней полное название модели состоит из названия автозавода (например ВАЗ) и номера автомобиля (например 2108).
Первая цифра
Первая цифра указывает на класс транспортного средства
Цифра | Класс | Группа | Рабочий объём двигателя, см³ | Сухая масса, кг | Примеры (включая модели с номерами, присвоенными по старой системе) |
---|---|---|---|---|---|
1 | Особо малый | Первая | до 849 | до 649 | ЗАЗ-965, ВАЗ-1111 «Ока» |
Вторая | 850…1099 | 650…799 | «Москвич-400», ЗАЗ-1102 «Таврия» | ||
2 | Малый | Первая | 1 100… 1299 | 800…899 | «Москвич-402», ВАЗ-2101 |
Вторая | 1 300…1 499 | 900…1 049 | «Москвич-408», ВАЗ-2103 | ||
Третья | 1 500…1 799 | 1 050…1 149 | «Москвич-412», ВАЗ-2106 | ||
3 | Средний | Первая | 1 800…2 499 | 1 150…1 299 | ГАЗ-М-20 «Победа» |
Вторая | 2 500…3 499 | 1 300…1 499 | ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-3102 «Волга» | ||
4 | Большой | Первая | 3 500…4 999 | 1 500…1 899 | ГАЗ-М-12 ЗиМ |
Вторая | 5 000 и более | 1 900 и более | ГАЗ-13 «Чайка» | ||
5 | Высший | — | (не регламентируется) | ЗИЛ-111, ЗИЛ-4104 |
цифра | масса, кг |
---|---|
1 | менее 1200 |
2 | 1200 — 2000 |
3 | 2000 — 8000 |
4 | 8000 — 14000 |
5 | 14000 — 20000 |
6 | 20000 — 40000 |
7 | более 40000 |
цифра | длина, м |
---|---|
2 | короче 5.5 м |
3 | 6 м — 7.5 м |
4 | 8 м — 9.5 м |
5 | 10.5 м — 12 м |
6 | длиннее 16 м |
Вторая цифра
Вторая цифра обозначает тип транспортного средства:
цифра | тип |
---|---|
1 | легковой автомобиль |
2 | автобус |
3 | грузовой автомобиль |
4 | тягач |
5 | самосвал |
6 | автоцистерна |
7 | фургон |
8 | — |
9 | специальный транспорт |
Третья и четвертая цифры обозначают фабричное число модели. Пятая цифра не обязательна и указывает на модификацию основной модели. Шестая цифра используется для обозначения экспортных вариантов:
цифра | исполнение |
---|---|
1 | для холодного климата |
6 | экспортное исполнение, для умеренного климата |
7 | экспортное исполнение, для тропического климата |
8,9 | другие экспортные исполнения |
Пример
ВАЗ-21063: Автомобиль производства Волжского автомобильного завода, малый класс с двигателем объёмом от 1200 см³ до 1800 см³ (2), пассажирское транспортное средство (1), автомобиль шестой модели (06), третьей модификации (3).
Будущее системы
Будущее стандарта неясно. Не все производители придерживаются его в полном объёме. Например, ВАЗ оставил присвоенные в начале 90-ых годов моделям семейства LADA Kalina цифровые индексы ВАЗ-1117, −1118 и −1119, несмотря на то, что в наши дни они оснащаются двигателями рабочим объёмом 1,4 и 1,6 л., что не соответствует ранее заявленным характеристикам.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В бесконечных и кажется бессмысленных цифровых индексах ВАЗов, ЗиЛов, КАвЗов и КАМАЗов можно казалось бы можно запутаться.
Но на самом деле все было очень просто…
При этом каждый раз в голову назойливо лезут неудобные вопросы. Мол, почему именно АЗЛК-2141, а скажем не АЗЛК-4598? Ну в самом деле почему нет? А многое изменится, если к индексу, допустим, КАвЗ-3270 добавить пару нулей сзади. Или пару единичек спереди? Вопросы быть может и неудобные, но ответ на них вполне однозначный – изменилось бы практически все!
Цифровые индексы советским автомобилям и автобусам присваивались не от балды. Это была целая система, лишь окунувшись в которую понимаешь ее хорошо скрытый, но безусловно светлый смысл. Вообще-то в довоенные годы (речь, конечно, о Великой Отечественной) никакого системообразующего принципа в названии советских автомобилей не было. Каждый завод, каждое предприятие самостоятельно придумывало названия для своей продукции. Ну а поскольку начинать всегда имеет смысл с начала, то в свое время в стране наблюдался переизбыток автомобилей с единичкой в индексе: ГАЗ-М1, НАМИ-1, ЯТБ-1, ЯС-1…Было совершенно ясно – чем больше автосборочных предприятий будет появляться, тем больше “единичек”, а затем “двоек”, “троек” окажется на дорогах. С этим рано или поздно все равно пришлось бы бороться. Руки до быть может и не архиважной в масштабах страны, но все равно существенной проблемы дошли только в 1945-м.
Именно в год Великой победы был принята первая единая система классификации (ЕСК) автотранспортных средств. Система достаточно простая, но вполне логичная. Каждому автомобильному заводу страны выделили строгий цифровой диапазон. ГАЗ получил в распоряжение цифры от 1 до 99, ЗиЛу досталась следующая сотня – 100-199. Заводам масштабом поменьше отписали меньшие цифровые отрезки. Так “Москвичу” досталась всего полсотня индексов – от 400 до 449, Ярославскому автозаводу – от 200 до 249. Чем скромнее были предполагаемые объемы выпуска, тем меньше цифр резервировали за предприятием. Скажем, Ликинский автобусный завод получил всего 19 позиций (от 675-694), а Львовский автобусный (ЛАЗ) и вовсе пять – от 695 до 699.
Отныне советские заводы могли называть свои модели только в рамках отведенного числового пространства. Причем, желательно по порядку. То есть первая разработка того же ЛиАЗа – опытный, но так и не пошедший в серию автобус назывался ЛиАЗ-675. Следующий “эксперимент” получил индекс ЛиАЗ-676, а, наконец, пошедший в серию “луноход” официально окрестили ЛиАЗ-677.ЛиАЗ-677
С заводами, массово выпускавшими автомобили еще до введения единой системы классификации, фокус со строгой последовательностью имен не проходил. Поэтому со стороны кажется будто модели ГАЗа и ЗиЛа хаотично мечутся в отведенных цифровых рамках – ГАЗ-12 (1950 год), ГАЗ-21 (1957), ГАЗ-66 (1964), ГАЗ-93 (1948). В реальности же индексы соответствуют внутренним заводским стандартам и циркулярам, о которых непосвященным знать было необязательно.
Как и в любой системе у ЕСК были и свои вынужденные исключения. В тех случаях, когда разработка модели велась на одном предприятии, а его выпуском впоследствии занималось другое, цифровой индекс не менялся. Так производство разработанного в Ярославле грузовика ЯАЗ-200 наладили в Минске, и машину назвали МАЗ-200, а не МАЗ-500, как следовало бы.
Принятая в 1945-м система обозначения автотранспорта добавила порядка, но не информативности. Даже наизусть вызубрив цифровые диапазоны того или иного завода, вы не получали о моделях марки никакой особой информации. Чтобы повысить осведомленность граждан в 1966 году был введен новый отраслевой норматив ОН 025 270-66. Полностью ознакомиться с обстоятельным документом “Классификации и системы обозначения автомобильного подвижного состава” можно здесь. Для тех же кому лень приводим его главные моменты.
Начиная с 1966-го каждая новая модель транспортного средства получала собственный четырехзначный номер. В этих цифрах, словно в молекуле ДНК, были зашифрованы ключевые характеристики модели.Первая цифра указывала на класс транспортного средства. Для легковых автомобилей класс рассчитывался исходя из литража. Машины с рабочим объемом двигателя до 1,2 литров обозначались единичкой, от 1,2 л до 1,8 л – “двойкой”, от 1,8 л до 3,5 л “тройкой”, от 3,5 л и выше “четверкой”. Класс автобусов при этом определялся по габаритной длине, а грузовых машин по полной разрешенной массе.
Вторая буква обозначает тип транспортного средства. Легковой автомобиль – 1, автобус – 2, грузовик – 3, тягач – 4, самосвал – 5, автоцистерна – 6, фургон – 7, спецтранспорт – 9. Восьмерку оставили в резерве. Завершался индекс двухзначным порядковым обозначением модели.
Нет, ну разве не здорово? Даже тот, кто никогда не видел живьем “копейку” “Жигулей” по одному только индексу ВАЗ-2101 может понять – речь о легковом автомобиле, с рабочим объемом мотора от 1,2 до 1,8 л, ставший первой моделью завода в Тольятти. Также становится совершенно понятной принципиальная разница между КАМАЗами моделей 5511 и 5320: один самосвал, другой – бортовой грузовик.КАМАЗ 5511
Четыре цифры отраслевого норматива 1966 года это необходимый минимум. Иногда их было больше. Пятая цифра могла указывать на порядковый номер варианта исполнения. Скажем, ВАЗ-21011 это первая модификация 2101 (в данном случае с мотором 1,3 л). В некоторых редких случаях к основному индексу прибавляли дополнительный – через черточку. Он указывал на особый характер модели: спецверсия, переходной вариант. Например, ВАЗ-2101-94 – “копейка” с 1,5-литровым мотором от “трешки” для нужд советской милиции. Или РАФ-2203-01 – переходная модель рижского микроавтобуса.24-я Волга создавалась еще при старой системе, а выпускалась уже при новой. Но все равно осталась ГАЗ-24. По новой схеме стали называть только следующую Волгу ГАЗ-3102
Советская классификация образца 1966 года — уникальный случай в истории автомобиля. Нигде, никогда и никто не использовал столь информативную систему названий. Ближе всего к нормативу ОН 025 270-66 подобралась шведская Volvo, модели которой долгое время также содержали в собственном индексе некоторую полезную информацию.Первые варианты автобуса Юность назвались ЗиЛ-118…
…а самые поздние ЗиЛ-3270
Первая цифра указывала на номер модельной серии, вторая – число цилиндров в двигателе, третья – количество дверей. Таким образом каждый мог понять, что Volvo 245 – это универсал 200-й серии с четырехцилиндровым мотором, а Volvo 262 – купе с шестью цилиндрами. К сожалению, и шведы отказались от полезных индексов в начале 80-х. Все остальные в самом лучшем случае ограничивали информативность названий собственных моделей рабочим объемом мотора (в случае с некоторыми Ferrari – объемом одного цилиндра) и количеством цилиндров.
Сложно не согласится, что автомобильная промышленность Советского Союза не была самой передовой в мире. Зато по части индексов моделей мы одно время точно были впереди планеты всей.