Компактный усилитель в авто класс д
Сравнение двух компактных усилителей AB-класса и D-класса.
Есть стереотип, что D-класс звучит хуже, чем AB. Какое-то время назад оно так и было, но сейчас все уже не так однозначно. Чтобы подтвердить или опровергнуть мифы об импульсных усилителях, было решено взять две модели и сравнить их.
Чтобы сравнение получилось корректным и актуальным, ставились два условия. Во-первых, компактность. Когда места для установки немного, D-класс оказывается удобнее, и вопрос «а он точно нормально звучит?» становится особенно мучительным.
Во-вторых, бюджетность. Считаю, что недорогая техника в этом деле наиболее показательна. В бюджетных моделях применяются дешевые комплектующие (кто бы мог подумать?), а это значит, что все схемы усилителей разрабатываются с учетом большого разброса параметров. Поэтому бюджетные модели – это почти всегда типовые решения, которые в том или ином виде присутствуют у всех производителей. В конце концов, бюджетных усилителей продается больше, значит этот тест более жизненный.
Для пущей наглядности в сравнение взял усилители одной марки. Типа чтобы единая идеология и все такое. Art Sound iX4 (усилитель D-класса) и Art Sound XE754 (усилитель традиционного AB-класса). Первый дороже раза в полтора, но в целом это все равно один из самых доступных представителей своего класса. Последний не настолько компактен, как первый, но при размерах, не превышающих листка формата А4, под поставленные условия тоже вполне попадает.
Как выяснилось чуть позже, у обеих моделей примерно сопоставимая габаритная мощность трансформаторов в блоках питания, что ставит усилители в еще более близкие условия.
Раз уж на то пошло, решил посмотреть все по-полной, начиная прямо с фильтров. На выбор AB или D не влияет, но не пропадать же такой возможности. Здесь графики не привожу, количество фоток выбивается из лимита, но все это есть на моем сайте carmus.ru.
А вот спектры искажений — это нам сейчас важнее. О том, что это такое и что по ним можно увидеть, я тоже уже рассказывал. Сначала сами графики, потом выводы. Смотрим, как ведет себя D-класс:
В области нижних и средних частот, куда как раз попадает большинство основных тонов музыкальных инструментов, гармонические искажения умеренные. А вот с повышением частоты паразитных гармоник больше. Окраска звучания с большой вероятностью сведется к жесткости. Так ли это, посмотрим позже на прослушивании.
Теперь смотрим, как ведет себя AB-класс:
Чтобы хоть как-то увидеть паразитные гармоники, пришлось неслабо задрать усиление. Как видите, в плане гармонических искажений усилитель выглядит более чем достойно. Правда, судить о качестве усилителя только лишь по ним одним было бы ошибкой. Что там с динамическими искажениями, в том числе со «скорострельностью», покажет только прослушивание.
А пока что вернемся к измерениям и посмотрим, при каких мощностях начинается ограничение выходного сигнала:
Номинальная мощность при стандартном пороге КГИ=1% составляет:
Art Sound iX4 (D-класс):
82 Вт на нагрузке 4 Ом
138 Вт на нагрузке 2 Ом
Art Sound XE754 (AB-класс):
44 Вт на нагрузке 4 Ом
86 Вт на нагрузке 2 Ом
И это, заметьте, при том, что блоки питания у обоих усилителей имеют близкие мощностные возможности! За счет более высокого КПД D-класс выигрывает по мощности чуть ли не в два раза даже при гораздо меньших внешних размерах!
Первое впечатление – звучание ясное, без замыленности, для бюджетного усилителя очень приличная динамика. Звучание на верхних частотах сквозит легкой синтетичностью, это хорошо заметно на сложных записях, требующих от тракта высокого разрешения. Немного выделяются свистяще-шипящие звуки, это особенно заметно на голосе.
Немного скрадываются послезвучия, но не настолько, чтобы это сделало сцену полоской, усилитель рисует ее в глубину уверенно. Вообще, для своей цены усилитель звучит очень даже подробно.
А вот что понравилось, так это как прозвучали треки с хорошо прописанным контрабасом или упругой бас-бочкой. Усилитель отлично контролирует динамики, бас ни разу не гудит, он упругий и разборчивый. Струны того же контрабаса, бас-гитары или бас-бочки бьют в грудь как плотный резиновый мячик. Даже на критичной к этому делу Metallica, треки Sabbra Cadabra или Astronomy, сильно компрессированный бас не слился в гудящую кашу. Учитывая цену усилителя, получилось просто отлично.
Сильно вниз усилителю забираться тяжеловато, самый глубокий бас немного смазывается, но, в конце концов, имейте совесть, на то в аудиосистеме есть сабвуферное звено. Одним словом, не зря ФВЧ сделан неотключаемым. Больше того, я бы советовал поднять его настройку чуть выше. Это повысит чистоту и ясность звучания в целом, мидбасы будут играть еще упруже и вкуснее.
В целом звучание можно охарактеризовать как педантичное и сухое. Не жесткое, а именно сухое. И с очень интересным упругим и разборчивым мидбасом. В своей ценовой категории усилитель выглядит очень даже уверенно. А вы говорите, D-класс.
Для сабвуфера, даже легкого, Art Sound iX4 использовать не стоит, не его это. Но можно поступить иначе. Возьмите на тыл какие-нибудь серьезные овалы 6х9 или 7х10 и включите в тыловых каналах ФНЧ. При минимальных затратах получите фронтальную звуковую сцену и упругий бас – это будет намного круче, чем выкидывать деньги на дешевый гудящий саб.
Art Sound XE754 (AB-класс)
При всем уважении к классике, АВ-класс в младшей ценовой категории звучит все же проще. Первое, что сразу обращает на себя внимание – это динамика. Причем, и микродинамика – по сравнению с iX4 этому усилителю не хватает скорострельности, и макродинамика – динамический диапазон заметно поджат, опять же, по сравнению с более драйвовым iX4. На слух это воспринимается как легкая «занавеска» перед акустикой.
Но при всем этом, нужно признать, звучание у Art Sound XE754 более живое, теплое и мягкое, без акцентов на каких-то деталях и украшательств. Через какое-то время привыкаешь к этой легкой вате перед динамиками и просто начинаешь слушать музыку. Свистяще-шипящие звуки в голосах естественнее. Тарелочки хоть и отстранились куда-то вглубь, но воспринимаются натуральнее и живее. Да и вообще музыка звучит цельно и как-то комфортно что ли.
На громкий рвущий рок или ядреный метал я бы не стал рекомендовать XE754, там нужны острый драйв и динамика. А вот на более деликатные жанры, легкий джаз, неспешный блюз или инструментал, он окажется прямо в тему. И черт с ним, с замыливанием деталей, усилитель дает совсем иное восприятие музыки.
Кстати, в классическую схему фронт+саб я бы тоже не стал рекомендовать этот усилитель. Там нужен все же более серьезный мощностной потенциал.
Итак, я бы не стал так однозначно говорить, что хуже, а что лучше. Это дело вкуса. Здесь я постарался лишь выявить лишь самые характерные черты на живом примере двух относительно недорогих усилителей. АВ-класс (в лице Art Sound XE754) прозвучал мягко и комфортно, но не особо вдаваясь в подробности, D-класс (в лице Art Sound iX4) прозвучал более динамично, и драйвово, точнее отрабатывая атаку и нюансы звучания, но при этом сухо и приукрашивая ВЧ-диапазон. Несомненно, каждый звук имеет своих почитателей, спорить тут просто не о чем.
Еще раз подчеркну, в более высокой ценовой категории все может сложиться все иначе, но в младшей, по моим наблюдениям, эти два усилителя хорошо показывают общую тенденцию.
Art Sound iX4 (D-класс):
Плюсы:
Драйв, отличная динамика
Высокое для своей ценовой категории разрешение
Отличный контроль на мидбасе
Соотношение компактности и выходной мощности
Минусы:
Звук может показаться слишком сухим
ВЧ диапазон несколько «приукрашен»
Art Sound XE754 (AB-класс):
Плюсы:
Живая и теплая звуковая подача
Отсутствие в звуке жесткости и лишних «украшательств»
Минусы:
Разрешение уступает iX4
Иногда хочется более динамичного звучания
Как работает усилитель класса D, или Не такой как все
При всем разнообразии схемотехнических решений, применяемых в усилителях звука, между ними можно без труда проследить преемственность и постепенное, эволюционное развитие. Сначала был класс А, потом В, потом АВ и все следующие за ним, которые по сути своей являются дальнейшим развитием класса АВ или А со всеми прилагающимися к этому достоинствами и недостатками. Но как же хорошо, что среди производителей Hi-Fi есть настоящие новаторы, которые не боятся внедрять смелые технологические решения! Иначе мы с вами никогда бы и не узнали о существовании усилителей класса D.
История
В мире Hi-Fi класс D имеет самую тяжелую судьбу, и его развитие происходило не благодаря объективным преимуществам, а скорее вопреки сложившемуся мнению. Началось все с того, что классу D буквально сразу повесили обидный, по мнению некоторых аудиофилов, ярлык «цифровой усилитель». И хотя некоторые принципы его работы действительно напоминают работу цифровых схем, по своей сути это абсолютно аналоговое устройство.
Еще одно заблуждение сопровождающее класс D — возраст. Есть мнение, что класс D был разработан совсем недавно и является побочным продуктом современных цифровых технологий. На самом деле, класс D имеет богатую историю, и его первые реализации проектировались еще в эпоху радиоламп. Использовать схемотехнику такого типа для усиления звука (класс D в ламповом исполнении) предложил наш соотечественник Дмитрий Агеев, и произошло это в 1951 году. Примерно в это же время над практической реализацией подобного устройства работал английский ученый Алекс Ривз, а в 1955 году их коллега Роже Шарбонье из Франции, создавая аналогичную схему, впервые применил термин «класс D».
В самом начале, когда велись главным образом теоретические изыскания, судьба класса D казалась безоблачной. Его расчетные характеристики в буквальном смысле достигали предела совершенства. Однако, первая коммерческая реализация 1964 года выявила массу слабых мест, главное из которых — невозможность добиться по-настоящему достойного качества звучания на элементной базе того времени.
Производители не оставляли надежд, и в семидесятых годах попытки вывести усилители класса D на рынок предпринимали такие гиганты Hi-Fi-индустрии, как Infinity и Sony. Обе затеи провалились по той же самой причине, что и в первый раз. Подходящие по быстродействию и классу точности транзисторы стали производиться серийно лишь в восьмидесятых годах, после чего качественная реализация усилителей класса D и стала реальностью. В наше время усилители класса D можно встретить в совершенно различных устройствах: от смартфонов и бытовой аппаратуры до студийного оборудования и High End-систем.
Принцип работы
В основе принципа работы усилителей класса D и любых его модификаций, в том числе имеющих самостоятельные буквенные обозначения (классы T, J, Z, TD и другие), лежит принцип Широтно-Импульсной Модуляции или, сокращенно, ШИМ. Модуляция сигнала как метод существует довольно давно и используется как способ хранения и передачи информации. Суть ее заключается в том, чтобы модулировать полезным сигналом некую несущую частоту. Частота выбирается таким образом, чтобы ее было удобно передавать или записывать на носитель. Процесс воспроизведения подразумевает обратную последовательность: выделение полезного сигнала из модулированной несущей частоты. По такому принципу работает и цифровая техника, и радиосвязь, и теле-радиовещание. Тонкость состоит в том, что в случае с ШИМ преследуется совершенно иная цель. Модуляция позволяет привести сигнал в такой вид, чтобы его усиление было максимально простым и эффективным процессом.
В основе схемотехники класса D лежит генератор СВЧ-импульсов (исчисляемых сотнями МГц) несущей частоты и компаратор — устройство, модулирующие эти импульсы, соответственно форме входящего аналогового сигнала. Далее все просто. Модулированный сигнал имеет форму импульсов равной амплитуды, но разной продолжительности, которые усиливаются с помощью пары симметрично включенных быстродействующих транзисторов типа MOSFET. Далее в схеме используется простейший LC-фильтр, демодулирующий усиленный сигнал, а также отсекающий несущую частоту и сопутствующий высокочастотный шум.
Упоминание транзисторов, используемых для усиления порождает резонный вопрос: «а не проще было бы сразу усилить аналоговый сигнал без всяких модуляций?». И именно этот вопрос раскрывает суть усилителей класса D. В обычных усилителях классов A, B, G и прочих их производных транзистор работает с широкополосным сигналом, постоянно меняющимся и по амплитуде, и по частоте. Поведение даже самого лучшего транзистора на разных амплитудах и частотах не 100% одинаково, что неизбежно приводит к искажениям, которые мы знаем как окрашенность или «характер» усилителя. Модулированный сигнал в усилителях класса D меняется дискретно и на полную амплитуду. Таким образом, режим работы транзисторов существенно упрощается и становится куда более прогнозируемым. По сути, они выступают в роли ключа, находясь либо в закрытом, либо в открытом состоянии без промежуточных значений.
Все, что требуется в таком режиме от транзистора — максимально быстро реагировать на изменение уровня сигнала, а поведение его на промежуточных значениях амплитуды не имеет значения. Кроме того, данный режим работы транзистора крайне положительно сказывается на энергоэффективности усилителя, доводя его теоретический КПД до 100%.
Второй наиболее очевидный вопрос касается сходства модулированного аналогового и цифрового сигналов. Обычно это даже не вопрос, а утверждение: «Усилитель класса D — цифровой, а значит правильно подавать на его вход цифровой сигнал, а не аналоговый». Процесс модуляции аналогового сигнала на входе усилителя класса D, действительно, очень напоминает то, что происходит в АЦП при оцифровке звука, однако принцип модуляции принципиально отличается от того, что используется в формате PCM.
Именно по этой причине цифровые входы интегрированных усилителей, работающих в классе D, используют вполне традиционную схему ЦАПа, с аналогового выхода которой сигнал и поступает на вход платы усилителя мощности. Таким образом, аналоговый сигнал является основным и естественным входящим сигналом для усилителей класса D.
Впрочем, существуют и исключения, которые, если разобраться более детально, ничего не меняют в общей картине, а лишь дополняют типовую схемотехнику класса D. Небезызвестный Питер Лингдорф, еще будучи разработчиком в компании NAD, успешно реализовал схему прямого преобразования PCM-потока напрямую в формат ШИМ без традиционной процедуры цифроаналогового преобразования. Эта технология получила название Direct Digital, или говоря по-русски: прямое усиление цифрового сигнала.
Таким образом удалось сократить протяженность и понизить сложность звукового тракта, а единственное цифроаналоговое преобразование в подобной схеме производится непосредственно перед акустическими клеммами. Однако стоит заметить, что для работы такого усилителя с аналоговым сигналом он должен также иметь и классический входной каскад, использующийся в традиционных усилителях класса D.
На текущий момент технология прямого усиления «цифры» еще не стала массовым явлением, вероятно, потому что г-н Лингдорф грамотно оформил патентные права на технологию или просто предпочитает не раскрывать коллегам всех секретов. Но не так давно подобная схема была успешно реализована в портативной технике, что позволяет надеяться на более широкое распространение технологии в будущем. Не исключено, что спустя некоторое время класс D действительно станет цифровым усилителем.
Плюсы
Главный плюс усилителей класса D, ради которого и затевалась история с модуляцией сигнала — энергоэффективность. Причем и в теоретических выкладках, и в реальных цифрах это дает такой прирост КПД, с которым хоть как-то может сравниться разве что переход от класса А к классам В и АВ, а все достижения класса G и прочих на его фоне кажутся довольно слабой попыткой.
Работая в импульсном режиме, половину времени транзистор проводит в полностью закрытом состоянии, а значит имеет нулевой ток покоя и не потребляет энергии. При этом в момент включения транзистор работает на полную мощность, перенаправляя всю энергию, поступающую от блока питания, на выход усилителя.
В итоге, эти самые теоретические 100% КПД при практической реализации дают действительно превосходные значения порядка 90–95%. А поскольку лишь единицы процента энергии расходуются на нагрев транзисторов, радиаторы можно использовать исчезающе малого размера. Для получения на выходе 100–200 Вт на канал усилитель класса АВ должен иметь радиаторы, занимающие одну или обе боковых стенки корпуса, а усилитель класса D обойдется кусочком алюминия размером в один-два спичечных коробка.
Кстати, то же самое можно сказать о размере платы усилителя мощности: в классе D она получается в разы компактнее, даже если собирается не на микросхемах, а на дискретных элементах. Ну и в завершение всего, усилители класса D имеют меньшую себестоимость, нежели сопоставимые по мощности модели других классов. Впрочем, последнее касается скорее DIY-проектов — производители же предпочитают вкладывать сэкономленные деньги в повышение качества звучания и прочие усовершенствования, тем более что в классе D и вправду есть что улучшать.
Минусы
Обладая совершенно убийственными преимуществами, класс D не завоевал рынок Hi-Fi целиком и полностью лишь потому, что имеет свои слабые места, которые для многих ценителей качественного звука выглядят куда более значительными, нежели энергоэффективность. Наличие в схеме высокочастотного генератора само по себе является потенциальным источником электромагнитных помех, негативно влияющих на звучание самого усилителя и на работу соседствующих с ним компонентов звукового тракта.
Неподготовленный слушатель, возможно, не заметит данного эффекта или не придаст ему значения, но в индустрии Hi-Fi и High End, когда всякая мелочь имеет значение, такое соседство не приветствуется и вынуждает инженеров совершенствовать фильтрующие схемы и идти на прочие ухищрения, чтобы исключить влияние вредоносного СВЧ-генератора несущей частоты на воспроизводимый аудиосигнал.
Высокий КПД усилителей класса D стал причиной одной специфической особенности: высокой зависимости качества и характера звучания от блока питания. Если производитель решит использовать импульсный источник питания и не озаботится достаточным количеством фильтрующих схем, часть шумов обязательно проникнет в колонки и подпортит впечатление от звучания. Плохой блок питания, конечно, и классу АВ на пользу не пойдет, но именно в классе D эта проблема проявляется наиболее остро.
Особенности
Описание плюсов и минусов схемотехники класса D дают совершенно недвусмысленные намеки на то, чем в первую очередь должны заниматься разработчики, которые стремятся добиться от усилителей максимального качественного звука.
Проблему питания усилителей класса D разработчики решают двумя способами. Одни идут проверенным путем, используя классические линейные блоки питания с огромными тороидальными трансформаторами и прочими классическими решениями. Но есть и другой путь, которым идет меньшая часть разработчиков. При должном умении вполне можно создать малошумящий импульсный блок питания, пригодный для установки в усилителях высшего класса качества. И именно они способны дать фору самым мощным и солидным линейным блокам питания за счет лучшего КПД и быстродействия, а как следствие — лучшей динамики звучания и мгновенной реакции усилителя на большие перепады уровней сигнала.
Что же касается специфики работы самого усилителя класса D, его схемотехника обеспечивает существенно более высокий коэффициент демпфирования в сравнении с классом АВ и другими схемотехническими решениями. Это гарантирует не только стабильную работу со сложной нагрузкой, быстрый, четкий бас и большой динамический диапазон, но также обеспечивает меньший уровень искажений, отсутствие каши, вялой атаки или смазывания фронтов и самое главное — способность усилителя одинаково справляться с совершенно разноплановой музыкой.
Практика
Почетная обязанность отстаивать честь усилителей класса D в нашем исследовании выпала усилителю Marantz PM-KI RUBY. Этот аппарат имеет образцово-показательную компоновку, демонстрирующую, как нужно создавать современные усилители. Два модуля Hypex NCore 500, работающие в классе D, питаются от специального малошумящего импульсного блока питания. При этом в конструкции усилителя присутствует классический предварительный каскад, выстроенный на дискретных элементах, согласно фирменной технологии HDAM от Marantz, которая использовалась и в традиционных усилителях класса АВ.
Предварительный каскад питается от линейного блока питания, тороидальный трансформатор которого, судя по размерам, имеет многократный запас мощности, чтобы никоим образом не повлиять на динамику и чистоту звучания. Другими словами, в одном корпусе сочетаются два подхода: классический для предварительного усилителя и современный для усилителя мощности.
Все это обильно приправлено типичным для High End-моделей вниманием к мелочам вроде омедненного шасси, улучшенной виброразвязки, сокращения путей сигнала, симметричной топологии плат, строгого отбора деталей по параметрам и т.п.
В результате, мы имеем едва ли не самый совершенный с технической точки зрения аппарат с коэффициентом демпфирования 500, искажениями менее 0,005% и энергопотреблением 130 Вт при выходной мощности до 200 Вт на канал при 4 Ом нагрузки. Впрочем, всякую претензию на совершенство в мире звука надлежит проверить практикой.
Усилитель выдает очень свободное красивое звучание с превосходной детализацией, богатыми тембрами и длинными естественными послезвучиями живых инструментов. Сцена выстраивается максимально точно и масштабно, с достоверной передачей пропорций и местоположения виртуальных источников звука в пространстве. Все вполне соответствует представлениям о том, как должен играть хороший усилитель категории High End. Никакой синтетики, жесткости или «дискретности», которую в звучании класса D обнаруживают некоторые адепты старой школы, не наблюдается. Напротив, Marantz PM-KI RUBY успешно сочетает лучшие объективные характеристики с фирменной утонченной и легкой подачей музыкального материала.
Это типично «марантцовское» звучание проявляется, в первую очередь, в излишней интеллигентности при воспроизведении металла и тяжелого рока. В то же время классика любых составов, джаз и вокал звучат очень живо и натурально. Весьма похожий, возможно, даже чуть более красивый и приторный характер звучания проявляли усилители Marantz прошлых лет, работающие в классе АВ, что позволяет сделать вывод о нейтральном характере звучания усилителей мощности класса D.
Подключение к усилителю Marantz PM-KI RUBY акустики разной мощности, с разной чувствительностью и разным импедансом дало вполне ожидаемый результат: отсутствие какой либо выраженной реакции на изменение этих параметров. С любой стереопарой усилитель справлялся одинаково уверенно.
Даже на самой сложной нагрузке и на высокой громкости на удивление стабильно воспроизводились нижние ноты контрабаса — они звучали абсолютно четко, без гула, с натуральной передачей ощущения вибрирующей струны и откликающейся на эту вибрацию деки инструмента. Одним словом, все происходило ровно так, как и должно происходить с усилителем, имеющим заявленное сочетание мощности и коэффициента демпфирования.
Выводы
Все основные преимущества класса D вполне подтверждаются практикой. Но если с точки зрения энергопотребления и других измеряемых характеристик ситуация абсолютно очевидная и бесспорная, звучание по-прежнему остается вопросом дискуссионным. Класс D в чистом виде дает максимально качественный и, как следствие, — нейтральный, не окрашенный звук. Такое придется по вкусу далеко не всем и с наименьшей степенью вероятности порадует тех, чьи предпочтения формировались через прослушивание ламповой и прочей ретро-техники. С этой точки зрения разработчики Marantz продемонстрировали житейскую мудрость, придав своему усилителю фирменный характер звучания путем установки оригинальных модулей предварительного усиления. Одновременно с этим существуют другие производители, в том числе адепты максимально точного и нейтрального звучания, которые используют потенциал класса D, согласно своим представлениям о прекрасном.
В целом же, вывод такой: если производитель не экономил на ключевых элементах схемы, в результате мы получаем усилитель максимально близкий к совершенству. Остальное — дело вкуса.
Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.
Полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании: