Лекции по устройству автомобиля для колледжа
Курс лекций «Устройство автомобиля»
Устройство автомобиля.Курс лекций.Для студентов СПО.
Просмотр содержимого документа
«Курс лекций «Устройство автомобиля»»
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №1-2
Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».
Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.
Тема урока: «Введение. Назначение и классификация автомобилей. Назначение расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».
Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,
осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.
2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о назначении и классификации автомобилей, назначении, расположении и взаимодействии основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.
Организация начала урока –2-3 мин.
Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
Актуализация знаний – 3-5 мин.
Объяснение нового материала –45-50 мин.
Закрепление нового материала –10-12 мин.
Задание на дом: В.П. Передерий. «Устройство автомобиля» стр.3-7
Введение. Назначение и классификация автомобилей. Назначение расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами.
Автомобиль – одно из универсальных транспортных средств. По объёму перевозок и пассажиропотокам превосходит остальные виды транспорта.
Первый автомобиль в России построен Е.А Яковлевым и П.А. Фрезе в 1896 г. Массовое производство автомобилей началось в 1908г. На Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в г. Рига. В 1916г. В Москве заложили первый камень завода АМО ( Автомобильное Московское Общество). С 1917 по 1919 г.г. там собирались автомобили Ф-15 по лицензии Италии.
В период Гражданской войны завод ремонтировал автомобили. 1 ноября 1924 г. Был собран первый советский грузовик АМО-Ф-15.
1924-1930- мелкосерийное производство автомобилей.
1925 – выпуск автомобилей ЯАЗ.
1930- пущен в строй Московский завод малолитражных автомобилей.
1932- построен ГАЗ ( грузовики ГАЗ-АА); В Ярославле большегрузные автомобили ЯАЗ; в Москве малолитражный автомобиль КИМ-1.
1944г.- Г. Миасс Челябинской области грузовики ЗИС-5
1947-1958г.г. – производство специализированных автомобилей на новых заводах в г.г. Минск, Жодино, Павловск (Заволжье); Кутаиси, Кременчуг; Львов.
1959-1965 – Увеличивается количество выпускаемых автомобилей; ЯАЗ становится ЯМЗ, производство передается на КРАЗ
1966-1970 реконструкция и техническое перевооружение заводов ГАЗ, ЗИЛ. АЗЛК, МАЗ, БелАЗ, МЗКТ. Построены заводы в Тольятти и Ижевске.
1971-1980г.г. интенсивное развитие автомобилестроения; 1975г.-1964000 автомобилей.
1976г КамаЗ в г. Набережные Челны и в этом же году уже выпущено 2025000 автомобилей.
Классифицируются автомобили по – видам АТТ, параметрам, типу кузова, назначению, колёсной формуле, по типу двигателя.
Автомобильный подвижной состав бывает:
— грузовой – грузовые, седельные тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов.
Легковые : по рабочему объёму двигателя классифицируются:
— особо малый –до 1,099л.
-большой 3,5л и более
— особо большой – без ограничений.
Автобусы классифицируются по длине
— особо большой 16,5-24 м.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъёмности:
— особо малый – до 1 т.
-сверх особо большой – свыше 26т
Специализированные автомобили учитывают специфику перевозимого груза: самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, панелевозы, контейнеровозы и т. д.
Седельный тягач – автомобиль для буксировки полуприцепа.
Сцепка тягача с прицепом или седельного тягача с полуприцепом составляют автопоезд.
Автомобили обычной и повышенной проходимости.
По типу топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные (комбинированные).
Обозначение автомобиля – Завод- изготовитель и индекс автомобиля.
Курс лекций «Устройство автомобиля»
Устройство автомобиля.Курс лекций.Для студентов СПО.
Просмотр содержимого документа
«Курс лекций «Устройство автомобиля»»
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №1-2
Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».
Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.
Тема урока: «Введение. Назначение и классификация автомобилей. Назначение расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».
Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,
осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.
2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о назначении и классификации автомобилей, назначении, расположении и взаимодействии основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.
Организация начала урока –2-3 мин.
Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
Актуализация знаний – 3-5 мин.
Объяснение нового материала –45-50 мин.
Закрепление нового материала –10-12 мин.
Задание на дом: В.П. Передерий. «Устройство автомобиля» стр.3-7
Введение. Назначение и классификация автомобилей. Назначение расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами.
Автомобиль – одно из универсальных транспортных средств. По объёму перевозок и пассажиропотокам превосходит остальные виды транспорта.
Первый автомобиль в России построен Е.А Яковлевым и П.А. Фрезе в 1896 г. Массовое производство автомобилей началось в 1908г. На Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в г. Рига. В 1916г. В Москве заложили первый камень завода АМО ( Автомобильное Московское Общество). С 1917 по 1919 г.г. там собирались автомобили Ф-15 по лицензии Италии.
В период Гражданской войны завод ремонтировал автомобили. 1 ноября 1924 г. Был собран первый советский грузовик АМО-Ф-15.
1924-1930- мелкосерийное производство автомобилей.
1925 – выпуск автомобилей ЯАЗ.
1930- пущен в строй Московский завод малолитражных автомобилей.
1932- построен ГАЗ ( грузовики ГАЗ-АА); В Ярославле большегрузные автомобили ЯАЗ; в Москве малолитражный автомобиль КИМ-1.
1944г.- Г. Миасс Челябинской области грузовики ЗИС-5
1947-1958г.г. – производство специализированных автомобилей на новых заводах в г.г. Минск, Жодино, Павловск (Заволжье); Кутаиси, Кременчуг; Львов.
1959-1965 – Увеличивается количество выпускаемых автомобилей; ЯАЗ становится ЯМЗ, производство передается на КРАЗ
1966-1970 реконструкция и техническое перевооружение заводов ГАЗ, ЗИЛ. АЗЛК, МАЗ, БелАЗ, МЗКТ. Построены заводы в Тольятти и Ижевске.
1971-1980г.г. интенсивное развитие автомобилестроения; 1975г.-1964000 автомобилей.
1976г КамаЗ в г. Набережные Челны и в этом же году уже выпущено 2025000 автомобилей.
Классифицируются автомобили по – видам АТТ, параметрам, типу кузова, назначению, колёсной формуле, по типу двигателя.
Автомобильный подвижной состав бывает:
— грузовой – грузовые, седельные тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов.
Легковые : по рабочему объёму двигателя классифицируются:
— особо малый –до 1,099л.
-большой 3,5л и более
— особо большой – без ограничений.
Автобусы классифицируются по длине
— особо большой 16,5-24 м.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъёмности:
— особо малый – до 1 т.
-сверх особо большой – свыше 26т
Специализированные автомобили учитывают специфику перевозимого груза: самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, панелевозы, контейнеровозы и т. д.
Седельный тягач – автомобиль для буксировки полуприцепа.
Сцепка тягача с прицепом или седельного тягача с полуприцепом составляют автопоезд.
Автомобили обычной и повышенной проходимости.
По типу топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные (комбинированные).
Обозначение автомобиля – Завод- изготовитель и индекс автомобиля.
Устройство автомобиля
Основные узлы устройства автомобиля
Несмотря на огромное число моделей и брендов, при детальном рассмотрении оказывается, все легковые транспортные средства устроены одинаково.
Основные части любого автомобиля:
Все перечисленные элементы крепятся к несущей конструкции – кузову автомобиля. Последний состоит из днища, передних и задних лонжеронов (силовые детали каркаса, делающие его прочным и устойчивым), моторного отсека, крыши и навесных элементов (двери, капот, крышка багажника, бампер, крылья).
Данный перечень — лишь «верхушка айсберга», но ее вполне достаточно, чтобы начать понимать базовый принцип устройства автомобиля.
Если вы ищете учебник или пособие, в котором легко и доступно, «для чайников», расписано устройство автомобиля, рекомендуем обратить внимание на книгу Бескаравайного М.И. «Устройство автомобиля просто и понятно для всех». Пособие легко скачать в Интернете из любой онлайн-библиотеки.
Краткий обзор важных систем и агрегатов устройства авто
Итак, согласно схеме общего устройства машины, она работает следующим образом.
Благодаря кузову все узлы устройства собраны вместе. Системы работают синхронно и слаженно. За запуск двигателя отвечает аккумулятор. Последний выдает искру, из-за которой воспламеняется бензин в камере сгорания. Детонация запускает движение поршней в моторе. Двигатель, с помощью трансмиссии (если максимально просто, это сила, которая крутит колеса) передает энергию на колеса. За плавность и исправность хода отвечает ходовка. Машина едет или останавливается. Эти процессы контролируются педалями «газ» и «тормоз». В автомобилях с механической коробкой передач есть еще педаль «сцепление» (об этом чуть ниже). Чтобы работали все лампочки и датчики, а также исправно функционировал бортовой компьютер, генератор вырабатывает ток.
Водитель, сидя за рулем в комфортабельном салоне, не видит и не ощущает всю сложность технического устройства автомобиля. Он лишь поворачивает ключ в замке, переключает рычаг коробки, давит педали, крутит руль, да жмет кнопочки на панели. Ну, и контролирует уровень топлива в баке. Сказка, да и только!
Однако, все же, если он хочет понимать устройство автомобиля, хотя бы на уровне «для начинающих», должен разбираться еще в некоторых механизмах.
Что такое сцепление? Как работает данный элемент устройства? Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда мы заводим тачку, она сразу не едет. Почему при заведенном двигателе она стоит на месте, пока мы не переключим скорость и не нажмем на педаль газа (тормоза и сцепления, потом газа при МКПП)? Сейчас попробуем объяснить:
Ну что же, мы разобрали базовые элементы конструкции и устройства современного автомобиля, постарались объяснить все максимально доступно и просто. Теперь вы понимаете, каким образом тачка едет, почему работает двигатель, за что отвечает тот или иной агрегат.
Мало кто поспорит, управлять современной машиной, да еще с АКПП – одно удовольствие. Но это – только если соблюдать рекомендации по уходу, относиться к авто бережно, вовремя проходить ТО и реагировать на малейшие неисправности.
Электрооборудование и системы помощи водителю
Многое в машине контролируется электрикой. Она довольно сложная, но значительно облегчает процесс вождения и делает пребывание в салоне максимально комфортным. Именно она запускает двигатель, поддерживая его в рабочем состоянии. Блок управления, аккумулятор, генератор, распределитель, искрообразующие свечи, — всё это отдельные части автомобиля, без которых невозможно представить его нормальное функционирование.
Второстепенными элементами автоэлектрики являются источники освещения: фонари, габаритные огни, поворотники, подсветка салона и т. д. Сюда же относится звуковой сигнал, всевозможные датчики и регуляторы.
К электрооборудованию можно причислять и системы, призванные улучшать курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.
Тормозная система
Позволяет замедлять движение машины, вплоть до её полной остановки. Незаменима система во время экстренных ситуаций, а также когда автомобиль надо удерживать от самопроизвольного движения вниз. Автомобильные тормоза включают несколько подсистем: ручную, запасную, вспомогательную, антиблокировочную. Их совокупность называется тормозным управлением.
Задача основной тормозной системы — регулировать скорость движения машины, останавливать транспортное средство в случае необходимости. Состоит она из привода и исполнительных механизмов (барабан, диск). На современных легковых авто чаще используется гидропривод, реже — электрический, пневмо или комбинированный варианты. В некоторых случаях для повышения давления жидкости и эффективности торможения применяются вакуумный усилитель и регулятор.
При отказе или неисправности главного тормоза (разгерметизация одного из контуров и понижение уровня жидкости до критического) задействуется резервная тормозная система. Работает она как самостоятельный узел или вкупе с ручником.
Ручной или стояночный тормоз, оснащённый механическим приводом, предназначен для:
Коэффициенты эффективности замедления автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч при усилии на педаль до 50 кг основной системы и подсистем:
Принцип функционирования тормозов прост. После нажатия на педаль тормозное усилие передаётся на колёсные механизмы. Последние прижимают к дискам колодки, тем самым останавливая вращение.
Устройство шасси автомобиля
Шасси автомобиля состоит из множества механизмов, передающих крутящийся момент от двигателя к колесам, передвигающих автомобиль и управляющих им: трансмиссии, механизма управления автомобилем и ходовой части.
Сцепление автомобиля
Сцепление служит для того, чтобы передавать крутящий момент двигателя к коробке передач и плавно соединять или разъединять двигатель с механизмами трансмиссии. От педали сцепления идет трос, приводящий в действие механизм сцепления. Сцепление служит для предохранения деталей двигателя и трансмиссии от перегрузки и повреждения при резком включении передачи или торможении.
Тема 1. Классификация и общее устройство автомобиля
Устройство автомобилей
Курс лекции
Разработал: преподаватель Абрамова О.Н.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………… | …….3 |
1. Тема 1. Классификация и общее устройство автомобилей………………………… | …….7 |
1.1. Классификация автомобилей…………………………………………………………….. | …….7 |
1.2. Общее устройство автомобилей………………………………………………………. | ……10 |
2. Тема 2. Двигатель………………………………………………………………………. | ……13 |
2.1. Классификация, общее устройство и принцип работы двигателя……………………. | ……13 |
2.2. Кривошипно – шатунный механизм…………………………………………………….. | ……21 |
2.3. Механизм газораспределения…………………………………………………………… | ……27 |
2.4. Система охлаждения двигателя…………………………………………………………. | ……32 |
2.5. Система смазки двигателя……………………………………………………………….. | ……36 |
3. Тема 3. Система питания двигателей…………………………………………………. | ……44 |
3.1. Система питания бензиновых двигателей………………………………………………. | ……44 |
3.2. Система питания дизельных двигателей………………………………………………… | ……73 |
3.3. Система питания двигателя газом……………………………………………………….. | ……89 |
4. Тема 4. Электрооборудование автомобилей…………………………………………. | ……94 |
4.1. Основные сведения по электротехнике…………………………………………………. | ……94 |
4.2. Источники тока……………………………………………………………………………. | ……98 |
4.3. Потребители тока…………………………………………………………………………. | …..107 |
5. Тема 5. Трансмиссия автомобиля……………………………………………………… | …..128 |
5.1. Общие сведения о трансмиссии…………………………………………………………. | …..128 |
5.2. Типы трансмиссий………………………………………………………………………… | …..129 |
5.3. Сцепление………………………………………………………………………………….. | …..131 |
5.4. Коробки переключения передач………………………………………………………. | …..137 |
5.5. Карданная передача………………………………………………………………………. | …..161 |
5.6. Ведущие мосты……………………………………………………………………………. | …..162 |
6. Тема 6. Ходовая часть автомобиля…………………………………………………… | …..173 |
6.1. Несущая система………………………………………………………………………….. | …..173 |
6.2. Мосты и подвески автомобилей…………………………………………………………. | …..175 |
6.3. Амортизаторы…………………………………………………………………………….. | …..190 |
6.4. Установка передних колес автомобилей………………………………………………. | …..192 |
6.5. Колеса грузовых и легковых автомобилей……………………………………………. | …..193 |
7. Тема 7. Кузов автомобиля……………………………………………………………. | …..199 |
7.1. Кузов грузового автомобиля…………………………………………………………….. | …..199 |
7.2. Кузов автобуса……………………………………………………………………………. | …..202 |
7.3. Кузов легкового автомобиля…………………………………………………………….. | …..204 |
7.4. Вентиляция и отопление кузова…………………………………………………………. | …..208 |
7.5. Конструктивные мероприятия, обеспечивающие безопасность……………………. | …..209 |
8. Тема 8. Системы управления………………………………………………………….. | …..210 |
8.1. Рулевое управление………………………………………………………………………. | …..210 |
8.2. Тормозная система……………………………………………………………………….. | …..224 |
Список литературы…………………………………………………………………………… | …..243 |
Введение
Человек очень быстро осознал, что его собственной силы (мощности) не хватает для выполнения очень многих задач, стоящих на его жизненном пути. Поэтому человечество стало использовать различные природные источники энергии, прежде всего, энергию ветра, энергию движущейся воды или энергию домашних животных. Всадник всегда передвигался быстрее пешего, а на повозке, запряжённой домашним животным, удавалось перевозить тяжёлые грузы на значительные, для того времени, расстояния.
Паровой двигатель был первой машиной, давшей человечеству механическую энергию, прямо не зависящую от природы. Паровой двигатель резко ускорил развитие промышленности, и именно он стал катализатором машинной революции, и что очень важно, он позволил создать надёжную транспортную систему, систему железных дорог. Железнодорожный транспорт позволил перевозить на большие расстояния большие объёмы грузов, с необходимой экономической целесообразностью, позволившей ускорить развитие промышленности. По железной дороге перевозились не только грузы, но и большое количество пассажиров, с необходимыми условиями комфорта.
Естественно пытливые умы изобретателей пытались применить паровые двигатели на самодвижущихся экипажах, предназначенных для движения по простым дорогам. Но этому мешал один из врождённых недостатков парового двигателя, который был менее заметен на железных дорогах, а, именно, большой вес, как самого двигателя, так и воды с топливом, которые необходимо было возить для обеспечения работы двигателя.
С появлением паровой машины (2-я половина 18 в.) создание самодвижущихся повозок быстро продвинулось вперёд. В 1769—70 во Франции Ж. Кюньо построил первый паровой автомобиль, предназначенный для перевозки пушек.
Рис. 1.1 Автомобиль Кюньо
Техническое совершенство паровых машин быстро прогрессировало, мощней и надежнее становились стационарные паровые машины (двигатели), мощней, легче и, можно сказать, красивей становились паровозы, но паровой двигатель имел врождённые недостатки.
· разработка конструкции автомобиля
· постройка образца и испытания его на публике
Благодаря всем этим условиям, Бенц официально считается изобретателем автомобиля. Творение Бенца представляло собой трехколесный самодвижущийся экипаж, рассчитанный на двух человек и оборудованный четырехтактным бензиновым мотором с водяным охлаждением
Рис. 1.2 Автомобиль Бенца
Примерно в это же время другой немецкий изобретатель Готлиб Даймлер также сконструировал экипаж с бензиновым мотором. Его двигатель был более совершенным, его компоновка практически не изменилась до сих пор (впрыск в цилиндр бензино-воздушной смеси, воспламенение ее от электрической искры, размещение коленчатого вала и цилиндра в одном блоке). Двигатель Даймлера сочетал в себе достижения металлургии, химии (топливо), электротехники того времени. Готлиб Даймлер заслуженно считается «отцом» автомобильного двигателя.
В 1897 году немецкий инженер Рудольф Дизель спроектировал и изготовил ДВС с самовоспламенением топлива в цилиндре двигателя. Двигатели Дизеля начали широко применяться только в тридцатые годы 20 века, когда развитие техники и технологии позволили создать топливный насос высокого давления (ТНВД).
В СССР дизельный двигатель был установлен на танк Т-34, которой считается лучшим танком Второй мировой войны.
И Даймлер, и Дизель при проектировании своих двигателей использовали разработки немецкого инженера Николауса Августа Отто. Именно он создал теорию 4-х тактного двигателя и построил действующую модель, однако его двигатель был громоздкий и использоваться мог только как стационарный.
Рис. 1.3. Четырехтактный двигатель Отто
Первые двигатели и Даймлера и Дизеля были одноцилиндровыми, малой мощности. В дальнейшем, для увеличения мощности стали делать многоцилиндровые двигатели, с расположением цилиндров или в ряд (рядные) или V-образно.
Массовый выпуск при такой организации производства был ограничен. Владельцами автомобилей были только состоятельные люди. Для массового выпуска автомобилей необходимо было снизить трудоемкость изготовления всех деталей и узлов, поэтому в США Генри Форд (знаменитый конструктор и промышленник) в 1914 г. построил завод с поточным производством. Каждая операция детали производилась на отдельных станках различными работниками. Сборка узлов и автомобиля в целом производилась на конвейере, где каждый рабочий выполнял отдельные операции, после чего конвейер перемещался, позволяя производить последующие операции другим работникам.
Производительность труда при поточном производстве и конвейерной сборке увеличивалась в десятки раз, что позволяло увеличивать выпуск и снижать стоимость автомобиля. Автомобиль становился доступен не только богатым, но и людям со средним достатком.
Появление надежных мощных компактных двигателей вызвало рост авиации. В то же время совершенствование конструкций автомобилей и двигателей ставило новые задачи перед металлургией, химией, электротехникой, станкостроением. Другими словами, бурный рост автостроения ускорял развитие этих отраслей производства.
Производство автомобилей в России началось в 1908 г. со сборки машин на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге. Было выпущено примерно 800 машин, т.ч. и грузовые. В 1916 г. состоялась закладка завода Автомобильного Московского Общества (АМО), где с 1917 г. по 1919 г. собирались автомобили Ф-15 по итальянской лицензии. С 1919 г. по 1923 г. завод выполнял в основном ремонт автомобилей. 1 ноября 1924 г. был собран первый советский грузовик АМО-Ф-15. Именно 1924 год считается годом начала развития отечественного автомобилестроения. В развитии отечественной автомобильной промышленности можно выделить
несколько основных этапов:
Рис. 1.4. Первый советский грузовик
1 этап: 1924—1930 гг. — мелкосерийное производство автомобилей на заводе АМО (в настоящее время АМО ЗИЛ).
В 1925 г. начал выпуск грузовых автомобилей Ярославский автомобильный завод.
В 1930 г. пущен в строй Московский завод малолитражных автомобилей, принято решение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода мощностью 100 тыс. автомобилей в год.
2 этап: 1931—1946 гг. — основными задачами стали создание материальной базы для массового производства автомобилей и обеспечение заводов высококвалифицированными кадрами.
В 1931 г. начата реконструкция завода АМО для массового
производства грузовиков конвейерным способом.
В 1932 г. построен Горьковский автомобильный завод, начался серийный выпуск грузовиков ГАЗ-АА. В этот период начал выпуск большегрузных автомобилей Ярославский автомобильный завод, Московский завод малолитражных автомобилей освоил производство легковых автомобилей КИМ-10. В середине 30-х годов СССР занимало первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовых транспортных средств.
В 1944 г. построен завод на Урале, начат выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5В. 3 этап: 1947—1958 гг. — разработаны и поставлены на производство автомобили новых конструкций: грузовые большой грузоподъемности, тягачи, автомобили-самосвалы, специализированные (пожарные, санитарные и др.). Вступили в строй новые автомобильные и автобусные заводы в городах Минск, Павлово, Кутаиси, Кременчуг и Львов. Расширился типаж грузовых и легковых автомобилей и автобусов.
4 этап: 1959—1965 гг. — увеличивается число выпускаемых автомобилей, повышается их качество. Происходит специализация и кооперирование заводов по выпуску автомобилей. Так, Ярославский автомобильный завод (ныне ЯМЗ) становится заводом по выпуску дизелей, а производство автомобилей передается на новый завод в г. Кременчуг. Производство карьерных самосвалов грузоподъемностью выше 25 т, изготовляемых на Минском автомобильном заводе, передано Белорусскому автомобильному заводу в г. Жодино.
5 этап: 1966—1970 гг. — реконструкция и техническое перевооружение заводов ГАЗ, ЗИЛ, АЗЛК, МАЗ, БелАЗ и др. Вступили в строй Ижевский автомобильный завод по производству автомобилей «Москвич»-408 и Волжский автомобильный завод в г. Тольятти.
6 этап: 1971—1980 гг. — интенсивное развитие автомобилестроения. В 1975 г.
было выпущено 1 964 000 автомобилей. 16 марта 1976 г. в г. Набережные
Челны был выпушен первый автомобиль КамАЗ-5320. В декабре 1976 г.
автомобильная промышленность СССР преодолела двухмиллионный рубеж,
выпустив 2 025 000 автомобилей за год. Переход на новые экономические отношения затормозил развитие отечественного автомобилестроения.
Тема 1. Классификация и общее устройство автомобиля
Классификация автомобилей
Автомобиль – это самоходное средство, приводимое в движение собственным двигателем и предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций.
Автомобили подразделяют на:
· грузовые (грузовики, тягачи, прицепы, полуприцепы),
· пассажирские: легковые (вместимостью до 8 чел, включая водителя) и автобусы (вместимостью более 8 чел.),
· специальные (служат для специальных работ и имеют соответствующее оборудование или специальные кузова – автокраны, пожарные, санитарные и т.д.)
Грузовые автомобили
Маркировка грузовых автомобилей: Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из 4 цифр.
1 цифра – класс автомобиля по полной массе:
Полная масса, т | до 1,2 | 1,2 – 2,0 | 2,0 – 8,0 | 8,0 – 14,0 | 14,0 – 20,0 | 20,0 – 40,0 | Св. 40,0 |
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В случае, если базовая модель автомобиля была преобразована (модифицирована), то может вводиться 5 цифра (не обязательная), означающая порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода – изготовителя.
Число ведущих колес автомобиля характеризуется колесной формулой. Например, формула 4 х 2 означает, что общее число колес – 4, ведущих – 2.
Формула 6 х 4 означает, что общее число колес – 6, ведущих – 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны на задней и средней осях грузовых машин, считаются как одно колесо.
Формула 6 х 6 означает, что общее число колес – 6, ведущих – 6. Т.е. автомобиль является полноприводным (высокая проходимость).
Пассажирские автомобили
Пассажирские автомобили подразделяются на легковые (вместимостью до 8 чел, включая водителя) и автобусы (вместимостью более 8 чел.).
Автобусы различают по таким признакам как: назначение и емкость.
По своему назначению различают:
Городские автобусы по емкости делятся на:
Для перевозки туристов используют малые и средние городские автобусы. Автобусы междугородные имеют среднюю вместимость. Туристические и междугородные автобусы отличаются повышенным комфортом и безопасностью.
Легковые автомобили классифицируются по следующим признакам: