Кто может позволить себе автомобиль
Я купил машину без кредитов с зарплатой 35 тысяч
История целеустремленного Максима
Мой друг загорелся желанием купить машину без кредитов и займов с зарплатой 35 тысяч рублей. И через год ему это удалось.
Исходные данные таковы: Максиму 28 лет, он живет в регионе и работает менеджером. Рассказываю, как у него получилось.
Выбрать машину
Вот критерии, по которым Максим выбирал автомобиль для покупки.
Не покупать новую машину. Запах нового автомобиля и уверенность в его состоянии — это важно. Максим тоже хотел чувствовать себя королем жизни, выезжая из салона на машине без номеров.
Но здравый смысл подсказывал, что запах новинки исчезнет за пару месяцев, а авто упадет в цене, как только счетчик пробега покажет первые километры. Поэтому Максим отказался от машины из салона.
Не вестись на класс. Позволить себе машину определенного класса — это не только накопить на цену в объявлении. Владельцы машин платят транспортный налог, который зависит от количества лошадиных сил и возраста автомобиля. А еще чем выше класс машины, тем дороже стоят запчасти.
Вести бюджет
Чтобы достичь любой финансовой цели, необходимо понять, сколько денег есть в распоряжении. Для этого каждый день следует записывать все расходы в блокнот, приложение или таблицу в экселе.
Максим уже вел бюджет в приложении на телефоне, поэтому владел информацией для следующего пункта.
Оптимизировать расходы
На коммунальные платежи у Максима уходило 2000 Р летом и 3500 Р зимой.
Транспорт обходился Максиму в 3000 Р в месяц. В теплые месяцы эту статью расходов получилось уменьшить до 1000 Р за счет велосипеда и пеших прогулок. Ради мечты Максим отказался от курения и сэкономил 2250 Р в месяц.
На обновление гардероба у Максима уходило 15 000 Р в год. Этот пункт остался без изменений.
Стоит ли покупать автомобиль, стоимость которого превышает полугодовой доход?
Вопрос читателя Т—Ж
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
В последний год страдаю муками выбора: покупать свою машину или нет? А если покупать, то какую?
Нередко стоимость автомобиля привязывают к доходу и частоте передвижения, поэтому немного опишу свой бэкграунд. Мне 29 лет, работаю в сфере ИТ руководителем отдела. С 2017 года, когда моя зарплата впервые превысила 100 тысяч рублей в месяц, я регулярно откладываю часть дохода. Премия, как правило, тоже идет в накопления, обычно можно рассчитывать на бонус в виде пары зарплат в год.
Доходы и накопления. Раз в год сажусь за фундаментальный анализ акций и закупаюсь на 400 тысяч, отложенных на ИИС, чтобы потом получить еще и налоговый вычет. Всего на ИИС сейчас акций и облигаций на 1,5 млн — как рублевых, так и в евро и долларах. Закупаюсь довольно успешно, судя по тому, что за 2,5 года портфель вырос на 25% и в 2020 году не случилось существенной просадки.
После очередного повышения зарплаты, которое произошло в этом месяце, я получаю на руки 200 тысяч. В последний год зарплата составляла 185 тысяч, сейчас получается откладывать порядка 60—70 тысяч ежемесячно. Еще около 10 тысяч в месяц приходит благодаря суточным: я часто летаю в командировки. И в среднем столько же получаю от кэшбэка и дохода от депозита, на котором лежат свободные деньги в рублях: там чуть больше 2 млн. Он очень смущает меня своей рублевостью. Также есть небольшой вклад в долларах — 6 тысяч.
В общей сложности удалось накопить около 4 млн.
Я крайне негативно отношусь к любым кредитам, так как считаю переплату, которая возникает при пользовании ими, просто огромной. Возможно, это необходимая вещь для бизнеса, а при покупке квартиры — необходимое зло, но все-таки я всячески избегаю их и предпочитаю снимать жилье. Кредиткой пользуюсь только в грейс-период — обычно для всяких расходов без кэшбэка вроде оплаты коммуналки. Кроме того, пока что я живу в одном из крупных региональных городов, он очень хорош собой, но я не вижу его в качестве места, где хотел бы остаться… Впрочем, это можно сказать и о стране.
Таким образом, максимальная сумма дохода за этот год с учетом всех описанных переменных для меня составит около 3,6 млн на руки. Если брать только зарплату — 2,6 млн. Мне очень близок подход, который предполагает, что на машину не стоит тратить сумму больше полугодового дохода. Исходя из этого, новый автомобиль, который я мог бы купить, должен стоить максимум 1,8 млн, а в идеале — до 1,3 млн, чтобы уложиться в гарантированный доход от зарплаты.
В отличие от Москвы, в наше метро спускаться даже приятно. И в пробках я себя лучше чувствую на заднем сиденье такси, благо есть тариф «Комфорт»: можно послушать музыку или почитать книгу — в общем, расслабиться.
С другой стороны, раз в пару недель мы с девушкой выбираемся в наш родной город, который находится в 200+ км от нынешнего места жительства. Кроме того, мы с ней очень активные и любим выезжать на природу: на озера и в горы летом, на горнолыжку зимой. Собственно, из-за этого мы и задумались о покупке машины.
Если бы она у нас появилась, мы бы точно купили байдарку и гоняли на ней по местным озерам.
Также велик шанс переезда в Москву в следующем году: там вариант с метро уже не прокатит, но есть каршеринг. Мы пробовали им пользоваться, но однажды нам пришлось 3 часа ждать мастера в 150 км от города из-за неисправности автомобиля, поэтому мы зареклись выезжать из города на каршеринге. Слишком много потенциальных проблем, в основном связанных с привязкой к интернету.
Есть еще один вариант аренды, которым я активно пользуюсь в путешествиях. Но перспектива тащиться на другой конец города и оформлять бумажки ради выезда на озеро кажется какой-то туманной. Впрочем, возможно, я недооцениваю этот способ? Может, у кого-то есть опыт полноценного использования прокатной машины в качестве основной в выходные?
Выбор автомобиля. В общем, как вы уже могли понять, мы люди достаточно активные. По этой причине нам приспичило выбрать полноприводный кроссовер, чтобы доезжать на нем прямо до озер или до стоянки не у самого подножья горы. Вероятно, тут ко многим придет понимание, что мои страдания не выдуманные, так как кроссоверы дороже легковых авто.
С другой стороны, 1,5 млн — это же ⅓ от того, что я накопил! Вот так я и мечусь от комфортной суммы к комфортабельному автомобилю. А как бы вы поступили на моем месте?
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Какая машина тебе по карману?
Автомобиль не должен стоить больше, чем ты зарабатываешь за полгода…
Или за год.
Или за три месяца.
За свою жизнь я слышал такие фразы тысячи раз. И каждый раз удивлялся. Причем сразу по двум причинам.
Во-первых, почему мы считаем доходы и не принимаем во внимание расходы? Люди могут одинаково зарабатывать, но при этом совершенно по-разному тратить. Допустим, в сервисе работают два мастера – опытный Иван Петрович и молодой Саша.
Иван Петрович зарабатывает в месяц примерно сто двадцать тысяч рублей. К сожалению, в свои сорок пять он уже довольно серьезно болен – проблемы с обменом веществ, которые требуют дорогостоящих лекарств. На них уходит в среднем тридцать тысяч в месяц. У Ивана Петровича есть старики-родители с нищенской пенсией, которым он помогает, отдавая еще двадцать тысяч. Есть двое детей – сын-десятиклассник и дочь-семиклассница. Жена у него работает, но ее зарплаты хватает только ей самой на шпильки. Квартплата, продукты, одежда для всей семьи, карманные деньги отпрыскам… Вот и получается, что со своих 120 тысяч Иван Петрович может отложить в лучшем случае червонец.
У Саши зарплата гораздо ниже – около полтинника. Но живет он с родителями, семьи нет, на «коммуналку» тратиться не надо. На еду он отдает матери десятку в месяц. На одежду, всякие бытовые мелочи и проезд до работы уходит еще десятка. Пятерка улетает на посиделки с друзьями… Почти половина зарплаты остается у Саши на руках.
И вот выходит так, что зарплата у Ивана Петровича в два с половиной раза больше, чем у Саши – а денег остается в два с половиной раза меньше. Кто из них может позволить себе более дорогую машину?
Но тут мы подходим ко второму моменту. На самом деле, глубоко неважно, сколько стоит автомобиль. Накопить можно хоть на «Феррари», вопрос в том, что будет дальше. Как говорил еще мой инструктор в автошколе, надо брать не ту машину, которую ты сможешь купить, а ту, которую сможешь содержать. Думаю, мне не надо объяснять, что затраты на автомобили, купленные по одной цене, могут отличаться в разы, и что новая бюджетка обойдется владельцу, скорее всего, намного дешевле, чем десятилетний премиум за те же деньги.
Так какую же машину я могу себе позволить? Лично я лично для себя выработал следующий критерий: машина должна быть такой, чтобы я мог без проблем отремонтировать ее в случае любой, даже самой серьезной поломки (кузовню в расчет не берем – на это есть страховые). Меня искренне изумляет ситуация, когда на сервис приезжает человек на машине за 600 тысяч, ему называют 10 тысяч за ремонт и он грустно уезжает – потому что у него нет таких денег. Я так не смогу; я вообще не готов ставить машину под забор из-за поломки.
Но это, опять же, мои взгляды. Что делать Вам – решайте сами.
Комментарии 24
Будучи согласным с сутью, глухо поворчал. Всегда недоумеваю, когда для опровержения (уточнения, разъяснения) одного штампа, пользуются другим штампом.
В данном случае стало интересно, что с человеком случилось, что он тратит на лекарства 30 тысяч и при этом способен работать, а не имеет первую группу инвалидности.
Не менее интересна хрестоматийная старушка-мать, который двух пенсий не хватает на что? На устрицы? На луивиттон? На создание инфоповода «в городе Н мошенники лишили старушку последних накоплений — под видом сатнехников-хирургов обманом выманили у нее гробовые — 2 миллиона 600 тысяч рулей.»
«изумляет ситуация, когда на сервис приезжает человек на машине за 600 тысяч, ему называют 10 тысяч за ремонт и он грустно уезжает»
а что тут изумительного? машина за 600 тыс это лада веста. нормальная ситуация посчитать, что ремонт в 10 тыс слишком дорог для этой модели. И поискать подешевле, в гаражах.
А за сколько должно быть авто, чтобы не удивляться грусти в глазах владельца от суммы 10 тыс? дешевле 400 тыс машин-то и нету.
Я наблюдал это на примере Гранд Витары
гранта, гранд)… Сузуки гранд Витара от миллиона начинается, вроде бы. или речь о примерной текущей стоимости приехавшего авто?
Естественно, речь о стоимости на данный момент, а не о том, за сколько ее когда-то давно купили новой.
Я порой думаю и Волгу с драйва убрать. А потом понимаю, что так веселее😁 Я столько нового о себе узнаю, по марке автомобиля 👍
Оставлю здесь свое очень важное /ни кому не нужное мнение.
Правильные вещи пишите, разделяю Ваши взгляды относительно личного транспорта. При этом, я придерживаюсь принципов, не переплачивать за «свистелки». Это касаемо только меня и моего отношения к вещам. В семье такое отношение разделяется не во всем (7 летний телефон и 15 летняя машина только у меня).
Но из поста в пост реально создается впечатление, что Вы как бы оправдываетесь перед читателями. При этом в Вашем гараже указаны автомобили, которые призваны перевести Вас в ранг «могу позволить, но не хочу». Зная наш народ, могу Вас понять. Но в то же время, Вы так же причисляете себя к разряду людей, с машинами для «статуса/имиджа /понтов». Получается, высмеивая их, Вы высмеиваете и себя?
Пы. Сы. : Все мои машины стоили на момент покупки, одну мою месячную зп.
Это, к сожалению, распространенная вещь у нас в стране — воспринимать любой диалог как признак слабости. Если человек считает нужным что-то объяснять или рассказывать — он обязательно «оправдывается».
В моем гараже не было машин для «понтов», за исключением разве что «Теаны», и то в данном случае вопрос спорный.
На самом деле фраза, что машина должна стоить не больше твоего годового дохода — принадлежит кому-то из известных людей. Честно говоря подзабыл кому, но дело то не в этом. Речь шла про новый автомобиль! Это очень даже важный момент. Понятно что и здесь есть нюансы, но смысл в том, что отсюда вычисляются примерные расходы на содержание автомобиля. И конечно это несколько упрощенная ситуация. Строго говоря, это правило могло быть корректно для одинокого человека. А иначе нужно уже считать доход в пересчете на члена семьи. Т.е человек с ЗП 100 тыс, по этой логике может позволить себе машину ценой 1.2 млн за новую. Но если он женат, жена домохозяйка и у него есть ребенок иждивенец, то его месячный доход условно 33 тысячи и машина получается уже должна быть не дороже 400 тыс за новую! А вот с б/у уже могут быть нюансы. Даже тот автомобиль который новый стоил этих самых денег, будучи старым может быть уже не так уж по карману, ибо надежность уже не та. Но и тут правило более менее работает, просто потому что запчасти стоят все-таки соразмерно начальной стоимости автомобиля, но менять таки приходится чаще. А вот покупка за те же 400 тыс ведра премиум класса 20 летней давности, цена которого в нового допустим 2.4 ляма явно не по карману, т.к. содержание будет дороже, о чем вы и пишете.
И я так отмечу, данное правило довольно таки корректное. По факту, когда мы покупаем б/у автомобиль » по карману», на самом деле мы как правило покупаем дороже озвученного правила. Это потому (в нормальном случае, вариант, когда покупают в кредит машину, которая заведомо дорогая, не рассматриваем), что очень часто для нашей страны машины соответствующей нашей годовой ЗП или просто нет, или это скажем так спорный вариант, или, что даже чаще, она нас чем-то не устраивает (размером, комфортом, крутостью, подставьте сами то что нужно). И мы идем на повышенный по цене автомобиль, просчитав (в лучшем случае), что эту машину мы потянем.
Собственно как пример, у меня сейчас подобная в некотором смысле ситуация. Машина б/у, новой стоила ну в принципе примерно сопоставимо с годовой ЗП. Я ее тяну и даже больше, тяну и вторую. Но, если пересчитать ЗП на члена семьи — ситуация уже не такая радужная. И собственно хотя мне и по карману машина и я понимаю, что сознательно пошел пусть несколько в ущерб комфорту в жизни в пользу более удобного для моих задач и для семьи автомобиля, но если бы я брал машину которая новой стоит соответственно моему годовому доходу, как члена семьи, было бы сильно легче финансово ее содержать.
Так что правило то, изначально, довольно логичное, вот только нашими людьми искажено.
P.S. Кстати с б/у можно руководствоваться примерно этим правилом, машина которая новой стоила примерно как ваш годовой доход, скорее всего действительно будет вам по карману, с оговоркой, что для приведения ее в такой более менее рабочий вариант придется вложить в нее от 20 до 100% стоимости покупки ( в зависимости от возраста и состояния). На самом деле может и больше конечно, но рассматриваем адекватные варианты. То бишь смотрите на цену машины примерно среднюю по рынку подходящего вам года, накидывайте сверху процентов 30 — получите приблизительно ее цену после приведения ее в порядок.
У меня машина стоит, как полторы зарплаты:):) Хе-хе, менять надо, получается:)
Ну а если серьёзно, то я люблю говорить иначе: обувь и машина должны быть по размеру.
По-прежнему придерживаюсь правила трёх зарплат. И возможности обслуживать машину у официального дилера с оригинальными расходники и качественным маслом (нет, я не про масло у дилера).
Какую машину купить на среднюю российскую зарплату
Делаем разумный выбор автомобиля на каждый день
Меня поражают люди, которые в регионах, работая на заводе в две смены, получают 30 000 рублей и покупают в кредит «Крету». Или берут подержанный «Мерседес». Едят «Ролтон», в буквальном смысле копят на бензин, не ездят никуда отдыхать. Годами не покупают новую одежду, но покупают машину, которая стоит, как три годовых зарплаты. Зачем так
Цена отсечения
В Европе и Америке есть мнение, что автомобиль не должен стоить дороже трёх месячных зарплат. Или трёх месячных доходов всей семьи. То есть, если в Америке человек зарабатывает 80 000 долларов в год, он покупает себе машину за 20 000. Столько у них стоит гибридная Toyota Corolla, например.
Если работают и муж, и жена, и их суммарный доход в год около 100 000 долларов, они уже покупают Camry.
Впрочем, многие считают свой доход не за 3, а за 6 месяцев. И тогда становится понятно, почему многие имеют по 2−3 автомобиля в семье, почему маленькие дешевые машины там не особо популярны, и почему в США любят пикапы.
В России ситуация другая. У нас на генном уровне заложено то, что на машину надо копить годами. Если бы в России руководствовались правилом, что стоимость машины не должна превышать трехмесячный доход, то даже москвичи бы ездили на «Жигулях», а «Веста» была бы пределом мечты топовых программистов или хороших менеджеров.
И даже если брать стоимость машины, рассчитанную исходя из зарплаты за полгода, то выходит, что среднестатистический россиянин с зарплатой 39 000 рублей (как по мне, так эти данные завышены) не должен покупать машину дороже 234 000 рублей. То есть на новый автомобиль не стоит даже рот разевать, а стоит присматриваться к 20-летним японцам и 15-летним корейцам. За эти деньги, например, можно купить Hyandai Accent 2006 года. Или Kia Spectra 2005. Или Honda Civic 1999 года выпуска.
Выглядит, конечно, бредово. В России нельзя так считать. Лично моя рекомендация всем, кто спрашивает моё мнение — покупать машину в пределах годового дохода семьи. Причем годовой доход — это максимум. То есть, если я получаю 70 000 в месяц и жена ещё 30 000, можно раскатывать губы на ту самую «Крету» в хорошей комплектации с полным приводом и автоматом.
А если я получаю 40 тысяч, а жена 25, то лучше не покупать ничего дороже «Весты» или Xray в средних комплектациях.
Новая или подержанная?
Если говорить не о новых машинах, а о подержанных, то важно учитывать не только стоимость самой машины, но и стоимость её обслуживания. Если в год на машину будет уходить больше 20% дохода, лучше отказаться от покупки этой машины и выбрать ту, которую содержать дешевле. Например, за 700 000 рублей можно купить и 10-летний ML, и двухлетний «Солярис». Вот только стоимость содержания «Мерседеса» в 10-летнем возрасте будет примерно в 2,5−3 раза выше, чем содержание «Соляриса».
Если не руководствоваться этими правилами, а брать кредиты на 5 лет, работать на одну машину, то любая поломка или авария будет очень сильно быть по бюджету.
Конечно, для некоторых машина — это второй дом, для некоторых — увеличитель собственного достоинства (в прямом и переносном смысле). Но для большинства — это все-таки просто средство передвижения. Не надо превращать машину в способ похвастаться перед друзьями и коллегами.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Из-за гаджетов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще
У водителя даже домашние тапочки могут стать причиной смертельного ДТП
ГИБДД будет и дальше «нахлобучивать» простых граждан
Доходы и колеса. Сколько ваших зарплат должен стоить автомобиль?
Фото автора и из архива редакции
Фото автора и из архива редакции
12, а лучше 6
Смысл идеи таков. Автомобиль (если не говорим про редкий коллекционный экземпляр) не является ни исторической ценностью, ни объектом инвестиций. В лучшем случае это рабочий инструмент, который помогает зарабатывать деньги. Для большинства владельцев это лишь транспортное средство, которое, безусловно, улучшает качество жизни и отражает социальный статус, но требует затрат и при покупке, и при дальнейшей эксплуатации. И вот эти самые затраты должны как-то соответствовать уровню доходов и не превышать некой его части. В противном случае не машина будет для тебя, а ты для машины.
И якобы эта логика работает для разных стран и большинства слоев населения, за исключением крайне бедных и самых богатых. Скажем, даже в богатой стране менеджер среднего звена может себе позволить новый автомобиль гольф-класса, но никак не премиумный бизнес-седан. А его начальнику вполне по силам покупка новой «пятерки» BMW, но Porsche Panamera не его уровень.
Наши реалии
При этом сэкономить на покупке подержанного автомобиля можно было далеко не всегда: в условия жесточайшего дефицита 5-летние «жигули» с рук вполне могли стоить как новые… которые все равно в свободной продаже фактически отсутствовали, так как на них была очередь на несколько лет.
Понятно, что в такой ситуации покупка автомобиля для многих становилась чуть ли не событием всей жизни, хотя, конечно, достаточно было и тех, кто мог себе позволить менять автомобиль каждые несколько лет, но ведь и уровень доходов тоже наверняка позволял.
Сейчас номинальная начисленная средняя заработная плата в Беларуси находится на уровне 1200 руб., так что новый «бюджетник» стоимостью 24.000-28.000 руб. эквивалентен усредненной двухлетней зарплате. К счастью, разнообразие автомобилей сейчас куда больше, чем в советские времена, даже несмотря на все таможенные и прочие ограничения. Есть выбор и среди дорогих автомобилей, и среди дешевых. Но можно ли придерживаться «правила 6 зарплат»? Скорее нет, чем да, и вот почему.
Одно дело, если ты специалист IT-индустрии или топ-менеджер и получаешь на руки 4000-5000 руб. ежемесячно, и совсем другое, если зарабатываешь всего 600-800 рублей. Найти за 4000-5000 руб. автомобиль, который не превратится в «недвижимость» без постоянных вливаний, достаточно сложно, не говоря уже про желание удовлетворить свои требования по части комфорта, динамики, других потребительских качеств. Поэтому и увеличивается бюджет покупки, скажем, в полтора-два раза, чтобы ну хоть что-то приличное на «вторичке» найти. И это уже никак не 6 скромных зарплат.
Сколько-сколько?
На своих страничках в соцсетях мы организовали опрос, где попросили белорусских автомобилистов ответить, во сколько зарплат обошелся их последний автомобиль. В качестве примера приведем результаты опроса в нашей группе ВКонтакте. Как видим, около трети ответивших потратили на покупку машины примерно годовой доход. Еще 15,5% выбрали вариант с двухлетней зарплатой, а 23% понадобилось еще больше времени работать, чтобы приобрести автомобиль. И лишь около трети проголосовавших вписались в 6-месячный доход, причем часть из них (10,5%) даже смогла купить машину за три зарплаты.
Valera Aladka: Езжу на почти двухмесячной зарплате, и меня моя машина устраивает.
sasha.zenkovich: Учитывая, что стипендия 120 р, то 37.
weezyfbabyblr: Когда покупал, стоила как раз 6 зарплат, а сейчас выросла до 9…
aleksandrskulovers: Машина меня разорила, потом сломалась, теперь стоит под домом 🙂
senjzu: Было 6, стало 10.
Найти свой уровень
Пообщавшись с опытными автомобилистами, мы подобрали несколько показательных, на наш взгляд, историй на тему стоимости автомобиля в привязке к доходам.
Потом стал зарабатывать больше, но и машина стала дороже, и уровень расходов на содержание был весомым. Когда запускал свой бизнес, какое-то время жил практически на накопления. Стоимость машины была для меня достаточно большой. И я понимал, что если случится что-то, авария или серьезная поломка, то я не смогу ее отремонтировать, для меня это будет проблемой.
Поэтому я захотел машину с меньшим расходом топлива и чтобы ее ремонт был более доступным. Нынешний автомобиль покупался как временный «бюджетный» вариант. Но сейчас я понимаю, насколько мне комфортнее и спокойнее ездить на такой машине.
Теперь, даже когда доходы вновь возросли, это является моей концепцией отношения к автомобилю, который стоит 3-4 мои нынешние зарплаты и который можно легко себе позволить обслужить. С таким подходом я получаю гораздо меньше напряжений, связанных с расходами, самой машиной. Я не переживаю по поводу того, что с ней может что-то случиться, и получаю гораздо больше удовольствия от жизни. Вопрос не в автомобиле. Если я хочу машину лучше, я должен зарабатывать больше».
Наш вердикт
В любом случае, если вы чувствуете, что работаете только на бензин и запчасти, либо смените работу на более денежную, либо поменяйте автомобиль на более доступный.
Ну а для читателей Автобизнеса мы организуем отдельный опрос. Оставляйте в комментариях свои аргументы в пользу существующего мнения.