Крест новгородский в автомобиль значение
Православная Жизнь
На дорогах мы встречаем множество машин. Каждая из них относится к какому-то известному бренду, имеющему узнаваемую эмблему. Однако многим водителям этого мало: они стремятся рассказать другим участникам движения немного больше о своей личности и убеждениях и снабжают автомобиль дополнительными эмблемами или наклейками.
Таковых наклеек — великое множество. Все их мы рассматривать не будем.
Выберем более узкую тему и обсудим наклейки и эмблемы на авто, имеющие видимую христианскую или антихристианскую направленность, а также побудительные мотивы автовладельцев, размещающих их на своём автомобиле:
1. 666 или «число зверя»
Кодовое число Антихриста, указанное в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсис). Несмотря на слухи о наличии подобных эмблем на некоторых автомобилях в России, свидетельств этому найти не удалось. Возможно, идейные сатанисты и используют этот знак, но тогда на дорогах он чрезвычайно редко встречается…
Существуют лишь номера с «тремя шестёрками». Мотивы автовладельцев при их использовании чаще всего хулиганские — «просто по приколу», хотя некоторые используют подобные номера потому что их легче получить (ведь большинство людей не стремится брать «несчастливый» номер).
Иногда встречается объяснение, что подобного номера «боятся суеверные водители», которые, соответственно, будут держаться на приличном расстоянии, а также представители ГИБДД, т.е. берущий подобный номер надеется на дополнительную безопасность движения или списание мелких нарушений на дороге… Но мы рассматриваем эмблемы, поэтому о номерах долго беседовать не станем.
2. «Чёртик» и «ангелочек»
«Чёртик» — это не сама эмблема, а специально покупаемое добавление к ней — рожки, хвост и лапа с трезубцем. В интернет-магазинах такой блестящий ПВХ-чёртик стоит сущие копейки и активно продвигается, как модный аксессуар.
Базовая эмблема может быть любой — от Лады до БМВ, Мерседеса, Фольксвагена или Шкоды, хотя наиболее часто «чёртик» встречается на автомобилях марки «Мазда», т.к. считается, что он ему «наиболее подходит».
Если говорить об идеологической или религиозной составляющей размещения на машине «чёртика», то она отсутствует. Водители машин, которых удалось спросить, зачем им это, отвечали примерно одинаково: «забавно», «прикольно», «круто смотрится». Никто из них не сказал, что «чёртик» приносит удачу» или нечто подобное. Зачастую на приборной панели владельцев «чёртиков» можно рассмотреть самоклеящиеся складни с православными иконами…
Кроме того, в тех же интернет-магазинах, где продают «чёртиков», и абсолютно за ту же цену, можно найти «ангелочков» или, как их ещё называют, «крылышки». Они также предназначены для украшения заводских эмблем, но придают последним уже «небесный» оттенок.
Сравнить описанное можно с наклейками и эмблемами автоботов и десептиконов (трансформеры), которые многие автовладельцы также размещают просто смеха ради или в порыве ностальгии по просмотренному в детстве мультсериалу.
Однако стоит помнить, что любая страсть начинается с маленького греха, а иногда и с простого интереса. Вот и «невинные» эмблемы, подобные «чёртику» могут пробудить в человека интерес к нечистой силе, эзотерике, гаданию, потом к принятию концепции равночестности добра из зла и, в итоге, к саморазрушению. Это всегда происходит постепенно, мелкими и почти незаметными шажками.
3. Крест в круге
Версии происхождения данного символа, который можно заметить на некоторых автомобилях, самые разные.
Но наиболее вероятная версия, что это так называемый «Болнисский крест», используемый в Грузии с V века и даже присутствующий на флаге этой страны (правый верхний угол фото).
«Болнисский крест представляет собой равнобедренный крест, вычерченный сегментами круга, с расширяющимися рукавами. Кресты такой формы заключаются, как правило, в круглую раму. Считается, что такой крест восходит к временам правления римского императора Константина Великого (306—337 гг.), который в 313 году Миланским эдиктом допустил свободное исповедание христианства. В Грузии используется повсеместно наравне с крестом Святой Нино», — сообщается в Википедии.
Соответственно, по нему на дорогах друг друга распознают уроженцы Грузии. Это просто удобно — можно остановиться и обменяться новостями или помочь земляку в случае поломки.
4. Рыбка
Она же «ихфис» по-гречески. Древний христианский символ. Греческий акроним «ИХФИС» расшифровывается, как «Иисус Христос Феу Иос Сотир» — в переводе: «Иисус Христос — Божий Сын, Спаситель».
Некоторые считают, что это эмблема автосалонов подержанных машин. Другие утверждают, что данный символ используется протестантами, так как встречаются варианты «рыбки» с крестом внутри или именем «Иисус» написанным по-английски. На самом деле, правы всё-таки последние.
В конце XX века «рыбка», в виде эмблем и наклеек, появилась на автомобилях представителей различных протестантских движений. По ней они опознают друг друга. Наиболее часто и последовательно рыбку на своих авто используют баптисты — именно на их машинах она чаще всего красуется в России.
В начале 90-х годов, после развала СССР, для российских автовладельцев открылся рынок подержанных авто из США и Европы. Протестанты, которые всегда стремятся заработать, начали обновлять автопарк, массово продавая в Россию свои старые машины. Естественно, работникам автоцентров вторичного рынка не было никакого дела до того, что за эмблемы красуются на продаваемых автомобилях, ведь на цену это не влияло… Отсюда и убеждение в том, что «рыбка» это «эмблема автосалона».
Обычно, люди с рыбкой на машине имеют твёрдые христианские убеждения. Соответственно, на дороге вы можете рассчитывать на помощь и особенно человечное отношение со стороны автомобилистов, чьи машины отмечены подобным образом.
5. Православный крест
Он же «монастырский крест» со словами «Иисус Христос побеждает», написанными в традиционном церковно-славянском сокращении: ИС ХС НИ КА одно над другим. На многих автомобилях в России также присутствует в виде эмблем или наклеек.
Знак появился по примеру и в качестве альтернативы «протестантской» «рыбке». Свидетельствует о том, что использующий его автовладелец — православный христианин. В виде автоэмблем создан в начале 2000-х.
Авторство «монастырского креста» приписывается монахам киевского Троицкого Ионинского монастыря (Украина), которые впервые использовали данное изображение в качестве логотипа монастыря, а затем отпечатали подобные наклейки для всех машин обители. Называются даже конкретные авторы — епископ Обуховский Иона (Черепанов).
Позже традиция «ушла в народ» — распространилась по всему Киеву, на другие города Украины, а затем перекочевала в Россию и другие православные государства.
Православные водители в благородстве не уступают протестантам и часто бесплатно подвозят «голосующих» на дороге, оказывают помощь попавшим в аварию, делятся бензином и т.п.
Новгородский крест: краткое описание, история
Сегодня новгородский крест известен многим под другим именем и принадлежностью к радикальным молодежным течениям в Европе. Его называют кельтским, стесняются и даже порицают, не ведая, какова его настоящая история. Крест с кругом в свое время предполагал такое же сакральное значение для христиан, как и, к примеру, иконы. Ошибочно полагать, будто бы он оказывал языческое влияние, впрочем, и такая теория может быть, поскольку нет доказательств обратного. Статья расскажет о нескольких наиболее известных теориях происхождения новгородского креста, а также причинах, стоящих за повсеместным использованием данной символики.
Первичное описание
Данный символ является одной из вариаций креста Ордена бедных рыцарей Христа, также известных как тамплиеры. Он представляет собой перекрещение двух линий, вписанных в круг. Имеет солярное значение и языческое происхождение, о которых будет сказано позднее. Иногда представлен в форме цельной окружности с небольшими прорезями между элементами. Изготавливался как в камне, так и в дереве. Имеет схожие черты также с элементами религиозного значения Ирландской католической церкви 11-го века нашей эры. Точная история происхождения и значение новгородского креста остаются сокрыты от публики поныне.
Кроме того, известна также более простая и современная вариация данного элемента, которая предусматривает крестообразные формирования на каждом конце первоначального скрещения. Различия между отдельными вариантами данной эмблемы также малопонятны и не исследуются.
Возможный «прародитель»
Символика тамплиеров, а также веяния, на нее повлиявшие, остаются малоизученными. Те или иные виды крестов образовались благодаря определенному, яркому и знаменательному событию. Примером такого сценария формирования образа является распятие. Тамплиерский крест также упирается корнями в историю кельтов, обладает схожей стилистикой и особенностями начертания.
Подобные сигили носили название лапчатых из-за характерной формы элементов. Кроме того, общая теория формирования крестов утверждает, что такого рода знаки были позаимствованы христианством для более плавного и понятного перехода от язычества к новой вере.
Значение тамплиерского креста
В первую очередь следует отметить цветовое оформление данного элемента. Практически всегда он был выполнен в алом оттенке, что символизировало кровь Христа, пролитую за грешников, либо готовность самого странствующего рыцаря пойти на жертвы ради утверждения своей веры. Кроме того, тамплиерский крест также называли огненным. На ум приходят аналогии со светом, престолом Господа, состоящем из огня, очищением и испепелением.
Вполне возможно, такой же символ, как и новгородский крест, был своеобразным олицетворением солнца, его исцеляющей и карающей сторон. Впрочем, помимо этой, также много и других гипотез, согласно которым эмблема тамплиеров является всего лишь отсылкой к распятию как таковому.
Ключевая теория значения новгородского креста
В этом случае также уместно говорить о «солнечном» характере данного элемента. Новгородский крест имеет языческие корни в виде «солнечного колеса», сигиля, в котором также был акцент на вращение небесного тела с четырьмя точками «опоры» в виде зимнего солнцеворота, весеннего равноденствия, летнего солнцеворота и осеннего равноденствия. Такая форма оригинального креста наблюдалась в Новгороде практически везде вплоть до 15-го века, когда ключевая символика претерпела ряд изменений.
В данном контексте уместно утверждать, что новгородский крест стал прямым последствием поглощения язычества идеями христианства с заимствованием похожих сакральных элементов и их значений. Примечательно, что в пользу такой гипотезы говорит тот факт, что святыни Новгорода также были украшены «крестом, размещенным в круге», а самого Христа длительное время олицетворяли с солнечным светом, теплом, исцеляющей силой.
По аналогии с кельтским крестом
Крест Святого Колумбы является своеобразным олицетворением кельтского христианства как такового. Это крайне популярный символ сегодня. Причиной такого положения вещей является тот факт, что конкретную вариацию этого символа используют в качестве своей эмблемы сторонники движения «превосходства белых».
Такого рода организации варьируются от простых сторонников идей национализма до вооруженных и опасных бандформирований. Встречаются сторонники неонацизма и в Восточной Европе. Несколько печально, что мощный религиозный символ приобрел такое значение.
История и параллели
Не секрет, что до момента, когда Ирландская католическая церковь оказалась под пятой и мечом Рима в 1085 году, данная структура имела немалый вес как у себя на родине, так и в Европе. В том числе в восточной. Более того, если в приближенных к папству государствах были заметны поползновения на установление единой конфессии, а также тяга к церковному аскетизму, то ближе к Карпатам нетрудно отметить влияние церкви Ирландии. Согласно поверью, Святой Патрик установил на острове крест с кругом для того, чтобы соединить сакральный символ Христа и эмблему олицетворенного языческого божества Солнца, тем самым укрепив молодое верование в умах бывших язычников. Так уж далеки такие реалии от Новгорода?
Во Франции, например, кельтский крест красуется в Кафедральном соборе Святого креста. Он, как и множество других аналогичных символов в святынях, датирован приблизительно 15-м веком. Вполне возможно, что идеи, заложенные в кельтском христианстве, были близки славянам. Даже учитывая тот факт, что Новгород расположился несколько дальше от постоянных поселений норманнов, вполне возможно, что ключевые идеи более доступной, праздной и понятной Ирландской католической церкви были восприняты мягче, нежели жесткие догматы иной конфессии. Отсюда и схожесть религиозной символики в двух далеких друг от друга локациях. Различные виды крестов при этом обладают общими чертами. Вполне возможно, что такое совпадение отнюдь не случайно.
Каким должно быть отношение?
Утверждать, что описание новгородского креста известно на 100 %, как минимум некорректно. Впрочем, нельзя не порицать тот факт, что его часто путают с эмблемой неонацизма и приписывают его сторонников к участникам данного радикального течения. Несмотря на путаницу в происхождении, а также некоторую неясность в становлении, новгородский крест все же остается христианским символом. Более того, данная эмблема представляет собой исторический памятник, оскорблять который предвзятым отношением все же не стоит. Что же до его текущего положения, то новгородский крест достоин оберегания, а также почтения, характерного всем православным святыням.
«Новгородский крест в круге – самый красивый крест в мире»
Алексеевский крест
Поставлен в 1380-е годы в Новгороде по повелению митрополита Алексия Московского
Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гости: Татьяна Хмельник и Александр Потравнов
Тема: древние каменные кресты Северо-Запада России
АУДИО
Древние каменные кресты тут рядом
В программе Марины Лобановой «Встреча» – Татьяна Хмельник и Александр Потравнов, исследователи каменных крестов Северо-Запада России. Часть 1. АУДИО + ФОТО
Часть 2
Часть 3
Эфир: май-июнь 2016 г.
«Новгородский крест в круге – самый красивый крест в мире», – отвечает Татьяна Хмельник на вопрос, какой крест мог бы стать прототипом для нашего сувенира, узнаваемого во всем мире так же, как знаменитые кельтские кресты.
Тема второй части программы о древнерусских и русских каменных крестах – типология каменных крестов.
Есть ли преемство формы новгородских крестов от кельтских?
Можно ли проследить или опровергнуть влияние кельтских каменных крестов на Новгородские и Псковские земли?
Могли ли такие каменные кресты появиться на наших землях во времена шведского владычества?
Можно ли отличить древнерусские кресты от шведских?
Чтобы проанализировать это, участники программы ознакомились не только со всеми древними каменными крестами в музеях Пскова и Новгорода, с крестами, сохраненными у стен (или в стенах) православных храмов, с крестами, стоящими (или уже лежащими) на том самом месте, где наши предки установили их несколько веков назад, но также отправились смотреть кресты и в других странах.
Например, в Швеции осмотрели место, где была крещена будущая жена Ярослава Мудрого Ингигерда.
Результат исследовательской работы – убеждение авторов проекта «Регионавтика», что наши, древнерусские и русские каменные кресты стали продолжением византийской христианской традиции, но также можно сказать, что в русских землях кресты приобретали свои оригинальные формы. Более того, по типам крестов можно определить регион, из которого они происходят.
Интересно, что с помощью установки каменных крестов обозначались границы.
Вопрос сохранности древних каменных крестов связан с тем, что большинство из этих памятников никем не охраняются, они даже не зафиксированы и не учтены в качестве памятников.
Правда, даже поставленные на учет как памятники древние кресты часто бесследно исчезают.
Заслуга участников программы – несколько десятков выявленных древних крестов, составление документов на них и подача заявки на постановку их на государственный учет.
Почти 90% сохранившихся крестов сегодня – перемещены со своего исторического места.
Большой урон нанесла мелиорация 1960 — 1970-х годов, когда древние кресты сбрасывались в какие-то непроходимые места.
Совсем другая ситуация в Печорском районе Псковской области: «Там не было 30-х годов», – говорят исследователи, эта территория не входила в состав СССР в 1930-е годы и там сохранились и кресты, и люди, которые готовы их охранять и защищать.
Мнение участников программы: лучше всего о сохранности исторических памятников позаботятся местные жители, а не государственные органы. Поэтому необходимо рассказывать местному населению о найденных памятниках, задача исследователей – не только найти и описать объект культурного наследия, но и общаться с живущими рядом людьми.
Иногда неумелая забота о крестах губит их, например, еще не так давно было принято красить почитаемые каменные кресты, чего ни в коем случае нельзя делать – камень задыхается и погибает.
Кресты гибнут от пожаров, если крест находился в поле или в лесу – пожар разрушает многие породы, из которых наши предки изготавливали кресты.
Есть «мода» собирать древние кресты и вмуровывать их в стены новых храмов и часовен, здесь также много проблем, связанных с непониманием значения этих древностей, а также с использованием неподходящих строительных растворов для крепления древних каменных реликвий.
Все знают о знаменитых кельтских каменных крестах, у многих перед глазами сразу возникает картинка с подобным крестом на фоне суровой природы – поля, холмы, скалы… Наши кресты и наша природа не менее гармоничны и прекрасны, убеждены Татьяна Хмельник и Александр Потравнов.
Многие привозят из своих заграничных путешествий (и из паломничеств) сувениры, изображающие характерные кресты той страны, где они побывали.
У нас также могла бы существовать подобная традиция, ведь история христианства на наших землях также весьма древняя, а установленные нашими предками кресты – весьма красивы и оригинальны, их форма – очень узнаваема, не похожа на другие.
Какой тип креста мог бы стать символом Северо-Запада России? Конечно, это новгородский крест в круге – считают гости передачи, исследователи древнерусских и русских каменных крестов Татьяна Хмельник и Александр Потравнов.
Такой сувенир был бы легко узнаваем – такой тип креста есть только у нас.
Интересно, что такие сувениры можно было бы делать из того же известняка, из которого наши предки делали свои каменные кресты, некоторые из которых сохранились до нашего времени.
Иллюстрации из книги проф. И.А.Шляпкина, Петербург, 1906 г.
Новгородский крест
Новгородский крест — является разновидностью темпларского (тамплиерского) креста, включающего в центр увеличенный круг или ромбовидную фигуру. Иногда концы заключаются в окружность.
Особенности
Подобная форма крестов является распространённой в землях древнего Новгорода. В процессе развития, к XV веку, форма новгородских крестов изменяется до вида «круглый крест», напоминающего не столько крест, сколько диск с четырьмя прорезями. В других землях и среди иных традиций данная форма креста используется редко.
Литература
Примечания
Это заготовка статьи по истории. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |