Комбайн высыпает зерно в грузовик
На краю поля: новый способ загрузки грузового автотранспорта при работе комбайна
Текст: С. А. Свиридова, зав. лабораторией; В. И. Скорляков, канд. техн. наук; Д. А. Петухов, канд. техн. наук, Новокубанский филиал ФГБНУ «Росинформагротех» (КубНИИТиМ)
Сегодня площади зерновых колосовых культур в южных степных регионах страны составляют около половины от всех посевных угодий, причем в Краснодарском крае они занимают около 1,5 млн га. Безусловно, такую обширную территорию необходимо вовремя убрать, не потеряв в качестве и эффективности.
Вопросы оптимизации уборочного процесса зерновых культур волнуют многих сельхозпроизводителей. Если для ускорения работы существует возможность приобрести более мощный комбайн с вместительным бункером и другими современными техническими возможностями, то логистический вопрос решить гораздо сложнее. В этом отношении сможет помочь новый метод, разработанный отечественными специалистами.
ГРУЗОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Выгрузка урожая, собранного комбайном, в транспортное средство производится по мере полной загрузки бункера. При этом должно соблюдаться условие цельнократного соотношения вместимости зерноуборочной техники и кузова автомобиля. При наличии в хозяйстве большого парка машин разной грузоподъемности данное соотношение возможно выдерживать на уровне 1:1, однако различного рода ограничения объективного характера часто вынуждают сельхозпроизводителей использовать транспортные средства большой грузоподъемности, следуя пропорциям 2:1 и 3:1. В таких случаях общая масса загруженного автомобиля может превышать 30 т, что приводит к запредельному переуплотнению почвы, ее деградации и ухудшению процессов воспроизводства плодородия. Среди других причин необходимости исключения проездов машин по полю при отвозе зерна от комбайнов — повышенный износ шин транспортных средств при движении по стерне и нагрузка на трансмиссии, а также потери времени на перемещение по полю на ограниченной скорости по сравнению с приемом зерна на краю поля.
В применяемой многими аграриями классической схеме работы комбайн должен двигаться одной стороной с выгрузным шнеком к скошенному полю, совершая при поворотах переезды в пределах загонки. Такой способ сокращает время основной работы в течение смены и снижает производительность машины. В результате проведения научно-исследовательской работы, включающей полевые испытания, специалистами Новокубанского филиала ФГБНУ «Росинформагротех» был обоснован способ повышения производительности уборочно-транспортного комплекса при сборе колосовых культур прямым комбайнированием за счет выгрузки зерна в автотранспорт на краю поля.
ПРОЙТИ ИСПЫТАНИЕ
Суть предлагаемого способа достаточно проста. По результатам пробного прохода по полю при прокосах определяется урожайность зерна и рабочая скорость комбайна, после чего с применением разработанных формул выявляется расстояние до заполнения бункера. Установленный показатель делится на длину гона данного обкошенного поля, и посредством расчета находится уменьшенная ширина жатки, при которой уборочная машина обеспечит засыпание бункера при подходе к краю поля с ближайшим большим числом гонов. В связи с тем, что выгрузка зерна осуществляется около кромки участка, применяется челночный способ проходов комбайна в загонке, что исключает потери времени на переезды внутри них. При этом не требуются проезды автомобилей по полю.
Эффективность разработанного метода работы зерноуборочной машины была определена в сравнении с базовым подходом, при котором агрегат работает загонным способом с соответствующими переездами при поворотах в пределах загонок, при этом автомобиль при подъезде движется по дороге, а при сигнале от комбайна о заполнении бункера — по полю. Экономическая оценка сокращения потребности в автотранспорте проводилась применительно к условиям уборки озимой пшеницы: на площади 1100 га в течение 12 дней, с продолжительностью работы в день по 14 часов. Необходимость в технике при базовом способе уборки составляла по шесть комбайнов и грузовых автомобилей, из которых четыре транспортных средства имели грузоподъемность в семь тонн, а остальные — 15 т. По результатам эксплуатационно-технологической оценки, проведенной по данным полевых испытаний, при применении предлагаемого метода необходимость в автотранспорте снизилась на один грузовой автомобиль грузоподъемностью семь тонн по сравнению с базовым способом. Данный факт привел к изменениям потребности в капитальных вложениях, водителях и, как следствие, в оплате их труда.
ОЧЕВИДНЫЕ ПЛЮСЫ
Еще одним положительным свойством предлагаемой технологии является повышение производительности за счет сокращения «клиньев» и исключение проходов с недостаточной загрузкой молотилки, поскольку с каждого прокоса одновременно два комбайна могут работать челночным способом, продвигаясь в разные стороны поля. Также две уборочные машины могут аналогично эксплуатироваться, перемещаясь к средине участка. Для звена из шести агрегатов целесообразно делать два прокоса с делением массива на три равные части. Полученный экономический эффект от применения предлагаемого способа выражается в снижении капитальных вложений в необходимое количество грузовых автомобилей на 15,1% и в фонд оплаты труда водителей за период уборки зерновых колосовых культур на 16,6%. Также преимуществами являются уменьшение затрат дизельного топлива на вспашку переуплотненной транспортными средствами почвы на 0,9 кг/га в расчете на единицу убираемой площади и повышение урожайности на 1,7–5,4% различных культур, высеваемых в летне-осенний период на очищенных полях озимой пшеницы без их уплотнения автомобилями, — озимого рапса и ячменя, многолетних трав, а также пожнивных посевов.
Таким образом, предлагаемый отечественными специалистами и проверенный на практике способ загрузки грузового автотранспорта при работе комбайна экономически более эффективен по сравнению с базовым методом, что свидетельствует о целесообразности его применения на уборке зерновых колосовых культур.
Дневник начинающего фермера. Часть третья: «Уборочная 2020: поломки, пожары и 79 тонн пшеницы»
Дневник начинающего фермера. Часть третья: «Уборочная 2020: поломки, пожары и 79 тонн пшеницы»
Нынешней осенью я в сотрудничестве с этой славной командой удачно провёл первую в своей жизни уборочную кампанию!
Наконец-то! После сезона дождей мы дождались отличной солнечной погоды и комбайн Енисей по кличке Руслан вышел в поле!
Индикатор на табло в кабине показывает полный бункер.
Пора ссыпать зерно.
Комбайнёр включает привод шнека и мигалку на крыше комбайна.
Этот сигнал видит водитель грузовика, он подъезжает к комбайну с левого борта и подставляет кузов под шнек.
Комбайн Енисей берёт в бункер от 3,8 до 4,1 тонн зерна.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу арендованного комбайна и избежать простоев, с поля на склад пшеницу увозим двумя единицами техники.
ГАЗоном — самосвалом с кузовом на 4 тонны и трактором Тэстиком(Т-150) с телегой на 9 тонн.
Логистика не хитрая и эффективная.
Пока Енисей набирает бункер зерна, грузовик успевает уехать на склад, там разгрузиться и вернуться за следующей партией пшеницы.
На поле оказалось много сорняка — зелёной травы.
Химпрополка сработала плохо.
Плюс ещё при посевной были и другие ошибки новичков в земледелии.
В итоге получили высокую сорность. Это плохо сказывается на качестве пшеницы, повышает её влажность, сорность и мешает работе комбайна.
Этот силос налипал на ножи косы и забивал стол жатки.
Приходилось делать остановки для освобождения жатки.
Подготовка к уборочной была значительно дольше, а вот сама уборочная заняла всего 4 дня.
Однако если бы не поломки, то Енисей справился бы с этой задачей за 2,5 дня.
Енисей уже не первый и не второй год трудится в сельском хозяйстве. Работа под нагрузкой его потрепала, поэтому каждый день случались разные поломки. Некоторые поломки опытный комбайнёр устранял прямо в поле.
А в этот раз для ремонта пришлось вернуться на склад. Жатку вместе с наклонной камерой отцепили. Потребовалась замена подшипника в наклонной камере.
Чтобы вернуть жатку на место, задействовали внедорожник. Я сел за руль Инфинити и тросом подтянул жатку к раме комбайна. После этого механизаторы смогли снова закрепить жатку и прикрутить наклонную камеру к комбайну.
В косу попало что-то твёрдое. В поле это случается.
Сломан палец и выбило сегмент косы.
Чаще всего причиной является камень.
У опытного комбайнёра ремонт занимает 15-20 минут.
Молотком и зубилом срубаются старые заклёпки с сегмента/ножа.
Ставится новый сегмент, который снова крепится стальными клёпками. В креплении ножей применяются именно стальные заклёпки, потому что этот узел подвержен сильной вибрации и болты с гайками в таких условиях могут раскручиваться, что приведёт к поломке механизма.
Неисправность устранена и уборочная продолжается.
Трактор Тэстик возил пшеницу в склад 9-тонной телегой.
В неё высыпали по два бункера зерна.
Тэстик с полной телегой уходил на склад, расположенный в 3-х километрах от поля и возвращался за новой партией пшеницы.
Сельскохозяйственная техника работает под нагрузкой и в пыли, из-за чего требует ежедневного обслуживания.
Каждый день перед выходом на поле необходимо продувать от пыли кассету (воздушный фильтр).
Ответственный комбайнёр каждое утро делал полный осмотр комбайна.
Он инспектировал состояние всех подвижных деталей, ремней, цепей, шкивов.
Особенного внимания требовали подшипники.
При необходимости, подшипники смазывали/шприцевали или меняли на новые.
Алексей в кузове ГАЗика самосвала отвозил с поля на склад по одному бункеру пшеницы за один рейс.
Прежде за этими полями плохо ухаживали.
Земля здесь грубая, твёрдая, и много постороннего мусора, который мешает работе и вредит технике.
Вот и очередное попадание. Жатка зацепила железку от старого комбайна. Судя по форме- это кусок клавиши из соломотряса.
Василий комбайнёр вовремя заметил это и остановил жатку.
Обошлось без поломок.
Погода поджимает.
Убрать пшеницу раньше помешала неделя дождей.
Сейчас же редкие сухие солнечные дни быстро уходят.
Несколько раз в день проверяем прогноз погоды.
Вновь к нам идут дожди.
Поэтому уборочная проходит до темноты.
Люди могли бы работать и ночью, но вот для старого комбайна при ночной работе слишком возрастает риск поломки.
По тому что из-за вечернего похолодания на пшеницу выпадает роса.
Стебли становятся влажными и более тяжёлыми.
Из-за чего жатка и приводы испытывают более высокую нагрузку, чем при уборке сухой пшеницы.
Да и само зерно вечером впитывает лишнюю влагу из росы, что снижает качество пшеницы.
Работать на природе интересно.
Зачастую это живописно.
Вечерами красивые закаты над дальним полем.
А когда уборка пшеницы идёт ночью, выйдешь из кабины, и пока шнек ссыпает зерно из бункера в кузов, любуешься звёздным небом.
Жарким днём из пшеницы резво разлетаются напуганные мелкие птички.
На поле приходят мышковать деревенские коты.
Иногда увидишь, как на земле дерутся крупные орлы — они пинают друг — друга жилистыми когтистыми лапами.
Вот такое утро в деревне.
Туман, конечно, красивый, живописный, загадочный, сказочный и ещё он, к сожалению, …МОКРЫЙ!
Эта влажность мешает уборке пшеницы.
На пшеницу выпадает роса.
И перед началом уборки нужно подождать, чтобы роса высохла.
Так как это первая уборочная в моей жизни, я стараюсь быть внимательным к этому процессу.
Подмечать тонкости и разные нюансы.
Фотография мне в этом помогает.
С одной стороны я документирую процесс, а с другой стороны через фотографию фокусирую своё внимание на каких-либо интересных деталях и аспектах фермерства в зоне рискованного земледелия.
Разные вещи привлекли моё внимание.
Вот, например, эти натруженные колёса, которые проходили по Сибирским полям десяток, другой лет. Они пахали, боронили, сеяли, вывозили пшеницу и делали свой вклад в то, чтобы каждый день мы имели возможность купить в магазине хлеб.
Такие текстурные старые колёса у старого трактора Т-150
А эти кадры символично иллюстрируют, что работа действительно идёт в «зоне РИСКОВАННОГО земледелия» 🙂
Снова попадание. На этот раз в покрышку переднего колеса комбайна. Повезло, что эта скоба не продырявила колесо.
Случается, что нерадивые трактористы иногда сами подкидывают проблем.
Как в этот раз.
Вот очередная неприятность.
Работяги при посевной бросили в поле тракторные фильтры.
Я их вовремя обнаружили.
Подняло общий градус впечатлений и случайное возгорание на поляне по соседству с нашим складом.
Рядом с нашим зерноскладом случился пожар.
Повезло, что ветер гнал пламя в сторону противоположную от склада.
Пожарная машина приехала из соседней деревни.
Дым от этого пожара был виден с нашего поля.
Вот так это выглядит с расстояния 2,5 км.
Большинство техники в этом молодом фермерском хозяйстве моего друга, к сожалению, пребывает в состоянии почти чермета. Оно и понятно — проект почти пилотный. Друг был вынужден провести посевную на том, что было под рукой. Ну а я в его отсутствие пользуюсь теми же возможностями, чтобы провести уборочную. Часты поломки, выходы из строя разных машин и агрегатов от погрузчика зерна — до грузовика.
Вот и очередная поломка, ГАЗончик с пшеницей в кузове доехал до веялки, но заглох и даже не смог разгрузиться.
Что ж будем подключать тяжёлую артиллерию — эвакуирую ГАЗон в склад для техобслуживания.
Комбайнёр Василий 4 дня стажировал меня, прежде чем пустить за руль такой серьёзной машины.
Это конечно не Инфинити — тут думать надо, что как и зачем ты делаешь, и сознавать, что у каждого твоего манёвра будут последствия.
Особенностей, конечно, много:
— это и габариты, я бы даже сказал — масштабы! техники,
— это и семи метровая жатка, за которой надо следить, чтобы не цепанула землю при раскачке или не срезала какой-нибудь бугор на неровном поле, или чтобы не забилась, если идёт много сырой сорной травы и формируется тяжёлая растительная масса,
— это особенности рулёжки из-за того, что поворачивают не передние, а задние колёса, и реакция на руль выходит далеко не такая, как у обычной машины, а тебе при этом надо развернуться и попасть в полосу, чтобы продолжить уборку пшеницы,
— это и контроль оборотов мотовила в сопоставлении со скоростью движения самого комбайна, чтобы подача скошенной пшеницы шла равномерно и наклонная камера успевала протолкнуть эту массу внутрь комбайна на барабан.
В общем, дело как минимум увлекательное, если не бояться осваивать новые знания и получать новый нестандартный опыт.
Мягко говоря — мой кругозор всё это немного расширило 🙂
В четвёртый день уборочной комбайнёр Василий доверил мне руль Руслана (таким именем Василий зовёт этот аппарат).
Прямо на ходу Василий, вдруг, просто встал с водительского места и говорит: «давай теперь ты».
Мама у меня водила кировец.
Батя работал на комбайне.
Тёща тоже водила кировец.
Тесть агроном по образованию.
А я всю жизнь был далёк от этого.
И тут раз! — я фермер, земледелец, комбайнёр…
Не даром говорят: человек предполагает, а Бог располагает.
Так и я за рулём комбайна Енисей убрал примерно 4-5 гектаров пшеницы.
Вот пошла в кузов намолоченная мною пшеница.
Вот она — наша первая пшеница в складе.
Поработав за рулём комбайна, я кажется почувствовал почему у него есть имя.
Он точно как живой.
Впечатление, что это не машина, которая едет, а словно огромный спокойный и сильный зверь.
Сидишь на его спине и он качаясь и переваливаясь ступает широкими ногами по мягкой земле.
Спустя несколько минут за рулём Руслана, я поймал себя на том, что уже мысленно разговариваю с ним, обращаюсь к нему, как к живому помощнику, напарнику и не указываю ему и не требую, а предлагаю здесь пройти плавно, здесь развернуться…
Это наш лучший подмастерье — Сашка!
Позитивный парень. Он безобидный и добродушный (кроме тех моментов, когда в кабине бросается на водителя и кусает за ухо, из-за того, что его не повезли за ваксой в соседнюю деревню). А так он разбавляет рабочие будни своим загадочным невменяемым автопилотом и перегаром. Несмотря на ежедневную озабоченность вопросом «где бы добыть огненной воды» он всегда трудолюбив, помогает в любом деле: хоть комбайн чинить, хоть колесо от кировца разбортовать. Он может почти всё пока не выпьет. А когда выпьет — может всё остальное. И только он один из всей команды оказался знающим, как работает веялка и при неисправном пускаче мог, замыкая провода отвёрткой запустить ленточный погрузчик зерна.
Для меня — новичка в земледелии всё происходящее на ферме было в диковинку.
Вот, например, фокус с вёдрами:
При взвешивании я с удивлением обнаружил, что вес зерна разный при одном и том же объёме.
В ведре разница веса целый 1 кг.
Опытный фермер подсказал, что вес зависит от «натуры» — это один из показателей качества пшеницы, который может значительно меняться.
Коротко статистика, проведённой мною первой в жизни уборочной кампании, такая:
Площадь посевных: 108 Га на двух полях.
Уборочная заняла 4 дня:
1 день — 7,5 бункеров (1-е поле)
2 день — 4,5 бункера (1-е поле)
3 день — 2 бункера (1-е поле)
4 день — 1 бункер (1-е поле)
4 день — 6 бункеров (2-е поле)
Всего собрали 21 бункер по 3,8 т. = 79,8 тонн.
Урожайность низкая: всего 7,38 центнеров с гектара.
Но мы намерены освоить технологию, подтянуть технику, наладить севооборот и выйти на 25-30 центнеров с гектара.
Благодарю всех людей, кто прямо и косвенно участвовал в нашей первой уборочной!
И отдельное спасибо нашим жёнам, которые не сетуют, поддерживают и ждут, когда мужики вернуться наконец домой!
Для меня главный итог, что вместе с окончанием уборочной окончилось и пребывание в больнице друга, которого я подменял на его ферме. И уже скоро он сам сможет снова взять своё дело в свои руки!