Критерии оценки водителя автомобиля
Приложение N 5. Оценочный лист работы водителей
Информация об изменениях:
Приказом министерства финансов Красноярского края от 20 июля 2016 г. N 85 настоящее Приложение изложено в новой редакции
ГАРАНТ:
См. данную форму в редакторе MS-Word
к Положению об оплате труда работников
министерства финансов Красноярского края по должностям,
не отнесенным к государственным должностям
и должностям государственной гражданской службы
(с изменениями от 15 сентября 2014 г., 5 мая, 20 июля 2016 г.)
Фамилия, инициалы работников министерства, в отношении которых осуществляется оценка их результативности и качества труда
Количество баллов по результатам оценки деятельности работников министерства
Подпись работников министерства, в отношении которых осуществляется оценка результативности и качества труда
Критерии оценки для установления выплат за качество выполняемых работ
Критерии оценки для установления выплат за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач
Критерии оценки для установления выплат за интенсивность и высокие результаты работы
обеспечение безаварийной эксплуатации транспортного средства по итогам работы за отчетный период
в случае незначительных единичных нарушений правил дорожного движения
в случае ДТП по вине работника
профессиональный уровень исполнения функциональных обязанностей
достижение высоких результатов в работе, интенсивность
оперативное и результативное исполнение функциональных обязанностей
участие в организации и реализации мероприятий различного уровня, в выполнении важных срочных работ
содержание двигателя, кузова и салона автомобиля в чистоте
поддержание автомобиля в надлежащем техническом состоянии
своевременное и качественное проведение текущего техобслуживания автомобиля
эксплуатация транспортного средства согласно правилам и нормам, установленным действующим законодательством
соблюдение требований техники безопасности и охраны труда, служебного распорядка министерства
исполнение функциональных обязанностей в условиях особого (напряженного) режима работы
выполнение работ (функций), не входящих в круг функциональных обязанностей
Критерии оценки интенсивности и высоких результатов труда (водитель)
к Руководству по определению размера премии за качество и результативность выполняемых работ
по оказанию социальных услуг, оценки интенсивности и высоких результатов труда
Положение об оплате труда заместителей руководителя, главного бухгалтера, главной медицинской сестры, работников
Приказ ГКУКО «Полотняно–Заводской детский дом–интернат для умственно отсталых детей» от 01.01.2001 № 1-3
Критерии оценки интенсивности и высоких результатов труда (водитель)
0 баллов – низкий уровень;
1 балл – средний уровень;
2 бала – высокий уровень;
3 балла – инициативно-лидерский уровень
Ежемесячная оценка результатов труда
Соблюдение требований по охране труда и противопожарной безопасности:
| Соблюдение трудовой дисциплины, распоряжений и приказов администрации:
|
Ежемесячная оценка интенсивности труда (водитель)
Методическая деятельность, готовность к новизне:
| Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима и личной гигиены:
| Участие в укреплении и сохранности материальной и технической базы учреждения Критерии оценки водителя автомобиляНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЖДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Parameters and criteria for the evaluation of the quality of driving with the aim of assessing the safety of use of vehicles Дата введения 2020-06-01 Предисловие1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») и Обществом с ограниченной ответственностью «НПП «ИТЭЛМА» (НПП «ИТЭЛМА») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 «Дорожный транспорт» 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования транспортных средств категорий M и N и требования к составу и характеристикам бортового оборудования, устанавливаемого на них в этих целях. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 52230 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения ГОСТ Р 54024 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 абонентский телематический терминал: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на контролируемые транспортные средства для определения их текущего местоположения и параметров движения, измерения ускорения по трем осям [боковой, продольной, вертикальной (x, y, z)], обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, взаимодействия с телематическим сервером в части передачи мониторинговой и обмена технологической информацией. 3.2 безопасность использования колесных транспортных средств: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей среде. 3.3 глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства. 3.4 диспетчерский центр: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции контроля и координации деятельности транспортного комплекса субъекта РФ или муниципального образования. 3.5 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. 3.6 мониторинговая информация: Совокупность навигационной и телеметрической информации, привязанной к шкале времени, передаваемой от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские центры. 3.7 навигационная информация: Совокупность данных о географических координатах, скорости и направлении движения транспортного средства. 3.8 телематический сервер (телематическая платформа): Элемент системы диспетчерского управления, предназначенный для сбора, обработки, хранения и маршрутизации мониторинговой информации от абонентских телематических терминалов. 3.9 телеметрическая информация: Совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и пройденном пути, передаваемая от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские пункты и центры. 3.11 гироскоп: Устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации объекта, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета. 3.12 уровень качества вождения: Относительная характеристика качества вождения, основанная на сравнении совокупности параметров качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. 4 Обозначения и сокращенияВ настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения: 5 Основные положения5.1 Качество вождения ТС определяется плавностью выполнения маневров (торможения, разгона, изменения направления движения) без создания помех другим участникам дорожного движения при одновременном обеспечении условий безопасности и комфортности поездки для пассажиров ТС. 5.2 С целью обеспечения контроля качества вождения ТС должно быть оборудовано аппаратурой, фиксирующей параметры выполнения маневров, осуществляющей мониторинг состояния водителя в части его внимания и позволяющей сопоставлять действия водителя с изменением дорожной обстановки. 5.3 Для функционирования в режиме реального времени аппаратура должна иметь возможность удаленной связи с телематической платформой и диспетчерским центром. 5.4 Комплект бортового оборудования состоит из средств измерения параметров, используемых для оценки качества вождения, средств навигации, средств контроля внимания водителя и дорожной обстановки вокруг ТС. 5.5 Алгоритм оценки вождения строится на основании данных, полученных телематической платформой от АТТ. 5.6 В основу расчета ложатся показатели превышения разрешенной скорости движения, ускорения, торможения и изменения направления движения, а также дополнительные параметры эксплуатации ТС (степень внимания водителя, реакция водителя на зафиксированное ADAS, изменение дорожной обстановки). Номинальные значения ускорения, угловой скорости, а также характеристики вертикальных колебаний корпуса ТС устанавливаются предприятием-изготовителем или эксплуатирующим предприятием и заносятся в память абонентского термина (и/или телематической платформы), как и предельно допустимые значения. Кроме этого, в память может быть занесен допустимый интервал времени между двумя соседними ускорениями одного знака. 5.7 Абонентский терминал непрерывно или дискретно определяет значения ускорения, угловой скорости и характеристики вертикальных колебаний корпуса ТС. Полученные значения характеристик движения ТС сравниваются с введенными в память абонентского терминала (телематической платформы) номинальными значениями. Отклонения от номинальных параметров используются для определения плавности движения ТС. 5.8 Информация об изменении дорожной обстановки от блока управления системы интеллектуальной помощи водителя ADAS и о степени внимания водителя от системы мониторинга внимания водителя передается на телематическую платформу синхронизировано с информацией от АТТ по времени и геонавигационным параметрам. 5.9 Анализ мониторинговой информации, включая совместно обработанные данные согласно 5.7 и 5.8, является основанием для расчета и выставления балльной оценки качества вождения. 6 Основные параметры и критерии оценки качества вождения6.1 Превышение скорости Устанавливаются значения превышения (минимальное/максимальное), в километрах в час (км/ч), которые будут фиксироваться как нарушение. Следует учитывать, что при оценке качества вождения, превышение скорости определяется по дорожным ограничениям (при условии, что дорожное ограничение более 30 км/ч). 6.2 Резкое ускорение Параметр, который служит для определения неоправданно резкого разгона ТС. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в g, которые будут фиксироваться как нарушение. 6.3 Резкое торможение Параметр, который служит для определения неоправданно резкого снижения скорости ТС. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в g, которые будут фиксироваться как нарушение. 6.4 Резкое маневрирование (поворот) Параметр, который на основании курса при изменении направления движения (поворота), а также ускорения ТС, позволяет оценить качество прохождения данного маневра. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в g, которые будут фиксироваться как нарушение. 6.5 Агрессивное вождение Параметр, который служит для определения неоправданно резкого разгона ТС с последующим снижением скорости. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в g, которые будут фиксироваться как нарушение. В соответствии с заданными настройками система фиксирует «пики» нарушений, затем выставляет для каждого пика значение, а также распознает и фиксирует интервалы, на которых присутствуют найденные пики. Параметр, который определяется на основании мониторинга направления взгляда водителя во время движения ТС. В качестве критерия устанавливается пороговое значение времени отведения взгляда водителя от дорожной обстановки и органов управления ТС. Отклонение от установленного значения фиксируется, как нарушение. 6.7 Дополнительный параметр Параметр, который для оценки качества вождения использует любой дополнительный датчик. Для выбранного датчика устанавливаются минимальные/максимальные значения. 7 Функциональный состав и минимальные требования к БНСО** С учетом требований ГОСТ Р 54024. 7.1 БНСО должно включать в свой состав, в общем случае, следующие функциональные подсистемы: ГОСТ Р 58782-2019 Параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования транспортных средствТекст ГОСТ Р 58782-2019 Параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования транспортных средствПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЖДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Москва Стандартинформ 2020 Предисловие1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») и Обществом с ограниченной ответственностью «НПП «ИТЭЛМА» (НПП «ИТЭЛМА») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТКО56 «Дорожный транспорт» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2019 г. № 1474-ст Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N° 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) © Стандартинформ, оформление, 2020 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ Р 58782—2019НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЖДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Parameters and criteria for the evaluation of the quality of driving with the aim of assessing the safety of use of vehicles Дата введения — 2020—06—01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования транспортных средств категорий М и N и требования к составу и характеристикам бортового оборудования, устанавливаемого на них в этих целях. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 22.0.05—97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 52230 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия ГОСТ Р 52928—2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения ГОСТ Р 54024 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 абонентский телематический терминал: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на контролируемые транспортные средства для определения их текущего местоположения и параметров движения, измерения ускорения по трем осям [боковой, продольной, вертикальной (х, у, z)J, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, взаимодействия с телематическим сервером в части передачи мониторинговой и обмена технологической информацией. 3.2 безопасность использования колесных транспортных средств: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей среде. 3.3 глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства. [ГОСТ Р 52928—2010, статья 1] 3.4 диспетчерский центр: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции контроля и координации деятельности транспортного комплекса субъекта РФ или муниципального образования. 3.5 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. [ГОСТ 22.0.05—97, статья 3.4.6] 3.6 мониторинговая информация: Совокупность навигационной и телеметрической информации, привязанной к шкале времени, передаваемой от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские центры. 3.7 навигационная информация: Совокупность данных о географических координатах, скорости и направлении движения транспортного средства. 3.8 телематический сервер (телематическая платформа): Элемент системы диспетчерского управления, предназначенный для сбора, обработки, хранения и маршрутизации мониторинговой информации от абонентских телематических терминалов. 3.9 телеметрическая информация: Совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и пройденном пути, передаваемая от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские пункты и центры. 3.10 акселерометр: Прибор, измеряющий разность между истинным ускорением объекта и гравитационным ускорением по трем осям: х — боковой, у — продольной, z — вертикальной (проекция кажущегося ускорения). 3.11 гироскоп: Устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации объекта, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета. 3.12 уровень качества вождения: Относительная характеристика качества вождения, основанная на сравнении совокупности параметров качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. 4 Обозначения и сокращенияВ настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения: АБС — антиблокировочная система; АТТ — абонентский телематический терминал; БНСО — бортовое навигационно-связное оборудование; ТС — транспортное средство; УКВ — ультракороткие волны; ADAS — интеллектуальная система помощи водителю (Advanced Driver Assistance Systems); ESP — электронная система динамической стабилизации автомобиля (Electronic Stability Program); GPS/GLONASS — глобальные навигационные спутниковые системы; GPRS — пакетная радиосвязь общего пользования; GSM — стандарт мобильной сотовой связи; ОВОН — разъем, необходимый для подключения приборов, с помощью которых контролируется функционирование систем автомобиля (On-Board Diagnostic, версия II); Wi-Fi — телекоммуникационная технология беспроводной связи; Wi-max — телекоммуникационная технология универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств. 5 Основные положения5.1 Качество вождения ТС определяется плавностью выполнения маневров (торможения, разгона, изменения направления движения) без создания помех другим участникам дорожного движения при одновременном обеспечении условий безопасности и комфортности поездки для пассажиров ТС. 5.2 С целью обеспечения контроля качества вождения ТС должно быть оборудовано аппаратурой, фиксирующей параметры выполнения маневров, осуществляющей мониторинг состояния водителя в части его внимания и позволяющей сопоставлять действия водителя с изменением дорожной обстановки. 5.3 Для функционирования в режиме реального времени аппаратура должна иметь возможность удаленной связи с телематической платформой и диспетчерским центром. 5.4 Комплект бортового оборудования состоит из средств измерения параметров, используемых для оценки качества вождения, средств навигации, средств контроля внимания водителя и дорожной обстановки вокруг ТС. 5.5 Алгоритм оценки вождения строится на основании данных, полученных телематической платформой от АТТ. 5.6 В основу расчета ложатся показатели превышения разрешенной скорости движения, ускорения, торможения и изменения направления движения, а также дополнительные параметры эксплуатации ТС (степень внимания водителя, реакция водителя на зафиксированное ADAS, изменение дорожной обстановки). Номинальные значения ускорения, угловой скорости, а также характеристики вертикальных колебаний корпуса ТС устанавливаются предприятием-изготовителем или эксплуатирующим предприятием и заносятся в память абонентского термина (и/или телематической платформы), как и предельно допустимые значения. Кроме этого, в память может быть занесен допустимый интервал времени между двумя соседними ускорениями одного знака. 5.7 Абонентский терминал непрерывно или дискретно определяет значения ускорения, угловой скорости и характеристики вертикальных колебаний корпуса ТС. Полученные значения характеристик движения ТС сравниваются с введенными в память абонентского терминала (телематической платформы) номинальными значениями. Отклонения от номинальных параметров используются для определения плавности движения ТС. 5.8 Информация об изменении дорожной обстановки от блока управления системы интеллектуальной помощи водителя ADAS и о степени внимания водителя от системы мониторинга внимания водителя передается на телематическую платформу синхронизировано с информацией от АТТ по времени и геонавигационным параметрам. 5.9 Анализ мониторинговой информации, включая совместно обработанные данные согласно 5.7 и 5.8, является основанием для расчета и выставления бальной оценки качества вождения. 6 Основные параметры и критерии оценки качества вождения6.1 Превышение скорости Устанавливаются значения превышения (минимальное/максимальное), в километрах в час (км/ч), которые будут фиксироваться как нарушение. Следует учитывать, что при оценке качества вождения, превышение скорости определяется по дорожным ограничениям (при условии, что дорожное ограничение более 30 км/ч). 6.2 Резкое ускорение Параметр, который служит для определения неоправданно резкого разгона ТС. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в д, которые будут фиксироваться как нарушение. 6.3 Резкое торможение Параметр, который служит для определения неоправданно резкого снижения скорости ТС. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в д, которые будут фиксироваться как нарушение 6.4 Резкое маневрирование (поворот) Параметр, который на основании курса при изменении направления движения (поворота), а также ускорения ТС, позволяет оценить качество прохождения данного маневра. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в д, которые будут фиксироваться как нарушение. 6.5 Агрессивное вождение Параметр, который служит для определения неоправданно резкого разгона ТС с последующим снижением скорости. Устанавливаются значения (минимальное/максимальное) в д, которые будут фиксироваться как нарушение. В соответствии с заданными настройками система фиксирует «пики» нарушений, затем выставляет для каждого пика значение, а также распознает и фиксирует интервалы, на которых присутствуют найденные лики. Параметр, который определяется на основании мониторинга направления взгляда водителя во время движения ТС. В качестве критерия устанавливается пороговое значение времени отведения взгляда водителя от дорожной обстановки и органов управления ТС. Отклонение от установленного значения фиксируется, как нарушение. 6.7 Дополнительный параметр Параметр, который для оценки качества вождения использует любой дополнительный датчик. Для выбранного датчика устанавливаются минимальные/максимальные значения. 7 Функциональный состав и минимальные требования к БНСО*7.1 БНСО должно включать в свой состав, в общем случае, следующие функциональные подсистемы: — контроля состояния ТС; • контроля качества и стиля вождения; — мониторинга внимания водителя. 7.2 Подсистема ввода/вывода информации должна содержать следующие элементы: — интерфейс для программирования параметров и пороговых значений системы; — энергонезависимую память («черный ящик») для хранения мониторинговой информации; — сенсорный дисплей водителя (опционально). 7.3 Подсистема контроля качества и стиля вождения должна содержать следующие элементы: — информационный дисплей (опционально). 7.4 В минимальный состав БНСО должны входить следующие элементы: — модуль мониторинга внимания водителя. С учетом требований ГОСТ Р 54024. 7.5 Бортовой контроллер должен обеспечивать вычислительные мощности для подключаемых подсистем, а также обеспечивать централизованное управление и координацию работы элементов БНСО. 7.6 Для эффективного использования системы мониторинга для повышения качества вождения необходимо предусмотреть обратную связь системы с водителем. Информация о параметрах качества вождения должна передаваться водителю в режиме реального времени и отображаться на специальном информационном дисплее, штатном дисплее ТС или на персональном мобильном устройстве (смартфоне, планшете) водителя. 8 Решаемые задачи и характеристики БНСО8.1 БНСО должно обеспечивать решение, в общем случае, следующих технологических задач на борту контролируемого ТС: — контроль соблюдения маршрута движения (определение местоположения ТС); — сбор данных для оценки критериев, определяющих качество и стиль вождения; — мониторинг внимания водителя при движении ТС; • контроль состояния ТС путем сбора телеметрической информации через подключение бортовых датчиков состояния узлов и агрегатов к аналоговым, дискретным или цифровым входам АТТ; — передача навигационной и телеметрической информации в диспетчерский центр с заданной периодичностью; — запись мониторинговой информации в энергонезависимую память прибора («черный ящик») при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи; — передача управляющих воздействий на исполнительные устройства, установленные на ТС; 8.2 Максимальное значение ускорения, при котором акселерометр способен зафиксировать значение с точностью не менее 0,25 д, — не менее ± 8 д. 8.3 Общие технические характеристики АТТ из состава БНСО должны иметь следующие параметры: 8.3.1 Энергонезависимая память с объемом основной части — не менее 100000 записей о текущих параметрах движения. 8.3.2 Аналоговые входы: — число входов — не менее четырех; — дискретизация — 10 битов; • уровни напряжений — 5 В. 40 В. 8.3.3 Дискретные входы — не менее четырех. 8.3.4 Цифровые входы для подключения к бортовым узлам и агрегатам, к внешним компонентам бортового телематического комплекса (электронные табло, видеокамеры, датчик топлива, датчики температуры — интерфейсы CAN-шины, RS-485, RS-232). 8.3.5 Питание АТТ должно осуществляться от бортовой сети ТС. Номинальное напряжение питания — 12 В или 24 В по ГОСТ Р 52230. При этом должна обеспечиваться защита от скачков напряжения в бортовой сети, а также защита от переполюсовки. 8.3.6 АТТ должен обеспечивать точность позиционирования ТС на карте до 10 м. 8.3.7 АТТ должен обеспечивать измерение ускорения по трем осям (боковой, продольной, вертикальной (х, у, z)J. 8.3.8 АТТ должен обеспечивать запись показаний акселерометра по трем осям (боковой, продольной и вертикальной) с частотой не менее чем 100 записей в секунду. 8.3.9 При выключении зажигания и/или прекращении питания в бортовой цепи ТС в течение 5 мин АТТ работает так, как он должен работать с включенным зажиганием. 8.4 Требования к АТТ по фиксации маневров: 8.4.1 В случае фиксации ускорения, превышающего заданный порог по любой или нескольким осям (боковой или продольной) в течение заданного времени, АТТ должен формировать и направлять данные в соответствии с принятой формой. 8.4.2 АТТ должен позволять настраивать не менее трех порогов фиксации маневров по каждому направлению (положительному и отрицательному) и по каждой из двух осей (боковой, продольной), т.е. не менее 12 порогов. 8.4.3 Если превышено одновременно несколько порогов по одной из осей (боковой, продольной), то АТТ должен фиксировать только превышение максимального по ускорению порога по каждой из осей. 8.4.4 Должно быть предусмотрено дистанционное (on air) изменение пороговых значений ускорений и времени, при превышении которых происходит фиксация маневра. 8.5 Требования к АТТ, ведущим запись событий при включенном зажигании 8.5.1 Фиксация местоположения и скорости движения ТС при включенном зажигании — не реже, чем один раз в 10 с. 8.5.2 В случае фиксации акселерометром ускорения, превышающего 1 g в течение 25 мс по оси х (продольная) и/или у (поперечная), и/или 2 g по оси z (вертикальная) АТТ записывает в оперативное запоминающее устройство данные (для последующей передачи на сервер), на основе которых формируется отчет, содержащий следующие параметры: — показания ускорения с точностью не менее чем 0,25 g с частотой не менее чем 100 записей в секунду за период времени, начинающийся не позже чем за 3 с до и оканчивающийся не ранее чем за 3 с после момента ДТП; — координаты ТС в момент срабатывания акселерометра (последнее зафиксированное местоположение ТС); — скорость движения ТС в момент срабатывания акселерометра. 8.5.3 В случае если зафиксированное акселерометром ускорение превысило 2 g в течение 25 мс по любой из осей, то данные в соответствии с 10.8.2 должны быть незамедлительно [при отсутствии связи (GSM, GPRS) АТТ — незамедлительно после появления связи] отправлены на сервер. Сообщение считается переданным, если с сервера было получено подтверждение. 8.6 Расширенные требования к АТТ 8.6.1 АТТ должен предусматривать возможность считывания и записи значения скорости и пройденного расстояния ТС. Эти данные должны использоваться для формирования отчетов. 8.6.2 АТТ должен предусматривать возможность считывания и записи следующих значений, которые присутствуют в OBDII разъеме: — максимальные обороты двигателя за минуту; — угол поворота рулевого вала в зависимости от скорости; — включение сигналов поворота; — срабатывание АБС и/или ESP; — включение фар/габаритных огней. 9 Форма представления отчетных данных9.1 Формы представления отчетных данных приведены в таблицах 1 и 2. Таблица 1 — Форма представления основных данных Количество ускорений 0,3 g на 100 км Количество на 100 км На базе событий ускорений 2-го уровня (порог 0,3 д) Количество торможений 0,4 g на 100 км Количество на 100 км На базе событий торможения 2-го уровня (порог 0,4 д) Количество поворотов 0,3 g на 100 км Количество на 100 км На базе событий боковых ускорений 1-го уровня (порог 0,3 д) Средний пробег за день (с момента активации оборудования) Средняя скорость за все время наблюдения Продолжение таблицы 1 Максимальное значение скорости, зарегистрированное за все время наблюдения Среднее количество ускорений 1-го уровня на 100 км Количество на 100 км На базе событий ускорений 1-го уровня (порог 0,2 д) Среднее количество ускорений 3-го уровня на 100 км Количество на 100 км На базе событий ускорений 3-го уровня (порог 0.4 д) Среднее количество торможений 1-го уровня на 100 км Количество на 100 км На базе событий торможений 1-го уровня (порог 0.3 д) Среднее количество торможений 3-го уровня на 100 км Количество на 100 км На базе событий торможений 3-го уровня (порог 0.6 д) Среднее количество боковых перегрузок 2-го уровня на 100 км Количество на 100 км На базе событий боковых ускорений 2-го уровня (порог 0,4д) Среднее количество боковых перегрузок 3-го уровня на 100 км Количество на 100 км На базе событий боковых ускорений 3-го уровня (порог 0,5 д) Процент времени со скоростью менее 20 км/ч Процент от общего времени с включенным зажиганием, когда ТС двигалось со скоростью менее 20 км/ч Процент времени со скоростью более 80 км/ч Процент от общего времени с включенным зажиганием, когда ТС двигалось со скоростью более 80 км/ч Процент пробега со скоростью более 90 км/ч (трассы) Процент пробега ТС. когда ТС двигалось со скоростью более 90 км/ч Процент пробега со скоростью более 130 км/ч Процент пробега ТС. когда ТС двигалось со скоростью более 130 км/ч Процент пробега со скоростью менее 20 км/ч (езда по пробкам) Процент пробега ТС. когда ТС двигалось со скоростью менее 20 км/ч Процент пробега со скоростью менее 40 км/ч (городская езда) Процент пробега ТС, когда ТС двигалось со скоростью менее 40 км/ч Процент пробега со скоростью менее 60 км/ч (городская езда) Процент пробега ТС, когда ТС двигалось со скоростью менее 60 км/ч Процент пробега со скоростью менее 80 км/ч (городская езда) Процент пробега ТС, когда ТС двигалось со скоростью менее 90 км/ч Итоговое количество поездок Суммарное число поездок за все время наблюдения Суммарный пробег за все время наблюдения Итого время использования Суммарное время с включенным зажиганием за все время наблюдения Процент пробега со скоростью более 100 км/ч (трасса) Процент пробега ТС, когда ТС двигалось со скоростью более 100 км/ч Количество резких поворотов более Суммарное число боковых ускорений 2-го и 3-го уровня за все время наблюдения Количество ускорений низких уровней от 0,25 до 0,3 g Суммарное число ускорений 1-го уровня за все время наблюдения Окончание таблицы 1 Количество резких ускорений более Суммарное число ускорений 3*го уровня за все время наблюдения Количество поворотов низких уровней Суммарное число боковых ускорений 1-го уровня за все время наблюдения Количество ускорений среднего уровня от 0.2 до 0,3 g Суммарное число ускорений 2-го уровня за время наблюдения Количество нарушений скорости менее превышения 20 км/ч Суммарное количество превышений скорости от разрешенной от 0 до 20 км/ч Количество нарушений скорости с превышением от 20 до 40 км/ч Суммарное копичество превышений скорости от разрешенной от 20 до 40 км/ч Количество нарушений скорости с превышением от 40 до 60 км/ч Суммарное количество превышений скорости от разрешенной от 40 до 60 км/ч Количество нарушений скорости с превышением более 60 км/ч Суммарное количество превышений скорости от разрешенной более 60 км/ч Количество резких торможений более 0,4д Суммарное число торможений 2-го и 3-го уровня за все время наблюдения Количество торможений низкого уровня от 0.3 до 0,4 g Суммарное число торможений 1-го уровня за все время наблюдения Таблица 2 — Форма представления дополнительных данных
|