Краз 257 грузовой автомобиль
КрАЗ 257
КрАЗ 257 – тяжелый 3-осный грузовой автомобиль с повышенной проходимостью, выпускавшийся Кременчугским автозаводом (Украина). Серийное производство модели продолжалось с 1965 по 1995 годы. За 30 лет существования техника пережила несколько серьезных модернизаций и изменений.
Разработка КрАЗ 257 стартовала в 1960 году. Модель рассматривали в качестве замены КрАЗ 219. Автомобиль стал не просто модернизацией предшественника, а принципиально новой моделью с передовым для того времени двигателем (ЯМЗ-238) и 5-ступенчатой КПП. Типичные проблемы, свойственные более ранним продуктам Кременчугского автозавода, в новинке были устранены. Производительность КрАЗ 257 выросла на 30% в сравнении с КрАЗ 219. При увеличении грузоподъемности на 2000 кг массу удалось сократить на 300 кг. Серийное производство началось в 1965 году параллельно с самосвалом КрАЗ 256 и седельным тягачом КрАЗ 258.
В 1977 году серия подверглась глобальной модернизации. Агрегат ЯМЗ-238 получил серьезные доработки, которые увеличили ресурс работы. Обновленная версия, выпускавшая до 1995 года, получила название КрАЗ 257Б1.
В 1985 году конструкция автомобиля претерпела очередные изменения. Специалисты Кременчугского автозавода вместе с сотрудниками Днепропетровского металлургического института освоили новую конструкцию осей балансирных подвесок. Вместо сплошной оси автомобиль получил ось из толстостенной трубы, что существенно повысило надежность машины. Жесткость платформы удалось увеличить за счет замены горячекатаных листов (3 мм) холодногнутыми профилями (2,5 мм).
КрАЗ 257 по праву считался одним из наиболее надежных машин своего класса. Усредненный ресурс эксплуатации до первого капитального ремонта достигал 190000 км. После проведения ремонта межремонтный ресурс составлял 152000 км. Даже серьезно устарев, КрАЗ 257 продолжал пользоваться доверием клиентов, а его производство окончательно завершилось лишь в 1995 году.
Модификации
КрАЗ 257 доступен в нескольких модификациях:
Шасси КрАЗ 257 применялось для монтажа различных надстроек:
На базе КрАЗ 257 также разрабатывали станции для получения различных соединений из атмосферного воздуха (АКДС-70 и АКДСМ) и автомобили-мотовозы, способные заменить тепловоз и перемещаться по рельсам.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
Параметры грузовой платформы:
Грузоподъемность КрАЗ 257 составляет 12000 кг, максимальный вес буксируемого прицепа – 16500 кг (20000 кг для модели КрАЗ 257Б1). Собственная масса техники в снаряженном состоянии – 11100 кг (нагрузку на переднюю ось – 3930 кг, нагрузка на заднюю тележку – 7570 кг). Полная масса автомобиля – 23310 кг.
Техника может развивать скорость до 62 км/час. Тормозной путь с нагрузкой на скорости 40 км/час составляет 18 м. Предельный преодолеваемый подъем – 18%.
Размерность колес: 12,00-20 (320-508).
Двигатель
КрАЗ 257 комплектовался 4-тактным V-образным дизелем ЯМЗ-238 с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском горючего. В сравнении с предшественником агрегат автомобиля обладал большей мощностью и обеспечивал улучшенные тяговые характеристики (на 5-10%).
Характеристики мотора ЯМЗ-238:
Средний расход топлива составлял 38 л/100 км. Автомобиль оснащался 2 топливными баками по 165 л каждый.
Устройство
В основе КрАЗ 257 лежит клепаная стальная рама. Продольные балки выполнены из утолщенных швеллеров, поперечины – штампованные. На концах продольных балок посредством кронштейнов крепится передний буфер. Автомобиль оборудован буксирным прибором с 2-сторонним действием и запорным замком. Передние крюки для буксировки крепятся к продольным балкам сваркой.
Передняя подвеска КрАЗ 257 располагается на 2 продольных рессорах полуэллиптического типа с 2 телескопическими гидроамортизаторами. Концы рессор находятся в резиновых подушках. Задняя подвеска установлена на 2 продольных полуэллиптических рессорах (балансирного типа). Реактивные моменты и усилия передаются посредством 6 реактивных штанг.
Балки мостов сделаны из стального литья. В линии заднего привода находится промежуточная опора.
Агрегат КрАЗ 257 функционирует совместно с 5-ступенчатой механической КПП с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 скоростях (5 передача – повышающая). Раздаточная коробка представлена 2-ступенчатым механическим устройством с межосевым дифференциалом в приводе к мостам задней оси. Двойная главная передача ведущих мостов имеет передаточное число 8,21. Техника оснащается сухим 2-дисковым сцеплением с нажимными периферийными пружинами. Карданная передача – открытого типа с карданными валами, дополненными игольчатыми подшипниками. По заказу автомобиль комплектуется механической 1-ступенчатой коробкой отбора мощности.
На КрАЗ 257 применяется классическая тормозная система барабанного колодочного типа с пневматическим приводом (действует на все колеса). Ручной тормоз барабанного типа имеет механический привод.
Кабина КрАЗ 257 предоставляет минимум удобства. В ее основе лежит деревянный каркас, обшитый стальными листами (конструкцию кабины разработали еще в середине 1960-х годов, после чего она практически не менялась). Салон вмещает 3 человек. Водительское кресло оборудовано пружинным амортизатором и имеет несколько регулировок. Передние стекла могут открываться, боковые стекла – опускаться. В базовое оснащение кабины включены люк на крыше, стеклоочиститель, вещевой ящик, отопитель, противосолнечный козырек и вентилятор для лобовых стекол. Рулевой механизм имеет пневматический усилитель управления.
Цена нового и б/у
Стоимость подержанных машин (новые автомобили отсутствуют в продаже):
Аналоги
К аналогам модели КрАЗ 257 можно отнести КрАЗ 250, КрАЗ-6510, Tatra T815 и Magirus-Deutz 232 D 19.
Грузовик для сильных духом. КРаЗ-257
Сложно себе представить хоть одну советскую стройку, на которой с начала семидесятых не трудились эти могучие исполины. До конца девяностых они часто встречались, да и сейчас трудятся, в основном, на севере, правда осталось их уже единицы.
КРАЗ – 257, грузовик выглядит самим воплощением брутальности. Появился он в 1965 году, пришел на смену 219 –й модели, полностью сохранив её внешность. Та самая «деревянная» кабина, уходящая своими корнями к американскому тяжелому грузовику «Даймонд», родом из 1940-х.
На ранних версиях фары расположены в прямоугольной надстройке на крыльях.
Она просторная, кажется, здесь можно было разместить по две фары. Некоторые водители их устанавливали уже сами. Несмотря на 24-вольтовую бортовую сеть, родные фары Кразов светили так себе.
Впрочем, кабина – единственное, что досталось «двести пятьдесят седьмому» в наследство от предшественника, техническая часть полностью отличалась.
Полностью изменилось рулевое управление, вместо ненадёжного пневматического усилителя появился привычный ныне, гидравлический.
Силовой агрегат V-образный четырёхтактный восьмицилиндровый дизель объемом 15 литров развивал мощность 240 л.с.
Мотор тяговитый, грузовик тихоходный этой мощности хватало для движения по разбитым стройплощадкам. Кстати, кое-где эти грузовики, переделанные на железнодорожный ход, даже использовались в качестве манёвровых локомотивов.
Задняя тележка с балансирной подвеской, на двух рессорах. Передняя балка, помимо рессор, имеет амортизаторы.
К каждому из ведущих мостов идет отдельный карданный вал.
Машина не полноприводная, но считается грузовиком повышенной проходимости. В трансмиссии есть раздаточная коробка с понижающей передачей, блокируется межосевой дифференциал.
Помимо бортовой версии, шасси грузовика широко использовалось для разной спецтехники. Точнее даже – бортовая версия была не так распространена, чем миксеры-бетономешалки, копры для установки свай, автокраны, цистерны для перевозки топлива и жидких газов, контейнеровозы, лесовозы, и многое другое.
Грузоподъемность в 12 тонн при собственном весе в 11 тонн давала обширное поле для использования этого тяжеловеса.
Установка для расчистки взлётно-посадочных полос аэродромов.
Как у любой машины, у него были не только сильные стороны. Расход топлива только по паспорту подходил в плотную к 40 литрам, в реальности он легко переваливал за 50. Два бака по 165 литров каждый позволяли проехать около 700 километров, поэтому на машинах, задействованных на дальних перевозках, баки часто удлиняли.
Грузовик выносливый, но в случае поломки двигателя или трансмиссии, в одиночку там вряд ли что удастся починить. Даже простая замена колеса здесь не каждому современному водителю будет под силу, а наши деды и отцы с этим справлялись.
Обзор из кабины – никакой, но это по меркам сегодняшнего городского трафика, а в семидесятых он был достаточным. Но это машина не для города, её стихией были крупные стройки.
Последние её экземпляры сошли с конвейера в 1995 году, то есть в производстве этот мастодонт продержался целых 30 лет, пережив несколько этапов модернизации. Oldtimer
КрАЗ-257: технические характеристики
Одна из живых автолегенд Советского Севера
КрАЗ-257 – тяжёлый трёхосный (формула 6х4) грузовик повышенной проходимости, производства Кременчугского автомобильного завода. Серийно выпускался советским и украинским предприятием в период с 1965-го по 1995-й годы. Он не оставался неизменным: за тридцать лет в конструкцию грузовика был внесён ряд изменений и усовершенствований. Под индексом КрАЗ-257 выпускался автомобиль общего назначения, с бортовой грузовой платформой; под обозначением КрАЗ-257Ш – универсальное шасси для самого широкого спектра надстроек и спецоборудования. Подробности об этом покорителе просторов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – в данной публикации.
Немного об истории предприятия
Кременчугский автомобильный завод в Полтавской области – ровесник Великой Победы. Он ведёт свою историю с мая 1945 года. Первоначально предприятие относилось к Главмостстрою Народного Коммисариата путей сообщения СССР, и за первые восемь лет своей работы оно изготовило шесть сотен мостов, установленных на больших и малых реках Советского Союза.
В 1956 году завод был перепрофилирован в комбайновый, и следующие три года выпускал кормоуборочные комбайны, дорожные катки, тракторные колёса и тележки. Автомобильным же предприятие стало в 1959-м году, когда было принято решение перенести сюда производство тяжёлых грузовиков ЯАЗ-210 из Ярославля. С 60-х годов прошлого века и поныне это крупное предприятие выпускает более чем хорошо известные как в бывшем Союзе, так и далеко за его пределами тяжёлые грузовики.
По состоянию на конец июля 2016 года (с августа месяца этого года ПАО «КрАЗ» не разглашает публично сведений об объёмах своего производства), общее количество автомашин КрАЗ всех марок, выпущенных на заводе, составило 818 749 единиц. Рекордное количество автомобилей за год было построено в 1986 году – 30 655 штук.
В постсоветское время абсолютно рекордным для КрАЗа стал год 2007-й – 4 206 автомашин. В этом же году было решено сделать КрАЗ основным автомобилем украинской армии, заменив новыми моделями Кременчугского завода изношенные советские Уралы, ЗИЛы и КамАЗы. В настоящее время предприятие выпускает около тысячи тяжёлых грузовиков в год.
КрАЗ-257: предшественники, история модели и преемник
Модель КрАЗ-257 была разработана в первой половине 60-х годов в качестве замены КрАЗ-219 (копии ЯАЗ-219); в серийное производство она запущена в 1965-м году. 257-й КрАЗ стал не просто глубокой модернизацией 219-го, но качественно новой, и весьма прогрессивной для того времени автомашиной – с передовым, более мощным и экономичным дизелем ЯМЗ-238 + пятиступенчатой коробкой передач.
КрАЗ-257, бортовой автомобиль общего назначения, разрабатывался и запускался в серийное производство параллельно с самосвалом КрАЗ-256 (который пришёл на смену КрАЗ-222 (ЯАЗ-222) и с седельным тягачом КрАЗ-258 (что заменил КрАЗ-221). В этих новых моделях был успешно преодолён целый ряд типичных «КрАЗовско-ЯАЗовских» наболевших проблем.
В частности: недостаточная мощность прежнего двухтактного дизеля; малоэффективные рычажные амортизаторы передней подвески; слабая звукопоглощаемость глушителя. Новое семейство стало и гораздо более производительным, в сравнении с «КрАЗовско-ЯАЗовским». Общая масса машины была снижена на 300 килограммов, это при одновременном увеличении грузоподъёмности с 10-ти до 12-ти тонн.
КрАЗ-219 – предшественник 257-го.
Новые широкопрофильные колёса и шины получили централизованную регулировку давления воздуха. Система электрооборудования тоже была обновлена, на грузовик учтановили две аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М. Эти батареи меньше весили и были меньше по габаритам.
Серьёзной модернизации, с учётом всего опыта эксплуатации в суровых условиях, автомобиль подвергся в 1977 году. Был проработан заново и получил увеличенный рабочий ресурс двигатель КрАЗа – ЯМЗ-238. Обновлённый вариант грузовика, который получил модернизацию тормозной системы и выпускался далее до самой середины 90-х годов, получил наименование КрАЗ-257Б1.
В первой половине 80-х годов в конструкцию автомобилей КрАЗ-257 внесли ещё ряд прогрессивных изменений. В частности, освоили новую конструкцию осей балансирных подвесок, разработанную инженерами КрАЗа в сотрудничестве с Днепропетровским металлургическим институтом (заменили ось сплошную – на ось, изготовленную из толстостенной стальной трубы). Это, вкупе с изменением марки материала, позволило увеличить ресурс детали с 1,265 млн. до 1,383 млн. циклов нагружения.
В конструкции грузовой платформы перешли от использования горяче-катаного метало-листа толщиной три миллиметра к применению холодногнутых профилей толщиной 2,5 мм. Это повысило прочность и жёсткость платформы, снизило её массу на 34 кг и уменьшило расход металла. Рулевые колёса стали изготавливать не из ацетобутиратцеллюлозного этрола, а из морозостойкого полипропилена «Сильпон-IV».
Современным преемником КрАЗ-257 в линейке продукции завода является также трёхосный 6х4 грузовой автомобиль КрАЗ-6505. Он имеет грузоподъёмность уже 18 тонн. Выпускается с 1997 года; ранее комплектовался дизельными двигателями ЯМЗ-238ДЕ. В настоящее время – китайскими дизелями Камминз L-360. Заводской индекс 6х4 КрАЗовского автомобиля сейчас КрАЗ-65053, а его штатная грузоподъёмность составляет уже 20 тонн.
Двигатель КрАЗ-257
На КрАЗ-257 устанавливался дизельный 8- цилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-238 объёмом 14,87 литров и мощностью 176 кВт, или 240 лошадиных сил (при 2100 об./мин.); максимальный крутящий момент – 883 Н.м, при 1500 об./мин. Диаметр цилиндра – 140 мм; ход поршня – 130 мм. Cтепень сжатия: 16,5. Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.
По сравнению с предыдущей моделью – КрАЗ-219, применение данного двигателя, обладающего повышенным числом оборотов коленчатого вала, в сочетании с раздаточной коробкой, у которой было изменено передаточное отношение одной пары шестерён в дополнительной коробке передач, позволило увеличить скорость движения с 47 км/ч до 62 км/ч, и увеличить на 5-10% тяговые качества автомобиля.
Средний расход топлива дизтоплива: 38 литров. Объём баков для горючего: 2 по 165 литров. Иногда в особенно сильный мороз мотор КрАЗа просто-напросто не глушили неделями – такой «холостой» расход очень дешёвой солярки не стоил хлопот с запуском застывшей машины.
Трансмиссия и ведущие мосты КрАЗ-257
Двигатель КрАЗ-257 работает в связке с механической пятиступенчатой коробкой передач. Она снабжена синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Передаточные отношения: 1-я передача: 5,26; 2-я передача: 2,90; 3-я передача: 1,52; 4-я передача: 1,00; 5-я передача: 0,66; задняя передача: 5,48.
Раздаточная коробка – механическая двухступенчатая, с межосевым дифференциалом в приводе к задним мостам. Передаточные числа: 1 передача – 2,28; 2 передача – 1,23. Главная передача ведущих мостов – двойная, передаточное число – 8,21. На автомобиле с самосвальным кузовом (КрАЗ-256) от раздаточной коробки, через коробку отбора мощности, приводится в действие масляный насос подъёмного механизма грузовой платформы.
Сцепление – Двухдисковое, сухое, с периферийными нажимными пружинами. Карданная передача — Открытая, с трубчатыми карданными валами, карданы которых снабжены игольчатыми подшипниками. К специальному оборудованию относится – механическая одноступенчатая коробка отбора мощности, с передаточным числом 1,0.
Ведущие мосты — Главные передачи двойные с коническими шестернями со спиральными зубьями и цилиндрическими шестернями с прямыми зубьями. В карданной передаче заднего моста установлена промежуточная опора. Дифференциал конический с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгружены. Балки мостов выполнены из стального литья.
Рама, ходовая часть, подвеска
Рама автомобиля КрАЗ-257 – стальная клепаная. Продольные балки изготовлены из швеллера № 30. Поперечины – штампованные. Передний буфер укреплен на концах продольных балок рамы при помощи кронштейнов. На грузовике установлен буксирный прибор двухстороннего действия, с запорным замком. Передние буксирные крюки приварены к продольным балкам рамы.
Передняя ось – двутаврового сечения. Трапеция рулевого управления расположена сзади.
Подвеска передняя – на двух продольных полу-эллиптических рессорах, с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами. Концы рессор закреплены в специальных резиновых подушках.
Подвеска задняя – балансирного типа, па двух продольных полуэллиптических рессорах.
Толкающие усилия и реактивные моменты передаются системой из шести реактивных штанг. На автомобилях КрАЗ-257 установлены дисковые колёса, с пневматическими камерными шинами. Размер шин – 12.00-20 (320–508).
Рулевое и тормозное управление
Рулевой механизм – червячного типа с боковым сектором, передаточное число 21,5; с пневматическим усилителем рулевого управления. Тормозная система – традиционная, барабанного колодочного типа, на всех колёсах. Имеется пневматический привод тормозов. Ручной (стояночный) тормоз – также колодочного барабанного типа, с механическим приводом.
Технические характеристики в цифрах
Модель кабины и шасси, на которых учились специалисты из соцстран перед приёмкой КрАЗов.
Варианты и модификации
Практически по всем агрегатам и узлам КрАЗ-257 был унифицирован с седельным тягачом КрАЗ-258 и самосвалом КрАЗ-256Б, которые имели, по сравнению с ним, укороченную колёсную базу (4080+1400 мм). Оснащённый спецкомплектом для передвижения по железнодорожным колеям автомобиль-мотовоз КрАЗ-257 использовался в качестве замены маневрового тепловоза для перемещения по рельсам составов массой до 1000 тонн.
Первый в СССР тяжёлый автомобильный кран был также смонтирован на базе КрАЗ-257Ш. Он получил широкое распространение, и повсюду в СНГ используется до настоящего времени. Кран КС-4561А грузоподъёмность 16 тонн, длину стрелы (в базовой модификации) – 10 метров. Были также удлинённые модификации стрелы 14, 18 и 22 метра с гуськом 5 метров и силовой установкой – генератором ЕСС5-82-4У2 и электрическим приводом.
Автокран КС-4571 на базе КрАЗ-257Ш, с той же грузоподъёмностью в 16 тонн, имел телескопическую трёх-секционную стрелу (одна корневая + две выдвижные). Кран был оснащён гидравлическим приводом крановых механизмов, с индивидуальными гидро моторами. Длина стрелы: 9,75м – 21,75 м с грузовой лебёдкой.
Нашёл широкое применение КрАЗ-257Ш и в Советской Армии, став одним из базовых автомобилей в инженерных и железнодорожных подразделениях.
Кабина КрАЗ-257
Мало какой интерьер кабины может сравниться в брутальности и суровости с кабиной КрАЗ-257. Вокруг – металл, «баранка» огромного диаметра, максимально простые, как АО форме, так и «по содержанию», сиденья… Да, это 1965-й год в его наглядном отображении.
Кабина в КрАЗ-257 трёхместная, имеющая деревянный каркас и обшивку из стальных листов. Сидение водителя – регулируемое, с пружинным амортизатором. Передние стекла кабины – открывающиеся, боковые стекла в дверях — опускающиеся. Стандартное оснащение кабины включает в себя штатный отопитель, люк в крыше, вентилятор обдува лобовых стекол, стеклоочиститель, противосолнечный козырёк для водителя и вещевой ящик. Простора в кабине предостаточно.
О замене деревометаллической кабины, доставшейся КрАЗу в наследство ещё от ЯАЗа, на цельнометаллическую начали говорить ещё в 60-х годах. Поскольку для выпуска таких кабин требовались существенные капиталовложения в переоснащение завода: создание и развитии на предприятии новых штамповочных и инструментальных производств, иного окрасочного производства; решено было просто позаимствовать основу цельнометаллической кабины у одного из серийно выпускавшихся грузовиков.
После соответствующей разработки были построены опытные образцы КрАЗов с цельнометаллическими кабинами на основе кабин ЗИЛов, Уралов и даже МАЗов. Кстати, руководитель конструкторского бюро кабин Кременчугского автозавода (до 1989 года) Евгений Николаевич Широков уже в наше время вспоминал, что он выступал именно за бескапотный вариант кабины, на основе МАЗ-500. Который позволил бы снизить снаряжённую массу КрАЗа и улучшить его маневренность.
Опытный образец КрАЗа с кабиной от ЗИЛ-130.
Но в итоге ни одна из этих разработок в «серию» не пошла, и архаичная деревометаллическая кабина так и «дотянула» на КрАЗ-257 практически до ХХI века. Вариант создания кабины со спальным отсеком даже не рассматривался. Из соображений экономии – изначально было решено, что не следует тратить денег ни на разработку такой кабины, ни на дополнительный металл, который бы уходил на её производство.
«Имея представление, в каких условиях и на каких расстояниях порой приходится работать нашим водителям, мы в 70-х годах всё же предусмотрели возможность более-менее комфортабельной ночёвки в стандартной короткой кабине, сделав в ней верхнее и нижнее раскладные спальные места, получавшиеся путем трансформации водительского и пассажирского сидений», – вспоминает Широков.
Отзывы о КрАЗ-257
Водители, поработавшие на КрАЗ-257, отзываются о нём как о «машине, которая для коммерции не годится, а вот для чего-то глобального – в самый раз».
Кабина трёхместная и просторная, но комфорт в ней отсутствует напрочь. Сиденье представляет собой обычную смягчённую скамейку, обшитую дермантином. Деревянный каркас кабины в жаркую погоду рассыхается, и во время движения издает жуткие скрипы, которые не заглушает даже нехило ревущий мотор. Доходило до того, что, по воспоминаниям водителей, чтобы не было скрипа, в жару перед очередной поездкой они обильно поливали кабину водой, отчего древесина разбухала, и скрипы полностью исчезали.
В ремонте прост, но все железки на КрАЗ-257 – очень тяжёлые. Даже поставить запасное колесо без определённой сноровки одному не получится, но, с другой стороны, это компенсируется абсолютно надёжностью всех этих запчастей. По многочисленным воспоминаниям служивших в инженерных частях, как КрАЗ-257 неквалифицированные шофера-солдаты не «убивали», он всегда оставался на ходу и упорно не выходил из строя. да и КрАЗовские колёса пробивались и требовали замены чрезвычайно редко.
Проходимость у КрАЗ-257, по свидетельству водителей-сибиряков, была просто фантастическая – двигатель малооборотистый, поэтому автомобиль мог потихоньку выгрести из любого, даже самого ужасающего бездорожья. Обзор из кабины – явно недостаточный: «В городе на нём ездить было не просто, на перекрёстке подъезжаешь к машине сзади, и жигуля не видно».
Цена автомобилей КрАЗ-257 на вторичном авторынке
Во некоторых регионах России и СНГ можно встретить предложения продажи КрАЗ-257Б 80-х/90-х и даже 70-х годов выпуска. В том числе и тех, что были сняты с воинского хранения в военных частях и имеют пробег всего в пару тысяч километров. Цена варьируется от 100 до 350 тысяч рублей.
Более того, до сих пор КрАЗ-257Б – в полностью рабочем состоянии можно купить и в странах бывшего Варшавского договора, которым они «достались в наследство» после вывода советских войск в годы перестройки. Особенно часто предложения о продаже КрАЗ-257 можно встретить в Германии и Польше.