Классификация современных тракторов и автомобилей
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
Тракторомназывается колесная или гусеничная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения сельскохозяйственных, дорожных и других машин, снабженных специальными рабочими органами, а также для буксировки прицепов.
Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1).
По назначению современные тракторы делят на три группы:
— общего назначения (пахотные);
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, при возделывании большинства растений: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки.
Гусеничные | Полугусеничные | Колесные | 3´2 | 4´2 | 4´4 |
0,2 | По типу движителя | По назначению | Общего назначения | Горные | |
0,6 | Универсально-пропашные | Болотоходные | |||
0,9 | Специальные | Мелиоративные | |||
1,4 | Садовые | ||||
2,0 | Трактор | Самоходные шасси | |||
3,0 | По тяговому усилию ТС | По типу остова | Виноградниковые | ||
4,0 | Хлопководческие | ||||
5,0 | Рамные | Свекловодческие | |||
6,0 | Полурамные | Лесохозяйственные | |||
8,0 | Безрамные |
Рис. 1. Классификация тракторов
Они отличаются малыми дорожным просветом, повышенной мощностью двигателя и хорошим сцеплением с почвой благодаря широким шинам или гусеницам, что позволяет им развивать большую силу тяги. К этому классу относятся тракторы Т-150К, ДТ-75М, К-701, Т-150.
Универсально-пропашные тракторы служат для междурядной обработки пропашных культур и многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий. К этому семейству относятся такие тракторы, как Т-30, Т-40, ЮМЗ-6Л, МТЗ-8082, МТЗ-100, МТЗ-142.
Специальные тракторы являются модификацией какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного и используются при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике или разных работ, но в строго определенных условиях).
По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные, колесные и полугусеничные:
— гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому имеет хорошее сцепление с почвой, незначительно ее сминает и уплотняет. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.
— колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых работах, так и на транспортных. Сцепление с почвой у него хуже, чем у гусеничного трактора.
По типу остова тракторы делят:
— на рамные, остов которых представляет собой клепанную или сварную раму;
— на полурамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приклепанные к корпусу заднего моста.
— безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.
По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой мощностью.
По приспособляемости к дорожным условиям: нормальной проходимости, например 4К2 и повышенной проходимости (все колеса ведущие) например 4К4.
Автомобиль — это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных задач.
По назначению автомобили подразделяют на несколько типов:
Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяют по грузоподъемности (т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове) на следующие классы:
— особо малый (до 0,5 т);
— малый (от 1,0 до 2,0 т);
— средний (от 2,0 до 5,0 т);
— большой (от 5,0 до 15,0 т);
— особо большой (свыше 15,0 т).
Автомобили для перевозки сыпучих и вязких грузов оборудуют самосвальными кузовами и называют автомобилями-самосвалами.
Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ, для чего они оборудованы специальными приспособлениями. К этой группе автомобилей относят автокраны, автоцистерны, автозаправщики семян и другие. Они представляют собой видоизмененные модели (модификации) транспортных автомобилей.
Спортивные автомобили предназначены для занятий автомобильным спортом.
По типу шасси автомобили подразделяют на рамные и безрамные:
— рамные автомобили имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы автомобиля;
— безрамные автомобили не имеют в качестве остова рамы, а составные части и механизмы автомобиля крепят к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.
По приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили дорожной (нормальной) проходимости (для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых) и повышенной проходимости (для движения по плохим дорогам и в условиях бездорожья).
Все тракторы и автомобили условно обозначают колесной формулой, где первая цифра – общее число колес, а вторая – число ведущих колес. Например, трактор (автомобиль) типа 4х2 имеет четыре колеса, из них два ведущих, а типа 4х4 – также четыре колеса, все ведущие.
Краткая техническая характеристика современных тракторов и автомобилей приведена в таблицах 1.1…1.4.
1.1.Краткая техническая характеристика колесных тракторов
Показатель | Т-16МГ | Т-30А-80 | ЛТЗ-55 | МТЗ-82 | Т-150 К | К-701 |
Назначение | Универсальное самоходное шасси | Универсально-пропашной | Универсально-пропашной | Универсально-пропашной | Общего назначения | Общего назначения |
Тяговый класс | 0,6 | 0,6 | 0,9 | 1,4 | ||
Колесная формула | 4х2 | 4х2 | 4х2 | 4х4 | 4х4 | 4х4 |
Тип остова | Полурамный | Полурамный | Полурамный | Полурамный | Рамный | Рамный |
Марка двигателя | Д-21 | Д-120 | Д-144 | Д-240 | СМД-62 | ЯМЗ-240Б |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 18,4 | 22,0 | 36,7 | 121,5 | ||
Конструктивная масса трактора, кг | ||||||
Скорость движения, км/ч | 4,9..20,6 | 5,2..23,4 | 6,9..30 | 1,9..33,4 | 3,4..30 | 2,9..33,8 |
1.2.Краткая техническая характеристика гусеничных тракторов
Показатель | Т-70С | ДТ-75 | ДТ-175 | Т-150 | Т-4А |
Назначение | Универсально-пропашной | Общего назначения | Общего назначения | Общего назначения | Общего назначения |
Тяговый класс | |||||
Тип остова | Полурамный | Рамный | Рамный | Рамный | Рамный |
Марка двигателя | Д-241 | СМД-18Н | СМД-66А | СМД-60 | А-01М |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 51,5 | 132,5 | 92,5 | ||
Конструктивная масса трактора, кг | |||||
Скорость движения, км/ч | 1,6..11,4 | 5,4..11,5 | 3,4..16 | 3,8..17,5 | 3,5..9,5 |
Часовой расход топлива, кг/час | 13,3 | 16,2 | 31,0 | 28,0 | 20,0 |
1.3. Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей
Показатель | УАЗ-3303 | ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ЗИЛ-130 | КамАЗ-5320 |
Колесная формула | 4х4 | 4х2 | 4х4 | 4х2 | 6х4 |
Грузоподъемность, т | 0,8 | ||||
Собственная масса, кг | |||||
Номинальная мощность двигателя, кВт | 58,9 | 84,6 | 84,6 | 102,9 | 154,4 |
Тип двигателя | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Дизель |
Максимальная скорость движения, км/ч |
1.4. Краткая техническая характеристика легковых автомобилей
Показатель | ВАЗ-2121 «Нива» | ВАЗ-2109 | АЗЛК-2141 «Москвич» | ГАЗ-24-10 «Волга» | УАЗ-3151 |
Колесная формула | 4х4 | 4х2 | 4х2 | 4х2 | 4х4 |
Число посадочных мест | 4; 5 | ||||
Собственная масса | |||||
Номинальная мощность двигателя, кВт | 56,3 | 56,9 | 56,3 | 73,6 | 58,9 |
Максимальная скорость движения км/ч |
Контрольные вопросы
1. Каковы принципы и структура построения типажа тракторов?
2. Какие тяговые классы содержит типаж тракторов?
3. По каким признакам классифицируются тракторы?
4. По каким признакам классифицируются автомобили?
Классификация современных тракторов их основные части и технические характеристики. Направления дальнейшего совершенствования конструкций.
Классификация современных тракторов
Тракторы классифицируют по следующим признакам:
По назначению их подразделяют на три группы: общего назначения, универсально-пропашные и специальные.
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ. Эти тракторы отличаются малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.
По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные и колесные.
Гусеничные тракторы имеют две гусеницы, представляющие собой цепи из отдельных звеньев (траков). Гусеничные тракторы оказывают малое давление на почву (5. 35 кПа), что повышает их проходимость и позволяет развивать большее тяговое усилие.
По типу остова тракторы подразделяют: рамные, полурамные и безрамные.
У рамных тракторов остов представляет собой клепаную или сварную раму, на которой размещаются основные механизмы и части трактора. Остов по-лурамных тракторов образован двумя продольными балками, привернутыми или приваренными к корпусу заднего моста или трансмиссии, и поперечиной, связывающей продольные балки в передней части. Остов некоторых тракторов представляет собой две отдельные полурамы, соединенные шарниром. У безрамных тракторов остов состоит из соединенных между собой отдельных частей и механизмов.
По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на девять классов машин, различающихся по конструкции. Номинальным считают тяговое усилие, которое способен развить трактор, работая с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости.
В каждом тяговом классе имеются базовые модели (т. е. основные, наиболее широко распространенные тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные (единообразные) двигатели (применяемые и в базовых моделях), а также ряд составных частей. Унификация составных частей облегчает изготовление и эксплуатацию тракторов.
Основные части тракторов
Основные механизмы тракторов и автомобилей могут отличаться по конструкции и расположению, но они, как правило, идентичны по принципу действия.
Трактор состоит из следующих основных частей: двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизма управления, рабочего и вспомогательного оборудования.
Двигатель предназначен для преобразования химической энергии сгорания топлива в тепловую энергию, а затем в механическую.
Трансмиссия (силовая передача) трактора обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам и ведущим звездочкам гусениц. В трансмиссию входят сцепление, соединительная муфта, коробка передач (КП) и задний мост.
Сцепление необходимо для кратковременного разъединения вала двигателя и КП при переключении передач и для плавного их соединения при начале движения. Соединительная муфта включает в себя упругие элементы и служит для соединения валов, сцепления и КП. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента на ведущих колесах и скорости движения за счет ввода в зацепление различных пар шестерен. КП обеспечивает также движение трактора задним ходом. Задний мост состоит из механизмов, с помощью которых увеличивается крутящий момент и передается вращение валов к ведущим колесам под прямым углом. У большинства тракторов в состав заднего моста входят тормоза.
У колесного трактора в отличие от гусеничного в трансмиссию включен дифференциал, обеспечивающий разные скорости вращения ведущих колес при поворотах и движении по неровной местности, когда длина пути левого и правого колес неодинакова.
Ходовая часть служит для передвижения трактора. Вращательное движение колес (или гусениц) при их сцеплении с поверхностью почвы преобразуется в поступательное движение трактора.
В механизм управления входят рулевое управление для изменения направления движения трактора и тормозная система для снижения скорости его движения или остановки.
Трансмиссию, ходовую часть и механизм управления в сборе называют шасси.
Рабочее оборудование применяется для выполнения различных работ с использованием мощности двигателя. К рабочему оборудованию относятся ВОМ, прицепное устройство, навесная система и приводной шкив.
Принципиальная схема расположения и назначение основных частей автомобиля такие же, как у колесного трактора. Одна из основных и специфических частей автомобиля это кузов.
Техническая характеристика тракторов и автомобилей
Тракторы тягового класса 0,2 (Т-10, АМЖК-8, МТЗ-12К, «Кутаиси-718» и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных селекционных полях и в небольших фермерских хозяйствах. Эти тракторы могут иметь двух-, трех- или четырехколесное исполнение. Их можно агрегатировать с прицепной тележкой, плугом, косилкой, культиватором и другими машинами, специально изготовленными для них, использовать для механизации работ по уходу за домашним скотом, когда применение больших тракторов нецелесообразно или невозможно.
Тракторы тягового класса 0,6 (к ним относятся Т-25А, Т-ЗОА80, СШ-28, Т-16МГ) используют при междурядной обработке овощных культур и садов, предпосевной обработке почвы, посеве и посадке овощей, уходе за посевами, уборке сена и выполнении транспортных работ. Кроме того, они могут приводить в действие стационарные машины.
Благодаря особенностям конструкции таких тракторов можно изменять продольную базу и агротехнический просвет (расстояние от нижней точки трактора до почвы).
Самоходные шасси Т-16МГ и СШ-28 в агрегате с навесными машинами применяют при проведении различных работ в растениеводстве.
Тракторы тягового класса 0,9 (ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, Т-40М) благодаря широкому диапазону передач, реверсному ходу на всех передачах и регулируемой колее передних и задних колес выполняют все виды сельскохозяйственных работ, в том числе в кормопроизводстве. Помимо этого их широко применяют на транспортных работах и для приведения в действие стационарных машин. Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, ЮМЗ-6АКЛ, ЮМЗ-6АКМ) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными
сельскохозяйственными машинами и орудиями они позволяют выполнять вспашку, культивацию, боронование, посев, посадку и заготовку кормов, погрузку и выгрузку различных грузов, а также разбрасывать удобрения. С их помощью приводят в действие стационарные машины. В агрегате с прицепами их применяют на транспортных работах. Промышленностью начат выпуск новых тракторов этого класса: МТЗ-102, МТЗ-82Р и МТЗ-82Н.
Тракторы тягового класса 2 (Т-70СМ и Т-70В) относятся к гусеничным специального назначения. Их двигатели взаимозаменяемы с двигателями колесных моделей тракторов тягового класса 1,4. Готовятся к производству гусеничный трактор Т-90С, а также колесные тракторы МТЗ-142 и ЛТЗ-155.
Тракторы тягового класса 5 (К-701) применяют в сельском хозяйстве при проведении работ общего назначения, для снегозадержания и в качестве транспортного тягача. В хозяйствах работает и трактор К-700А с дизелем мощностью 147,1 кВт.
Тракторы тягового класса 6 (промышленный гусеничный трактор Т-170) используют на полях большой площади при выполнении энергоемких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.
В обозначение марки отечественных автомобилей включают сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) и число, указывающее номер модели. Технические характеристики основных марок отечественных автомобилей свидетельствуют о широких возможностях их применения в сельском хозяйстве.
Основные направления дальнейшего совершенствования конструкций сельскохозяйственных тракторов и автомобилей
В растениеводстве используют тракторы и автомобили общего и специального назначения. Специальные тракторы и автомобили оборудуют особыми средствами, кузовами для перевозки специальных грузов, растениеводческой
Санитарно обработку помещений, борьбу с вредителями и болезнями растений проводят с помощью специального оборудования, смонтированного на шасси автомобилей ГАЗ, УАЗ и др.
Развитие тракторо- и автомобилестроения планируется с учетом полного удовлетворения потребности растениеводства в высоко производительной технике. В качестве главного направления работ по развитию техники для растениеводства выбрано внедрение высокопроизводительных промышленных технологий, обеспечивающих снижение трудовых затрат. При разработке и выпуске тракторов и других самоходных машин значительное внимание уделяется применению форсированных и экономичных дизелей, трансмиссий, совершенствованию гидропривода, средств электроники и автоматизации, значительному улучшению условий труда механизаторов.
При создании сельскохозяйственных тракторов будущего необходимо исходить из того, что их конструкции должны отвечать:
— особенностям производства сельскохозяйственных работ;
— требованиям агротехники и агроэкологии;
— тенденциям развития тракторной техники и агрегатируемых сельскохозяйственных машин;
Классификация современных тракторов и автомобилей
Автомобилем называется колесная безрельсовая транспортная машина с автономным двигателем (т. е. с запасом энергии, находящемся на самом автомобиле).
Современные автомобили в зависимости от назначения, конструктивного выполнения и приспособляемости к дорожным условиям можно классифицировать по различным признакам.
По назначению автомобили подразделяются на транспортные и специальные.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров и в зависимости от выполняемых перевозок могут быть грузовые и пассажирские.
Грузовые автомобили разделяются на автомобили общего назначения и специализированные; первые имеют платформу с бортами, а вторые оборудованы специальным кузовом для перевозки строительных материалов, продуктов питания, жидкости и др. Основным показателем грузовых автомобилей является их номинальная грузоподъемность.
По грузоподъемности грузовые автомобили разделяются на классы: особо малый — до 0,5 т; малый — от 0,5 до т, средний — от до т; большой — от до т; особо большой — свыше т.
Автомобили, приспособленные для буксирования прицепов и полуприцепов, называются автомобилями-тягачами. Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образует автопоезд,
В зависимости от приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили нормальной (обычной) и повышенной проходимости. Первые имеют привод на одну ось, вторые — на две или три оси, что позволяет им преодолевать бездорожье или плохие участки дороги.
По типу двигателя наибольшее распространение получили автомобили с карбюраторными и дизельными двигателями внутреннего сгорания.
По типу несущего элемента автомобили можно разделить на рамные (грузовые автомобили) и безрамные (ряд легковых автомобилей и автобусов).
Когда на автомобильном заводе выпускают несколько автомобилей, собираемых в основном из одинаковых агрегатов, то модель автомобиля, выпускаемая в наибольшем количестве, называется базовой. Другие модели, отличающиеся от базовой установкой специальных кузовов, а иногда и величиной базы (расстоянием между осями колес), называются модификациями. Модификациям дается свое обозначение.
В обозначении базовой модели первая цифра указывает класс автомобиля, вторая— его тип, а третья и четвертая — порядковый номер. Например, КамАЭ-5320 означает: — автомобиль большой грузоподъемности; — бортовой грузовой автомобиль; 20 — порядковый номер модели.
Для обозначения модификаций применяются пяти- и шестизначные цифры. Например, модификация грузового автомобиля КамАЗ-5320 обозначается КамАЗ-53202.
Трактором называется колесная или гусеничная самоходная машина, Предназначенная для передвижения и совместной работы с прицепными или навесными дорожными, сельскохозяйственными и другими машинами и орудиями.
Тракторы эксплуатируются во всех отраслях народного хозяйства, выполняя самые разнообразные работы в различных условиях. Универсальные машины, одинаково хорошо и экономично работающие во всех многообразных условиях, создать практически невозможно. Поэтому в нашей стране создан типаж тракторов.
Типажом называется совокупность типов и моделей с указанием их основных качественных показателей. Типаж тракторного парка страны включает все модели тракторов, находящиеся в эксплуатации и выпускаемые заводами.
Классом в типаже называют совокупность моделей, имеющих одинаковые основные классификационные параметры. Моделью принято называть конкретную конструкцию трактора. Базовой моделью называют наиболее распространенный вид трактора в данном классе. Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая машина, и полностью унифицированная с ней. Модификация имеет отличающуюся от базовой машины компоновку или оснащается дополнительными механизмами.
В типаже тракторного парка каждый класс трактора представлен обычно не менее чем двумя моделями: одной — выпускаемой и второй — уже снятой с производства, но еще эксплуатирующейся в народном хозяйстве.
В настоящее время в СССР и странах СЭВ за основной классификационный параметр принято номинальное тяговое усилие на крюке. Кроме того, классификация проводится и по другим признакам: назначению, конструкции ходовой части, типам остова, двигателя и трансмиссии. По величине номинального тягового усилия (выраженного в тоннах) тракторы делятся на классов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 15, 25 и 35 т и ряд модификаций.
По назначению тракторы можно разделить на сельскохозяйственные, промышленные, транспортные и специального назначения.
По конструкции ходовой части тракторы бывают колесными и гусеничными. Гусеничные тракторы характеризуются пониженным удельным давлением на грунт, что повышает их проходимость. Однако они тяжелее колесных, сложнее и дороже в изготовлении и эксплуатации.
Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на транспортный (грузовой и пассажирский) и специального назначения (пожарные, автокраны, коммунальные, санитарные и другие автомобили).
Транспортные грузовые автомобили и автопоезда подразделяются на универсальные (с кузовом бортовая платформа) и специализированные, приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы, фермовозы и др.). Антопоезд может состоять из автомобиля с прицепом или седельного тягача с полуприцепом.
Пассажирские автомобили — это автобусы и легковые автомобили. По назначению автобусы подразделяются на городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, туристские, экскурсионные, школьные. Вместимость автобусов характеризуется их длиной: до 5 м (особо малые), 6—7,5 м (малые), 8—9,5 м (средние), 10—12 м (большие), 16,5—24 м (особо большие). В зависимости от назначения вместимость одинаковых по длине автобусов может быть различной.
Легковые автомобили различаются по рабочему объему цилиндров (литражу) двигателя: до 1,2 л (особо малые), 1,2—1,8 л (малые), 1,8—3,5 л (средние) и более 3,5 л (большие).
Автобусы выпускают Рижский, Курганский, павловский имени А- А. Жданова, Львовский и Ликинский (Московская обл.) автобусные заводы.
Автомобили грузоподъемностью 0,8—1,0 т выпускают ульяновский имени В. И. Ленина и Ереванский автомобильные заводы.
Автомобили-фургоны (0,25—0,4 т) на базе автомобиля «Москвич» изготовляют московский завод имени Ленинского Комсомола и Ижевский автомобильный завод.
Автомобили большой и особо большой грузоподъемности выпускают Уральский (г. Миасс), Минский, кременчугский имени 50-летия Советской Украины, могилевский имени С. М. Кирова и Белорусский автомобильные заводы.
Подвижной состав автомобильного транспорта подразделяется на грузовой, пассажирский и специальный (пожарные, уборочные, санитарные автомобили, автокраны и др.).
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы. По устройству кузовов грузовой подвижной состав подразделяется на подвижной состав общего назначения, имеющий бортовую платформу, и специализированный, кузова которого приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и др.).
По грузоподъемности грузовые автомобили классифицируют на автомобили особой малой (грузоподъемность до 1 тс), малой (свыше 1 до 3 тс), средней (свыше 3 до 5 тс), большой (свыше 5 до 15 тс) и особо большой (свыше 15 тс) грузоподъемности. Грузовые автомобили особо большой грузоподъемности называются внедорожными.
Пассажирские автомобили делятся на легковые автомобили и автобусы.
Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя подразделяются на особо малые (рабочий объем до 1,2 л), малые (1,2—1,8 л), средние (1,8—3,5 л) и большие (свыше 3,5 л).
Автобусы делят на классы по пределам габаритной длины.
Различают автобусы особо малые (габаритная длина до 5 м), малые (6—7,5 м), средние (8—9,5 м), большие (10,5—12 м) и особо большие (16,5—24 м). В последний класс входят двух- и трехзвенные сочлененные автобусы.
Автомобили со всеми ведущими мостами называются автомобилями повышенной проходимости. Они предназначены для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.
Модели отечественных автомобилей. Автомобили грузоподъемностью 0,8—1,0 тс выпускают Ульяновский имени
Группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.
Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя ведущим колесам и позволяет изменить величину и направление крутящего момента. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса включает следующие механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси расположены в картере заднего ведущего моста. Двухосный автомобиль может иметь два, а трехосный автомобиль три ведущих моста.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, переднего и заднего мостов, подвески (рессор и амортизаторов) и колес. В легковых автомобилях и автобусах рама может отсутствовать. В этом случае все агрегаты автомобиля крепятся к кузову.
Механизмы управления включают рулевое управление, необходимое для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению, и тормозную систему.
У большинства автомобилей от двигателя, расположенного впереди, крутящий момент передается на задние ведущие колеса. На автомобилях «Запорожец» и автобусах ЛАЗ двигатель расположен сзади и ведущими являются задние колеса. В этом случае нет продольно расположенного карданного вала, поэтому можно опустить пол кузова и снизить центр тяжести автомобиля. Увеличивается также и площадь пассажирского помещения. Однако в таких автомобилях сложно управление двигателем и трансмиссией с места водителя и трудно достигнуть благоприятного распределения массы между передним и задним мостами.
Некоторые зарубежные фирмы выпускают автомобили с передним расположением двигателя и передними ведущими колесами. Такие автомобили отличаются хорошей устойчивостью при движении с высокой скоростью. Их недостатком является снижение сцепления ведущих колес с дорогой при движении на подъеме.
В автомобилях повышенной проходимости (рис. 3) крутящий момент от двигателя передается череа сцепление, коробку передач и промежуточный карданный вал к раздаточной коробке. Последняя распределяет крутящий момент между ведущими мостами.
По назначению автомобили бывают пассажирские, грузовые и специальные (автокраны, пожарные и др.). Грузовые автомобили различают по грузоподъемности (малой, средней и большой). В зависимости от устройства кузова их подразделяют на машины общего назначения и специализированные. У первых кузов состоит из открытой платформы с откидными бортами, а у вторых он приспособлен для перевозки определенных грузов. Если автомобиль предназначен для перевозки сыпучих или вязких грузов, кузов его может наклоняться (опрокидываться). Автомобили с такими кузовами называют самосвалами. Машины, используемые для буксировки прицепов или полуприцепов, называют автомобилями-тягачами.
К специализированным относятся также автоцистерны, продуктовые фургоны и т. п.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили нормальной проходимости (для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам) и повышенной проходимости, способные работать на неблагоустроенных дорогах и в условиях бездорожья.
По типу двигателя грузовые автомобили подразделяют на машины с карбюраторным, газовым двигателем или дизелем.
Группа А — автомобили и автопоезда дорожного типа, предназначенные для использования на дорогах высших технических категорий с ровным усовершенствованным покрытием, допускающие осевые нагрузки до 10 т от одиночной оси или 18 т от двух спаренных. Это грузовые автомобили, выпускаемые Минским и Кременчугским заводами, и многоместные автобусы.
Группа Б — автомобили и автопоезда дорожного типа, разрешенные к эксплуатации на всей сети дорог общего пользования, допускающие осевые нагрузки до 6 т от одиночной оси или 11 т от двух спаренных. Это грузовые автомобили Горьковского завода, завода имени Лихачева, автобусы Львовского и Ликинского (средней вместимости) и других заводов, а также все грузовые автомобили и автобусы малых размеров и все легковые автомобили.
Внедорожные автомобили — это автомобили особо большой грузоподъемности. Они предназначены для эксплуатации по специально построенным карьерным, лесовозным или другим дорогам, а также вне сети дорог. Это автомобили и автопоезда, у которых осевая нагрузка от одиночной оси превышает 10 т. К ним относятся карьерные автомобили-самосвалы Белорусского автомобильного завода — БелАЗ и другие.
Все виды автомобилей разделяют на транспортные, используемые для перевозок грузов или пассажиров, и специального назначения. Это автокраны, автомашины коммунального обслуживания и пожарные. К транспортным автомобилям относятся пассажирские (автобусы и легковые автомобили) и грузовые.
В свою очередь, по конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяются на одиночные, автопоезда-тягачи с прицепом и седельные тягачи с полуприцепом; автобусы — на одиночные, сочлененные и автопоезда (автобус с прицепом); легковые автомобили (по типу и устройству кузова) — на седан, купе, универсал, лимузин, фастбек и другие.
Грузовые автомобили по грузоподъемности классифицируют на автомобили особо малой грузоподъемности (до 0,5 т), малой (0,5—2 т), средней (2,0—5 т), большой (5—15 т) и особо большой (свыше 15 т). По пределам габаритной длины различают автобусы особо малой длины (до 5 м), малые (6—7,5 м), средние (8—9,5 м), большие (10—12 м) и особо большие (16,5 и более).
Легковые автомобили по рабочим объемам цилиндров двигателя подразделяют на особо малые (до 1,2 л), малые (1,2—1,8 л), средние (1,8—3,5 л) и большие (более 3,5 л).
В зависимости от назначения (вида перевозок) определяется тип кузова. Грузовые автомобили по устройству кузовов разделены на две группы: универсальные многоцелевого назначения с бортовой платформой и специализированные (самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы и другие). В свою очередь, универсальные автомобили (одиночные и автопоезда) бывают двух видов—для местных перевозок на расстояние до 50 км и дальних междугородных.
Автобусы по назначению подразделяются на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные, школьные, а легковые автомобили — на автомобили личного пользования, ведомственные, такси, прокатные.
Кроме указанных основных классификационных групп, автомобили могут различаться по конструктивным признакам, виду и расположению двигателя, колесной формуле и т. д.
Автомобили можно классифицировать по назначению, приспособленности к дорожным условиям и по различным конструктивным признакам.
По назначению автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирским автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров, относятся легковые автомобили и автобусы.
Грузовые автомобили служат для перевозки грузов.
Пассажирские автомобили, имеющие вместимость не более восьми человек (включая шофера), называются легковыми, а вмещающие более восьми человек — автобусами.
Легковые автомобили различаются по типу кузова (закрытый, открытый и открывающийся) и числу мест (двухместный, четырехместный и т. д.). Наибольшее распространение имеют легковые автомобили с кузовом закрытого типа и числом мест от четырех до семи.
Автобусы, предназначенные для внутригородского и пригородного общественного транспорта, называются городскими, а автобусы для междугородных перевозок — междугородными. В зависимости от назначения число мест в автобусах колеблется от 10 до 60.
Грузовые автомобили делятся по грузоподъемности, т. е. по массе (весу) груза в тоннах, который может быть перевезен в кузове. Как правило, грузоподъемность автомобиля указывается для дорог с твердым покрытием; при работе на грунтовых дорогах установленная грузоподъемность снижается примерно на 25%.
По грузоподъемности грузовые автомобили можно разделить на следующие группы:
1) особо малой грузоподъемности (меньше 1 т)
2) малой грузоподъемности (1—2 т)
3) средней грузоподъемности (2—5 т)
4) большой грузоподъемности (5—10 т)
5) особо большой грузоподъемности (свыше 10 т).
Автомобили, предназначенные для перевозки сыпучих и вязких грузов, оборудуются самосвальными кузовами и называются автомобилями-самосвалами.
Автомобили, приспособленные для буксирования прицепов и полуприцепов, называются автомобилями-тягачами. Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
К автомобилям специального назначения относятся коммунальные автомобили для очистки и поливки, пожарные автомобили, автомобили с дорожностроительным оборудованием, автомобили с подъемными кранами, автомобили-мастерские и т. п.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили нормальной и повышенной проходимости. Первые имеют одну ведущую ось, вторые — две или три оси, что позволяет им преодолевать бездорожье или плохие участки дороги.
По типу двигателя наибольшее распространение получили автомобили с карбюраторными двигателями и дизелями.
Классификация автомобилей. Автомобилем называется самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки по безрельсовым дорогам пассажиров, грузов или специального оборудования и буксирования прицепов (полуприцепов).
Автомобили классифицируются по следующим основным признакам: назначению, типу двигателя, типу остова и проходимости.
По назначению различают транспортные и специальные автомобили. Транспортные автомобили предназначены для перевозки пассажиров и грузов и в зависимости от выполняемых перевозок подразделяются на пассажирские и грузовые. Пассажирские автомобили разделяются на легковые и автобусы. Основным показателем пассажирских автомобилей является их вместимость, т. е. количество пассажирских мест. Грузовые автомобили разделяются на бортовые общего назначения и специализированные. Первые имеют открытую платформу с откидными бортами, а вторые оборудованы специализированными кузовами, приспособленными для перевозки определенного типа груза. Специальные автомобили служат для выполнения каких-либо определенных работ и снабжены соответствующими приспособлениями и устройствами. К ним относятся пожарные, санитарные, автокраны, автовышки и др. Они обычно представляют видоизмененные модели транспортных автомобилей.
По типу установленного двигателя автомобили подразделяются на карбюраторные, дизельные и с газовым двигателем. Автомобили особо большой грузоподъемности выпускаются также с газотурбинными двигателями (БелАЗ-549А).
По типу остова автомобили бывают рамные (грузовые) и безрамные (легковые и автобусы).
По проходимости автомобили разделяют на две группы — обычной (нормальной) и повышенной проходимости. Первая группа автомобилей имеет одну ведущую ось и предназначена для работы на дорогах с твердым покрытием, вторая — две и более ведущих °сей, обеспечивающих движение по плохим участкам дороги или бездорожью.
Классификация тракторов. Трактором называется самоходная машина на колесном или гусеничном ходу, предназначенная для транспортировки прицепов или совместной работы с прицепными или навесными дорожными, сельскохозяйственными и другими машинами и орудиями. Тракторы классифицируются по следующим основным признакам: назначению, номинальному тяговому усилию на крюке, конструкции ходовой части, типу остова, двигателя и трансмиссии.
Основным классификационным параметром выпускаемых в СССР тракторов является номинальное тяговое усилие на крюке (в кН). По сельскохозяйственной классификации в зависимости от этого признака тракторы делятся на следующие классы тяги: 2,0; 6,0; 9,0; 14; 20; 30; 40; 50; 60(100); 90(150); 150(250); 250(350) кН.
По конструкции ходовой части различают колесные и гусеничные тракторы. Последние обладают пониженным удельным давлением на грунт, что повышает их проходимость, однако колесные тракторы легче гусеничных, проще и дешевле.
По типу остова тракторы подразделяются на рамные, полурамные и безрамные.