Конкуренция на рынке авто
Современные автомобили соперничающие друг с другом
Топ самых ярых соперников в автопромышленности.
На протяжении всей истории становления автопромышленности почти-что все автокомпании ведут свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Этот неписаный закон существует и действует любой сфере бизнеса. За последние годы конкуренция на мировом автомобильном рынке набирает обороты. Многие компании, пытаясь отвоевать свою долю рынка выпускают новые и все новые модели продукции, которые и начинают конкурировать в сфере рынка друг с другом. Тоже самое происходит и с автопромышленностью. Уважаемый читатель, мы предлагаем тебе узнать из нашей публикации о современных автомобилях, которые в настоящее время конкурируют между собой на мировом автомобильном рынке за свою конкретную долю рынка. Из данной статьи Вы для себя друзья узнаете о самых яростных между собой соперниках на автомобильном мировом рынке.
За последние 47 лет компания «Форд» выпустила в свет шесть поколений автомобилей Ford Mustang и, все это время автомобиль соперничал с легендарной моделью авто Chevrolet Camaro. Недавно на мировом автомобильном рынке появилось еще одно новое поколение автомобилей Мустанга, которое сегодня оснащается 5,0 литровым V8 турбодвигателем мощностью в 435 л.с.
Так что пока модель Chevrolet Camaro немного уступает по своим характеристикам этому новому Мустангу. Но в скором времени компания «Шевроле» тоже выпустит свое новое поколение автомобилей Камаро, которое снова будет составлять сильнейшую конкуренцию на рынке своему вечному сопернику в этом классе автомобилей.
Это соперничество двух автомобилей и компаний возникло еще в 1990 году, когда оба автомобиля столкнулись в соревнованиях по авторалли. В итоге, вот уже на протяжении нескольких десятилетий автомобили марок Mitsubishi и Subaru «бьются» между собой за звание лучшего производителя автомашин.
Самая жесткая конкуренция в этом плане наблюдается между двумя мощными моделями, а именно, между автомобилями марки Lancer Evolution и и автомарки WRX STi. Тогда, в 2003 году, на мировом авторынке впервые появились раллийные версии этих моделей автомобилей, которые предназначались для участия в автогонках.
В те самые годы автомодель Mitsubishi Lancer Evolution оснащалась четырехцилиндровым турбированным мотором, который по крутящему моменту и своей мощности превосходил ту же самую модель WRX STi. Сегодня, т.е. в наши дни более предпочтительней выглядит автомодель Subaru, которая в отличие от Mitsubishi недавно обновила свою вечно заряженную модель. К нашему сожалению, модель авто Lancer Evolution не обновлялась уже 6 лет и скорее всего больше не будет выпускаться знаменитой Японской компанией. Неужели такое соперничество выиграла компания «Субару».
Современные автомобили Mini были впервые запущены массовое производство в 2001 году. Это было знаменательным событием во всем автомобильном мире. Новое поколение Mini возрождало ту позабытую автомобильную классику машин в классе компактных автомобилей, которые еще в прошлом веке доказали всему автомиру, что компактный класс транспортных средств может быть вполне комфортен и для дальних поездок.
Безусловно, в отличие от прошлого века в настоящие (наши) дни у машин Mini есть множественное число конкурентов. Но самым главным и непосредственным конкурентом для них является компания «Fiat», которая выпускает сегодня легендарную модель автомобиля Фиат 500. Недавно Итальянская компания выпустила следующую новую модель компактного автомобиля, который получил для себя новый дизайн и новые яркие цвета кузова и интерьера.
Но, тем не менее, автомобили марки Мини успешно конкурируют с автомобилем марки Fiat 500 за счет своей мощности, драйва и классического внешнего вида.
Преданные фанаты и поклонники марки Volkswagen почитают автомодель GTI, точно также, как поклонники автомобилей Порше, которые благотворят модель авто «911» за ее качество, или также как фанаты автомобилей Chevrolet возносят автомодель Corvette до неслыханых небес. Именно автомарка Volkswagen GTI определяет весь сегмент заряженных автомобилей гольф-класса. За долгую историю автопромышленности этот автомобиль VW GTI конкурировал с разными марками машин. Но в наши дни наибольшая такая конкуренция наблюдается у модели с автомобилем Ford Focus ST.
Даже несмотря на то, что двигатель в автомобиле Ford Focus ST очень шумный, все-равно, по своему разгону с места машина спокойно обгоняет даже седьмое поколение автомобилей Volkswagen GTI, правда ненадолго и только по прямой трассе. Новая модель GTI оснащается турбированным бензиновым четырехцилиндровым двигателем мощностью в 210 л.с., когда как мощность мотора у авто Ford Focus ST уже составляет 247 л.с. Но, правда, автомобиль марки Ford тяжелее автомобиля VW. При тестировании на извилистой трассе обе машины приходят к финишу, как правило, почти нос к носу.
Этот новый Viper имеет мощность 640 л.с. с максимальным крутящим моментом в 870 Нм. Однако новое поколение автомобилей Chevrolet Corvette Z06 имеет мощность уже в 650 л.с. и максимальный крутящий момент в 880 Нм. Как видите друзья, на лицо очень жесткая конкуренция за показатели мощности и крутящего момента.
Автомобили Ford Raptor и Ram Power Wagon позиционируются, как достаточно мощные внедорожники, которые способны не только проходить трудные участки дороги, но и перевозить на себе тяжелые грузы. Универсальность этих двух автомобилей позволила им стать самыми популярными автомобилями в Америке.
Судя по различным отзывам экспертов автомодель Porsche Cayman получает в последнее время больше лестных отзывов, чем тажа легендарная модель «911». Но в отличие от классической модели Porsche 911, у которой в настоящее время мало конкурентов на мировом авторынке, автомодель Cayman все-же имеет сегодня соперника, это автомобиль марки Alfa Romeo 4C. Конечно же, эт Альфа-Ромео представляет совершенно иной ценовой сегмент автомобилей, но, тем не менее, многие из покупателей, которые ранее хотели бы приобрести для себя автомобиль Porsche Cayman, в итоге, покупают себе автомобиль Alfa Romeo 4C. Да, вы правы друзья, по своему духу это два совершенно разных автомобиля, но когда речь идет о стоимости автомобилей, многие готовы променять этот Порше на Альфа-Ромео.
В те годы, в качестве ответа авто Ferrari одноименная компания «Ferrari» выпустила свой суперкар марки F40. В наши годы таким приемником модели McLaren F1 стала автомодель Р1, а преемником модели авто Ferrari F40 стал гиперкар LaFerrari.
Это два гибридных спортивных автомобиля, которые помимо мощных бензиновых двигателей оснащаются еще и электрическими силовыми установками.
Это самые передовые и инновационные автомобили на всей планете.
Модель авто Р1 оснащается твин-турбо V8 двигателем мощностью в 727 л.с., который работает в паре с электрическим 177-сильным двигателем. Кроме того, машина оснащается 7-ми ступенчатой коробкой с двойным сцеплением.
Модель же LaFerrari оснащается 6,3-литровым V12 двигателем (без турбины) мощностью 790 л.с., который работает в паре с электрическим мотором мощностью 163 л.с. Данный суперкар также как и модель Р1 оснащается 7-ми ступенчатой коробкой перндач с двойным сцеплением.
Обе машины разгоняются до 100 км/час всего за 3 секунды.
Большинство соперничеств производителей автомобилей сводится к борьбе по мощности и крутящему моменту. Каждый из производителей хочет чтобы его автомобиль был быстрее своего конкурента. Но это не относится к автомобилям Camry и Accord. Сами производители машин, выпуская эти модели на протяжении уже долгого времени, соперничают между собой не по техническим характеристикам своих седанов, а за количество их продаж на мировом авторынке.
Начиная с 80-х годов компании «Toyota» и «Honda» боролись между собой за лояльность своих клиентов, выпуская для них эти автомобили. Именно поэтому в самом начале их производства ценовая политика двух машин была примерно одинакова. Но, начиная с 90-х годов эти автомобили стали различаться между собой в цене, и очень даже значительно.
Но, тем не менее, разница в такой цене не повлияла на динамику продаж двух этих моделей автомобилей.
По-прежнему конкуренция между двумя этими машинами остается очень жесткая и жестокая.
Азат Темирханов, «Автостат»: конкуренция растет, и это меняет структуру отрасли
Российский рынок легковых автомобилей развивает новые бизнес-модели
Sostav продолжает начатую недавно серию интервью с представителями отраслевых компаний. Мы задавали нашим собеседникам одни и те же вопросы, время от времени отходя от плана для уточнения деталей. Вопросы подобраны так, чтобы дать представление о состоянии отрасли: можно ли ожидать от нее быстрых изменений, а если да, то в каком направлении. Уже опубликованы интервью с Владимиром Наумовым (Marketing One), Леонидом Довлатбегяном (Perekrestok.ru), Андреем Варзуновым, («Игристые вина») и Михалом Гвяздовски, (Brainly («Знания»)). Наш сегодняшний собеседник — Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат».
— Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить существующие? Могут ли эти новации привести к изменениям в потребительском поведении и новым бизнес-моделям?
— Если говорить об авторынке, а именно о процессе покупки автомобиля, то здесь стоит выделить два новых направления: каршеринг и подписка. И если каршеринг можно считать довольно распространенным явлением, то подписка на автомобили от автопроизводителей стартовала совсем недавно. Эта бизнес-модель работает по принципу «пользуйся, а не владей». Хотя ее уже запустили Hyundai, Volvo и Jeep, говорить о том, что она вытеснит традиционную покупку автомобиля («купи и владей»), пока рано.
В обозримом будущем каршеринг сохранит актуальность для крупных городов, к которым помимо Москвы и Санкт-Петербурга можно отнести и все города-миллионники. В средних и малых населенных пунктах нашей страны эта модель развивается не столь активно, так что говорить, что каршеринг серьезно переформатирует рынок, пока не приходится. Да, какую-то долю клиентов он «отщипывает», но она настолько незначительна, что рынок этого еще не чувствует.
На популярность новых бизнес-моделей — каршеринга и подписки — будет влиять потребительское поведение. Сегодня людям в возрасте автомобиль еще необходим: для кого-то это статус; кому-то он нужен как средство передвижения, причем безальтернативное. Но вот молодежь уже начинает задумываться — а надо ли вообще иметь собственное авто, если это стоит немалых денег, тем более, что есть другие способы передвижения. Города, в которых развита транспортная инфраструктура, станут наиболее подходящими для развития каршеринга. Пока к ним можно отнести лишь Москву, Санкт-Петербург и еще несколько городов-миллионников, но в будущем к ним могут присоединиться и другие. Здесь все зависит от стратегии городского развития и меняющихся потребностей жителей, их отношения к материальным ценностям, мировоззрения, наконец.
Почему люди пользуются каршерингом
— Изменились ли структура спроса и поведение потребителей в вашей отрасли за последние год — полтора?
— Конечно, изменились. Например, на российском рынке второй год подряд лидирует сегмент SUV (прим. — внедорожники).
Доля продаж новых кроссоверов и внедорожников в 2019 году превысила 43%, хотя до этого наиболее популярными в России были автомобили сегмента В (Hyundai Solaris, KIA Rio, модели Lada). Во многом это связано с появлением новых и относительно недорогих кроссоверов (Renault Duster, Hyundai Creta и др.), которые по цене успешно конкурируют с машинами С-класса (Ford Focus, Skoda Octavia ). Кстати, сегмент С еще в 2012 году был крупнейшим на рынке, но появление доступных моделей в других классах на фоне ухудшения ситуации в экономике и роста цен сделало его менее привлекательным.
Что касается поведения потребителей, то в нынешних непростых экономических условиях все меньше людей меняют автомобили и, наоборот, все больше ищут альтернату в виде подержанных машин. Да и как иначе, ведь за пять последних лет цены на новые автомобили выросли более чем в полтора раза, а реальные доходы населения не растут. Поэтому многие думают, а стоит ли менять машину на новую, если придется много доплачивать? Остаются варианты: либо и дальше ездить на том автомобиле, который имеется; либо поменять на подержанный, но «посвежее». В итоге растут средние сроки владения автомобилем: если 10 лет назад он составлял 3−4 года, то теперь 6−7 лет.
— Как меняется характер конкуренции?
— Конкуренция растет, и это приводит к изменению структуры рынка. Самое заметное — снижение числа дилеров. Да, появляются и новые дилерские центры, но их меньше, чем закрывающихся. Если еще в 2014 году их было более 4 тысяч, то сейчас в России 3,3 тысячи автодилеров (в обоих случаях цифры относятся к сегменту легковых автомобилей).
Произошла коррекция рынка, если можно так выразиться. В начале нулевых, т. е. до кризиса 2008 года, когда росла экономика, а вместе с ней и доходы населения, в нашей стране открылось много дилерских центров. К тому же именно тогда иностранные производители начали массово открывать в РФ собственные автозаводы. Растущий рынок предполагал, что дилерских центров должно быть много, они должны быть везде.
Но потом «что-то пошло не так» и в геополитике, и в экономике. Снизились цены на нефть, упал рубль, а вместе с ним и объем продаж новых машин. Естественно, что для ежегодной продажи 1,5 млн новых автомобилей, а не 2−2,5 млн как раньше, требуется меньше дилерских центров.
В результате усиления конкуренции дилеры начали развивать направления продаж автомобилей с пробегом. Это и понятно. Во-первых, в условиях кризиса все больше потенциальных покупателей обращает внимание на вторичный рынок. Новые автомобили за это время подорожали весьма значительно, чего не скажешь о подержанных машинах, стоимость которых ниже, да и растет не столь быстро. Во-вторых, вторичный рынок в 3,5 раза больше первичного, а значит, и возможностей для выбора автомобиля здесь больше. К тому же российский автопарк продолжает увеличиваться, что тоже создает благоприятную основу для развития вторичного рынка. Вот почему и дилеры, и автопроизводители все активнее осваивают направление продаж автомобилей с пробегом.
— Назовите несколько событий, произошедших за последний год — полтора, которые вы считаете самыми значимыми для вашей отрасли?
— Пожалуй, одним из основных факторов для авторынка за это время было периодическое возобновление программ господдержки («Первый / Семейный автомобиль»). Они позитивно сказываются на рынке, не давая ему упасть еще сильнее. Также стоит отметить открытие автосборочных заводов Mercedes-Benz (в Подмосковье) и Haval (в Тульской области). Если немецкий премиум-бренд таким способом позволяет себе не выпасть из программ госзакупок, то китайский производитель начал сборку в России новых своих моделей, которые вышли на рынок. Как итог, продажи Haval в нынешнем году выросли почти в 4 раза.
Ну, и в контексте главных событий уходящего года стоит выделить возвращение марки Opel на наш рынок — через почти 5 лет отсутствия. Интересно, что весной 2015 года немецкая марка уходила вместе с GM, а сейчас возвращается с PSA. Кстати, совсем недавно General Motors продала свой последний актив в России — 50% акций СП «Джи ЭМ — АВТОВАЗ». Теперь полноценным хозяином этого автозавода будет АВТОВАЗ.
Приложение
Структура российского рынка легковых автомобилей
Прогноз рынка новых легковых автомобилей в России, 2019 — 2025 гг., млн шт.
Современное состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности российскими предприятиями автомобильной промышленности
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 22.02.2020 2020-02-22
Статья просмотрена: 448 раз
Библиографическое описание:
Барышникова, М. А. Современное состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности российскими предприятиями автомобильной промышленности / М. А. Барышникова, В. И. Пальчиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67623/ (дата обращения: 20.12.2021).
В статье авторы проанализировали состояние автомобильной промышленности России в контексте мирового развития, выявили основополагающие проблемы, сдерживающие развитие данной отрасли, а также определили главные факторы обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий автомобильной промышленности.
Ключевые слова: автомобильная промышленность России, конкурентоспособность, мировой рынок, автомобиль.
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, которая оказывает серьезное влияние на экономику России. Развитая автомобильная промышленность позволяет обеспечить реализацию технологического потенциала страны и регионов, является неотъемлемой частью в поддержании национальной безопасности, а также формирует рабочие места для граждан. Существующие на современном этапе проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественными предприятиями необходимо увязывать с общими проблемами развития российского автомобильного рынка в контексте мирового развития.
Мировые продажи легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2018 года сократились на 0,4 %, что составляет 94,9 млн.ед., однако по данному показателю, последние восемь лет наблюдался последовательный рост. Снижение продаж эксперты объясняют следующими факторами:
– снижение продаж в азиатском регионе за счет падения реализации в Китае на 3 %;
– замедление темпов роста в странах Европы, в связи с неоднозначностью условий выхода из ЕС Великобритании;
– падение спроса на крупнейших рынках ближнего Востока, таких как Турция, Иран, Саудовская Аравия.
Страны БРИКС в настоящее время демонстрируют рост, после падения продаж в 2016 году, в 2018 году автомобильной рынок Бразилии и России вырос на 14,9 % и 12,8 % соответственно. Азия является на сегодняшний день крупнейшим регионом по объему реализации автомобилей и составляет долю рынка по итогам 2018 года порядка 46,6 %. Вторым регионом по объему продаж выступает Северная Америка, при этом на США приходится чуть более 80 % всех продаж. Страны ЕС и Великобритания по данному показателю являются третьим регионом.
Объем мировых продаж грузовых автомобилей в 2018 году составил 3,7 млн.ед. (рост на 4,3 %), главным фактором увеличения стали продажи в США и Индии. При этом крупнейшим рынком сбыта грузовых автомобилей является Китай, доля рынка которого составила 41 % от мировых продаж.
Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей России составил 1,8 млн.ед. по итогам 2018 года. Рынок автомобилей России по итогам 2018 года занял 11 место в мире и 5 среди европейских стран.
Количество легковых автомобилей в нашей стране на 1000 человек взрослого населения по итогам 2018 года составило 371 ед., что гораздо ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе, где их количество составило 642 и 928 ед. соответственно. Средний возраст легковых автомобилей в России достиг тринадцати лет, когда по этому показателю в странах Западной Европы — 10 лет.
Российский рынок автомобилей можно охарактеризовать пониженными сертификационными требованиями, а также пониженной платежеспособностью потребителей в сравнении с этим же критерием в развитых странах (США, Япония, Европейский союз). Если оценивать статистику по автопроизводителям международного охвата, можно заметить, что на научно-исследовательские и конструкторские работы они тратят не менее 4 % выручки в год, что абсолютно превышает затраты отечественных автопроизводителей, поскольку в нашей стране уровень соответствующих затрат составляет 1–1,5 %.
Современная автомобильная промышленность России представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения, всего в отрасли насчитывается порядка четырехсот действующих предприятий.
В настоящее время российская автомобильная промышленность формирует примерно 1 % ВВП, обеспечивает 400 тыс. рабочих мест на предприятиях-производителях и около 1 млн. рабочих мест в зависимых компаниях.
Масштаб производства автомобилей на одной платформе в современной России гораздо ниже, чем у иностранных конкурентов автопроизводителей (в 1,5–3 раза ниже, чем в таких развивающихся странах, как Королевство Таиланд, Мексиканские Соединенные Штаты и в 4–7 раз ниже, чем в странах-лидерах).
Согласно статистике, продажи легких и легковых автомобилей в России увеличились на 12,8 % (рис.1).
Рис. 1. Объем продаж новых легковых и легких автомобилей за 2012–2018 гг.
Лидерами продаж продолжают оставаться LADA, Kia, Renault и Hyundai. По результатам 2018 года наиболее продаваемыми моделями автомобилей в России стали LADA Vesta (доля рынка легковых автомобилей 6,5 %), LADA Granta (6,4 %), Kia Rio (6,0 %), Hyundai Creta (4,1 %), Hyundai Solaris (3,9 %). Число проданных в кредит автомобилей по итогам 2018 г. приблизилось к показателям 2014 г. На рис.2 представлены данные о соотношении продаж автомобилей в кредит с общим объемом продаж легковых автомобилей в России.
Рис. 2. Соотношение объемов реализации новых легковых автомобилей в кредит к общему объему продаж по России
Стоит отметить, что по итогам 2018 года доля продаж автомобилей в кредит в городе Москва составляла 27,2 %, тогда как в Пермском крае и Республике Башкортостан — 69,4 % и 66,4 % соответственно.
Оценка конкурентоспособности автомобильной промышленности России позволила выявить фундаментальные проблемные зоны функционирования отечественных предприятий, среди которых можно выделить:
– усиленная конкуренция со стороны зарубежных автомобильных компаний, а также ведущих автомобильных ТНК, что приводит к значительной потере доли рынка у отечественных производителей, как в региональном аспекте, так и по всей стране;
– снижение темпов роста внутренней экономики и волатильность валюты, которые привели к снижению покупательной способности населения;
– низкий уровень капиталовложений предприятий в развитие новых технологий производства;
– рост автомобильного рынка значительно опережает рост реальных доходов населения;
– отсутствие инновационных преимуществ, что препятствует выходу предприятий на новый уровень развития, а в результате тормозит повышение конкурентоспособности и экономической устойчивости.
Для достижения целевых объемов необходимо направить усилия на стимулирование внутреннего спроса, обновление автомобильного парка, консолидация объемов производителями за счет исключения моделей из портфеля, обеспечение режима благоприятствования для производителей крупных платформ, заключение соглашений о свободной торговле.
Конкурентные условия в мировом автомобилестроении
«Экономический анализ: теория и практика», 2009, N 14
Конкурентный анализ является важнейшей составляющей анализа внешней среды хозяйствующих субъектов. Успех стратегии компании во многом зависит от того, насколько глубоко будут исследованы особенности ее конкурентного окружения. На сегодняшний день различными исследователями разработаны методики и приемы, с помощью которых осуществляется анализ конкурентной среды, например модель пяти конкурентных сил по М. Портеру и ее современные модификации, карты стратегических групп, бенчмаркинг, методы конкурентной разведки, SWOT-анализ и др.
Проведем анализ конкурентных условий в мировом автомобилестроении с использованием модели М. Портера «пять конкурентных сил», согласно которой конкуренция на рынке выходит далеко за рамки его действующих участников и может быть определена как расширенное соперничество [1].
Действующие конкуренты
Важнейшей особенностью мирового автомобильного рынка является наличие высочайшей конкуренции цен и качества выпускаемых автомобилей.
Доли ведущих компаний в мировом производстве продукции автомобилестроения (по состоянию на 2007 г.), %
Стратегия слияний и поглощений в мировом автомобилестроении не является новшеством для компаний-производителей. Она возникла вместе с появлением автомобилей и постоянно совершенствовалась. Автомобильные корпорации вели поиски стратегических партнеров для получения доступа к новым рынкам, расширения своей сбытовой сети, получения новых технологий и более рациональных методов управления производством [2, с. 93].
В 2008 г. Ford продал бренды Jaguar и Land Rover индийской компании Tata.
В 2007 г. состоялась продажа «Астон Мартин Моторс Лтд.».
Крупнейшей за последнее десятилетие (по состоянию на 2008 г.) можно считать 40-миллиардную сделку, в результате которой образовался объединенный концерн DaimlerChrysler путем слияния германского Daimler Benz и американского Chrysler. Стоит отметить, однако, что в 2007 г. 80% акций компании Chrysler приобрел американский инвестиционный фонд Cerberus. Название DaimlerChrysler AG было изменено на Daimler AG.
Крупнейшие сделки по слиянию и поглощению в мировом автомобилестроении, произошедшие в 2007 г.
Источник: Global Automotive Perspectives 2008. Обзор, подготовленный компанией PricewaterhouseCoopers [Электр. ресурс]: http://www.pwc.com.
Глобальный финансовый кризис и экономический спад в США привели к сокращению объема крупных сделок, наблюдавшихся в 2007 г. Тем не менее, по данным PwC, объем сделок по слиянию и поглощению на мировом автомобильном рынке в I половине 2008 г. сохранялся на высоком уровне. Активность на рынке слияний и поглощений была близка к уровню аналогичного периода 2005 г. и незначительно отличалась в меньшую сторону от среднего показателя за первое полугодие в период с 2005 по 2007 г. [8].
Лидерство по объемам продаж на мировом автомобильном рынке в 2007 г. сохранил за собой американский концерн GM, реализовав 9,369 млн машин. На втором месте по объемам глобальных продаж находился японский концерн Toyota (9,366 млн), который в последнее время претендует на абсолютное лидерство как по объемам мирового производства, так и по объемам реализации автомобилей.
По итогам I квартала 2007 г. Toyota впервые опередила по объемам мировых продаж GM, который до этого не уступал лидерства никому начиная с 1931 г. [9]. GM, все же сохранив статус лидера мировых продаж по итогам всего 2007 г., уступил главному конкуренту по количеству произведенных за 2007 г. автомобилей (рис. 1).
Следует отметить, что в поведении конкурентов на рассматриваемом рынке наблюдаются весьма заметные изменения. С одной стороны, обострение конкуренции ведет к росту агрессивности предприятий по отношению к своим конкурентам. Например, компания Volkswagen находится в состоянии постоянной конкурентной борьбы с концерном Ford за долю на рынке автомобилей компактного класса. С другой стороны, эти же предприятия выступают в союзе в других секторах рынка, например в разработках крупнолитражных автомобилей.
Угроза появления новых конкурентов
Несмотря на это, молодые азиатские автомобилестроительные компании (в первую очередь китайские и индийские) активно стремятся завоевать традиционные рынки сбыта, в частности европейский. По оценкам некоторых аналитиков, эти компании, сформировавшиеся сравнительно недавно и не без участия ведущих мировых производителей автомобильной техники, в будущем вполне способны выйти на мировой уровень. Причем этот выход произойдет не мгновенно. В частности, на европейском рынке они смогут занять свою нишу примерно через пять лет [10].
Китайские и индийские производители автомобилей, получившие современные технологии, не подверженные пока глобализационным тенденциям, сейчас находятся в относительно сильном положении. Оценивая последствия мирового финансового кризиса для мирового автомобильного рынка, эксперты сравнивают текущую ситуацию с временами нефтяного кризиса 70-х в США, после которого наступила эра глобальной экспансии японских производителей автомобильной техники. Тогда последние предложили малолитражные автомобили с небольшим расходом топлива, противопоставив их громоздким машинам с бензиновыми двигателями V8. Китайские и индийские компании, предложив соответствующие эффективные решения в современных реалиях, способны начать глобальную экспансию, как это сделали в свое время японские автоконцерны.
Любопытное решение предложила индийская компания Tata, использовав энергию сжатого воздуха для привода автомобиля. Однако компания, активно скупавшая в последнее время дорогие бренды, не успевает запустить производство «бюджетного» автомобиля [11].
Что касается китайских производителей автомобильной техники, то, опираясь на государственную поддержку, они могут быстро выйти на мировой рынок с недорогими электромобилями либо с абсолютно новыми технологиями, экономящими топливо [11]. Отметим также, что в Китае построены десятки новейших автомобильных заводов, на которых уже работают европейские менеджеры. Прогнозируется дальнейшее увеличение их числа [11].
Рыночная власть поставщиков
Поставщики способны проявить рыночную власть над участниками рынка угрозой повышения цен или снижения качества поставляемых товаров и услуг [1, с. 64].
Производители автомобильной техники тесно связаны с такими сферами деятельности, как производство металлургической, нефтехимической, электротехнической, текстильной и др. продукции, а также автокомпонентов. Все эти производства следует рассматривать в качестве поставщиков для производителей автомобилей, и степень их рыночной власти различна. Так, она сравнительно выше у поставщиков металлургической продукции, которая является важным исходным ресурсом в автомобилестроении.
Учитывая тенденцию передела мирового автомобильного рынка, проявляющуюся в релокации производств в развивающиеся страны, и ориентацию на рост сбыта продукции именно в этих странах, где уровень цен на автомобили является очень значимым фактором для потребителей, производители автомобильной техники весьма ограничены в возможности повышения собственных цен в ответ на повышение цен на металлургическую продукцию, потребляемую в процессе производства автомобилей. К тому же автомобилестроение является хоть и важным, но отнюдь не единственным потребителем металлургической продукции, поставщики которой обслуживают еще целый ряд других сфер деятельности.
Степень рыночной власти поставщиков комплектующих для автомобилей незначительна. Во-первых, уровень концентрации в сфере производства автокомпонентов значительно ниже, чем в сфере производства автомобилей. Во-вторых, производители автомобильной техники являются ключевыми потребителями автокомплектующих. Поэтому успехи производителей автокомпонентов теснейшим образом связаны с успехами производителей автомобилей, и первые, как правило, стремятся соблюдать интересы последних не только в ценообразовании, но и в поддержке в таких сферах, как НИОКР и т.п.
Следует отметить, что большинство крупных автомобилестроительных компаний имеют тесные кооперационные связи с поставщиками комплектующих, среди которых можно выделить целый ряд крупнейших корпораций, специализирующихся на выпуске конкретных деталей и блоков автомобилей (двигатели, трансмиссии, покрышки, глушители, автоприборы и т.д.). Разрушение этих связей в гораздо большей степени скажется негативно на деятельности поставщика, нежели на работе крупного производителя автомобилей.
Рыночная власть покупателей
Редко все группы покупателей обладают для компании-продавца одинаковой властью [1, с. 64]. В автомобилестроении особенно четко дифференциация покупателей с точки зрения степени их рыночной власти прослеживается на рынках развитых и развивающихся стран, т.е. исходя из классификации покупателей по географическому признаку.
Как правило, с увеличением уровня насыщенности рынка возрастает степень рыночной власти покупателей. В этой связи на автомобильных рынках развитых стран степень рыночной власти покупателей значительно выше, чем на рынках стран развивающихся, для которых в последние годы были характерны высокие темпы развития, в том числе благодаря возможности покупки автомобиля в кредит, которая делает покупателей менее восприимчивыми к постепенному повышению цен. Так, покупатель, рассчитывающий ранее купить подержанный автомобиль, нередко в кредит приобретает уже новый. Стоит отметить, однако, что мировой финансовый кризис оказал значительное сдерживающее влияние на использование кредитных схем при покупке автомобиля.
Учитывая, что на рынки развитых стран пока приходится наибольшая доля мировых продаж автомобильной техники (хотя и прослеживается явная тенденция к ее сокращению) (рис. 2), в настоящее время степень рыночной власти покупателей на мировом автомобильном рынке в целом оценивается автором как сравнительно высокая. Кризис 2008 г. ярко продемонстрировал, насколько серьезно это явление.
Источник: Global Automotive Perspectives 2008. Обзор, подготовленный компанией PricewaterhouseCoopers [Электр. ресурс]: http://www.pwc.com.
Стоит также отметить, что с ростом насыщенности автомобильных рынков развивающихся стран растет и степень рыночной власти покупателей на этих рынках.
Угроза со стороны товаров-заменителей (субститутов)
Определение субститутов означает нахождение продуктов, способных выполнять ту же функцию, что и продукция участников данного рынка [1, с. 60]. Альтернативой автомобильному транспорту выступают железнодорожный, воздушный, водный (морской и речной) виды транспорта, каждый из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Тем не менее уровень автомобилизации мира стремительно растет, а это означает, что все большее количество людей приобретают в собственность автомобили. В целом же ответ на вопрос о том, насколько высокой является угроза со стороны субститутов для производителей автомобильной техники, неоднозначен. На наш взгляд, каждую ситуацию необходимо анализировать отдельно, и в каждом конкретном случае степень угрозы может быть различной.
Вместе с тем совершенно очевидно, что на выбор между автомобильным и иными видами транспорта влияют: уровень расходов потребителя, связанных с покупкой и владением автомобилем (например, высокие цены на бензин, высокая стоимость обслуживания и т.д.), значимость фактора времени, комфорта и удобства при поездках, частота поездок, личностные предпочтения потребителя, имидж владельцев автомобилей в обществе и др.
Таким образом, проведенный анализ конкурентных условий в мировом автомобилестроении с использованием модели пяти конкурентных сил по М. Портеру показал, что совокупное воздействие указанных пяти сил на участников мирового автомобильного рынка может быть оценено как весьма интенсивное.