Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля

Тема 1.2 Рабочее место водителя, системы пассивной безопасности

Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля

Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля

Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля

Общее устройство кабины.Основные типы кабин. Компоненты кабины, шумоизоляция, остекление, люки, противосолнечные козырьки, замки дверей, стеклоподъемники.

Системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров. Системы очистки и обогрева стёкол. Очистители и омыватели фар головного света. Системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида. Низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей.

Рабочее место водителя. Назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов, и сигнальных ламп.

Порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой.

Системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем.

Системы пассивной безопасности. Ремни безопасности: назначение, разновидности и принцип работы. Подголовники: назначение и основные виды. Система подушек безопасности. Конструктивные элементы кабины, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Электронное управление системами пассивной безопасности.

Неисправности элементов системы пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.

Источник

Тема. Кузов автомобиля, рабочее место водителя, система пассивной безопастности.

Первоначальной целью конструкторов является проектирование такого авто­мобиля, чтобы его внешняя форма спо­собствовала минимизации последствий основных видов ДТП (столкновения, на­езды, и повреждение самого транспорт­ного средства).

Наиболее тяжелым ранениям подверга­ются пешеходы, которые наталкиваются на переднюю часть автомобиля. Послед­ствия столкновения с участием легко­вого автомобиля могут быть уменьшены лишь конструктивными мерами, включают, например, следующие:

· спрятанные заподлицо стеклоочисти­тели

· заделанные заподлицо с панелями сточные желоба

· утопленные дверные ручки

Определяющими факторами обеспече­ния безопасности пассажиров являются:

· деформационные характеристики кузо­ва автомобиля

· длина пассажирского отсека, объем пространства для выживания во время и после возникновения столкновения

· зоны возможного столкновения

· система рулевого управления

Рис. Распределение сил при ударе:
а – боковой удар; б – лобовой удар

Работа механизма обра­тима, ведь в нем нет одноразовых пиропатронов. Если аварии не случилось, штанга укоротится до исходной длины, а пружина подтя­нет штырь обратно.
Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля

Рис. Механизм предотвращения последствий бокового удара:
1 – штырь; 2 – стержень; 3 – поворотный упор; 4 – возвратная пружина; а) – исходное состояние механизма; б) – рабочее состояние механизма

В процессе разработки кузова наряду с безопасностью пассажиров все большее внимание уделяется безопасности пешеходов. Снижение риска травматизма пешеходов или велосипедистов достигается путем применения соответствующих конструктивных технологий а именно:

· достаточное расстояние до жестких частей двигателя в подкапотном пространстве

· оптимизация шарниров и внутренней поверхности капота

· снижение вероятности травмирования ног пешеходов с применением деформирующих элементов, поперечин, рамок радиаторов и др..

Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля

Рис. Элементы кузова для защиты пешеходов:
1 – деформирующийся элемент; 2 – поперечина для защиты пешеходов; 3 – рамка радиатора

Многие производители применяют системы направленных на снижение нагрузок, действующих на пешехода при контакте с автомобилем. Последствия травам при наезде на пешеходов обеспечивают «мягкий» бампер и «подпрыгивающий» капот. Такая система предусматривает датчик касания пешехода проложенный внутри пластикового бампера (поз.1). При наезде характер деформации датчика используется для выявления наезда на человека, чтобы избежать ложного срабатывания системы (поз. 2). Анализируя сигнал, блок управления дает команду на срабатывание двух пиропатронов, которые установлены по краям капота (поз. 3,4).

Общее устройство кузова.

Кузов легкового автомобиля представляет собой цельнометаллическую сварную несущую конструкцию. Отдельные элементы кузова штампуют из листовой стали и соединяют при помощи точечной, дуговой и газовой сварки.

Источник

Кузов и системы безопасности автомобиля

Типы кузовов. В классических автомобилях основным элементом конструкции является рама. К ней крепятся все агрегаты автомобиля, а сверху установлен кузов. При такой схеме кузов мало подвержен нагрузкам от трансмиссии и ходовой части, но автомобиль получается тяжелым.

В современных легковых автомобилях в основном используются несущие кузова. Это означает, что все узлы и агрегаты крепятся к кузову, а рама отсутствует.

Устройство кузова

Кузов современного автомобиля изготовлен из штампованных и сваренных между собой стальных деталей. На многих моделях широко использованы кузовные детали, изготовленные из различных пластмасс.

Силовая структура современных кузовов создается с использованием компьютерного моделирования и обеспечивает высокую прочность и долговечность. Для обеспечения высоких требований по пассивной безопасности часть элементов силовой структуры рассчитана на разрушение при аварии с целью поглотить энергию удара.

Остекление кузова выполняется из специальных безопасных стекол. Ветровое стекло автомобиля многослойное, боковые и задние стекла — закаленные. Широко используется вклеенное остекление, что обеспечивает кузову дополнительную жесткость.

Бамперы, облицовка радиатора и элементы отделки на большинстве современных автомобилей изготовлены из пластмассы. Для повышения пассивной безопасности эти детали содержат специальные энергопоглощающие элементы.

Системы пассивной безопасности

Системы пассивной безопасности предназначены для защиты водителя и пассажиров от гибели и травм при дорожно-транспортном происшествии.

К этим системам, помимо энергопоглощающих элементов кузова, относятся ремни безопасности, система подушек и шторок безопасности, система аварийного отключения подачи топлива, система аварийного отключения аккумуляторной батареи, травмобезопасный педальный узел, травмобезопасная рулевая колонка, активные подголовники и др.

Ремни безопасности

Современные автомобили оборудованы ремнями безопасности для водителя и всех пассажиров. С целью повышения защитного действия ремни могут быть снабжены различными дополнительными устройствами для обеспечения натяжения, регулировкой положения по высоте, а также ограничителями нагрузки.

Для обеспечения максимальной защиты ремень безопасности должен плотно прилегать к телу без перекручиваний.

Верхняя часть ремня должна проходить через середину плеча, а нижняя — плотно прилегать к тазу, а не к животу. В противном случае существует риск проскользнуть под ремень, а это очень опасно.

Не забывайте периодически проверять техническое состояние ремней безопасности и надежность их крепления. При обнаружении любых повреждений детали необходимо заменить.

Натяжители ремней безопасности

Для увеличения эффективности ремней безопасности применяются различные дополнительные устройства для натяжения и поддержания натянутого состояния ремня.

Наибольшее распространение получили инерционные катушки, которые удерживают ремень постоянно натянутым и блокируют его разматывание при резких изменениях режима движения.

Помимо инерционной катушки может быть установлен пиротехнический натяжитель. Его задача — мгновенно натянуть ремень безопасности при наступлении аварийной ситуации. Тем самым обеспечивается более плотное прилегание ремня к телу.

Сигнал на срабатывание электрозапала пиротехнического заряда поступает от тех же датчиков, что и на подушки безопасности.

На некоторых автомобилях ремни безопасности могут быть оснащены ограничителями нагрузок. Ограничители предназначены для снижения нагрузки при воздействии ремня безопасности на грудь и плечи при аварии.

Стоит отметить, что натяжители имеют ограниченный срок службы и их периодически необходимо заменять. Срок службы этих устройств всегда указан в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Подушки безопасности

Для предотвращения гибели и травмирования водителя и пассажиров на современных автомобилях широко применяются подушки безопасности.

Система, которая помимо самих подушек включает в себя датчики удара и управляющую электронику, получила название SRS (от англ. Supplementary Restraint System — «дополнительная удерживающая система»).

Автомобиль может быть оснащен одной или несколькими подушками безопасности, а также боковыми подушками (шторками).

Система подушек безопасности

Подушка безопасности водителя обычно размещена в ступице рулевого колеса, а подушка пассажира — в правой верхней части панели приборов. Шторки безопасности устанавливаются над боковыми окнами. Подушка безопасности представляет собой мгновенно надувающуюся емкость из специального тканого материала. Надувание подушки происходит за счет интенсивного газообразования при срабатывании пиротехнического устройства.

В случае аварии срабатывает один из датчиков удара. Сигнал с датчика поступает в электронный блок управления. На основе анализа параметров движения автомобиля электронный блок принимает решение активировать систему и посылает сигнал на электрический запал пиротехнического патрона.

Надутая подушка занимает пространство между человеком и рулевым колесом или панелью приборов, тем самым предотвращая травмирование человека о детали салона.

Следует помнить, что наличие в автомобиле подушек безопасности не отменяет необходимости пристегиваться ремнем безопасности. В случае дорожно-транспортного происшествия подушка может нанести дополнительные травмы непристегнутому человеку.

Срок службы подушек безопасности ограничен. Уточните срок службы и условия замены в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Детские кресла

Водитель и все пассажиры автомобиля во время движения должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Это требование особенно актуально в случае перевозки детей. Дело в том, что голова ребенка крупнее и тяжелее туловища, а мышцы и скелет недостаточно развиты. Поэтому для обеспечения безопасности детей на случай дорожно-транспортного происшествия требуется использовать специальные системы.

Детские удерживающие устройства (по терминологии Правил дорожного движения) разделены на пять групп в зависимости от веса ребенка.

Источник

План-конспект урока «Рабочее место водителя»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ»

1. Цели урока:
а) Обучающая – Научить обучающегося правильной посадке, приемам управленияавтомобиля и контролю за приборами сигнализации.

б) Развивающая – Сформировать профессиональные навыки, развивать умения анализировать.

в) Воспитывающая – Воспитывать профессиональные качества будущего водителя, культуру труда.
2. Материально-технические и дидактические средства обучения: Интнрактивная доска, автотренажер.

3. Форма проведения занятий: Рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий.

4. Должны знать: расположение и назначение органов управления автомобиля, контрольно-измерительных приборов; посадку и расположение водителя на рабочем месте.

5. Должны уметь: читать показания приборов; быстро и правильно располагаться в кабине автомобиля, соблюдая правильное расположение рук на рулевом колесе и ног на педалях управления.

Ход урока:
Анализируя степень надежности водителя, а именно его профессиональную пригодность, подготовленность и работоспособность, практически всегда обнаруживаются недостатки, истоки которых заложены в период формирования первоначальных водительских знаний и умений. Статистические данные показывают, что от 40 до 70 % дорожно-транспортных происшествий происходит из-за ошибок, допускаемых водителями в результате снижения работоспособности. Работоспособность не постоянна, она изменяется в течение дня, суток, недели. Основной причиной снижения работоспособности является утомление – закономерный процесс, наступающий в результате трудовой деятельности.

Хорошей работоспособности способствует тщательная подготовка рабочего места и грамотный уход за ним. Правильная регулировка сиденья, спинки и подголовника обеспечивают наименьшее мышечное напряжение и хороший обзор. Поэтому в начале данного занятия необходимо сформировать у будущего водителя правильное представление о посадке водителя. Отмечавшиеся ранее требования, предъявляемые к рабочему месту водителя, а именно: комфортность, доступность органов управления, обзорность и безопасность, наряду с комплекцией обучающегося, являются определяющими факторами при осуществлении настройки рабочего места.

Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Смотреть картинку Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Картинка про Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля. Фото Кузов автомобиля рабочее место водителя системы безопасности автомобиля

Первым шагом в настройке рабочего места является установка сиденья водителя относительно рулевого колеса. Данную операцию выполняют при полностью нажатой педали сцепления. Следует акцентировать внимание на том факте, что в процессе управления автомобилем водителю достаточно часто приходится пользоваться именно этим органом управления, а правильность в его использовании заключается именно в полном выжимании сцепления (полном нажатии педали). При правильной настройке сиденья и нажатой педали сцепления левая нога водителя всегда должна быть слегка согнута в коленном суставе, а при отпущенных педалях, когда ноги находятся на полу, рулевое колесо не должно касаться ног, чтобы не затруднялось его вращение. Не менее важным критерием оценки правильности настройки водительского сиденья является обзорность. При удаленной посадке водителя относительно рулевого колеса обзорность водителя ухудшается за счет уменьшения угла видимости в прямолинейном направлении по линии капота и сужения поля зрения, ограниченного передними наклонными стойками кузова автомобиля.

Следующим элементом рабочего места водителя, подлежащим регулированию, является спинка сиденья. Отмечая справедливость утверждения, что положение спинки в первую очередь влияет на утомляемость водителя, необходимо обратить внимание на два важных момента. Во-первых, при правильном положении рук на рулевом колесе чуть выше середины угол в локтевом суставе должен быть порядка 90 градусов при слегка отведенных плечах от туловища. Во-вторых, спина водителя должна быть прямой и полностью опираться на спинку сиденья. Для предупреждения затекания шейного отдела позвоночника требуется регулировка высоты подголовника, который должен располагаться на уровне затылочной части головы, тем самым обеспечивая устойчивое положение головы с характерным прямолинейно направленным полем зрения.

Отрегулировав рабочее место водителя, тем самым мы формируем правильную посадку водителя, после чего необходимо пристегнуться ремнем безопасности, предусмотренным конструкцией данного транспортного средства. Нельзя недооценивать эффективность данного конструктивного элемента пассивной безопасности автомобиля, а равно пренебрегать требованиями пункта 2.1.2 Правил дорожного движения, согласно которому «Водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности». Необходимо искоренить неправильное представление о функциональности ремней безопасности, согласно которому «ремень сковывает действия водителя, мешает управлению автомобилем, не эффективен в случае возникновения аварийных ситуаций». Для данных ложно сформированных стереотипов имеются достаточно веские контраргументы, а именно:

при правильно настроенном рабочем месте водитель никогда не испытывает дискомфорта от использования ремня безопасности;

— за счет действия ремня безопасности постоянно осуществляется коррекция осанки водителя, в результате чего работоспособность увеличивается в среднем на 45 %.

Стоит также отметить, что в большинстве автомобилей иностранного производства, оснащенных подушками безопасности (Air Bag), данное конструктивное решение не может функционировать без пристегнутых ремней безопасности. Значительная интенсификация автомобилестроения во всем мире, обусловленная воплощением прогрессивных идей в конструктивные решения в данной отрасли, уже позволила исключить механизм пристегивания водителем ремня безопасности, так как данная операция осуществляется автоматически при закрывании двери.

Данная часть занятия должна носить глубокий воспитательный характер, побуждающий к формированию грамотных профессиональных и эстетических задатков. Отсутствие социальной рекламы, имеющей направленность на повышение безопасности дорожного движения, развитие фундаментальной базы для формирования гармонично развитой личности, способной управлять автомобилем, побуждают компенсировать этот недостаток в учебных организациях, занятых в сфере оказания таких услуг. Такая процедура носит статус проблемности, когда вначале необходимо сломать неправильно сформированные стереотипы, а только потом прививать и развивать у будущих водителей правильные представления, знания, умения, навыки. Примечательным фактом является отражение в продукции мировой киноиндустрии сцен, связанных с автомобилем, где всегда можно наблюдать эпизоды, в которых водитель или пассажиры, садящиеся в автомобиль, обязательно пристегиваются ремнями безопасности.

Следующим этапом знакомства с водительским местом является формирование представления о зеркалах заднего вида и правилах пользования ими. Любой автомобиль оснащен двумя или тремя зеркалами заднего вида, позволяющим осуществлять визуальный контроль дорожной обстановки сзади движущегося автомобиля. Расположение зеркал позволяет водителю просматривать все пространство вокруг автомобиля. Зеркало внутри салона позволяет просматривать пространство сзади автомобиля с целью контролирования движения транспортного потока и восприятия предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств при совершении обгонов и объездов. Боковые зеркала, расположенные на дверях автомобиля, помогают водителю контролировать невидимые зоны (участки дороги, находящиеся вне зоны видимости водителя при непосредственном обзоре и обзоре через салонное зеркало заднего вида). Такие зоны всегда представляют реальную угрозу для безопасности движения, так как располагаются слева и справа от заднего габарита автомобиля, где возможно движение автомобилей, игнорирование которых может привести к столкновениям при перестроениях или совершении обгонов. Установка и крепление зеркал заднего вида позволяют водителю корректировать их положение в зависимости от регулировки сиденья водителя. Поэтому важным моментом в подготовительных действиях перед началом движения является настройка зеркал заднего вида. Зеркало, расположенное внутри салона автомобиля, должно позволять водителю полностью видеть заднее обзорное стекло. Внешние боковые зеркала настраиваются на видимость соседних полос движения и края своего автомобиля, чтобы водитель не только видел движущиеся транспортные средства в пределах соседних полос, но и контролировал интервалы движения между автомобилями.

Таким образом, определив значимость зеркал заднего вида в процессе управления автомобилем, необходимо привить будущим водителям необходимость в постоянном пользовании зеркалами, определяя тем самым формирование правильных навыков.

Создав все предпосылки для нормальной работы водителя путем формирования комфортных и безопасных условий на рабочем месте, целесообразно перейти к представлению органов управления автомобилем и отработке основных приемов пользования ими.

Первоначально необходимо обозначить роль рулевого колеса в процедуре управления автомобилем, а также сформировать представление о правильном положении на рулевом колесе и способах его вращения.

Рулевое колесо любого транспортного средства позволяет водителю осуществлять контроль над движением автомобиля посредством изменения траектории его движения. Исходя из действий, выполняемых водителем при управлении автомобилем, можно выделить следующие функциональные моменты использования рулевого колеса:

1. Рулевое колесо необходимо для выполнения основных маневров, таких, как повороты, разворот, перестроение, обгон и объезд. Для данных маневров характерны значительные действия рулевым колесом при изменении траектории движения с последующим стабилизирующим ходом рулевого колеса в обратную сторону.

2. Не менее важными являются минимальные действия рулевым колесом, носящие корректирующий характер при прямолинейном движении автомобиля.

Учитывая указанные особенности в использовании рулевого колеса, необходимо обозначить место расположения рук на нем. При прямолинейном движении автомобиля, когда основная работа водителя сводится к удержанию автомобиля на заданной траектории движения, руки всегда должны находиться немного выше середины рулевого колеса. Это позволяет водителю:

— Осуществлять быстрый и удобный доступ к вспомогательным органам управления: рычагу включения указателей поворотов, переключателю света фар, рычагу включения стеклоочистителей и стеклоомывателей, которые располагаются с левой и правой сторон рулевой колонки.

— Совершать поворот рулевого колеса на больший угол.

— Предотвращать возникновение напряженности в руках.

— Уравновешивать рулевое колесо под собственным весом рук.

При совершении значительных действий рулевым колесом руки водителя не должны мешать друг другу, ввиду чего используются два основных приема управления рулевым колесом при поворотах или развороте автомобиля.

Метод перехвата. Характерной особенностью этого метода является поочередное вращение рулевого колеса обеими руками. Одна рука вращает колесо в собственную сторону, другая рука, скользя, движется в противоположную сторону, после чего, захватив рулевое колесо, продолжает вращение в заданном направлении. Данный способ отличает более плавный стиль управления рулевым колесом и универсальность, так как на грузовых автомобилях и автобусах с большим рулевым колесом первый метод затруднителен в использовании. Указанные предпосылки делают метод перехвата приоритетным.

В центре рулевого колеса размещается звуковой сигнал, который используется для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, а также для предупреждения водителя обгоняемого автомобиля при движении вне населенного пункта. Такое расположение звукового сигнала позволяет водителю воспользоваться им, не отрывая рук от рулевого колеса.

Световые указатели поворотов имеют и другое функциональное назначение, когда одновременное включение левых и правых указателей поворотов символизирует «аварийную остановку». Данная аварийная световая сигнализация приводится в действие кнопкой, имеющей символ равностороннего треугольника (знак аварийной остановки). Расположение данного включателя индивидуально для каждой марки автомобиля.

Отпускание педали (включение сцепления) должно осуществляться плавно, но быстро для предотвращения резкого трогания с места и дерганья автомобиля.

Рычаг, посредством которого происходит включение, переключение или выключение передач, имеет несколько положений: «N» – нейтральное, состояние покоя автомобиля; 1, 2, 3, 4, 5 – передача соответствующая определенному скоростному движению автомобиля; «R» – задний ход автомобиля. Каждой передаче переднего хода соответствует определенный скоростной диапазон. Для первой передачи характерна наименьшая скорость движения (0 – 20 км/ч) с наибольшим тяговым усилием, поэтому данная передача используется для трогания с места, осуществления поворотов при возобновлении движения, разворотов, преодоления препятствий, а также движения по бездорожью. Вторая передача позволяет двигаться со скоростью 20 – 40 км/ч, что соответствует условиям движения во дворовых территориях, в жилых зонах и иных прилегающих территориях, по грунтовым дорогам, на затяжных подъемах, в плотных транспортных потоках, а также дает возможность совершать повороты без предварительного прекращения движения.

На дорогах с небольшой интенсивностью движения транспортного потока используется третья передача, когда возникает необходимость увеличения скоростного режима до 60 км/ч, при этом возможно движение по не затяжным подъемам и по хорошо накатанным грунтовым дорогам с сухим покрытием. Когда дорожные условия, отвечающие требованиям безопасности, позволяют двигаться со скоростью более 60 км/ч, то используется четвертая передача. Следует также отметить тот факт, что при правильно выбранной передаче, адекватной тем или иным условиям движения, выступают также экономический и экологический аспекты, согласно которым пониженные передачи обладают меньшей экономичностью, а значит, за счет сгорания большего количества топлива в атмосферу выбрасывается большее количество загрязняющих веществ. Учитывая данные соображения, многие автомобили оснащаются пятиступенчатыми коробками передач, имеющими пять передач переднего хода, которые позволяют повысить экономичность двигателя и его ресурс при использовании высшей – пятой передачи при скорости свыше 80 км/ч.

Рассмотрев характеристику каждой передачи, применив ее к процедуре разгона автомобиля, которой характерно последовательное использование передач в возрастающем порядке, становится наглядным факт удобства включения передач. Он заключается в том, что рычаг при этом перемещается всегда в противоположную сторону, в прямом направлении или с незначительным отклонением, что позволяет будущим водителям быстро запомнить схему переключения передач. Примечательным является также тот факт, что передача заднего хода изолирована от передач переднего хода, что исключает возможность ее случайного использования.

Первый – спидометр (от слова speed – скорость), показывает величину скоростного режима движения автомобиля. Данная величина имеет две единицы измерения: километры в час (km/h), а также мили в час (miles/h). Первая единица измерения наиболее распространена в Европейском сообществе среди автопроизводителей, вторая является характерным отличием американских автомобилей, имеющих большое представительство на мировом автомобильном рынке. Исходя из изложенного, водители должны обращать внимание на характерные отличия в единицах измерения, отраженных на данном измерительном приборе, и руководствоваться ими согласно правилам, установленным в том или ином государстве. Помимо этого, показания спидометра могут выступать ориентиром, руководствуясь которым водитель может осуществлять переключения передач согласно описанной выше их характеристике.

В контексте утверждения «чем быстрее едешь, тем дольше тормозить», важно обследовать еще один элемент педального узла – педаль рабочей тормозной системы (тормоз). Как уже отмечалось, воздействие на данный орган осуществляется правой ногой, при этом необходимо избегать резких нажатий для предотвращения блокировки колес и последующего торможения юзом, когда колеса переходят из состояния качения в состояние скольжения. При этом тяговое усилие на колесах превышает коэффициент сцепления с дорогой, ввиду чего происходит потеря сцепных качеств у блокируемых колес и, как следствие, занос данной оси, результатом которого является разворот автомобиля с возможными последующими столкновениями или опрокидыванием автомобиля. Поэтому следует с самого начального этапа знакомства с автомобилем научиться грамотно воздействовать на данный орган управления автомобиля, а именно в плавном неоднократном нажатии данной педали. Ввиду того, что при нажатии на данную педаль на заднем габарите автомобиля автоматически загораются стоп-сигналы, такой способ торможения позволяет другим водителям, движущимся сзади, воспринимать таковую информацию, анализировать ее и принимать соответствующее решение.

Помимо рабочей тормозной системы, в устройстве автомобиля предусмотрено функционирование стояночной тормозной системы, действие которой сводится к удержанию автомобиля в неподвижном состоянии при остановке и стоянке, особенно на наклонных участках. Рычаг стояночного тормоза расположен справа от водителя, рядом с рычагом переключения передач. Для приведения стояночного тормоза в действие необходимо рычаг потянуть вверх до полной блокировки задних колес, которой соответствует 3 – 5 щелчков действия храпового механизма данного рычага. При этом на панели приборов загорается контрольная лампа стояночного тормоза. В момент начала движения рычаг опускают вниз, нажав предварительно на кнопку-фиксатор, расположенную с торца рычага. Важно выработать у будущих водителей привычку перед началом движения проверять состояние рычага стояночного тормоза.

Таким образом, познакомившись с органами управления автомобиля, можно последовательно перейти к процедуре запуска двигателя, которая осуществляется поворотом ключа в замке зажигания по часовой стрелке. Следует обратить внима-ние на расположение замка зажигания относительно рулевого колеса, слева или справа, так как поворот ключа необходимо производить соответствующей рукой.

Каждый раз, запуская двигатель, водитель должен проверить состояние рычага переключения передач и убедиться в том, что он находится в нейтральном положении. Запуск двигателя целесообразно выполнять при нажатой педали сцепления, чтобы облегчить пуск двигателя, разъединив его с коробкой перемены передач.

Другая лампа, отображающая масленку с каплей, в момент загорания предупреждает о значительном снижении давления масла в системе смазки двигателя, что реально грозит возникновением отказов и неисправностей в двигателе.

Характерную особенность конструктивного решения того или иного автомобиля подчеркивают прочие контрольные лампы, загорающиеся на панели приборов при использовании определенного прибора или устройства: габаритных огней, отопителя салона, обогрева стекол, зеркал, сидений и т.д.

Панель приборов с присущими ей элементами оснащена подсветкой, дающей возможность воспринимать информацию от данного конструктивного узла в темное время суток.

Данный этап в контексте единой спроектированной педагогической технологии, предусматривающей последовательную реализацию целей, адекватных процессу становления водительского мастерства, отличается высокой концентрацией элементов, подлежащих усвоению. Активизируя направленность деятельности на достижение результата, следует выявить степень усвоения обучающимися материала, предусмотренного данным этапом, посредством комплекса контрольных вопросов.

1. Какова роль настройки рабочего места водителя и влияние на вероятность возникновения аварийных ситуаций?

2. Назовите последовательность действий при регулировке рабочего места водителя.

3. Перечислите основные и вспомогательные органы управления автомобилем. Поясните их назначение.

4. Покажите правильное положение рук на рулевом колесе.

5. В чем заключается правильность воздействия на элементы педального узла?

6. Объясните порядок переключения передач в восходящем и обратном порядке.

7. Назовите основные контрольно-измерительные приборы?

8. При каких показаниях контрольно-измерительных приборов и контрольных ламп эксплуатация автомобиля недопустима? Почему?

Таким образом, формирование представления о рабочем месте водителя с присущим ознакомлением с функциональностью органов управления автомобиля обуславливает переход к этапу развития основных навыков использования органов управления автомобиля и усвоения правил их взаимодействия.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАВЫКОВ

1. Осуществить настройку рабочего места водителя с пояснением каждого выполняемого операционного действия.

2. Продемонстрировать правильное положение рук на рулевом колесе, а также действия, совершаемые рулевым колесом, используя методы перехвата и захвата.

3. Применить вспомогательные органы управления, расположенные на рулевой колонке. Обозначить позиции, соответствующие каждому переключению рычагов.

4. Выполнить поочередно действия всеми педалями в зависимости от их функционального назначения.

5. Произвести переключение передач в восходящем порядке.

6. Запустить двигатель, проверить показания контрольно-измерительных приборов. Указать параметры, разрешающие и запрещающие движение автомобиля. Заглушить двигатель.

7. Привести в действие стояночную тормозную систему. Выключить стояночный тормоз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *