Кондиционер в авто история

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Какой автомобиль получил кондиционер первым и почему он сразу не пошёл в массы? Кому такая опция была доступна в Советском Союзе и с какого года она появилась на Ладах? В чём отличие «кондея» от климат-контроля и почему из-за них растёт расход топлива? Портал Kolesa.Ru проследил 75-летнюю историю прохладных салонов.

Впервые – в небоскребах

Широкое распространение систем кондиционирования воздуха (позволяющих не только охлаждать его, но и очищать от влаги и посторонних запахов) началось в 30-е годы XX века. Сперва кондиционеры в массовом порядке устанавливались в деловых и административных зданиях в США, в частности в знаменитых нью-йоркских небоскребах.

В середине 30-х «кондеи» перекочевали на транспорт. Причем отнюдь не на частный. В те годы на Ближнем Востоке весьма популярным видом пассажирского междугородного сообщения были автопоезда: грузовики с полуприцепами, оборудованными под пассажирский салон. На таких автопоездах, курсировавших по маршруту Багдад — Дамаск, и появились первые автомобильные кондиционеры. Весьма логично: в пустынной местности система охлаждения воздуха в салоне — вещь едва ли не первой необходимости!

Провал в тридцатых и сороковых

Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Во-первых, «кондей» на том Паккарде предлагался исключительно в качестве опции. Причем не просто дорогой, а очень дорогой: цена ее оставляла 274 доллара. По тем временам это была треть цены новой легковой машины среднего класса в США!

Во-вторых, никакой автоматикой в управлении первым автомобильным кондиционером, как говорится, и не пахло. Чтобы немного охладить салон в жаркую погоду, водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования.

В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и «съедали» едва ли не половину полезного объема багажника.

В общем, сколь-нибудь популярной эта опция так и не стала, и буквально спустя два года после премьеры Паккарда с кондиционером предлагать ее перестали. Идею, однако, подхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1941-1942 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок.

В годы Второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился (производителям, по понятным причинам, было не до того).

Второе рождение кондиционера

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной.

Соответственно, и популярность «кондеев» в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.

Когда кондиционер появился у нас?

В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто. «Первопроходцем» стал ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. Автомобиль оснащался кондиционером советской разработки. А вот «Чайка» второго поколения (ГАЗ-14), выпущенная в 1977 году, получила уже зарубежную систему кондиционирования.

Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах «кондеи» появились в прайс-листах на различные модификации «Волги» 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.

Источник

Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный природой и эволюцией человек периодически страдает не только от холода, но и от жары. Поэтому история появления в автомобилях сначала кондиционера, а затем и климатической системы не менее увлекательна, чем история «печки».

Да будет холод!

В прошлой части мы закончили на том, что к пятидесятым-шестидесятым годам прошлого века окончательно сформировалась единая система вентиляции и обогрева салона. Для улучшения вентиляции в жаркие дни могли использоваться и боковые окна, и люки в крыше, но в целом сформировалась система, при которой воздух подавался в салон с помощью вентилятора под небольшим давлением. Это позволяло избежать запыления внутренностей машины обычным наружным воздухом, к тому же этот воздух мог подогреваться. Тогда же сложилось разделение потоков воздуха на несколько зон, и теперь водитель мог регулировать его направление.

Попытки автоматизировать поддержание температуры начались еще в тридцатые годы. Эффективность систем на основе парафиновых термоэлементов и биметаллических пар оказалась невысокой, но любая приточная система хотя бы обеспечивала обдув салона воздухом с наружной температурой. Конечно, в жарких регионах этого было явно недостаточно. Но как охладить воздух?

В принципе, сама идея охлаждения за счет фазового перехода подана самой природой. Ведь наша с вами естественная система поддержания температуры с испарением пота с поверхности кожи — как раз из таких. При испарении жидкости поверхность сильно охлаждается. Вопрос только в том, где взять много жидкости, и какой.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Первые опыты по охлаждению фазовым переходом относятся еще к XVIII веку. В 1748 году Уильям Каллен в университете Глазго продемонстрировал работу системы, использующей диэтиловый эфир в качестве рабочего тела и замкнутый цикл работы. Первое промышленное использование подобных систем связывают с именем Джэйкоба Перкинса, который в 1834 году запатентовал и изготовил систему с приводом от паровой машины. И уже в 1844 году эту технологию использовали для охлаждения воздуха в помещениях: врач Джон Гори создал систему кондиционирования для кондиционирования палат.

Сравнительно компактные холодильные системы производились с 1910 года компанией General Electric. Но для автомобильной истории важнее другая компания.

В 1916 году была основана фирма Guardian Refrigerator Company, которая пыталась выйти на рынок со своей моделью холодильника. Она потерпела неудачу: удалось продать лишь 40 установок, после чего деньги закончились. Воспользовался этим президент и основатель компании General Motors Вильям Дюран, который купил компанию и переименовал ее в Frigidaire. Этот ход позволил не только развернуть массовое производство холодильников, но и получить в распоряжение автомобильного гиганта технологию фазового перехода.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Вильям Дюран, основатель General Motors

Впрочем, в 30-е годы ХХ века самой массовой системой фазового перехода для использования в автомобилях оставались Thermador Car Cooler и ей подобные системы. Это была просто труба, которую вешали на боковое окно машины. Встречный поток воздуха испарял воду в резервуаре, и в салон он поступал охлажденным. Эффективность такой простой системы была небольшой, но 5-10 градусов можно было скинуть. Зато цена оказалась крайне низкой, расходный материал – обычная вода. Так что применяли простенькие испарители долго, и их производство не прекращалось до конца шестидесятых годов. В отличие от кондиционера, система была простой и дешевой, а эффект – вполне ощутимым. Разве что со временем появились варианты для монтажа системы на люке в крыше: там это смотрится не так странно, как на боковом окне.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Thermador Car Cooler

Первым «настоящим» кондиционером оснастили машины Packard в 1939 году. На тот момент это были самые дорогие и передовые автомобили в мире, так что появление в них кондиционера было вполне закономерным.

Систему кондиционирования разместили в багажнике, производила ее компания Bishop и Babcock Co. Опция оказалась не слишком популярной по целому ряду причин. И не так страшно, что она заняла половину объемистого багажника. И даже цена в 274 доллара не была решающим негативным фактором, на фоне общей стоимости Паккарда это было не так уж много, хотя и сравнимо с ценой нового дешевого автомобиля. Просто система не отключалась: электромагнитную муфту в приводе еще не придумали, а снимать каждый раз ремень привода компрессора было тяжеловато. Надежность работы оказалась низкой: большая длина трубок и постоянные утечки не способствовали нормальной эксплуатации. После 1941 года опция исчезла из прайс-листа компании. В том же году Cadillac предлагал подобную систему для своих лимузинов, но опция не продержалась в производстве и года.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Packard Super Eight Touring Sedan ‘1939

Следующая попытка создать прохладу в салоне предприняла компания Chrysler. В модели Imperial 1953 года использовалась куда более современная система Airtemp собственного производства. Причем ещё в 1941-1942 годах компания предпринимала попытки оснащения ею машин, но тогда в серийное производство эта опция не пошла. В Imperial системой уже можно было управлять с места водителя, но располагалась она все еще в багажнике. Зато с надежностью проблем не было, ведь технологию компания отработала на домашних кондиционерах Airtemp. И система не только охлаждала воздух в салоне, но и нагнетала охлажденный воздух с улицы.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Первенцы климат-контроля

В 1954 году на автомобиле Nash Ambassador появилась первая в мире интегрированная система отопления, вентиляции и кондиционирования. Назвали ее All-Weather Eye, и в ней впервые использовалась электромагнитная муфта в приводе кондиционера, а все ее узлы были установлены под капотом и в передней части салона. Конструкция предусматривала дальнейший подогрев охлажденного воздуха при необходимости, что даже при невысокой температуре снаружи создавало внутри приятную атмосферу. И стоит напомнить, это был первый автоматический климат-контроль с кондиционером: достаточно было задать температуру, и термостат поддерживал ее. All-Weather Eye задала направление развития для остальных климатических систем, но сверхпопулярной не стала.

И дело вновь было даже не в её стоимости — 345 долларов в послевоенной Америке были существенной суммой, но это было меньше, чем цена куда менее совершенных систем разработки GM и Chrysler. Проблема была в популярности самих машин Nash. Они были очень передовыми, с очень современным дизайном, но, тем не менее, объемы производства были невелики. И большая часть машин компании были сравнительно недорогими, их покупатели не тратили лишние деньги на новшества. Зато все остальные производители машин поняли, как нужно делать систему отопления и вентиляции.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Nash Ambassador ‘1954

Компания General Motors имела в своем составе двух разработчиков систем кондиционирования. Это уже упомянутая Frigidaire, на разработках которой запустили систему образца 1941 года, и Harrison, которая отвечала за производство радиаторов и дизайн системы охлаждения. Вторая попытка GM оснастить свои машины кондиционерами возлагалась уже на решения и дизайн Harrison, которая в свою очередь заимствовала многие идеи у Nash.

Так, на Pontiac 1954 года система полностью расположилась под капотом, а возможности компании позволили ей впервые в мире расположить радиаторы кондиционера и системы охлаждения «бутербродом» — вместе, обеспечив оптимальную продувку для них и не увеличивая габариты машины. К тому же им удалось значительно уменьшить размеры компрессора, перейдя к аксиальному компрессору вместо привычного V-образного.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Pontiac Chieftain DeLuxe Eight ‘1954

Следующий, 1955 год был годом триумфа систем кондиционирования. В США было продано 892 Plymouth, более 400 Chevrolet, все основные компании предлагали свои машины с этой опцией. Прогресс систем шел таким темпом, что к 1957 году кондиционер в багажнике остался только на некоторых машинах Packard, Studebacker и Linсoln. Причем в 1958 году, когда Cadillac Eldorado Brougham стал первой в мире машиной с системой кондиционирования в стандартной комплектации, о кондиционере в багажнике уже забыли. На следующие 60 лет компоновка системы кондиционирования сформировалась.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Cadillac Eldorado Brougham ‘1958

Только к концу 90-х годов прогресс коснулся и этих систем. Например, появилась возможность создать компрессоры с регулируемым давлением и регулируемые испарители, а заодно обеспечить систему полностью электронной системой управления климат-контролем с полным разделением зон и электроприводом заслонок.

Источник

История создания автомобильного кондиционера

История кондиционирования воздуха идет от древних веков. Человек всегда приспосабливался к окружающему миру, и в доисторическое время, находясь в пещере, защищал себя не только от врагов (хищников и себе подобных), но и от ветра, дождя, снега, солнца и других климатических нагрузок. Выйдя из пещеры, человек создает простейшие защитные средства: тенты, зонты, опахала, веера. Так и любой современный автомобиль должен отвечать требованиям по комфорту и надежности.

Идея установить на автомобиль устройство для охлаждения воздуха в салоне возникла, можно сказать, с появлением самих автомобилей. Сначала для этого использовали систему воздуховодов, которые проходили под днищем автомобиля. При движении автомобиля набегающий поток воздуха направлялся в салон, но кроме грязи и пыли эта система ничего не давала.

Американский инженер Уильям Вителей в 1884 году предложил использовать для охлаждения салона кубики льда, установленные на решетке в поддоне под автомобилем. При скорости более 10 миль в час набегающий поток воздуха направлялся через кубики льда в салон и создавал небольшой комфорт пассажирам. С появлением компрессионных холодильных машин стало возможным радикально решить проблему охлаждения воздуха в салоне.

Однако, вторая мировая война почти заморозила все разработки в этой области, но сразу же по ее окончании дело резко пошло в гору. В 1966 году в США таких автомобилей было уже 3560 тысяч. Через 20 лет — 20 миллионов. Сейчас более 80% легковых автомобилей и малых грузовиков в США оборудованы системой кондиционирования. В Западной Европе процент автомобилей, оборудованных кондиционерами, ниже чем в США примерно в два раза. В России автомобилей, оборудованных системой АК крайне мало, но ряд фирм (в первую очередь итальянских) выпускают комплекты оборудования для установки на отечественные автомобили.

Источник

автомагадан

Эволюция автомобильного кондиционера

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто историяКакой автомобиль получил кондиционер первым и почему он сразу не пошёл в массы? Кому такая опция была доступна в Советском Союзе и с какого года она появилась на Ладах? В чём отличие «кондея» от климат-контроля и почему из-за них растёт расход топлива?

Впервые – в небоскребах

Широкое распространение систем кондиционирования воздуха (позволяющих не только охлаждать его, но и очищать от влаги и посторонних запахов) началось в 30-е годы XX века. Сперва кондиционеры в массовом порядке устанавливались в деловых и административных зданиях в США, в частности в знаменитых нью-йоркских небоскребах.

В середине 30-х «кондеи» перекочевали на транспорт. Причем отнюдь не на частный. В те годы на Ближнем Востоке весьма популярным видом пассажирского междугородного сообщения были автопоезда: грузовики с полуприцепами, оборудованными под пассажирский салон. На таких автопоездах, курсировавших по маршруту Багдад — Дамаск, и появились первые автомобильные кондиционеры. Весьма логично: в пустынной местности система охлаждения воздуха в салоне — вещь едва ли не первой необходимости!

Провал в тридцатых и сороковых
Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Во-первых, «кондей» на том Паккарде предлагался исключительно в качестве опции. Причем не просто дорогой, а очень дорогой: цена ее оставляла 274 доллара. По тем временам это была треть цены новой легковой машины среднего класса в США! Во-вторых, никакой автоматикой в управлении первым автомобильным кондиционером, как говорится, и не пахло. Чтобы немного охладить салон в жаркую погоду, водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования.

В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и «съедали» едва ли не половину полезного объема багажника.

В общем, сколь-нибудь популярной эта опция так и не стала, и буквально спустя два года после премьеры Паккарда с кондиционером предлагать ее перестали. Идею, однако, подхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1941-1942 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок. В годы Второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился (производителям, по понятным причинам, было не до того).

Второе рождение кондиционера

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной.

Соответственно, и популярность «кондеев» в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Когда кондиционер появился у нас?

В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто. «Первопроходцем» стал ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. Автомобиль оснащался кондиционером советской разработки. А вот «Чайка» второго поколения (ГАЗ-14), выпущенная в 1977 году, получила уже зарубежную систему кондиционирования.

Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах «кондеи» появились в прайс-листах на различные модификации «Волги» 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история
Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история
Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Как он устроен?

Принципиальная схема работы автомобильного кондиционера не менялась примерно с 50-х годов (когда появились компактные подкапотные установки). Появлялись лишь разного рода дополнительные фильтры, системы автоматизированного управления, улучшалась эффективность и долговечность «кондеев».

Один из основных компонентов системы — компрессор, который, собственно, и «прогоняет» по ней хладагент. В роли последнего выступает, как правило, фреон. Работает компрессор от двигателя: через ременной привод. Именно поэтому кондиционер и отбирает мощность у мотора, а также увеличивает расход топлива.

Компрессор сжимает фреон, отчего тот разогревается, и направляет в конденсатор. Там фреон охлаждается от вентилятора, проходит через трубки конденсатора, переходит в жидкое состояние, а отдаваемое им тепло отводится в атмосферу.

После этого хладагент проходит через систему очистки и подается в испаритель, где он начинает кипеть, переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается. Именно этот холод с испарителя и подается в салон при помощи вентилятора, а охлажденный фреон снова поступает в компрессор, и описанный цикл повторяется.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история
Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история
Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

В чём отличие кондиционера от климат-контроля?

От климат-контроля кондиционер отличается тем, что последний управляется механически и «ведает» лишь охлаждением воздуха. Тогда как «климат» управляется автоматически (электроникой) и не только охлаждает, но еще и подогревает воздух, а также в определенных пропорциях смешивает его теплые и холодные потоки.

Именно поэтому при наличии климат-контроля водителю достаточно лишь выставить нужную температуру в салоне. Владельцу же машины с простым кондиционером необходимо его постоянно включать и выключать вручную.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Где он есть и где его нет?

В наши дни «кондеи» устанавливаются даже на «бюджетные» седаны и хэтчбеки, в том числе и отечественные. Однако в разряд обязательного базового оснащения кондиционер переходит только на моделях класса D и выше. В машинах классом и двумя ниже за «кондей» нужно либо доплачивать, либо покупать автомобиль в более дорогой комплектации, в которую он уже включен.

Среди популярных у нас моделей гольф-класса кондиционера в «базе» не имеют, в частности, Ford Focus, Chevrolet Cruze, Skoda Octavia; из моделей класса B – Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

В качестве опции кондиционер стоит на нашем рынке примерно 30 000 – 35 000 рублей. Но есть и исключения. Для самого дешевого Logan, например, «кондей» не предусмотрен даже за доплату. В случае с Hyundai Solaris все зависит от двигателя: покупателю модели в базовой комплектации с мотором 1.4 кондиционер обойдется дополнительно в 35 000 рублей, для машин с 1.6-литровым двигателем, а также 1.4-литровой версии с «автоматом» — это стандартное оборудование. На Skoda Octavia в базовой комплектации кондиционер ставится только в пакете опций вместе с охлаждаемым перчаточным ящиком и штатной аудиосистемой. Цена вопроса — 43 700 рублей.

Самый же доступный отечественный автомобиль с кондиционером на сегодняшний день — Lada Granta седан в комплектации «Норма» за 342 800 рублей. Дешевле только совсем маленький и маломощный «кореец» Daewoo Matiz: за 287 000 руб. предложат мотор 0.8 л, при этом автомобиль будет с кондиционером, но без гидроусилителя руля.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

В общем, на современных авто кондиционер давно перестал быть экзотикой или оборудованием, доступным лишь избранным. Экзотикой назовут скорее новенького «европейца» или «японца» без кондиционера…

Источник

Несколько фактов о кондиционере в машине

Кондиционер в автомобиле с необычного ракурса: самые необычные факты

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Сегодня многие автовладельцы уже и не представляет себе автомобиль без кондиционера. Этим полезным устройством, за счёт которого в салоне авто можно поддерживать комфортный микроклимат, оборудованы практически все зарубежные и многие отечественные модели машин. Как правило, наши автолюбители знают достаточно об устройстве, заправке, профилактике автомобильного кондиционера. Но есть и такие факты, которые ещё могут многих удивить.

Немного истории

История автомобильных кондиционеров началась практически одновременно с появлением первых авто.

Первой была реализована идея системы воздухоотводящих трубок, которые располагались под днищем автомобиля. Увы, эта идея не выдержала испытания практикой: побочным эффектом такого охлаждения было то, что грязь и пыль свободно проникали в салон автомобиля.

В 1884 году в Штатах было запатентовано следующее решение — кубики льда, расположенные под днищем автомобиля. Увы, лёд быстро таял и в целом был не слишком эффективным, хотя и оказывал определённое влияние на температуру салона.

И лишь появление холодильных агрегатов компрессорного типа позволило впервые установить в автомобиль то, что можно уже с современной точки зрения назвать кондиционером. Это произошло в 1939 году. Автомобиль марки Паккард стал первым авто, оснащённым системой охлаждения воздуха в салоне.

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Первоначально использование автомобильного кондиционера было сопряжено с существенными затруднениями. Габариты установки были таковы, что она занимала почти весь багажник. Использовали её, только полностью заглушив двигатель. Ехать с включённым кондиционером не получалось – автомобиль глох. При этом цена кондиционера впечатляла: если стоимость автомобиля марки «Форд», к примеру, составляла в то время 740 долларов, то за кондиционер приходилось отваливать ещё 250 долларов.

Современный уровень развития кондиционеров – это уже совсем другая история. Агрегат прячется в недрах авто, практически не привлекая внимания к своим небольшим габаритам. Одно нажатие кнопки – и в автомобильном салоне устанавливаются максимально комфортные условия.

Как устроен автомобильный кондиционер

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Кондиционер в автомобиле представляет собой замкнутую герметичную систему (контур) из алюминиевых трубок, заполненную хладагентом. Современные автомобильные кондиционеры используют хладагент R134A. Автомобильный компрессор (насос) под давлением гонит хладагент по системе, и он, охлаждаясь при прохождении через радиаторную решётку, доставляет в салон автомобиля прохладу.

Наряду с самим хладагентом в контуре обязательно присутствует масло, благодаря которому в системе не пересыхают сальники.

Секрет фреона

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Часто можно услышать, как автолюбители называют хладагент автомобильного кондиционера фреоном. На самом деле «Фреон» – это торговая марка, под которой начали выпускать газ с охлаждающими свойствами к началу тридцатых годов прошлого века. Вторая маркировка этого газа – R12.

Этот газ применялся в кондиционерных системах автомобилей вплоть до 1992 года, когда его запретили из-за вредоносного влияния на экологическую обстановку и здоровье человека. С тех пор в автокондиционерах фреона уже нет, применяется исключительно газ R134A.

Автокондиционер и расход топлива

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Если в автомобиле установлен кондиционер, работа компрессора увеличивает нагрузку на двигатель и, соответственно, машина расходует больше топлива:

С одной стороны, это – факт, с которым не поспоришь, и он вполне объясним: любой комфорт должен быть оплачен. Но есть и другая сторона вопроса. На самом деле существуют ситуации, в которых наличие работающего кондиционера в автомобиле, напротив, позволяет сэкономить. Например, если двигаться в жару по трассе с открытыми окнами, расход топлива по сравнению с нормальными температурными условиями вырастает на 20%. Сравните это с 10-15% дополнительного расхода в случае работающего кондиционера, и вы поймёте, что здесь прячется вполне реальная экономия!

Не только тепло, но и сухость!

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Автомобильный кондиционер – это система, которая пригодится водителю не только в жару, но и в дождь. Если в ливне стёкла автомобиля стремительно запотевают, ограничивая видимость, автомобильный кондиционер поможет решить проблему.

Для того, чтобы включённый кондиционер максимально быстро и эффективно справился с задачей, в помощь ему также стоит включить салонную печку, направив поток тёплого воздуха на стекло. Также нужно по возможности (если за бортом не совсем уж безумный ливень!) обеспечить приток свежего воздуха в салон, приоткрыв окна. В паре две работающих системы и естественная вентиляция эффективно избавят стёкла машины от запотевания.

Лето и зима

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Кондиционер ассоциируется у нас в первую очередь с жарким летом, и это естественно: когда ещё нужно охлаждение в салоне? Между тем, зимой о кондиционере тоже не стоит забывать, если вы хотите продлить ему жизнь.

Зачастую после зимнего сезона водители обнаруживают, что кондиционер в автомобиле перестал работать. Причина – в том, что данная система не является абсолютно герметичной. В соединениях алюминиевых трубок используются специальные резиновые уплотнители. Наличие масла в хладагенте кондиционера поддерживает уплотнители в кондиционном состоянии. Как только масло перестаёт их смазывать, они начинают пересыхать, теряют первоначальную мягкость и форму, в итоге герметичность системы нарушается.

Не легче приходится и компрессору: без периодической работы он окисляется, окисляются разъёмы, на которые не подаётся напряжение. Всех этих проблем легко избежать, если в зимний период включать кондиционер пару раз в неделю на четверть часа.

Куда всё-таки девается хладагент?

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Иногда на СТО можно услышать от автовладельца такой вопрос: «Холодильники работают по двадцать лет, и ничего. А кондиционер в автомобиле нужно периодически заправлять хладагентом. В чём причина? Не является ли такое требование «разводом» со стороны производителей и работников СТО?»

На самом деле, никакого «развода» здесь нет. В отличие от холодильников, автомобильный кондиционер – система не герметичная. Конструкторы указывают, что потеря хладагента до 15% от общего объёма в год – это норма. Именно по этой причине необходимо периодически проводить диагностику кондиционера и заправлять его.

Эффективность системы

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

На эффективность работы автомобильного кондиционера влияют следующие факторы:

По поводу профилактики комментарии, пожалуй, излишни: любая техника работает нормально, если за ней правильно ухаживать. А вот что касается влажности – тут уж никакая профилактика не поможет: по законам физики, чем влажнее воздух, тем сложнее кондиционеру привести его к нужной температуре.

По поводу цвета машины всё тем более понятно: тёмные авто нагреваются на солнце быстрее, а остывают медленнее. Кстати, это касается не только наружного цвета, но и цветов оформления салона: светлые остывают быстрее.

Законы правильной эксплуатации

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Для того, чтобы кондиционер служил долго, не стоит забывать о нескольких несложных правилах его эксплуатации:

1. Нельзя включать кондиционер «на полную катушку» сразу, если в салоне после долгого пребывания авто на солнце стоит жара. Сначала включается двигатель, а кондиционер – чуть позже.

2. Выключение кондиционера следует производить до того, как будет заглушен двигатель.

3. Нельзя сразу направлять поток охлаждённого воздуха из кондиционера на перегретое лобовое стекло, иначе оно лопнет. Такое случается не на всех моделях автомобилей, но тем не менее вполне возможно. В жару лучше сначала начать движение с открытыми окнами, чтобы стекло и сам салон успели немного охладиться за счёт потока встречного воздуха, и лишь затем призывать на помощь силу кондиционера.

4. На качественную работу кондиционера очень влияет состояние салонных воздушных фильтров. Если фильтр забит, кондиционер перестанет справляться со своей задачей, в салоне всё равно будет душно и жарко. Поэтому фильтры нужно менять в соответствии с периодичностью, рекомендованной производителем автомобиля.

Кондиционер и здоровье

1. Хронические простуды

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Эта ситуация похожа на «эффект летнего супермаркета», когда покупатели, ныряя из плавящейся от жары улицы в чрезмерно охлаждённый воздух торгового зала, рискуют простудиться. Слишком сильный перепад температур – весомая причина для возникновения ангины, особенно у тех, кто предрасположен к этому заболеванию.

Для того, чтобы не возникало риска простуды, важно соблюдать следующие правила:

2. Сердечно-сосудистые заболевания

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Простуда – не самая большая беда: многие в результате страдают летом от сердечных и сосудистых проблем. Причина – не в самом холоде как таковом, а в перепаде температур. Для человеческого организма допустим перепад диапазоном до 10 градусов. То есть, если на воздухе — температура 35 градусов Цельсия, температура в салоне должна быть +25, а никак не 20 или 16, как любят устанавливать некоторые автовладельцы.

При большом перепаде температур происходит спазматическое сжатие сосудов и капилляров, сердце получает резкое увеличение нагрузки, что совсем не полезно даже для здорового человека, не говоря уж о тех, кто страдает хроническими проблемами сердечно-сосудистой системы.

3. Аллергия

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Ещё одна проблема автомобильного кондиционера – бактерии и грибки, которые прекрасно чувствуют себя в испарителе, где всегда влажно и тепло – идеальная среда для их жизни. Для того, чтобы не дышать плесенью и грибками, кондиционер необходимо периодически обрабатывать от бактерий. Делается это в сервисном центре, где грамотные специалисты выполнят всё необходимое.

Наряду с чисткой кондиционера, не стоит забывать и о замене фильтров воздуха.

4. Отравление канцерогенными веществами

Кондиционер в авто история. Смотреть фото Кондиционер в авто история. Смотреть картинку Кондиционер в авто история. Картинка про Кондиционер в авто история. Фото Кондиционер в авто история

Если автомобиль был долгое время припаркован на солнцепёке, с повышением температуры в салоне повышается концентрация в воздухе паров бензола. Это вещество выделяется при нагревании пластика и некоторых других материалов, которые применяются в отделке салона и различных системах автомобиля.

Если начинать движение, сразу включив кондиционер и не проветрив салон, придётся дышать этими испарениями, которые в итоге поражают такие жизненно важные органы, как печень и сердце, откладываются в костной ткани и могут привести к возникновению онкологических заболеваний.

Именно по этой причине в инструкции по использованию системы автокондиционера указывается, что перед включением системы необходимо в течение пары минут проветрить салон естественным путём, опустив окна: тогда пары бензола выдует потоком воздуха.

Как выясняется, даже такая несложная с виду система, как автомобильный кондиционер, таит в себе немало секретов. Чем больше водитель будет знать об особенностях его работы, тем больше шансы сохранить долгую работоспособность этой техники и сделать так, чтобы её использование приносило исключительно пользу и ощущение комфорта, а не угрозу заболеваний и прочих проблем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *