Когда электромобили заменят бензиновые машины
Почему владельцы электрокаров со временем возвращаются к бензиновым автомобилям?
По информации блога EV Sales, авторы которого отслеживают статистику продаж автомобилей во всем мире, в 2020 году было продано более 2 миллионов машин с электрическим двигателем. Количество владельцев экологически чистого транспорта растет, однако со временем некоторые из них возвращаются к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Недавно американские ученые изучили результаты опроса среди тысяч калифорнийских владельцев электромобилей и выяснили, от автомобилей каких марок люди чаще всего отказываются. Также они узнали, что становится причиной отказа от электромобилей — как оказалось, тому есть сразу несколько причин. Результаты проведенного исследования очень интересны и хорошо демонстрируют то, как меняется отношение людей к электрическому транспорту. Но есть один нюанс, на который важно обратить внимание.
Некоторые люди отказываются от электромобилей, но почему?
Результаты проведенной научной работы были опубликованы в журнале Nature Energy. Авторы исследования изучили результаты опроса, проведенного среди 4 167 жителей Калифорнии, которые владеют электрическим транспортом. Они купили свой первый электромобиль в период между 2011 и 2018 годом и, в большинстве своем, были довольны своим выбором. Однако, 1856 участников опроса в какой-то момент времени решили приобрести другой автомобиль. Многие решили купить электрокар от другой фирмы, а 21% опрошенных вовсе приняли решение вернуться к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Но при этом половина опрошенных не исключила, что в будущем вернется к экологически чистому транспорту.
Люди переходят на электромобили, чтобы не вредить природе. Но в ходе выработки электричества природе тоже наносится вред
Лучшие электромобили
Опрос показал, что больше всего людям нравятся электромобили от Tesla, Cadillac и Honda. Владельцы электрических «кадиллаков», судя по всему, полностью довольны своим выбором — ни один из них не выразил желания пересесть на автомобиль другой марки. Обладатели Tesla захотели пересесть на что-нибудь другое в 10% случаев, а от электромобилей Honda хотели отказаться только 7% владельцев. Это очень маленький процент от всех владельцев, так что у этих трех компаний дела идут хорошо и их автомобили удовлетворяют потребности владельцев.
На фото — электрический Cadillac ELR. О нем я упоминал в этой статье
Худшие электромобили
У других производителей автомобилей дела идут гораздо хуже. Например, владельцы электромобилей Fiat хотят перейти на другой транспорт в 38% случаев. Также своими автомобилями явно недовольны 27% владельцев Ford, около 24% клиентов Toyota и 21% обладателей BMW. Также свои электромобили есть у компаний Audi, Hyundai и Mitsubishi — у них тоже есть явные проблемы, потому что некоторые водители тоже задумываются об уходе из сообщества экологически чистой техники.
Электрический Fiat 500
Минусы электромобилей
В ходе опроса исследователи также выяснили, из-за чего именно владельцы электромобилей вдруг захотели пересесть обратно на работающий на горючем топливе транспорт. Изучив ответы респондентов, авторы научной работы выделили три главные причины:
В начале статьи я упомянул о некоем нюансе, на который необходимо обратить внимание. Он заключается в том, что опрос проводился среди людей, которые купили электромобиль в период между 2011 и 2018 годом. В это время автомобили на электрической тяге только набирали популярность и очень быстро менялись. Поэтому многие люди могли захотеть поменять автомобиль только потому, что вышла новая модель получше.
Tesla Model S — один из самых обсуждаемых электромобилей 2012 года
Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!
Также следует учесть, что в опросе участвовали только жители американского штата Калифорния. Исследователи выбрали отличную аудиторию, так как больше всего электромобилей сконцентрировано именно в этом штате. Но если смотреть на весь мир в целом, отношение людей к электромобилям может быть совершенно другим. Недавно я публиковал статью о том, какие электромобили пользуются большим спросом в разных странах — вам может быть интересно.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Думаю, что не найдется в мире человека, который не слышал бы про автомобили Porsche, кроме десятка затворников на дальней окраине Тайги. Связано это с тем, ч…
Если вы не считаете изменение климата серьезной проблемой, которая касается лично вас, пришла пора изменить свою точку зрения. Дело в том, что изменение клим…
Города будущего должны стать раем для их жителей. Они будут просторными и удобными. Архитекторы уже знают, что делать. Осталось только реализовать их проекты. Мы же расскажем, какими будут такие города будущего.
Стоимость электрокаров к 2024 году может сравняться с бензиновыми машинам
Цены на электрические автомобили и классические машины на двигателях внутреннего сгорания сравняются к 2024 году. Это следует из исследования швейцарского финансового холдинга UBS Global, который поделился данными с The Guardian.
Издание пишет, что уже к 2022 году купить электрокар можно будет на 1900 долларов (приблизительно 146 тысяч рублей) дешевле, чем сегодня, а еще через два года разница в цене между электрическими и классическими машинами исчезнет окончательно.
UBS проанализировал семь крупнейших производителей электрокаров и пришел к выводу, что на стоимость таких машин сильно влияет дороговизна батарей. Сегодня их производит ограниченное число компаний: южнокорейская LG Chem, японская Panasonic и китайская CATL. Из-за того, что цены на такие батареи высокие, они составляют более четверти стоимости всего автомобиля.
Однако UBS предсказывает резкое снижение цен на батареи уже к 2022 году. Это, по прогнозам банка, будет решающим фактором на пути бесповоротного перехода человечества к электрокарам.
В компании уверены, что к 2025 году у людей будет «не так много причин покупать машины на ДВС», а доля электромобилей к тому моменту достигнет 17% от всего авторынка. Благодаря более низким ценам на батареи переход на электрокары, по оценкам банка, будет даже более быстрым, чем эксперты прогнозировали ранее — к 2030 году уже 40% всех машин в мире будут электрическими.
По словам аналитика UBS Тима Буша, снижение цен на батареи повлияет и на стоимость гибридных автомобилей.
The Guardian пишет, что даже сегодня, несмотря на коронакризис, европейский и китайский рынки переключаются на электромобили. При этом те производители, которые захотят развивать бензиновые машины, рискуют через несколько лет остаться далеко позади своих конкурентов — например, Tesla или Volkswagen.
Некоторые европейские города планируют искусственно ограничивать использование «вредных» машин. Например, Амстердам к 2030 году полностью запретит эксплуатацию в черте города бензиновых и дизельных автомобилей, а также мотоциклов с традиционными двигателями внутреннего сгорания.
Электромобиль — не панацея: как изменится рынок топлива в будущем
Об эксперте: Никита Касьяненко, сооснователь «Лаборатории умного вождения».
Топливный плюрализм
В середине 2010-х годов многие страны официально заявили — будущее за электромобилями. Они обещали сократить объемы производства машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), предлагали льготы владельцам электрокаров и даже вводили ограничения на использование бензиновых и дизельных авто на отдельных улицах. Впрочем, большинство планов будут реализованы не раньше 2025 года. А пока автомобильная отрасль хоть и меняется, но не так стремительно, как прогнозировал Илон Маск и другие сторонники авто на электротяге.
Данные за первый квартал 2020 года показывают, что в большинстве стран Европы до сих пор преобладают автомобили на бензине и дизеле. Исключение — Норвегия, в которой доля электрокаров от общего числа новых машин уже превышает 50%. Альтернативные виды топлива в ЕС пока редкость — они занимают всего 1,9% рынка. При этом популярность автомобилей на газе и этаноле упала с апреля по июнь на 50%.
В российском топливном рейтинге также пока лидируют бензин и дизель: по данным «Автостата», менее 6% автовладельцев пользуется пропаном и метаном, а также другими видами топлива — в эту категорию попадают и электрокары.
А вот в Латинской Америке альтернативное топливо пользуется большим спросом. Например, в Бразилии машины на этаноле не уступают по популярности бензиновым авто. Интересно, что ставку на биотопливо из сахарного тростника государство сделало еще в 1970-е годы, впоследствии госпрограмму постоянно корректировали, учитывая колебания цен на бензин. Если он дешевел, цены на этанол тоже снижались. Также в 1990-е власти поддержали развитие FlexFuel-автомобилей, которые можно заправлять как смесью бензина и этанола, так и чистым бензином.
Пример Бразилии показывает — вектор развития топливного рынка можно менять, но для этого недостаточно одной госпрограммы или однократного введения льгот. Это подтверждают кейсы других стран, которые запускали инициативы в поддержку электрокаров, но со временем сворачивали проекты или ограничивали их применение.
Так, в конце 2019 года Tesla достигла порога в 200 тыс. проданных электромобилей на рынке США — после достижения этого лимита покупатели больше не могли получать налоговые бонусы. Льготные периоды подходят к концу и в других странах: например, в Китае размер субсидий на покупку электрокаров сокращается с каждым годом. В 2020 году он уменьшится на 10%, а в 2022 году — уже на треть.
На тенденции в отдельных странах влияют не только инициативы правительства, но также доступность природных ресурсов, развитие инфраструктуры (наличие АЗС и станций подзарядки) и общий уровень благосостояния жителей. Из-за этой комбинации факторов сложно прогнозировать, какой вид топлива станет пользоваться наибольшим спросом в будущем — скорее всего, картина будет не однородной.
Часть развитых стран перейдет на электромобили, часть сделает ставку на биотопливо, но многие продолжат пользоваться автомобилями с ДВС на бензине и дизеле, которые станут более экологичными. Но задача у всех общая — сократить количество выбросов CO2 и замедлить темпы глобального потепления. Разберемся, какие виды топлива укрепят свои позиции в будущем и почему электрокары — это не панацея.
Электрокары и гибриды: светлое будущее или скрытая угроза?
По прогнозам компании BloombergNEF (BNEF), к 2040 году доля электрокаров от числа проданных авто составит 58%. При этом автомобили на электротяге составят лишь треть от общего количества машин на дорогах в мире. На процесс влияет сразу несколько факторов:
Другие исследования показывают, что в среднем при производстве бензинового авто генерируются выбросы, равнозначные 5,6 т CO2. В случае с электрокаром показатель уже составляет 8,8 т — и половина вырабатывается в процессе производства аккумуляторов. Решить проблему могут новые технологии, которые минимизируют углеродный след и позволят выпускать более долговечные батареи с использованием экологичных материалов.
Но в регионах, в которых возобновляемые источники энергии пока не распространены, EV вряд ли получат широкое распространение в ближайшие годы. Это касается России и ряда других стран, например, Мексики, Японии и Австралии.
Биотопливо: отходы и водоросли
Этанол, FlexFuel, биодизель и биогаз, — все эти технологии уже позволяют получать эффективную альтернативу бензину, используя растительные компоненты, сельскохозяйственные отходы и даже отходы жизнедеятельности человека. Экологичность — главное преимущество биотоплива. Растения, которые используются для получения необходимых веществ, поглощают CO2, нейтрализуя тем самым углеродный след.
Еще один плюс биотоплива — это наличие готовой инфраструктуры. Заправиться «водорослевым дизелем» в теории можно на обычной АЗС — для этого не требуется специальное оборудование.
Проблема заключается и в автомобилях — не каждому транспортному средству подходит такой вид топлива. Например, популярный биоэтанол E85 (смесь спирта и бензина) при сравнимых объемах приводит к большему расходу топлива, чем чистый бензин.
Популярность биотоплива в будущем зависит от появления новых производственных технологий. Так, в Дании тестируют автомобили на бензине с добавлением водорослей. Пока растительный компонент составляет всего 10%, но ученые надеются увеличить его долю. Водоросли, в отличие от сахарного тростника, не требуют земельных ресурсов, их не нужно удобрять и обрабатывать от вредителей, поэтому они наносят меньший вред окружающей среде. Пока использование водорослевого топлива экономически не целесообразно, но если исследователям удастся оптимизировать технологию, у нее есть шансы на успех.
Водород: неоправданные надежды
Еще десять лет назад водородные автомобили ставили в один ряд с перспективными электрокарами, но технология не оправдала ожиданий. Машины с топливными элементами все еще обходятся слишком дорого, а в большинстве стран нет заправочной инфраструктуры. Недавний провал компании Nikola Motors, обещавшей выпустить партию водородных грузовиков и построить сеть заправочных станций по всей Америке, только усилил разочарование в технологии.
Самый крупный рынок водородных авто — это как раз США, хотя с 2012 года в стране было продано всего 8 тыс. машин с топливными элементами. Водить автомобиль на водороде можно только в Калифорнии, где сосредоточено больше всего заправочных станций. И даже несмотря на умеренный спрос, в штате периодически возникает дефицит водорода, и автовладельцы не могут заправить автомобили.
С точки зрения экологичности водородные автомобили тоже вызывают вопросы: по большинству параметров они проигрывают электрокарам, хотя стоят на порядок дороже. Всего на рынке доступно три модели авто на водороде, и отсутствие разнообразия тоже не идет на пользу отрасли. Многие автопроизводители сворачивают разработки — например, Mercedes-Benz, потратив 30 лет на исследования, решила не выпускать пассажирские автомобили на топливных элементах, поскольку их производство обходится в два раза дороже электрокаров.
Перспективы водорода на топливном рынке пока оставляют желать лучшего. Многое опять же зависит от технологий производства — использование инновационных методов, например, электролиза с использованием возобновляемых источников энергии, могло бы заинтересовать крупных игроков. Но пока рынок стоит на месте, а автовладельцы задумываются о покупке водородного авто в последнюю очередь. Впрочем, топливные элементы могут пригодиться в других сферах — например, при производстве мусоровозов или паромов.
Газ, бензин и дизель: умное управление топливом
Классические виды топлива в будущем вряд ли полностью исчезнут — по крайней мере в России. Но со временем они станут более экологичными и энергоэффективными. На рынке уже распространены гибриды, например, range-extenders — электрокары со встроенным ДВС, который продлевает запас хода, если батарея садится. Вероятно, именно такие гибридные модели выйдут на передний план в будущем.
Развитие подключенных автомобилей и телематики также позволит сократить расход топлива и более эффективно отслеживать его потребление. Современные системы уже помогают мониторить топливную статистику, а в будущем они смогут оптимизировать затраты ресурсов.
Исследования показывают, что умный мониторинг поведения водителя с последующей аналитикой может сократить количество выбросов на 5-20%. В первую очередь, добиться этого помогают системы, которые препятствуют внезапному торможению. Водитель делает меньше резких маневров — расходуется меньше топлива.
Еще один вспомогательный инструмент — продвинутая система навигации, которая подбирает не только самый короткий, но и наименее «энергозатратный» маршрут, а также помогает быстрее находить свободные парковочные места.
Подключенные системы оптимизируют работу не только легкового, но и грузового транспорта. Например, грузовые «конвои» способны на треть сократить затраты топлива. Использование машинного обучения и нейросетей в будущем еще больше упростит задачу — полуавтономные системы будут работать в фоновом режиме, минимизируя расход бензина или дизеля.
Развитие беспилотного транспорта и каршеринга, вероятно, тоже приведет к сокращению потребления топлива — машины будут меньше простаивать на стоянках и использоваться более эффективно.
Автомобильный сектор в силу своей специфики достаточно консервативен — автопроизводитель не может за пару месяцев переформатировать конвейер на заводе или перенастроить цепочку поставок. Поэтому переход на новые виды топлива займет больше времени, чем полагают аналитики. Цифровые решения, например, системы умного мониторинга, внедрить намного проще — это не требует так много времени и ресурсов. Поэтому топливная революция начнется с аналитики и развития подключенных систем, а не с футуристичных топливных элементов или биодизеля на основе водорослей.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Поиск
О проекте
maxdeleske
m@zozhnik.ru
Рекламные ссылки:
Большой выбор готовых рулонных штор в интернет-магазине Порядок.ру
Ведите дневник питания и читайте Зожник в бесплатном приложении “Дневник Зожника”
Как и когда Tesla и её последователи победят смог мегаполисов и цены на нефть
Мы находимся у самых истоков эволюции (или революции) в автоиндустрии: через 20-30 лет электрокары в развитых странах подвинут бензиновые авто, как когда-то DVD подвинул VHS. А кое-где (в Норвегии, например) это уже происходит прямо сейчас.
С одной стороны, этот текст не совсем в формате Зожника, но с другой как раз об оздоровлении мегаполисов, которое произойдет на нашем с вами веку. Мы не смогли удержаться, чтобы не рассказать вам о неизбежных грядущих переменах к лучшему.
В цивилизованном обществе всё больше людей берут на себя лично ответственность не только за своё здоровье, но и за окружающую среду — как минимум не выбрасывают мусор из своего авто и вообще стараются минимизировать свой личный вред для планеты. Таких людей довольно много в Европе или США. Вообще, такое самосознание идёт в ногу с образованием и достатком.
В Силиконовой долине, насчитывающей сотни тысяч долларовых миллионеров очень сложно увидеть Porsche Cayenne или BMW X6, водителей таких автомобилей там считают “лохами”. Зато модно ездить на “Тесле” — автомобиле, который доказывает на практике, что электромобили в относительно ближайшем будущем вытеснят своих бензиновых предшественников как когда-то DVD вытеснил VHS.
Разбор моно- и стереотипов
Но для начала разберемся с тем, что же такое “Тесла”. Это важно для тех, кто мало знает, чего добился создатель компании Элон Маск и Ко с тех пор как полностью собственный автомобиль компании Tesla Model S был впервые представлен в 2009 году.
Развеем стереотипы и дадим представление о Тесле в виде вопросов и ответов.
Запас хода
Базовая модель Model S 60 (с батареей 60кВт/ч) проедет на одной подзарядке 335 километров, а у модели 85 и P85 запас хода 426 километров. Это меньше, чем у бензиновых автомобилей, но вполне достаточно для ежедневного передвижения по городу. Больший путь за день преодолевается разве что такси или при путешествии на дальние расстояния, когда приходится ехать весь день.
Скорость и динамика
Версия Model S 60 разгоняется до сотни за 5,9 секунды, модель P85 — за 4,2 секунды. Максимальная скорость, соответственно, 193 и 210 км/ч.
На этом видео Tesla тягается с BMW M5 и выигрывает:
Заправка/зарядка
До того, как начать активные продажи Tesla, компания построила сеть БЕСПЛАТНЫХ автозаправочных (автозаряжающих) станций по всей стране, чтобы владельцы Теслы могли беспрепятственно путешествовать по всей стране. По данным на январь в США их было 65. Аналогичная стратегия и на других рынках.
Этот обелиск обозначает станцию бесплатной зарядки Tesla:
Калифорния, зарядка автомобилей Тесла на парковке:
Стоимость заправки/зарядки
Зарядка на станциях абсолютно бесплатная. Владельцам “Теслы” можно больше никогда не платить за топливо.
Зарядка же от домашней сети до полной зарядки по российским тарифам будет стоить дешевле 100 рублей.
UPD по зарядке: недоверчивые читатели обвинили в неточности оценки стоимости зарядки от домашней сети. Исправляемся:
Стоимость зарядки Model S обходится в США в 19 рублей на 100 км пробега (расчет основан а стоимость 1 кВт*часа электроэнергии в Калифорнии в 4 рубля), в Европе (при средней цене за квт/ч 6,2 рубля) — 30 рублей за 100 км пробега.
Гарантия на батарею
На батарею в Model S 60 дают гарантию 8 лет и до 200 тысяч км, на более топовые модели — 8 лет без ограничения пробега.
Цена
Базовые цены на 3 комплектации Tesla Model X в США:
Кстати, в России в этом году отменили пошлину на электромобили, так что можно закупаться “Теслами”.
Продажи электрокаров в мире
В общем, экологичный, мощный, быстрый автомобиль, да ещё и с бесплатным топливом, а также моральными и финансовыми бонусами, обречен на успех. Пока этот автомобиль активно освоил топовый сегмент, компания разумно снимает сливки и двигается в более низкие ценовые сегменты.
Глава Tesla Motors Элон Маск представляет Model X в Детройте в 2012 году:
В этом году планируется продать 35 тысяч автомобилей Tesla. А, к примеру, в Норвегии творится настоящее сумасшествие. В этом марте 11% всех новых автомобилей, проданных в этой богатой скандинавской стране, были Tesla Model S, уверенно заняв первое место на рынке.
В пятимиллионной Норвегии в марте каждый день регистрировали покупку 70 автомобилей марки Tesla, последний раз такой ажиотаж там был в 1986 году с Ford Sierra. Всё дело в том, что на электромобили в Норвегии установлена нулевая шкала налога (обычно 100% от евроцены), им предоставлено право бесплатной парковки и въезда в городскую черту, а также право проезда по полосе общественного транспорта. При этом, зарядка машины (за полчаса на 80%) в сети Tesla осуществляется бесплатно, а цена автомобиля премиум-класса с батареей 60 kWh немногим выше, чем у нового Nissan Quashqai c ручной коробкой и дизелем 1.6.
Когда электромобили заменят бензиновые
Кроме, собственно, “Теслы” электрокарами, естественно, уже занимаются самые дальновидные автоконцерны, а скоро займутся абсолютно все. Например, электрокаров Nissan Leaf продано более 55 тысяч штук.
Всего же в мире пока продано лишь жалкие 400 тысяч автомобилей на электродвигателях с батарейками, из которых доля “Теслы” не такая уж большая. Для сравнения: общее количество автомобилей в мире превысило 1 млрд. То есть, электрокары сейчас составляют примерно 0,04% от общего количества авто.
А это значит, что мы с вами находимся в самом начале явления, которое, очевидно, захватит рынок, наполненный сейчас устаревающей технологией — бензиновым двигателем. Всего лишь год назад электрокаров было 180 тысяч, а по итогам 2011-го было продано всего 45 тысяч.
Форсайт о развитии электромобилей до 2020 года опубликован в этом отчёте. Согласно этому исследованию всего лишь через 6 лет, к 2020 году, на дорогах мира будет кататься уже в 50 раз больше электрокаров, чем сейчас — около 20 млн. (с учетом гибридных автомобилей), или 2% от мирового объёма автомобилей.
Этому будет способствовать и стремительное развитие технологий электрокаростроения, темп которых недоступен “бензиновым” технологиям.
Вот, к примеру, прогноз по снижению стоимости батарей для авто (долларов за кВт/ч):
Как это повлияет на цены на нефть
Сегодня около половины всего объёма добываемой нефти сжигается в автомобильных двигателях:
Подумайте, что будет с ценой на нефть при сохранении её добычи, когда двигатели внутреннего сгорания начнут массово заменять на электродвигатели, которым нефть не нужна?
Напоминаем, что процесс только начался, и всё самое интересное произойдет в ближайшие годы.
Очевидно, что лет через 20-30 странам, экономика которых построена на нефти, придётся несладко. И мы сейчас говорим не про ОАЭ: доля нефтегазовых доходов у них целенаправленно снижалась и сейчас всего 7%, а про Россию, где нефтегазовые доходы составляют около трети государственного бюджета.
Здоровое будущее
Очевидно, что при подавляющем большинстве преимуществ электрокары сомнут жалкие барьеры в виде: высокой цены, недостатка сети электрозаправок (в зависимости от региона, в США или Норвегии сети уже есть и повсеместное их появление лишь вопрос времени), производстве, не успевающем за ростом спроса.
Мы полагаем, что следующие десятилетия неминуемо станут триумфом распространения электрокаров во всем мире. И в перспективе 20-30 лет авто на батарейках займут главенствующее положение на дорогах благодаря дешевизне и экологичности использования, на две головы превышающей бензиновые технологии.
К примеру, в этой таблице показана роль транспортной системы в уменьшении выброса CO2:
Мы уверены, что застанем современные города, полные автомобилей с электродвигателями, в которых хорошо дышать и не надо платить за бензин.
А пока, если ваш автомобиль паркуется недалеко от розетки, можете купить себе “Теслу” прямо сейчас. Полную версию P85 возят в Россию под заказ примерно за 4,5-5 млн рублей. Но это лишь временное явление, наблюдаемое на периферии.
Добро пожаловать в будущее.