Куропатка и машина астафьев

Куропатка и машина астафьев

Урок проводится по упражнениям, предложенным в учебнике. Также учитель может использовать следующие дидактические материалы.

1. Работа со схемой.

наличие или возможность заголовка

смысловая связь между предложениями

определенная последовательность предложений

использование языковых средств связи между предложениями

– Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать определение «текста».

– Сравните его с определением в учебнике (с. 19).

– В тексте можно выделить план содержания и план выражения. Какие признаки текста относятся к плану содержания? Плана выражения?

2. Перечислите типы текстов.

– Определите типы следующих текстов. Укажите в них признаки текста.

Куропатка и машина

Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.

Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.

Кругленькие, пушистенькие цыплятки скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка.

Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали.

В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.

Тексты взяты из статьи Л. А Ходяковой, И. М. Михайловой «Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений».

– Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.

2. На середину вышел его близкий приближенный.

3. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными.

4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.

5. В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях.

Источник

Перечислите типы текстов

– Определите типы следующих текстов. Укажите в них признаки текста.

Куропатка и машина

Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.

Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.

Кругленькие, пушистенькие цыплятки скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка.

Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.

Золотой луг

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали.

Черные озера

В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.

Тексты взяты из статьи Л. А Ходяковой, И. М. Михайловой «Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений».

Игра «Редактор».

– Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.

2. На середину вышел его близкий приближенный.

3. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными.

4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел

Урок 10.
Развитие речи. Официально-деловой стиль

Работа с теоретическим материалом.

– Выполнение учащимися упражнения на с. 21 учебника.

– Обсуждение теоретических сведений со с. 22 учебника.

Упражнение 50.

Игра «Редактор».

Задача учащихся – найти ошибку, исправить ее.

1. Повестка дня: обсуждение поведения прогульщика и лодыря А. Петрова.

2. Ввиду отсутствия средств (возможностей) команда не смогла принять участие в спортивных состязаниях.

3. Во избежание загрязнения воды в ставке (озере) мытье автомобилей запрещается.

1. Для проведения олимпиады по русскому языку создать совет.

2. В его состав включить А. Мокеева, Н. Крылову.

5. В школу учащиеся приходить обязаны своевременно.

Я, Тихомиров Борис Васильевич, родился 15 августа 1982 года в живописном уголке нашей необъятной Родины – станице Ермаковской Ростовской области.

7. С чувством огромной радости культмассовая комиссия сообщает, что насыщенный мероприятиями план работы выполнен.

Упражнение 51.

– Прочитайте образец заявления.

– В чем заключаются особенности его оформления?

– Учитываются ли эти особенности в следующем заявлении?

Уважаемый Виктор Иванович! Разрешите мне, пожалуйста, выехать на соревнования по лыжным гонкам.

С уважением, Климов Ю.

– Запишите это заявление в исправленном виде.

Урок 11.
Повторение изученного в 5 классе

Беседа.

– Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.

– Как живешь? – спрашиваю.

– Ты, говорят, болел. Теперь все в порядке?

– Ну я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь.

– Ты считаешь – нормально?

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно. А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

– Как это можно делать?

– Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

– Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изучаемые в 5 классе.

Словарная работа.

На доске написаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.

Ученики устно анализируют подчеркнутые орфограммы, заем по памяти записывают слова в тетрадь.

– Что означает слово брошюра?

– Почему при попытке дать толкование слову «ручка» ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные.)

Работа со словарем.

– Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), праздник (2-й ряд), рукав(3-й ряд).

– Многозначными или однозначными являются эти слова?

– Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.

– Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова?

Учитель показывает ученикам запись:

– Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему?

– Как называется проиллюстрированное явление? Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему? (Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.)

И г р а «Кто вперед?»: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы (бумажник, люлька).

Упражнение 59.

– Обратите внимание на слова в рамочке на с. 26.

– В каких лексических отношениях они состоят?

– В написании каких гласных букв могут возникнуть затруднения?

Учитель подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске запись: ответить; отозваться; откликнуться.

– Объясните написание буквы «о».

– Произнесите хором эти слова по слогам.

– Закройте учебники и запишите слова по памяти.

Тест.

– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания «прилагательное + существительное».

Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.

1. Глаза карие или коричневые?

2. А пиджак карий или коричневый?

3. Дружба сильная или крепкая?

5. Чай горячий или горючий?

7. Ответ полный или кромешный?

В тетради должна получиться следующая запись:

Источник

Использование новейших технологий при обучении русскому языку и литературе.(продолжение 3)

На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно «открыть уста детей», предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

В работе по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности школьника, который, как правило, мыслит конкретно и всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Несоответствие между сферой образного и логического у школьников отрицательно сказывается на уровне их речевого развития: учащиеся не могут в полном объеме высказать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникающие в их внутреннем мире образы и представления, неадекватно интерпретируют воспринятый текст.

На мой взгляд, данный факт объясняется и недооценкой необходимости развития у детей сферы образного, эмоционального, чему в первую очередь способствует использование средств изобразительной наглядности.

Безусловно, использование изобразительной наглядности особенно важно на начальном этапе формирования умений, поскольку позволяет аппелировать непосредственно к понятийно-смысловому уровню сознания, обеспечивает единство конкретного и абстрактного, сочетание словесного и изобразительного материала, создает благоприятные условия для речевых ситуаций, стимулирующих речевую активность учащихся.

Одним из эффективных средств формирования умений, на мой взгляд, является собственный рисунок ребенка.

При этом я опираюсь на мысль Л.Г. Выготского О том, что рисунок является графическим рассказом ребенка: «Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал». Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования и высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении.

Собственный рисунок внесет в учебный процесс разнообразие и занимательность, повысит интерес учащихся к изучению русского языка и литературы, создаст на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуацию и тем самым мотивирует составление речевого произведения, использование учащимися образно-выразительных средств языка, эмоционально-оценочной лексики.

Наряду с образным развивается и словесно-логическое мышление. Этому способствует анализ текста. Поэтому вместе с рисунком я использую на уроке текст: анализ текста и создание своего высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренируют школьников в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, обобщение, внутренний план действий и др.

Соединение словесных и изобразительных средств дает двойную мотивацию создания высказывания и в большей степени способствует развитию связной речи школьников.

Ниже покажу формирование одного из речевых умений (словесное оформление мыслей школьников через рисунок и текст) на текстовом материале с помощью рисунка, созданного ребенком в 5 классе.

Примерная схема уроков, на которых используется

собственный рисунок ребенка к тексту-образцу.

а) восприятие и анализ текста-образца определенного типа речи;

б) словесное иллюстрирование данного текста-образца;

в) создание учеником рисунка к тексту-образцу;

г) анализ созданного рисунка;

д) составление высказывания определенного типа речи.

Таким образом, реализуется взаимосвязь художественной деятельности и речевой, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся.

В методике преподавания литературы создание рисунка к тексту преследует цель : понимание текста ребенком.

В качестве текстов-образцов использую в основном тексты малой формы (миниатюры), позволяющие экономить время на уроке. Вместе с тем они были достаточно информативными, с предметным планом содержания и давали возможность изобразить сюжет на плоскости.

Текст малой формы позволяет учащимся осмыслить его содержание, более подробно описать представленное автором событие, явление, предмет, дать ему развернутую оценку и тем самым ввести новые слова и «свои» образно-выразительные средства. Тексты подбираются интересные учащимся, имеющие нравственную и экологическую направленность.

Привожу отдельные фрагменты уроков по созданию учащимися высказывания разного типа речи (повествования, описания и рассуждения).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К СОСТАВЛЕНИЮ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

— отбирать языковые средства, необходимые для создания высказывания типа повествования.

(Текст у каждого ученика на столе.)

Куропатка и машина.

Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза.

Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.

Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернула грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.

Кругленькие, пушистенькие цыплята скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка.

Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.

Лексико-стилистическая и орфографическая работа

1. Объяснить значение слов куропатка *, вездеход*, осока *, кювет*.

2. Подобрать слова, которыми можно заменить:

б) подобрать синонимы к глаголам

ехали, вынырнула, повернулась, вздыбилась, скатывались, взвизгнули, скрылась, глухо работал.

-Какие слова позволяют представить куропатку в момент, когда она защищала своих птенцов?

-Если заменим их другими, сможем ли мы так ярко представить птицу?

(Эти наиболее выразительные слова)

3. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание:

4. Составление примерного

1. Что случилось? 2.Храбрая куропатка. 3.Цыплята спаслись

б) к каждому пункту плана выписать глаголы, передающие последовательность действий, событий.

— Как вы думали, что это за текст? Почему?

Словесное иллюстрирование

(Это повествование, события меняются одно за другим.)

-А если бы вам нужно было нарисовать одну картинку к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали?

Класс описывает словесно примеры содержания рисунка к тексту:

Фон: на заднем плане изобразим непроходимый лес, так как в рассказе говориться, что люди едут на вездеходе. Вместо колес у вездехода гусеницы, как у танка или трактора.

Чтобы показать, что лес непроходимый, можно изобразить поваленную сосну или ель и деревья, которые стоят часто.

Создание речевой ситуации

подготовить рисунки к тексту, а затем составить высказывание типа повествования.

На следующем уроке учащиеся прочитывают лучшие тексты и рассматривают рисунки, анализируют свои и чужие работы.

Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.

Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.

Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

учитель русского языка и литературы АОУ школы № 1 г. Долгопрудный

Источник

Захарка

Виктор Астафьев Захарка

Лед на Енисее еще не тронулся, но перелетные птицы уже появились. В Заполярье всегда так — птицы опережают весну. Где-то в верховьях Енисея они прилетают на полую воду, потом настигают ледоход и обгоняют его.

Колхозные бригады охотников в эту пору выезжают на промысел за птицей.

Захарка в колхозе еще не состоял, ему было всего двенадцать лет. Но он тоже засобирался на охоту: надо было помогать семье. А семья немалая — четверо ребят (себя Захарка к ребятам уже не причислял). Отца на войне убили, работница в доме одна мать. Она на рыбоприемочном пункте работала — резальщицей.

Станок Агапитово, где жил Захарка, совсем мал, всего несколько домиков. Работы здесь никакой сыскать невозможно, одна рыболовецкая бригада в Агапитове — и все. Самое большое начальство здесь бригадир и пекарь. А до правления колхоза и сельсовета более сотни километров. Заполярье — здесь такие расстояния между селениями не в диковинку.

Захарка ловил зимой силками белых куропаток и однажды заплутался и чуть не замерз. Мать после этого не пускала Захарку в лес.

К весне совсем трудно стало семье. Приварка нет, только рыбы иной раз бригадир давал, а без приварка ребятам пайка хлеба не хватало: растут. Паек же хлебный не растет. Все тот же, что и в войну. Но докатился и до Агапитова слух, что скоро карточки на хлеб отменят. А пока Захарка приладился к пекарю в помощники: дровишки пилит, колет, печь топит, пол моет — что заставит пекарь, то и делает Захарка. Лишь бы накормил. Поест Захарка в пекарне, значит, паек матери и братишкам с сестренкой достанется.

А между тем пекарь совсем зазнался. Ну кто он такой в нашем нынешнем понимании — пекарь? Так себе — личность, вымазанная мукой. Но в те годы пекари пользовались большим авторитетом. Агапитовский пекарь, к примеру, жил по поговорке: «Сыт, пьян и нос в табаке».

Тут требуются некоторые пояснения: дело в том, что в маленьких поселках хлеб не только выпекался на пекарне, но и отпускался здесь же. Вот и выходило, что власть в ту пору у пекаря была полная. Захочет хлеб отпустить — отпустит, не захочет — не отпустит. Иди жалуйся на него — за сотню-то верст.

Ну а Захарку пекарь вовсе заездил, и плата парнишке одна — кусок хлеба.

Но все стерпел Захарка, дотянул до весны.

Птица пошла, собрался пекарь на охоту: гусятинки захотелось. Мать Захаркина попросила его:

— Возьмите Захарку, Ануфрий Пантелеймонович. После того случая боюсь я одного-то отпустить, а он рвется на охоту.

— Хлопот с ним не оберешься, — поморщился пекарь, — расхнычется.

— Да что вы! — Пекарь был единственным человеком в поселке, которого называли на «вы». — Он у меня ко всему привычный.

Мать хотела сказать, что и охотник Захарка удачливый, с семи лет ружьем владеет, а в ходьбе за ним и взрослому не угнаться, да не успела ничего разъяснить, пекарь недослушал ее.

— Ну, ладно, ладно, — кисло согласился он, — возьму. Будет обед готовить, вещи сторожить.

И вот они шагают по песчаному берегу — задастый, как баба, пекарь впереди, чуть кривоногий, коренастенький Захарка сзади. У Захарки на ногах резиновые сапоги с калошами. Калоши на резиновые сапоги, конечно, не надевают. Но это когда сапоги целые. А если у них нет подметок, тогда с калошами тоже ничего.

Километров пятнадцать отмахали пекарь с Захаркой. Пришли на огромный песчаный мыс. Через этот мыс каждую весну переваливают караваны птиц.

Пекарь приказал Захарке отабориваться: разводить огонь, устраивать ночлег, а сам принялся делать скрад на мысу.

Захарка, ловко орудуя топором, нарубил пихтача, сделал «козырек» и развел под ним огонь. Потом спустился на мыс и соорудил себе скрад. Пекарь посмотрел на мальчишку с любопытством, усмехнулся и спросил:

— Делаешь, спрашиваю, чего?

— Скрад делаю, не видите, что ли?

— П-сс-ссых, — засмеялся пекарь, будто с натугой чихнул, и тут же боднул Захарку взглядом. — Стрелок сопливый! Мешать только! Сиди уж на стане, при багаже. Две-три утки уделю потом.

— Мне вашего не надо. Я сам добуду.

— Ну, дело твое. Только гляди. Я лютой на охоте — упреждаю…

— Ладно пужать-то, пуганый уже, — буркнул Захарка и занялся своим делом.

Ночью пекарь ворочался с боку на бок. Привык в тепле нежиться и оттого мерз, хотя одет был толсто. А Захарка в телогрейке, под которую поддернута шерстяная кофта матери, в латаных ватных брюках и в сапогах с калошами спал крепко, но урывками. Через час-полтора он вскакивал — иначе застудишься. Подживив огонь, Захарка распахивал телогрейку, грел грудь, спину, потом сымал сапоги с калошами и калил портянки. Затем он засовывал руки в рукава и падал на пихтовые лапы и заставлял себя тут же заснуть, чтобы не терять ни минуты. Знал парнишка, что при стрельбе влет нужно быть бодрым, хорошо отдохнувшим, чтобы и рука и глаз были верны.

Рано утром Захарка скинул телогрейку и побежал к воде. Он вымылся в Енисее почти до пояса. Пекарь съежился, глядя на Захарку, и даже губы у него посинели.

— Загне-ошься, — пообещал он парнишке.

— Ничего, ничего, — быстро натягивая на себя одежду, сказал Захарка, — зато потом жарче будет, а вас, как от огня отойдете, цыганский пот прошибет, помяните мое слово.

Сидит Захарка в скраде, поглядывает, птицу ждет. Славный скрад у Захарки получился. Затащило еще в прошлую весну на мыс кусок земли с дерном, и весь он пиками тальника взялся, пальца не просунешь — так густ тальник. Захарка лозины тальника в середине вырубил, а вершинки крайние связал, вот и готов скрад. Главное, птицы помнят: в прошлом году осенью здесь этот островочек тальника был, и не станут облетать его.

Песчаный мыс изогнутым крылом врезался в Енисей. Темны, огромны забереги у Енисея. Две-три иных реки уместятся в одну такую заберегу. И с той, и с другой стороны уже давно отпаялся лед от берегов. А вот стоит же. Держит его север и еще слабо нажимает юг.

Попробуй разбери их, эти законы природы. Сидит Захарка, думает. Холод к ногам подбирается, не больно стойки калоши против стужи.

Высоко проходят громадные табуны уток. Эти идут еще дальше, им путь к Енисейской губе, к Диксону, к Ледовитому океану.

Но вот за мысом, над кромкой леса изломанный угол. Он растет, ширится. То был как будто простым карандашом отчеркнут на бледном небе, а теперь уж словно углем, вон уж и пунктир образовался. Дробно рассыпался косячок по небу, распался — точки, мячики, комки. Ближе, ближе. Га-га-га-га! Га-га-га-га! Гуси.

Идут гуси. Медленно идут, устало. Огромный путь одолели они. Горы, реки, моря оставили позади. Сейчас они почти «дома» и оттого летят без строя, неторопливо. Надоела им дисциплина, измотал изнурительный перелет — пора и подкормиться, пора передохнугь.

По всему видно, они норовят сесть на мыс. Вот уже снижаются, предупреждая друг друга, дескать, смотреть и еще раз смотреть!

Пекарь выстрелил, не утерпел.

Колыхнулась, рассыпалась и прошла над скрадом пекаря стая — под самым его носом. Захарка на колено привстал, выцепил одну птицу, ударил, и она грузно упала в песок, взбив легкое облачко.

Пекарь вдогонку гусям из обоих стволов саданул, но птицы были уже далеко, не достанешь дробью.

Прибежал пекарь к Захарке, глаза у него большие:

— Покажи гуся-то. — И стал вертеть птицу в руках, пальцами оглаживать. — Ха-арош, ах ха-арош! Ловко ты его. А я, понимаешь, поторопился.

— Ну, ничего, — успокоил пекаря благодушный от удачи Захарка. — Прилетят еще… Во! Слышите?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *