Красный автомобиль кавказская пленница
Камера, мотор: 10 ярких автомобилей из советских комедий
В советские времена съемки в кино считались очень престижными, и известным режиссерам без особого труда удавалось доставать не только новые отечественные машины, но даже прототипы и иномарки. Для большинства советских зрителей это был единственный шанс увидеть столь необычные транспортные средства.
Красный кабриолет, на котором в «Кавказской пленнице» разъезжала знаменитая троица, принадлежал Юрию Никулину. К 1966 г., когда проходили съемки, от оригинального Adler Trumpf конца тридцатых мало что осталось — переднеприводное шасси поменяли на подвеску и агрегаты заднеприводного «Москвича-400». Номерной знак 91-63 ЮАР позволяет узнать, что машина была зарегистрирована в Подмосковье на частное лицо в период 1959–1960 годов. Именно эта машина вдохновила скульптора Александра Рукавишникова на создание бронзовой статуи у Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.
«Где этот чертов инвалид?» — еще одна крылатая фраза советского кинематографа. Именно фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» инвалидная мотоколяска обязана прозвищем «моргуновка». По сюжету, банда Труса, Балбеса и Бывалого ездила на открытой мотоколяске даже зимой, а для маневров и разворота использовала собственную мускульную силу. Говорят, что это не трюки: и разворот машины руками, и прыжки внутрь на ходу актеры выполняли самостоятельно.
Герои романтической довоенной комедии «Сердца четырех» 1941 г. едут на нескольких машинах, но основные события разворачиваются в Ford Prefect 93А. «Это наша новая машина. Она еще на испытании», — говорит один из водителей. Доцент математики Галина садится за руль, ловко управляется с малоизвестной иномаркой, преодолевает бездорожье и отпускает язвительные фразы в отношении Петра Колчина, к которому на самом деле питает симпатию. Путь машина заканчивает в маленьком озере, но после небольшого ремонта продолжает ехать. «Товарищ Мурашова все делает сама — сама ломает, сама чинит», — замечает Колчин, одним движением возвращая машину к жизни.
Стамбульская часть комедии «Бриллиантовая рука» снималась на улочках старого центра Баку, и для создания антуража настоящего иностранного города туда свезли целый ряд иномарок. В кадрах мелькают округлая Tatra 603, белый Oldsmobile Super 88 и двухцветный Opel Kapitan, но самой интересной из машин картины был Chevrolet Two-Ten 2103 1953 г. в., который очень часто встречался и в американских кинолентах тех времен. Chevrolet серии 210 выпускался с 1953 по 1957 г., но в кино фигурирует модель первого поколения, выпускавшаяся до 1954 года. Одна такая ездила по Москве.
Пожалуй, самый шикарный автомобиль советского кинематографа 1960-х появился в фильме «Королева бензоколонки». Cadillac Series 62 de Ville 1956 г. снялся в маленьком эпизоде, но запоминается надолго — на машине приезжают то ли иностранные туристы, то ли стиляги, разминаются во время заправки, причем девушка крутит обруч. «Прибор для стройности фигуры», — комментирует Панас Петрович. Машина в фильме — седан четвертого поколения образца 1956 года.
Главной машиной комедии «Бриллиантовая рука» считалась «Волга» ГАЗ-21, но в самом конце появляется красный «Москвич-408» в экспортном четырехфарном исполнении, который прежде в кругу друзей нахваливает законспирированный шеф контрабандистов: «Новая модель!» Доподлинно неизвестно, предполагался ли в те годы какой-либо продакт-плейсмент, но фильм вышел на экраны в 1968 г., когда новой моделью уже считался «Москвич-412» с более мощным двигателем и другим кузовом.
«Мусик хочет водочки», — именно этой фразой конторского начальника Василия Комаринского многим запомнилась милая комедия «Девушка без адреса». Одним из центральных эпизодов картины стало ДТП с участием главной героини. Провинциалку Катю Иванову, зазевавшуюся на дороге, сбивает «Москвич-402», которым управляла деловая и основательная жена Мусика Раиса Комаринская — еще один момент, хорошо запомнившийся советским зрителям. Точно определить модель можно по году выпуска ленты — картина вышла на экраны в 1957 г., а выпуск 407-го седана следующего поколения начался только в 1958 году.
«Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон», «Бриллиантовая рука» — двадцать первая «Волга» была главной машиной советского кинематографа шестидесятых. Но лучше всего гамма седанов и их возможности были продемонстрированы в черно-белом фильме «Берегись автомобиля», где машины ездили по бездорожью и совершали очень сложные трюки. Автомобиль, снятый в картине, принадлежал «Мосфильму» и был задействован в ряде других фильмов — его же водили герои Папанова в «Бриллиантовой руке» и Ефремова в «Трех тополях на Плющихе». А исполнитель главной роли Иннокентий Смоктуновский специально для съемок в фильме «Берегись автомобиля» получил права.
Кажущаяся удивительной сегодня конструкция в 1960-х была довольно привычной на советских дорогах, причем именно в показанном в «Кавказской пленнице» исполнении: сверхмодный в Европе бескапотный тягач с прицепом-холодильником. Замерзшие Трус, Балбес и Бывалый наглядно демонстрировали мощность холодильной установки автопоезда. СССР массово закупал такие машины в Чехии с середины 1960-х, а сам грузовик слыл очень надежным. На такой же машине едут герои фильма «В Москве проездом», «Погоня с преследованием» и «Королева бензоколонки».
В фильме 1962 г. «Королева бензоколонки» представлен чуть ли не весь советский автопарк того времени, но самым необычным транспортным средством был футуристический автобус «Украина», который по сценарию курсировал между Киевом и Ялтой. На самом деле в фильме снимался не серийный продукт, а концепт, созданный в количестве двух экземпляров. Автобус имел панорамные стекла, несущий кузов, пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля и кресла самолетного типа. В серию эта машина не пошла.
Персонаж «Золотого теленка» Козлевич утверждал, что владеет автомобилем Lorraine-Dietrich, но по сюжету книги его конструкция представляла собой нечто вроде самоделки. Под описание вполне подходит Panhard & Levassor B1 15 CV Tonneau 1902 г., а автоисторик Юрий Долматовский предполагал, что «Антилопа-Гну» является одной из моделей Fiat не позже 1908 года. Но в советской комедии 1968 г. сняли самодельный автомобиль, построенный конструктором и журналистом Львом Шугуровым. Экранный автомобиль напоминал целый ряд конструкций конца 1900-х гг., но далеко не полностью соответствовал книжному описанию. Аналогичный подход использовали создатели российского сериала «Золотой теленок» 2006 года.
Советские и иностранные машины в комедиях Леонида Гайдая
Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» – фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени…
«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.
Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Алексей Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.
Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.
На фото: ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)
После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.
В следующей же сцене в кадре появляются три ГАЗ-51 различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.
Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.
На фото: т рамвай Татра т3
Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.
На фото: РАФ-10, ЗИМ (ГАЗ-12)
В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.
Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.
В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.
Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма «Кавказская пленница»
По преданию, всё началось с идеи создать прицеп – кемпер, постепенно трансформировавшейся в микроавтобус со стеклопластиковым кузовом. Проектировали «Старт» на Северодонецком авторемонтном заводе (САРБ), под руководством инженера Г.Дьяченко, который до этого уже успел создать один самодельный автомобиль с кузовом из пластика. Над дизайном «Старта» работал Ю. Андрос. На фото он крайний слева.
Активное участие в проекте принимал главный инженер Луганского автотреста А. Иванов, а изначальная идея принадлежала А. Антонову, большому начальнику из Луганска, он заведовал автохозяйством области, по сути. Хорошая, надо сказать идея, да и исполнение на должном уровне, за исключением отдельных неприятных моментов, о которых поговорим чуть позже.
Большая заслуга Антонова и в том, что проект вообще воплотился в жизнь, ведь комплектующие для ГАЗ-21 были в большом дефиците, и начальник по своим каналам «решал вопросы» из поставки в Северодонецк.
Технической базой для «Старта» послужила «Волга» 21-й модели. От ней взяли переднюю подвеску, двигатель и коробку передач, задний мост, электрооборудование, в том числе передние и задние фонари, элементы салона, в том числе щиток приборов, рулевой механизм и тормозную систему.
Кузов из стеклопластика не мог нести нагрузку, поэтому машину строили на рамной основе. Усилители панелей кузова – деревянные. Мотор сместили за переднюю ось, получилась почти среднемоторная компоновка, но зато удалось упростить карданный вал, он стал одинарным, без подвесного подшипника.
Ветровое стекло взяли от УАЗ-452. Оно же выполняет и роль заднего.
Очень нестандартным решением для минивэна стал отдельный багажник в задней части машины. Он добавлял силуэту особого шарма. Вообще, надо отметить великолепный для своего времени дизайн автомобиля.
В салоне 10 мест, включая водительское. Задний диван рассчитан на трёх человек, все остальные кресла одноместные. В передней части салона, по центру находится столик, под ним – двигатель. Справа у единственной двери пассажирского салона было опциональное, одиннадцатое место, небольшое откидывающееся сиденье.
Отдельно надо сказать об эргономике места водителя. Вернее, полном её отсутствии. Ноги водителя фактически упираются в панель приборов. Если водитель низкорослый, то ногам удобнее, но тогда тяжело крутить руль. Гидроусилителя там нет. Привод тормозов так же лишен каких либо усилителей. Всё как на «двадцать первой».
Штучное производство началось к концу 1963 года. Каждая машина – продукт ручной работы, каждый кузов делали вручную. Несколько машин даже отправили на испытание в Москву, в надежде дать проекту по-настоящему большое будущее, но увы.
На испытаниях в естественных, так сказать условиях, в том числе в качестве маршрутного такси, быстро вылезли все «детские болезни» конструкции, недостаточная прочность кузова, неудобное место водителя, и еще масса проблем.
К тому же цена каждого экземпляра микроавтобуса из Северодонецка почти вдвое превышала стоимость обычной «Волги», машины, которая сама по себе была не дешевой.
В общем, большого будущего у «Старта» не вышло, а к середине 1960-х сменилось место работы у главного снабженца волговскими агрегатами, Антонова. Его повысили и перевели в соседнюю область. Начались перебои с поставками комплектующих.
За всё время производства, которое прекратилось в 1970 году, по разным данным было собрано от 110 до 150 экземпляров. Дело в том, что «Старт» пытались выпускать, помимо САРБа еще и на Луганском автосборочном заводе, на одной из автобаз в Донецке и даже в Житомирской области.
Машины, собранные на Луганском автосборочном заводе имеют характерные отличия – наклонную среднюю стойку и боковое стекло измененной формы, другой вид передней панели, передние фонари уже не от ГАЗ-21.
Практически все микроавтобусы работали по месту своего производства, и в большой стране могли остаться незамеченными, если бы не легендарный фильм «Кавказская пленница», в самом конце которого главная героиня уезжает на «Старте».
До наших дней уцелело менее десятка оригинальных «Стартов» в разном состоянии, и, насколько мне известно, сделана одна реплика, которая экспонируется в «Мастерской Шаманского».
SSR в ремейке фильма времен СССР.
В Крыму, в горах над Ялтой снялся фильм «Кавказская пленница-2 или Самые новые приключения Шурика»
Единственный отечественный фильм где в сюжете фигурирует редкий гость наших дорог Chevrolet SSR. О провале картины свидетельствуют многочисленные отзывы и критика посмотревших эту картину, поэтому о фильме минимум информации, а речь пойдет о машине снявшейся в ремейке.
Продюсер и режиссер Максим Воронков в последующем интервью признался, что машина Chevrolet SSR была предоставлена для съемок одним из инвесторов ремейка картины.
По сценарию связанную спортсменку- красавицу в исполнении Насти Задорожной, троица авантюристов- Трус, Балбес и Бывалый ( Семен Стругачев, Николай Добрынин, Сергей Степанченко ) возят на красном кабриолете Chevrolet SSR по горному серпантину, иногда съезжая по бездорожью крутых склонов. Каждому из актеров на съемках фильма приходилось порулить красавцем SSR.
В картине по сюжету автомобиль Эдика марки Chevrolet SSR ведет себя так же безобразно, как ГАЗ-55 в оригинале.
По стечению обстоятельств через несколько дней после выхода фильма в iTunes, General Motors объявила о прекращении продаж автомобилей Chevrolet на территории РФ.
«Народный автомобиль» для «Кавказской пленницы»
Думаю, каждый помнит красный автомобиль, который сыграл не последнюю роль в вышеупомянутом фильме? Мало того, что кабриолеты не особо характерны для отечественного автопрома. Так и с идентификацией производителя порой возникают определённые проблемы!
Можно встретить заявления, что «пленницу» похищали на «Москвиче». Однако даже беглого взгляда на кабриолет от МЗМА достаточно, чтобы понять — Бывалый заснул за баранкой явно другой машины.
Так что же это за кабриолет, за приключениями «экипажа» которого наблюдали и наблюдают миллионы зрителей?
История эта началась в далёком 1931 году. Тогда в немецкую фирму Adler был приглашён талантливый конструктор Ханс Рёр (Hans Gustav Röhr). Он был действительно неплохим инженером и даже дельцом. Тем не менее, маленькое автопроизводство, которым он владел, быстро сгинуло с началом Великой Депрессии.
Но чутья Рёр не утратил. Он быстро смекнул, что в условиях экономического кризиса народу нужен компактный и неприхотливый автомобиль. При этом он должен быть достаточно «симпатичным» и удобным для того, чтобы на нём не зазорно было и на работу мотаться, и даму в театр свозить, и за город семьёй выехать.
И вскоре в женевском «Palais des Expositions», где проходил небезызвестный автосалон, был представлен миру новый шедевр немецкого автопрома: Adler Trumpf.
Этот компактный автомобиль одним из первых в Европе получил передний привод. Кроме того, он оснащался экономичным мотором и продавался в разных корпусах — купе, седан (в Германии его называли «лимузин»)… И кабриолет, да.
А ещё через пару лет с конвейера сошёл первый Adler Trumpf Junior — «уменьшенная» версия вышеобозначенного автомобиля. Он сразу пришёлся по душе немецкому покупателю. Низкая цена, экономичность, надёжность, приятный внешний вид — всё, чем можно было привлечь потенциального автовладельца, «юниор» располагал. К тому же, он сохранил преемственность со «старшим братом» как в обслуживании, так и в производстве. Даже гамма кузовов осталась неизменной. А вот двигатель покупателю выбирать не приходилось — исключительно 995 куб. см, 25 л.с.
Интересный факт. Иногда эту машину называют не Adler Trumpf, а Adler Triumph. Это неверно. Этот «Адлер» назывался именно Trumpf, т.е. «козырь». А Trumpf Junior, что очевидно, это «младший козырь».
Обратил внимание на новинку и новый рейхсканцлер. Да, вы правильно поняли, о ком идёт речь. Увидев Adler Trumpf Junior, он быстро смекнул — да перед ним же настоящий «народный автомобиль»! Да любой бюргер при первой же возможности отхватит себе такую машину за какие-то 3500 (цена за автомобиль в базовой комплектации, без учёта НДС и страховки) рейхсмарок! В дальнейшем, по мере «разгонки» производства, цена постепенно уменьшалась.
Всего сборочный цех покинуло чуть более 100 тыс. таких автомобильчиков. Часто указывается цифра в 102 840 экз. Таким образом, годовое производство (с 1934 по 1941 г.г.) «юниоров» было вдвое ниже, нежели «опель-кадеттов». Что поделать! Даже несмотря на субсидии правительства, производственные мощности фирмы «Адлер» оставались достаточно скромными. Кроме того, под маркой Adler выпускались и другие автомобили, а также мотоциклы (тоже весьма демократичные по сочетанию «цена-качество»), пишущие машинки и другой механический ширпотреб.
Интересный факт. В «Золотом телёнке» от Ильфа и Петрова упоминается печатная машинка «Адлер».
Ну а вскоре после барбекю возле Фюрербункера, «юниоры» потянулись на восток. Уж очень полюбилась эта машина офицерам Красной Армии. В СССР было доставлено свыше 10 тыс. исправных Adler Trumpf и Adler Trumpf Junior. И это не считая тех, которые ввозились исключительно ради запчастей.
Конечно, «доноров» быстро перестало хватать. Зато многие умельцы приловчились устанавливать на «адлеры» узлы и даже целые агрегаты от «москвича». Вот такой «кастом-кар» и оказался однажды в руках Юрия Никулина. И именно он предстаёт перед нами в фильме «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика».
Что касается оленя на капоте этой машины, то нужно понимать — это отдельный сатирический элемент.
Разумеется, он не имеет никакого отношения ни к «адлеру», ни к «москвичу». Такого металлического зверя изначально носили 21-е «Волги». Однако, к моменту выхода в тираж 3-й серии этого автомобиля, было решено «поголовье» проредить. Дело в том, что однажды стало ясно: при столкновении с пешеходом, эта зверушка устраивала знатный кишковорот. С тех пор на ГАЗе не ставили оленей на капоты «Волг».
Тут же началась «охота на оленей». Известны случаи, когда такие фигурки свинчивали, а то и даже срывали с капотов прямо среди бела дня! Причём — не всегда для того, чтобы установить на собственную «Волгу». Частенько их использовали как литейные модели для кустарного изготовления многочисленных копий и соответствующей продажи. От желающих установить «зверя» вместо «капли» долгое время не было отбоя. Кроме того, оленей порой прикручивали к капотам машин, которые никакого отношения к «Волгам» не имели. Что мы, собственно, и видим на фото выше.
Больше того. Бывало, отливали эти фигурки по моделям, воссозданным по фотографиям, рисункам, а то и просто по памяти. Часто такие поделки имели очень отдалённое сходство с оригиналом. Но и они пользовались спросом.
Вот такой бизнес по-советски.
Что касается самого «адлера», то он, судя по всему, пришёл в полную негодность вскоре после съёмок. Впрочем, Никулин, получивший за фильм больше четырёх тысяч ещё тех рублей, уже мог позволить себе куда более современный транспорт…
Если материал вам понравился, вы можете мотивировать автора на новый, поставив «лайк рублём» на карту Сбербанка 2202 2003 4563 9171. Поверьте, кружечка пива во здравие читателя здорово мотивирует.
Огромная благодарность коллегам из пабликов МЛК&А и Cat_Сat.