Легкий мост для авто через реку
Самые необыкновенные автомобильные мосты: топ-10
Статья про 10 самых необыкновенных автомобильных мостов в мире. Занимательные факты и подробности. В конце статьи — интересное видео моста с круговым движением! Статья про 10 самых необыкновенных автомобильных мостов в мире. Занимательные факты и подробности. В конце статьи — интересное видео моста с круговым движением!
Автомобильный мост – это сложнейшее инженерное сооружение, значимость которого трудно переоценить. Соединяя разные берега рек, озер и проливов, они существенно облегчают жизнь людей, упрощают грузоперевозки, экономят время в пути. Люди настолько привыкли к ним, что не замечают красоты мостов, прочности, оригинальности, а порой и гениальности.
Если когда-то 1825-метровый Бруклинский мост вызывал восхищение своей конструкцией и длиной, то за почти 150 лет инженерное дело продвинулось настолько далеко, что мир увидели совершенно невероятные сооружения.
Чтобы перечислить все удивительные мосты мира, не хватит и целой книги, поэтому придется остановиться на десятке наиболее примечательных.
Рейтинг необыкновенных автомобильных мостов мира
1. Золотые Ворота
Это название хотя бы раз слышал каждый человек. По результатам проведенных опросов, Золотые Ворота являются одним из наиболее узнаваемых мостов во всем мире. Почти 30 лет он был самым масштабным автомобильным висячим мостом, раскинувшись на более чем 2700 метров.
До его появления все перевозки осуществлялись паромным путем, который занимал 27 минут. Но такое транспортное сообщение сильно тормозило развитие города. При этом эксперты сомневались, что мост возможно будет построить из-за сильных ветров, туманов и приливов.
Однако в 1933 году строительство все же началось и длилось 4 года, воплотив в себе идеи модного тогда ар-деко. Сейчас 6-полосной мост пропускает более 100 тысяч автомобилей в сутки.
Так как теперь ни конструкцией, ни размахом постройки никого не удивишь, за мостом закрепилась иная, печальная слава. Он стал «священной Меккой» для самоубийц, которых тянет сюда, как магнитом. Подсчет потерянных жизней прекратили в 1995 году, когда статистика перевалила за 1200 человек. Ежегодно полицейские и службы спасения снимают с ограждения около 70 несчастных, некоторые специально едут именно в Сан-Франциско, чтобы распрощаться с жизнью на знаменитом мосту.
2. Ханчжоувань
Китай богат на уникальные сооружения, к одному из главных шедевров страны стоит отнести трансокеанский мост. Стоивший полтора миллиарда долларов и простирающийся более чем на 35 километров, он уже много лет остается самым длинным в своем классе.
Кроме того, он находится на 3-м месте среди всех мировых мостов через водные пространства.
Мост специально спроектирован в форме буквы S, чтобы во время длинного переезда водители не заснули, а всегда находились в напряжении. Эту же функцию выполняют и светодиодные фонари, вмонтированные по всей длине моста и постоянно меняющие свой цвет.
Но и на этом не оканчивается забота о водителях, пересекающих залив. В середине моста на сваях оборудован настоящий остров с пунктом обслуживания, где можно воспользоваться телефоном, туалетом, перекусить и поработать за компьютером. Платформа спроектирована таким образом, что факт ее существования никоим образом не вредит акватории и даже не препятствует естественным течениям.
Стал он и рекордсменом по темпам строительства — из отпущенных на его строительсво 7 лет рабочие уложились всего в 3 года. Над проектом ломали голову целое десятилетие, а 35% общей сметы расходов взяли на себя частные предприниматели, бизнесу которых очень помогло бы скоростное передвижение через залив.
Новый мост сократил расстояние от Нимбо до Шанхая в 10 раз, во сколько же раз повысив конкурентоспособность города и его портов.
3. Велувемеер
Для соединения материковых Нидерландов с искусственным островом, на котором расположилась провинция Флеволанд, нужен был особый мост. Он должен был обеспечивать непрерывное движение как наземного, так и активного водного транспорта, а заодно и не ущемлять в передвижении пешеходов.
Было забраковано немало вариантов висячих мостов и подводных тоннелей, сметы на которые показывали самые невероятные суммы и сроки возведения. И тогда свет увидел Велувемеер – невероятный водный мост, часть которого проходит над водой, а часть погружает в глубины залива.
Весьма экономичная и экологичная постройка по сравнению со стандартным мостом имеет длину в 25 метров, а подводная ее часть опущена на 3 метра под воду. Пока мост пересекают по 30 тысяч автомобилей ежедневно, одновременно морские маломерные суда свободно курсируют по акватории, а пешеходы передвигаются по традиционным тротуарам, проложенным по обе стороны трассы.
Для обзора простого, но радующего глаз нидерландского пейзажа обустроены смотровые площадки.
Единственным недостатком необычного моста является периодическое затопление тоннеля водами озера, несмотря на все предпринимаемые меры по регулированию уровня воды посредством плотин и водохранилищ.
4. Мийо
Это небольшое сооружение, составляющее всего 2,5 тысячи метров, приобрело мировую известность как самое высокое среди всех автомобильных трасс. Его 342-метровые опоры, вгрызающиеся в горное плато, превышают даже Эйфелеву башню, отправляя автомобили на 270 метров в поднебесье.
Против строительства собралась серьезная оппозиция с весомыми аргументами:
Но их голоса потонули в хоре тех, кто жаждал нового чуда света, которое и явилось миру в 2004 году.
5. Синий мост
Есть чем гордиться и России, у нее тоже имеется собственный рекордсмен – самый широкий автомобильный мост в мире.
Соединяющий Исаакиевскую площадь и Вознесенский проспект, мост имеет 97 метров ширины. Деревянный разводной мост построили почти 300 лет назад и выкрасили насыщенным синим цветом, который и дал ему название. Несмотря на многократные реконструкции, до наших дней он дошел пусть в модернизированном, но в неизменном виде.
«Изюминкой» моста является свойство при масштабных габаритах выглядеть невидимкой. Этот эффект достигается тем, что из-за небывалой ширины он попросту сливается с окружающей его площадью.
6. Банпо
«Фонтан радуги под лунным светом», «мост-фонтан» — эти сказочные определения относятся к сеульскому автомобильному мосту, перекинутому через реку Хан.
Всего тысяча с небольшим метров моста оснащена 380 соплами, которые на 43 метра выбрасывают окрашенные 10 тысячами светодиодов разноцветные струи. Под 100 разнообразных музыкальных тем удивительное сооружение показывает водно-световое шоу, заставляя струи танцевать и извиваться.
Мост-фонтан надстроили над уже имеющимся автомобильным, объединив их в двухъярусную конструкцию. Верхнюю часть отдали под транспорт, а нижнюю — для пешеходов и туристов, которые со специальных смотровых площадок могут изнутри увидеть феерию красок. Ежеминутно с глубины реки 38 насосов подают 190 тонн воды на потеху зрителям.
Однако аттракцион имеет и полезное свойство – речная вода, совершая круговорот через сопла фонтана, проходит через ряд фильтров, возвращаясь обратно в Хан уже очищенной, более экологичной.
Теперь те туристы, которые оказываются в Сеуле в летние месяцы, обязательно едут на мост Банпо, чтобы насладиться непередаваемым зрелищем.
7. Трасса над водой
Примерно так можно перевести название неординарного моста в Китае, который не просто перекинут через реку, как во всем остальном мире, а следует вдоль ее русла.
В 2015 году 4-километровая конструкция широко отпраздновала свое открытие. Мост, названный самым экологичным в мире, соединил провинцию Хингшан с автострадой.
Родилась невероятная идея строительства из конфликта. Дорога была жизненно необходима для развития округа, но экологи и имеющие на этой территории участки крестьяне яростно протестовали против продажи своих владений и раскопки скального массива. Власти попытались продумать вариант горного туннеля, но его стоимость оказалась неподъемной для бюджета. Невероятным компромиссом стало возведение моста, чьи изгибы абсолютно идентичны руслу реки. Смета в 700 тысяч долларов, конечно, превысила расходы на стандартный наземный мост, но стала во много раз дешевле бурения тоннеля.
И власти, и местные жители остались довольны результатом, предрекая мосту мировую славу и звание главной достопримечательности страны.
8. Лагуна Гарсон
Круглый мост в Уругвае заменил доисторическую паромную переправу, осиливающую перевозку лишь двух автомобилей. Странная конструкция, где две встречные полосы движения встречаются в центре и разбегаются в противоположные стороны, ставит своей целью специально замедлить движение, тем самым снизив негативное влияние на акваторию лагуны.
Высота моста достаточна для прохождения под ним судов, а он сам имеет не только пешеходные тротуары, но и специальные «карманы» для отдыха туристов и рыбаков.
9. Сторсезандетский «пьяный» мост
Этот 260-метровый мост является составной частью норвежской Атлантической дороги и соединяет материк с островом Аверой. Хотя на начальном проекте он был проложен прямой стрелой, в процессе строительства пришлось подстраиваться под особенности слабой почвы, в результате чего появилась в буквальном смысле головокружительная конструкция.
Помимо практической составляющей мост является еще и любимой туристической приманкой, так как имеет уникальную оптическую иллюзию. На одном его участке создается абсолютная уверенность, что мост обрывается над пропастью, и мчащиеся по нему машины вот-вот сорвутся в бездну.
Помимо туристов, любят мост и местные жители, которые с удовольствием рыбачат на специально сконструированных мостках.
10. Есима Охаси
«Японскими горками» можно охарактеризовать поездку через этот мост, после которой на аттракционы больше не захочется. Если смотреть на него снизу, кажется, будто автомобили, как букашки по стеблю, ползут все выше и выше, чтобы подняться в небеса. Мост специально подняли под углом в 6% с одной стороны и опустили под 5%-ным углом с обратной, чтобы под ним беспрепятственно проходили суда.
Соединяющая два города двухполосная 1,7-метровая конструкция является самым большим бетонным мостом Японии. Прославил его рекламный ролик автомобильного производителя Daihatsu Motor, который специально исказил истинный уклон для большего эффекта. Что ж, лучше один раз увидеть, чем верить рекламе.
Еще многие мосты мира заявляют о себе как о технических шедеврах – пешеходные, водные, автомобильные. Уже в следующем году их может стать на десяток больше, таких неповторимых, таких красивых, таких технологичных и гениальных.
Видео моста с круговым движением:
Дорогами БАМа-2013, часть 2
13 июля. Мост и Мостовой
Снова солнечное утро — с погодой нам пока везет. К обеду достигаем поселка Юктали. В сельпо покупаем какой-то еды и движемся к ЖД-мосту через реку Олекма. Через 5 км. после Юктали река Нюкжа, вдоль которой мы ехали весь вчерашний день то по левому берегу, то по правому, впадает в полноводную Олекму. С перевала любуемся видами на реку.
Проезжаем заброшенный поселок Мостовой – поселок жил только на время строительства моста, а после сдачи моста в эксплуатацию оказался не нужен. Строений не осталось — только ржавые остовы какой-то техники и механизмов. О том, что когда-то здесь был поселок, говорит только ржавая стела.
ЖД-мост на Олекме — это главная преграда для автомобиля на БАМе. Во время строительства магистрали автомобильный мост через Олекму строить не стали – очень затратно построить еще один мост такой длины, поэтому просто постелили деревянный настил на железнодорожный мост — чтобы машины и техника нормально проезжали. После завершения строительства настил сняли – автомобильная дорога вдоль БАМа никому не была нужна. Теперь, чтобы проехать по мосту, нужно договариваться. Нужно «окно» — время, когда поезда не ходят — чтобы спокойно переехать мост, учитывая все риски: машина может подвиснуть на рельсах или, в худшем случае, свалится со шпал на бетонные пролеты моста. Ну и конечно, за проезд по мосту берут деньги — если нет официального разрешения на проезд. Разрешение делается как-то сложно, и процедуры я не знаю.
Подъезжаем к мосту, я начинаю переговоры со смотрителем моста. В разговоре всплывает нынешняя такса за проезд моста – 8 тыр. Не кисло, но что делать — не возвращаться же обратно. Смотритель созванивается с кем-то Важным. Важный говорит: «Зачем вам ехать по мосту? Возвращайтесь в поселок — там сейчас грузится мотовоз с прицепными платформами. Я договорюсь, и вас возьмут на платформу. Только езжайте быстрее — а то мотовоз без вас уедет». Сколько стоит проезд на платформе, Важный не знает. Мчим обратно в Юктали. Реально мчим, очень быстро, не жалея машину. В поселке находим погрузочный пандус — мотовоз стоит под парами и ждут только нас. Я с ходу заезжаю на платформу. Мотовоз идет до пос. Олекма, переезжая по пути еще две крупных реки: Тазы и Имангра, непроходимые для недопривода. На платформе стоят Крузак «сотка», легковушка и небольшой грузовичок-«рефка». Интересуюсь стоимостью проезда, мне оглашают ценник – 30 тыр. Я в ахере. Пытаюсь торговаться до какой-то разумной цифры, но бесполезно – тариф неизменен. Ну и нафиг — съезжаю с платформы, мотовоз делает «ту-ту» и уезжает. А я, как в басне про лису и виноград: «и нечего на платформах кататься, автомобильный маршрут должен быть пройден колесами». Опять звоню Важному — сообщаю, что на платформе я не поехал и прошу пропустить меня через мост. Важный говорит, что он не правомочен и завтра приедет Самый Важный, который и будет принимать решение о моем проезде. Важный предлагает мне ждать в поселке до завтра — на мосту нет сотовой связи, и он не сможет со мной связаться. Ситуация осложняется тем, что я иду одной машиной, и без страховки пропустить через мост меня не могут – нужен другой автомобиль, который в случае чего стащит мою машину с рельс. На Чару ушли два джипа из Хабаровска — завтра они должны возвращаться и мне нужно переходить мост в одно «окно» вместе с ними. В ответ сообщаю Важному, что возвращаюсь на мост и буду жить под мостом, пока меня не пропустят, а связь будем держать через проводной телефон смотрителя моста. Снова едем на мост, занимаемся замерами: измеряем ширину полотна и высоту рельс, замеряем колею и дорожный просвет у машины. Прикидываем, как лучше ехать по полотну моста и куда ставить колеса. Смотритель жалуется, что когда проходили две машины из Хабаровска, один джип повис на рельсах — пришлось сдергивать. У Бедуина вроде дорожного просвета хватает с запасом. Сеанс связи с Важным назначили на 7 утра. Закончив с замерами, съезжаем с насыпи и разбиваем лагерь на реке. Спокойного вечера не получается – комары реально достают. Здесь, у воды, их тьма, и они очень голодные и злобные — бегаем от них вдоль реки. Репелентами я стараюсь не пользоваться, поэтому решил попробовать собственный способ: натереться водкой — вдруг запах алкоголя комаров отпугнет. Получилось только хуже – местные комары-алкоголики начали атаковать меня с удвоенной силой. Спастись от них удается только в машине – на ночь включаем фумигатор и спим спокойно.
14 июля. Реки и мосты
В 7 утра, как и условились, мы на мосту. Сеанс связи с Важным. Важный говорит, что после обеда будет «окно» — к этому времени с той стороны подойдут две машины с хабаровчанами — они уже на подходе и меня пропустят по мосту. До обеда куча времени, и мы устраиваем банно-прачечную полудневку на Олекме — прямо под мостом. Около 16:00 смотритель дает команду – на старт, скоро будет переезд! Мы спешно собираемся и влетаем на насыпь, а на той стороне уже ждут переезд хабаровчане: 105-й и 76-й Крузеры. Звонок от Важного – сейчас пройдет поезд, и после него есть «окно» в 40 минут. Поезд проходит, и начинается переправа: сначала с того берега на наш переезжает 105-й Крузер, чтобы нас страховать – если я повисну на рельсах, он выдернет меня назад. 105-ка переправилась, и пока я заезжею на рельсы, успеваем перекинуться с экипажем парой слов: они рассказали, что ездили на Чарские пески и в Мраморное ущелье. Дорога от Чары туда тяжелая — позагибали все подножки на машинах. Еще сообщили, что в Имангре много воды — они нырнули выше дворников. Запрыгиваю на рельсы, и пошел: правое колесо идет между рельс с внутренней стороны правого контр-уголка, а левое колесо идет по шпалам. Поскольку колея у меня широкая, по шпалам ехала только половина ширины левых колес — вторая половина висела в воздухе. Честно сознаюсь — по мосту я ехал долго и плохо: пытаясь контролировать, чтобы левые колеса не свалились со шпал — а шпалы на разных пролетах выступали по разному — я постоянно подруливал вправо. Из-за этих моих маневров правые колеса машины пыталось залезть на контр-уголок, и машина стремилась потерять устойчивость. Хотя длинна моста около километра, мне он показался бесконечным — было ощущение, что еду я по нему целую вечность. Вот закончился еще один пролет – неужели все? Нет, за ним еще один. Оттого, что я плохо еду, смотритель сильно нервничает. Мост все-таки заканчивается, и надо спрыгивать с рельс. Хабаровчане кричат «газуй!», но я, спокойно переваливаясь через рельсы, съезжаю на насыпь – дорожного просвета хватает с запасом. На насыпи сразу разворачиваюсь, чтобы страховать 76-й, но в этом нет необходимости: лихо, хоть и с грохотом мостов об рельсы, Крузак запрыгивает на пути и быстро переезжает мост. Дальше было небольшое шоу: мост переезжал Урал. Про этот Урал смотритель знал, что он тоже должен переезжать, но не знал когда. Не сбавляя хода и с той же скоростью, с которой он ехал по дороге, Урал влетел на насыпь, не тормозя перепрыгнул рельсы, поставил правые колеса на рельсу и помчал, дыша в задницу 76-му. Сказать нечего — красавец!
Оказавшись на другом берегу Олекмы, празднуем небольшую победу: главная преграда на БАМе пройдена, и на прохождение ушли всего сутки — хотя можно было зависнуть на несколько дней. Мы отыграли в бонус какое-то время. Дальше, конечно, будет бездорожье и броды, но не будет препятствий, которые от кого-то зависят, кроме нас. Так тогда мы наивно думали…
Небольшой прогон по лесу, и мы у брода через реку Тазы. Основной брод идет вдоль опор разрушенного автомобильного моста. Брод простой: не глубокий, хорошо просматривается и без крупных камней. Спокойно переезжаем на другой берег, воды – по подножки. После переправы встаем на берегу на перекус. Светит солнышко, и настроение прекрасное. Быстро перекусили и движемся дальше. Выезжаем к реке Имангра и не можем найти брод. На этом берегу все изъезжено, очень много следов — а на том берегу выезда не видно. Река достаточно глубокая, и лезть наобум не хочется. Находим на берегу колею от Урала и пытаемся двигаться по ней. Скачем по реке с отмели на отмель, объезжая завалы в реке, иногда ныряя по капот. На одном из выездов на берег зарывается в гальку задний мост, и корма затапливается — удается выехать без лебедки, включив все блокировки.
Колея Урала выводит нас к зимовью на реке, а от зимовья ни дороги, ни следов дальше нет. Тупик. Возвращаемся на исходную. Здесь, на Имангре, Ольгой была придумана метода прохождения бродов: моя скво, стоя на сидении, высовывалась из люка во весь рост — сверху, если вода не мутная, ей было видно глубину реки и крупные камни, и она командовала с мостика, куда мне ехать. Получалось очень здорово — ни разу глубоко не нырнули и ни разу не повисли на камне. Выпрыгиваем на один из островков, я глушу мотор и хочу пешком перейти неширокий рукав и проверить на том берегу — нет ли там выезда. Перехожу реку — воды выше пояса и течение сильное, но на этом берегу следов нет и быть не может – дальше по берегу завал.
Тут на плес, с которого мы стартовали в поисках брода, из леса выезжают мотоциклисты и кружат по берегу – видимо, тоже ищут брод, машут нам руками. Возвращаюсь к машине и хочу переехать по реке к ним. Ключ на старт – упс! – мотор не заводится — стартер не крутит. Кричать мотогонам бесполезно — они далеко, не докричатся. Еще немного покружив по берегу, мотоциклисты уезжают обратно в лес, а мы остаемся на острове в машине с умершим стартером. Бедуин стоит меж камней, завести «с толкача» – не реально, и надо лезть чинить стартер.
Поскольку втягивающее реле честно щелкало, я решил, что в стартере обгорел силовой контакт. Вполне может быть: ревизию стартера на Бедуине я никогда не делал – как-то не было необходимости, и в каком состоянии контакты – не знаю. Еще на Кабачке я наловчился менять этот контакт, не снимая стартера — почти на ощупь. Лень – двигатель прогресса! С того случая в дальние поездки вожу с собой новенький контакт в ЗИПе. Лезу под машину, разбираю втягивающее – контакт нормальный, не обгоревший. Ладно, не угадал — проверяю все электрическое: сигнал на втягивающее, схему переключения 12/24 v – все работает. Фигня какая-то. Надо снимать стартер и искать причину в нем — но уже темнеет, и я откладываю ремонт на утро.
Садимся ужинать, и тут начинается дождь — сначала слабый, затем усиливается. Если дождь не стихнет, вода в реке может начать прибывать часа через три, а насколько поднимется – не угадаешь. Остров наш небольшой и при хорошем дожде запросто может уйти под воду. Вот и тема для разговора за ужином появилась – что из вещей мы положим в рюкзаки и в какую сторону будем уходить пешком с острова, когда остров вместе с машиной начнет тонуть. Ставлю не реке метку уровня воды и с грустными мыслями отправляюсь спать, под барабанную дробь дождя по кузову.
15 июля. Битва со стартером
Проснувшись в 7 утра, первым делом смотрю на метку – воды не прибыло. Дождь продолжается, но не сильный. Одеваю непромоканец, лезу под машину. Ольге хорошо: можно выспаться, пока я вожусь с машиной. Снимаю стартер, разбираю – все в порядке, придраться не к чему. Прикурочными проводами подсоединяю стартер к аккумулятору – работает, прекрасно крутит. Ставлю стартер на место – не работает. Напрямую соединяю реле переключения аккумуляторов, напрямую даю «плюс» на втягивающее – стартер щелкает, но не крутит. Все, у меня мысли кончились, а заводиться как-то надо. Решаю применить способ, использованный мной когда-то на «сороковке»: когда на ней сгорела катушка во втягивающем, а денег на ремонт не было, я снял со втягивающего заднюю крышку, просверлил по центру отверстие, поставил крышку на место и, тыкая отверткой в отверстие, заводил машину. Повторяю тот же фокус на Бедуине — сверлю крышку, затем демонтирую реле переключения, запитав стартер от аккумуляторов, включенных в параллель, чтобы можно было заводиться без помощи помощника, удерживающего ключ в положении «старт». Сейчас лето, будет и от 12 вольт крутить. Первый пробный запуск отверткой – стартер крутит вполне бодро, мотор заводится! Конечно, тыкать отверткой в стартер на 80-ке не так удобно, как на 40-ке — но ничего, переморщусь.
Пока я воевал со стартером, дождь закончился и появилось солнышко. Жизнь налаживается! Но надо все же искать брод. Собираемся, возвращаемся на берег и решаем переходить реку в самом широком месте, с плеса на плес. Рискованно, но других вариантов нет. Аккуратно заходим в реку, Ольга сверху смотрит дно и направляет меня не по прямой, а по дуге, где помельче. Погружаемся по капот и проходим реку. На другом берегу сразу находим выезд и остатки разрушенного автомобильного моста — а с того берега их не было видно.
Успешно форсировав Имангру, движемся в сторону Хани. Теперь дорога идет вдоль реки Хани: слева – железка, справа – река. В пос. Олекма появляется связь, созваниваемся с группой – они сообщили нам о своих достижениях: приняв решение двигаться вокруг Байкала против часовой стрелки, товарищи проехали Баргузинскую долину а затем зашли на 110-й. На зимнике их накрыл сильный дождь и они решили ехать быстро, пока не поднялась вода в реках. В итоге большую часть маршрута через 110-й «спортсмены» проходили ночью, затратив на прохождение всего зимника 15 часов. Отличный результат!
Совсем немного проехав по БАМу, понимаешь, что автодублер БАМа – это дорога тысячи мостов. Оно и не удивительно – тянуть дорогу хоть железную, хоть автомобильную проще по долинам рек, чем грызть горы. Мосты встречаются самые разные: построенные как капитальные, но полностью разрушенные
и наоборот – временные, но проезжабельные и теперь. Вот мостик из серии «Очкуешь ехать – стели сам!»:
На подъезде к пос. Хани снова начинается дождь. Начинают попадаться навстречу машины. Начиная с Тынды, нам часто на этой дороге встречаются машины без номеров. Видимо, советской власти здесь совсем нет — можно ездить и на неоформленных машинах.
Поселок Хани производит унылое впечатление: зажатый в распадке между гор, он никогда не видит солнца. Много обветшалых и полуразрушенных зданий, груды ржавого железа. Хочется побыстрее уехать отсюда — и мы уезжаем. Въезжаем в горы, начинаются перевалы. Спустившись с одного из них, встаем на ночевку у железки. За железкой течет река Хани. Сходил на нее за водой. В отличие от спокойной Нюкжи с ее песчаными берегами Хани – настоящая горная река, с бурным течением и скалистыми берегами. Места реально дикие — как-то даже не спокойно.
16 июля. Добрые самаритяне
Пасмурно, дождь продолжается. Под дождик хорошо спиться, и встали мы поздно. С вечера натянул тент–«маркизу», и завтракать под тентом было комфортно. Собравшись, движемся в сторону Чары. От поворота на село Чапо-Олого начинается хорошая грунтовая дорога — регулярно встречаются машины и много строительной техники. Видимо, в горах идут разработки. В распадках лежит не растаявший снег.