Конструирование автомобилей и тракторов
Конструирование и расчет тракторов
Рассмотрены основные принципы конструирования и расчета тракторов. Приведены методики расчета сборочных единиц и деталей и характеристики используемых материалов.
2-е издание (1-е изд. 2004 г.) переработано и дополнено разделами по гидродинамическим передачам, гусеничному движителю и гидрообъемному рулевому управлению.
Для студентов высших учебных заведений, изучающих конструирование и расчет тракторов и автомобилей, а также для инженерно-технических работников, занимающихся разработкой новых и совершенствованием существующих моделей тракторов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Классификация тракторов
1.2. Типаж тракторов и принципы его рационального построения
1.3. Оценочные показатели и условия работы тракторов
1.4. Процесс проектирования
1.5. Технологичность конструкции
1.6. Компоновка тракторов
1.7. Пути повышения технического уровня тракторов
1.8. Нагрузочные и расчетные режимы
Глава 2. СЦЕПЛЕНИЕ
2.2. Определение основных параметров и размеров сцепления
2.3. Буксование фрикционного сцепления и его тепловой расчет
2.4. Расчет долговечности фрикционных накладок сцепления
2.5. Конструирование и расчет основных элементов фрикционного сцепления
2.6. Особенности расчета фрикционных сцеплений с гидравлическим нажатием
Глава 3. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С НЕПОДВИЖНЫМИ ОСЯМИ ВАЛОВ
3.1. Общие сведения о коробках передач
3.2. Выбор основных параметров коробки передач
3.3. Конструирование и расчет элементов коробки передач
3.4. Механизмы переключения передач
Глава 4. ПЛАНЕТАРНЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
4.2. Планетарные коробки передач с двумя степенями свободы
4.3. Планетарные коробки передач с тремя степенями свободы
4.4. Особенности конструирования и расчета планетарных передач
Глава 5. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ И ГИДРООБЪЕМНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
5.1. Гидродинамические передачи
5.2. Гидромеханические передачи
5.3. Гидрообъемные передачи
5.4. Двухпоточные гидрообъемномеханические передачи
Глава 6. КАРДАННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
6.2. Кинематические и силовые связи в карданных передачах с шарнирами неравных угловых скоростей
6.4. Карданные шарниры неравных угловых скоростей
6.5. Карданные шарниры равных угловых скоростей
6.6. Упругие соединительные муфты
Глава 7. ВЕДУЩИЕ МОСТЫ
7.1. Центральная (главная) передача
7.2. Дифференциалы колесных тракторов
7.3. Механизмы поворота гусеничных тракторов
7.4. Конечные передачи
7.5. Тормоза
Глава 8. ПРИВОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМАМИ
8.2. Приводы непосредственного действия
8.3. Приводы с усилителями (сервоприводы)
Глава 9. ХОДОВЫЕ СИСТЕМЫ ТРАКТОРОВ
9.2. Ведущие и ведомые колеса колесных тракторов
9.3. Передние мосты колесных тракторов
9.4. Гусеничный движитель
9.5. Подвеска
Глава 10. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ
10.1. Общие сведения
10.2. Рулевой привод
10.3. Рулевой механизм
10.4. Гидрообъемное рулевое управление
10.5. Привод рулевого механизма
Глава 11. ОСТОВ ТРАКТОРА И РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ
11.1. Остов трактора
11.2. Рабочее оборудование
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.
Все разделы / Проектирование машин, механизмов и систем /
Конструирование и расчет автомобилей и тракторов
Тип работы: Лекции
Форматы файлов: Microsoft Word
Описание:
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1. Стадии создания автомобиля
1.1.1. Исследование и обоснование разработки
1.1.1.1. Прогнозирование
1.1.1.2. Научно-исследовательская работа
1.1.1.3. Техническое задание на проектирование
1.1.2. Разработка
1.1.2.1. Эскизный проект
1.1.2.2. Технический проект
1.1.2.3. Рабочая документация
1.2. Основы общей компоновки автомобиля
1.2.1. Компоновочные схемы
1.2.1.1. Легковые автомобили
1.2.1.2. Грузовые автомобили
1.2.2. Общая компоновка
1.2.2.1. Размещение водителя и пассажиров
1.2.2.2. Размещение силового агрегата
1.2.2.3. Размещение трансмиссии
1.2.2.4. Органы управления
1.2.2.5. Шасси
1.2.2.6. Кузов
2.НАГРУЗОЧНЫЕ РЕЖИМЫ. РАСЧЁТНЫЕ НАГРУЗКИ. МЕТОДЫ РАСЧЁТА.
2.1. Характер повреждений и виды расчетов деталей автомобилей
2.2. Нагрузочные режимы при расчете трансмиссии на статическую прочность
2.2.1. Расчет по максимальному моменту двигателя
2.2.2. Расчет по максимальному сцеплению ведущих колес с дорогой
2.2.3. Расчет по максимальным динамическим нагрузкам
2.2.3.1. Составление расчётной динамической системы.
2.2.3.2. Определение максимальных нагрузок в трансмиссии.
2.3. Нагрузочный режим при расчетах трансмиссии на долговечность.
2.3.1. Детерминированный.
2.3.2. Вероятностный расчет.
3.СЦЕПЛЕНИЕ
3.1. Назначение, требования, предъявляемые к сцеплениям. Классификация сцеплений
3.2. Работа буксования и теплонапряженность сцепления
3.3. Выбор параметров сцепления
3.4. Выбор параметров демпфера крутильных колебаний
3.5. Расчет типовых элементов сцепления
3.5.1. Пружины
3.5.2. Ведущие диски
3.5.3. Ведомый диск
3.5.4. Рычаги выключения сцепления
3.6. Привод сцепления
3.6.1. Кинематический расчет
3.6.1.1. Механический привод
3.6.1.2. Гидравлический привод
3.6.2. Силовой расчет
3.7. Усилители («пружинный» пневматический) в приводе сцепления.
3.8. Способы автоматизации сцеплений, электромагнитные сцепления. Гидромуфта. Тенденции развития конструкций сцеплений.
4.СТУПЕНЧАТЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНЫЕ КОРОБКИ
4.1. Назначение, требования к коробкам передач, их классификация и краткая характеристика
4.2. Коробки передач с неподвижными осями валов
4.2.1. Коробки передач с двумя, тремя и четырьмя степенями свободы. Выбор схемы коробки передач.
4.2.2. Кинематический и силовой расчет коробки передач и выбор основных параметров: межосевого расстояния, модуля зубчатых колес, углов наклона и чисел зубьев зубчатых колес.
4.2.3. Жесткость деталей коробки передач и ее влияние на работу зуб-чатого зацепления.
4.2.4. Особенности конструирования коробок передач с делителями.
4.2.5. Требования, предъявляемые к раздаточным коробкам. Выбор схемы и основы конструирования раздаточных коробок. Устройства, исключающие циркуляцию мощности. Особенности расчета деталей раздаточной коробки.
4.2.6. Расчет на прочность основных деталей вальных коробок передач
4.2.7. Элементы управления коробкой передач. Автоматизация управления ступенчатыми коробками передач.
4.3. Планетарные коробки передач
4.3.1. Основное уравнение движения в планетарном механизме
4.3.2. Анализ планетарных коробок передач с двумя степенями свободы
4.3.3. Анализ планетарных коробок передач с тремя степенями свободы
4.3.4. Синтез планетарных коробок передач
4.3.5. Элементы управления планетарной коробкой передач
4.4. Тенденции развития коробок передач и раздаточных коробок.
5. БЕССТУПЕНЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
5.1. Назначение, требования к конструкции и классификация
5.2. Гидродинамические передачи. Характеристики гидродинамических передач
5.3. Гидромеханические коробки передач (ГМП). Системы управления ГМП
5.4. Выбор параметров и расчет элементов ГМП
5.5. Гидрообъемные передачи. КПД гидрообъемной передачи. Способы регулирования гидрообъемных передач.
5.6. Электрические передачи. Общие свойства электрических передач. Электромотор-колесо.
5.7. Фрикционные передачи. Разновидности фрикционных передач. Регулирование фрикционных передач.
5.8. Импульсные передачи.
5.9. Тенденции развития и области применения электрических, фрикционных и импульсных передач.
6.КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ
6.1. Требования, предъявляемые к карданным передачам. Кинематика карданных шарниров.
6.2. Критическая частота вращения карданной передачи. Особенности расчета карданных передач с упругими опорами.
6.3. Расчет карданных валов. Балансировка карданных валов.
6.4. Упругие муфты. Шарниры равных угловых скоростей. Методика подбора шарниров равных угловых скоростей. КПД карданных пе-редач.
6.5. Тенденция развития карданных передач.
7.КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ГЛАВНЫХ ПЕРЕДАЧ, ДИФФЕРЕНЦИАЛОВ И ПРИВОДА ВЕДУЩИХ КОЛЕС
7.1. Требования, предъявляемые к главным передачам. Основные компоновочные схемы главных передач.
7.2. Расчет главной передачи. Расчет валов и подшипников главной передачи.
7.3. Методы повышения жесткости главной передачи. Смазка главной передачи.
7.4. Требования, предъявляемые к дифференциалам. Классификация дифференциалов.
7.5. Основные кинематические и силовые расчетные зависимости.
7.6. Коэффициент блокировки дифференциала. Расчет коэффициента блокировки шестеренчатого и кулачкового дифференциалов
7.7. Вязкостные муфты.
7.8. Требования, предъявляемые к приводу ведущих колес. Типы полуосей и методика их расчета. Подбор подшипников ведущих колес.
7.9. Тенденция развития главных передач, дифференциалов и привода ведущих колес.
8.КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ МОСТОВ
8.1. Виды мостов. Требования, предъявляемые к мостам.
8.2. Силы, действующие на мост, и расчетные схемы его нагружения. Разно-видности балок. Расчет балки моста, шкворней, поворотных цапф.
8.3. Тенденции развития конструкций мостов.
9.СИСТЕМЫ ПОДРЕССОРИВАНИЯ
9.1.Назначение систем подрессоривания, требования, предъявляемые к ним, классификация. Основные элементы систем подрессоривания.
9.2.Упругие элементы и характеристика упругости систем подрессоривания. Выбор жесткости упругих элементов. Способы обеспечения нелинейной характеристики систем подрессоривания.
9.3.Расчет листовых рессор, пружин, торсионов, пневматических и гидропневматических упругих элементов.
9.4.Амортизаторы и их характеристики. Амплитудно-частотные характеристики систем подрессоривания. Определение основных характеристик гидравлических амортизаторов.
9.5.Стабилизаторы поперечной устойчивости. Регуляторы положения кузова.
9.6.Тенденции развития систем подрессоривания.
10.ДВИЖИТЕЛЬ
10.1. Типы движителей. Колесный движитель. Требования, предъявляемые к колесам и шинам.
10.2. Основы конструирования колес.
10.3. Классификация и маркировка шин. Критическая скорость. Влияние шины на колебания подрессоренных и неподрессоренных масс. Методика подбора шин. Регулирование давления воздуха в шинах.
10.4. Ободья и ступицы колес. Типы и маркировка ободьев. Балансировка колес.
10.5.Тенденции развития движителей.
11.КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ТОРМОЗНОГО УПРАВЛЕНИЯ
11.1.Требования, предъявляемые к тормозному управлению. Классификация тормозных механизмов.
11.2.Определение потребных тормозных моментов, исходя из условий максимальной эффективности торможения.
11.3.Расчет барабанного тормоза. Расчет дискового тормоза. Определение теплонапряженности тормозных механизмов.
11.4.Классификация тормозных приводов. Способы обеспечения заданного распределения тормозных моментов по осям.
11.5.Регуляторы тормозных сил. Антиблокировочные устройства. Тормоза-замедлители.
11.6.Расчет тормозного привода без усилителя. Тормозные приводы с источниками энергии.
11.7.Конструирование пневматического привода. Пружинные аккумуляторы.
11.8.Тенденции развития тормозного управления.
12.КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
12.1.Требования, предъявляемые к рулевым управлениям. Оценочные параметры рулевого управления: КПД, передаточное число, зазор в зацеплении.
12.2.Расчетные нагрузки для расчета рулевого управления.
12.3.Типы рулевых механизмов и анализ областей их применения. Конструирование и расчет рулевых механизмов типа: червяк-ролик, винт-гайка-сектор, шестерня-рейка. Травмобезопасные рулевые колонки.
12.4.Рулевой привод. Кинематический и прочностной расчет рулевого привода без усилителя. Специальные типы рулевого привода.
12.5.Усилители рулевого управления. Расчет гидронасоса усилителя. Определение размеров силового цилиндра. Расчет устройств, обеспечивающих включение усилителя при заданном усилии на рулевом колесе и пропорциональность усилия на рулевом колесе моменту сопротивления повороту управления колес. Анализ различных компоновочных схем гидроусилителя.
12.6.Тенденция развития рулевых управлений.
13.КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ РАМ И КУЗОВОВ
13.1.Требования, предъявляемые к несущей системе. Рамные и безрамные конструкции автомобилей. Типы кузовов и рам.
13.2.Нагрузки, действующие на несущую систему.
13.3.Жесткость несущей системы. Особенности расчета жесткой и податливой на кручение несущих систем. Упрощенный расчет рамы.
13.4.Разновидности конструкций кузовов легковых автомобилей. Конструктивное исполнение отдельных элементов кузова. Основные мероприятия по обеспечению пассивной безопасности автомобиля. Внутренний шум автомобиля и пути его снижения.
13.5.Использование при расчете рам и кузовов метода конечных элементов.
13.6.Тенденции развития рам и кузовов.
Конструирование автомобилей и тракторов
Название работы: Конструирование и расчет автомобилей и тракторов
Предметная область: Логистика и транспорт
Описание: Общие вопросы проектирования. Цикл жизни автомобиля и трактора включает четыре стадии: создание, производство, обращение (поставки) и эксплуатацию. Исследование и обоснование разработки. Цель: определить возможнос.
Дата добавления: 2012-11-04
Размер файла: 116.5 KB
Работу скачали: 42 чел.
1.1. Общие вопросы проектирования.
Цикл жизни автомобиля и трактора включает четыре стадии: создание, производство, обращение (поставки) и эксплуатацию (рис.1.1.)
1.1.1.1. Прогнозирование
Прогноз вероятностное суждение о будущем.
Задачи прогнозирования
2. Выявление тенденций развития, отражающих влияние внутренних закономерностей самого процесса;
Существует более 300 видов прогноза, их различают :
-по глубине прогнозирования;
-по направлению прогнозирования;
-по методам прогнозирования.
По глубине прогнозирования
В автомобилестроении применяют :
1. Краткосрочные прогнозы;
2. Среднесрочные прогнозы;
3. Долгосрочные прогнозы.
1. Краткосрочным называют прогноз на 5-10 лет. Примерно с такой периодичностью сменяются поколения автомобилей. Для составления краткосрочного прогноза требуется информация:
2. Среднесрочный прогноз-10-20 лет; требуется информация:
3. Долгосрочный прогноз 20-30 лет
По направленности различают:
2. Нормативное прогнозирование.
Изыскательское основано на имеющихся знаниях и опыте, и имеет целью установление альтернативных путей развития, выполняется по ходу времени. Прогноз разворачивается из будущего в настоящее.
По методам прогноза прогнозы делят на 3 класса:
1. М етоды экстраполяции тенденций;
2. Методы моделирования;
3. Методы экспертных оценок.
-выявляют факторы, влияющие на изменение параметра;
-выбирают класс аналитической зависимости для выявления тенденций (линейные, степенные, показательные);
-подбирают параметры кривых.
2. В методах второго класса на основе действующих закономерностей разрабатывают математические модели. Варируя параметры модели, можно проанализировать, какой будет результат и определить ”политику” в этой области.
3. Методы третьего класса основаны на статической обработке мнений специалистов; обычно используются, если направление определяется директивно.
Научно-исследовательскую работу (НИР) при проектировании выполняют с целью получения обоснованных данных для разработки технического задания (ТЗ) на проектирование и выявления наиболее эффективных решений для использования их при решении проектных задач.
Выполняется на основе ТЗ на НИР.
-является ли она продолжением, либо начата вновь;
-результаты ранее выполненных исследований;
-результаты по этапам;
-точность их определения;
-число экспериментальных образцов;
-методика испытаний, расчётов;
НИР выполняется в три этапа:
-выбор вида и источников информации;
2. Т еоретические и экспериментальные исследования:
2.1 Формулировка гипотез, разработка моделей (математических, физических), макетов;
2.2 Экспериментальные исследования:
— для подтверждения теоретических выводов;
-определение параметров используемых в моделях;
2.3 Оценка теории, необходимость проведения дополнительных
— оценка степени полноты исследования (достаточно, недостаточно);
1.1.1.3. Техническое задание на проектирование.
1. Наименование и область применения автомобиля:
-тип создаваемого автомобиля;
— дорожные условия: сопротивление движению, сцепление движителя с опорной поверхностью, микро- и макропрофиль дорожной поверхности (или бездорожье);
-параметры изделий, с которыми должен взаимодействовать разрабатываемый автомобиль;
-тип заменяемого автомобиля;
2. Основание для разработки ТЗ:
-наименование документа, на основании которого начата разработка и наименование организации его утвердившей;
-дата утверждения документа.
3. Технические показатели автомобиля:
— габаритная длина, колесная формула и т.п..
-ограничение по массе составных узлов;
— присоединительные, габаритные, установочные размеры узлов;
— стойкость к маслам и моющим средствам;
3.2 Надёжность (ГОСТ 27.002-89):
Надёжность- свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения параметров характеризующих его способность выполнять требуемые функции при заданных режимах работы технического обслуживания, ремонта, транспортирования и хранения.
Надёжность- свойство объекта сохранять работоспособность.
Для автомобиля задают:
-гарантийный срок и гарантийный пробег;
-ресурс до капитального ремонта, иногда до списания;
— кратность ресурсов или требование к равной прочности.
Технологичность- совокупность свойств конструкции изделия, определяющих её приспособленность к достижению минимальных затрат
при изготовлении, техническом обслуживании и ремонте для заданных показателей качества, объёма выпуска и условия выполнения работ. Иначе,
Для автомобиля задают удельную материалоемкость, удельную энергоемкость, технологичность технического обслуживания и ремонта: 1)периодичность технического обслуживания (ТО); 2)трудоёмкость ТО; 3)требование к удобству замены узлов; 4)трудоёмкость диагностирования и текущего ремонта автомобиля.
3.4 Стандартизация и унификация:
Унификация- сокращение номенклатуры изделий одинакового функционального назначения.
2)соответствие требованиям стандартов и другим нормативным
-требования к безопасности ТО и эксплуатации автомобиля;
-требования к вибрациям и соответствие санитарно-техническим нормам.
3.6 Эстетические (требование к внешнему виду)
3.7. Эргономические требования (требования к системе человек- машина) ;
3.8 Патентная чистота и конкурентная способность :
-коэффициент патентной чистоты;
-коэффициент патентной защиты.
3.9 Составные части и материалы:
а) требования к транспортированию
-способы закрепления автомобиля;
-скорости движения при транспортировке;
б) требования к хранению:
в) требования к консервации:
-необходимость ТО при хранении;
3.11. Специальные требования:
требования к автомобилям специального, в том числе военного назначения
-предполагаемый годовой объём выпуска;
-предполагаемая лимитная цена.
Приводят стадии и этапы, требующие согласования с потребителями (с министерством автомобильной промышленности и т.п.)
-перечень и результаты НИР;
-результаты испытаний образцов и т.д.
Включает выполнение следующих стадий:
ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ (ГОСТ 2.118-83, выполняют не всегда)- совокупность конструкторских документов содержащих 1) принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об автомобиле, и 2) основные параметры и размеры.
Основные задачи, решаемые на этом этапе :
а) В масштабе 1:5 из пластилина выполняют поисковые макеты внешних форм для поиска идеи архитектурного (художественно-конструкторского) решения;
б) После того как идея найдена и одобрена, в масштабе 1:1 из пластилина выполняют макет внешних форм, он имеет многоцелевое назначение:
— уточнение внешней формы;
— в качестве основы для выполнения чертежей и назначения размеров;
— испытания в аэродинамической трубе для определения коэффициента сопротивления воздуха и точек приложения боковых сил.
в) В масштабе 1:1 (из дерева и др. материалов) изготавливают макет внутреннего пространства, его выполняют с панелью капота и стёклами. На нём оценивают комфортность посадки водителя, доступность органов управления, обзорность.
Документы эскизного проекта (обязательный документ):
а) ведомость эскизного проекта, в ней перечень разработанных конструкторских документов;
б) пояснительная записка (обязательно) содержит основные разделы:
-область применения автомобиля;
-технические характеристики, (приводят отклонения от значений, указанных в ТЗ, и их обоснование);
— описание и обоснование конструкции;
-расчёты, подтверждающие работоспособность;
г) чертеж общего вида автомобиля, на котором с максимальными упрощениями, показывают:
-расстояние между подрессоренными и неподрессоренными массами;
-углы наклона карданных валов.
Для частей автомобиля занимающих разное положение в нагруженном и не нагруженном положении, показывают оба положения.
Основные задачи, решаемые на этом этапе :
ГОСТ предусматривает рабочую документацию на:
-чертежи деталей (рабочие чертежи);
-программы и методики испытаний;
По рабочей документации изготавливают опытные образцы узлов и автомобиля в целом, после этого проводят предварительные заводские испытания, узлы испытывают на стендах или автомобиле.
-доступность органов управления и.т.п.
-определение динамических показателей;
-эффективности тормозных устройств;
Задачи предварительных или заводских испытаний:
-проверка соответствия требованиям ТЗ;
-определение объёма доводочных работ;
-корректировка конструкторской документации, изготовление, повторное испытание;
-оценка возможности представления автомобиля после доводки к приёмочным испытаниям.
Опытные образцы изготавливают по обходной технологии, т.е. на том, что есть.
Откорректированной КД присваивается литера О.
Опытные образцы после доработки предъявляют к приёмочным испытаниям:
-государственным (базовая модель);
Дальше следует серийное производство, которое включает:
-устранение замечаний приёмочной комиссии;
-разработка технологических процессов;
-приобретение технологического оборудования и всего необходимого для налаживания процесса.
-корректируют документацию применительно к условиям заводского производства (замена материалов, технологических процессов и т.п.).
конструкторской документации серийного производства.
Основы общей компоновки автомобиля.
При компоновке решаются две основные задачи:
Рассмотрим три основные схемы:
-смещений сидений вперёд, в зону комфорта.
-понизить расположение двигателя и центра масс (без уменьшения дорожных просветов, распределение нагрузки на оси, при этом примерно 50% на 50%).
Смещение сидений вперёд оказалось возможным за счёт
Характеристика этой схемы:
Средние показатели распределения масс %.
Два пассажира на передних сиденьях
4 пассажира без багажа
5 пассажиров и багаж
-возможность применения двигателей большой длины и, следовательно, большой мощностью;
-хороший доступ к двигателю;
-простота управления (коробкой передач, сцеплением);
-относительно простая передняя подвеска;
-хорошая шумоизоляция и обогрев, защита от выхлопных газов;
-большие габариты и масса;
-тоннель в полу, и вследствие этого неудобство размещения пассажиров, входа в автомобиль и выхода из него.
Область применения классической схемы автомобили среднего, большого и высшего класса.
2.Заднеприводная с задним расположением двигателя.
В этом случае двигатель, коробка передач, сцепление, главная передача выполняют в виде единого блока. Двигатель располагают вдоль, что, главным образом, связано с хорошим доступом к узлам двигателя. Автомобиль обладает хорошей проходимостью.
3. Переднеприводные автомобили.
Долгое время применение этой схемы сдерживалось:
-отсутствием долговечных карданных шарниров для передних колёс;
Принципиальные изменения произошли с созданием в 1959 г. Моррисом Мини автомобиля с поперечным расположением двигателя. Двигатель и другие агрегаты (коробка передач и т.д.) выполнили в виде единого блока и вынесли вперёд. При этом подвеска стала сложнее, но отсутствует гипоидная передача.
-высокая плотность в моторном отсеке.
-некоторая недостаточная поворачиваемость;
-высокая проходимость по сыпучим грунтам, т.к. ведущие передние колёса работают в более выгодном режиме, они накатываются на грунт, а задние катятся по уплотненной поверхности.
Область применения схемы автомобили малый, среднего а последнее время и высшего класса.
2. Грузовые автомобили.
Две основные компоновки:
-кабина за двигателем;
-кабина над двигателем.
Кабина над двигателем.
-меньшая длина автомобиля при большой длине грузовой платформы;
-больше масса перевозимого груза;
-за счёт опускания нижней кромки ветрового стекла улучшается обзорность.
-усложнение приводов управления (с откидывающейся кабиной);
-неблагоприятное распределение нагрузки по осям (на передние 27…30%).
Область применения схем:
для универсальных, основная кабина за двигателем.
Компоновочный чертёж выполняют в масштабе 1:5 в двух проекциях, автомобиль движется влево. РД37001003-82 регламентирует размещение основных элементов рабочего места автомобиля и номенклатуру эргономических показателей.
Для определения положения водителя используют плоские двухмерные манекены, включающие торс, бедро, голень и стопу. Эти манекены соответствуют 10%, 50%, 90% уровнем репрезентативности (представительности) Число в процентах есть доля числа взрослых мужчин, у которых размеры не превышают указанные.
Рулевое колесо, педали, панель приборов.
Исходя из требований удобства управления и анализа автомобиля аналога, устанавливают угол наклона рулевой колонки и положение нижней точки обода рулевого колеса. Диаметр рулевого колеса рассчитывают из усилия на колесе. Линия касания к капоту и верхней точке обода рулевого колеса должна проходить ниже уровня глаз водителя. При размещении рулевого механизма между лонжероном и двигателем иногда приходится смещать двигатель вправо и поворачивать его, при этом рулевое колесо:
-немного смещается от плоскости симметрии сидения водителя;
Положение педалей сцепления, тормоза задают координатой f и расстоянием до рулевого колеса В примерно 670 мм. Педаль управления топливом находится под постоянным воздействием водителя, поэтому пятка должна быть на полу С примерно 725мм.
Педаль управления топливом, пятка должна находиться на полу, в отпущенном состоянии угол в голеностопном суставе должен быть 90 градусов. Педали должны быть проверены по 10% и 50% манекенам, полного размещения быть не должно. В поперечном расположении педали задают нормативными документами.
Размещают так, чтобы водитель мог наблюдать за приборами не поворачивая головы.
На расстоянии 40мм от внутреннего контура проводят линию моторного отсека и пола. Кальку двигателя размещают так, чтобы расстояние от перегородки до задней части цилиндров было достаточно для снятия головки двигателя без демонтажа двигателя. Для грузовых, вертикальная линия шарнира кардана должна быть ниже уровня пола. Для легковых чтобы тонель был как можно ниже. Положение двигателя задают точкой пересечения с передним торцем блоков цилиндров, при этом ось коленчатого вала поворачивают на угол 5…7 градусов от линии горизонта.
Положение в вертикальном положении определяется:
-динамическим ходом в подвеске.
В продольном положении:
-требуемым расположением нагрузки по осям;
-размещением кожухов колёс, передний кожух не должен выступать за перегородку моторного отсека и наклонный участок пола.
Задние должны находиться за спинкой задних сидений.
Топливный бак, запасное колесо, багажник.
По требованиям безопасности, при наездах, топливный бак располагают внутри базы. После выполнения этой работы рассчитывают массы с учётом всех параметров и нагрузок, и распределение массы по осям. После этого можно провести контуры автомобиля.
Исследование и обоснование разработки
Достигнутый уровень знаний об объекте прогнозирования
Перспективная цель, достигаемая в ходе развития