Комплекс нэп 3 автомобили

«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Не так давно мы делали тест-драйв трехосного колесного тягача БАЗ-6402 для буксировки ракетных комплексов С-400 – полноприводного, однако все же недостаточно приспособленного для передвижения по бездорожью. Для ракет С-400 это не критично, так как они созданы для борьбы с авиацией противника на большой и средней высотах. А вот для зенитных систем малой дальности такие громоздкие грузовики уже не годятся. Здесь нужна более компактная техника, способная преодолеть любые преграды, в том числе и водные. Сегодняшняя статья – об уникальных трехосных плавающих машинах комплекса «Оса», созданных более 45 лет назад.

В советские времена БАЗ официально считался изготовителем тяжелых промышленных тракторов, но с середины 1960-х он являлся еще и достаточно крупным секретным предприятием п/я Р-6753, выпускавшим автомобили-шасси с колесной формулой 6х6 для монтажа новых видов ракетного вооружения.

Приняв за основу схему с равноудаленными мостами и бортовой трансмиссией, в СКБ БАЗ разработали два семейства плавающих машин с несущими стальными корпусами, на которых базировались различные боевые и вспомогательные системы. В свое время они негласно представляли собой высшие достижения Советского Союза и после показов на парадах вызывали на Западе замешательство, которое можно было истолковать как скрытое признание мирового приоритета мощнейшего советского ВПК.

На первом этапе в Брянске в короткий срок удалось самостоятельно разработать и организовать серийный выпуск первого семейства трехосных корпусных спецшасси серии БАЗ-5937/5939 для несения зенитного ракетного комплекса «Оса».

Семейство БАЗ-5937/5939 (1969 – 1990 гг.)

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Прототип 300-сильного шасси БАЗ-937 комплекса «Оса». 1969 год (из архива БАЗ)

Первое семейство специальных автомобилей-шасси Брянского завода ведет историю от правительственного постановления о создании мобильного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) с шифром «Эллипс», который вскоре заменили на более известный код «Оса». Для повышения оперативности и мобильности все его элементы предписывалось монтировать на принципиально новых плавающих шасси, которых к тому времени ни в Советском Союзе, ни за границей не существовало.

Техническое задание на эти необычные автомобили разработали в 1961 году, и в дальнейшем одновременно на нескольких предприятиях начались длительные поиски оптимальных конструкций будущей ракетной системы и наиболее приемлемой для нее плавающей машины, занявшие еще несколько лет. После неудач, постигших эти заводы, в 1966 году было принято решение о переносе проектных работ по амфибиям в Брянск. Первыми образцами с узкой одноместной кабиной, облегченными корпусами и крайними управляемыми мостами стали заднемоторные шасси БАЗ-937 для пусковой установки, БАЗ-938 для размещения средств технического обслуживания и БАЗ-939 для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ).

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Опытное спецшасси с бортовой трансмиссией и одноместной кабиной (из архива БАЗ)

В процессе испытаний и доработок эти индексы дополнили цифрой 5, и впоследствии на серийной продукции они были изменены на БАЗ-5937, БАЗ-5938 и БАЗ-5939 соответственно. Прототипы всех трех машин построили в 1969 – 1970 годах, серийное производство началось в 1972-м.

Главной особенностью и наиболее трудоемкой частью машин серии 5937/5939 являлись первые в СССР водоизмещающие корпуса полузакрытого типа с гладким днищем, давшие свое название всей системе корпусных автомобилей.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Предсерийное плавающее шасси БАЗ-5937 с несущим корпусом. 1971 год (из архива автора)

В их состав входило более 1 000 стальных элементов, вручную сопряженных между собой сваркой и уплотненных губчатой резиной, оклеенной водонепроницаемой тканью. Для дополнительного повышения прочности их оборудовали встроенной лонжеронной рамой из стальных профилей, усилителями и ребрами жесткости. Наружная обшивка выполнялась из гофрированного металла.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Спецшасси БАЗ-5938 для машины технического обслуживания 9В210 (из архива Н. Щербакова)

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Автомобиль БАЗ-5939 с оснащением транспортно-заряжающей машины (из архива 21 НИИЦ)

Готовые изделия проходили проверку на герметичность путем пролива сварных швов керосином, а затем их заполняли водой в специальной ванне. Комплектные шасси испытывали в дождевой камере и на местных водоемах. Первые выпуски оборудовали укороченными корпусами со срезанной передней частью и плоской лобовой панелью. Серийная продукция имела удлиненную остроносую переднюю часть корпуса со встроенными светомаскировочными фарами.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Зенитная установка «Оса» на шасси БАЗ-5937 первого выпуска. 1972 год (фото автора)

Источник

Автомобили из зоны риска: незаметные санитарные машины Советских вооруженных сил

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

В этой статье речь пойдет о создании и эксплуатации в Советском Союзе достаточно обширного армейского семейства специальных санитарных автомобилей, которые незаметно трудились в самых разнообразных и отдалённых местах службы, проживания, перемещения и обучения военнослужащих.

Малоизвестные санитарно-войсковые автомобили, фургоны и небольшие автобусы базировались на серийных двухосных шасси с задним или полным приводом. В соответствии с назначением их оборудовали особыми кузовами, подвесками и внутренним весьма простым снаряжением и оборудованием для доставки раненых и больных в лечебные центры с оказанием им первой помощи в пути следования. Многие из таких машин были засекречены и собирались небольшими номерными предприятиями.

Лёгкие ульяновские «санитарки»

Первые советские санитарные машины УАЗ-450А двойного назначения появились в середине 50-х годов в составе малотоннажного поколения «450» (4х4) вагонной компоновки. Они отличались массивной передней облицовкой с декоративной V-образной «галочкой», широкими воздухозаборными щелями и более мягкой подвеской.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Прототипы 55-сильных санитарных машин УАЗ-450А работы известного советского дизайнера В.И. Арямова. 1957 год

В 1958-м доработанные серийные автомобили УАЗ-450А с мотором в 62 силы получили упрощённый трёхдверный кузов с округлым передком, внутренней перегородкой и продольными местами для доставки восьми сидячих раненых или от двух до четырех человек на носилках, подвешенных на потолочных скобах. По этой схеме в 60-е годы был создан модернизированный 70-сильный вариант УАЗ-452А с откидными местами для медперсонала.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Востребованный для армейских нужд автомобиль УАЗ-452А, почти не отличавшийся от первой версии. 1966–1985 гг.

В середине 80-х начался выпуск более мощных «санитарок» УАЗ-3962 с двухконтурной тормозной гидросистемой с вакуумным усилителем, тремя двухместными откидными сиденьями вдоль бортов, напольными направляющими для носилок и расширенным набором врачебного имущества.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Санитарная войсковая машина УАЗ-3962 первого выпуска с двигателями мощностью 77–80 л.с. 1986 год

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

90-сильная «медицинская служба» УАЗ-3962 для сопровождения участников военных парадов. Фото 2010 года

В начале 90-х Ульяновский автозавод пытался внедрить в производство перспективное военное семейство УАЗ-3172 (4х4) с функциональными формами, гидроусилителем рулевого управления и цельнометаллическим пятидверным кузовом вместимостью 10 человек, которое планировали использовать в качестве санитарных машин. В условиях конверсии собрали только девять опытных образцов.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Санитарный однотонный авиатранспортабельный автомобиль УАЗ-3172 с 77-сильным двигателем. 1992–1993 гг.

Санитарная история ГАЗа-51

На этом легендарном грузовике было создано только две однотипных санитарных машины общего назначения с повышенной плавностью хода, разными кабинами и кузовами и узкой правой боковой дверью для медперсонала, выпуском которых занимались два предприятия.

В 1950 году на шасси ГАЗ-51К с мягкой задней подвеской и гидроамортизаторами Горьковский автобусный завод начал выпускать медицинские автомобили ГЗА-653 для обслуживания больниц и госпиталей. Их кузов был вплотную пристыкован к задней стенке деревянной кабины водителя с перегородкой и окном. Задние распашные двери служили для погрузки четырех раненых на носилках или до 13 сидячих больных. Через два года завод был перепрофилирован.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Санитарная машина ГЗА-653 на шасси ГАЗ-51К с мягкой подвеской, повышавшей плавность хода. 1950–1952 гг.

В 1953-м выпуск доработанных «санитарок» марки ПАЗ-653 продолжил Павловский автобусный завод имени А.А. Жданова. В отличие от предшественника на них использовались цельнометаллическая кабина от грузовика ГАЗ-51А и отдельно расположенный от неё застеклённый кузов на деревянном каркасе со скруглёнными очертаниями и обшивкой из тонких металлических листов.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Автомобили санитарной службы ПАЗ-653 с модульным кузовом и задней подвеской повышенной мягкости. 1953–1958 гг.​

Основные носилки размещались в центральной части салона между двумя продольными сиденьями, которые при необходимости подвешивали вдоль боковых стенок кузова в два яруса для доставки четырех раненых. Без носилок в машине умещались также 13 человек, включая одного-двух членов медперсонала. До 1958 года завод собрал 11,5 тысяч автомобилей ПАЗ-653.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Машина скорой помощи ПАЗ-653 со средним расположением носилок и местами для сопровождающих

В 50-е годы изготовителем армейских санитарных машин на доработанных шасси Горьковского автозавода занимался московский Центральный авторемонтный завод № 101 (ЦАРЗ) Автотранспортного управления Наркомата Вооруженных Сил СССР. На базе ГАЗ-51И с мягкой подвеской и удлинённой рамой он выпускал заднеприводный вариант АС-3 с обтекаемым деревометаллическим кузовом АВС и узкими окошками в передней стенке.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Войсковой автомобиль АС-3 с гидроамортизаторами, боковыми и задними дверями. 1953 год (архив 21 НИИЦ)

Санитарные полноприводные вездеходы ГАЗ-63

С начала 50-х Павловский завод собирал также армейский автомобиль медицинской службы АС-1 с кузовом от серийной санитарной машины ПАЗ-653, переставленным на полноприводное шасси ГАЗ-63.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Компактный санитарный автомобиль АС-1 с кузовом от машины ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-63АС. 1957 год

Второй важной разработкой был типовой армейский вариант АС-3 производства ЦАРЗ на шасси ГАЗ-63Е/63АЕ с четырьмя гидроамортизаторами в подвесках, округлым кузовом АВС с обогревателем, переговорным устройством в кабине и задними откидными ступеньками. Он перевозил до семи военнослужащих на трёхъярусных носилках и до четырех сидячих раненых, в целом — 14 человек.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Войсковой автомобиль медицинской службы АС-3 с деревометаллическим кузовом АВС. 1952–1956 гг. (архив 21 НИИЦ)​

Санитарный ПАЗ-651В — замена машинам ПАЗ-653

В 1953 году на базе серийного пассажирского автобуса ПАЗ-651 был создан специальный войсковой санитарный вариант ПАЗ-651В с задними гидроамортизаторами, предназначенный для замены упрощенных машин ПАЗ-653.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Специальный военный автобус ПАЗ-651В на шасси ПАЗ-651, созданный по заказу Министерства обороны. 1953–1958 гг.

В кузове размещались продольные откидные сиденья, подвесные трёхъярусные носилки для транспортировки девяти лежачих раненых и двух врачей, а также обычная дровяная печка с выводной трубой на крыше. При комбинированной установке сидений и носилок автомобиль мог одновременно перевозить 12 человек.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

На задней стенке автомобиля ПАЗ-651В размещались дверь в салон и откидной трап для легкораненых

Санитарное разнообразие марки ГАЗ-66

Создание бескапотных грузовиков ГАЗ-66 (4х4) с типовыми кузовами и системой регулирования давления в шинах привело к перевороту в сфере транспортировки раненых и больных пациентов и сопровождавшего их медперсонала для оказания первой помощи. С середины 60-х наиболее приемлемыми по универсальности, безопасности и прочности военные считали обитаемые герметичные кузова серии К-66 трёх типов.

Одним из первых был создан санитарно-эвакуационный автомобиль АС-66 вместимостью до 18 человек, построенный на военном заводе № 38 для замены прежних машин АС-3 и выпускавшийся затем воронежским авторемонтным заводом № 172. Его кузов имел три варианта размещения раненых на носилках, установленных в два–три яруса, и продольные полумягкие места для сидячих раненых и медперсонала.​

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Опытный санитарный автомобиль АС-66 с кузовом К-66 на шасси ГАЗ-66Ф. 1963 год (архив 21 НИИЦ)

Впоследствии машина выпускалась в модернизированных версиях АС-66М1 и АС-66МП с различными вариантами кузовов, фильтровентиляционной установкой, отопителем от двигателя автомобиля и переговорным устройством с кабиной. Универсальный вариант АС-66-01МТ сочетал в себе «санитарку» с продольными носилками и обычный войсковой автобус.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Модернизированный фургон медицинской службы АС-66МП на шасси ГАЗ-66-11 с высоким кузовом К-66В. 1985 год

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Многоцелевой санитарно-пассажирский вариант АС-66-01МТ на базе ГАЗ-66-12 с лебёдкой (фото М.Шелепенкова)

С 1987 года завод № 172 собирал универсальное 18-местное транспортное средство ТС-3293 двойного назначения с застеклённым кузовом от вахтовой машины, способное доставлять военнослужащих и раненых на продольных носилках и перевозить рядовых пассажиров.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Универсальная машина ТС-3293 в комбинированном исполнении на шасси ГАЗ-66-11 (фото А.Мельникова)

В высоком кузове К-66В размещалась автоперевязочная АП-2 с механизированным перевязочным столом, хирургическим и реанимационным оборудованием, системами освещения, отопления, вентиляции и водоснабжения.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Многофункциональная автоперевязочная АП-2 в специальном кузове К-66В на шасси ГАЗ-66-12 с лебёдкой

В низком фургоне К-66Н выпускалась автомобильная аптека АВП, обеспечивавшая военных лекарственными и перевязочными материалами, расходным имуществом и медикаментами для одновременного оказания врачебной помощи 600 раненым и больным.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Мобильная аптечная «лавка» АВП в низкопрофильном кузове К-66Н с системами жизнеобеспечения

Трёхосные санитарные редкости

На грузовике ЗИС-151 со специальным обтекаемым деревометаллическим кузовом Луганский автосборочный завод собирал передвижную станцию для заготовки и консервации донорской крови, которую доставляли в крупные госпитальные центры.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Машина ПСЗК-1 на шасси ЗИС-151 со специальным застеклённым кузовом для забора и хранения крови. Фото 1963 года

На шасси ЗИЛ-157К базировалась полевая медицинская лаборатория ПМЛ для проведения в полевых условиях комплекса санитарно-гигиенических, бактериологических и радиологических исследований, обнаружения опасных инфекций и очагов заражения.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Комплексная полевая лаборатория ПМЛ во вместительном кузове КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157К. 1965 год

На автомобиле ЗИЛ-131 с кузовом К-131 и двухосным прицепом СМЗ-8325 с электростанцией в восемь киловатт был создан полевой рентгено-диагностический комплекс АР-2У1, работавший в двух выносных палатках.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Комплекс АР-2У1 на шасси ЗИЛ-131 для перевозки рентгеновской аппаратуры и фотолаборатории для проявления негативов. 1983 год

Долгая и трудная жизнь «Колобка»

Массовый 23-местный автобус ПАЗ-672 вагонной компоновки с несущим цельнометаллическим кузовом и двумя складными дверями был создан в 1968 году Павловским заводом на агрегатах и узлах 115-сильного грузовика ГАЗ-53А. С 1970-го он ограниченно применялся в Советской армии как передвижной пункт забора крови с двумя раздельными кабинетами для персонала из 12 человек и пункт начальника штаба Гражданской обороны.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Санитарный вариант серийного автобуса ПАЗ-672 с передвижным пунктом забора крови ППЗК. 1973 год

Модернизированный в начале 80-х автобус с одной передней автоматической дверью и новыми световыми приборами получил маркировку ПАЗ-672М и прозвище «Колобок». В 2018–2019 годах сохранившийся образец выпуска 1989 года, принадлежащий петербургскому автобусному парку № 2, был восстановлен.

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Отреставрированный автобус ПАЗ-672M на параде ретротранспорта в Санкт-Петербурге (фото автора)

Теперь в салоне «Колобка» вместо пассажирских сидений можно увидеть только комплект из четырёх носилок, двух напольных и двух подвесных, а сам автобус официально служит «для эвакуации граждан в случае чрезвычайных ситуаций или военных действий».

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Внутреннее оснащение так называемого автобуса «мобильного резерва» с четырьмя подержанными носилками

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Бывший городской автобус ПАЗ-672M на улицах Санкт-Петербурга. Май 2019 года (фото автора)

На заглавной фотографии — войсковая автоперевязочная машина АП-2 в составе полевого госпиталя с двумя раскладными палатками на автомобиле ГАЗ-66-12.

Источник

Баллистическое обеспечение: автомобили ракетных войск Советской армии

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

02. Спецмашина на шасси МАЗ-543А для транспортировки и установки частей контейнеров баллистических ракет

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

03. Машина обеспечения боевого дежурства с типовым кузовом на автомобиле МАЗ-543М

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

04. Автомобиль МАЗ-543М с оснащением для транспортировки и перегрузки ракет системы ПРО (фото Р. Белозерского)

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Транспортно-установочные и перегрузочные машины

Мы уже рассказывали о самоходных установщиках баллистических ракет, составлявших тяжелые многоосные автопоезда со специальными перегрузочными средствами. На долю более компактных и маневренных одиночных машин МАЗ-543 осталось проведение вспомогательных операций по транспортировке и установке так называемых запчастей – секций транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и малогабаритных элементов ракет.

05. Машина ТУАП для монтажа переходников контейнеров межконтинентальных ракет

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Первые транспортно-установочные агрегаты ТУАП на шасси МАЗ-543А служили для доставки и перегрузки в шахтную пусковую установку (ШПУ) полых цилиндрических колец-переходников, которые использовали при сборке ТПК ряда межконтинентальных баллистических ракет. Машины снабжались сварной подъемной П-образной рамой (стрелой), вдоль которой при помощи электрической лебедки и тросово-лебедочного привода передвигалась поперечная траверса с переходником. Аналогичная машина ТУАН служила для монтажа надставок в спецсооружениях для состыковки с ранее смонтированными элементами.

06. Перегрузка в шахтную пусковую установку переходника ракетного контейнера

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Сходная по общей схеме транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 на шасси МАЗ-543М применялась в составе шахтного комплекса А-135 «Амур» противоракетной обороны (ПРО) Центрального региона России, принятого на вооружение в 1996 году и не имевшего аналогов в мире. Он включал стартовые позиции сверхскоростных ядерных противоракет 51Т6 дальнего перехвата и ближнего 53Т6 с дальностью поражения 80 км. Роль ТЗМ свелась к элементарной операции подъема ТПК с ракетой 53Т6 в вертикальное рабочее положение и последующего опускания его в ШПУ.

07. Транспортно-установочный агрегат 5Т92 с противоракетой 53Т6 комплекса ПРО «Амур» (фото Р. Белозерского)

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Для доставки ТПК с ракетой 53Т6 на стартовую позицию применялась транспортная машина 5Т93 с неподвижной горизонтальной рамой с продольными направляющими, по которым контейнер перекатывали прямо на установщик 5Т92. Питание всех электрических систем осуществлялось от внешней сети.

08. Агрегат 5Т93 с продольной рамой и направляющими для перегрузки ракеты на машину 5Т92 (фото Р. Белозерского)

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

В 1980-е годы для транспортировки и установки агрегатно-приборного блока межконтинентальных баллистических ракет использовался тяжелый установщик 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М с мощным перегрузочным гидрокраном.

09. Тяжелая погрузочно-установочная машина 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Единственным «нормальным» погрузочно-разгрузочным средством на шасси МАЗ-543А являлся автономный 25-тонный гидравлический автокран КС-5571 с несколькими системами безопасности, построенный Одесским крановым заводом специально для проведения различных перегрузочных операций в системе РВСН. Всё его оборудование помещалось на опорно-поворотной платформе со вспомогательным 50-сильным дизелем Д-144 воздушного охлаждения для привода гидронасоса.

10. Автокран КС-5571 при перегрузке переходника ракетного контейнера на агрегат ТУАП

Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть фото Комплекс нэп 3 автомобили. Смотреть картинку Комплекс нэп 3 автомобили. Картинка про Комплекс нэп 3 автомобили. Фото Комплекс нэп 3 автомобили

Машины обеспечения ракетных комплексов

К этой многочисленной категории в системе РВСН относились автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения личного состава мобильных стратегических ракетных комплексов, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам с заданными маршрутами перемещения.

Они проходили по безлюдным районам с неблагоприятными климатическими условиями при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения и отдыха личного состава. Компенсировать все эти невзгоды пришлось автомобилям МАЗ-543А и МАЗ-543М с обитаемыми кузовами-фургонами различного назначения, из которых формировали колонны машин обеспечения, сопровождавшие многоосные ракетные системы.

Такие агрегаты входили также в состав мобильных зенитных систем ПВО, в береговые комплексы и иные войсковые части, размещенные в стороне от населенных пунктов. Так в Советской армии впервые был образован принципиально новый класс военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.

11. Самая распространенная машина боевого дежурства 15В148 в типовом кузове на шасси МАЗ-543М

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *