Коэффициент использования массы автомобиля
Автотранспорт СССР часть 1
Содержание материала
Номинальная грузоподъемность грузового автомобиля — масса перевозимого груза, указанная в технической характеристике автомобиля.
Номинальная пассажировместимость легкового автомобиля (включая водителя) или автобуса (бел водителя) — число перевозимых пассажиров, указанное в технической характеристике. Для автобусов обозначается по количеству мест для сидения и общему. Кроме того, для автобусов может указываться допустимая общая вместимость в часы пик.
Сухая масса автомобиля представляет собой массу незаправленного и неснаряженного автомобиля.
Собственная масса автомобиля — масса автомобиля в снаряженном состоянии без нагрузки. Слагается из сухой массы автомобиля, массы топлива, охлаждающей жидкости, запасного колеса (колес), инструмента, принадлежностей и обязательного оборудования.
Полная масса автомобиля — сумма собственной массы автомобиля и массы груза или пассажиров, перевозимых автомобилем.
Максимальная осевая нагрузка — нагрузка от величины полной массы, приходящейся на наиболее нагруженную ось (тележку).
Коэффициент использования массы — отношение номинальной грузоподъемности автомобиля к его собственной массе.
Примечание. Указанные параметры распространяются также на прицепной состав и автопоезда.
Основные параметры двигателей
* 1 кгс = 9,80665 Н.
** 1 л.с. = 0,7355 кВт.
Нумерация цилиндров двигателя начинается со стороны противоположной концу коленчатого вала двигателя, на котором закреплен маховик. При V-об-разном двухрядном расположении их номера начинаются с той же стороны, но при этом сначала нумеруется левый, а затем правый ряд. Нумерация цилиндров в правом ряду начинается с той же стороны, как и в левом ряду.
Рабочий объем двигателя — сумма рабочих объемов всех цилиндров, л:
Степень сжатия — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания:
Эффективная мощность двигателя — действительная мощность на коленчатом валу. л. с:
где т — число тактов рабочего цикла двигателя.
Механический коэффициент полезного действия двигателя — отношение эффективной мощности к индикаторной:
Примечание. Индикаторную мощность Nе развиваемую двигателем, можно определить по индикаторной диаграмме.
Крутящий момент двигателя, кгс-м:
Литровая мощность двигателя характеризует эффективность использования рабочего объема цилиндров двигателя, л. с/л (кВт/л):
Литровая масса двигателя является показателем эффективности использования металла в двигателе, кг/л:
Удельная масса двигателя зависит от совершенства конструкции двигателя и степени его форсирования, кг/л. с. (кг/кВт):
Удельный расход топлива характеризует эффективность использования топлива в двигателе, г/л. с. ч (г/кВт-ч):
Скоростная характеристика двигателя представляет собой график зависимости эффективной мощности Nе двигателя, удельного расхода топлива и крутящего момента Мкр от частоты вращения коленчатого вала двигателя при постоянно открытой дроссельной заслонке или постоянном положении рейки топливного насоса.
Нагрузочная характеристика — это график часового и удельного расходов топлива в зависимости от мощности, развиваемой двигателем при постоянной частоте вращения коленчатого вала и изменяющемся открытии дроссельной заслонки в карбюраторе или изменяющейся подаче топлива насосом высокого давления.
Налоговая мощность двигателя (формула, принятая в СССР), налоговых л. с:
При подсчетах но этой формуле диаметр D цилиндра берется в сантиметрах, а ход S поршня — в метрах.
Вместимость и использование массы автомобиля
Эксплуатационные качества АТС – группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобилей и автопоездов к эксплуатации в качестве наземного, колёсного безрельсового транспортного средства.
1. Вместимость: это наибольшее количество груза, которое может быть единовременно перевезено АТС. Она определяется номинальной грузоподъёмностью и внутренними размерами кузова (объёмом)
Номинальная грузоподъемность — основной параметр грузовместимости — определяется максимальным количеством груза(в тоннах), которое может быть погружено на Атс с учетом прочности его ходовой части, рамы и кузова.
Номинальную грузоподъемность назначает фирма-изготовитель при создании конструкции атс. Номинальная грузоподъемность определяет габаритные размеры и массу автомобиля, размеры и прочность его основных деталей, узлов и агрегатов. Автозаводы и в прайс-листах указывают обычно значения номинальной грузоподъемности для базовых автомобилей.
Различают две разновидности внутреннего объема кузова автомобиля:
Полный (геометрический) объем, равный произведению длины, высоты и ширины кузова атс, или площади пола внутренней платформы кузова на ее высоту:
При загрузке атс грузом, выступающим за его борт, полезный объем может быть больше полного объема.
Показатели её характеризующие:
1. Удельная объёмная грузовместимость – это отношение номинальной грузоподъёмности к пороговому объёму кузова qуд=qн/Vк
2. Удельная площадь кузова – это отношение площади пола кузова АТС к его номинальной грузоподъёмности Fуд=Fк/qн
3. Коэффициент грузовместимости – это отношение произведения полезного объёма кузова на объёмную плотность размещения в нём груза к номинальной грузоподъёмности АТС γq=Vкγг/qн
4. Коэффициент статического использования грузоподъёмности – это отношение фактической загрузки АТС в тоннах к его номинальной грузоподъёмности γс=Gф/qн
2. Использование массы: это соотношение между его собственной массой и полезной нагрузкой. Это свойство характеризует экономичность при производстве АТС, экономичность перевозок на данном авто. Измеритель – коэффициент снаряжённой массы автомобиля, представляющим отношение собственной массы Go автомобиля в снаряженном состоянии (массы автомобиля, заправленного водой и маслом, с запасным колесом и предусмотренным комплектом инструментов) к номинальной грузоподъемности q: Коэффициент снаряженной массы показывает количество тонн собственной массы автомобиля, приходящейся на 1 т грузоподъемности, т. е. показывает экономичность расходования металла и других материалов на изготовление данной модели автомобиля. Кроме того, он характеризует экономичность перевозок груза на данном автомобиле, так как перемещение каждого лишнего килограмма собственной массы автомобиля приводит к дополнительному износу шин, добавочному непроизводительному расходу топлива и т. д. Таким образом, необходимо стремиться к снижению собственной массы автомобиля.
Автотранспорт СССР часть 1
Содержание материала
Номинальная грузоподъемность грузового автомобиля — масса перевозимого груза, указанная в технической характеристике автомобиля.
Номинальная пассажировместимость легкового автомобиля (включая водителя) или автобуса (бел водителя) — число перевозимых пассажиров, указанное в технической характеристике. Для автобусов обозначается по количеству мест для сидения и общему. Кроме того, для автобусов может указываться допустимая общая вместимость в часы пик.
Сухая масса автомобиля представляет собой массу незаправленного и неснаряженного автомобиля.
Собственная масса автомобиля — масса автомобиля в снаряженном состоянии без нагрузки. Слагается из сухой массы автомобиля, массы топлива, охлаждающей жидкости, запасного колеса (колес), инструмента, принадлежностей и обязательного оборудования.
Полная масса автомобиля — сумма собственной массы автомобиля и массы груза или пассажиров, перевозимых автомобилем.
Максимальная осевая нагрузка — нагрузка от величины полной массы, приходящейся на наиболее нагруженную ось (тележку).
Коэффициент использования массы — отношение номинальной грузоподъемности автомобиля к его собственной массе.
Примечание. Указанные параметры распространяются также на прицепной состав и автопоезда.
Основные параметры двигателей
* 1 кгс = 9,80665 Н.
** 1 л.с. = 0,7355 кВт.
Нумерация цилиндров двигателя начинается со стороны противоположной концу коленчатого вала двигателя, на котором закреплен маховик. При V-об-разном двухрядном расположении их номера начинаются с той же стороны, но при этом сначала нумеруется левый, а затем правый ряд. Нумерация цилиндров в правом ряду начинается с той же стороны, как и в левом ряду.
Рабочий объем двигателя — сумма рабочих объемов всех цилиндров, л:
Степень сжатия — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания:
Эффективная мощность двигателя — действительная мощность на коленчатом валу. л. с:
где т — число тактов рабочего цикла двигателя.
Механический коэффициент полезного действия двигателя — отношение эффективной мощности к индикаторной:
Примечание. Индикаторную мощность Nе развиваемую двигателем, можно определить по индикаторной диаграмме.
Крутящий момент двигателя, кгс-м:
Литровая мощность двигателя характеризует эффективность использования рабочего объема цилиндров двигателя, л. с/л (кВт/л):
Литровая масса двигателя является показателем эффективности использования металла в двигателе, кг/л:
Удельная масса двигателя зависит от совершенства конструкции двигателя и степени его форсирования, кг/л. с. (кг/кВт):
Удельный расход топлива характеризует эффективность использования топлива в двигателе, г/л. с. ч (г/кВт-ч):
Скоростная характеристика двигателя представляет собой график зависимости эффективной мощности Nе двигателя, удельного расхода топлива и крутящего момента Мкр от частоты вращения коленчатого вала двигателя при постоянно открытой дроссельной заслонке или постоянном положении рейки топливного насоса.
Нагрузочная характеристика — это график часового и удельного расходов топлива в зависимости от мощности, развиваемой двигателем при постоянной частоте вращения коленчатого вала и изменяющемся открытии дроссельной заслонки в карбюраторе или изменяющейся подаче топлива насосом высокого давления.
Налоговая мощность двигателя (формула, принятая в СССР), налоговых л. с:
При подсчетах но этой формуле диаметр D цилиндра берется в сантиметрах, а ход S поршня — в метрах.
Использование габаритов и массы
Габаритными размерами являются наибольшие размеры внешних очертаний подвижного состава.
Использование габаритных размеров АТС оценивается коэффициентом использования габарита, коэффициентом использования габаритной длины и коэффициентом компактности.
Коэффициентом компактности называется отношение всей площади, занимаемой АТС в плане, к его номинальной грузоподъемности
Значение этого коэффициента обычно тем меньше, чем выше грузоподъемность автомобиля.
Компактность определяет удобство использования АТС, легкость управления, маневренность, проходимость в стесненных условиях, размер площади помещений для хранения, обслуживания и ремонта, размер свободного места на улице для постановки автомобиля на стоянку. Наиболее существенное значение имеет компактность для АТС большой грузоподъемности в связи с установленными ограничениями предельных габаритных размеров автомобильных транспортных средств, допускаемых к движению по дорогам общего пользования.
Компактность автомобиля зависит от его общей конструктивной компоновки, которая должна обеспечить достаточную вместимость АТС, соответствующую его номинальной грузоподъемности, одновременно учитывая допустимое распределение нагрузки на оси и вместе с этим внешние формы АТС должны быть рациональными и отличаться современным дизайном.
экономичность при производстве АТС с точки зрения расходования металла и других материалов в конструкции автомобиля (при условии обеспечения необходимой прочности и долговечности всех его узлов и агрегатов);
экономичность перевозок на данном автомобиле, в том смысле, что перемещение каждого лишнего килограмма собственного веса АТС ведет к дополнительному непроизводительному расходу топлива и увеличивает износ шин, ухудшает мощностные характеристики двигателя и т. д.
Массовая характеристика АТС включает массу автомобиля в снаряженном состоянии, его полную массу, массу шасси и максимальную.
Максимальная масса или допустимая (конструктивная) полная масса представляет собой сумму нагрузок на оси и ограничивается предельно допустимыми значениями.
Использование массы, как и компактность, наибольшее значение имеет для АТС большой грузоподъемности, предназначенных для массовых перевозок на дорогах общего пользования. При проектировании этих автомобилей необходимо стремиться к повышению их полезной грузоподъемности при одновременном снижении собственного веса. Это позволит при том же полном весе увеличить количество перевозимого полезного груза, повысить производительности труда и снизить затраты на перевозки.
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы
Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств
Потребность в измерении возрастала по мере развития и совершенствования автомобильных грузовых перевозок. Чем больше расширялся круг измеряемых физических величин, тем больше становилось единиц измерений. В настоящее время грузы характеризуются линейными размерами, массой, объемной массой, плотностью и удельным объемом.
Единицу плотности рг определяют
где: m- масса однородного груза, кг;
Относительной плотностью груза называется отношение его плотности к плотности «стандартного вещества» при определенных физических условиях. Таким стандартным веществом является вода при 4 °С и нормальном атмосферном давлении.
Для определения относительной плотности газов в качестве «стандартного» вещества принимается сухой воздух при 20 °С и нормальном атмосферном давлении.
Относительная плотность находится по формуле
Расчет плотности нефтепродуктов при изменении температуры определяется по формуле
При организации перевозок навалочных и насыпных грузов их плотность характеризуется объемной массой.
Под объемной массой груза понимается величина, равная отношению массы груза т к занимаемому объему V
объемная масса насыпного и навалочного груза зависит от его влажности, способа формирования штабеля, сроков и условий хранения и других факторов. Коэффициент, учитывающий уплотнение от статической нагрузки при хранении удобрений: для азотосодержащих удобрений 0,004- 0,021; суперфосфатов 0,002-0,014; калийных удобрений 0,006-0,016.
Удельным объемом груза называется величина, равная отношению объема V груза, к его массе т и определяется
Под грузовместимостью автомобиля понимается наибольшее количество грузов, которое может единовременно перевозиться, определяемое его прочностью и размерами кузова. Для грузового автомобиля грузовместимость зачастую называют грузоподъемностью. Грузоподъемность автомобиля зависит от объемной массы перевозимого груза, внутренних размеров кузова и от особенностей его устройства. Поэтому грузовместимость автомобиля оценивается следующими измерителями: грузоподъемностью, удельной объемной грузоподъемностью и коэффициентом грузовместимости.
Полная масса автомобиля складывается из его собственной массы в снаряженном состоянии, массы водителя и грузоподъемности. Грузоподъемность является фактором определяющим размеры основных узлов и деталей автомобиля, мощность двигателя, размер колес и шин и т. д.
Номинальной принято называть полезную грузоподъемность базовой модели с кузовом бортовая платформа. В начальный период развития автомобильного транспорта, когда автомобили предназначались для работы в различных дорожных условиях, заводы изготовители рекомендовали различную грузоподъемность для одной и той же модели. В настоящее время каждая разновидность грузового автомобиля имеет единую величину грузоподъемности.
Удельная объемная грузоподъемность определяется отношением номинальной грузоподъемности к внутреннему объему кузова.
| (3.6) |
Величина h’ учитывает фактически используемый объем кузова. Уровень навалочных грузов должен быть ниже края бортов платформы, чтобы предотвратить их потери при перевозке из-за неровностей дороги, уклонов и т. д. Погрузка штучных грузов может производиться выше уровня бортов платформы.
Показатель удельная объемная грузоподъемность показывает при каких значениях объемной массы груза номинальная грузоподъемность автомобиля будет использоваться полностью, а при каких нет.
Использование грузоподъемности оценивается коэффициентом статического использования грузоподъемности
Невозможность использования полного объема кузова может иметь место по следующим причинам:
недоиспользование верхней части закрытого кузова-фургона из-за трудности загрузки;
из-за отсутствия кратности размеров штучного груза (тары) и размеров кузова автомобилей и др. На рис. 3.7 показано использование площади пола кузова при перевозке штучных грузов
Каждой модели автомобиля на графике соответствует ломаная линия, состоящая из наклонного и горизонтального участков.
На рис. 3.9 показана зависимость изменения удельной объемной грузоподъемности от номинальной грузоподъемности отечественных автомобилей. Из графика видно, что объем кузова многих моделей не отвечает требованиям ГОСТа. Это привело к тому, что на перевозке многих грузов, особенно сельскохозяйственной продукции, их грузоподъемность полностью не используется.
| |
Степень возможного использования грузоподъемности автомобиля зависит от соотношения между внутренними геометрическими размерами кузова, объемной массы груза и его особенностей, а также конструкции кузова
Для штучных грузов значение коэффициента использования объема кузова находится в следующих приделах:
При возможности использования погрузки груза выше уровня бортов кузова значение коэффициента использования объема кузова может быть больше единицы.
Для повышения использования грузоподъемности автомобиля-самосвала необходимо учитывать, что практически все сыпучие грузы грузятся с «шапкой», т. е. при механизированной погрузке образуется пирамидальное возвышение от бортов к центру кузова (рис. 3.10). Высота «шапки» зависит от угла естественного откоса перевозимого груза.
Возможный объем груза, перевозимый автомобилем-самосвалом
Если принять, что в основании пирамиды («шапки») лежит квадрат со стороной, равной внутренней ширине кузова а, то
Учитывая, что величина h’ в зависимости от вида груза и дорожных условий принимается в пределах 0,05-0,15 м, то рабочий объем кузова будет определяться
Расчеты показывают, что для грузов, у которых естественный откос равен 30°, фактический объем груза может быть больше геометрического объема кузова на 20-25 %.
В табл. 3.4 и табл. 3.5 представлены соответственно углы естественного откоса насыпных и навалочных строительных грузов и коэффициенты грузовместимости базовых отечественных автомобилей при перевозке некоторых навалочных и насыпных грузов.
Углы естественного откоса насыпных и навалочных строительных грузов
Наименование груза | При движении автомобиля | В состоянии покоя |
Булыжник | — | 38 |
Грунт глинистый: | ||
сухой | — | 40-45 |
влажный | — | 35 |
мокрый | — | 15-20 |
Гравий | 30 | 45 |
Земля: | ||
сухая | — | 40 |
влажная | — | 35 |
мокрая | — | 25 |
Известь гашеная | — | 25 |
Песок | 30 | 45 |
Цемент | — | 40 |
Шлак | 35 | 50 |
Щебень | 35 | 45 |
Коэффициенты грузовместимости базовых отечественных автомобилей при перевозке некоторых навалочных и насыпных грузов
Объемная масса, т/м 3
Расстояние уровня груза от верхнего борта, мм