Кто придумал пожарную машину

Как менялись пожарные автомобили за 150 лет

Пожарные повозки и автомобили от Российской Империи до наших дней

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник – День работников пожарной охраны. Именно в этот день 371 год назад царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных городах или городах, где было немало деревянных строений, – дело опасное!

Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.

В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.

С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).

Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.

И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.

Вступление в типологию пожарного автотранспорта (классификация пожарных автомобилей и расшифровка)

Пожарные автомобили проектируются на основе разнообразных транспортных средств:

машин на колесном и гусеничном ходу (о них мы и поговорим в нашем обзоре);
плавательных и летательных ап­паратах;
поездах

Пожарные автомобили состоят из шасси. Основы транспортного средства (применяются как отечественные, так и зарубежные грузовые и легковые автомобили), пожарной надстройки (также применяются отечественные и зарубежные аналоги).

В надстройки могут входить: пожарные насосы, автолестницы, размещение для пожарного расчета (салон для людей), разнообразные отсеки (рундуки, ящики и т.д.) для инструментов (пожарно-технического вооружения), емкости для огнетушащих веществ и так далее.

Также, для понимания терминологии, в частности аббревиатур специализированной терминологии, предлагаем перед прочтением ознакомиться со следующей табличкой, при помощи которой можно понять о каком именно типе средства пожаротушения идет речь:

Основные пожарные автомобили

Общего применения

АЦ – автоцистерныАНР – насосно-рукавныйАПП – первой помощиАВД – с насосом высокого давления

Целевого применения

АА – аэродромныеАП – порошкового тушенияАПТ – пенного тушенияАКТ – комбинированного тушенияАГТ – газового тушенияПНС – насосная станцияАГВТ– газоводяного тушения

Специальные пожарные автомобили

АЛ – автолестницыАПК – автоподъемники коленчатыеАР – рукавныеДУ – дымоудаленияГДЗС – газодымозащитной службыАСА – автомобили аварийно-спасательныеАШ – штабные

Источник таблицы (подробнее с определениями можно ознакомиться на сайте «Клуб пожарных и спасателей»): fireman.club

История развития пожарных автомобилей в Российской империи, СССР и России

Пожарные повозки и машины Российской империи

Становление технического обеспечения противопожарной обороны Великой Империи. От конных экипажей огнеборцев до первых автомобилей. Но что оставалось неизменным, так это люди. Они, как никогда в последующем, были настоящими бойцами, рыцарями, готовыми сразиться с одним из самых коварных и опасных врагов, не знающем пощады и жалости, – с огнем!

Конная тяга

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Конно-бочечный пожарный ход. Воду из бочки перекачивали при помощи ручных насосов.

Схема пожарной повозки

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим, в том числе, гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.

На пожар

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Пожарный расчет. Москва, 1900 год.

Конные экипажи пожарной службы Российской империи. Очень скоро конная тяга будет заменена на тягу ДВС

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

«Даймлер-Лист»

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.

«Коммер-Кар»

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год.

Ручной пожарный насос

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Двуручный противопожарный насос. Начало прошлого века.

«Леснер»

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Пожарный автомобиль «Леснер».

Руссо-Балт Д24-40

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Пожарные автомобили СССР

Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, у огнеборцев появился еще один бонус, они стали получать актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом количестве во всем СССР.

Пожарный автомобиль Я-3

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год.

Пожарный автомобиль (база АМО-Ф15)

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. Первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 – пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы.

«Пожарка» на базе ЯГ-6

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.

Источник

История пожарных машин

До XVII века «пожарной охраны» как таковой не было. Не существовала никакая система борьбы с огнем, люди боролись сами по себе. С увеличением городов увеличивался и ущерб, причиняемый пожарами. Назрела необходимость создания специальной службы, которая была бы ответственна за их тушение, и разрабатывание методики и техники, которые бы в совокупности эффективно помогали людям бороться с огнем. Основной задачей, стоявшей тогда перед изобретателями, была разработка устройства с механизмом подачи воды.

Вскоре появились насосы – основной атрибут пожарных подразделений по всему миру. Дальность водяной струи первых насосов не превышала 6 м, что очевидно было не вполне эффективно. Более того, такие устройства не были способны подавать воду из иных источников, кроме специальной перевозимой бочки. В связи с этим, для обслуживания одного такого механизма требовалось до 50 человек.

Для транспортировки бочек и труб, использовались повозки различной комплектации. После распространения паромобилей стали использовать пароконные повозки, на которых монтировалась большая бочка, ящик с инвентарем, а также находились места, предназначенные для пожарной команды. Повозки были усилены большими колесами и специальными рессорами. Сперва они делались полностью из дерева, а потом стали дополняться металлическими элементами, что безусловно повышало прочность и перевозимую полезную массу.

На рубеже XIX и ХХ веков в окраске стали преобладать красные цвета, которые до сих пор являются самым ярким опознавательным знаком в оформлении современных пожарных автомобилей. Первые пожарные автомобили имели как конную тягу, так и элеткротягой. Аккумуляторы могли питать электродвигатель, а при необходимости и насос. Резервуар для воды был на несколько сотен литров, имелась катушка, на которую наматывался рукав, лестница и прочий инвентарь. Также были предусмотрены места и для пожарной команды. Аккумуляторной батареи весом 600 кг, хватало энергии на перемещение на 60 км со скоростью 20 км/ч.

Первый пожарный автомобиль был назван «Паровой слон» и был сконструирован в 1859 г. и, как можно догадаться из названия, он был на паровом ходу. В России первый пожарный автомобиль появился 10 июня 1904 г. в Петербурге.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Он имел одноцилиндровый двигатель мощностью 9 л.с. и был предназначен для транспортировки пожарной команды из 10 человек. На машине имелись две пожарные лестницы, стендер и 80 саженей рукавов. Привод задний, момент силы передавался посредством цепной передачи. Скорость этого автомобиля составляла 15 км/ч. Рядом с местом командира находилась небольшая аптечка для оказания первой помощи. В тот же день, когда машина была принята пожарными, она сразу же приняла участиве в тушении пожара. Она прибыла к очагу возгорания на 12 минут быстрее, чем в среднем то же расстояние преодолевал конный обоз и тем самым доказал свою практичность.

В советское время первым пожарным автомобилем носил название «Подствольный». Появился на свет он в 1926 году. Он был оснащен насосом на 1200л/мин и его экипаж состоял из 8 пожарных

Автоцистерна представляет собой резервуар с водой, бак для пенообразователя. При необходимости в дополнительном количестве воды, используется автонасос, который может подавать воду из пожарным гидрантов или различных водоемов.

В настояшее время в связи с тенденциями к урбанизации и возвышению этажности городской инфраструктуры, всё более актуальными становятся выдвижные лестницы. Существуют экземпляры лестниц, способных подняться на высоту в 110 м – для такой лестницы доступны этажи вплоть 40-го. Однако, такие уникальные лестницы единичные, в связи с этим пожарная безопасность высотных зданий является довольно сложной и проблемной задачей.

Источник

Кто придумал пожарную машину

История и эволюция способов борьбы с огнем

Вой сирены. Полыхают верхние этажи высотки. Через несколько минут тормозит пожарная машина со стеклянной кабиной. Пока бойцы выскакивают (это секунды), водитель с помощью компьютера в кабине направляет струю пены из пушки на крыше. Выстреливает гидравлика в лестнице, выбрасывая ее на высоту 20-го этажа. Тем временем над крышей уже вертолет и рой беспилотных дронов.

Это не фантастика — это те устройства и методы, которые используются в пожаротушении сегодня. Способы и средства борьбы с огнем совершенствовались на протяжении тысячелетий — с тех пор, как появилась организованная служба пожаротушения. Правда, кое-что за несколько тысяч лет пришлось улучшить.

Как на пожар! Управляй уникальной современной пожарной машиной в AR.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Древний Рим: первая организованная пожарная охрана

Древнеримский архитектор, механик и ученый Витрувий говорил о конструкциях домов, построенных его современниками: «Лучше бы их и не придумывали! Они сберегают место и время но при пожаре это готовые факелы». Пожары в Древнем Риме вспыхивали каждый день.

В I веке до нашей эры для защиты своих дворцов и вилл от огня состоятельные римляне стали организовывать частные команды рабов-огнеборцев. Государственные пожарные появились в Риме в 20-х годах до нашей эры во время правления Октавиана Августа. Он организовал когорты вигилов (от лат. vigiles — «бодрствующие», «сторожащие»), которые патрулировали свои районы, предупреждали и тушили пожары. Руководил когортой префект, совмещавший роли пожарного инспектора, следователя и судьи в случае установленного поджога.

Пожарные того времени пользовались в основном ручными инструментами: ведрами, баграми, губками, корзинами, топорами, простыми деревянными лестницами. Иногда применяли камнеметательные баллисты, чтобы сносить дома рядом с пожаром и останавливать распространение огня. Уже в Древнем Риме были изобретены бронзовые водяные помпы, которые качали воду из каналов, акведуков и колодцев. К сожалению, в Средневековье их чертежи оказались надолго утеряны.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Темные века: рассвет пожарной техники

В Средние века регулярные войны, феодальная раздробленность и упадок научного знания не позволяли организовать эффективную централизованную пожарную охрану. Власти городов и стран пытались выпускать противопожарные законы и декреты, но население их успешно игнорировало. Как следствие — ряд «великих» пожаров, когда горели столицы и крупные города. Такие были и в России — в первую очередь, в Новгороде и Москве.

Проблема начала решаться после переоткрытия хорошо забытого старого. В 1518 году в немецком Аугсбурге золотых дел мастер Антон Платнер разработал ручной водяной насос, подозрительно похожий на римские помпы, которые в 200-х годах до нашей эры изобрел грек Ктесибий.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

А в 1672 году голландец Ян ван дер Хейден представил городскому совету Амстердама замену короткому стволу на старых насосах — длинный шланг, сшитый из парусины. Это изобретение оказалось настолько эффективным, что пожарными рукавами пользуются до сих пор, а Хейде мгновенно получил должность брандмейстера Амстердама.

Примерно в те же времена к проблеме частых и бурных пожаров подошли и с административно-юридической точки зрения. Во многих городах Европы вводились противопожарные строительные нормы, комендантские часы и строжайшие наказания за случайный или предумышленный поджог.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Первый официальный шаг по созданию в России профессиональной постоянной службы пожаротушения сделал царь Алексей Михайлович Романов. Тридцатого апреля 1649 года он подписал «Наказ о Градском благочинии». Документ обязывал московских подьячих создать патрульные бригады «с рогатины, и с топоры, и с водоливными трубами». Кроме того, «Наказ» устанавливал правила работы пожароопасных производств и использования огня в быту.

Такая повинностная пожарная охрана просуществовала в Москве до начала XIX века. В начале 1800-х годов царь-император Александр I организовал в столице первую уже профессиональную службу пожаротушения. Теперь пожарным можно было стать добровольно и получать за это зарплату. Появились конные подразделения для оперативного тушения пожара в самом его зародыше. Пожарные бригады были оснащены мешками с песком, который и применяли для борьбы с малым огнем. Со временем мешки изнашивались — именно отсюда пошла саркастическая присказка «из него сыплется песок» про стареющего или немощного человека.

Вклад российских изобретателей в мировую практику пожаротушения

Песок долгое время был основным веществом для тушения малых источников огня — он был дешев, универсален, прост в транспортировке и использовании. Однако ученые в разных странах активно экспериментировали с другими огнетушащими веществами. В основном — с такими, которые при нагревании выделяют углекислый газ и водяной пар.

В 1813 году английский капитан Джордж Мэнби создал медный сосуд, в котором содержалось 13 литров водного раствора поташа — углекислого калия. Так появился первый огнетушитель, а углекислый калий используют в огнетушителях до сих пор. А в 1906 году россиянин Александр Лоран запатентовал первый компактный огнетушитель, генерирующий пену во время химической реакции. К сожалению, в России патент Лорана не нашел применения и позже был продан немецкой компании Perkeo.

Примерно 30 лет спустя, в 1809 году, механик Скобелев изобрел вместо раскладной лестницы выдвижную, за что был награжден государственной медалью «За полезное». Лестницы, удлиняющиеся по такому принципу, до сих пор используются в пожарных машинах по всему миру.

Посмотрите, как устроен модуль с выдвижной лестницей, и потушите пожар с его помощью в дополненной реальности!

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Лошади, пар, бензин: эволюция пожарных машин

К слову, об эволюции пожарных машин. Ручные насосы, присоединенные к бочкам с водой, установленным на телеги на конной тяге, применялись очень долго. Первые паровые пожарные помпы, заменившие насос на ручном приводе, появились только во второй четверти XIX века. Авторство самой первой конструкции от 1829 года принадлежало двум знаменитым британским инженерам Джону Брейтуэйту и Джону Эрикссону.

Паровой котел, растапливаемый углем, весил больше двух тонн, имел мощность в десять лошадиных сил и под давлением пара подавал до 40 тонн воды в час на высоту до 27,5 метра. Из-за протеста пожарных и работы страховых компаний машина Брейтуэйта не была принята на пожарную службу в Британии. Тем не менее инженер создал еще четыре модели пожарного парового котла, один из которых в 1863 году был отправлен в Санкт-Петербург.

Двигателем внутреннего сгорания пожарные насосы впервые оснастили в 1906 году. Первую пожарную машину на бензиновом двигателе выпустила Южная немецкая автомобильная фабрика (SAG) в пригороде Берлина Грюневальде. Вскоре после компанию поглотил автоконцерн Benz.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Создавать пожарные автомобили на основе шасси не легковых, а более тяжеловесных машин додумались в Великобритании. Родина танков подарила миру и такое чудо, как пожарный автобус. Правда, нигде, кроме Англии, этот механизм распространения не получил. Яркий представитель — модель Leyland Titan 1953 года с корпусом в форме каски пожарного. Всего таких машин было произведено восемь штук, и последняя из них состояла на службе до 1973 года.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Превентивные меры пожаротушения: предупрежден — значит, вооружен

Сегодня человечество, наученное веками опыта и технического прогресса, умеет бороться с городскими пожарами максимально эффективно. Лучший способ ликвидировать пожар — не дать ему случиться; второй лучший способ — оперативно отреагировать на возгорание.

Современные пожарные извещатели автоматически передают сигнал на пост пожарной охраны при срабатывании одного или нескольких датчиков, реагирующих на продукты горения. Самые распространенные — это датчики тепла и дыма; однако сегодня существуют пожарные извещатели, оценивающие изменения в инфракрасном диапазоне, в воздушно-газовой среде помещения, в ионизационном токе внутри детектора, в степени освещенности комнаты…

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Часто датчики отправляют сигнал не только пожарным, но и автоматизированным системам пожаротушения. В этом случае срабатывают встроенные в потолок оросители. Они разбрызгивают мелко распыленные капли воды (меньше 150 микрон!) на большую площадь — до 12 квадратных метров каждый. Согласно статистике, для 40 процентов случаев возгорания достаточно срабатывания одного оросителя, а 80 процентов тушатся от работы десяти оросителей.

Если быть совсем точным, речь сейчас идет о дренчерных оросителях; более привычные спринклерные оросители срабатывают не от электрического сигнала, а от того, что плавится останавливающая воду пробка. Однако детали механических спринклеров со временем портятся и через десять лет требуют замены, в то время как полностью электронный дренчерный ороситель деградации практически не подвержен.

Однако оросители способны распылять только воду. В последние годы во многих странах мира все большее распространение получают огнетушащие порошки. В отличие от воды, порошок может быть разным по составу и подходить для тушения сразу нескольких видов возгораний — вплоть до универсальности. При этом материальный ущерб от ложного срабатывания системы распыления порошка в разы меньше, чем от заливания помещения водой из оросителя.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Настоящие тушилы: как пожарные борются с огнем

Но если все-таки пламя разгорелось и его не удалось потушить превентивными или ручными средствами, на борьбу с огнем выезжают пожарные. Среднее время прибытия пожарной бригады на место составляет две-три минуты, а время ликвидации открытого горения — от восьми до 12 минут. Это очень хорошие показатели — особенно с учетом того, что, согласно изменениям в федеральном законе от конца 2018 года, в городе пожарный расчет должен прибыть максимум за десять минут после вызова, а в сельской местности — максимум за 20. Однако на самом деле во время пожара счет зачастую идет не на минуты — на секунды; поэтому важна каждая мелочь и деталь, которая помогает эти секунды экономить.

На вооружении пожарной охраны России во многих городах сегодня стоит уникальный универсальный пожарный автомобиль. Это машина, созданная специально для ускорения работы спасателей и пригодная для тушения в любых условиях. Эта пожарная автоцистерна может, помимо собственного бака и пожарных гидрантов, забирать воду из открытых водоемов; при этом она возит с собой пенобак на 200 литров, в который можно поместить почти любой пенообразователь или порошковый состав.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кроме того, машина оборудована системами, которые помогают боевому расчету быстрее занять позицию: автоматическими ступеньками для выхода из кабины, внешними шкафами с экипировкой, компьютером для управления насосом, системой управления водяной пушкой прямо из кабины, а также мощной светодиодной осветительной мачтой и системой быстрого развертывания выдвижных лестниц.

Универсальна эта автоцистерна в том числе и потому, что ее можно переоборудовать для использования во внештатных ситуациях. Можно добавить разбрызгиватель пены для тушения разливов топлива в аэропорту; можно убрать часть сидений из кабины, превратив ее в эвакуационно-спасательную; в пенобаке можно возить питьевую воду для доставки в зоны ЧС; а из водобака можно распылять, например, химикаты и дезинфицирующие средства во время эпидемий.

Попробуйте себя в роли пожарного: спасите город от огня в дополненной реальности!

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Пожарный-спасатель тоже должен действовать на пожаре максимально быстро и эффективно и не терять связь с коллегами. Пожарный, потерявший сознание, — это минус один спасатель и плюс один человек, на спасение которого должны тратить время и ресурсы другие пожарные.

Оставаться в строю помогают специальные средства индивидуальной защиты — намного более высокотехнологичные, чем пропитанные уксусом пеньковые рубашки римских «спартеоли». Современные защитные костюмы делятся по степеням предоставляемой защиты: от простых комбинезонов из искусственной кожи с респираторами или противогазами до полностью герметичных теплоотражающих костюмов с изолированной системой дыхания.

Помимо этого, у современных пожарных есть роскошь, недоступная пожарным прошлого — переносные газо-дымовые детекторы и камеры термографического зрения. А для того, чтобы оперативно предупреждать коллег об изменениях в обстановке и кооперироваться с ними, во многие современные шлемы встроены системы радиокоммуникации.

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

Кто придумал пожарную машину. Смотреть фото Кто придумал пожарную машину. Смотреть картинку Кто придумал пожарную машину. Картинка про Кто придумал пожарную машину. Фото Кто придумал пожарную машину

К сожалению, участие пожарных в ликвидации возгорания несет угрозу их жизни и здоровью, даже несмотря на средства защиты. Поэтому сегодня как можно больше работы по тушению пожара стараются переложить с человека на робота. Пожарная робототехника в основном управляется оператором дистанционно, хотя бывают и автономные машины. И любой пожарный дрон, естественно, должен быть огнеупорным: выдерживать до 30 минут в температуре 400 градусов и до трех минут — в 800.

Основной способ использовать робота в условиях экстремальной ситуации — разведка: без риска для человеческой жизни дрон предоставит данные о силе пожара, степени и карте разрушений, местоположении пострадавших. Более продвинутые мобильные робототехнические комплексы могут выполнять более сложные задачи: разбирать завалы, вытаскивать пострадавших и непосредственно гасить труднодоступные очаги пламени. Например, подобный робот, разработанный в Индии, успешно принял участие в учениях по тушению пожара в Мумбае в 2019 году.

Россия, со своей стороны, может похвастаться разработками систем автоматического обнаружения и тушения огня. Еще в 1970 году во Всеросийском НИИ противопожарной обороны разработали и протестировали подвижную систему с оптическими датчиками, которая сама находила источник пламени и выбрасывала туда высокократную пену. А в 2000-х годах роботизированные установки пожаротушения стали использовать на российских космодромах.

Однако роботы — это все-таки самый передовой, а потому слабо распространенный метод пожаротушения. Единственная ситуация, в которой использование автоматов необходимо и потому они применяются там регулярно, — это тушение пожаров на последних этажах высоток и небоскребов.

На высоте: как тушат пожары в небоскребах

Вообще для борьбы с возгораниями на высоте давно используют выдвижные лестницы. Большинство пожарных гарнизонов оборудованы лестницами для ликвидации пожара на высоте до 30 метров — около десяти этажей. Существуют автолестницы для работы на высоте порядка 60 метров — это где-то 20 этажей. В московском гарнизоне есть подъемники высотой 90 и 101 метр; а самая длинная пожарная лестница в мире — длиной 112 метров — произведена в Финляндии.

Однако даже таких лестниц часто не хватает для того, чтобы с земли тушить огонь на вершине небоскреба. Именно в таких случаях применяют беспилотные летательные аппараты: они помогают обнаруживать пострадавших на крыше и последних этажах, помогают прицелиться тушащим снизу, а в некоторых случаях сами распыляют тушительные смеси или ретардант — вещество для замедления горения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *