Клепать колодки на грузовик своими руками
Клепаем тормозныые колодки
Предлагаю посмотреть, как можно минимизировать затраты при относительно прямых руках
В нашей деревне одна тормозная колодка стоит 250 р., а накладка 50 р., заклёпки 50 шт. — 25р., а если делать самому то только личное время в затратах.
Итак мы хотим сэкономить почти 800 рублей на одну ось.
С прошлой замены колодок осталось то, что снимали с машины (в идеале иметь два комплекта колодок, одни на машине вторые наклёпанные ждут своей очереди).
Мы с них срубаем накладки и очищаем от ржавчины и грязи, в идеале и загрунтовать ещё.
Для самой клёпки понадобятся следующие инструменты
1. поддержка
2. оправка (формировать головку)
3. молоток в идеале 20 гр. но пойдёт любой, лишь бы пользоваться умели.
4. «крокодилы» или струбцина
ну и тиски.
Заклёпки применять из алюминия, высота выступающей части над колодкой должна быть 1,5 диаметра заклёпки (на фото чуть более 2-х диаметров и это даёт некоторые неудобства)
накладываем накладку на колодку совместив отверстия(тут о сверлёных речь ведём, а если у вас были клееные то и там всё реально но подготовка сложнее) фиксируем «троглодитами», вставляем заклёпки и слегка их расклёпываем. вставляем все 12 шт.
после начинаем саму операцию по клёпке, фиксируем «троглпадитами» выровненную накладку относительно колодки и формируем первую заклёпку постукивая лёгкими ударами молотка по телу заклёпки.
Работает только запястье и молоток держим за кончик ручки.
После того, как почти сформировали головку ставим обжимку и окончательно формируем головку, звук от удара молотка глухой на не обжатой заклёпке и звонкий при обжатой, как стал он звонким то больше не стучать иначе лопнет накладка и придётся её срубать и клепать новую.
клепаем от центра к краям и очень желательно предварительный прижим «троглодитами»
После того, как всё обжали проверяем качество работы
вот тут зазор должен отсутствовать
накладка не должна выходить за колодку и должна лежать ровно (на заводских часто имеется зазор до 0,5 мм. и криво приклёпана накладка
Вот для примера склепал от одного конца к другому и без фиксациинакладки
видно, как накладка «ушла» но зазор в норме и это не считаем браком, ведь третий сорт не брак…
но придётся поработать напильником и спилить это безобразие.
так же рекомендую снять с накладки фаски для более лёгкого монтажа впоследствии.
Ну и сами колодки могут быть для машин с ВУТ и для машин без ВУТ(они на 1-1,5 мм. шире и сами тоньше). Вторые ставить с ВУТ не рекомендую, а первые подойдут всем.
вот пример, слева без ВУТа с права с ВУТом
Ну и для заднего моста две накладки на колодки обычной длины и две короткие минус четыре заклёпки и ессно вы такие накладки не купите и отпиливаем излишки от длинных или забиваем и не отпиливаем.
Объяснять зачем так не буду, кто захочет сам в литературе найдёт.
——————-
Ежель будет настроение то по позже расскажу, как запилить колодки для удаления воды из зоны трения в паре накладка-барабан
Как самостоятельно наклепать тормозные колодки
Если тормозная колодка уже «лысая» и не справляется со своей задачей, не спешите выбрасывать ее в металлолом. При желании даже старую тормозную колодку еще можно восстановить.
В данном обзоре автор показывает один из способов, как самому, в условиях гаража, наклепать тормозные колодки для квадроцикла или мотоцикла.
Многие используют для этого накладки от барабанных тормозов, однако в данном случае этот материал — не самый лучший вариант. На автомобилях, возможно, такие накладки служат долго, но на квадроциклах стираются быстро.
Поэтому автор предлагает альтернативный вариант — использовать накладки из диска сцепления. Причем диск обязательно должен быть коричневого цвета.
Основные этапы работ
В первую очередь с помощью болгарки (УШМ) обязательно нужно зачистить поверхность тормозной колодки. Также в ней необходимо будет просверлить три сквозных отверстия диаметром 4,8 мм.
Далее от диска сцепления отрезаем кусок нужного размера и приклеиваем к поверхности тормозной колодки. Для этого автор использует двухкомпонентный клей.
После высыхания клея сверлим три отверстия в накладке, делаем потай и вставляем алюминиевые заклепки. Можно использовать заклепки для заклепочного пистолета.
На следующем этапе с помощью добойника с закругленным концом утапливаем «головки» заклепок, а с другой стороны расплющиваем молотком. Обрезаем накладку по форме тормозной колодки.
Подробно о том, как самостоятельно наклепать тормозные колодки, смотрите в видеоролике на нашем сайте.
Переклёпываю колодки
Всё никак не доходили руки посмотреть, как там поживают передние колодки. Это не удивительно — у меня же есть много более важных дел! Например, найти новые хромульки на свою Волгу или покрасить колеса…
Но этот противный скрип при торможении наконец-то заставил меня поснимать барабаны и посмотреть, что там. Естественно, уже шурует по заклёпкам, надо менять…
В магазин за новыми колодками? Не наш метод!
Как у любого уважающего себя волговода, у меня есть ящик со старыми колодками:
И куча новых накладок:
Надо только переклепать. Основная сложность при этом — правильно высверлить отверстия под заклёпки в накладках.
Я когда-то уже писал о переклёпе колодок здесь.
Но с тех пор технический прогресс шагнул далеко вперед, поэтому я придумал и изготовил новое приспособление, которое намного ускорило процесс.
Вот оно, сделано из ржавого уголка, двух болтов и четырёх гаек:
Но прежде, чем клепать новые накладки, надо снять старые.
Стамеска, пробойник, молоток. Готово:
Потом подготовить новые накладки. Передние колодки укороченные (250 мм), поэтому обрезаю лишнее и на краях делаю фаску (чтобы лучше притирались без задиров).
Потом сверлю отверстия под заклепки через старую колодку:
А теперь самое важное — надо высверлить с другой стороны накладки отверстие большего диаметра под шляпку заклепки, недоходящее до конца на 1,2 мм.
Вот тут вступает в дело моя свежеизготовленная приспособа. Сначала регулирую маленькие винты, так, чтобы они выступали на 1,2 мм. Эти винты являются упорами для сверла, одновременно центрируя накладку по отверстиям.
Вот приспособа готова к работе:
Видны торцы винтов, ограничивающих глубину сверления.
Зажимаю накладку и сверлю сквозь гайки отверстие под шляпку заклепки до упора сверла в винтики.
Сверло диаметром 8мм, специально заточенное с очень тупым углом. Фото сверла забыл сделать.
Получаются вот такие аккуратные и точные отверстия:
Остается только приклепать. В тиски зажимаю шпильку, на которую опирается шляпка заклепки:
И любимое дело — махать молотком!
Получился вот такой комплект колодок:
Не хуже, чем из магазина. А учитывая качество деталей, что там продаются, наверное, лучше.
Как переклепать колодки
Вот решил поделиться опытом переклёпа накладок на колодках, мало ли, кому пригодится.
Чтобы переклепать накладки, понадобятся старые колодки, новые накладки, заклепки и пару инструментов, о которых расскажу по ходу.
Сначала старые колодки надо разуть. Срубаем заклепки, выбиваем их остатки вместе с остатками старых накладок
Поверхность прилегания накладок очищаем от ржавчины наждачкой
Прижимаем новую накладку к колодке и сверлим дырки сверлом диаметром 4 мм через отверстия в колодке
Чтобы удобнее было сверлить, я просверлил 2 отверстия с противоположных сторон и прижал накладку винтами.
Когда просверлены все отверстия, нужно с обратной стороны накладки высверлить зенковку под шляпки заклепок.
Для этого я сделал кондуктор из профильной трубы. Можно использовать струбцинку, но у меня струбцинки не было. Зато была труба. Поэтому из трубы.
Просверлил отверстия сверху диаметром 7 мм, снизу — 6,5 мм и нарезал в нижних резьбу.
Получилась такая ерундовина:
Зажимаю в ней колодку, прицеливаясь по центру маленького отверстия.
Из-за кривизны рук немного не попал, чтобы сверлить сразу два, но это мелочи.
Беру сверло №1 и надеваю на него ограничитель (кусок шланга с хомутом), чтобы не просверлить колодку насквозь. Сверло должно выступать на величину = толщина накладки+толщина кондуктора-1,2 мм.
Сверлю все отверстия через кондуктор.
После этого беру сверло №2, регулирую ограничитель на величину = толщина накладки-1,2 мм, и сверлю уже без кондуктора, чтобы фаска получилась почти плоская, как головка заклепки.
Почему не использовать сразу сверло №2?
Потому что задолбаесся им сверлить. Накладки, как оказалось, ооочень твердые.
Теперь, когда все отверстия просверлены, осталось самое приятное — приклепать новые накладки (целыми днями бы этим занимался!).
Для того, чтобы подпереть заклепку, взял шпильку с гайкой и зажал в тиски:
Ставлю на шпильку колодку с накладкой и заклепкой, ударяю пару раз по железяке, чтобы заклепка плотно вошла на свое место и расклёпываю.
Получается что-то вроде этого:
Итог: пол дня — коту под хвост. А ведь можно было купить готовые колодки от какого-нить УАЗика.
ГАЗ 21 1958 — своими руками
Машины в продаже
Комментарии 37
Хорошее занятие, экономия денег приличная, и еще надёжно, а то на новых колодках на клею накладки сидят, нет им доверия, бывает и отходят
Это все конечно хорошо, но!
Было у меня 2 другана они в таксопарке на 2-ке работали(это они так называли ТО-2), так вот один именно специализировался на клепании колодок к этим самым РАФам или Волгам.
Так как был он мне сабутыльником, то поделился некоторыми ньюансами, а именно:если делать потаи то там собирается земля(абразив) и на диске получаются канавки напротив этих мест, поэтому просто берется алюминиевая проволока, сверлится отверстие в колодке-накладке и приклепывается.Алюминий чугун не пиляет!
Я сначала хихикнул, но посчитав примерно сколько колодок он переклепал за 15 лет…и зная что такое тогдашние таксисты сомнений у меня не было.
Так что на свою старенькую Фиесту когда стал вопрос о задних накладках даже и не подумал их искать, просто взял старые копеечные накладки, обрезал по месту, дрель, проволока, болгарка, пару струбцинок и минут сорок времени и колодки уже ставились на свои места.
Сколько людей — столько и мнений. Напомню, что речь идет о барабанных тормозах. Если не ездить по пороги в грязи, попадание земли внутрь барабана почти исключено. В отверстиях для заклёпок накапливается в основном пыль от износа накладок, она не абразивная.
Всё хорошо, вот только не сказал, где эти самы накладки приобрести? Как выглядят заклёпки? Видимо самому подумывать(
Накладок у меня целый ящик из советских запасов. Заклёпки продаются в автомагазинах. Алюминиевые 4х10мм.
Разборка заднего моста, передние тормоза + клепка тормозных колодок
Вторая ступица простым съемником ни в какую не захотела сойти… пришлось сварганить такой что б наверняка… но не там то было. Затянув выпрессовочный болт полуметровым удлинителем, ничего даже и не стронулось. Дальше пообстукивал по кругу, оставил в натянутом состоянии до утра… но и на следующий день чуда не произошло.
В таких случаях рекомендуется отпустить гайку и поездить. Ступица сама сойдет с конуса. Но это не наш случай )
Несколько раз снимал и ставил, обстукивал и ступицу и оправку увесистым молотком довольно долго. Выпрессовочный болт дальше не крутился, видно было как его начинало сворачивать и он мог сломаться в любой момент. Решил помазать резьбу болта маслом — и вот оно чудо: через очередные пару минут обстукивания по кругу стало видно что она поддалась. Видать болт при смазке поглубже вкрутился. Мелочь, но в таких случаях помогает хорошо.
Внутри такая же картина как и в первом. Накладки также резиновые, но вот барабан уже гораздо больше истерт, а накладки почти не пострадали.
Фотография для тех кто не верит из чего они. я даже понюхал чтобы точнее убедиться)))
Масла внутри было чуть более, чем кот наплакал
Ну вот и располовинил
Подшипники на хвостовике еще американские Timken
В мосту надо будет кое-что заменить… так что он отложен, чтоб не мешал.
А пока нужно закончить переднюю ось, чтоб можно было выкатывать раму на улицу и работать в гараже с мотором и тем же задним мостом.
Комплект для установки передних опорных дисков
Не забываем поставить войлочные пыльники между шкворнем и опорным щитом
Очередным дефицитом при сборке оси оказались накладки тормозных колодок. Все обычно ставят от Газ-51, но их по длине не хватает, поэтому совмещают из двух. Мне так делать не хотелось. И вот, после трех лет поиска, в закромах Родины нашлись эти накладки! Новые, оригинальные накладки со штампами!
На штампе:
Кр завод АТИ
Запчасть
Бракир №
Чес сказать даже жалко было их ставить… не не молиться же на них, в самом деле. Решено портить клепать
Никогда не клепав их, я не много поискал инфы как грамотно это делается, но ничего внятного не нашел. Сделал по-своему, методику опишу авось кому пригодится:
— выставляем ровно накладку на колодке, стягиваем по центру двумя струбцинками, сверлим два центральных отверстия и зажимаем на болты
— переставляем струбцины к соседним парам отверстий, сверлим их и зажимаем болтами. Теперь центральные болты можно снимать и зенковать в потай под головку заклепки.
Глубину зенковки делал примерно как в оригинальной накладке. Также угол заточки сверла должен быть приближен к углу шляпки заклепки (шляпка снизу коническая). Сверло не надо делать слишком зверским острым, а то и до беды не далеко (закусит и просверлит насквозь)
— дальше забиваем заклепки, ложим под них гайки (желательно сразу под две ложить, так устойчивее), дополнительно осаживаем (подойдет головка с малой трещетки) и расклепываем просто молотком. Никаких оправок не надо.
— и так по аналогии по две пары отверстий клепаем, пока не дойдем до краев.
Крайние заклепки находятся слишком близко к краю, так что подтянуть накладку струбцинками не получилось, тем более надо еще гайки подложить. Поэтому сварганил не хитрую присособу. Все на фото. Скручиваем, устанавливаем поудобнее и клепаем. После склепывания колодка сама выезжает, даже ничего отжимать не надо