Краз 255б грузовой автомобиль завод

«Лаптежнику» — 50: история КрАЗ-255Б

«Лаптежником» КрАЗ-255Б прозвали за установленные на нем широкопрофильные шины ВИ-3 переменного давления. Машина оказалась долгожителем — продержалась на конвейере 26 лет. За это время было выпущено 160 372 грузовика в различных модификациях и назначениях

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

В июле 1967 года КрАЗ-255Б встал на конвейер Кременчугского автозавода, где продер-жался до 1993 г. За это время было выпущено 160 732 автомобиля семейства КрАЗ-255Б/Б1, из них только в экспортно-тропическом исполнении предприятие продало за границу более 30 000 экз. А сколько шасси было экспортировано в составе различных специальных изделий, знают только архивы ВО «Автоэкспорт» и засекреченных управлений ГКЭС СССР. Наибольший выпуск автомобилей этой серии пришелся на 1978–1987 гг., когда ежегодно с конвейера сходило по 7500–8000 ед.

Появившаяся тогда новинка внешне мало отличалась от своего предшественника КрАЗ-214Б. Разве что бросались в глаза установленные на ней широкие шины, словно лапти. Откуда и пошло прозвище «лаптежник».

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Седельный тягач КрАЗ-255В (1968) для буксировки специальных полуприцепов, в том числе и с пусковыми установками

На самом деле шину разрабатывали для совершенно другого автомобиля — опытного КрАЗ-253. Полученные в ходе испытаний этого грузовика результаты показали, что новая шина имеет значительно более высокие характеристики, чем зарубежные аналоги. Это и стало тем отправным моментом, который привел к ее установке на КрАЗ-255Б вместе с новой ступичной частью.

К слову, в создании этой широкопрофильной шины участвовали, кроме «КрАЗа», Научноисследовательский институт шинной промышленности (НИИШП) и Воронежский шинный завод. Последний, собственно, и освоил ее серийное производство, присвоив шине обозначение ВИ-3.

Именно поэтому КрАЗ-255Б в наследство от КрАЗ-253 получил централизованную систему регулирования давления в шинах, управляемую из кабины. В случае необходимости, например при движении по снегу или слабым грунтам (песок, болотистая местность), водитель мог в течение нескольких минут изменить давление с 3,8 до 1 атм.

Проходимость автомобиля при этом резко повышалась. При снижении давления под действием массы автомобиля шина, сплющиваясь, увеличивала пятно контакта. В результате удельное давление колеса на грунт уменьшалось. Проходимости автомобиля способствовали и мощные грунтозацепы протектора.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

«Лаптежник» на конвейере

Однако централизованная система регулирования давления в шине имела еще одно преимущество. При проколе или пулевых прострелах она компенсировала утечку воздуха. Компрессор поддерживал нужное внутреннее давление в шине, и машина могла двигаться в таком режиме десятки километров.

Важным отличием от предшественника была установка более мощного V-образного 8-цилиндрового двигателя ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Он позволял заметно улучшить динамику и тяговые свойства машины. Так, максимальная скорость выросла с 55 до 70 км/ч, а грузоподъемность с 7 до 7,5 т.

КрАЗ-255Б послужил основой для разного рода модификаций и базой для установки различного специального оборудования. На основе КрАЗ-255Б были разработаны как обычные седельные тягачи (КрАЗ255В), так и вариант для работы в составе активного автопоезда (КрАЗ-255Д + ММЗ-881). Для работы в условиях Крайнего Севера была подготовлена модификация КрАЗ-255БС.

В качестве эксперимента на КрАЗ-255Б пытались установить газотурбинную силовую установку ГАЗ-99. По заказу военных был разработан армейский грузовик КрАЗ-255БМ. Его главным отличием было использование многотопливного дизеля.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Лесовоз КрАЗ-255Л (1969). На фото показано более позднее исполнение

«Лаптежник» послужил основой для создания лесовоза КрАЗ-255Л. В сцепке с полуприцепом-роспуском ТМЗ-803 лесовоз мог перевозить до 40 м 3 древесины и вывозить лес в хлыстах от 18 до 30 м по просекам, где ранее работали лишь гусеничные трелевочные тракторы.

На шасси КрАЗ-255Б монтировались автоцистерны (АЦ-8,5-255Б), оборудование для топливозаправщиков (ТЗА-8-255Б), автокраны (КС-3572) и экскаваторы (ЭОВ-4421), пожарное оборудование, а также специальные надстройки по заказам нефтедобывающей отрасли. Автомобиль использовался в качестве буксировщика трейлеров для перевозки негабаритных грузов и самолетов в аэропортах.

Особую роль машина играла в войсках. Ее использовали для буксировки артсистем, а также ракетных комплексов. На шасси устанавливалось оборудование для радиотехнических войск ПВО и понтонно-мостовой парк (ПМП).

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Инженерная техника. Шасси со сваебойным оборудованием для организации переправ

На последнем стоит остановиться чуть подробнее. Именно с появлением КрАЗ-255Б он стал намного компактнее и мобильнее. В состав ПМП входило 32 речных звена, четыре береговых, четыре выстилки и 16 буксирных катеров. Все это размещалось на 54 одиночных автомобилях, вместо 98 «зилов» с прицепами. К примеру, один КрАЗ-255Б перевозил одно звено, состоящее из двух средних и двух крайних понтонов, соединенных шарнирными соединениями. В транспортном положении звено находилось в сложенном виде.

Сборка наплавного моста проходила вдоль реки. Автомобили КрАЗ, выстроившись в ряд, задним ходом съезжали в воду. По команде каждый водитель освобождал стопор крепления звена на автомобиле, и оно по роликам съезжало в воду. Затем звено автоматически в течение минуты раскладывалось. Дальнейшая операция состояла в том, чтобы с помощью буксиров состыковать каждое звено в ленту моста. Время наводки 60-тонного моста в дневное время составляло 30 минут.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Экскаваторная надстройка ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-255Б

Комплект ПМП позволял соединять две ленты: параллельно или последовательно. При параллельном соединении ширина проезжей части составляла 6,5 м, что обеспечивало двустороннее движение. Грузоподъемность наведенного моста составляла 60 тонн, длина — 227 м. При последовательном соединении длина моста увеличивалась до 323 м, правда при этом его грузоподъемность уменьшалась до 20 тонн.

Кроме этого, на шасси КрАЗ-255Б для наведения переправ через неширокие реки монтировали тяжелый механизированный мост (ТММ). В его комплект входили четыре машины мостоукладчика. Длина мостовой фермы одной машины в раскрытом положении составляла 10,5 м. Из комплекта можно было собирать мостовые переправы длиной до 42 м.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Один из представителей ПМП, носитель буксирно-моторного катера

Только благодаря своим отменным качествам машина столь долго находилась на конвейере. Эксплуатационники ценили в КрАЗ-255Б высокую проходимость, необычайную прочность и неприхотливость в обслуживании. Сегодня, спустя более четверти века после снятия с производства, автомобили семейства КрАЗ-255Б можно встретить в странах СНГ, на горных серпантинах Индии, Афганистана, Ирана, в саваннах, песках и тропических джунглях Африки.

Кстати, за разработку конструкции этого грузовика и внедрение его в производство ВДНХ СССР отметило КрАЗ дипломом 1-й степени, а 15 сотрудников предприятия, в том числе конструкторский коллектив — золотыми, серебряными и бронзовыми медалями выставки. В 1970 г. на международной ярмарке в болгарском Пловдиве грузовик наградили золотой медалью и грамотой. Более поздний вариант КрАЗ255Б1 был отмечен Знаком качества.

Источник

Везде проедет КрАЗ по прозвищу «Лаптёжник»

Лучше всего эту машину характеризует поговорка – там, где танки не проедут, КРАЗ, на пузе, проползёт.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

КрАЗ – 255Б появился в далеком 1963 году, в виде экспериментальных разработок, а массовое производство было налажено в 1967-м, и до сих пор встречается кое-где, в основном, вдали от дорог общего пользования.

Основой этой машине послужил КрАЗ-214, своими корнями вообще уходивший к американскому танковому тягачу «Даймонд». 255-й напоминает своего предшественника, по большому счету, лишь внешним видом, сохранившимся без особых изменений капотом и деревянно-металлической кабиной, из-за которой всё семейство этих грузовиков называлось «деревянными».

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Под капотом стоит мощный дизельный V8, ярославский двигатель ЯМЗ-238, мощностью 240 л.с. и колоссальным крутящим моментом в 1765 Н.м.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Существенное отличие от предшественника, с его двухтактным «американским» ЯАЗ-206 мощностью около 160 «лошадок».

При этом он достаточно экономичный, средний расход топлива около 40 литров на 100 км.

Двухдисковое сухое сцепление с промежуточной плитой передает крутящий момент на пятиступенчатую коробку передач, далее идет раздатка и три ведущих моста. Пять карданных валов в трансмиссии значительно повышали живучесть машины, ведь каждый мост имел свой, независимый от других привод.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Грузовик «обут» в огромные покрышки размерностью 1300х530-533, из-за чего и получил своё прозвище. Давление в шинах можно регулировать с места водителя, как и перекрывать подачу воздуха на безнадёжно испорченную покрышку.

Ошиновка односкатная, но даже с этим учетом «лаптёжник» считается негабаритом, ведь его ширина составляет 2750 мм (при допустимых 2550 мм) и для движения по загруженным дорогам общего пользования на этой машине нужен соответствующий допуск.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Впрочем, асфальтовое покрытие – не его стихия, машина уверенно чувствует себя там, где асфальта нет, никогда не было, и не будет. Машина широко использовалась как военными, так и гражданскими службами. На шасси КрАЗ – 255Б монтировались автокраны и экскаваторы, буровые вышки для геологоразведки полезных ископаемых, тяжелые аэродромные топливозаправщики, всевозможная аэродромная техника и МЧС, в том числе даже мобильные понтонные мосты.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Тягач на базе «лаптёжника» просто незаменим на лесозаготовках в качестве лесовоза.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Или эвакуатора других грузовиков.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Но самым необычным применением «лаптёжника» является, пожалуй, свадебный автомобиль. Но это, понятное дело, не заводская модификация, а дело рук умельцев, судя по фото, из Германии.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

КрАЗ – 255Б может везти на себе до 7.5 тонн груза или установленного оборудования. Полный вес загруженной машины 19450 кг, может буксировать прицеп весом 10 тонн по пересеченной местности, а по ровной дороге – весом 25 тонн.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Седельный тягач (модификация КрАЗ – 255В) может работать с полуприцепами весом до 26 тонн. Наверное многие хоть раз видели, как этот трудяга медленно, но уверенно тянет тяжелый трейлер, груженный бульдозером, экскаватором или другой строительной техникой.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Ценили «лаптёжник» не только в СССР, но и за его пределами, машина экспортировалась более чем в 45 стран мира, кое-где они и до сих пор работают, в том числе, в войсках миротворческого контингента ООН.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

В 1975 году «лаптёжник» был удостоен Государственного знака качества, производился до 1993 года. Машина давно уже была морально устаревшей, но простой и выносливой, поэтому заказы на неё продолжали поступать.

Всего за 30 лет производства собрали почти 161 тысяч грузовиков, примерно четверть из них ушла на экспорт.

Возможно вам так же будет интересно узнать о танковом тягаче Diamond T 980

Источник

Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

На досуге Отслеживать:

КрАЗ-255Б — легенда о «Лаптежнике»

Этот грузовик по праву считается одним из лучших советских тяжелых внедорожников. Он же — один из символов Кременчугского автомобильного завода и одно из самых массовых его изделий. Речь о знаменитом «Лаптежнике» КрАЗ-255Б.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Один из первых серийных грузовиков КрАЗ-255Б в выставочной окраске. Характерных «скворечников» на крыльях еще нет. Неотъемлемой чертой внешнего облика они станут с начала 1970-х

Почти двадцать лет прошло с того момента, как КрАЗ-255Б был снят с производства. Но довольно большое количество этих грузовиков до сих пор в эксплуатации. А первые такие КрАЗы сошли с конвейера 45 лет назад.

Необходимость замены довольно удачной для своего времени, но постепенно перестающей отвечать ряду требований модели КрАЗ-214Б назрела уже к середине 1960-х гг. К 1967 г. к серийному выпуску нового тяжелого полноприводного трехосного КрАЗа все было готово. Какие же изменения были внесены в конструкцию?

Самым заметным внешним отличием стали лишь новые широкопрофильные шины. Однако большинство изменений было скрыто внутри. На смену двухтактному шестицилиндровому рядному дизелю пришел V-образный четырехтактный восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238. Новый мотор был мощнее и экономичнее.

Вот лишь некоторые данные — максимальная скорость выросла с 55 до 70 км/час, а расход топлива упал со 120 до 70 л/100 км. Кроме этого, при сравнительно одинаковой снаряженной массе грузоподъемность КрАЗ-255Б была увеличена на полтонны.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод

Возросли и параметры проходимости. Главную роль здесь сыграли те самые «лапти», давшие грузовику прозвище, — широкопрофильные шины переменного давления модели ВИ-3 размерностью 1300х530–533. Именно благодаря специфическому внешнему виду этих шин внедорожник КрАЗ-255Б и вошел в историю под именем «Лаптежник».

Но на одной лишь ширине резины и рисунке протектора «колесные инновации» не закончились. На 255-й модели впервые в истории автомобилей КрАЗ была применена централизованная система регулирования давления в шинах, управляемая с рабочего места водителя. При необходимости, например, при движении по снегу и другим слабонесущим грунтам, водитель мог в течение нескольких минут снизить давление в шинах — с 3,8 до 1,0 атм. При снижении давления шины на опорную поверхность пятно контакта увеличивалось почти на 70%. В результате удельное давление колеса на грунт уменьшалось, а проходимость автомобиля увеличивалась. Собственно, в этом и есть смысл системы централизованного регулирования давления.

Спустя 12 лет после начала серийного производства на «Лаптежнике» будет внедрена и двухконтурная тормозная система.

Первый «собрат» у бортового грузовика появился в тот же год начала серийного производства. Речь о седельном тягаче КрАЗ-255В. При максимальной нагрузке на седло 8 т тягач мог буксировать полуприцепы полной массой до 26 т. Прежде всего, это трейлеры для перевозки гусеничной техники. Однако большое количество седельных тягачей КрАЗ уходило в войска, где они буксировали полуприцепы со специальным оборудованием, а также ракетным вооружением.

«Трио Лаптежников» окончательно сформировалось в мае 1969 г., когда с конвейера стал сходить лесовоз КрАЗ-255Л. На тот момент КрАЗ-255 был единственным полноприводным автомобилем Кременчугского автозавода, предназначенным исключительно для народного хозяйства. В составе с прицепом-роспуском ТМЗ‑803 производства Тавдинского машзавода лесовоз КрАЗ‑255Л мог перевозить до 40 м куб. леса-кругляка. В незагруженном состоянии прицеп-роспуск перевозился в сложенном состоянии непосредственно на тягаче.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Седельный тягач КрАЗ-255В

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Лесовоз КРАЗ-255Л был представлен в 1969 г.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Пожарный автомобиль ПАК-40 (255Б) 16650ПМ — это катер БМК-Т и его транспортер, переоборудованные на Торжокском ПО «Противопожарная техника»

В 1969 г. была создана еще одна любопытная модификация — северное исполнение, которому присвоили индекс КрАЗ-255БС. В серию эта машина не пошла, но одна из ее черт перешла на все последующие «Лаптежники». Речь здесь ни о чем ином, как о специальных надставках передних крыльев, в которых были спрятаны фары головного света. Надставки имели простую коробчатую форму, а на заводе их прозвали «скворечниками».

Почему «скворечниками»? Своими пустыми глазницами без оптики эти ящички и в самом деле напоминали «птичьи домики». Сегодня именно образ «Лаптежника» со «скворечниками» является каноническим. Самые первые КрАЗы-255Б с фарами и решеткой радиатора в стиле 214-й модели уже почти никто не помнит. А ведь если бы не экспериментальная северная версия, вполне возможно, что внешность не только «Лаптежников», но и всех КрАЗов 1970-х–1980-х гг. не получила бы одного из самых своих характерных элементов.

После «скворечников» на крыльях были установлены габаритные указатели в виде пружинного штыря с черным пластмассовым шариком на конце. Их называли «усами». При габаритах «Лаптежника» они помогали при маневрировании. После того, как на КрАЗ-255Б, КрАЗ-255В и КрАЗ-255Л стали устанавливать два широких прямоугольных зеркала заднего вида, классический образ «Лаптежника» был окончательно сформирован.

Не секрет, что «Лаптежник» создавался, прежде всего, для нужд Министерства обороны. Как это ни странно, но систем вооружений на шасси КрАЗ-255Б Советская Армия, можно сказать, не устанавливала. Зато «Лаптежник» стал, пожалуй, главным базовым грузовиком инженерных войск.

Каждая военная инженерная спецмашина, созданная на шасси КрАЗ-255Б, заслуживает отдельного рассказа. Опыт их применения был накоплен немалый. Один только понтонно-мостовой парк ПМП и его более поздний вариант ПМП-М чего стоят! В свое время эта система была лучшей в мире в своем классе. Этот парк состоял на вооружении стран участниц Варшавского договора. Но не только их! Понтонно-мостовой парк ПМП покупали даже «проклятые капиталисты». До сих пор ПМП служит, например, в вооруженных силах Финляндии. Не менее удачными инженерными спецмашинами были тяжелый механизированный мост ТММ, общевойсковой экскаватор ЭОВ-4421.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Экскаватор ЭОВ-4421 до сих пор используют не только инженерные войска стран СНГ, но миротворческие силы ООН

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Радиолокационный дальномер ПРВ-16Б, принадлежавший силам ПВО Чехословакии

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Речное звено понтонно-мостового парка ПМП Вооруженных сил Финляндии

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Береговое звено понтонно-мостового парка ПМП-М. Этот экземпляр служит в республиканском отряде специального назначения (РОСН) МЧС Беларуси

Также на базе «Лаптежника» были созданы топливозаправщики и уникальная аэродромная установка проверки гидросистем сверхтяжелых транспортных самолетов. Силы противовоздушной обороны использовали радиолокационные дальномеры, смонтированные на шасси КрАЗ-255Б. Седельные тягачи КрАЗ-255В трудились в ракетных войсках стратегического назначения, буксировали полуприцепы с ракетами ПВО.

Армии братских Советскому Союзу стран пошли еще дальше и строили на основе КрАЗ-255Б суррогатные бронетранспортеры. Так поступала, например, Ангола. В Республике Куба на шасси КрАЗ-255 создали самоходную артиллерийскую гаубицу с оригинальной бронированной кабиной. Северная Корея удлиняла раму «Лаптежникам» и на эту базу устанавливала пусковую установку зенитно-ракетного комплекса «Печора-2».

Отдельного рассказа заслуживает не только военная, но и зарубежная карьера «Лаптежника». Именно интересу со стороны зарубежных заказчиков в конце 1960-х КрАЗ-255Б обязан появившимся «разнообразием» цветовой палитры.

Дело в том, что поначалу серийный (выставочные не в счет) «Лаптежник» мог быть любого цвета, при условии, что этот цвет — защитный хаки. Но усилия В/О «Автоэкспорт» по продвижению грузовика на рынки «жарких» стран не прошли даром. Южный заказчик требовал соответствующий пустынный песочный колер. В итоге «Автоэкспорт» закупил где-то за границей большое количество песочной краски и с тех пор, начиная с модификаций КрАЗ‑255БЭ/БТ, все «Лаптежники» в экспортно-тропическом исполнении стали краситься в песочный цвет.

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Множество фан-траков на базе КрАЗ-255Б создано в Германии. Один из них успешно используют в качестве свадебного

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
В Венгрии на шасси КрАЗ-255Б установили фюзеляж от «кукурузника» Ан-2. Результатом стал эффектный шоу-стоппер для различных технических фестивалей

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
В 1980-х шведская фирма Bro AB по заказу «Совинтеравтосервиса» построила несколько эвакуаторов

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Один из частных польских эвакуаторов, созданных «народными умельцами»

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Самосвалы на базе КрАЗ-255Б сам завод не изготавливал, но число «конверсий» не так уж и мало. Этот экземпляр работает в Польше

Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть фото Краз 255б грузовой автомобиль завод. Смотреть картинку Краз 255б грузовой автомобиль завод. Картинка про Краз 255б грузовой автомобиль завод. Фото Краз 255б грузовой автомобиль завод
Шоу-трак KRAZy Crocodile, построенный непосредственно заводом КрАЗ

Официально «Лаптежники» поставлялись на рынки более 50 государств всех континентов, за исключением Австралии и Антарктиды. Много этих вездеходов в зарубежных странах на ходу и сегодня. Особенно их присутствие ощущается в Польше и Германии. После списания с военной службы немало этих автомобилей попало в частные руки. В Польше очень много этих грузовиков было переоборудовано в эвакуаторы, а в Германии построили немало фан-траков, которые участвуют в автошоу, возят туристов в горах и даже используются в качестве флагманских автомобилей свадебных кортежей.

До развала СССР Кременчугский автомобильный завод изготовил и поставил в Советскую Армию, страны Варшавского Договора, а также в армии других государств мира почти 82 000 армейских автомобилей КрАЗ-255Б/Б1.

Рекордным был 1981 г., когда КрАЗ Министерству Обороны и на экспорт отгрузил 5 591 автомобиль КрАЗ-255Б1. Всего Кременчугским автомобильным заводом было изготовлено 197 155 машин этого семейства.

После того, как Советский союз прекратил свое существование, «Лаптежник» оставался на конвейере еще два года. С производства эти автомобили КрАЗ снял по собственной инициативе в 1993 г., окончательно освободив дорогу вездеходам нового поколения.

Если взять общее количество изготовленных автомобилей семейства КрАЗ-255Б, то эта цифра составит почти четверть от всего объема всех КрАЗов, выпущенных в Кременчуге в советский период. «Лаптежник» — это один из самых удачных КрАЗов всех времен и по праву считается одним из символов завода и, по сути, является олицетворением Кременчугской марки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *