Кто может провести независимую экспертизу автомобиля после дтп
Кто может провести независимую экспертизу автомобиля после дтп
Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.1
1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:
а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;
б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;
в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;
г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;
д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию и внесенное в государственный реестр экспертов-техников.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
Профессиональная аттестация экспертов-техников и ее аннулирование осуществляются межведомственной аттестационной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В состав межведомственной аттестационной комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти в области транспорта, федерального органа исполнительной власти в области юстиции, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также представители общественных организаций и эксперты в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, положение о межведомственной аттестационной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.
6. Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
ВС напомнил, какой эксперт может делать экспертизу поврежденной машины
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда удовлетворила кассационную жалобу АО «Группа Ренессанс Страхование» на решения нижестоящих судов о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда по делу о ДТП. Материалы направлены на новое рассмотрение, следует из определения ВС.
В 2019 году автомобиль Вартана Манукяна получил повреждения в ДТП. Страховая виновника аварии выплатила ему возмещение в размере 80 365 руб., но мужчина остался недоволен суммой. Манукян обратился в «Ренессанс Страхование» с претензией о доплате недополученных денежных средств в размере 319 365 руб. Он приложил выполненное по его заказу заключение эксперта, а также просил возместить расходы на проведение экспертизы в размере 10 000 руб. Страховая отказалась выполнять требования пострадавшего.
После того как жалобу отказался рассматривать финомбудсмен, Манукян подал иск в суд, одновременно заявив о восстановлении срока его подачи.
Тимашевский районный суд Краснодарского края частично удовлетворил заявление автовладельца. Со страховой взыскали 319 635 руб. страхового возмещения, такую же неустойку, штраф 150 000 руб. и компенсацию морального вреда 1000 руб., расходы на проведение независимой экспертизы 7000 руб. и почтовые расходы 600 руб. С этим решением согласились в Краснодарском краевом и Четвертом кассационном судах, а страховая компания подала кассацию в ВС с требованием отменить судебные акты как незаконные.
ВС выяснил, что суды приняли во внимание результаты автотехнической экспертизы, которая была проведена с явными нарушениями. Так, эксперт не осматривал поврежденный автомобиль и не составлял акт осмотра, не проводил графического и натурного сопоставления модели столкновения транспортных средств, как того требует Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт. Кроме того, страховая не давала письменное согласие на установление повреждений без осмотра.
Также ВС согласился с доводами АО «Группа Ренессанс Страхование», что экспертизу нельзя считать законной, поскольку на момент ее проведения аттестация эксперта была аннулирована. Страховая в районном и краевом суде заявляла ходатайства на проведение повторной судебной автотехнической экспертизы, но получила отказ: инстанции посчитали, что оснований для этого нет.
В силу того, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, Верховный суд отменил их решения и отправил дело на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Как провести независимую экспертизу – пошаговая инструкция
Сейчас мы поговорим о том, как провести независимую экспертизу.
Что для этого требуется и какие этапы необходимо пройти?
1 этап: Выбор компании
Перед тем, как выбрать компанию, убедитесь, что у неё в наличие есть необходимые для проведения экспертизы лицензия и аккредитация. Также важна специализация эксперта, образование и его опыт работы.
Немаловажным является такой фактор, как репутация компании.
Наш центр независимых экспертиз имеет большую репутацию, ставить под сомнение которую никто не собирается. Именно поэтому работа выполняется на высоком уровне. Опыт проведения независимой экспертизы всегда радует наших клиентов.
Если компанию рекомендовала страховая служба, то стоит насторожиться — есть вероятность, что оценка ущерба занижена. А рисковать нет смысла.
2 этап. Заключение договора
Заключая договор с независимым центром экспертизы, вы полностью себя обезопасите, так как эксперт будет действовать исключительно в рамкам заключенного договора. Но, прежде чем заключать договор, обязательно изучите документы оценщиков.
Необходимо прочитать текст договора и подробно ознакомиться со всеми его пунктами. Не будет лишним проконсультироваться с юристом по некоторым пунктам, вызывающие у вас сомнения.
3 этап: Предоставление объекта для осмотра
Потерпевшему требуется показать повреждённое имущество. Осматриваемый объект должен находиться в том же состоянии, что и после повреждений. Никаких лишних, посторонних предметов быть не должно!
Не забываем, что для независимой экспертизы необходимо предоставить все документы на исследуемый объект. После чего проходит сам осмотр.
Осмотр должен проводиться в обязательном порядке. Дата и время обозначаются заранее и оповещаются заинтересованные стороны также заблаговременно в письменной форме.
Если кто-то из сторон не явился на экспертизу, то это никак не сказывается на её проведении. Разумеется, на такие случаи, должны быть веские доказательства того, что оповещение было доставлено.
Страховым компаниям может быть отправлена телеграмма или заказное письмо. При невыполнении данных правил, фирма без проблем сможет подать апелляцию на результаты исследования.
4 этап: Ожидание результатов
После того, как оценка была проведена, остается только ждать результатов. Сроки экспертизы должны быть прописаны в договоре, который заключается с экспертным бюро. Точное количество дней определяется, исходя из сложности и вида экспертизы.
Порой бывает необходимо получить дополнительные данные для проведения экспертизы. Если клиент заинтересован в проведении исследования, то он по возможности должен предоставить все необходимое.
5 этап: Получение отчета
Готовый отчет экспертной службы – это самое настоящее доказательство в суде. В период досудебных разбирательств, вы имеете право передать копию экспертизы другой стороне, чтобы показать наглядно, чем вы располагаете.
Получив копию исследований на руки, другая сторона конфликта будет решать: согласиться с требованиями оппонента и полностью удовлетворить ваши требования, или оспорить экспертизу.
Во всех этих моментах вам помогут разобраться высококвалифицированные юристы. Обязательно обращайтесь к ним, так как точные знания в этой области решают судьбы сторон.
Помните! Независимый эксперт – это всегда много лучше, нежели чем просто эксперт страховой компании. Почему? Так как экспертное бюро заинтересованно лишь в том, чтобы сохранить свою репутацию и выполнить исследование с высокой точностью.
Как происходит исполнение судебной автотехнической экспертизы при ДТП
ДТП – явление распространенное и в какой-то мере даже привычное для современной жизни.
Несмотря на установленные ФЗ России нормы и правила вождения автомобильного транспорта, аварии на дорогах не прекращаются. Причиной для подобных происшествий может быть много – это и не соблюдение правил дорожного движения, плохое самочувствие за рулем, невнимательность, пешеходы и т. д.
Что бы ни послужило причиной ДТП, если авария уже произошла, то важно выяснить все обстоятельства. Для этого на место происшествие прибывают сотрудники автодорожной инспекции и страховых компаний. Они проводят осмотр места происшествия, диагностику, опрашивают возможных свидетелей.
Чаще всего с целью выявления всех деталей ДТП проводится автотехническая экспертиза. Мероприятие может быть проведено с целью составления общей картины дорожно-транспортного происшествия или каких-то конкретных деталей.
Проведение автотехнической экспертизы позволяет выяснить или уточнить определенные моменты, повлиявшие на исход событий, и т. д.
Практическое исполнение
Само по себе мероприятие независимой автотехнической экспертизы подразумевает проведение нескольких этапов, состоящих из отдельных видов процедур. Каждый вид мер направлен на исследования отдельного вопроса автомобильной аварии.
Например, провести автотехническую экспертизу можно с целью исследования обстоятельств происшествия. В таком случае процессом будет предусмотрено проведение расчета параметров движения автомобиля, попавшего в ДТП, или действий человека, управлявшего транспортным средством на момент происшествия.
Если автотехническая экспертиза при ДТП осуществляется для выяснения обстоятельств, реализующий ее человек обязан дать ответы на множество вопросов, что требует от него наличия трех важных качеств: опыта, знания своей работы, времени. Потому проведение автотехнической экспертизы при ДТП может осуществлять только профессиональный эксперт. Кстати, услугу автотехнической экспертизы в Москве реализуют множество профильных компаний. МЦЭО (Межрегиональный центр экспертизы и оценки) – один из них. Наши опытные эксперты восстановят картину событий, происходящих во время автомобильной аварии, а также предшествующую ситуацию, назвав достоверные причины ДТП.
Часто посредством автотехнической экспертизы автомобиля удается определить вину того или иного участника дорожно-транспортного происшествия, или доказать их невиновность. В большинстве ситуаций автотехническая экспертиза при ДТП, а точнее, ее результаты являются единственным источником информации для судопроизводства по факту произошедшей автомобильной аварии.
С помощью мероприятия удается установить скорость, с которой двигались транспортные средства участников ДТП, длину тормозного пути, время торможения, удаленность транспортных средств друг от друга или от пешеходов и пр. информацию, важную для принятия решения в суде по факту ДТП.
Сопровождающие процедуры
Важно отметить, что автотехническая экспертиза автомобиля и обстоятельств ДТП связана с рядом других исследований, проводимых по факту дорожно-транспортного происшествия, что говорит о комплексном подходе к проведению анализа аварий на дорогах.
Помимо проведения экспертной оценки обстоятельств и обследования самого транспортного средства, специалисты экспертной могут осуществлять инженерно-психологическое исследование для оценки психологического состояния водителя. А также автотовароведческое исследование.
На основании полученных результатов принимается решение о страховой выплате по ОСАГО или КАСКО, дается оценка нанесенного ущерба, определяется степень вреда, причиненного транспортным средствам, участвующим в ДТП.
В среднем на проведение экспертизы требуется от двух до пяти недель. Стоимость экспертной оценки зависит от множества факторов, включая марку автомобиля, повреждений, и других обстоятельств ДТП.
Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.
Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.
Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.
В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.
Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.
При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.
При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.
Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.
Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.
Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.
Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.
Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.
На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.