Конструкция коллектора машины постоянного тока

Устройство коллекторных машин постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Характерным признаком коллекторных машин является наличие у них коллектора — механического преобразователя переменного тока в постоянный и наоборот. Необходимость в таком преобразователе объясняется тем, что в обмотке якоря коллекторной машины должен протекать переменный ток, так как только в этом случае в машине происходит непрерывный процесс электромеханического преобразования энергии.

К коллекторным машинам постоянного тока относятся двигатель постоянного тока ДПТ и генератор постоянного тока ГПТ которые имеют одинаковую конструкцию и могут заменять друг друга то есть ДПТ может работать как ГПТ и наоборот. Разберем устройство коллекторных машин на примере двигателя постоянного тока.Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Коллекторная машина постоянного тока состоит из:

Статор конструктивно может быть выполнен двух видов:

Устройство щеточно коллекторного перехода.

Наиболее сложным и ненадежным местом коллекторной машины является щеточно коллекторный переход который состоит из щеток (которые крепятся в щеткодержатели) и коллектора который состоит из набора коллекторных пластин трапецеидального сечения, разделенных миканитовыми прокладками. Пластины из меди и миканита удерживаются в сжатом состоянии за нижнюю часть, имеющую форму «ласточкина хвоста», посредством стальных конусных колец 1 (рис. 13.2). Выступающая вверх часть коллекторных пластин 6, называемая «петушок», служит для присоединения секций обмотки якоря к пластинам коллектора. Коллекторные пластины изолируют от конусных колец миканитовыми манжетами 3, а от втулки 5 — миканитовым изолирующим цилиндром 4. Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного токаПоверхность медных пластин каллектора в процессе работы машины постепенно истирается щетками. Что бы при этом миканитовые прокладки не выступали над рабочей поверхностью медных пластин, что могло бы привести к нарушению электрического контакта коллектора со щетками, приходится периодически выполнять «продораживаные» коллектора. Эта операция состоит в том, что между рабочими поверхностями коллекторных пластин фрезеруют пазы (дорожки) на глубину до 1,5 мм (рис. 13.4). Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Достоинства и недостатки коллекторных машин постоянного тока.

Электрические машины постоянного тока используют как в качестве генераторов, так и двигателей. Наибольшее применение имеют двигатели постоянного тока, диапазон мощности которых достаточно широк: от долей ватта (для привода устройств автоматики) до нескольких тысяч киловатт (для привода прокатных станов, шахтных подъемников и других крупных механизмов).

Двигатели постоянного тока широко используют для привода подъемных устройств в качестве крановых двигателей и привода транспортных средств, а также в качестве тяговых двигателей.

Основные достоинства двигателей постоянного тока по сравнению с бесколлекторными двигателями переменного тока — хорошие пусковые и регулировочные свойства, возможность получения частоты вращения более 3000 об/мин, а недостатки — относительно высокая стоимость, некоторая сложность в изготовлении, пониженная надежность. Эти недостатки машин постоянного тока обусловлены наличием в них щеточно-коплекторного узла, который к тому же является источником радиопомех и пожароопасности. Но, несмотря на отмеченные недостатки, двигатели постоянного тока в некоторых случаях пока незаменимы, так как обладают большой перегрузочной способностью, хорошими пусковыми и регулировочными свойствами.

Источник

Для чего в машинах постоянного тока используется коллектор?

Коллектор — это система медных пластин, изолированных друг от друга и от вала якоря. К пластинам припаяны отводы от обмотки якоря. Для соединения коллектора с зажимами машины и внешней цепью служат скользящие контакты (щетки).

Коллектор в электрических машинах выполняет роль выпрямителя переменного тока в постоянный (в генераторах) и роль автоматического переключателя направления тока во вращающихся проводниках якоря (в двигателях).

Для рассмотрения работы коллектора обратимся к рис. 2, на котором рамка с проводниками А и В показана в разрезе. Для большей наглядности проводник А показан толстым кружком, а проводник В двумя тонкими кружками.

Щетки замкнуты на внешнее сопротивление тогда э. д. с., индуктируемая в проводниках, будет вызывать в замкнутой цепи электрический ток. Поэтому при рассмотрении работы коллектора можно говорить не об индуктированной э. д. с., а об индуктированном электрическом токе.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Рис. 1. Коллектор электрической машины

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Рис. 2. Упрощенное изображения коллектора

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Рис. 3. Выпрямление переменного тока с помощью коллектора

Сообщим рамке вращательное движение в направлении по часовой стрелке. В момент, когда вращающаяся рамка займет положение, изображенное на рис. 3, А, в ее проводниках будет индуктироваться наибольший по величине ток, так как проводники пересекают магнитные силовые линии, двигаясь перпендикулярно к ним.

Индуктированный ток из проводника В, соединенного с коллекторной пластиной 2, поступит на щетку 4 и, пройдя внешнюю цепь, через щетку 3 возвратится в проводник А. При этом правая щетка будет положительной, а левая отрицательной.

Дальнейший поворот рамки (положение В) приведет снова к индуктированию тока в обоих проводниках; однако направление тока в проводниках будет противоположно тому, которое они имели в положении А. Так как вместе с проводниками повернутся и коллекторные пластины, то щетка 4 снова будет отдавать электрический ток во внешнюю цепь, а по щетке 3 ток будет возвращаться в рамку.

В следующий момент (положение Г), когда рамка вторично займет положение на нейтральной линии, в проводниках и, следовательно, во внешней цепи тока опять не будет.

В последующие моменты времени рассмотренный цикл движений будет повторяться в том же порядке. Таким образом, направление индуктированного направление тока во внешней цепи благодаря коллектору все время будет оставаться одним и тем же, а вместе с этим сохранится и полярность щеток.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Рис. 4. Коллектор двигателя постоянного тока

Представление о характере изменения тока во внешней цепи за один оборот рамки, снабженной коллектором, дает кривая рис. 5. Из кривой видно, что наибольших значений ток достигает в точках, соответствующих 90° и 270°, т. е. когда проводники пересекают силовые линии непосредственно под полюсами. В точках 0° (360°) и 180° ток во внешней цепи равен нулю, так как проводники, проходя нейтральную линию, силовых линий не пересекают.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Рис. 5. Кривая изменения тока во внешней цепи за один оборот рамки после выпрямления коллектором

Из кривой нетрудно заключить, что хотя направление тока во внешней цепи и остается неизменным, но величина его все время меняется в пределах от нуля до максимума.

Электрический ток, постоянный по направлению, но переменный по величине, носит название пульсирующего тока. Для практических целей пульсирующий ток очень неудобен. Поэтому в генераторах стремятся сгладить пульсации и сделать ток более ровным.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Коллекторный электродвигатель постоянного тока

Конструкция коллекторного электродвигателя постоянного тока

Статор — неподвижная часть двигателя.

Индуктор (система возбуждения) — часть коллекторной машины постоянного тока или синхронной машины, создающая магнитный поток для образования момента. Идуктор обязательно включает либо постоянные магниты либо обмотку возбуждения. Индуктор может быть частью как ротора так и статора. В двигателе, изображенном на рис. 1, система возбуждения состоит из двух постоянных магнитов и входит в состав статора.

Якорь — часть коллекторной машины постоянного тока или синхронной машины, в которой индуктируется электродвижущая сила и протекает ток нагрузки [2]. В качестве якоря может выступать как ротор так и статор. В двигателе, показанном на рис. 1, ротор является якорем.

Щетки — часть электрической цепи, по которой от источника питания электрический ток передается к якорю. Щетки изготавливаются из графита или других материалов. Двигатель постоянного тока содержит одну пару щеток или более. Одна из двух щеток соединяется с положительным, а другая — с отрицательным выводом источника питания.

Коллектор — часть двигателя, контактирующая со щетками. С помощью щеток и коллектора электрический ток распределяется по катушкам обмотки якоря [1].

Типы коллекторных электродвигателей

По конструкции статора коллекторный двигатель может быть с постоянными магнитами и с обмотками возбуждения.

Коллекторный двигатель с постоянными магнитами

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Коллекторный двигатель с обмотками возбуждения

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Двигатели независимого и параллельного возбуждения

В электродвигателях независимого возбуждения обмотка возбуждения электрически не связана с обмоткой якоря (рисунок выше). Обычно напряжение возбуждения UОВ отличается от напряжения в цепи якоря U. Если же напряжения равны, то обмотку возбуждения подключают параллельно обмотке якоря. Применение в электроприводе двигателя независимого или параллельного возбуждения определяется схемой электропривода. Свойства (характеристики) этих двигателей одинаковы [3].

В двигателях параллельного возбуждения токи обмотки возбуждения (индуктора) и якоря не зависят друг от друга, а полный ток двигателя равен сумме тока обмотки возбуждения и тока якоря. Во время нормальной работы, при увеличении напряжения питания увеличивается полный ток двигателя, что приводит к увеличению полей статора и ротора. С увеличением полного тока двигателя скорость так же увеличивается, а момент уменьшается. При нагружении двигателя ток якоря увеличивается, в результате чего увеличивается поле якоря. При увеличении тока якоря, ток индуктора (обмотки возбуждения) уменьшается, в результате чего уменьшается поле индуктора, что приводит к уменьшению скорости двигателя, и увеличению момента.

Коллекторный электродвигатель параллельного возбуждения имеет механическую характеристику с уменьшающимся моментом на высоких оборотах и высоким, но более постоянным моментом на низких оборотах. Ток в обмотке индуктора и якоря не зависит друг от друга, таким образом, общий ток электродвигателя равен сумме токов индуктора и якоря. Как результат данный тип двигателей имеет отличную характеристику управления скоростью. Коллекторный двигатель постоянного тока с параллельной обмоткой возбуждения обычно используется в приложениях, которые требуют мощность больше 3 кВт, в частности в автомобильных приложениях и промышленности. В сравнении с КДПТ ПМ, двигатель параллельного возбуждения не теряет магнитные свойства со временем и является более надежным. Недостатками двигателя параллельного возбуждения являются более высокая себестоимость и возможность выхода двигателя из под контроля, в случае если ток индуктора снизится до нуля, что в свою очередь может привести к поломке двигателя [5].

Двигатель последовательного возбуждения

В электродвигателях последовательного возбуждения обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря, при этом ток возбуждения равен току якоря (Iв = Iа), что придает двигателям особые свойства. При небольших нагрузках, когда ток якоря меньше номинального тока (Iа &lt Iном) и магнитная система двигателя не насыщена (Ф

Iа), электромагнитный момент пропорционален квадрату тока в обмотке якоря:

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока,

С ростом нагрузки магнитная система двигателя насыщается и пропорциональность между током Iа и магнитным потоком Ф нарушается. При значительном насыщении магнитный поток Ф с ростом Iа практически не увеличивается. График зависимости M=f(Ia) в начальной части (когда магнитная система не насыщена) имеет форму параболы, затем при насыщении отклоняется от параболы и в области больших нагрузок переходит в прямую линию [3].

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Способность двигателей последовательного возбуждения развивать большой электромагнитный момент обеспечивает им хорошие пусковые свойства.

Коллекторный двигатель последовательного возбуждения имеет высокий момент на низких оборотах и развивает высокую скорость при отсутствии нагрузки. Данный электромотор идеально подходит для устройств, которым требуется развивать высокий момент (краны и лебедки), так как ток и статора и ротора увеличивается под нагрузкой. В отличии от КДПТ ПМ и двигателей параллельного возбуждения двигатель последовательного возбуждения не имеет точной характеристики контроля скорости, а в случае короткого замыкания обмотки возбуждения он может стать не управляемым.

Двигатель смешанного возбуждения

Двигатель смешанного возбуждения имеет две обмотки возбуждения, одна из них включена параллельно обмотке якоря, а вторая последовательно. Соотношение между намагничивающими силами обмоток может быть различным, но обычно одна из обмоток создает большую намагничивающую силу и эта обмотка называется основной, вторая обмотка называется вспомогательной. Обмотки возбуждения могут быть включены согласовано и встречно, и соответственно магнитный поток создается суммой или разностью намагничивающих сил обмоток. Если обмотки включены согласно, то характеристики скорости такого двигателя располагаются между характеристиками скорости двигателей параллельного и последовательного возбуждения. Встречное включение обмоток применяется, когда необходимо получить неизменную скорость вращения или увеличение скорости вращения с увеличением нагрузки. Таким образом, рабочие характеристики двигателя смешанного возбуждения приближаются к характеристикам двигателя параллельного или последовательного возбуждения, смотря по тому, какая из обмоток возбуждения играет главную роль [4].

Двигатель смешанного возбуждения имеет эксплуатационные характеристики двигателей с параллельным и последовательным возбуждением. Он имеет высокий момент на низких оборотах, так же как двигатель последовательного возбуждения и хороший контроль скорости, как двигатель параллельного возбуждения. Двигатель смешанного возбуждения идеально подходит для устройств автомобилей и промышленности (таких как генераторы). Выход двигателя смешанного возбуждения из под контроля менее вероятен, так как для этого ток параллельной обмотки возбуждения должен уменьшиться до нуля, а последовательная обмотка возбуждения должна быть закорочена.

Характеристики коллекторного электродвигателя постоянного тока

Эксплуатационные свойства двигателей постоянного тока определяются их рабочими, электромеханическими и механическими характеристиками, а также регулировочными свойствами.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Основные параметры электродвигателя постоянного тока

Постоянная момента

Для коллекторного электродвигателя постоянного тока постоянная момента определяется по формуле:

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока,

Источник

Устройство коллекторной машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция электрической машины постоянного тока включает (рис. 4.2): подшипниковые щиты 1, подшипники 2, вентилятор 3, якорь 4, коллектор 5, главный 6 и дополнительный 7 полюсы и щеткодержатель с траверсой 8. Условное обозначение такой машины приведено на том же рисунке.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного токаКонструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Рис. 4.2. Устройство машины постоянного тока

Статор. Состоит из станины и главных полюсов. Станина служит для крепления полюсов и подшипниковых щитов и является частью магнитопровода, так как через нее замыкается магнитный поток машины. Станину изготовляют из стали — материала, обладающего достаточной механической прочностью и большой магнитной проницаемостью. В нижней части станины имеются лапы для крепления машины к фундаментной плите, а по окружности станины расположены отверстия для крепления сердечников главных полюсов.

Главные полюсы предназначены для создания в машине магнитного поля возбуждения. Главный полюс состоит из сердечника и полюсной катушки. Со стороны, обращенной к якорю сердечник полюса имеет полюсный наконечник, который обеспечивает необходимое распределение магнитной индукции в зазоре машины. Сердечники главных полюсов делают шихтованными из листовой конструкционной стали толщиной 1-2 мм или изтонкоколистовой электротехнической анизотропной холоднокатаной стали, например, марки 3411. Штампованные пластины главных полюсов специально не изолируют, так как тонкая пленка окисла на их поверхности достаточна для значительного ослабления вихревых токов, наведенных в полюсных наконечниках пульсациями магнитного потока, вызванного зубчатостью сердечника якоря. Анизотропная сталь обладает повышенной магнитной проницаемостью вдоль проката, что должно учитываться при штамповке пластин и их сборке в пакет. Пониженная магнитная проницаемость поперек проката способствует ослаблению реакции якоря и уменьшению потока рассеяния главных и добавочных полюсов.

В машинах постоянного тока небольшой мощности полюсные катушки делают бескаркасными — намоткой медного обмоточного провода непосредственно на сердечник полюса, предварительно наложив на него изоляционную прокладку (рис. 4.3, а). В большинстве машин (мощностью 1 кВт и более) полюсную катушку делают каркасной: обмоточный провод наматывают на каркас(обычно пластмассовый), а затем надевают на сердечник полюса (рис. 4.3, б). В некоторых конструкциях машин полюсную катушку для более интенсивного охлаждения разделяют по высоте на части, между которыми оставляют вентиляционные каналы.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Рис. 4.3. Главные полюсы с бескаркасной (а) и каркасной (б) полюсными катушками

Якорь. Якорь машины постоянного тока состоит извала, сердечника с обмоткой и коллектора. Сердечник якоря имеет шихтованную конструкцию и набирается из штампованных пластин тонколистовой электротехнической стали. Листы покрывают изоляционным лаком, собирают в пакет и запекают. Готовый сердечник напрессовывают на вал якоря. Такая конструкция сердечника якоря позволяет значительно ослабить в нем вихревые токи, возникающие в результате его перемагничивания в процессе вращения в магнитном поле. На поверхности сердечникаякоря имеются продольные пазы; в которые укладывают обмотку якоря.

Обмотку выполняют медным проводом круглого или прямоугольного сечения. Пазы якоря после заполнения их проводами обмотки обычно закрывают клиньями (текстолитовыми или гетинаксовыми). В некоторых машинах пазы не закрывают клиньями, а накладывают на поверхность якоря бандаж. Бандаж делают из проволоки или стеклоленты с предварительным натягом. Лобовые части обмотки якоря крепят к обмоткодержателям бандажом.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Коллектор является одним из сложных узлов машины постоянного тока. Основными элементами коллектора являются пластины трапецеидального сечения из твердотянутой меди, собранные таким образом, что коллектор приобретает цилиндрическую форму. В зависимости от способа закрепления коллекторных пластин различают два основных типа коллекторов: со стальными конусными шайбами и на пластмассе. На рис. 4.4, а показано устройство коллектора со стальными конусными шайбами.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Рис. 4.4. Устройство коллектора с конусными шайбами

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Нижняя часть коллекторных пластин 6 имеет форму «ласточкина хвоста». После сборки коллектора эти части пластин оказываются зажатыми между стальными шайбами 1 и 3, изолированными от медных пластин миканитовыми манжетами 4. Конусные шайбы стянуты винтами 2. Между медными пластинами расположены миканитовые изоляционные прокладки. В процессе работы машины рабочая поверхность коллектора постепенно истирается щетками. Чтобы при этом миканитовые прокладки не выступали над рабочей поверхностью коллектора, что вызвало бы вибрацию щеток и нарушение работы машины, между коллекторными пластинами фрезеруют пазы (дорожки) на глубину до 1,5 мм (рис. 4.4, б). Верхняя часть 5 коллекторных пластин (см. рис. 4.4, а), называемая петушком, имеет узкий продольный паз, в который закладывают проводники обмотки якоря и тщательно припаивают.

В машинах постоянного тока малой мощности часто применяют коллекторы на пластмассе, отличающиеся простотой в изготовлении. Набор медных и миканитовых пластин в таком коллекторе удерживается пластмассой, запрессованной в пространство между набором пластин и стальной втулкой 4 и образующей корпус коллектора. Иногда с целью увеличения прочности коллектора эту пластмассу 2 армируют стальными кольцами 3 (рис. 4.5). В этом случае миканитовые прокладки должны иметь размеры большие, чем у медных пластин 1, что исключит замыкание пластин стальными (армирующими) кольцами 3.

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока
Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного тока

Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть фото Конструкция коллектора машины постоянного тока. Смотреть картинку Конструкция коллектора машины постоянного тока. Картинка про Конструкция коллектора машины постоянного тока. Фото Конструкция коллектора машины постоянного токаЭлектрический контакт с коллектором осуществляется посредством щеток, располагаемых в щеткодержателях.

Рис. 4.5. Устройство коллектора Рис. 4.6. Щеткодержатель

на пластмассе. (сдвоенный) машины

Щеткодержатель (рис. 4.6) состоит из обоймы 4, в которую помещают щетку 3, курка 1, представляющего собой откидную деталь, передающую давление пружины 2 на щетку. Щеткодержатель крепят на пальце зажимом 5. Щетка снабжается гибким тросиком 6 для включения ее в электрическую цепь машины. Все щеткодержатели одной полярности соединены между собой сборными шинами, подключенными к выводам машины. Одно из основных условий бесперебойной работы машины — плотный и надежный контакт между щеткой и коллектором. Давление на щетку должно быть отрегулировано, так как чрезмерный нажим может вызвать преждевременный износ щетки и перегрев коллектора, а недостаточный нажим — искрение на коллекторе.

Помимо указанных частей машина постоянного тока имеет два подшипниковых щита: передний (со стороны коллектора) и задний (см. рис. 4.2). В центральной части щита имеется расточка под подшипник. На переднем подшипниковом щите имеется смотровое окно (люк) с крышкой, через которое можно осмотреть коллектор и щетки, не разбирая машины. Концы обмоток выведены на зажимы коробки выводов. Вентилятор служит для самовентиляции машины: воздух поступает в машину обычно со стороны коллектора, омывает нагретые части (коллектор, обмотки и сердечники) и выбрасывается с противоположной стороны через решетку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *