Концентрат для незамерзайки для авто
Выбор незамерзающей жидкости — 2: Безопасность и здоровье дороже денег — этаноловые незамерзайки.
В этом году не успел полностью подготовить автомобиль к зиме. Не вовремя заболел, да и зима накатила как то очень резко и быстро — закупить нормальной незамерзающей жижки не успел, поэтому пришлось покупать первое попавшееся под руку — буквально на обочине несколько баклажек с синей жижкой.
Мои читатели помнят, что я как-то пробовал закупать дорогую Liqui Moly (здесь подробно писал об этом). Жижка дорогая, хорошая, на легальном и одобренном изопропиловом спирте (который имеет свои минусы, но об этом чуть позже). Но у «незамерзаек» на изопропиловом спирте есть огромный недостаток (о котором я так же рассказывал): при температуре воздуха, не доходящей примерно 10 градусов до заявленной температуры кристаллизации, незамерзайка теряет свою первоначальную текучесть и превращается в кисель. Такой кисель через многоструйные форсунки стеклоомывателей Mazda CX-5 прокачивается очень неохотно — бывает, что даже до щёток не доплёвывает, а если доплюнет — то растираются эти сопли очень плохо (с белёсыми, быстрозамерзающими на лобовом стекле полосами). Вроде не замерзает эта незамерзайка раньше заявленной температуры, но уже и не льет как надо. Безопасность страдает. Причем расстроила меня эта Liqui Moly в самый нужный момент — для поездок по трассе такая жижка не годится, т.к. бачок для омывающей жидкости в Mazda CX-5 не имеет подогрева (впрочем — форсунки и лобовое — тоже), а температура на лобовом стекле при высокой скорости сильно отличается от окружающей. Вот, по этой таблице можно предположить, что Liqui Moly — 27°С, на скорости 80 км/час закристаллизуется на лобовом уже при внешней температуре минус 13°С, а превратится в кисельные сопли — примерно при минус 5°С:
В городе, конечно, всё соответствует заявленному.
В поисках лучшего — пришлось изучить вопрос подробнее и вот что у нас получается.
Для использования в качестве основы для стеклоомывающих жидкостей применяется три типа спиртов: этиловый (он же этанол), изопропиловый (он же изопропанол) и метиловый (он же метанол).
Наилучший термомодификатор для приготовления незамерзающей жидкости это старый добрый так любимый многими — этиловый спирт. Он превосходит изопропиловый и метиловый по всем параметрам, но жидкости с содержанием этанола более 9% в России стали облагаться «водочным» акцизным сбором и использование его в качестве основы для стеклоомывающих жидкостей стало невыгодным — водку лить на лобовое нынче очень дорого.
Остаются два других: изопропиловый и метиловый. Метанол: не облагается акцизами (пока), очень дёшев, не имеет резкого специфичного запаха, имеет низкую (сравнимую с этанолом) температуру замерзания. Но, метанол вместо акцизов для производства стеклоомывающих жидкостей просто взяли и запретили. Запрет сей в нашей стране понятен: этот спирт не только смертельно опасно принимать внутрь (а в России, как известно, отдельные личности любят пить всё начиная от тормозной жижки), но даже находиться в его концентрированных парах (в условиях ограниченного пространства салона автомобиля) длительное время вредно. Так, предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 0,5-1 мг/куб.м (у изопропилового спирта 10 мг/куб. м, у этанола — 5 мг/куб. м). Таким образом, мы видим, что токсичность паров у метанола в 2 раза выше изопропила. Это к слову о том, какой из спиртов более вредный. Да, метанол вреден, но не настолько что бы очень, а по заключениям Минздрава — метанол не оказывает вредного воздействия на здоровье и запрет на него введён лишь ввиду низкого уровня культуры и гигиенического образования отдельных личностей. Вот тут мне подумалось — все мы проявляем озабоченность своим здоровьем: ставим трёхслойные автомобильные салонные фильтры, убиваем невидимых микробов на испарителях кондиционеров — и при этом врём сами себе и льём в бачки стеклоомывающей жидкости всякие растворители типа метанола или изопропила и дышим потом ими в салоне. На одном мы трепетно бережем своё здоровье, гоняясь за невидимыми микробами и частичками пыли, а на другом мы, экономя деньги на себе, бездарно всё перечёркиваем вдыхая невидимые пары растворителей. Что-то мне такой избирательный подход к здоровью совсем не нравится, где-то тут мы врём, в первую очередь — сами себе.
Для обочечных барыг, у кого сосед по гаражу химик из ЖКО и особо-упоротых, кивающих на некоторые северные страны ЕС, в которых продаётся метаноловая жижка (например, известная у нас «финская незамерзайка»): поясняю, что в той же Суоми государство имеет монополию на производство и продажу алкоголя и там действует «сухой закон», поэтому продажа метаноловой жижки — это их нищебродский выход из положения (как у нас — изопропил, но он хотя бы более безопасный). В «нормальных» европейских странах зимняя жидкость — только на этаноле. Тот же популярный немецкий Liqui Moly: в России производит в соответствии с местными законами зимнюю жижку на изопропиле, а в своей Германии — на этаноле (см. тут и тут на оригинальном сайте). Так же и другие известные производители, такие как Winns, Sonax, Valvolin и т.д. А метанол в ЕС — это участь безвестных нищебродов с «высокой» культурой алкогольного пития (они там вместо незамерзайки и настойки боярышника бухают сироп от кашля — в этом культура?). Метанол у них — это от того, что этанол очень дорогой, впрочем — как и у нас. Но у нас метанол запретили медики, у них медицина — это коммерция и статья дохода.
Но продолжим. Изопропил. Единственный легальный не обложенный акцизами и запретами. При этом, это худший из рассмотренных спиртов для производства незамерзаек. По всем параметрам. Незамерзающие жидкости на этиловом и метиловом спиртах проблеме превращения в кисель не подвержены, это свойство изопропила ввиду его температурных характеристик. Температура замерзания изопропила — самая высокая (для получения незамерзайки «-30°С» его концентрация в воде должна составлять 50%). Стоимость выше метила более чем в 5 раз. Резкий специфичный запах, который очень сложно заглушить ароматическими отдушками, в результате чего изопропиловая незамерзайка наполняет салон автомобиля удушливым запахом. Кстати, ничего неизвестно о безопасности для здоровья этих самых ароматических отдушек.
Это всё теория, на практике же (в магазине) мы имеем два типа незамерзаек, кардинально отличающихся друг от друга:
Первый тип — легальные незамерзайки на изопропиле, с резким запахом, заглушенным ароматическими отдушками, производятся известными и малоизвестными компаниями. Отличить такие незамерзайки легко — стоимость 1 литра готовой зимней жидкости составляет более 50 рублей за «-30°С». Жидкости «-30°С» большая редкость, чаще встречаются «-10°С» или «-20°С». Продаются как правило в качественных пластиковых ёмкостях.
Второй тип — нелегальные незамерзайки на метаноле, с легким приятным запахом бубль-гума (жвачки), производятся неизвестными зашифрованными барыгами. Отличить такие незамерзайки легко — стоимость 1 литра готовой зимней жидкости составляет от 5 рублей за «-30°С». Жидкости «-30°С» — наиболее ходовые, «-20°С» большая редкость. Продаются в стандартных прозрачных ПЭТ-бутылях по 4-5 литров, как правило эта бодяга с ярким зелёным или синим цветом, въедается раз и навсегда в пластик форсунок. Частое явление: в бутылях недолив порядка пол-литра, редко когда соответствуют заявленной температуре (т.е. экономят не только недоливая, но и на самом метаноле). Продаются как правило на обочинах дорог и в мелких магазинах. Зато невероятно дёшево!
Вот такую последнюю жижку я и купил совсем недавно «на обочине». Обычная баклашка с синей (как вариант — зеленой) жижкой, пахнет приятно жвачкой, запах не резкий, в обычных ПЭТ ёмкостях по 5 литров стоимостью 100 рублей за баклашку.
На этикетке, естественно, минимум информации. Краситель (синий) потом с форсунок не смывается и не оттирается (ввиду того, что метил по сути — растворитель, и, при длительном применении этой бодяги — помутнение фар и ЛКП — скорее всего обеспечено).
Пока был не очень сильный «минус» на улице — всё было весьма неплохо: в салоне жидкостью не воняло, карман стоимостью не тянуло, брызгало бодро, купить можно было было на любой обочине. Но, однажды недавно ночью случилось резкое понижение температуры до минус 26°С. Утром, когда нужно было ехать, было минус 16°С и жижка эта вообще даже из форсунок не «плюнула». Запасная бутыль в багажнике была аки кирпич — синий кусок льда. Приехали. Первой мыслью было — я бы расстреливал этих уродов и начал бы расстрел с барыг-обочечников.
В общем, на дворе кризис, экономит на всём не только покупатель, но и производитель и тем более — барыги. И особенно — такой производитель, который не имеет ни имени, ни адреса, ни постоянной точки продажи. Например, продают у нас её без указания адреса, исключительно по звонку:
В других регионах (по объявлениям на Авито) встречал стоимость даже порядка 25 рублей за 5 литров! Да, щас делают деньги даже на моче…
Решил поискать в интернете что это такое и ужаснулся.
Ввиду сего безобразия, как всегда, решил я найти что-то альтернативное, но гарантированно качественное — когда нужно ехать или речь идёт о безопасности — стоимость не так важна. Нет, она важна, конечно, но — не так, как безопасность, здоровье и время.
Сначала я покупал концентрат от проверенного производителя качественных продуктов — это была жидкость (-70°С) Liqui Moly Antifrost Scheiben-Frostschutz Konzentrat (Артикул: 01120, Объем: 1 л, стоимость 210 руб.).
Таким образом, с помощью такого концентрата, я мог либо оперативно превратить кисель в бачке в бодрую жидкость, либо разводить концентрат в соответствии с текущей (предстоящей) погодой. Т.е. с помощью концентрата можно добиться такого состояния жижки, что можно спокойно ехать по трассе практически с любой скоростью и не иметь проблем с замерзанием стекломывающей жидкости.
Что бы исключить хотя бы один «минус» — высокий расход при очень низкой температуре (а эту зиму обещают быть очень холодной), на эту зиму я решил поискать такие же концентраты, но на неядовитом и невонючем этиловом спирте.
Как известно, этиловый спирт (этанол) в разбавленным состоянии абсолютно не ядовит и незамерзайки на его основе безвредны для органов дыхания и зрения. Как я уже говорил выше — в России этаноловые незамерзайки практически не производятся (а то водка подешевеет). Но, если у нас можно купить не производимое в России качественное моторное масло типа Amsoil, то так же можно купить и качественные незамерзайки.
Стоит помнить, что производимый сейчас в России (в Черноголовке) Sonax (так же как и другие иностранные производители, имеющие производство в России типа Алексинско-Обнинского Liqui Moly) — изопропиловый.
Стоимость у всех этих концентратов примерна сравнимая при равном объёме.
На пробу сначала заказал себе Sonax (артикул 332505). Концентрат (минус 50С) в ёмкости объёмом 5 литров, на этиловом спирте, сделано в Германии, рекомендовано компанией Hella, содержит глицерин, в комплекте удобная лейка, стоимость на момент покупки была 927 руб.