Лак для кожи салона автомобиля
Уход за кожаным салоном
рассказываем как правильно ухаживать за кожаным салоном. Делимся профессиональными секретами чистки кожаного салона. Рассказываем какими кремами защищать кожу в салоне авто, а чего не стоит делать никогда.
(Удобно читать тут sreda17.ru/yhod-za-kojanym-salonom)
1. Общие принципы
Какие виды кожи бывают, как их различать, основные принципы ухода, чего не надо делать никогда и о чем надо помнить.
2. Чистка кожаного салона
как правильно чистить кожаные сидения; чем чистить кожу, какой очиститель выбрать; что делать, если что-то пошло не так.
3. Защита кожаного салона
зачем и от чего защищают кожаный салон, какой защитный состав выбрать и как правильно его нанести
Виды кожи в салоне
современная автомобильная кожа условно делится на три типа: наппа, крашенная и эко-кожа. Разбираемся подробно.
Кожа наппа (nappa) — дорогая, мягкая, элитная натуральная кожа, которую окрашивают специальными бальзамами. На поверхности кожи наппа хорошо видны фолликулы — места из которых у животного росли волосы.
Крашеная кожа — дешевле, жестче. Здесь не заморачивались с окраской бальзамами, а сразу красили по всей поверхности и затем защищали лаком.
Экокожа — искусственный материал, дермантин, кожзаменитель… называйте как хотите. Тем не менее, экокожа менее прихотлива, мягкая на ощупь и стоит дешево.
Натуральную крашенную кожу в салоне авто от качественной экокожи отличить сходу проблематично.
Постарайтесь найти открытый срез обшивки сидений. Обычно, мне удавалось это сделать в местах крепления подголовников, около язычка откидной консоли на заднем диване или под сидениями.
У натуральной кожи боковина единая, выглядит естественно. Сравните с любым другим кожаным изделием. Все поймете.
У экокожи на срезе увидите многослойность: внизу подложка, потом вспененный слой, затем тонкий слой полиуретановой краски.
Для каждого из трех материалов свой уход и защита.
Ниже кратко опишу общие для всех принципы ухода.
Регулярность
лучше чаще и дешевле, чем один раз и за дорого
Не придумали еще такого средства и способа, чтобы поле ухода кожаный салон сиял своей первозданной красотой целый год. Если вы не будете ездить на машине — салон все равно покроется пылью.
Чистить и защищать кожаный салон вашего автомобиля необходимо не реже одного раза в три месяца.
Вы можете ухаживать самостоятельно или пригонять авто в специализированную студию, сервис. Как угодно.
Между трехмесячными чистками достаточно протирать салон салфетками или вообще ничего не делать.
Чистить и защищать салон один раз в три месяца — достаточно, не дорого и практично.
В уходе за кожей — главное регулярность.
Вы можете за один раз намазать на кожаное сидение килограмм кондиционера и через полгода будете недоумевать от «умирающего» сидения, а можете раз в три месяца наносить кондиционер по 25 грамм и даже через год сидение будет как новое.
Главное — регулярность. Запомните: лучше чаще и дешевле, чем дорого и редко.
Без фанатизма
не создавайте культа из трепетного ухода за кожаным салоном
Чистый салон должен приносить фоновое удовольствие от обладания и вождения. Не стоит его натирать каждый раз, когда садитесь в машину. Не надо пытаться защитить его чехлами, накладками, подстилками, святой водой или еще чем… Чище чистого он не будет.
Вы можете отказаться от джинс Армани, потому что лейбл на заднем кармане царапает сидение, вы можете выбирать только не красящую одежду и ремни. Вы можете запретить ездить в салоне детям, животным, жене и любым пассажирам. Вы можете снять обручальное кольцо, чтобы, ни дай Бог, не поцарапать руль…
Это все идиотизм, беспонтовый культ и бред.
Вы владеете кожаным салоном не для того, чтобы строить себе какие-то рамки или ограничения, не для того, чтобы страдали ваши близкие, а знакомые крутили пальцем у виска.
Вы хотите отказать себе в удовольствии сегодня, чтобы завтра новому владельцу было хорошо… Нафига?
Правильный уход за кожаным салоном не крадет ваше время и деньги. Если ухаживать правильно, то в результате вы пользуетесь своим салоном как хотите, а он не портится, хорошо выглядит и не теряет в цене.
Не создавайте культа и новой религии из ухода за кожаным салоном. Даже если вы купили авто только из-за охуенности его интерьера или специально перешили все сидения на заказ дорогушей кожей… Это только салон. И какой бы он не был — он будет пачкаться.
Не создавайте из ухода за интерьером вашего авто несуществующего культа.
Простые правила
3 простые правила, чтобы кожаный салон прослужил долго
Не экспериментируй с очистителями
В магазинах и в интернете пруд пруди очистителей для кожи. Какие-то хорошие, какие-то хуже, но у всех разный состав. Никто не копирует друг друга точь в точь. Поэтому начав чистку одним очистителем, не переключайтесь на другой, пока салон полностью не высохнет. Известны случаи ожогов на кожаных сидениях из-за не совместимости ингредиентов в составе очистителей, которые привели к нежелательной химической реакции.
Всегда вози в багажнике большую тряпку.
Кожаный салон прекрасен, когда он чистый и не захломленный подушками, вещами, пакетами… Случается, что необходимость срочно перевезти какую-нибудь хрень застает в самый не подходящий момент. С дрожью в сердце приходится аккуратно запихивать в кожаный салон: велосипед или детскую коляску, или собаку, или мешки с чем-то, или…, или…
Для таких случаев большая укрывная тряпка будет весьма кстати. Много места она в багажнике не занимает и даже если она пригодится всего раз в год, поверьте — вы не пожалеете.
Не пытайся исправить маленькие проблемы
Если заметили на кожаном салоне царапинку, задир или пятнышко, которое не очистилось обычным способом — не надо креативить. Не пытайтесь предпринять срочные меры и тем более самостоятельно.
Сфотографируйте проблему и отправьте в первые пять-семь детейлинг студий или реставрационных мастерских. Уверяю Вас, что предложенный ими ценник мотивирует вас либо смириться с возникшей проблемой, либо довериться профессионалам. В случае самостоятельных попыток выйдет значительно дороже. За три года в Sreda17 мы таких «исправителей» повидали достаточно, чтобы включить этот пункт в статью.
Чистка кожаного салона
как правильно чистить кожаные сидения; чем чистить кожу, какой очиститель выбрать; что делать, если что-то пошло не так…
Как ухаживать самостоятельно?
пресекаем любые отговорки: не умею, не хочу, не буду, не вовремя…
В самостоятельном уходе за кожаным салоном нет ничего сложного. На самом деле почистить и защитить кожаный салон не сложнее чем чистить и обрабатывать кремом обычные кожаные ботинки. Может даже легче.
Один наш клиент как-то сказал, что чистка кожаного салона его Ниссан Тианы занимаем ровно 3 бутылки пива.
Вы можете чисть салон и зимой и летом. И в солнце и в дождь. На улице, на паркинге, в гараже… В пробке сложнее, но тоже можно.
На первую чистку и защиту салона стандартного седана вы потратите полтора-два часа. На все последующие чистки, чтобы просто поддерживать чистоту — не более получаса.
Для джипов с тремя рядами сидений или больших минивенов по типу Тойоты Сиены — накиньте еще по полчаса.
Главное настроение и желание. А когда вы правильно подобрали очиститель, щетку, микрофибру и защитный крем; когда у вас все получается с первого раза — настроение гарантировано, а желания будет хоть отбавляй.
Дальше о том, что понадобится для чистики и защиты и как подобрать для себя хорошие средства.
Не забывайте чистить кожаный руль. На Инфинити и Ниссанах к рулю особенное внимание. У этих марок кожаный руль самое слабое место.
Грязь с рук глубоко въедается в поры кожаного руля и крепко там закупоривается от постоянных скользящих движений рук. Если по-глупости натереть такой грязный руль силиконовым кондером и оставить машину под солнцем — красивому кожаному рулю капец.
Что понадобится для чистки кожи в салоне?
без чего невозможно почистить кожаный салон.
Всякие современные премудрости, которые вы активно ищите в интернете по всему миру: пенообразователи, салфетки с пропиткой из наносоединений, электрические вибро щетки, супер впитывающая ткань… — все нафиг не нужно.
Чтобы почистить салон до идеального состояния или максимально к нему приближенному вам понадобится только очиститель, только щетка, только микрофибра.
Щетка.
Найдите в обувном магазине или закажите в интернете обычную деревянную щетку для чистки обуви. Важно, чтобы щетина у щетки была мягкая. Отлично чистят щетки с щетиной из конского волоса. Срок службы такой щетки много лет, а стоит совсем не дорого. Обычно до 500 рублей.
Микрофибра.
Видов и типов микрофибровых полотенец и салфеток — миллион. Покупайте любую. Отличие дорогих микрофибровых полотенец из профессиональных интернет магазинов от дешевых, которые продают в обычных автомагазинах на улице — срок службы. Микрофибры из автомагазина хватит на 7−9 чисток, из профессионального интернет магазина на 20−25. Как говорится качество по цене.
Какой очиститель кожи выбрать?
3 золотых «НЕ» в уходе за кожаным салоном
Заходишь в магазин автокосметики и глаза разбегаются. Чем почистить кожу в салоне? С полок орут этикетки и ценники. Этот дорогой, но обещает супер-результат. Этот дешевле, но вроде бы фирма знакомая. А у вон того упаковка удобная. Хотя вот этот с наномолекулами и органическими соединениями. Блин, а этот сразу с воском… Что выбрать?
В выборе очистителя кожи важно выключать эмоции и придерживаться холодного расчета в три правила:
1. Без спирта и растворителей
в составе очистителя для кожи не должно быть спирта или растворителей. Спирт сотрет нафиг всю краску с кожи, если ваш салон уже не первой свежести и провел пару сезонов под солнцем. Растворитель сделает кожу дубовой и краска на ней со временем начнет трескаться, если до этого он не сотрет эту краску.
2. Никаких два в одном
состав должен или чистить, или защищать. Все. Другого не дано. Об этом подробнее ниже.
3. Только для кожи
если на флаконе написано, что этим очистителей можно чистить все: от г****** до ракеты — не покупайте. Мы не моем средством для посуды голову, шампунем для головы обувь… в вопросах ухода за авто подход аналогичный. Очиститель должен быть специализированным.
Как на мойке
этот продукт не для вас, если вы не работаете на мойке.
Если производитель автохимии и автокосметики ориентирован на мойки как основной канал сбыта своей продукции, то уверяю вас, что такой производитель прислушивается только к комментариям и пожеланиям мойщиков. Подешевле. Чтоб с первого раза. Чтоб пахло вкусно. Чтоб блестело.
Все это идет в разрез качеству и пожеланиями конечного потребителя — вас как владельца кожаного салона.
Такие продукты призваны сделать чистым на первый взгляд, не задумываясь о последствиях эксплуатации салона.
Не редко такие очистители содержат такое количество щелочи, что уже на второй чисте вы заметите, что что-то пошло не так. Но будет поздно.
Пенный в балоне
Переплачиваем за понты и сомнительное удобство.
Для производства пенных очистителей в баллонах используют жидкий нейтральный состав, без щелочи и кислот — иначе баллон начнет ржаветь изнутри и углекислый газ, который выталкивает состав через сито в сопле баллона, преобразуя его в густую пену.
Цена на такой очиститель обычно выше. Вес нетто или объем указан с учетом баллона, очистителя и газа. Если флакон на 500 мл, то знайте, что очистителя там максимум 250−300 мл. В лучшем случае.
Раскрученный
Осторожно — часто подделывают.
Обычно это очистители со знакомой этикеткой, которыми мы любовались еще во времена, когда не было машины или хотя бы машины на кожаном салоне. Такие составы часто подделывают и мы не знаем как предостеречь вас от покупки некачественного очистителя. Мы даже не знаем как предостеречь себя, поэтому вообще не покупаем…
По-дешевле
Скупой платит дважды, а на третий раз перешивает кожаный салон.
Тут применимы все те же слова и доводы, что и очистителя «Как на мойке».
Купив самый дешевый очиститель кожи — вы рискуете никогда не увидеть кожу в салоне своего авто чистой. Измазать кожу на сидениях какой-то жижой — не значит сделать ее чистой. Это значит только одно — спрятать грязь под грязью.
Со словом «НАНО»
НАНО в автокосметике не существует и не будет существовать пока машины не начнут летать.
Роснано не может родить ничего уникального и понастоящему прорывного. Вы дейсвтиетльно думаете, что какие-нибудь технологи с небольшого предприятия за пределами Московской области в состоянии «замутит» очиститель для кожи сопряженный с нано-технологиями? Если считаете, что могут — покупайте. 🙂
Профессиональный
он того стоит
Если вы читаете эту статью, значит вопрос самостоятельного ухода за кожей для вас стоит серьезно. Для вас это целая философия, а не развлечение на один раз.
Пользуйтесь профессиональными очистителями для кожи, которые производят компании на этом замороченные и с хорошей репутацией. Например, Furniture Clinic или Lezercentrum.
Какой в SREDA17?
мы пользуемся своим
Мы не нашли в свободной продаже очиститель для кожи автомобильного салона, который бы нам понравился на 100%.
Нам нравится Furniture Clinic и Lezercentrum — но цена для нас не проходная. У других нравится цена — но качество откровенного говно.
Поэтому заказали в опытной лаборатории разработку чистящего состава по нашим требованиям.
Первый опытный образец был готов только через 8 месяцев. Еще месяц ушел на тестирование и доделки.
И вот уже год мы кайфуем и чистим кожаные салоны собственным составом.
Сейчас оформляем документы и готовим к запуску в массовую продажу.
Как чистить кожаный салон?
описание процесса чистки салона: с чего начать, как чистить, какие нюансы
Перед началом любой чистки надо протереть кожаный салона «на сухую». В большей степени это касается швов и заломов, где скапливается песок и крупные частицы пыли. Есть компрессор — выдуйте из всех швов и заломов грязь. Нет — воспользуйтесь щеткой. Отгибайте слегка кожу и сметайте щеткой все что там есть лишнего прямо на пол. Пропылесосить потом легче, чем собирать всю эту грязь микрофиброй.
Дальше переходите к основной части чистки салона.
Желательно чистить последовательно и без пропусков, поэтому определитесь с какого места будете начинать.
Подсказка: Для удобства можете снять подголовники, если в вашем случаи они снимаются. Подголовники можно почистить потом, в самом конце.
Обычно кожаное сидение машины состоит из нескольких элементов: спинка, левая и правые боковые поддержки спины, сидение, передняя поддержка бедер, левая и правая поддержка бедер… Все эти элементы разделены между собой швами.
Чистить надо начиная с верхних элементов по принципу «от шва к шву». Мы рекомендуем начинать именно с водительского сидения, так как оно самое грязное. Вы сразу увидите результат своего труда и дальше чистка будет проходить веселей и задорней.
Нанесите очиститель прямо на сидение. Не много. Если у вас очиститель с курковым распылителем, то достаточно двух пшыков. Если пенный — то объем пены не должен превышать объема вашей ладони. Если очиститель жидкий, но без куркового распылителя — найдите для него распылитель. Если очиститель кремообразный — то нахрена вы его купили…
Начесите очиститель прямо на выбранный элемент кожаного сидения и начинайте чистить щеткой. Круговыми движениями и слегка прижимая. Интенсивности должно быть достаточно, чтобы очиститель чуть-чуть вспенивался и не успевал растечься или впитаться в перфорацию.
Как только заметите, что щетка вот-вот начнет елозить по сухому — останавливайтесь и без нажима вытирайте микрофиброй. Желательно вытирать однонаправленными, собирательными движенями.
Повторяйте пока не почистите весь салон.
Защита кожаного салона
чем защитить кожаный салон, чем отличается защитный крем от кондиционера, какой выбрать, как часто защищать, на сколько хватает и от чего защищает
Как защитить кожаный салон?
Должены ли сидения блестеть после защиты или должны оставаться матовыми?
Вы почистили кожаный салон своего авто и теперь он выглядит настолько благородно, что не поднимается рука его чем-то намазывать и хочется оттягивать до последнего тот момент, когда придется садится на чистое сидение.
Если все типы кожаных салонов чистятся одинаково, то защитные составы для каждого свои. Об этом ниже. А пока кратко расскажу технологию нанесения защитного состава на кожу.
Важно помнить — больше не значит лучше.
Примерный расход кондиционера или воска на весь салона 25−35 грамм!
В отличии от очистителя, защитный состав не должен быть жидким. В виде геля тоже не желательно. Крем или паста — самое то.
Способ нанесения защитного покрытия следущий.
Нанесите на мягкую поролоновую губку или микрофибровый пад не много защитного состава. Грамм 5−7 будет достаточно. Сожмите несколько раз губку или пад в руке, чтобы состав распределеился на ней по всей площади.
Затем по принципу от шва к шву, сначала горизонтально, затем вертикально проходите каждый элемент сидения. Сверху вниз.
Через 15 минут после нанесения — необходимо слегка прижимая чистое микрофибровое полотенце — располировать излишки защитного состава на поверхности.
После чистики кожа во всем салоне стала матовой. Так выглядит чистая, ничем не защищенная кожа. После защиты кондиционером или воском на коже вновь появляется глянец.
Чем защитить кожаный салон?
Какой защитный состав выбрать для кожи, а какой для кожзама?
Условно все защитные составы для кожаного салона удобно разделить на две большие группы: кондиционеры и крем-воски.
Кондиционеры — все возможные составы из силиконов, парафинов и других неорганических соединений.
Крем-воски — это составы на основе пчелиного воска и воска карнаубы, растительных и животных масел и некоторых других элементов, имеющих органическое происхождение.
Ничего страшного в наличии первых и вторых нету, как нет ничего страшного в одежде из полиэстера и одежде из хлопка. Все имеет место быть и предназначено для своих функций и целей.
С какого перепоя кондиционеры для кожи назвали кондиционерами — не знаю, но одно могу сказать точно: кондиционеры походят для кожзама, эко-кожи, и дешевых виниловых чехлов. Все не натуральное — надо защищать подобным — ненатуральным.
Для натуральной крашеной кожи и тем более для кожи наппа — нужны только натуральные защитные составы, которые помимо защитной функции, выполняют функцию профилактическую: проникают в поры и питают волокна кожи изнутри. Делают ее эластичной и предостерегают от пересыхания.
Как на мойке
велика вероятность, что это окажется силикон растворенный в уксусной кислоте.
Как «жидкий воск» на автомобильной мойке ничего общего не имеет с воском, так и кондиционер для кожи на мойке к защите кожаных сидений отношения не имеет и чаще оказывает негативное воздействие.
Велика вероятность, что кондиционером для кожи окажется тот же самый «жидкий воск» только в другом флаконе. А жидкий воск — это силикон растворенный в уксусной кислоте.
Оно вам надо?
Два в одном из магазина
Вероятно это некачественный очиститель, который не вымывается…
Когда вижу на полке магазина очиститель и кондиционер для кожи в одном флаконе, всегда возникает вопрос: а что он делает в первую очередь? Сначала чистит или сначала защищает. Просто одновременно это делать не возможно.
Как показало вскрытие, составы два в одном — это хренового качества очиститель, который не вымывается полностью с поверхности и остается тонкой пленкой ПАВа (моющего компонента). И производители решили выкрутиться: тонкая пленка не смывается, потому что защищает кожу. Жулики!
Тонкая пленка не смывается — потому что ваш состав говнище адовое…, а технолог рукожоп
Фирменная жижа
Особенно подходит для эко-кожи (кожзама)
Фирменной жижой я называю составы известных фирм, которые успешно функционируют в мире детейлинга и средств по уходу за авто. Это Кох, Пурбойз, Макгвайрз и им подобные. У всех есть свои сильные и слабые стороны, но в одном они похожи — все их составы отлично подходят для кожзама, эко-кожи и натуральной крашеной кожи с таким слоем краски, что бы ее сложно было отличить от кожзама.
Воск для кожи
Идеальная защита для дорогих салонов из кожи наппа
Круче такой профилактический защиты нет ничего. Проблема в том, что такие воски стоят как чугунный мост.
Да, салон, который регулярно обрабатывают воском отличается с расстояния 10 метров от салона без воска. Да, натуральные составы из восков насыщают салон прекраснейшим ароматом настоящей кожи… но цена убивает.
Крем для кожи
Оптимальная защита по соотношению цена-качетсво.
Furniture Clinic с 2006 выпускает крем для кожи на основе восков. При этом восков там ровно столько, чтобы можно было написать про него в составе. И все же неблаговидного цвета жижа из парафинов, восков, эмульгаторов и еще чего-то… при регулярном уходе — не плохо справляется со своей защитной функцией.
Пока мы не изобрели свой воск для кожи, к чему мы очень стремимся — все кожаные салоны мы защищаем этим кремом.
Нанохрень
Super / Hydro / Protection / Care / Сeramic / Coat / Pro / Nano / Defend / Plus
Законы физики и законы природы не смог обмануть еще никотин химик или физик. Во время бума развития искусственного интеллекта, робототехники и больших данных — никто не будет заморачиваться изобретением средства, которое обеспечит «вечную» защиту. Это никому не нужно. Все стремятся к потреблению: качество сборки машин падает, обшивки машин до 1,5 млн рублей из кожзама… Никто, б****, никто и уже никогда не будет вкладывать миллионы в разработку средства, которое мировые автоконцерны не пустят на рынок. Никому не выгодно, чтобы ваш кожаный салон прожил три десятка лет… Наночудес не бывает, как бы вы не хотели в них верить…
Если вы магазине вы выдите какое-то средство в названии которого есть хотя бы два слова из списка: Super / Hydro / Protection / Care / Сeramic / Coat / Pro / Nano / Defend / Plus — это это просто рекламный ход, чтобы вытащить с вас деньги.
Какой в SREDA17?
Своего не получилось с первого раза… Пока работаем Furniture Clinic
Также как с очистителем кожи, мы пытались изобрести защитный состав, который сочетал бы в себе лучшие свойства уже существующих составов. Такой состав у технологов получился. Результаты тестов нас радовали. Например, чернильные пятна с защищенной кожи удалялись даже через сутки. Но…
Срок годности нашего защитного состава не достигал и 30 дней. Мы пытались увеличить за счет различных консервантов, но защитные свойства в разы снижались.
Себестоимость производства нашего защитного состава приближалась к стоимости космического спутника. Мы отказались от этой затеи и решили подойти к вопросу с другой стороны.
Работаем.
Сейчас мы используем Furniture Clinic Leather Protection Cream. Если его наносить в два слоя с перерывом в 25−30 минут между слоями — результат будет не плохой. Во всяком случае альтернатив в свободной продаже этому крему пока нет.
Почистить и защитить кожаный салон
за 2 490 рублей
Сами делать не хотите — приезжайте к нам, в SREDA17.
За пару часов и в вашем присутствиии почистим всю кожу в салоне и защитим в два слоя профессиональным кремом.
Уход и защита кожаного салона автомобиля составами Letech
Последнее свойство часто становится решающим аргументом при принятии решения «кожа или ткань». Многие автомобилисты считают, что простота ухода за кожаным салоном означает, что уход не нужен вовсе — и совершают ошибку. При неправильной эксплуатации и отсутствии должного внимания даже самый дорогой и «навороченный» кожаный салон может очень быстро потерять свою привлекательность. Как избежать самых распространенных ошибок и надолго сохранить первозданную красоту автомобильной кожи мы постараемся рассказать в этой статье.
Кожа — материал очень деликатный и требующий пристального внимания. Кожаный салон действительно хорошо защищен от случайной грязи, впитывания неприятных запахов и легких повреждений, но в долговременной перспективе он не менее капризен, чем салон, обитый тканью. Условия эксплуатации кожи в автомобиле можно однозначно отнести к стрессовым (особенно в условиях российских дорог) — соответственно, повышается и уровень требований, предъявляемых автомобилестроителями к качеству используемого материала. Ассортимент представленных на рынке видов кожи огромен, но автопроизводители, как правило, ограничиваются относительно узким спектром материалов. Различные типы кожи требуют разного ухода, поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.
Виды кожи, использующиеся в автомобилестроении
Для простоты классификации разделим на три большие, принципиально различные группы: кожи без защитного покрытия (анилиновая кожа), кожи с защитным покрытием (полуанилиновая кожа, крашеная кожа и т. п.), а также замша и нубук. Особняком стоят широко применяемые в современном автомобилестроении искусственные заменители кожи, которые, зачастую, почти не отличаются по качеству от своих натуральных аналогов.
Шанс столкнуться с анилиновой кожей в автомобиле практически нулевой — при своей высокой цене этот материал слишком капризен, уязвим и очень быстро теряет товарный вид. Анилиновая кожа (обладающая природной текстурой и естественным внешним видом) используется разве что в антикварных или раритетных автомобилях, например, произведенных на заказ; изредка ее можно встретить в старых машинах американского и английского производства. В любом случае, кожа без защитного покрытия — гость в салоне автомобиля очень редкий и требует эксклюзивного обслуживания. Не меньшей экзотикой являются замша и нубук — эти очень красивые и приятные на ощупь материалы лишены защитного покрытия и плохо подходят для использования в качестве отделки салона. В последнее время производители предпочитают им алькантару — высокотехнологичный, качественный искусственный аналог замши, более практичный и менее капризный. (Основные принципы ухода за вещами из анилиновой кожи, замши и нубука изложены нами в статье «Правильный уход за кожаными изделиями». Об особенностях ухода за салоном из алькантары читайте чуть ниже.) В подавляющем большинстве случаев автолюбителю приходится иметь дело с защищенной кожей (крашеной или полуанилиновой), а также с различными видами искусственной кожи.
Наиболее дорогим материалом, используемым в массовом автопроизводстве, является полуанилиновая кожа. Именно к этому виду относятся, например, такие популярные сорта как nappa и monza. Лицевая часть полуанилиновой кожи покрывается базовым тонким защитным слоем, маскирующим основные дефекты материала и предохраняющим его от повреждений и быстрого износа. Полуанилиновая кожа выглядит естественнее и дороже крашеной, однако, в силу небольшой толщины защитного слоя, более капризна, сложна в обслуживании, впитывает влагу и, при отсутствии должного ухода, быстрее теряет свою привлекательность. Крашеная кожа дешевле, лишена естественного рисунка, более груба на ощупь и, с эстетической точки зрения, проигрывает полуанилиновой. Тем не менее, она более практична, меньше подвержена агрессивному влиянию внешней среды и не требует столь пристального внимания (однако, это вовсе не означает, что она совсем не нуждается в уходе).
Очень распространенной практикой, даже в самых дорогих автомобилях, является сочетание различных типов кожи в отделке. Из соображений экономичности и практичности, внешняя рабочая поверхность сидений и иных элементов обивки может быть выполнена из полуанилиновой кожи, а спинка и боковые части — из крашеной или искусственной кожи, не менее типичны и сочетания крашеной кожи с кожзамом. Впрочем, на потребительских и эстетических свойствах подобные комбинации практически не сказываются и не следует их бояться — современные технологии производства синтетических материалов достигли таких высот, что искусственная кожа по своим характеристикам становится очень близка к натуральной, а по ряду параметров даже превосходит ее. Это уже далеко не тот низкокачественный дермантин, знакомый многим из нас по детским годам, сегодняшние «кожзамы» — это высокотехнологичный и очень качественный продукт.
В силу некоторых особенностей производства, кожа от европейских производителей считается более качественной, чем продукция из Азии или Южной Америки, однако, в целом, все крупнейшие автоконцерны предъявляют очень высокие требования к качеству материалов, идущих на обивку салона. Стандарт OEM (от англ. original equipment manufacturer), используемый для обозначения оригинальных кожаных салонов, означает, что гарантом качества используемой кожи выступает сам производитель автомобиля. Требования для вторичного рынка, то есть, кожи, которая используется для повторной перетяжки салона или переоборудования тканевых салонов в кожаные не столь строги; именно поэтому многие автомобилисты предпочитают реставрировать (а не перетягивать) оригинальные салоны. Тем более что при должном уходе оригинальный салон способен сохранять свой превосходный внешний вид даже не годами, а десятилетиями.
Крупные автоконцерны предпочитают работать с постоянными, проверенными поставщиками кожаных материалов. Среди наиболее известных и популярных современных марок кожи можно выделить HANS REINKE, Hulshof, Schweizer, Wollsdorf и многие другие. Продукцию для многих премиальных брендов — таких, например, как Aston Martin, Bentley, Jaguar и Rolls-Royce — производит основанная еще в XIX веке компания Connoly Leather Ltd.
Определить какой именно тип кожи используется в вашем автомобиле достаточно просто. Можно обратиться к производителю или официальному дилеру, а можно попытаться сделать это самостоятельно. Следует отметить, что крашеная кожа более груба на ощупь, однородна по цвету и внешнему виду и практически не впитывает влагу. Этим она отличается от полуанилиновой кожи, более дорогой, мягкой, матовой и «натуральной» на вид. А вот уверенно отличить качественные искусственные аналоги от крашеной кожи часто сможет лишь специалист: впрочем, с точки зрения обслуживания эта задача не столь важна, так как принципы ухода за крашеной и искусственной кожей в реальной жизни можно назвать идентичными.
Основные угрозы и часто встречающиеся проблемы
Главные враги кожи — это резкие перепады температур, неизбежно возникающие при частом открытии и закрытии дверей, а также жара, холод, влага и прямые солнечные лучи. Еще одна проблема — это мелкие частицы песка и грязи, попадающие в салон на одежде, обуви или через открытые окна. При частом трении, так или иначе возникающем в процессе эксплуатации салона, они становятся своего рода абразивным материалом, незаметно повреждая покрывающий кожу защитный слой и способствуя появлению потертостей и трещин.
Наиболее «травматичными» для кожи являются теплые сезоны: поздняя весна, лето и ранняя осень. Яркое солнце сушит кожу, а ультрафиолетовые лучи постепенно разрушают защитный слой полуанилиновой и пигменты крашеной кожи, приводя ее к преждевременному выцветанию и износу. Включенный кондиционер предохраняет материалы от чрезмерного нагревания, однако не спасает от температурного контраста. Система «климат-контроль» создает наиболее оптимальную среду по температуре и влажности, однако и она не является панацеей от всех бед.
В холодное время года салон подстерегают другие опасности. На морозе кожа дубеет и теряет эластичность, увеличивается и количество попадающей в салон грязи, способствующей потертостям. Значителен и перепад температур: как долговременный (между прогретой и поставленной на стоянку машиной), так и кратковременный (попадающий в салон при открывании дверей холодный воздух).
Одной из самых распространенных проблем во все времена года является появление на коже (особенно светлых оттенков) характерных следов от цветной одежды, а также разводов от неправильно подобранных моющих средств. Подобного рода загрязнения очень часто свидетельствуют о повреждении верхнего защитного слоя кожи. Они могут быть достаточно стойкими, особенно в том случае, если краска с одежды успела вступить в химическое взаимодействие с заводским лакокрасочным покрытием кожи.
Впрочем, не стоит думать, что кожаное покрытие темных оттенков более практично. Темная кожа быстрее нагревается в жару и, вследствие этого, ее защитное покрытие испытывает большую «перегрузку». Окрашивание одеждой на таком покрытии действительно менее заметно, однако, более заметно другое, не менее распространенное повреждение — потертость, свидетельствующее о серьезном нарушении верхнего слоя кожи. Особенно страдают от потертостей участки, вступающие в непосредственный контакт с обнаженными участками тела: руль, подголовники и подлокотники, боковые поддержки и т. п. Объясняется это тем, что в поте и жировых выделениях человека содержатся химически агрессивные вещества, постепенно разрушающие заводской защитный слой кожаных изделий. В сочетании с постоянным трением эти вещества способствуют ускоренному износу кожи и потере ее товарного вида.
Еще один характерный тип повреждений, с которым часто приходится сталкиваться владельцам кожаных салонов — это складки, заломы и трещины. Все эти проблемы — свидетельство преждевременного старения и уменьшения эластичности кожи. Связано это с деформацией кожаного покрытия под тяжестью тел пассажиров, долговременном хранении в салоне различного рода тяжелых или острых предметов, перепада температур, солнечного света и т.п.
К счастью, большая часть этих проблем имеет решение. Кроме того, можно вовсе избежать их, сохранив непревзойденную красоту кожаного салона на долгое время. Для этого достаточно систематического ухода и соблюдения ряда относительно несложных правил и рекомендаций.
Общие советы и правила ухода за всеми типами кожи
Большую часть мероприятий, направленных на сохранение кожаного покрытия салона, лучше начинать сразу же после приобретения автомобиля, не дожидаясь появления характерных проблем. Это сэкономит ваши средства и время, и существенно упростит частоту возникновения и сложность устранения неприятностей в будущем. Следует помнить о том, что даже абсолютно новый кожаный салон при несоблюдении правил эксплуатации может очень быстро прийти в плачевное состояние. Ведь перечисленные выше негативные факторы начинают действовать немедленно, не дожидаясь первого визита в сервис-центр.
Для сохранения первоначального вида кожаного салона придерживайтесь простых базовых правил обращения с кожаными вещами (обратите внимание на нашу статью «Правильный уход за кожаными изделиями», где изложены основные принципы безопасного ухода и обслуживания кожаных вещей). Помните следующее:
Западные специалисты советуют проводить процедуру очистки салона не реже 3—4 раз в год. В российских климатических (и дорожных) условиях это справедливо лишь для редко используемых автомобилей, для регулярно эксплуатируемой машины рекомендуется более частая чистка, 5—6 раз в год (в летний период желательно проводить ее каждый месяц). В этом вопросе можно довериться профессионалам. Пользуйтесь услугами только проверенных химчисток и не гонитесь за дешевизной — некачественные, дешевые средства сомнительных производителей могут причинить серьезный урон вашему здоровью, став причиной аллергических реакций, респираторных заболеваний и даже химического ожога.
Однако, процедуру очистки салона вполне можно проводить и самостоятельно. Это не так сложно, как может показаться. Самым важным этапом является правильный подбор чистящих средств и аксессуаров (в нашем каталоге продукции вы без труда найдете все необходимое).
Прежде, чем приступать к непосредственной очистке салона, его необходимо соответствующим образом подготовить: убрать все посторонние предметы и очистить от крупного мусора и пыли, чтобы не поцарапать покрытие. Можно сделать это салфеткой из микрофибры или губками (для полуанилиновой кожи лучше использовать специальную губку). Если салон сильно запылен, можно осторожно воспользоваться и пылесосом, используя самую мягкую из доступных вам щеток.