Когда садишься в машину с какой стороны обходить
Как правильно садиться в машину и выходить из машины
Последнее обновление: 05.06.2021
Комментариев нет
Речь пойдет не о посадке водителя за рулем, в том смысле, в какой позе сидеть, как отрегулировать наклон спинки, чтоб было удобно рулить, а о процессе посадки в автомобиль и выхода из него, когда оный располагается у края проезжей части.
Будет рассмотрен вопрос о том, как правильно водителю садиться в машину, как нужно выходить из машины, с какой стороны необходимо обойти автомобиль, чтобы выполнить требования ПДД и чтобы не попасть при этом в ДТП.
Казалось бы, тема банальная, что может быть проще: подошел, открыл дверь, сел за руль. Так же и в обратном порядке: открыл дверь, вышел из машины, закрыл дверь и пошел по делам. Все.
Но есть нюанс. Одно дело, когда сей процесс происходит во дворе дома или на безлюдной улице, а совсем другое дело, когда автомобиль располагается на краю оживленной проезжей части. Главным, все-таки, остается вопрос безопасности.
Кому-то наверняка приходилось наблюдать такую «картину», когда у припаркованной машины внезапно открывается либо водительская, либо пассажирская дверь со стороны проезжей части. Причем, дверь не просто открывается, она распахивается!
После того, как дверь распахнулась, сначала неторопливо появляется рука, нога, а затем и другие части тела выходящего. Пока продолжается этот процесс, можно предположить, что на обстановку сзади машины выходящий, в данный момент, не обращает внимания.
Если это был водитель, вполне возможно, что перед тем, как открыть дверь, он посмотрел в зеркало заднего вида, убедился в том, что никому не помешает, и после стал неторопливо выходить из машины. Но обстоятельства на дороге меняются очень быстро, поэтому есть смысл постоянно контролировать обстановку с той стороны, откуда приближаются другие машины.
Как, все-таки, водителю правильно садиться в машину, и как нужно выходить из машины с точки зрения ПДД?
В первую очередь необходимо осознать, что водитель, согласно определению, таковым является только тогда, когда он управляет транспортным средством в процессе его движения.
Выйдя из машины, водитель становится пешеходом, и с этого момента он передвигается пешком.
Движение пешеходов регламентировано разделом 4 ПДД. В частности, при движении по краю проезжей части пункт 4.1 ПДД обязывает пешеходов идти навстречу движению транспортных средств. И это логично.
Для пешехода целесообразно видеть приближающиеся навстречу ему транспортные средства, и в соответствии с дорожной обстановкой контролировать свое движение по проезжей части.
Как правильно выходить из машины
Как нужно выходить из машины, если она припаркована у края проезжей части (у тротуара), т.е. не на обочине?
Перед тем, как выйти из машины, сначала необходимо убедиться, что открытая вами дверь не помешает движению проезжающих мимо машин. Самый эффективный метод для этого — повернуть голову налево и посмотреть на дорогу налево-назад.
Действия примерно такие же, как и перед перестроением в соседний ряд.
Посмотреть назад можно в т.ч. и через приоткрытую дверь. Зеркала заднего вида — это хорошо, но лучше, все-таки, как показывает практика, удостовериться взглядом.
После того, как вы убедились в том, что проезжающий автомобиль не снесет вам открытую дверь, выходите из машины, закрываете дверь и, идя навстречу транспортному потоку, обходите свой авто сзади. Выходите на тротуар.
Как правильно садиться в машину
При осуществлении посадки в свой автомобиль на место водителя, порядок движения по проезжей части остается такой же — навстречу приближающимся ТС.
Для этого необходимо обойти свой автомобиль спереди, открыть водительскую дверь и сесть за руль. Данный порядок посадки обеспечивает необходимый контроль дорожной обстановки вокруг своего автомобиля.
Пассажирам, которые поедут на заднем сиденье автомобиля, целесообразно садиться только со стороны правого борта (тротуара).
Ну а если посадка пассажиров происходит на прилегающей территории, то их можно усадить в машину с любой из возможных сторон.
Штрафы за нарушение пункта 4.1 ПДД в КоАП не предусмотрены, но есть ответственность за нарушение пешеходом любого пункта ПДД. Она выражается в 500 рублей штрафа или, если нарушение произошло впервые, то в устном предупреждении (часть 1 ст. 12.29 КоАП).
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.06.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Когда садишься в машину с какой стороны обходить
Чтобы не стать участником дорожной аварии в процессе ожидания автобуса, либо, уже, будучи пассажиром «маршрутки», или, по крайней мере, избежать серьезных травм, необходимо
помнить и придерживаться некоторых правил соблюдения безопасности:
— стоя на остановке в ожидании маршрутного транспортного средства, необходимо отойти подальше от края тротуара, не наступать на поребрик. Стоять на краю тротуара нельзя, потому что автобус (а также какие-либо иные транспортные средства) иногда заносит и он может задеть стоящих на краю проезжей части пешеходов или даже сбить.
— на остановке необходимо вести себя культурно – не возиться, не толкаться, не бегать и суетиться, т.к. подобными действиями можно случайно вытолкнуть на проезжую часть рядом стоящих людей.
— ещё необходимо помнить: ни в коем случае нельзя выходить на дорогу, чтобы посмотреть — не идёт ли автобус или маршрутка.
— не стоит забывать, что пешеход не должен выходить на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода!
— в случае прибытия автобуса к остановке: если он едет не по нужному маршруту, необходимо спокойно отойти в сторону, чтобы не мешать посадке в автобус тем пешеходам, которым нужен этот автобус. Если к остановке подошёл нужный автобус — садиться в него необходимо только тогда, когда он полностью остановится. Садиться в автобус нужно спокойно, без спешки и суеты, не отталкивать других пассажиров, чтобы первому войти в автобус. Безопаснее осуществлять посадку и высадку через переднюю дверь — эта дверь лучше видна водителю через боковое зеркало.
— нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
— не следует запрыгивать в автобус в последнее мгновение, когда двери уже начали закрываться. Водитель перед отправкой следит за движением других транспортных средств и может, закрывая двери, защемить пытающегося на ходу запрыгнуть в салон автобуса пешехода.
— войдя в автобус, нельзя задерживаться на ступеньках и у входа, необходимо пройти в салон, чтобы не мешать другим пассажирам войти или выйти из автобуса.
— если в автобусе есть свободное место, стоит сразу занять его, чтобы не мешать проходить другим людям, но стоит помнить: надо уступать места пожилым людям, маленьким детям, инвалидам. Запрещается бегать по салону и толкать других пассажиров. Не стоит забывать, что в случае, если автобус резко затормозит, можно упасть самому и «уронить» других людей. При передвижении стоя, необходимо обязательно держаться за поручни. В противном случае при резком торможении существует риск не удержаться и получить травму.
— ни в коем случае нельзя высовываться в окна автобуса и выставлять в них какие-либо предметы.
— не следует в автобусе громко разговаривать, а то и кричать, включать мобильный телефон или плеер на полную громкость. Это проявления бескультурья и невоспитанности. Ведь шум не только раздражает других пассажиров — он может мешать водителю и отвлекать его от работы. И вообще пассажиры должны выполнять все распоряжения водителя и кондуктора.
— к выходу из автобуса лучше готовиться заранее: необходимо спросить у других пассажиров, собираются ли они выходить на нужной вам остановке, подойти ближе к дверям, но не спускаться на ступеньки, т.к. открывающиеся двери могут защемить.
— выходить из автобуса разрешается только после его полной остановки и открытия дверей, спокойно, без суеты и спешки. В первую очередь стоит помочь сойти маленьким детям, пожилым людям, инвалидам.
— в случае, когда после выхода из автобуса надо перейти на другую сторону улицы, необходимо обязательно дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
— и ещё одно правило необходимо помнить: не обходите маршрутный транспорт ни спереди ни сзади, дождитесь, когда он отъедет.
Если с Вами ребенок или несколько детей, не стоит забывать и о дополнительных правилах безопасного поведения:
— не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Привыкайте сами и приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.
— в ожидании автобуса, стоя на остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.
— переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
— при высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси, легкового автомобиля всегда выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.
— р одители обязаны при входе и выходе из транспорта, крепко держать ребенка за руку, следить за тем, чтобы ребенок крепко держался за поручень во время движения автобуса, не допускать, чтобы ребенок высовывал руки и голову в открытые форточки транспортного средства.
ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Верхнепышминский»
На территории Свердловской области за последнюю неделю наблюдается устойчивое похолодание
Госавтоинспекция Свердловской области информирует, что в настоящее время имеется возможность изготовления дубликатов государс
Доводим до сведения автолюбителей, что с 30.12.2013 года вступили в силу изменения в «Кодекс Российской Федерации об админист
Все новости в категории
Как ГИБДД оштрафует водителя за неправильную посадку в авто
Напомним, что вопрос № 19 экзаменационного билета № 5 по Правилам дорожного движения звучит следующим образом: «Как следует поступить водителю при высадке из автомобиля, стоящего у тротуара или на обочине?» В качестве ответа предлагается несколько вариантов: обогнуть машину спереди, обойти ее сзади, либо допустимы оба варианта действий.
В билете № 40 имеется имеется похожий вопрос (№ 19): «Как следует поступить водителю при посадке в автомобиль, стоящий у тротуара или на обочине?», и указаны аналогичные версии ответов. Как видите, разница только в посадке и высадке из машины.
На страницах ПДД искать на все это прямого исчерпывающего ответа в указанных формулировках бесполезно — о конкретных действий водителя в таких ситуациях там речь не идет. Да и, на первый взгляд, кажется, что нет никакой особой разницы в том, с какой стороны лучше обойти машину — спереди или сзади.
Но будьте осторожны — если вы поделитесь этим соображением с инспектором ГИБДД, принимающим экзамен, скорее всего вы с грохотом провалитесь и в ближайшем будущем водительское удостоверение не получите.
А все потому, что отгадки на оба указанных ребуса в ПДД все-таки присутствуют но в косвенном виде. Речь идет о пункте 4.1, который гласит, что при движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу потоку транспортных средств. Выйдя из машины на проезжую часть, водитель сразу же превращается в пешехода, и он должен двигаться по ней исключительно лицом к встречным машинам.
Следовательно, покидая салон, он должен обойти авто сзади. А приближаясь к леворульной машине со стороны тротуара или обочины с намерением сесть за штурвал, он должен обогнуть ее строго спереди. Только при таких условиях он сможет контролировать дорожную ситуацию в целях личной безопасности.
Мало того, если водитель проигнорирует это правило на глазах у инспектора ГИБДД, ему грозит штраф. Прямых санкций за нарушение пункта 4.1 Правил в Административном кодексе нет, но КоАП предусматривает ответственность за нарушение пешеходом любого пункта ПДД. А это 500 рублей штрафа или устное предупреждение (часть 1 ст. 12.29 КоАП).
Правила дорожные знать каждому положено!
Автомашины – это главная опасность в поселке. И поэтому каждый пешеход должен твердо знать главные пешеходные правила, которые помогут ему не попасть под колеса.
Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.
Если ожидаешь автобус – не стой у края автобусной остановки.
Переходя улицу, нужно посмотреть сначала налево, а на середине – направо, чтобы видеть, далеко машины или близко.
Опасно выходить на мостовую из-за какого – нибудь препятствия: тогда ни водитель, ни пешеход не видят друг друга до самого последнего момента. А когда увидят, может случиться, что машина не успеет затормозить.
Ходить нужно только по тротуарам, а если тротуара нет, надо идти навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и та видишь приближающуюся машину.
Телефоны специальных служб:
01 – пожарная охрана
02 – милиция
03 – скорая помощь
Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения. Прежде, чем переходить улицу или дорогу, убедись в полной её безопасности.
— переходите улицу только при зеленом сигнале светофора;
— не переходите проезжую часть улицы или дороги перед близко идущим транспортом;
— ПОМНИТЕ: транспорт сразу остановить нельзя!
— не цепляйтесь за борта грузовиков – это приведет к беде;
— Играть на мостовой опасно!
— помогайте своих младших товарищам правильно переходить улицы и дороги;
— будьте примером для младших;
— ходите только по тротуарам, придерживаясь правой стороны;
— там, где нет тротуаров, иди по левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.
Памятка для учащихся по правилам дорожного движения
ЗНАЙ! Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно!
ЗНАЙ! Переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора. Но даже при зеленом сигнале никогда не начинай движение сразу. Сначала убедись, что машины успели остановиться и путь безопасен.
ЗНАЙ! Если на остановке стоит автобус, не обходи его ни спереди, ни сзади. Надо дождаться, пока он отъедет, и только тогда начинать переход.
ЗНАЙ! Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия. Стоящие у тротуара машина, ларек, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Поэтому убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.
Памятка детям по правилам дорожного движения
— придерживайтесь правой стороны тротуара;
— не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
— остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
— привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
— подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
— учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
— не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
— неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
— сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
— если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
— стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
— переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
— не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
— не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто- и мототранспортными средствами;
— не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
— не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
— объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
— выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
— подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
— не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
— приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
— не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
— не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он не уверен, что машина останавливается мгновенно.
7 главных правил безопасности на дороге!
Правило первое.
Правило второе.
Осмотритесь и прислушайтесь. Из каждых десяти пострадавших на дороге детей девять вовремя не заметили опасность. Надо научить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Объясните ребенку, что машины темного цвета, велосипеды и мопеды иногда плохо различимы на сером асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки.
Правило четвёртое.
Правило пятое.
Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом. Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.
Правило шестое.
Правило седьмое.
Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители. Попробуйте составить план маршрута, по которому поведете ребенка в школу. Отметьте на нем опасные места. Несколько раз пройдите эти места с вашим школьником, чтобы он привык быть здесь осмотрительнее и осторожнее.
Помните! Если родители считают возможным нарушать Правила дорожного движения, то и дети будут вести себя так же. Улица же ошибок не прощает, а цена таким ошибкам может оказаться безмерной.
Знай и обязательно соблюдай следующие правила дорожного движения:
Дорогие ребята!
Изучите и запомните эти требования Правил дорожного движения:
Кодекс выживания
городского пешехода.
Выполняй закон простой:
красный свет зажегся – стой!
Желтый вспыхнул – подожди!
А зеленый свет – иди!
Давим плавно, едем ровно. Полезные привычки дальнобойщиков 10:51, 9 сентября 2020 Версия для печати
Нельзя отрицать, что опыта у профессионального водителя намного больше, чем у среднестатистического дачника, считающего поездку на 800 километров сложным и опасным предприятием. А если опыт есть, может, есть смысл как-то его использовать?
Конечно, есть. Почти весь этот опыт накоплен не просто так, а ежедневной практикой и миллионами пройденных километров, и не воспользоваться хотя бы его частью было бы не очень разумно. Поэтому посмотрим, чему могут научить профессиональные водители всех остальных автовладельцев, собирающихся в дальнюю дорогу.
Мы рассмотрим три разные темы: технику, вождение и бытовые вопросы. Начнем с техники.
Лишнего не будет
Конечно, разница в технике у грузовика и легковой машины существенна. Да и регламент техобслуживания тоже сильно отличается. Тем не менее у дальнобойщиков есть некоторые привычки, к которым стоит приглядеться.
Во-первых, мы стали забывать, что такое ежедневный осмотр. Современные машины нас избаловали: сели за руль и поехали. А вот профессионалы предрейсовый осмотр все-таки стараются проводить. Особенно те, кто работает на собственных машинах. Оно и понятно: встать на дороге само по себе плохо, а если учесть неустойку за не вовремя доставленный груз, то становится еще хуже. Поэтому кое-что осматривать все-таки надо. Пусть не каждый день — хотя бы раз в неделю.
Что именно смотреть — рассказано сто раз. Напомним кратко. Обязательно нужно проверить масло в моторе, причем стоит не только проконтролировать уровень, но и оценить состояние. Темное масло — это нормально (если масло что-то отмывает, оно обязано темнеть), а вот наличие в нем эмульсии недопустимо. Проверять лучше не только щуп, но и крышку маслозаливной горловины, на которой эмульсия видна лучше. Наличие белого налета может говорить о пробое прокладки головки блока или другой неисправности, позволяющей попадать маслу в антифриз, и наоборот. Затем проверяем уровень всех остальных жидкостей (антифриза, тормозной жидкости непосредственно в тормозной системе, а при наличии гидропривода сцепления — в бачке привода сцепления). При наличии ГУРа заглядываем в его бачок, если есть АКПП, а в ней есть щуп, то вытаскиваем и его (правда, проверять уровень масла в «автомате» нужно уметь). Повторю еще раз: нужно не просто проверять уровень, но оценивать состояние жидкостей. О том, как это делать, рассказывать не буду, чтобы не отходить от темы.
Заодно хорошо бы визуально оценить состояние мотора. Потеки масла, необычные звуки работающего двигателя — все должно насторожить.
У хороших водителей есть правильная привычка использовать остановки для быстрого осмотра машины. Любая остановка (на перекур или так называемая «технологическая», если вы понимаете, о чем я) должна быть использована полностью. Машину неплохо будет обойти вокруг. Посмотреть, чтобы с нее ничего не текло, чтобы были читаемыми ГРЗ, чистыми фары, горели все лампочки.
А вот о том, как правильно обходить машину, надо сказать отдельно. В редакции Правил дорожного движения от 2020 года об этом сказано однозначно: идти можно только навстречу попутному потоку. То есть садиться в машину нужно обойдя ее спереди, а при выходе из нее обходить придется сзади. И это правильно. Забавно, что один мой знакомый считает, что обходить машину спереди — плохая примета. Впрочем, он же уверен, что птичий помет на машине — к большим деньгам, поэтому все-таки лучше следовать пункту ПДД, а не суеверию.
Еще одна привычка, которая есть не у всех, но у многих — на каждой остановке пинать по колесам. Не уверен, что пинки помогут определить давление в колесе (если только это не спарка), но хотя бы посмотреть на колеса — хорошая привычка. На современных переднеприводных машинах на трассе не всегда получается вовремя заметить спущенное заднее колесо, а вот во время перекура увидеть это можно. Кстати, еще одно из суеверий говорит, что пинать свою машину нельзя — она обидится. А кто-то пинает и считает это правильным. Интересно, что более верно: суеверие или привычка? Я, честно говоря, не знаю.
А одну привычку я заметил только у одного своего знакомого, но она мне понравилась: он перед каждой поездкой протирает изнутри лобовое стекло. Я даже не догадывался, как много оно на себя собирает. Если приходится ездить ночью, такая привычка точно не помешает.
В общем, в основе всех этих привычек есть только одно главное правило — постоянно уделять машине внимание. Лишнего его не бывает.
О регулярном ТО напоминать не стану: это уже не привычка, а правило. Тут даже суеверий не может быть.
Давим плавно, едем ровно
Давайте лучше поговорим о вождении. Это намного интереснее, да и полезного тут действительно много. И даже скажу больше: зачастую привычки дальнобойщиков — это не столько привычки, сколько правила вождения, которыми водители легковых автомобилей часто пренебрегают. И зря.
Начнем с азов: ни один нормальный водитель не будет что есть силы «топтать» педали газа и тормоза. Чем меньше резких ускорений и замедлений, тем лучше. Наверняка вы обращали внимание на то, как фуры выходят на опережение: меняют полосу без разгона. Разумеется, многих бесит, что фура может выскочить на левую полосу прямо перед носом, а потом опережать попутку несколько минут (обычно так и получается, потому что разница скоростей обгоняющего и обгоняемого чаще всего отличается совсем незначительно). Вынужден признать, что внезапное выскакивание на левую полосу — это не просто моветон, это неприкрытое хамство. Но откуда оно берется? Оттуда, что при разгоне тягач жрет слишком много солярки, а ее нужно экономить. Лишний раз давить на газ — лишать себя денег. Оставим в стороне этические вопросы, но обратим внимание на то, что такое опережение часто оправданно. Лишний разгон даже для легковой машины — это тоже не очень хорошо. Чтобы он был динамичным, придется переключиться на передачу вниз (а иногда и на две) либо заставить сделать это автоматическую коробку передач (в ручном режиме или кикдауном). Все это — лишний износ, пусть даже и незначительный. И часто совершенно ненужный.
Зимой на заснеженной дороге лишнее выжимание сцепления перед обгоном и после него — тоже плохо. Менять полосу на переднеприводной машине надо с небольшим набором скорости — так меньше шансов вылететь с дороги. Поэтому на газ давить надо не слишком сильно, а отпускать педаль можно только после возвращения в свою полосу и выпрямления траектории. Все это можно отлично сделать без резкого педалирования газа. Поэтому такое вот плавное, типично «фурное» опережение — штука хорошая. Само собой, только в том случае, если вы не мешаете другим участникам движения (на которых дальнобойщикам обычно плевать с высокой кабины).
Правда, есть важное замечание: речь идет именно об опережении. Обгон по встречной полосе должен занимать как можно меньше времени, поэтому тут на газ лучше давить. Да и вы, скорее всего, замечали, что при обгоне по встречке тягачи обычно ревут, как бешеные, иногда выпуская в атмосферу клубы дыма: дальнобойщики тоже стараются обгон не затягивать. И это правильно.
Ситуация с тормозами очень похожа на ситуацию с газом: ни один профессиональный водитель не захочет лишний раз давить на педаль тормоза. Ему, правда, проще: у грузовиков есть и моторный тормоз, и ретардер. На легковых машинах этого нет. Но мотор-то есть! И значит, им можно тормозить. Почему водители по возможности тормозят мотором? Во-первых, берегут колодки и диски. Во-вторых, торможение двигателем — это идеальный вариант, когда на светофоре уже скоро загорится зеленый: достаточно немного сбросить скорость при помощи мотора и пройти перекресток без остановок. А это не только быстрее, но и экономит топливо.
В-третьих, на затяжных спусках это практически единственный способ замедления. Тормозные механизмы перегреваются, тормоза «плывут», и автомобиль остается вообще без тормозов. А это, как вы понимаете, очень плохо. Кроме того, управляемость машины при торможении мотором остается выше, чем при нажатии на педаль тормоза. Особенно это актуально в том случае, когда некоторые одаренные личности вместе с тормозом нажимают для чего-то на педаль сцепления. В этот момент машина практически неуправляема, но многие об этом почему-то забывают.
В-четвертых, торможение двигателем имеет преимущества на мокрой дороге. Оно, как я уже говорил, может быть эффективнее. Кроме того, попадание воды на горячий после торможения тормозной диск часто приводит к его деформации. Достаточно влететь в лужу с горячими дисками, и биение педали тормоза почти гарантировано. И биение — не самое печальное последствие кривого диска — снижается эффективность тормозов, а на машине без ABS проще словить юз на скользкой дороге из-за затрудненного дозирования усилия на педали.
Привычка плавно разгоняться и плавно тормозить — одна из лучших привычек хорошего водителя. И если ее пока нет, стоит такую приобрести.
Следующая хорошая привычка — умение вести себя в приличном обществе. Нет, я сейчас не про вытирание носа шторой и умение танцевать мазурку. Водителю просто необходимо быть именно участником движения, а не его центром, вокруг которого все обязано крутиться. Не спорю, водители грузовиков тоже иногда одержимы грехом гордыни, но мы говорим про профессионалов, а не про случайных рулевых «магнитовских» МАНов. Итак, о чем речь?
Об умении не мешать и по возможности помогать. Необходимо выработать в себе привычку взаимодействовать с соседями по потоку. Быть «бригадиром» колонны (то есть ехать потихоньку и собирать позади себя хвост машин) — это плохо. Если машина или навыки не позволяют ехать быстрее, при первой же возможности надо уступить дорогу. И не надо просто так «тошнить» в левом ряду. У водителей грузовиков эта привычка появляется автоматически: их штрафуют за несоблюдение правил. А правила как раз и запрещают езду вне населенного пункта в левой полосе при свободных правых. И они же обязывают уступить дорогу тем, кто может ехать быстрее, но не может совершить обгон (например, из-за запрещающих знаков или разметки). Водители легковых машин таких привычек почему-то не имеют. Да, некоторые понимают, что они обязаны это делать, но таких, к сожалению, не слишком много. И что еще хуже, водители легковушек редко делают подсказки. У водителей грузовиков вошло в привычку включать правый «поворотник», который говорит о том, что впереди дорога свободна и можно идти на обгон. При этом грузовик еще и сместится ближе к обочине. Многие считают, что так обязаны делать только водители грузовых автомобилей. Дескать, за ними ни черта не видно, а они сами видят далеко вперед, поэтому и подсказывают. Отчасти это утверждение верно, но важен другой фактор: обгонять намного проще, когда есть понимание, что обгоняемый видит твой маневр и не будет мешать его выполнить. Да и тонированный Land Cruiser закрывает обзор не хуже ГАЗели, так что лишней подсказка не будет. Как и предупреждение о невозможности обгона левым «поворотником». Так что привычка помогать друг другу — штука хорошая. Ну или хотя бы не мешать, если с помощью совсем туго.
У профессиональных водителей есть привычка смотреть на световые приборы и встречного, и попутного транспорта. И еще — на водителя во встречных машинах. Он может указать на необходимость остановиться и осмотреть машину (движение рукой вверх-вниз ладонью вниз) или, например, на спущенное колесо (круговое движение). Сейчас, к сожалению, жестами общаются реже: обычные водители предпочитают пользоваться световыми приборами, дальнобойщики — рацией.
Жирного не есть, сидеть прямо
Некоторые полезные привычки не могут похвастаться своей связью с ПДД. Дальнобойщики их выработали собственным опытом. Часто они совсем простенькие, что нам даже на руку: проще перенять и использовать. О некоторых мы говорили, когда вспоминали лайфхаки профессиональных водителей. Часть из них придется вкратце повторить, что будет не столько банально, сколько полезно. Выражаться будем четко и по делу.
Хорошая привычка — правильно сидеть в машине. Если поясница и лопатки не опираются на спинку кресла, спина начнет отваливаться через несколько сотен километров. А если приходится отрывать спину от кресла, чтобы посмотреть в зеркала, она начнет отваливаться еще раньше.
Очень хорошо заработать привычку брать в дорогу все, что может в ней понадобиться. Это лекарства от своих собственных болячек (в аптечку их не положат), запасные лампочки, заряженный внешний аккумулятор (Power Bank) для телефона, бумажная карта на случай разрядки гаджетов, запасное колесо с домкратом и ключом, пусковые провода («крокодилы»), запасные предохранители, фонарик. Скорее всего, ничего из этого в дороге не понадобится, но лучше быть готовым ко всему.
Еще одна хорошая привычка — не обжираться накануне поездки. Во-первых, от переедания хочется спать. Во-вторых, жирная еда (как и слишком соленая или сладкая) может приводить к обезвоживанию, что в дальнейшем приведет к отекам. Еще к этому приводит похмелье, но с бодуна за руль нельзя садиться в принципе. И если с профессиональной болезнью дальнобойщика (остеохондрозом позвоночника) рядовой автолюбитель зачастую не знаком, то с отеками ног — вполне. Поэтому позаимствуйте еще одну хорошую привычку: одевайтесь удобно. Никаких перетягивающих ремней и резинок или тесной обуви. Кстати, некоторые водители вообще предпочитают ездить босиком. Но это уже совсем странная привычка: к кабинам грузовиков они относятся как к своим домам, и на входе в кабину разуваются. Обычно — в кабинах со спальником, то есть в машинах, где водители действительно проводят значительную часть жизни. Вряд ли многие захотят перенимать такую привычку, хотя чистота в салоне — это хорошо.
Ну и, наконец, последнее: сон сильнее человека. Как бы вы ни бились с желанием придавить подушку минут на 500, желание все равно победит.
Конечно, у водителей есть свои хитрости на этот случай. Кто-то грызет лимон, кто-то читает дорожные знаки, кто-то пьет кофе. Но лучше всего, конечно, взять в привычку соблюдать график движения. Ни кофе, ни энергетики сон заменить не могут.
Немного странного
Некоторые привычки водителей-дальнобойщиков трудно воспринимать серьезно. Они скорее относятся к суевериям, но на всякий случай скажем пару слов и о них. Мало ли, может, кому-то нравится перенимать предрассудки.
Если прокололи колесо какой-то железкой, эту железку надо забрать себе на память. Это помогает снизить количество проколов.
Если вы долго ездили на какой-то машине, которая не трепала нервы, но пришла пора ее заменить, на новую машину надо поставить что-то со старой. Неважно что. Подойдет и пепельница, и гайка, лишь бы можно было вкорячить эту деталь на новую машину. Тогда она станет такой же удачной, как и предыдущая.
Еще нельзя в машине пересчитывать деньги (это привлекает штрафы) и ставить на нее запчасти с разбитых машин (это к ДТП). Впрочем, запрет ставить бэушные запчасти нам уже навязывают сверху новым техрегламентом. Видимо, там встречаются люди, которые верят во всякие приметы гораздо сильнее, чем профессиональные водители. Что, конечно, очень грустно.