Кужникский природный мост в дагестане как добраться на машине
Кужникский природный мост в дагестане как добраться на машине
Природный мост, село Кужник
Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья.
Южный Дагестан — особенно прекрасен, и так во все времена года. Один из самых живописных районов этой стороны региона — Табасаранский. Его часто сравнивают со Швейцарией, в пользу первого. Природа потрудилась на славу и наградила край великолепием, богатством и разнообразием, какое только можно встретить на всем белом свете.
Среди многообразия памятников природного происхождения — аркой раскинулся природный мост.
Кужникский или Турагинский мост расположен вблизи села Кужник на высоте 1400 метров над уровнем моря. Местные жители называют его Урчила. Это арочный свод над ущельем шириной до шести метров, длиной до пятидесяти. Жители окрестностей древнее место почитают за святыню. Природа региона распорядилась так, что жители Табасаранского и Кайтагского района о полной принадлежности Кужникского моста периодически вступают в дебаты.
Дело в том, что место, где находится природный памятник, включая плато и возвышенность на нём с высотой около двух тысяч метров, уникально в своем роде. И всё это великолепие тихо затаилось среди раскинувшихся дебрей густого леса из дубов, ясеней, буков, грабов. Великаны достигают высоты 15-20 метров, а стволы деревьев — несколько метров в диаметре.
Дикие растения питают почву и воздух. Долины рек разделяют плато.
Со склонов горного хребта Джуфудаг стекает река Ханагчай и её притоки. С противоположного склона долины открываются потрясающие виды на Кужникский мост. Расположившись около села Кужник, можно запечатлеть красочные мгновения картины — мост на фоне изумрудного лесного массива.
Неудивительно, что жители Табасаранского и Кайтагского района регулярно спорят на тему, кому же все-таки принадлежит Кужникский мост.
Табасаранский район, Кужникский мост
Природное творение возникло напротив, на северной части склона, заняв кусочек территории Кайтагского района. Долгое время люди массово им не интересовались, в общих чертах они были уверены, что где-то в лесу спрятан диковинный мост из камня, но вживую его никто не видел. Возвышенность на плато состоит из плотного рельефа песчаников юрского периода.
Прогуливаясь вдоль глубоких ущелий в песчаниках, можно заметить разрывы со значительным раскрытием, это трещины бортового отпора.
Они похожи на рельеф уникальной формы: толща песчаника отваливается от целого массива в десяти метрах от полосы обрыва долины, практически идеально по горизонтальной линии. Протяжённость расстояния составляет пару сотен метров, в результате, образовались пещеры. Под мостом из песчаника только пропасть глубиной в 50 метров и ничего более. Сверху проходит протоптанная пешеходная тропинка.
Кужникский природный мост, Дагестан
Будто сюжет из фэнтези, где каменная арка в центре чащи зелёного океана, вокруг пещеры, исполинские деревья и вода, стекающая небольшим водопадом откуда-то сверху. Чистота, тишина, умиротворение.
Рядом населённых пунктов нет, и вблизи никто не живёт. Сёла Кужник и Тураг расположены ниже. Если начинать свой маршрут из села Тураг, то придётся идти пешком около двух с половиной километров. С самого начала маршрута на пути встречаются сказочные эоловые рельефы, формы не повторяются и напоминают изготовленные мастером скульптуры периода античной греческой цивилизации.
Глядя на это место, человек по-настоящему ощущает вечную красоту и мощь природы. Кужникский природный мост — памятник Южного Дагестана регионального масштаба на охраняемой территории. Его можно отнести к редчайшему естественному объекту. Мощь и ширь размеров каменного шедевра производят неизгладимое впечатление. А поднявшись на гору над мостом, остается лишь созерцать и думать — как же всё это сохранить навечно…
Хучнинский водопад и Кужникский природный мост. Исследуем горный Дагестан. #2
В планах на сегодня было добраться до селения Кубачи. От Алкадара, где мы проснулись с утра, через Дербент по шоссе 155 км. Альтернативный маршрут короче всего на 12 км, зато через горы. Выбор очевиден. Уходим в сторону гор. По пути там есть на что посмотреть.
Начнем с крепости Хучни в одноименном селении.
Добираться к ней приходится, к сожалению, через горы мусора.
Поставить таблички, как видно, мало. Необходимо, чтобы кто-то этот мусор ещё и вывозил.
Выглядит все это очень печально.
А вот селения, раскинувшиеся на хребтах, выглядят очень интересно.
Заскочили на крепость «Семи братьев и одной сестры». Удивительно, но такое со мной теперь иногда происходит: я не сделал ни единой фотографии этого места… зато наснимал много видео. Ссылка на ролик внизу. От крепости буквально в нескольких километрах находится еще одна достопримечательность этих мест — Хучнинский водопад. У него, как и принято в Дагестане, несколько имен. Самое известное — в честь населенного пункта Хучни, но не уступает по популярности и наименование Ханагский.
Летом здесь полно молодежи. Ущелье, горная река — райское место в полуденный зной.
Солнце уже садится, а до Кубачи (местные запретили мне склонять это название) еще 95 км. А там еще и Кужник по пути… Эх, как всё же затруднительно путешествовать осенью. Короткий световой день, да еще и ночные заморозки, но так хочется, что всё равно едешь!
В Кужник мы все-таки заезжаем, но до Кужниского природного моста ехать не осмеливаемся.
На помощь приходит дрон.
Осенний лес с высоты впечатляет, а вот сама достопримечательность, к которой мы ехали, вызывает ряд вопросов.
Возможно, нужно ее смотреть вблизи, но разведка с дрона сообщила, что даже если пойдем туда пешком, то до заката точно не вернемся. Поэтому решаем ехать дальше.
Само же селение Кужник оставило глубокое впечатление единения людей и домашнего скота. На видео чуть ли не половина кадров оттуда. Советую посмотреть.
Сквозь поля и леса, только maps.me ведаемыми дорогами, мы пробираемся к хребту.
Говорят, что мёд здесь абсолютно не похож на кавказский. Со своими оттенками и ароматами.
Очередной перевал. Спускаемся. Новый климатический пояс. Теплый. Влажный. Лесистый.
Уже поздней ночью останавливаемся напротив Уркараха. Почему-то сегодня хочется заснуть поближе к цивилизации. Но почему — пока неизвестно.
Полная версия наших приключений:
Там же про самое грязное село, про наш маршрут и про всё остальное, что проще показать, чем об этом написать!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение… Всем мир!
по Дагестану на машине в октябре (часть5)
Слегка припорошенные дорожной пылью, после 7км по строящейся дороге, въезжаем на окраину аула Салта, известного одним из самых долгих и кровопролитных сражений Кавказской войны 19 века. Осада длилась 54 дня, именно тогда находящийся здесь, в русском лагере, хирург Николай Пирогов впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирной анестезией и применил перевязку бинтами, пропитанными крахмальным раствором.
Паркуемся, идем в узкое Салтинское ущелье. Хорошо, что давно не было дождей, иначе мы просто не смогли здесь пройти, а другого входа в эту глубокую расщелину с отвесными скалами, просто не существует. И вот мы оказываемся в огромном подземном зале, в углу которого в потолке зияет дыра, даже две, учитывая, что вода пробила себе путь и через природное перекрытие. В период дождей через эти отверстия с шумом падает вода реки Салта. Каким он бывает, мы не застали, лишь воображение могло нам помочь, но для вас я честно выудил из интернета фото, наглядно показывающую этот момент.
В пещере прохладно и темно, лучи пробиваются только сквозь единственное природное окно, ступать по огромным глыбам следует очень осторожно, иначе можно поскользнуться и упасть. Подземный Салтинский водопад, единственный такого рода в Дагестане.
После Салты держим курс на Кужникский природный мост. Проехали мимо крепости «Семи братьев и одной сестры». По легенде там все плохо — сестра предала братьев.
Буквально в нескольких километрах находится еще одна достопримечательность этих мест — Хучнинский водопад.
Решили эти достопримы оставить на обратный путь, т.к. с мостом, вернее с дорогой к нему история не вполне была понятна. Сколько это займет времени мы не знали. Мало кто из побывавших оставил описание в интернете, как до него добраться, а точнее — я таких не нашел!)))
Навигаторы не в курсе, как до него добраться, спасибо местным ребятам из близ лежащего аула Кужник. Они нас провели. Нам пришлось бросать машину у спуска в ущелье и топать сначала вниз к реке, потом подниматься на верх противоположного склона. А он крутой, тропа едва видна, никаких страховок, перил и прочих благ цивилизации нет — просто дикий лес. Пришлось нам попотеть. Вид конечно потрясающий у этого моста! Что бы природа могда создать мост длиной 100м и шириной 6м, я бы не поверил, если бы сам не увидел. А может это следы прошлых цивилизаций? Почему бы и нет…
Жаль, зеленка все закрывает, и фото не может передать того, что видишь и чувствуешь, стоя рядом с этим исполином. Для наглядности я позаимствовал у драйвовчанина Дениса TRUSTDOIT фото моста с дрона, надеюсь он не обидится)
Обратно возвращались тем же путем. Устали. Но Вам будет легче — там уже строят технологическую дорогу к реке для прокладки трубопровода, так что в следующем году можно будет подьехать до реки) Пока мы производили все эти телодвижения — день кончился, и обратно мимо крепости и водопада ехали уже в темноте. Придется отложить их посещение до следующего раза, ашопаделать, нас ждал Дербент — кафешка, гостишка, душ и теплая кроватка…2х местный номер = 1 тыр
В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мост спокойно выдерживает автомобиль
Скептики считают, что этому мосту не более 200 лет, относя его постройку к XIX веку, однако многие местные жители утверждают, что это деревянное сооружение стоит здесь дольше – от предков они слышали, что ему 700-800 лет.
Мост расположен возле села Гулли (другое произношение – Джули) Табасаранского района Дагестана, и он по полному праву может считаться историческим памятником, а также памятником архитектуры.
Несмотря на то, что мост очень старый (даже если допустить, что ему не 800, а 200 лет, для деревянной постройки это все равно большой срок), он и сейчас смотрится грандиозно. Более того, конструкция очень надёжная. Древние старики вспоминают, что когда-то по этому мосту регулярно ходили быки с тяжелыми повозками, ну а сейчас он спокойно выдерживает легковую машину. Высота сооружения – около десяти метров.
Мост сложен из деревянных бревен и толстенных брусьев – кажется, будто это великан играл в гигантский конструктор. Кстати, металлическая скоба, которую можно увидеть с одной стороны моста (она появилась тут явно позже, чем само сооружение), никакой функциональной роли не играет. Для чего ее здесь поставили – непонятно.
Известно, что мост построили местные жители, имея в своем распоряжении только дерево и камень. И остается только восхититься их мастерству и инженерной смекалке.
Что а люди построили этот мост
Табасараны – проживающий в Дагестане многочисленный народ. Ряд исследователей считают, что у этого названия иранское происхождение. В Средние века на южном берегу Каспия, где сейчас расположен Иран, существовало государство под названием Табаристан. Слово «табар» с персидского языка фарси переводится как «топор».
По данным историков, местные жители называли себя «табасаранар» только при общении с соседними народами, иными словами это было их официальное наименование. Между собой же они говорили про свой народ «капган» и «гум-гум» (это были две ветки одного и того же племени).
По другой версии, табасараны как отдельный народ берут свое начало в Кавказской Албании – большой империи, возникшей ещё в первые века до нашей эры. В то время они были неплохими воинами, когда же необходимость воевать отпала, табасараны переключились на мирные профессии, занявшись скотоводством, разными видами ремесел, а в равнинных местах – садоводством и разведением винограда.
Интересно, что в старые времена табасараны не делали помпезных домов. Их постройки были одно-двухэтажными и имели плоские крыши, при этом стены и пол строители обмазывали специальной глиной.
Зато дома были крепкими, основательными, на хорошем фундаменте. А чтобы жильцам дома никогда не пришлось испытать бед и лишений, после закладки фундамента строители ставили под угол будущего здания, обращенный к Мекке, сосуд. В него, по народному поверью, надо было положить крохотный кусочек золота или серебра, монеты (символ богатства) и зерна (символ плодородия). Также существовала практика ставить в углы фундамента кувшины с чистой водой – как символ жизни, здоровья, чистоты.
Поскольку Табасаранский район – лидер по количеству лесов в Южном Дагестане (фактически половину территории занимает лес), недостатка в строительных материалах у зодчих, возводивших деревянный мост, не было.
Кстати, природа здесь настолько красива, что эти края даже называют «Дагестанской Швейцарией».
Как показывает история, простые люди порой способны построить удивительные вещи. И при этом необязательно быть профессиональным инженером или строителем. Главное – иметь дар свыше. А еще фантазию и большое желание добиться своей цели. Пример тому – Подземный пещерный лабиринт дедушки Левона.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Утро в Гунибе. Гамсутль, Корода, Хунзахский водопад и Карадахская теснина. #5
Прерываю паузу и спешу опубликовать заключительную часть про Дагестан. В конце поста, как и всегда, будет видео-версия рассказа, которая будет значительно более полной, нежели фото-отчет.
Переночевали в этот раз не в машине. Вчера вечером, несмотря на многочисленные отказы с нашей стороны, мы оказались в гостях у Башира.
С утра он ещё и завтраком нас пытался накормить и был безмерно рад тому, что мы приехали увидеть своими глазами его любимый Дагестан.
Рядом с домом находится крепость Шамиля, забравшись на которую открывается потрясающий вид на Хиндах и Хоточ
Как бы здесь не было гостеприимно и душевно, но нужно ехать дальше.
Впереди нас ждет заброшенный аул-призрак.
Окидываем взглядом Гуниб. Вчера он поразил нас сверху, а вот так сочно он выглядит снизу.
Местные дороги — это отдельная достопримечательность. Только ради этих видов стоит здесь побывать.
По пути в Гамсутль встречается аул с длинной историей — Чох. Говорят, через него пролегал Великий Шелковый Путь.
И только к вечеру, уже на закате, мы добрались до главной цели дня. Это — Гамсутль!
Довольно сложно оценить значимость этого места, да и в Мачу-Пикчу я не был, но что-то мне подсказывает, что находись это сокровище в каком-то другом месте на планете, то стало бы гарантировано одним из самых популярных мест на Земле.
Построить бы смотровые площадки, да восстановить некоторые стены, но пока это никого не интересует. А ведь здесь ещё совсем недавно жили люди, по-настоящему независимые и самобытные. Их предки создали этот город из подручных средств, завоевали неприступную горную вершину и сделали из неё себе дом.
Жаль, но сохранять прошлое у нас так и не научились, а без прошлого, без истории, не бывает и будущего. Остаётся надеяться, что соответствующие комитеты обратят внимание на этот потрясающий культурный объект и приведут его в порядок, не дав ему окончательно умереть.
Спускались вниз мы уже в кромешной темноте. Залили в бак топливо из канистр и занялись поисками места для ночлега. Забегая вперед скажу, что полного бака (80 литров) и 40 литров в канистре, залитого во Владикавказе на последнем сетевом Лукойле, хватило для того, чтобы сделать этот круг по Дагестану и вернуться к той же самой заправке без дозаправок.
Ночлег был найден рядом с селом Карадах и одноименной тесниной.
Первым делом с утра в нее мы и отправились. Высота отвесных стен здесь достигает 100 метров.
А ширина в некоторых местах всего лишь два-три!
Передать фотографиями это не получится, нужно увидеть своими глазами!
Теснина где-то около 2 км длиной и осенью проходится без проблем. В другое время, возможно, придется помочить ноги.
Дальше нас ждал очередной заброшенный аул — Корода.
Корода, в отличие от Гамсутля, заброшена не полностью. Она делится на две части. Новую, в которой живет почти все население, и старую, в которой живет бабушка Фатима. Точнее, жила. Она была последней жительницей, но уже зимой, как раз после нашего приезда, дети забрали её в новое село.
Одна круговая улица. На первом этаже хлев для скота и очаг в главной комнате. Здесь нет садов и огородов, но есть прекрасные локации, которыми пользуются для съёмок кино. Мы попали сюда в октябре 17-го, как раз когда здесь снимали фильм про Афганистан. Кадры со съемочной площадки есть в итоговом видео.
Последним в нашем автопутешествии по Дагестану стал населенный пункт Хунзах и его известный далеко за пределами республики водопад. Точнее, водопадов там несколько, но называют Хунзахским именно вот этот:
Чтобы насладиться водопадом в полной мере, стоит посмотреть видео из поездки, в котором обо всем рассказанном в этом посте вы найдете более подробную информацию.
Но если даже не найдете, то скучно вам при просмотре точно не будет.
Мы покидаем Дагестан. Теперь мы видели его не только весной, но и осенью! Осталось вернуться летом!
Большое спасибо всем кто делится этой записью здесь и на Ютубе, спасибо всем кто оставляет комментарии!
Впереди вновь небольшая пауза, а после нее расскажу куда лучше ехать на машине в Турцию, Исландию или Иран?
Знаю, что многие ждут историю про то как мы перезимовали лето на Русском Севере, но там оказалось слишком много монтажа. Качество съёмок на мобильный телефон не совсем себя оправдало, поэтому чтобы довести отснятое хотя бы до более-менее смотрибельного уровня нужно намного больше времени. Плюс, в этом году есть желание побывать в тех краях и доснять еще кое-какие места и уже по итогу сделать полную версию. Спасибо всем кто ждёт и следит! Всем мир!