Кран отопителя 2101 шанс авто шаровый
Замена крана отопителя
Начну с предыстории:
дней 10 назад заметил, какие-то капельки жидкости на коврике пассажира. Погода была очень дождливая и я решил, что возможно где-то затекает вода с подкапотного пространства или с колёс при езде по лужам. Проехал так до Москвы и обратно в прошлую субботу, на улице сильных дождей уже не было, а каплей становилось всё больше и больше. Тогда решил всё-таки посмотреть уровень тосола в расширительном бачке, он оказался почти на минимуме (хотя месяц назад заливал 2 см выше минимума). До последнего момента я не верил, что дело в кране, но запустив машину я понял, что капельки летят именно оттуда.
Дальнейшие действия — для поездок в воскресенье под кран был подвешен сборник тосола из обрезанной бутылки, чтобы в случае, когда он наполнится залить обратно в расширительный и не расходовать тосол, да и чтобы в салоне не было лужи. Тосол выливался как при закрытом, так и при открытом кране, воскресенье отъездил, машину в гараж.
В понедельник пошёл в гараж в надежде найти там кран отопителя для замены — нашёл в пластмассовом корпусе выпуска 90-ых годов. Никакого доверия он не внушал. Тогда решил пойти в автомагазин, там имелось 3 вида кранов: обычный (диафрагменный), керамический (Россия), шаровой (Россия, «Шанс-Авто»). Был куплен именно шаровой вариант (самый дорогой и пользующийся популярностью по словам продавца). На неделе занимался изучением методов установки этого крана. В четверг вечером решил начать.
1-ый день установки (снятие старого крана):
Для начала отсоединил трубки с подкапотного пространства, слил лишний тосол через них.
Начал отсоединять кран: некоторые вещи мне открутить удалось, но вот например верхнюю гайку крепления к радиатору печки никак не получалось.
Было решено снимать вместе с радиатором. Для этого сначала без проблем снялась самодельная панель под магнитолу, потом сняв скобы, вытащил воздуховод с вентилятором печки и начал откручивать гайки со шпилек, на которых висит радиатор. Удовольствие это сомнительное, подлезть к ним очень сложно. В итоге радиатор был снят, с него было вычищено куча листвы, сосновых иголок и прочего мусора. После этого кран был тоже полностью отсоединён.
Посмотрев внимательно новый кран:
Сначала обнаруживаю, что отверстие под винт крепления тросика чуть больше, но это не беда, запас винтов у меня имеется. Начинаю закреплять кран на трубку, которая выведена под капот, не дохожу ещё до затяжки и … резьба в кране срывается. Начинаю его внимательно исследовать: в одно отверстие винт вкручивается перпендикулярно, в другое — под углом. Попытки пройти резьбу метчиком к успеху не привели. В голове перебирая все неприличные слова в адрес нашего производителя пришлось вернуться домой.
2-ой день (сборка и установка):
Пошёл с этим краном в автомагазин, без особого желания, но они обменяли мне его на новозавезенные керамические Master-Sport, которые на 15 руб. дороже. (Пришлось им сказать, что мне в субботу Дашу везти нужно, а то не поменяли бы 😉 )Заодно купил 3л тосола. В комлекте крана уже шли: 2 набора крепежа с опасными шайбами, крепление тросика и прокладки (прокладки были в комплекте и шарового крана, но их качество было значительно хуже). Кран с небольшими сложностями встал на место. Далее производилась сборка в обратном порядке.
Так выглядел кран Master-Sport:
Фотографий не делал, т.к. было не до этого, с трудом успел всё собрать до 10 вечера пятницы (а в субботу в 7 утра в Москву ехать на авто нужно было).
Итак, подведём итоги:
1) кран отопителя может потечь внезапно, даже если его не трогали, капли жидкости под ногами пассажира свидетельствуют об этом
2) при покупке крана российского производства внимательно проверяйте резьбу, лучше немного доплатить, но купить кран покачественнее
3) менять кран сложно, но можно. Общее потраченное время — часов 7 в гараже. Делалось на качество, а не на скорость. Вещевой ящик (бардачок) снимать не обязательно(обошёлся без этого). Полностью сливать тосол из системы — тоже. Без снятия радиатора печки кран будет заменить намного проблемнее, скорее всего потратится столько же времени, как со снятием и сборкой печки.
4) кран «Шанс-Авто», шаровой — 230 руб, кран MS, керамический — доплата 15 руб, 3л тосола — 210 руб. (покататься с Дашей — бесценно 😉 )
Замена краника отопителя ВАЗ-2101/07, керамический или шаровой?
Почти год назад я написал обширную запись о замене краника и вентилятора отопителя, сейчас хотел сделать на нее ссылку, пролистал весь БЖ … а статьи нет! Я аж растерялся, но всё в порядке, статью нашел через яндекс, она оказывается не в БЖ, а в блоге! Это в прошлый раз я ошибся и написал не туда, ну тогда начнем заново.
Почти год назад я менял вентилятор и краник отопителя и об этом написал в блоге. И там я писал о том, что в продаже есть три варианта краников — оригинальный, шаровой и керамический. Первый по понятным причинам отпадает, а вот два других как ругают, так и нахваливают. Тогда я взял шаровой, сегодня его меняю на керамический и не ради эксперимента, а потому что шаровой закис.
Шаровой кран хоть и лежал в красивой коробке и прокладки шли в комплекте, но сразу не понравилась регулировочная скоба, грубо вырезанная из жестянки о которую запросто можно порезаться и грубо отлитый корпус с заусенцами. Изделие было явно каким-то халтурным, но тем не менее я его взял и поставил и всю весну кран честно отработал, я его постоянно двигал, температуру регулировал, ну, а потом на лето он был закрыт, причем уже к этому моменту двигался туговато. И вот пришла осень, в машине захотелось тепла, но тут выяснилось, что кран закис окончательно — когда я попытался его открыть, то поехала оболочка тросика, собираясь в гармошку, а потом согнулась скоба на кране и тросик соскочил. Тогда я залез в недра побрызгал там на угад «вэдэшкой», а потом повернул таки кран пассатижами. Стало тепло, даже жарко, но регулировать кран пассатижами не очень удобно. В общем не прошло и года, а кран нужно снова менять. В памяти всплывает процесс замены, грустный вздох — копеечная деталь (в смысле цены), а сколько возни!
Вот та самая скоба, которую пришлось помучать пассатижами:
Ну что ж, шаровой уже был, теперь попробуем поставить керамический. Теперь, имея хоть какой-то опыт и знания в этом вопросе могу сказать, что у керамики перед шаром преимущество в том, что скоба легче движется, теоретически керамика, в отличии от шара не должна закисать. Конкретно тот кран что я купил выглядит солиднее, корпус отлит без заусенцев, скоба изготовлена из более прочного металла, запросто так не согнется и края обработаны, так что не грозит порезать пальцы. Есть подозрение, что у керамики меньше проходное отверстие (их тут два и в сумме они должны давать такое же проходное сечение как у шарового), но на вид оценить сложно из-за их формы. С шаровым проще — он открывается полностью, там это видно. Есть подозрение, что полностью открытый керамический кран может быть немного «холоднее» шарового, но это пока теоретически, впрочем для Москвы это не очень и важно, тут такие зимы (сегодня 21 декабря и на улице +9) что хватает любого крана, куда больше интересует надежность и долговечность ибо мне совсем не хочется освежать навыки замены этого крана по 2 раза в год.
На счет надежности, вполне может быть так, что я сейчас сравниваю кривой «колхозный» кран, а может и вовсе поддельный с нормальным керамическим. Но что есть то есть, на данный момент рекомендую керамический.
Кстати вот как выглядят основные элементы кранов:
Шаровой (почти полностью открыт, видна чуть-чуть часть шара):
Керамический — два окна, которые при повороте скобы закрываются шторкой:
Была у меня мысль и вовсе не трогать открытый кран, а смонтировать другой, под капотом, протянув туда трос управления, например от 2108 (правда он довольно громоздкий), а может и вовсе иномарочный, с управлением вакуумом и контроллером с датчиком температуры или от 2110 с термометром на потолке и авторегулировкой. … Но нет, прочь эти мысли, ну нафиг, поставлю обычный, хрен уж с ним, не хочется ничего городить тут и переделывать.
Вот что будем ставить:
Теперь быстренько нужно разобрать полмашины. А именно снять полочку в ногах пассажира, вынуть бардачок, вынуть правую решетку вентиляции и снять воздуховод.
Воздуховод… О нем отдельно. Первый раз я помню как его снимал и выдрал вместе с заслонкой, поэтому на этот раз старался действовать аккуратнее. Старался старался, отщелкунул вроде всё, потянул и все равно воздуховод потащил за корпус заслонки, видимо не расщеклнулось где-то, причем на этот раз ушко, за которое тяга открывает заслонку сломалось. Собственно осторожность была нужна как раз затем, чтобы не сломать это ушко. Когда не знал про это в прошлый раз и действовал по наитию и то аккуратнее получилось!
Ладно, чего уж теперь, все равно надо доделывать. Кран теперь вот он — перед глазами, бери и снимай, но! Помня о том, что после откручивания нижнего болта гайка, в которую он вворачивается падает в недра отопителя, я заранее отщелкнул две скобы, раздвинул половинки корпуса отопителя и через образовавшуюся щель заклеил снизу скотчем пространство под болтами краника. Вот на фото там кусочек скотча торчит.
Теперь нужно под капотом отсоединить шланги отопителя, к верхнему патрубку подсоединить любой подходящий шланг (у меня был запасной от расширительного бачка) и продуть радиатор от остатков тосола. Тогда сняв следующим этапом кран, в салон не прольется ни капли.
Дальше выворачиваем два болта и снимаем кран.Откручиваем от него короткий патрубок и прикручиваем его к новому крану с новой прокладкой.
Пока разбирал, попробовал старый кран покрутить пассатижами — движется, но очень тяжело, да еще и у скобы огромный люфт, усилие явно велико и железо гнется. В общем в утиль.
Теперь ставим новый кран с новой прокладкой, вынимаю скотч и защелкиваю корпус отопителя, подсоединяю и регулирую трос управления краном. Надеваю обратно шланги под капотом и … пока всё. Заслонка то поломана!
Поехал в автозапчасти. В мелких такой ерунды вообще не продается, в крупном магазине «Планета железяка» заслонка была только левая, а мне нужна правая. Полез в интернет на свой любимый в этом плане сайт avtoall.ru, по поиску как «заслонка» ничего нужного не нашел, решил поискать через электронный каталог, но почему-то в каталоге в разделе «отопитель» эта запчасть не обозначена, хотя и нарисована. Учитывая что всё делалось на маленьком экране телефона, то разбираться с каталогом быстро надоело, взял каталожный номер со сломанной детали и вбил в поиск по сайту — ничего не нашлось, тогда вбил этот же номер в яндекс, и через него нашел нужную деталь, к своему удивлению на том же сайте avtoall.ru. Почему их встроенный поиск не находит — не понятно. Посмотрел в каких магазинах деталь есть в наличии и поехал в ближайший (им оказался магазин на 6-ом километре МКАД). Оказалось, что заслонки продаются только комплектом — правая и левая и называются «соплами», цена комплекта 90 рублей.
Ну теперь осталось вернуться и всё собрать.
Сразу скажу, что новый, нормально работающий кран сразу делает климат в машине комфортнее! С открытым постоянно было жарко, приходилось открывать окна, ноги при этом все равно раскалялись, а прикрывая воздушную заслонку средней ручкой нужно выключать вентилятор отопителя (по инструкции), так как может сгореть резистор медленной скорости, да и сам вентиляторе от перегрева. А если на стоящей машине выключить вентилятор — начинают окна запотевать, тогда нужно его включить и открыть окно. В общем чтобы добиться нормального микроклимата, нужно постоянно двигать заслонку, включать и выключать вентилятор, открывать и закрывать окно.
А теперь же снова красота! Отрегулировал температуру как нужно и всё, вентилятор постоянно урчит, заслонка открыта и всё нормально, окна открывать не требуется. В общем полученный комфорт стоит тех усилий, чтобы заменить этот чертов кран и им пользоваться, а не только открывать осенью, а закрывать весной.