Кто разрабатывает дизайн автомобилей
Кто такие дизайнеры автомобилей.
Приветствую, уважаемые читатели!
Довольно много на страницах своего блога я рассказывал об автомобильных дизайнерах как прошлых лет, так и современных, и осознал, что упустил что-то важное – не рассказал, что же за профессия такая: автомобильный дизайнер. Давайте же разберёмся, что это за люди, каковы их будни, чем они руководствуются в своей работе, с какими трудностями сталкиваются и где ищут вдохновения, чем похожи и в чём их различия.
Многие из нас были большими любителями рисовать машины в детском саду или на уроках, сидя на задней парте. И автомобильные дизайнеры, как правило, начинали так же, правда, если вы думаете, что умения красиво рисовать достаточно и вы зарыли талант в землю, то поспешу остудить ваш пыл – это далеко не всё, что нужно современному дизайнеру автомобилей.
Возможно, для кого-то это станет открытием, но автомобильный дизайн появился не для того, что бы порадовать глаз человека, а для того, что бы наполнить карманы автопроизводителей. Прошло совсем немного времени с того момента, как Генри Форд создал доступный и удобный автомобиль, который был по карману буквально каждому, а его конкуренты из General Motors запустили механизм, работающий по сей день. Руководитель концерна Альфред Слоан-младший предложил концепцию, в соответствии с которой автомобиль будет изменяться каждый год, а мощная рекламная компания убедит автовладельца в том, что ему непременно нужен новый, более современный автомобиль. В большей степени это касалось внешнего вида.
Известная фраза Генри Форда: «Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет – черный», родилась не благодаря любви Форда к черному цвету, а лишь потому, что покраска всех автомобилей в один цвет значительно удешевляла конечный продукт. Ford противился навязываемой GM стратегии, однако в 1931 году продажи GM превзошли продажи Ford, несмотря на более высокую цену, и Форд был вынужден принять новые условия. Небольшие автопроизводители не могли позволить себе ежегодное обновление, потому вскоре были вынуждены покинуть рынок.
В дальнейшем эти правила игры были приняты всеми автопроизводителями сначала в Америке, а затем и по всему миру. Конечно, на сегодняшний день ни один автопроизводитель не может себе позволить полностью менять внешность автомобиля каждый год, потому это происходит один раз в 5-7 лет с рестайлингом где-нибудь посередине.
Многие годы целью автомобильного дизайна было только привлечение новых покупателей и удержание постоянных клиентов, однако с развитием технологий, скоростей изменялись и требования к автомобилям, что повлекло за собой еще одно требование к дизайну – функциональность. Для выполнения этого требования дизайнер должен обладать не только прекрасным вкусом, но и научными знаниями.
Следует разделить дизайн автомобиля на 3 части: дизайн экстерьера, дизайн интерьера, а также отделка и цвета. В процессе участвует большое количество самых разных специалистов, задача их координировать, чтобы продукт вышел цельный и выдержанный в одном стиле, лежит на плечах главного дизайнера.
В работе над экстерьером также есть руководящий дизайнер и группа специалистов, которые на первом этапе представляют свои наброски, а затем более подробные рисунки и чертежи руководству на утверждение. Сформировавшаяся в итоге подробная цифровая модель воплощается в масштабе 1:1 из пластилина с помощью специального станка. Скульптурный пластилин – незаменимый материал в такой работе, так как позволяет менять отдельные детали в процессе.
Этапы разработки интерьера автомобиля такие же, как и экстерьера: эскизы, цифровая модель, модель из пластилина. Создается передняя панель с приборами и органами управления, сидения, дверные панели, центральная консоль, форма стоек и так далее. Но тут основной акцент должен делаться на эргономике и комфорте пассажиров. Учитывается размещение всех современных органов управления, мультимедиа-систем и систем безопасности.
Отдел, подбирающий материалы и цвета, координирует свою деятельность с двумя другими, так как ему следует создать гармоничную картину. Сюда входит цвет кузова и отдельных деталей, цвета и материалы отделки салона, цвета и качество пластмассы, ковролина, ткани, дерева, алюминия, кожи, форма строчки, варианты комбинаций всего перечисленного. Отдельная команда работает над цветом и формой приборов, кнопками, экраном мультимедийной системы вместе с её иконками и значками.
Над разработкой нового седана среднего размера обычно работает команда, численность которой колеблется от 25 до 40 человек. От старта и до окончательного утверждения внешности всех деталей нового автомобиля проходит в среднем около двух лет. Затем небольшая команда продолжает вносить незначительные изменения в автомобиль, который проходит подготовку к серийному производству.
На каждом этапе дизайнеры разных специальностей черпают своё вдохновение в архитектуре, промышленном дизайне, домашнем и офисном интерьере, модной одежде, исследуют современные тенденции и классику, отслеживают появление новых материалов и пробуют внедрить их в свой текущий проект.
Если в прежние времена человеку требовалось лишь прикрепить к раме пару сидений и подножку, чтобы в них сесть, то сейчас создание комфортного и безопасного кузова для автомобиля, который также будет радовать глаз постоянного клиента марки и привлекать новых покупателей – это огромное количество рабочего времени высококвалифицированных специалистов.
Очень надеюсь, что данная статья Вам понравилась! До новых встреч в моем блоге!
Также смотрите мой скромный instagram!
Как на самом деле работают автомобильные дизайнеры.
Всем привет.
Мы часто ругаем автомобильный дизайн, совершенно не задумываясь, что создать автомобиль с нуля — огромный труд сотен людей.
Сегодня с существующими технологиями создать сложный технологический узел проблем не составляет, а вот дизайн, внешний вид, это ключевые моменты.
Дизайн продаёт и дизайн «рулит» рынком.
Ниже репортаж о том как создавались автомобили PEUGEOT 3008 | 5008.
Как оно должно быть.
Для информации. Автомобильный дизайн это не только как автомобиль выглядит внешне. Это совокупность всех элементов.
Можно сказать, что автомобильный дизайн это способ упаковать и донести образ объекта, который задумали маркетологи после многочисленных исследований рынка.
Если автомобиль вышел на рынок — то значит есть спрос и есть покупательская потребность.
Всё начинается с скетчей (эскизная часть). На этом этапе важно определить общий концепт.
Для тех кто рисует — идём от общего к частному.
Макетирование из модельного пластилина.
Без макетирования нет прототипа. На этапе макета, мы видим что будет из себя представлять автомобиль.
На живом макете к 1/1 доводится пластика линий и мелкие детали.
Ходовой прототип. Это еще не серийный автомобиль, но уже ходовой макет.
На каждом этапе создания автомобиля идёт обсуждение каждой детали и каждого элемента.
Всю «внутрянку» проектируют отдельно. Сначала эскизы, затем пластилин, затем в материале.
В результате всех операций получается автомобиль.
Но и это еще не конец.
Далее подключаются маркетологи, логистики, брендинговые агентства.
Сделать машину — это круто, но её нужно продать.
Выбор материалов отделки салона. Дизайнеры работают и подбирают материалы в жёстких рамках технического задания. Важно, уложиться в проектную смету стоимости конечного продукта.
Exterior design of the 3008 by Sebastien Criquet
Exterior design of the 5008 by Sandeep Bhambra
Interior design by Guillaume Daniel, Damien Deberdt, Bertrand Rapatel
Colors and trims by Elodie Roux
Design managers Yann Beurel, Erwin Museur, Eric Dejou
Press images by Peugeot ILab Team
www.peugeot.com/en
> Photo making of by Romain Bucaille
Понравилось нажиме НРа — расскажите друзьям, вам всё равно, а им приятно.
И конечно же подписывайтесь на мой блог.
Для вновь прибывших — СОДЕРЖАНИЕ.
Комментарии 349
Главное вранье про автомобильный дизайн. Из пластилина целиком не макетируют. Фрезеруют на станке с чпу, потом доводят плоскости. Всегда демонстрируют только заключительный этап, поэтому все думают, что это ручной труд. Это неправда. Я скульптор-макетчик, информация из первых уст.
До полномасштабной модели они лепили модель 1:5, наверно, где ручной работы было процентов 90. Потом ее сканировали и в полный размер переводили. Где основную работу выполнял фрезер, а ручками уже выводили поверхности и вносились изменения в дизайне, а также обрабатывались стыки деталей и различные зазоры и т.д. Я так думаю, коллега)!
Тоже так делаю. Но и пятый масштаб легче отфрезеровать, а потом довести руками. Ассиметрия — главное зло. А в маленькой модели с ней бороться даже труднее, чем в большой. Нам специально показывают в официальных источниках как много ручного труда в создании автомобилей, чтобы потенциальный покупатель понимал, что платит помимо прочего еще и за искусство. На самом деле это просто маркетинговый ход. В реале просто фрезернули и ручками после станка довели. И называют себя автомобильными скульпторами, хотя им до скульпторов ой как далеко. Скорее штукатуры.
Не совсем согласен. Фрезер подключается на этапе когда с основными линиями, гранями, углами и т.д. уже более менее определились. На этапе 3Д моделирования конечно можно с этим определиться, но не в полной мере. По причине, как вы знаете, того что 3Д модель в мониторе не потрогаешь руками)). Поэтому между моделированием и фрезером хочешь не хочешь, но ручками помахать придется. Другое дело что кузовные ателье привлекают скульпторов по максимуму в процессе проектирования концепт каров, где визуализируют ряд дизайнерских решений, которые в последствии будут применяться в серийных авто. А в процессе проектирования и подготовки к запуску на производство серийного кузова будут исходить из готовых «шаблонов» снятых с концепта и скульптор будет просто доводить за станком. Как вы и говорите. Я лишь хочу предположить что в процессе концептуального дизайна скульптор выкладывается на все сто и именно эти этапы нам и показывают, а производство серийного авто на самом деле довольно скучный процесс. Во всяком случае для дизайнера и скульптора.
Как стать дизайнером автомобилей?
Дизайнеры автомобилей – это промышленные дизайнеры, которые объединяют искусство и инжиниринг для создания инновационных транспортных средств (машин, яхт, мотоциклов и т.д.) с улучшенной функциональностью и современным внешним видом. Кроме того, их проекты должны обеспечивать безопасность автомобиля и соответствовать нормативам, оставаясь при этом красивым и удобным продуктом, привлекающим потребителя. Мы расскажем, как стать дизайнером автомобилей и где получить профильное образование.
Получите образование промышленного дизайнера
Качественное образование – ключ к успешной карьере дизайнера автомобилей. Большинство работодателей ищут творческих людей с техническими способностями и профильной подготовкой, которые могут объединить их в дизайн.
Для начала, вам необходимо получить профильное образование на программе Бакалавриата «Промышленный дизайн», во время которой вы освоите современные методы дизайна и моделирования. А, кроме того, познакомитесь с историей дизайна, научитесь разрабатывать концепцию продукта, углубитесь в процесс производства, познакомитесь с материалами и их свойствами.
Но, для того чтобы стать профессионалом высокого уровня, вам необходимо продолжить обучение.
Окончите программу магистратуры по дизайну автомобилей
Для повышения компетентности, профессионализма и конкурентоспособности окончите одну из узкоспеспециализированных программ. Институт дизайна Marangoni уже много лет готовит специалистов данного направления на программе Магистратуры по дизайну автомобилей. В рамках курса студенты изучают теорию автомобильного дизайна и дизайна интерьера транспорта класса люкс, осваивают работу в программах по 2-D и 3-D моделированию и учатся рисовать эскизы от руки и переводить их на цифровые носители. Обучение основано на регулярных практических занятий, мастер-классов и совместных проектов с производителями автомобилей.
За время обучения студенты приступают к формированию портфолио, куда также входит их выпускная работа.
Создайте профессиональное портфолио
Для того чтобы получить работу или устроиться на стажировку, вам необходимо предоставить портфолио. Оно должно демонстрировать вашу креативность, инновационность и осведомленность в современных видах и стилях дизайна, которые используют крупнейшие автомобильные компании. Работодатели ожидают, что стиль нового дизайнера автомобилей будет вписываться в фирменный дизайн их торговых марок. Поэтому ваше портфолио кроме студенческих проектов, должно содержать примеры дизайна автомобилей для известных производителей, таких как Ford, Toyota, Mercedes и другие.
Не забывайте постоянно пополнять портфолио новыми интересными работами по мере вашего профессионального роста.
Пройдите стажировку
Стажировка – это прекрасная возможность получить ценный опыт работы в индустрии, а также обзавестись профессиональными контактами. К сожалению, большинство стажировок не оплачиваются, но если вы зарекомендуете себя хорошим специалистом, который готов выкладываться на 100% и обладает необходимыми знаниями, вполне реально получить должность в команде дизайнеров автомобилей по окончании стажировки.
Кроме того, вы сможете построить профессиональные отношения с коллегами, наставниками, кураторами, а также другими стажерами, что значительно расширит ваши возможности в построении успешной карьеры.
Получите опыт работы
Выпускники магистратуры по дизайну автомобилей имеют возможность работать по специальности в компаниях производителях автомобилей и студиях, специализирующихся на автомобильном дизайне. И хотя, согласно BLS, в ближайшие годы рынок труда в индустрии увеличится только на 4%, будет наблюдаться потребность в инновационно мыслящих дизайнерах автомобилей.
Как начинающий специалист, обратите внимание на крупные международные корпорации, например, General Motors, Ford, Honda или Fiat, где над созданием автомобилей работает целая команда дизайнеров и инженеров. Так вы сможете лучше ознакомиться с особенностями индустрии в целом и конкретной марки в частности.
И помните, престижное образование, любовь к дизайну, машинам и желание творческой реализации позволят вам построить успешную карьеру дизайнера современных средств передвижения!
Подробнее о программах обучения на программах Бакалавриата «Промышленный дизайн» и Магистратуры по дизайну автомобилей, можно узнать в официальном представительстве Istituto Marangoni – STUDIES & CAREERS:
Списки5 молодых российских автомобильных дизайнеров
Специалисты в области транспорта о взгляде на индустрию изнутри
Текст
Автомобильный дизайн в России уже давно находится на гораздо более высоком уровне, чем принято думать. Выпускники отечественных вузов запросто устраиваются в компании ведущих мировых автопроизводителей, российские автоконцерны перерождаются, благодаря идейности молодых талантов.
Look At Me пообщался с 5 ведущими автомобильными дизайнерами и расспросил их о том, как российских дизайнеров воспринимают за границей, что интересного сейчас происходит в области автомобильного дизайна и над какими проектами они мечтают поработать в будущем.
Ярослав Рассадин о том, какие возможности предоставляет промышленный дизайн,
и о своей мечте сделать дизайн для фантастического фильма
Занимается дизайном транспорта, электроники, освещения, мебели и аксессуаров. Сотрудничает с такими брендами, как Marussia Motors, Triode design, Roche Bobois, Koziol, Glenfiddich, Roca, Yota, Synqera, Kaleva и др.
«Мне всегда хотелось заниматься реальными предметами, ещё в детстве я много работал в мастерской, очень любил плотницкое дело. В университете учился на инженера и старался понять сложные вещи в проектировании и расчётах — те, что невозможно рассчитать просто на глаз. Закончив учебу, я уже понимал принцип разработки практически любых изделий, но не видел вокруг себя вещей, которыми хочется владеть, наслаждаться ими и тем, как хорошо они работают. Повсюду был ужасный хлам, некрасивый, неудобный, плохо работающий, я просто не понимал, как люди пользуются этим дерьмом.
Я задумался, а позже как-то узнал, что существует промышленный дизайн, который даёт мне возможность влиять на продукт. Можно было не заниматься лишь одной частью, я видел сразу всё: и красоту конструкции, и стиль, и экономику. Сразу открылась масса новых возможностей — я мог делать вещи, которые хотел бы купить сам.
К сожалению, я не знаю, где учат именно предметному дизайну, кроме БВШД. То, что я видел там, мне понравилось: студентов не давят академизмом, дают свободу трактовок, размышлений, споров. Это и есть английский подход к образованию — дать инструмент вместо багажа. Но я всерьёз думаю, что лучшая учёба — в бою. Просто надо пробовать чаще.
Решение должно быть, как
один хороший ход — шах и мат
Я чувствую некий спад в профессии, но надеюсь, это неверное впечатление. Сейчас на слуху больше успехи наших графиков и разработчиков приложений и сервисов, чем промдизайнеров, к сожалению. Промдизайн очень сильно зависит от экономики, а она у нас не ориентирована на создание продуктов в принципе, у нас даже карандаши китайские. Так что можно говорить только о локальных историях, когда молодые люди собирают в мастерских мелкосерийную мебель, аксессуары, велосипеды. И это хорошо, это порождает дизайнеров с мышлением бизнесмена.
Я поклонник эмоционального и рационального. Решение должно быть, как один хороший ход — шах и мат. Поэтому мои дизайн-герои — это умные дядьки вроде Sam Hecht, Patrick Norguet, Ronan & Erwan Bouroullec, Naoto Fukasawa.
Существует масса всего, чего я не делал. Например, давно хочу сделать дизайн для фантастического фильма, но не топорный-ржаво-металлический, как принято показывать, а наоборот, эстетский, со вкусом, как у людей, которые умнее нас на 100 лет».
Андрей Сулемин о размытии границ между российскими и западными дизайнерами
и о самых красивых фейлах Филиппа Старка
Андрей Сулемин
Промышленный дизайнер, иллюстратор, практиковался в студии Cardi и в Студии Славы Саакяна, преподавал в Детском центре автомобильного дизайна, в студии Ford в Кёльне, в настоящее время — в свободном полёте
«В промдизайн меня привело образование. Я учился в МАМИ на курсе автомобильного дизайна, который считается самым сложным направлением промышленного дизайна (поэтому он выведен в отдельную ветвь). В общем, и то и то — создание предметных объектов, просто транспортный дизайн затрагивает немного другие проблемы.
У нас этому учат в МАМИ и в Строгановке — там есть кафедры транспорта. В УГАХА и питерской Мухе учат непосредственно промышленному дизайну. Место для обучения найти не так уж и сложно. Многие, отучившись у нас, едут доучиваться в Европу. В Италии это IED или SPD, в Германии — университет в Пфорцхайме.
Вообще трудно сделать чёткое разграничение между нашими и не нашими работами. К примеру, в студии Лебедева работают ребята из Европы, Дмитрий Самаль основал студию во Франции. Многие наши ребята работают в европейских фирмах.
Когда-нибудь мне хотелось бы поработать над продуктом, выпускаемым массово. До этого всё было только на уровне концептуальных идей, а при разработке промышленного образца приходится считаться со многими ограничениями, требованиями, что усложняет задачу, делает её интереснее.
Из того, что я делал, мне очень запомнился собственный дипломный проект. Я выполнял его в европейской студии Ford, и в нём пришлось совмещать два очень разных подхода. Университет требовал соблюдения технических требований, разработку компоновки, надо было использовать те технологии, которые позволяли бы этот объект производить. На студии же, наоборот, хотели увидеть наибольший полёт фантазии, им важна была не потенциальная адаптация к производству, а концептуальность. Конечно, всё было не так экстремально, простор был с обеих сторон. И хотя искать решения, которые удовлетворяли бы обоим требованиям, было не очень легко, зато это было интересно».
Список дизайнеров, студий и школ,
которые вдохновляют Андрея Сулемина
Ярослав Рассадин
Студия Славы Саакяна
Маруся B2
Дитер Рамс
Джонни Айв
Школа Баухауз
Вхутемас
Скандинавский дизайн
Филипп Старк
Главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин
Владимир Пирожков
Евгений Маслов
Ярослав Яковлев о том, чем отличается обучение автомобильному дизайну в России от обучения за границей и о своих любимых машинах
Ярослав Яковлев
Выпускник Европейского института дизайна, вместе с Бернардом Виилом из Нидерландов стал победителем конкурса «Автомобиль для президента», организованного Marussia Motors совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и порталом Cardesign.ru. В соответствии с условиями конкурса, дизайнерам нужно было разработать три модели: президентский лимузин, внедорожник и минивэн сопровождения
«Конкретно автомобильному дизайну в России обучает, по-моему, только один вуз — МАМИ, в СПбГХПА им. Штиглица (Муха) появилось отделение транспортного дизайна, в московской Строгановке регулярно наблюдаются дипломы на транспортную тематику, в УралГАХА и ещё паре вузов.
В России точно учат находить интеллектуальное решение для той или иной проблемы в рассматриваемой сфере, что является сильной стороной наших студентов. Учат думать как дизайнер, находить нестандартные решения, досконально изучать ту или иную проблему, но вот элемент стайлинга, который является неотъемлемой частью транспортных средств, во многих отечественных школах как будто отсутствует напрочь. Складывается впечатление, что визуальная составляющая дипломных работ — интуитивный результат, интуитивное ощущение стиля студентом, и тут многое зависит от самого студента, от уровня бензина в его крови, страсти и веры в своё дело. Но иногда бывают просто потрясающие дипломные проекты, и ребята почти сразу попадают в индустрию. Системы стиля, которая есть во многих западных школах, у нас практически не наблюдается, за редким исключением. Тем не менее, всё чаще появляются новости о мастер-классах для студентов, проводимых дизайнерами из ведущих мировых компаний.
Интересно, что в западных школах всё, в общем-то, с точностью наоборот: wow-эффект — на первом месте, а составляющие реалистичность и практичность — на второстепенных позициях. То есть это тоже всё, конечно, важно, но продать красиво упакованную и оформленную идею, пусть и не самую гениальную, гораздо проще — таков запрос рынка.
«Автомобиль для президента»
До той поры, пока в нашей стране есть автомобильное производство полного цикла (от эскиза до реальной машины), и не только автомобильное, но и транспортных средств в целом, конечно, есть смысл становиться автомобильным дизайнером. И воплотить мечту в реальность тоже можно — взять хотя бы суперкары Маруся-B1-B2, нарисованные студентом одного из московских вузов Максимом Шершневым.
Стилистически мне близки творения итальянцев из Pininfarina — чисто, лаконично, интеллигентно. Интеллектуально очень интересно общаться с экс-шеф-дизайнером BMW Крисом Бэнглом, он ставит вопрос проблем в автомобильной индустрии ребром.
С автомобилями немного сложнее: чем они честнее, тем милее сердцу. Их, как мне кажется, становится всё меньше и меньше, из прошлого — оригинальный Fiat 500, Citroen DS19-21, а из настоящего — Renault Twizzy. В родном отечестве с интересом жду работ из-под пера ребят московской студии „АвтоВАЗа“».
Вадим Артемьев об авторитетных российских учебных заведениях и о дизайнерах, которые на него повлияли
Вадим Артемьев
Автомобильный дизайнер, выпускник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и Европейского института дизайна, сотрудник Nissan Design Europe, Лондон
«Автомобильный дизайн — это не та профессия, которая выбирается случайно. Слабо представляю себе человека, который за день до подачи документов в вуз пытается сообразить, на кого же пойти учиться: в медицинский на врача, например, или же всё-таки в художественно-промышленную академию на транспортного дизайнера.
Мне кажется, что специальность автомобильного дизайнера можно добавить в список к профессиям пожарного, космонавта, автогонщика и т. д., то есть это такие виды деятельности, о которых мечтаешь с детства.
Подавляющее большинство моих друзей и знакомых, которые работают в данной индустрии, грезили автомобилями с ранних лет. Не был исключением и я. Сколько себя помню, я всегда обожал машины и постоянно их рисовал. Во время учёбы в 7-м классе, я узнал, что, оказывается, «рисованием автомобилей» можно заниматься профессионально. С этого момента я начал двигаться к своей цели осознанно: сначала окончил художественную школу, затем поступил в Санкт-Петербургский политехнический университет на специальность «Дизайн», а после окончания уехал в Турин для получения магистра по направлению «транспортный дизайн».
Стоит отметить, что 90 % российских студентов, обучающихся транспортному дизайну, хотели бы работать в студиях зарубежных компаний. И дело здесь не только в том, что в России мест для трудоустройства автомобильного дизайнера по пальцам одной руки посчитать можно, но и в том, что иностранные компании дают возможность получить уникальный опыт, который у нас просто негде приобрести.
Говоря о «Ладе», нельзя не отметить положительные тенденции развития
дизайна бренда
Вообще наши ребята на хорошем счету, хотя, как мне кажется, бум на молодых русских талантов несколько пошёл на спад из-за некоторого насыщения рынка, тем не менее, дизайнеры из России котируются достаточно высоко. Этому факту есть несколько объяснений. Во-первых, наши ребята зачастую обладают очень сильной художественной подготовкой, имея за плечами опыт начального, а нередко среднего и высшего художественного образования. Во-вторых, существует мнение, что российские дизайнеры имеют большую волю к самореализации, отчасти оттого, что, по сути, воплотить свои идеи в реальность ещё 20–25 лет назад у нас в стране было достаточно проблематично.
Годы пребывания в Италии наиболее сильно повлияли на моё видение дизайна автомобилей. Мне довелось поработать в такой легендарной студии, как Bertone, одном из старейших кузовных ателье Европы. Вклад, который эта компания внесла в развитие мирового дизайна, сложно переоценить. Многие работы этой студии находятся в списке моих любимых и наиболее близких по духу (Lamborghini Countach LP500 Prototipo, Alfa Romeo Montreal, Lamborghini Espada и т. д.), а авангардную Lancia Stratos Zero я считаю величайшим концепт-каром всех времён. Совершенно очевидно, что наиболее сильно повлиявшими на меня дизайнерами стали бывшие в своё время шеф-стилистами легендарного ателье Марчелло Гандини и Джорджетто Джуджаро.
У меня также есть небольшой опыт работы в отечественной компании: в 2004 году мне довелось проходить производственную практику в дизайн-центре ВАЗа. Я очень ценю те несколько недель в Тольятти, позволивших мне впервые заглянуть на «дизайнерскую кухню», а также давших мне возможность познакомиться с такими легендами отечественного дизайна, как Марк Васильевич Демидовцев и Валерий Павлович Сёмушкин.
Кстати, говоря о «Ладе», нельзя не отметить положительные тенденции развития дизайна этого бренда. Безусловно, открытие студии в Москве с совершенно новой и молодой командой очень талантливых ребят, готовых преподнести нам много приятных сюрпризов, позволяет с большим оптимизмом смотреть на будущее ВАЗа».
Святослав Саакян о самобытности российского взгляда на дизайн и о том,
чем задумка конструктора отличается
от задумки дизайнера
«Я с детства любил рисовать, получил дизайнерское образование и занялся делом. В нашей стране уровень дизайнерского образования уже достаточно высок. Русские ребята ценятся в западных студиях и на равных конкурируют с европейскими коллегами. На западе в наших специалистах ценят не только высочайший профессионализм, но и самобытность взгляда на дизайн. Хорошие примеры отечественных работ, конечно, есть. Всех не перечислить, наверное, стоит назвать их авторов: Ярослав Рассадин, студия Лебедева, Вадим Кибардин (работает в Праге), Виктор Фрейденберг, Андрей Чирков, Эрнест Царукян, Максим Шершнев, Дмитрий Зюбяиров, Юрий Вередюк и ещё много достойных людей. Для меня последнее открытие — это Юрий Вередюк, мне нравятся очень многие его работы.
Мне нравятся дизайнеры, которые делают вещи лучше, чем делаю их я. Как правило, это или очень рациональные и простые вещи, или абсолютно бескомпромиссные. Сейчас я вдохновляюсь работами Наото Фукусавы, лодками Старка и немного работами Марка Ньюсона. Среди автодизайнеров мне интересны Питер Хорбери, Максим Шершнев и то, что делает «Пининфарина». Ещё вызывает восхищение работа таких студий, как Priestmangoode и MBD-design.
Моя студия работает во многих отраслях транспортного дизайна: это и автомобили, и железнодорожный транспорт, и самолёты, и водный транспорт, — но всё больше тянет на строительную технику. Возможно, это потому, что мы последние несколько лет плотно занимаемся военной техникой. В ней очень много рациональности и красоты конструкции, как и в строительной технике.
Несколько лет назад моя студия включилась в работу над созданием военного автомобиля. Мы вошли в проект в тот момент, когда у остальных участников уже был сформирован дизайн и построены масштабные макеты. Мы решили подойти к дизайну этого автомобиля радикально, без компромиссов и соглашательств. Максимальная задача, которую я перед собой ставил, — сделать дизайн таким, каким бы его сделал талантливый конструктор, а не дизайнер — это значит без украшений и неправды. Сами функции автомобиля диктовали его форму. В результате получился объект, не похожий ни на один автомобиль, выразительный и устрашающий. Это и определило его судьбу. Сейчас он построен в броне и принят на вооружение».